Файл: 2012_Leturno_Sh__Evolyutsia_sobstvennosti.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.11.2020

Просмотров: 3932

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

— 239 —

П.  И нда  браминскаго  пермда.

Если  даже  примитивная  хронолоия китайцевъ,  людей  серьез- 

ныхъ,  методичныхъ  и  не  одаренныхъ  сильнымъ  воображешемъ, 
оставляетъ  желать  многаго,  удивительно  ли,  что  первыя лето­
писи  индейцевъ—народа  съ  необузданнымъ,  почти  изступлен- 

нымъ  воображешемъ  и  долго  со всемъ  не  имевшаго  исторш— 
совершенно  баснословны?  Въ  эпоху  Александровскихъ  походовъ 
у  индусовъ  уже  не  оставалось  нцкакихъ  воспоминанШ  объ  ихъ 
происхожденш;  они  считали  себя  первыми  обитателями  страны 
и  сохранили  лишь  самыя  смутныя  предашя  о  своей  первона­
чальной  дикости  *).  Терпеливое  изучеше  древне-индейской  ли­
тературы  европейскими  учеными  дало  возможность  возста- 
новить  въ  общихъ  чертахъ  истор1ю  отдаленныхъ  временъ  Ин- 
дщ.  Въ  настоящее  время  известно,  что  первые  обитатели.  Ин- 
достанскаго  полуострова  не  принадлежали  къ  арШской  расе. 

Эти предшественники  арШцевъ — «даз!у»,  «ракхаза»,  «обезьяны», 
для  которыхъ  ведическйя  и  браминсшя  сочинешя  не  находятъ 
достаточно  проклятШ,  были  после  долгой  борьбы  и  многократ- 
ныхъ  вторжешй  покорены  и  частью  истреблены  ведическими 

арШцами,  проникшими  въ  Инд

1

ю  въ  очень  отдаленную  эпоху 

черезъ  долину  Инда.

Утвердившись  въ  богатой  завоеванной  стране,  завоеватели, 

разумеется,  постарались  переделать  ее  на  свой  ладъ,  чего  въ 
значительной  мере  достигли,  хотя  и  не  могли  восторжество­

вать  надъ  некоторыми,  слишкомъ  глубоко  укоренившимися нра­
вами и местными  обычаями.  Ведичесше  магараджи  превратились 
въ  настоящихъ  царей;  зато  подчиненные  имъ  царьки  до  та­

кой  степени  не  отличались  величественностью,  что,  какъ  мы 
узнаемъ  изъ  законовъ  Маву,  сомолично  разбирали  даже  дере- 

венсгая тяжбы  изъ-за  межъ  а).  Политическая  система  алчныхъ 
и  льстивыхъ  жрецовъ,  о  которыхъ  такъ  много  говорится  въ 
Ригведе  и  которые  уже  привели  ведическихъ  арШцевъ  къ  ре­
жиму  деспотической  монархш,  окончательно  восторжествовала 
въ  Индш.  Благодаря  влхяшю  жрецовъ,  въ  Индш  основались 
обширныя  монархш,  но  жрецы  удержали  за  собой  высшую 
власть;  образовались  строго  замкнутыя  касты,  но  каста  брами-

*)  Diodore.

а)  C o d e   d е  Н а  n o u ,   VIII,  245—246.


background image

— 240 —

новь  присвоила  себе  чудовищяыя  привиллегш.  Государя  бра­
мины  признавали  созданнымъ  изъ  высшаго  естества  и  требо­
вали  отъ  другихъ  рабскаго  боготворешя  его  особы, 

но 

съ  темъ 

чтобъ  онъ  съ  своей  стороны  почиталъ  и  слушался  браминовъ 
и  давалъ  имъ  возможность  обогащаться.  «М1ръ,  лишенный  царя, 

былъ 

порашенъ  страхомъ»,  говоритъ 

Ману.  «Всевышшй  создалъ 

царя  изъ 

частицъ, 

взятыхъ  изъ 

самой 

сущности* 

В'Ьчныхъ 

ча- 

стицъ 

существа  Индры»  *).

