Файл: 2012_Leturno_Sh__Evolyutsia_sobstvennosti.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.11.2020

Просмотров: 3931

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

— 249 —

crfe  вайс1евъ.  Въ  Индш.,  какъ  и  во  всехъ  первобытныхъ  мо- 
нарх1яхъ,  вс*  ремесла  наследственны  и  ремесленники  каждаго 

цеха  до  известной  степени  связаны  кровнымъ  родствомъ,  ибо 
между  ними  практикуется  настоящая  эндогам1я:  никто  не  же­
нится  внЪ  своего  цеха  ]).  Взаимная  связь  членовъ  цеха  очень 
сильна;  зовутъ  другъ  друга  «братьями»  и  всегда  рады  помочь 
другъ  другу  3).  Но  солидарность  всегда  более  или  менее  crfe- 

сняетъ  личную  свободу,  поэтому  въ  Индш  промышленность 
очень  стеснена  не  только  бфаминскими  законами,  требовашя 

которыхъ  доходили  до  того,  что,  напримеръ,  на  определенное 
(по  в^су)  количество  бумажныхъ  нитокъ  ткачъ  долженъ  былъ 
подъ  страхомъ  пени  представить  ткань  весомъ  ровно  на  одну 

одиннадцатую  больше,  такъ  какъ  передъ  тканьемъ  нитки  сма­

чивались  рисовой  водой—3)  но  главное  тираншей  обычая,  опре­

деляю щ ая  или  определявшая  продажныя  цены  продуктовъ 
индустрш  4).  Такимъ  образомъ  все  ремесленныя  работы  и  вы- 
зываемыя  ими  торговыя  сделки шли  правильно  и  мирно  въ  ру- 
кахъ  мелкихъ  ремесленниковъ,  соединенныхъ  въ  братства-цехи 

и  продававшихъ  свои  произведешя  по  разъ  навсегда  установ- 
леннымъ  ценамъ.

Греческ1е  писатели  утверждаютъ,  что  въ  Индш  не  было 

рабства  и  что  индейсше  философы  даже  проповедывали  ра- 
вейство  людей  6).  Но  это  равенство  было  совершенно  относи­
тельное,  ибо  система  кастъ  основана  на  неравенстве  людей  съ 
самаго  рождешя.  Одно  верно—это,  что  существоваше  служеб­
ной  касты судровъ  делало почти ненужнымъ  домашнее  рабство,
о  которомъ,  впрочемъ,  часто  упоминается  въ  кодексе  Ману.— 
Темъ  не  менее  въ  этомъ,  наоквоаь  пропитанномъ  несправедли­
востью,  обществе  еще  встречаются  законы,  нравы  и  чувства, 

внушенные  живымъ духомъ  солидарности.  Это бываетъ во всехъ 
болыпихъ  первобытныхъ  моиарх1яхъ  и  представляетъ  несомнен­
ный  остатокъ  предшествовавшихъ  сощальныхъ  стад1й.

Привожу  несколько  типичныхъ  фактовъ.  Начать  съ  того, 

что,  отводя  труду  подчиненное  мВсто,  законы  Ману  даютъ  ему 

болышя  льготы.  Они  подвимаютъ  его  въ  нравственномъ  смы-

*)  Dalton.  E t h n o l .   o f   B e n g a l ,   323.

а)

 

M. 

Marigny.  H i s t ,  

de 

l ’E 

c. 

p o l., 

I,  59.

3)  C o d e   d c   Ма й  o n ,   VIII,  397.
4)  Maine.  V  i 1.— C o m .,  190.
б)  D iodore,  П,  39.


background image

— 250 —

ел*,  объявляя,  что  «рука  работника,  пока  онъ работаетъ,  всегда 

чиста*  ’).  Но  ремесленный  трудъ  не  имеетъ  большого  значе- 
Н

1

Я  въ  варварскомъ  обществ*,  главная  роль  принадлежишь  въ 

немъ  землед*л1ю.  И  въ  глазахъ  индейцевъ  землед'ЬльческШ 

трудъ  былъ  до  такой  степеня  свящепенъ,  что  въ  военное  время 
земледЪлецъ  признавался  сражающимися  нейтральнымъ.  TaKie 

