Файл: 2012_Leturno_Sh__Evolyutsia_sobstvennosti.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.11.2020

Просмотров: 3933

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

—  244 —

вателя.  Мы  уже  видели,  что  оно  признается  и  на  Яве,  где 
такъ сильно сказалось вл1яше Индш; только обыкновенно яванская 
десса даетъ разделавшему  лишь  право  временнаго  пользовашя.— 

Заметимъ  еще,  что  у  аборигеновъ  центральной  Бенгалш  даже 

и  поныне  встречаются  примеры  пертдическихъ  переделовъ 
воздел а нныхъ  земель.

До  заняшя  Индш  европейцами  въ  ней  не  существовало 

ничего  похожаго  на  нашу  организацию  земельной  собственности; 
земля  никогда  не  мобилизировалась  какъ  обыкновенные  товары, 

собственность  на  землю  не  подразумевала  права  продажи,  отоб- 
раше  и  продажа  земель  для  погашешя  частнаго  долга  были 

абсолютно  неизвестны.  Даже  мысль  о  подобныхъ  вещахъ  не 

могла  прШти  въ  голову  туземцамъ.  Только  некоторыя  земли, 

быть  можетъ,  те,  которыя  были  разделены  владельцами,  могла 
быть  отчуждаемы  посредствомъ  заклада  (alienees  par  hypo- 
th6ques)  ’).  Но  вообще  отчуждеше  земель  было  возможно  не 
иначе,  какъ  съ  coraaein  однодеревенцевъ,  соседей,  родствен- 

никовъ 2).  Даже  и  теперь  продажи  земель  редки,  несмотря  на 

облегчешя,  введенныя въ  этомъ  смысле  английскими  законами  3). 
По  словамъ  Кэмбелля  въ  президентстве  Мадраса  есть  деревни, 
которыя  вотъ  уже  целыхъ  пятьдесятъ  летъ  по  наружности 
подчиняются  введенному  англичанами  личному  налогу,  въ  дей­
ствительности-же  выплачиваютъ  налогъ  гуртомъ  и  потомъ  рас- 
кладываютъ  на  всехъ *).

Организащя  индейскихъ  деревень  приблизительно  такая  же, 

какъ  организащя  яванской  дессы.  Леса  и  залежныя  земли  со­
ставляютъ  общественную  собственность,  но  пахатная  земля  уже 
не  принадлежитъ  общине.  Деревней  управляетъ  голова,  иногда 
выборный,  иногда  наследственный,  и  часто  не  одинъ,  а  вместе 
съ  советомъ  старейшинъ.  Некоторый,  признанныя  необходи­

мыми,  ремесла—башмачное,  кожевенное  и  др.—возведены  на 
степень  наследственныхъ  профессШ,  возложенныхъ  на  извест- 

ныя  семьи,  которымъ  въ  такомъ  случае  отводятъ  участки  земли 
въ  виде  вознаграждешя.  Земля  отводится  также  священнику, 

казначею  и  прочимъ  должностнымъ  лицамъ.  Деревенсюя  об­
щины  Бенгалш  очень  напоминаютъ  те,  которыя  мы  скоро

Campbell.  S y s t e m s   о  Г  l a n d   t e n u r e   i n   I n d i a ,   151.

 

a)  Colebrook.  A d i g e s t o l '   H i n d u   L a w ,   П,  161.

э)  E.  de  Laveleye, 

D e l s  

P r o p r i e t y   168.

*3  Campbell.  L o c.  c it .,


background image

— 245 —

встретимъ  въ  Европе  у  славянъ  и  у  тевтоновъ.  Каждая  та­
кая  община  состоять  изъ  несколькихъ  семей,  якобы  происхо- 
дящихъ  отъ  одного  общаго  предка  и  владеющихъ  землею  со­

обща.  Въ  этомъ  аггрегате  каждое  отдельное  хозяйство  есть 
лишь  второстепенная  единица  *).  Солидарность  очень  велика. 
Каждая  семья  должна  подчиняться  традищоннымъ,  подчасъ 

до  мелочности  подробнымъ  правиламъ  культуры,  а  главное,  ни 
одна  семья  не  можетъ  продать  своей  части  безъ  согласхя  одно- 
деревенцевъ  а).  Деревня  представляетъ  маленькое,  вполне  орга­

низованное  общество,  которое  имеетъ  свою  администращю,  свою 
полицию,  само  чинитъ  судъ  и  расправу,  распределяете  между 

своими  членами  общественныя  повинности  3).  Отъ времени  до 

времени  и  после  предварительнаго  испы татя,  индусская  де­

ревня принимаетъ  и  постороннихъ  совсемъ,  какъ  яванская  десса.

