Файл: 2012_Leturno_Sh__Evolyutsia_sobstvennosti.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.11.2020

Просмотров: 3929

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

— 264 —

которое  было  слишкомъ  поздно.  Онъ  признадъ  личную  собствен­

ность  и  даже—что  еще  важнее—до  т*хъ  поръ  неизвестное, 

право  завещашя:  «Прежде  не  было  дозволено  назначать  себе 

наследника  по  желашю,  а  требовалось,  чтобы  имущество  не 
выходило  изъ  рода  покойнаго,  но  онъ  (Солонъ),  постановивъ, 

что  каждый,  если  только  не  имелъ  детей,  могъ  оставлять  свое 
имущество  кому  хотелъ,  темъ  самымъ  предпочелъ  дружбу  род­

ству  и  свободную  волю  и  милость  принуждешю  и  необходимо­
сти,  и  сделалъ  каждаго  полнымъ  господиномъ  его  имущества, 

но  все-таки  не  разрешилъ  просто  и  безразлично  всякаго  рода 

даяшя,  какъ-бы  они  ни  были  сделаны,  а  только  так1я,  кото­

рыя  не  исходятъ  отъ  разстроеннаго  ума  (вследств1е  тяжкой  бо­

лезни,  пьянства,  лекарствъ,  отравы,  колдовства  или  другого  на- 

сил1я  и  принуждешя)  и  не  были  вызваны  женскими  чарами  и 
приманками»  ‘).  Но  нетъ  ничего  труднее,  какъ  констатировать 
юридически  эти  «чары  и  приманки».  Повидимому,  Аеины  были 
первымъ  изъ  греческихъ  городовъ,  признавшимъ  личную  соб­
ственность,  поставивъ  ее  въ  зависимость  отъ  произвола  вла­

дельца.  Спарта  последовала  примеру  Аеинъ  только  позднее, 

после  пелопонезской  войны.

Но  все  эти  освободительныя  меропр1ят1я  относятся  больше 

къ  движимой  собственности.  Земельная  собственность  остава­
лась  скованною  законами,  требовашями  фиска  и  политической 
организащей  страны.  Мы видели,  что,  по  законамъ  Солона,  про- 

давппй  свою  землю  терялъ  права  гражданства.  По  свидетель­

ству  Поллукса  2)  человекъ,  растративпий  отцовское  наследое, 
лишался  права  говорить  съ  трибуны.  По  законамъ  Солона  по­

земельный  налогъ  долженъ  былъ  быть  не  только  пропорщона- 
ленъ  доходу,  но  и  прогрессивенъ,  мелте-же  собственники  были 
освобождены  отъ  налога.  Съ  земель  ценностью  въ  500  меди- 
новъ  платили  одинъ  талантъ,  въ  300  медимновъ—полъ-таланта, 
въ  200—десять  минъ,  ниже  двухсотъ—ничего  3).  Сверхъ  того 
на  богатыхъ  было  возложено  отправлеше  такихъ  обществен- 
ныхъ  должностей,  которыя  были  сопряжены  съ  большими  из* 
держками,—должностей  тр1ерарховъ,  гимназ1арховъ,  хореговъ, 
архитеоровъ  и  др.  Былъ  оригинальный  законъ,  такъ  называе­

')  I Ъ i  d.,  XL.

2)  О п о ш a s  t,  liv.  VI,  39.
s)  Plutarque.  S  о I on.


background image

— 265 —

мыЙ  з а к о н ъ   о б м ан а,  по  которому  гражданинъ,  назначенный 
на  одну  изъ  такихъ  убыточныхъ  должностей,  могъ  принудить 

другого,  более  богатаго  гражданина,  заменить  его,  или,  если 
тотъ  отказывался,  могъ  поменяться  съ  нимъ  имуществомъ  *). 
Въ  то  время  еще  не  допускалось,  чтобы  среди  трудящагося 

общества  богатый  человекъ  жилъ  въ  роскоши  и  праздности, 

ничего  не  делая  и  даже  не  помышляя  что-нибудь  сделать  для 
этого  общества.  Наконецъ,  продажа  недвижимости допускалась 
только  на  условш  уплаты  владельцемъ  налога,  равнявшагося 