нравы  немало  удивляли  грековъ.  «У  индейцевъ»,  говоритъ 

Дюдоръ,  «земледельцы,  признаваемые  священными  и  неприкос­
новенными,  могутъ  спокойно  работать  въ  виду  выстроившихся 
для  битвы  армШ.  Воины  убиваютъ  другъ  друга,  но  не  причи- 
няютъ  ни  малейшаго  ала  земледельцамъ,  на  которыхъ  смо- 
трятъ,  какъ  на  общихъ  своихъ  благодетелей;  никогда  не  под- 

жигаютъ  шчциятельскихъ  полей  и  не  уничтожаютъ  на  нихъ 
деревьевъ»  2).  Релипозное  уважеше  индусовъ  къ  корове,  какъ 
ни  смешно  кажется  оно  намъ  въ  настоящее  время,  было  вну­
шено тою  же  заботой.  По  закону  Ману  убить  корову—значитъ 
совершить  одно  изъ  величайгаихъ  преступленШ  3).  Раньше  мы 
видели,  что  и  у  египтянъ,  хотя  они  и  не  заходили  такъ  да­

леко,  запрещалось  употреблять  въ  пищу  коровье  мясо.

Въ  индейскихъ  нравахъ  или  законахъ  попадается  немало 

другихъ  постановлешй  гуманитарнаго  характера:  такъ,  .до  за­
кону  Ману  и  опять  какъ  въ  Египте,  сумма  процентовъ  на  за­

нятый  капоталъ  отнюдь  не  должна  превышать  суммы  долга  4); 

деньги,  которыя  были  даны  взаймы  человеку,  находивше­
муся  въ  бедственномъ  положенш,  не  должны  приносить  про­
цента  5) ;  брамины  и  кшатрш,  какъ*бы  они  ни  нуждались,  не 

должны  ссужать  деньги  въ  ростъ  6);  это  считается  какъ-бы 
несовместимымъ  съ  темъ  привиллегированнымъ  положешемъ, 
какое  они  занимаютъ въ  обществе 7).  Гостепршмство  есть долгъ; 
двери  ка ж даго  дома  должды  быть  открыты  для  странника,  въ 
какой-бы  поздшй  часъ  онъ  ни  явился  8).  Было  постановлено 

наказывать  изгнашемъ  всехъ  техъ,  кто  не  явился  па  помощь

*)  C o d e   d e   M a n o u ,  V,  129.

а)  Diodore,  П,  36—40.

э )  M a n o u ,   XI,  59,  108— 116.

*)  v m ,   143,  151.
*)  VIII,  153.
*)  X,  117.

7)  XI,  117.
e)  Liv.  Ш,  99,  104,


background image

— 251  —

когда  грабили  деревню,  когда  разбойники  показались  на  боль­

шой  дорог*  или  когда  прорвало  плотину  *).

Безспорно,  что  неравенство  въ  Индш —какъ  неравенство 

общественныхъ  положений,  такъ  и  имущественное — громадно; 
но  по  индЬйскимъ  понят1ямъ  богатство  не  должно  быть  эго- 

истичнымъ,  и  въ  ХУП-мъ.  даже  еще  въ  X Y III-мъ  веке  бо­

гатый  человекъ  былъ  нравственно  обязанъ  отдавать  часть  сво­
его  состоятя  на  общеполезныя  цели:  на  прокладываше  дорогъ* 
на  посадку  деревьевъ  вдоль  дорогъ.  на  постройку  здашй,  ко­

торыя  могли  бы  служить  прштомъ  путешественншсамъ,  ибо  въ 
Индш  нетъ  гостиницъ—а  главное  на  устройство  прудовъ  для 
орошешя,  имеющихъ  целью  улучшить  культуру,  въ  особен­
ности  культуру  риса  а).  Въ  то  время  можно  было  встретить 
лэступленныхъ  благотворителей,  добровольныхъ  мучениковъ, 
съ  заклепаннымъ  вокругъ  шеи  тяжелымъ  железнымъ  ошейни- 
комъ,  просящихъ  милостыню  на  устройство  такого  выложен- 