Индуссюя  деревенсшя  общины  не  имеютъ  писанныхъ  за- 

коновъ;  оне  управляются  традищонными  обычаями,  противъ 
которыхъ  никто  не  думаетъ  возставать.  Обыкновенно  совету 

старейшинъ  не  приходится  даже  приказывать.  Онъ  просто  за- 
являетъ,  что  то-то  или  то-то  всегда  делается  такъ-то  *),  и 
этого  довольно.  Привычка  къ  известному  режиму  сложилась 
прочно,  почти  неизгладимо,  въ  силу  громадной  продолжитель­
ности  существоватя  этого  режима.

На  всемъ  протяженш  большого  ирригащоннаго  канала  пра­

вительство,  поручая  деревнямъ  распределение  известнаго  коли­
чества  воды,  договаривается  съ  каждой  деревней  гуртомъ,  и 
затемъ  распределеше  воды  производится  подъ  строгимъ  надзо- 
ромъ  совета  старейшинъ  5).

Въ  Пенджабе  каждый  житель  снимаетъ  участокъ  земли, 

величина  котораго  выражается  въ  плугахъ  (упряжкахъ)  и  бы- 
ваетъ  различна  6),  но  самое  выражеше  плугъ  (упряжка)  не­
сомненно  указываетъ  на  существовавшую  некогда  систему  на- 
деловъ.  Наконецъ,  существоваше  въ  этихъ  общинахъ  обы- 
чаевъ,  определяющихъ  до  мельчайпшхъ  подробностей  способы 
культуры,  еще  более  характерно  и  свидетельствуетъ  въ  томъ  же 
смысле.

'*)  S-  Maine.  Vill.-Oomm.,  12,  18.

а)  I b i d.,  13,  103.
*)  I b i d .,  Ancicn  Droit,  247.
*1  Ibid.,  Vill.-Comm.,  68.
5)   Ibid.,  109.

e)  E.  de  Laveleye.  De  1а  ргорпёгё,  351.


background image

— 246 —

Въ  настоящее  время  индусской  общин*,  которую  во  все 

времена  мы  находимъ  въ  основанш  индейскаго  общества,  гро­

зить  серьезная  опасность  со  стороны  личной  собственности. 

Община  сама  стремится  къ  распадение  даже  помимо  вл1ян!я 
англичанъ.  Въ  принципе  она  уже  допускаетъ  разделъ  обще­
ственной  земли  и  допускаетъ  безъ  всякихъ  ограничешй.  Если 
верить  Эльфинстону,  то  въ  настоящее  время  индусск

1

Я  дере- 

венсюя  общины  пополняются  покупщиками  участковъ.  Если 
оне  еще  держатся,  то  только  потому,  что  для  раздела  и  для 

npieMa 

постороннихъ  обычай  требуетъ  соглаая  общины 

i), 

по­

тому  что  деревня  еще  сохраняетъ  за  собой  право  верховной 

собственности,  а  главное  потому,  что  не  вошло  еще  въ  обычай 

завещаше.

Главная  нравственная  связь  индусской  деревенской  об­

щины—

кровное 

родство,  забота 

объ  единокроЕНЫхъ. 