одной  сотой  стоимости  имешя,  и  если  владелецъ  запаздывалъ 

уплатой  хоть  на  одинъ  день,  съ  него  взыскивали  вдвое  а)*

Разныя  м елтя  постановлешя  относительно  земельной  соб­

ственности показываютъ,  что  фактически  она  дробилась  довольно 

редко:  такъ,  болышя  деревья  (оливковыя,  фиговыя)  можно 
было  сажать  не  ближе,  какъ  въ  девяти  футахъ  отъ  смежнаго 

имешя;  стены  ограды  должны  были  отстоять  не  менее  какъ 
на  одинъ  футъ  отъ  смежныхъ  земель,  а  стены  домовъ  на  два; 

канава  должна  была  быть  удалена  отъ  соседней  земли  на  раз* 
стояше  равное  ея  глубине  3). 

Все 

эти  правила  неприложимы 

къ  мелкимъ  участкамъ;  остается  поэтому  предположить,  что 
очень  долго  семейныя  вотчины  не  дробились.  Наконецъ  законъ, 
отождествлявпий  женщину  съ  земельной  собственностью  до  та­

кой  степени,  что  въ  случае  получетя  ею  наследства  растор- 
галъ  ея  бракъ  и  обязывалъ  ее  выходить  за  ближайшаго  род­
ственника,  свидетельствуетъ  въ  томъ-же  смысле.

IV*.  Движимая  собственность.

Въ  обществахъ  дикарей  движимую  собственность  состав­

ляютъ  сначала  домашняя  утварь,  оруж1е  и  наряды,  потомъ  не­
вольники.  Въ  государствахъ  еще  варварскихъ,  но  уже  дале- 

кихъ  отъ  состояшя  дикости,  каковы  были  греческ1е  города, 
промышленность  и  торговля  процветаютъ  и  создаютъ  массу 
меновыхъ  ценностей,  оценивающихся  сначала  на  скотъ,  потомъ 
на  деньги,  т.  е.  на  такое  имущество,  которое  въ  высшей  сте­
пени  способно  къ  накоплешю;  но  очень  долго  основною  фор-

*)  М.  Morigny.  H i s t ,   в с о и.  р О К,  111.  209»
*)  I Ъ i d.,  ИГ,  209—212.

®)  Plutargue.  S o l o n ,   67.


background image

— 266 —

ной  движимой  собственности  остаются  все-таки  невольники. 

Мы  видели,  что  рабовладЪльчество  древней  Грецш  очень  на- 
поминаетъ  рабовладельчество  тропической  Африки,  что,  какъ 
и  въ  Африке,  контингенть  невольниковъ  пополнялся  въ  Гре­
щи  главнымъ  образомъ  набегами  на  «варваровъ»,  т.  е.  на 

всехъ,  кто  не  были  греками.  По  отношенш  къ  этимъ  варва- 
рамъ,  а  иногда  и  къ  грекамъ  другихъ  городовъ,  пиратство  счи­
талось  забавой,  даже  чемъ-то  въ  роде  доблести.  Принимая  у 
себя  Телемака,  почтенный  Несторъ  очень  наивно  спрашиваетъ 

его,  кто  онъ—купецъ  или  пиратъ:  «Кто-жъ  вы,  скажите?  От­
куда  къ  намъ  прибыли  влажной  дорогой?  ДЬло-ль  какое  у  васъ? 
Иль  безъ  дела  скитаетесь  всюду,  взадъ  и  впередъ  по  морямъ, 
какъ  добычники  вольные  мчася,  жизнью  играя  своей  и  беды 
приключая  народамъ?»  ‘).  Добродетельный,  мудрый  Солонъ 

оставилъ  въ  Аеинахъ  коллегш  пиратовъ  2),  а  вукидидъ  заяв- 

ляетъ  въ  самыхъ  определенныхъ  выражешяхъ,  что  въ  старину 
пиратство  не  только  не  считалось  позорнымъ,  а  было  даже 

доблестью  3).