Весьма  естественно,  что  государь,  особа  котораго  состоитъ 

изъ  божественныхъ  частицъ,  недосягаемо 

высоеъ

 

для  своего 

народа.  БраминскШ  кодексъ  разрешаешь  ему  въ  случаяхъ  необ­
ходимости,  въ  которыхъ  онъ  одинъ  судья,  брать  въ  свою 

пользу  четвертую  часть  землед*льческихъ  иродуктовъ  его  цар­

ства.  «Главная  его  обязанность—побеждать»,  остальное  не­

важно  2).  Онъ  накладываетъ  тяжелые  налоги  на  скотъ,  на 
произведешя  земли,  рудниковъ,  на  торговлю.  Рабочге  и  реме* 

сленники  обязаны  отдавать  въ  его  пользу  одинъ  рабочШ  день 

въ  месяцъ;  но  отъ  касты  воиновъ,  кшатргевъ,  онъ  ничего  не 
требуетъ,  а  главное,  не  долженъ  ничего  принимать  отъ  касты 

браминовъ:  «Царь,  хотя  бы  онъ  умиралъ  въ  нищете,  не  дол­
женъ  принимать  дани  отъ  брамина,  искусившагося  въ  Святомъ 

Писанш»  3).  Царь  вмешивается  во  все,  самолично  или. черезъ 
своихъ  помощниковъ.  Каждые шесть  месяцевъ  онъ  определяетъ 

ценность  драгоценныхъ  металловъ 

*),

  каждые  пять  дней—цены 

товаровъ5);  запрещаетъ  по  своему  усмотрены©  ввозъ  или  вы- 
возъ  техъ  или  другихъ  предметовъ  или  присваиваетъ  себе  мо- 

нополш  на нихъ  и  т.  д.  и  т.  д.  в).  Униженный  видъ,  который 
индейсЕае  подданные  принимали  въ  присутствш  своихъ  царей, 
приводилъ  въ  негодоваше  грековъ.  Они  не  ограничиваются 
низкимъ  поклономъ,  приветствуя  царей  и  высшихъ  сановни- 
ковъ,  но  «законътребуетъ,  чтобъ  имъ  воздавались  божесшя 
почести»,  говоритъ  Страбонъ7).

При  такомъ  чисто  деспотическомъ  режиме  царь  является 

не  только  верховнымъ  собственником ъ,  но  и  наследникомъ

I b i d . ,   VII,  3—5.

а)   I b i d . ,   VII,  118—119.
*)  I  b i d.,  VII,  130—138.

*)

  I b i d., 

vm, 

402—403.

s)  I b i d.

б)  Ib id .,  VIU.

7) 

Strabon, 

X V

,  67.


background image

— 241  —

a b i n t e s t a t   (M.  Marigny,  Hist,  de  l’Economie  politique,  I,  91). 

Съ  собственностью  своихъ  подданныхъ  онъ  обращается  вполне 
безцеремонно;  въ  сущности  и  иметь-то  собственность  можно 
только  съ  его  разрЯшетя.  Такъ  было  въ  Индш  съ  самыхъ 
отдаленныхъ  временъ  и  до  нашихъ  дней.  Т е  изъ  индейскихъ 
царей,  истор1я  которыхъ  известна  намъ  въ  точности,  брали  съ 

земли  почти  все  за  исключешемъ  безусловно  необходимаго  для 
существовашя  земледельцевъ  ’),  и  такое  положеше  делъ  про­

должалось  еще  въ  ХУН-мъ  веке,  когда  наши  мисск>неры  пы­
тались  обратить  индуссовъ  въ  хржтанство.  Въ  Мараве  царь 

раздавалъ  своимъ  вассаламъ  земли,  которыя  всегда  могъ  отоб­
рать  и  за  которыя  вассалы  были  обязаны  доставлять  ему сол- 

д а т ъ а).  Понятно,  что  вассалы  вознаграждали  себя  насчетъ 
народа  и  поступали  съ  нимъ  нисколько  не  лучше,  чемъ  цари 
Карната,  о  которыхъ  одинъ  миссюнеръ  старыхъ  временъ  вы­
ражается  такъ:  «Индейцы  очень  жалки;  они  почти  не  поль­
зуются  плодами  своихъ  трудовъ.  Въ  каждомъ  государстве  царь 

неограниченный  властелинъ  и  собственникъ  всехъ  земель:  жи- 
телямъ  каждаго  города  его  чиновники  отводятъ  определенное 

пространство  земли,  которое  и  заставляютъ  ихъ  обрабатывать. 