Мы  уж** 

видели,  что 

все 

однодеревенцы  признаютъ  себя  потомками  од­

ного  общаго 

п р е д к а , 

предполагаема™  основателя  деревни.  Об­

щее  изучеше  развит1я  семьи  показываетъ,  что  попсюду  род­
ственный  связи,  вначале  пеопределеипыя  и  широюя,  съужи- 
ваются  по  мере  того,  какъ  выясняются  точнее,  и  въ  конце 

копцовъ  изъ  семейнаго  клана  выделяется  маленькая  семья— 
хозяйство.  Въ  окончательномъ  результате  это  приводить  къ 
раздроблешю  клана  и  его  собственности;  но,  ставши  независи­
мыми,  м елтя  семейныя  ассощацш—по  отношенш  къ  собствен­
ности,  къ  солидарности —  продолжаютъ  держаться  векоторыхъ 
коммунистическихъ  понятШ,  господствовавшихъ  въ  клане,  ко­
тораго  оне  представляютъ  лишь  мишатюру.  Таково  было  раз- 

BHTie  индусской  семьи.  Тамъ,  где  основы  ея  не  были  потря­

сены  законодательствомъ  и  примеромъ  англичанъ,  индусская 

семья  представляетъ  группу  людей,  которые  принесли  бы  об­
щую  жертву  на  похоронахъ  своего  общаго  предка,  еслибъ  онъ 
умеръ  при  ихъ  жизни  ’).  Каждая  изъ  этихъ  семей - общинъ 
имеетъ  общШ  столъ,  общее  богослужеше  и,  если  владеетъ  зе­

мельной  собственностью,  то  и  общую  землю;  но  земельная  соб­
ственность  не  составляетъ  необходимаго  услов1я.  Ассоц1ащя 

держится  не  земельной  собственностью,  а  кровнымъ родствомъ*

*)  Я   Maine.  А н е.  D roit.,  24 9 — 253.
-)

  i b i d . ,   Institutions  primitives,  133.


background image

—  247  —

Такъ,  очень  часто  такая  семья-община  живетъ  ремесломъ  или 
торговлей  *).

Индусская  семья  въ  строгомъ  смысл*  отцовская;  ею  деспо­

тически  управляетъ  отецъ  или  старшШ  братъ.  Человекъ  дру­
гой  крови  не  можетъ  въ  нее  проникнуть.  Жилище  каждой 

семьи  стоить  особнякомъ,  и  даже  самыя  бедныя  семьи  ведутъ 

очень  замкнутую  жизнь  а).  Туземцы  говорятъ,  что  жизнь  ихъ 

стала  невыносима  съ  т*хъ  поръ,  какъ  введены  англШсюе  за­

коны  и  на  женщинъ  и  детей  стали  смотреть,  какъ  на  муж- 
чинъ  J).  Законы  Ману  допускаютъ  разделы  после  смерти  отца, 

и  даже  даютъ  для  нихъ  правила,  но  прежде,  особенно  до  вла­

дычества  англичанъ,  индусстя  семьи  не  делились.  Были  семьи, 

где  жили  нераздельно  целыми  поколешями  по  предатю ,  и 

где  заработокъ  каждаго  изъ  детей,  даже  послЬ  смерти  отца, 
поступалъ  въ  общую  кассу.  Между  всеми  членами  семьи  была 
самая  тесная  связь.  Какъ  бы  дети  ни  провинились  передъ 

отцомъ,  онъ  не  имелъ  права  лишить  ихъ  наследства  и  иъ 

долговыхъ  обязательствахъ  отецъ  и  дети  отвечали  другъ  за 
друга  4).  Отецъ  не  имелъ  права  завещать,  а  самое  большое, 
что,  какъ  римскШ  pater  familias,  могъ  по  своему  разделить 
между  детьми  семейную  собственность  &).  Впрочемъ,  въ  Ниж­
ней  Бенгалш.  где  деревенская  община  очень  раздробилась  и 
где  пошатнулась,  повидимому,  и  семья,  отецъ  имелъ  право 
располагать  своимъ  имуществомъ  даже  при  жизни  G).

Естественный  ходъ  развит1я,  значительно  ускоряемый  въ 

Индш  вл!яшемъ  англичанъ,  клонится  къ  уничтожешю  семьи- 

общины.  Прежде  дети  не  могли  иметь  личной  собственности 

при  жизни  отца  7).  Теперь  сынъ#  уже  въ  силу  самаго  факта 

своего  рождешя  не  только  имеетъ  право  совместнаго  владешя 

на  имущество  отца,  что  еще  вяжется  съ  семейной  ассощацдей, 
но  часто  по  достиженш  совершеннолейя  можетъ  требовать  раз­
дела  противъ  воли  отца.  Наконецъ,  съ  соглаоя  отца  каждый 
изъ сыновей можетъ требовать раздела противъ желашя братьевъ,.