Вообще  обмануть  или  обокрасть  чужестранца  считалось  въ 

древней  Грецш  очень  похвальнымъ;  за  такого  рода  подвиги  Го- 
меръ  высокопарно  прославляетъ  Автоликона,  дела  Улисса  съ 
материнской  стороны,  «славнаго  хитрымъ  притворствомъ  и 
клятвъ  нарушетемъ»  4).

Эта  эгоистическая  мораль  насчетъ  «твоего  и  моего»  при­

суща  не  одной  Грец:и;  это  мораль  эскимосовъ,  вообще  перво­

бытная  мораль.  Но  роковымъ  образомъ  она  более  или  менее 
вл1яетъ  на  взаимныя  отношешя  согражданъ,  и  съ  открьтем ъ 
эры  торговыхъ  и  промышленныхъ  спекулящй  делаетъ  ихъ 
очень  неразборчивыми  въ  средствахъ.  По  греческой  миеологш, 
самой  осмысленной  изъ  миеолопй,  Меркуpifl  былъ  одновременно 
богомъ  торговли  и  воровъ.

Не  распространяясь  пока  о  коммерческихъ  наклонностяхъ 

грековъ,  я  скажу  только,  что  въ  этомъ  отношенш  они  ни­

сколько  не  уступали  современнымъ  нащямъ.  Они  были  дея* 
тельными,  искусными  и  жадными  торговцами;  они  придумали 
пронышленныя  акщонерныя  общества,  торговыя  общества,  век­

*)  О д и с с е я .   ПЪснь  Ш.
а)  I n s t i t u t e s   d e   G a i  u s.

3)  Thucydide,  liv.  I,  5.

4)  О д и с с е я .   ЛФсыь  XIX.


background image

— 267 —

сель,  даже  страховаше,  по  крайней  мере  страховаше  противъ 

побеговъ  рабовъ  ').  Торговля  не  иожетъ  процветать  безъ  ин- 
дустрш,  и  греки  очень хлопотали  о  развитш  последней.  Однимъ 
изъ  указовъ  Солона  жаловалось  даже  право  гражданства  каж­
дому  иностранцу,  вводившему  въ  Аттике  какое-нибудь  ремесло 
или  производство  а).  Здесь  надо  подразумевать  новое  произ­
водство,  ибо  вообще  жившимъ  въ  Аттике  многочисленнымъ 
иностранцамъ  промышленникамъ  и  ремесленникамъ  было  отка­
зано  въ  правахъ  гражданства  и  они  даже  носили  особое  зна­

менательное  назваше  м етековъ .  Аеиняне  были  страстно  пре­
даны  торговымъ  интересамъ  своей  родины;  они  были  горячими 
сторонниками  протекщонизма;  изъ  экономическихъ  соображешй 

возбудили  они  и  пелопонезскую  войну.

Итакъ,  даже  помимо  спекулящй земельною  собственностью, 

закладами  земель,  въ  Грецш  было  можно  наживать  болышя  со­
стояния  торговлей,  промышленностью,  наконецъ  просто  ажшта- 
жемъ,  ибо  деятельное  торговое  движете  позволяло  извлекать 
болып1я  выгоды  изъ  денежнаго  капитала.  Во  всехъ  государ- 
ствахъ  древности  такса  процента  была  очень высока,  и  Грещя 

не  составляла  въ  этомъ  случае  исключешя.  Въ  Авинахъ  ми­
нимальная  такса  процента  была  10  на  100,  но  иногда  поды­
малась  до  36°/о,  до  3°/о  въ  месяцъ.  Какъ  показываешь  одна 
надпись,  найденная  въ  Корцире,  обыкновенная  такса  была 

2°/о  въ  месяцъ,  24  въ  годъ  3).  Солонъ  понизилъ  таксу  про­

цента  до  18°/о  и  это  облегчеше  показалось  очень  значитель- 
нымъ  *).  Какъ  нельэя  более  основательны  поэтому  те  прокля­
тая,  которыми  осыпаютъ  ростовщичество  гречесюе  моралисты. 