наго  камнемъ  пруда  (tarpaculam)  въ  какой-нибудь  безводной 
равнине  3).—Наконецъ  право личной  собственности,  какъ  право, 
непрочно;  для  того,  чтобъ  оно  имело  силу,  собственникъ  дол- 
женъ  пользоваться  своею  собственностью  и  въ  случае  надоб­
ности  предъявлять  на  нее  свои  права.  Человекъ  лишается своей 
собственности,  если  дозволилъ  другому  пользоваться  ею  и  не 

предъявилъ  на  нее  требовашй  въ течете  десяти  леть.  Въ  пре­
дыдущей  главе  я  указывалъ  на  совершенно  аналогичный  за­
конъ  у  кабиловъ.  Но  въ  Кабил ш  общественная  солидарность 
гораздо  крепче  чемъ  въ  Индш;  это  объясняется  темъ,  что  ка­
билы  до  сихъ  поръ  еще  живутъ  республиканскими  племенами, 
стоящими  гораздо  ближе  къ  первобытному  общинному  режиму, 
тогда  какъ  деревенсюя  общины  индусовъ  суть  лишь  живые 
обломки  первобытной  общины.  Темъ  не  менее  начинало  ин­
дейское  общество  такъ  же,  какъ  друпя,  и  мнойе  факты  (обы­
чаи  и пр.),  приведенные  мною въ  моемъ предыдущемъ  труде 

*)г

 

подтверждаютъ  те  выводы,  къ  которымъ  приводить  существо- 
ваше  въ  Индш  деревенскихъ  общинъ.  Выводы  эти  заключа­
ются  въ  томъ,  что  въ  отдаленную  эпоху,  Ищця,  какъ  и  боль­
шинство  странъ,  прошла  черезъ  стадш  племени,  раздЬленнаго

Liv.  П,  2 2 5 -2 2 6

 

*)  L e t t  r e s   e d i f i  a n t e s ,   t.  XV, 

p. 

284;  t.  V)  1.  64.

3)  I b i d . ,   V,  64 — 65.
*)

  Letourneau.  L'EvoJ.  du  m ar.  e t   de  In  I ' uni i l l e,   416—417.


background image

—  252 —

на  семейные  кланы  съ  устройством!.,  основаннымъ  на  обще­

ственной  собственности.

Такое  устройство  продолжаешь  держаться  у  афганцевъ, 

нравы  которыхъ  очень  многими  своими  сторонами  напомина- 
ютъ  нравы  ведическихъ  арШцевъ.  Все  населеше  Афганистана 
разбито  на  племена,  состояпця—каждое—изъ  нЪсколькихъ  эк* 

вогамическихъ  клановъ;  соответственно  такой  организацш  рас­

пределена  и  собственность.  Каждое  племя  владеешь  сообща  из­

вестной  территор1ей  и  каждые  пять  или  десять  летъ  обще­

ственный  земли  переделяются  ‘).  Этотъ  обычай  не  представ* 

ляетъ  ничего  необыкновеннаго;  гораздо  необыкновеннее  то,  что 

въ  Афганистан 

V,

  эти  пер1одичеоше  переделы  производятся  не 

между  отдельными  лицами  и  даже  не  между  семьями,  а  между 

кланами;  отсюда  всеобщая  перетасовка,  перемещ етя  целыхъ 

деревень,  что  указываешь  на  еще  более  первобытную  форму 

общины  клана.

III.  Собственность  въ  Персш.

Собирая  и  комбинируя  шЬ  сведешя  изъ  различныхъ  источ- 

никовъ,  какими  мы  располагаемъ  по  отношешю  къ  древней  и 

современной  Индш,  мы  еще  можемъ  проследить  съ  приблизи­

тельной  точностью  развиие  собственнности  у  индусской  отрасли 

аз1атскихъ  арШцевъ.  Несравненно  труднее  для  насъ  просле­
дить  соответственное развит1е  у  персидскихъ  народностей.  Все, 

что  можно  извлечь  изъ  вороха  священныхъ  книгъ  Авесты,  это— 
что  древше  персы  были  до  фанатизма  преданы  земледелие.  Для 

составителей  Авесты  обработка  земли  есть  релипозный  актъ. 