*)  Ibid.,  99.

3)  Ib id .,  Vil.-Comm.,  113— 114.
’)  Ibid.,  11—116.
4)  Lettres  edif.  XIV,  393.
*)  Maine-  Vil.-Comm.,  4 0 —41.

e)  Ibid.,  40.

7)  Mesnil-Marigny.  Hiet.  de  l’Econ.  politique.,  I,  88.


background image

— 248 —

и  тогда  при  раздал!»  отецъ  не  имеетъ  никакихъ  преимуществъ 
надъ  детьми  ,).  Все  эти  разделы,  какъ  при  жизни  отца,  такъ 
и  после  его  смерти —ибо  часто  случается,  что  кто-нибудь  изъ 
братьевъ  пожелаетъ  отделиться—быстро  разрушаютъ  семейныя 

ассощацш  въ  Индш.  Къ  этимъ  причинамъ  распадетя  семьи- 

общипы  надо  прибавить  опись  имущества  за  долги.  Мнопе 

кредиторы,  которые  не  посмели  бы  привязаться  къ  деревен­
ской  общине,  смело  дЬйствуютъ  противъ  отдельнаго  долж­

ника  а),  а  мы  знаемъ,  что  за  долги  человека  отвечаютъ  все 

его  родственники.  Наконецъ,  первый  толчекъ  къ  распадению 

семьи  дало  само  браминское  правительство,  постановивъ,  что 
имущество,  прюбретенное  кемъ-нибудь  изъ  членовъ  семейной 
ассощацш  помощью  его  личныхъ  знанШ  или  свободной  про- 
фессш,  не  подлежитъ  праву  семейной  собственности,  если  только 
своими  знашями  или  искусствомъ  собственникъ  не  былъ  обя- 
занъ  воспитанно,  полученному  на  счетъ  семьи  3).  Въ  настоя­

щее  время  индусстя  семьи-общины,  подрываемыя  со  всехъ 
сторонъ,  уже  не  держатся  подолгу:  большая  редкость,  чтобы 
такая  община  продержалась  дольше  двухъ  поколенШ;  но  даже 

главный  врагъ  общины  —  англШское  законодательство,  больше 
всего  способствующее  ея  распадение,  признаетъ  законность  ея 
существовашя,  пока  она  существуетъ:  «Никто  изъ  членовъ  ин­
дусской  семьи,  владеющей  имуществомъ  нераздельно,  до техъ 
поръ,  пока  она  не  разделилась,  не  можетъ  претендовать  на 
личное  владете  частью  нераздельной  собственности...  Согласно 

правиламъ  ассощацш,  доходы  съ  этой  нераздельной  собствен­
ности  должны  поступать  въ  общую  кассу  или  кошелекъ  и  рас­

ходоваться  на  нужды  всехъ  членовъ  семьи»  4).

Кроме  семейныхъ  ассощащй  въ  Индш  существуютъ  еще 

промышленныя  ассощацш,  несравненно  более  многочисленныя 
и  отличаюпцяся  если  и  не  столь  тесной,  то  все-же  большой 
солидарностью.  Въ  Индш  туземцевъ  крупная  промышленность 
была  неизвестна,  да  и  теперь  еще  тоже  и  мелкхя  ремесла  груп­
пируются  въ  цехи,  въ  гильдш,  замкнутыя,  какъ  и  болышя  бра- 

минск1я  касты,  но  стояпця  отъ  нихъ  особнякомъ,  по  крайней 
мере  если  не  причислять  ихъ  къ  довольно  неопределенной  ка-

')  Maine.  Anc.  law ,  226.
■)  Ibid.,  Vil.-Comm.,  114.

3)  Ibid.,  Inatit.  primit.,  137,  138.

‘)  Moore’s.  Indiun  Appeals.  XI,  75  (in  Inttt.  prim ,  de  Uainc,  99).