Когда  наступить  время  уборки,  эти  самые  чиновники  прика- 

зываютъ  снимать хлебъ, и когда  зерно  сложатъ  въ  кучи,  прикла- 
дываютъ  къ  нимъ  царскую  печать  и  уходятъ.  Когда  найдутъ 
нужнымъ,  они  являются  за  зерномъ,  изъ  котораго  бедному 

земледельцу  оставляютъ  всего  четвертую  часть  и  которое  за- 
темъ  продаютъ  народу  по  произвольнымъ  ценамъ,  на  что  никто 
не  смеетъ  жаловаться»  3).  Какъ  видно,  въ  Карнате  къ  этому 

времени  произошела  перемена  со  временъ  законовъ  Ману:  царь 
беретъ  въ  свою  пользу  уже  не  четверть,  а  три  четверти  зем- 

ледельческихъ  продуктовъ.

Но  на  ряду  и  даже  выше  царскихъ  привидлепй  стоять 

привиллег:и  браминовъ:  «Являясь  на  светъ,  браминъ занимаетъ 

первое  место  на  земле,  становится  самодержавнымъ  господи- 
номъ  всего  сушаго...  Все,  что  заключаетъ  м1ръ,  есть  въ  не- 
которомъ  роде  собственность  брамина»  4).  Вооруженный такими 
божескими  правами—предполагая  даже,  что  онъ  пользуется

S.

  Maine,  Village  communities,  17S.

2)  Lettres  £difianteH.,  XIII,  16.

3)  Ibid.,  X,  7.

Code  de  Manou,  1,  90,  100.


background image

— 242  —

ими  умеренно—Браминъ  ведетъ  пр!ятную  и  легкую  жизнь.  По 
возможности  онъ  не  долженъ  обрабатывать  землю,  ибо  это  при­
чинило  бы  смерть  многимъ  животнымъ  ’),  а  ничего  не  можетъ 
быть  ужаснее;  но  если  онъ  въ  нужде,  онъ  свободенъ  взять 

все,  что  хочетъ,  съ  чьего  угодно  гумна  или  поля,  изъ  чьего 
угодно  дома  съ  единственнымъ  услов1емъ  предупредить  вла­
дельца  2).  Сверхъ  того  онъ  имеетъ  право  принудить  судру  слу­
жить  ему  э),  можетъ  и  обокрасть  судру  со  спокойной  со­
вестью  4).  Судрамъ  строжайше  запрещается  копить  драгоцен­
ные  металлы,  «чтобъ  они  какъ-нибудь  не  причинили  непр1ят- 
ности  браминамъ»,  говорить  Ману 5).

Съ  такими  законами  рабство  не  нужно,  и  действительно, 

въ  Индш  оно  не  было  такъ  распространено,  какъ  въ  другихъ 
варварскихъ  монарх1яхъ. 

Мне 

еще  придется  говорить  о  рабстве 

по  поводу  деревенской  общины.  Въ  ^игведе  ничего  не  гово­
рится  о  невольникахъ,  въ  законахъ  Ману  говорится  очень  мало, 
а  по  свидетельству  Дюдора  древше индейск1е  философы  учили, 
что  рабства  не  должно  быть 6).  Что  касается  ремесленниковъ, 

то  они  составляли  или  и  теперь  еще  составляютъ  вамкнутыя 
корпорэщи,  даже  скорее  касты,  ибо  професс1и  наследственны 

и  браки  допускаются  только  между  членами  одной  и  той-же 
группы 7).