«Кто доставляешь земле  величайшую  радость?»  Агура-Маэда  от- 

вЬчалъ:  «Тотъ,  кто  выращиваетъ  наибольшее  количество  се- 
мянъ  травъ  и  деревьевъ,  привосящихъ  плоды»3). — «Земля  го­
воритъ  такъ:  Человекъ,  воздел ывающШ  меня  левой  рукой  и 

правой,  правой  и  левой,  я  всегда  буду  милостива  къ  стране, 

всегда  буду  приходить  къ  тебе.  Я  принесу  все  виды  пищи, 

все,  что  могу  принести  сверхъ  полевыхъ 

т р а в ъ » 3) . —

«Когда

')  Fargues.  V"ie  d e s  A f g h a u s ,   en  Revue  des 

Deux  Mondes,  1863—El

 

phiuafonc.  C a d u l ,   П,  17.

*)  Zend-Ave.'ta,  v.  76— 77.

 

s)  I did.,  v.  8 8 —90.


background image

—  253  —

хлебъ  снять, Девы (демоны) кричать;  когда хлебъ  смолоть,  Девы 
бегутъ;  когда  онъ  зам-Ьшанъ  въ  тесто,  Девы  погибаютъ»1).

Итакъ,  маздейцы  были  прежде  всего  земледельцами;  они 

возделывали  главнымъ  образомъ  элаки  и,  если  переводъ  Авесты 
веренъ,  уже  умели  печь  хлебъ.  Изъ  другого  места  того-же 
священиаго  сборника  мы  узнаемъ,  что  въ  Персш  земля  при­

надлежала  не  всемъ,  а  только  векоторымъ:  «О,  святой  Зоро- 
астръ,  ты,  который  имеешь  супругу,  провозглашаю  твое  пер­

венство  надъ  тЬмъ,  кто  ея  не  имеетъ,  первенство  главы  семьи 
надъ  темъ,  у  кого  нетъ  детей,  первенство  обладателя  земель 
надъ  темъ,  кто  ихъ  не  лмеетъ»а).  Но  каковы  были  положеше 
н  организащя  права  собственности?—Авеста  объ  этомъ  умалчи- 
ваетъ,  ничего  не  говорятъ  и  гречесгае  писатели.

Въ  виду  этого  общаго  молчаюя  намъ  остается  одно:  заняться 

положетемъ  собственности  въ  современной  Персш.  Говоря  о 
собственности  въ  современной  Персш,  следуетъ  заметить,  что 

исламизмъ  и  неограниченный  деспотизмъ  шаховъ  и  ихъ  чинов- 
никовъ  не  оказалъ,  повидимому,  серьезнаго  вл1ятя  на  перво- 
начальныя  формы  персидскаго  владетя.  Въ  Персш  мы  нахо­

димъ  деревенскую  общину  съ  такимъ-же  почти  устройствомъ, 

какъ  и  въИндш.  Общественная  деревенская  земля еще  является 
въ  ней  последней  единицей  земельной  собственности.  Только 
персидсшя  деревни  принадлежать  разнымъ  высокопоставлен - 
нымъ  лицамъ.  Поэтому  жители  каждой  деревенской  общины 

подлежать барщине,  назначаемой  по  усмотрешю  сановнаго  вла­

дельца.  Они  платятъ  ему  ренту,  кроме  того  платятъ  налогъ 
въ  государственную  казну,  такъ какъ  шахъ  признается  верхов- 
нымь собственникомъ.  Сверхъ ренты  и  барщины каждая деревня 
обязана  поставлять  землевладельцу  масло,  сливки,  дыни,  дрова, 
солому  для  лошадей  3).  Какъ  и  въ  Индш,  каждая  деревня 
имеетъ  своего  главу,  который  отвечаетъ  sa  уплату ренты  зем­

левладельцу  и  государственнаго  налога.  Обязанности  деревен- 
скаго  головы  состоять  въ  распределенш  повинностей  между 

жителями  деревни  соразмерно  средствамъ  каждаго.  Принадле­
жащая  деревне  земли разделены  между  семьями  по  числу  рукъ, 
которымъ  располагаете  каждая  семья  4).  Каждому  сановнику

’)

  I b i d .,  Fargard,  Ш,  v.  106—108.

s)  Ib id .,  V e n d i d a d ,   Fargard,  IV,  v.  138—141.
я)  Drouville.  Voy.  en  Регве.  1,  136—138.
')  I bi d. ,   I,  136,  138,  139.