«Изъ  всехъ  снособовъ  обогащешя».  говоритъ Аристотель,  «это 

наиболее  противный  природе,  ибо  богатство,  которое  онъ даетъ, 
рождается  иэъ  самихъ  денегъ»  5).  Самое  даже  назваше  ростов­
щичества  у  грековъ 

(тоу.од

 

роды)  было  знаменательно.

Промышленное  движете  въ  Авинахъ  было  очень  деятельно. 

Но  было  бы  ошибочно  предполагать,  что  положеше  греческаго 

работника  походило  на  положеше  нашихъ  современныхъ наем- 
никовъ.  Крупная  промышленность  еще  не  народилась,  трудъ

Moriguy.  L o c .   c i t . ,   I l l,  189—192.

 

a)   Ibid.,  I l l,  154.

<0  I b i d . ,   I ll,  260—261.

*)  I b i d.,  I ll,  194—195.
*)  P o l i t i q u e ,   1.  I,  ch.  XVI,  23.


background image

— 268 —

не  былъ  чрезйгЬрнымъ,  праздники  были  часты.  Въ  Аеинахъ 
почти  половина  неделя  была  посвящена  празднествамъ  въ  честь 
боговъ  или  героевъ,  или  въ  память  различныхъ  побудь.  Одинъ 

месяцъ—дем етр1онъ—назывался 

iepoMemefi 

(Ы ёготёте),  такъ 

какъ  былъ  цЪликомъ  посвященъ  удовольств

1

Ямъ  *).  Но  все-таки 

промышленность,  торговля,  спекуляция  сделали  свое  дело,  и 
имущественное  неравенство  между  гражданами  достигло  край- 
нихъ  пределовъ.  Само  собой,  что  оно  привело  къ  очень  вред- 

нымъ,  какъ нравственнымъ, такъ и политическимъ посл'Ьдств1ямъ, 

и  эти-то  посл,Ьдств1я  мы  должны  теперь  выяснить.

V*.  Злоупотребления  собственностью  въ  Аеинахъ.

Злоупотреблешя  собственностью,  сосредоточетемъ богатствъ 

въ  рукахъ  несколькихъ  лицъ,  были  вошющи  уже  во  времена 

Солона,  ибо  вызвали  его  реформу.  Но  по  словамъ  самого  ре­
форматора, законодательная  плотина,  воздвигнутая  имъ  съ  та­

кимъ  трудомъ,  не  надолго  задержала  разнузданную  алчность. 
Стихотворешя  Солона  наполнены  сЬтовашями  по  этому  поводу, 

служащими  для касъ  ц1>лымъ  откроветемъ.  Трудно  представить 

себе  более  правдивую  исповедь;  трудно  представить,  чтобы 
человекъ  сознавался  съ  такою  искренностью  въ  томъ^  что 

те-

 

шилъ  себя  слишкомъ  смелыми  иллкшями,  что  не  принялъ  въ 
разсчетъ  дурныхъ  сторонъ  человеческой  природы,  слишкомъ 

понадеялся  на  свое  вл1яше,  словомъ,  потерпелъ  позорное  кру- 
шеше:

«Властолюб1е  богатства  не  знаетъ  границъ;  первые  богачи 

хотятъ  быть  еще  богаче.  Кто  утолитъ  эту  ненасытную  жад­
ность!..  Они  не  уважаютъ  ни  собственности  храмовъ,  ни  обще­
ственной  казны,  они  грабятъ все,  презирая  святой  законъ  спра­
ведливости.. .  Моими  законами  я  сравнялъ  всехъ  гражданъ;  ни 

у  кого  я  ничего  не  отнялъ.  никому  ничего  не  подарилъ,  бога- 

тымъ  и  сильнымъ  я  не  велелъ  обижать  слабыхъ;  не  наделяя 
однихъ  въ  ущербъ  другимъ,  я  оградилъ  великихъ  и  малыхъ 

двойнымъ  щитомъ,  равно  крепкимъ  съ  обеихъ  сторонъ.  Моими 

советами  пренебрегли;  теперь  платятся  за  это»  а). — Аеинсшй

*)  Marigny,  I o c   c i t . ,   I l l,  57.
2)  Po6sie9  de  Solon, 

n x  M u s e s .