Необходимо  однако  заметить,  что.  по  всей  вероятности, 

теократическое  общество  никогда  не  существовало  въ  Индш 

въ  томъ  виде,  какъ  его  описываетъ  Ману.  Оно  существовало 
скорее  въ  идеале  браминовъ,  къ  которому  старались  прибли­

зиться  и  отъ  котораго  современная  Инд1я  во  всякомъ  случае 
довольно  далека.  По  мнешю  Мэна,  человека  вполне  компе- 
тентнаго,  1ерархичоская  лестница  индейскихъ  кастъ  была  не 

более  какъ  измышлеше  браминовъ.  Безспорно  существуетъ  каста 
жрецовъ,  первенствующая,  но  лишь  въ  очень  ограниченномъ 
смысле,  затемъ  несколько  княжескихъ  родовъ  и  наконецъ 
племена,  деревенешя  общины,  гильдш,  предъявляются  сомни-

I b i d.,  X,  83,  84.

 

а)  Ibid.

8)   Ibid.,  VIII,  413.

*)  1  b i d.,  VIII,  416.

 

s)  Ib id .

•)  Diodore,  II,  39.

')  Dalton.  E t h n o l o g y   o f   B e n g a l ,   323.


background image

— 243 —

тельныя  притязатя  на  принадлежность  ко второму  или  третьему 

классу. 

Вне 

этихъ  крупныхъ  подразд*лешй  есть  только  ре­

месленные,  торговые  и  промышленные  цехи  и  землед'Ьльчесшя 

ассощацш  *).

Съ  точки  вр*шя  земельной  собств.нностп  если  что  и  уце­

лело  въ  Индш,  переасивъ  вс*  аавоеватя,  такъ  это  деревен­
ская  община,  ведущая  свое  начало,  вероятно,  со  временъ 

глубокой  древности.  Уже  въ  IV -мъ  в*к*  до  P.  X.  Неархъ, 
нам'Ьс'гникъ  Александра,  констатируетъ  существоваше  земле- 
д*льческихъ  ассощащй  въ  н*которыхъ  м*стностяхъ  Индш— 

ассощащй,  члены  которыхъ  обрабатываюсь  землю  сообща  и 
д*лятъ  между  собою  продукты.  Неархъ  говоритъ,  что  когда 

количество  нродуктовъ  превышало  нужды  населешя,  излишекъ 

сжигали  для  того,  чтооы  никто  не  оставался  празднымъ.  Онъ 

уже  указываешь  на  господство  обычая,  вышЬснявшаго  писанные 

законы  2).  Съ  своей  стороны  кодексъ  Ману  советуетъ  остав­
лять  вокругъ  деревень  для  п астби щ ъ   полосу  невозделанной 

яемли^шириною  въ  400  локтей  или въ  тройную  длину  разстояшя, 

пролетаемаго  брошенной  палкой,  и  втрое  большее  пространство 

во  кругъ  городовъ3).  Здесь  д^ло,  очевидно,  идетъ  о  такой 

земле,  которою  владели  сообша,  нераздельно.  И  когда  тотъ- 

же  кодексъ  говоритъ  о  распряхъ  изъ-за  межъ  м еж ду  д ер ев­
ням и  и  предписываешь  царю  засаживать  межи  большими  де­
ревьями  4),  онъ  тоже  съ  достаточной  ясностью  констзтируетъ 

существоваше  деревенской  общины.  Впрочемъ,  Ману  признаешь 
и  личную  или  семейную  собственность  на  дома,  сады,  поля, 

водохранилища5).  Но  была-ли  эта  собственность  полной  или 

только  узуфруктомъ?  Этого  нельзя  решить  на  основаши  одного 
только  текста  книги  Ману.  Несомненно  явствуетъ  изъ  нея 
только  то,  что  разделка  целины  даетъ  право  личной  собствен­

ности:  «Возделанное  поле  принадлежишь  тому,  кто  вырубилъ 
съ  него  лес/ь,  расчистилъ  его  и  вспахалъ,  такъ-же  какъ  антилопа 
принадлежитъ  смертельно  ранившему  ее  охотнику»  *).  Это 
и  есть  столь повсеместно  признаваемое  право  перваго  разделы-

*)  S.  Maine.  Y i l l .   C o m m u n i t e s .

 

*)  Strabon,  XV.
•)  C o d e   d e   M a n o u ,   УШ,  237.
*)  I b i d . ,   VIII,  245,  246.
*)  I b i d . .   VIII,  262,  264.

 

e)  Ibid.,  IX,  44.