ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.11.2020
Просмотров: 4016
Скачиваний: 20
—
274
—
трибуну; ‘) по требовашю оратора Ликурга была назначена
пеня въ 1000 драхмъ съ каждой аеинянки, которая въ день
праздника Цереры пргБзжала въ Элевзисъ на колесниц* а); было
запрещено приносить въ жертву быковъ на могилахъ и т. п.
Не было уничтожено и старинное право верховной собствен
ности. Очень долго для того, чтобы считаться влад*льцемъ
поля, недостаточно было его обгородить, а нужно было его
обрабатывать. Впосл*дствш была установлена давность влад*-
шя (usucopion)—для недвижимости пятил*тняя, для движимости
однолетняя 3). Наконецъ, изгнате влекло за собой конфиска-
щю имущества, что, впрочемъ, не относилось къ остракизму,
такъ какъ остракизмъ былъ временнымъ изгнашемъ отъ пяти
до десяти л’Ьтъ.
Итакъ, гречесше нравы и законы были глубоко проник
нуты духомъ солидарности, который часто выражался и въ
возвышенныхъ изречетяхъ греческихъ философовъ. Какой го-
родъ самый благоустроенный? спрашивали у Солона.
« Т о т ъ * ,
отв*чалъ онъ, «гд* люди, которые сами не были обижены,
ратуютъ за. возстановлеше чужой обиды такъ-же горячо, какъ
и т*, кто ее получилъ» *).
Платонъ въ своей Р е с п у б л и к * выражаетъ ту-же мысль
въ другой форм*: «Въ благоустроенномъ государств* все об
щество должно испытывать радости и горести каждаго изъ
своихъ членовъ» 8). Закончу выдержки словами Аристотеля,
который между прочимъ совс*мъ не отличался сентименталь
ностью и который въ сл*дующихъ в*рныхъ и гуманныхъ
выражешяхъ опред*ляетъ, что такое общ ество. «Граждан
ское общество есть наступательный и оборонительный союзъ,
им*юпцй ц*лыо ограждать каждаго отъ несправедливости» 6).
Такъ какъ я не им*лъ въ виду подробнаго ивсл*довашя
собственности у грековъ, а хот*лъ только нам*тить въ общихъ
чертахъ т* фазы, черезъ которыя она прошла, то ограничусь
ска ваннымъ и закончу эту главу н*сколькими общими сообра-
жешями относительно развит1я собственности въ древней Грецш.
*) Pollux. О и о m a s t, liv. VI, 39. Elien. H i s t , d i v . ,
eh.
XIII.
а) Demosthenes. P o u r P h o r m i o n .
3) Plutarque. S o l o n .
*)
I b id ., XXXII.
б) Platon. R e p u b l i q u e , 1, 5.
e) P o l i t i q u e , 1. I ll, ch. V.
— 275 —
■
TIL.
Развито собственности въ Грещи.
Въ нашемъ длинномъ странствш по всему вемному шару,
ко всевозможнымъ народностямъ, мы имели возможность отме
тить и даже расположить въ иэвеетномъ порядке различныя
формы собственности. Чаще всего намъ приходилось иметь
дело съ такими состояшями общества, начало которыхъ было
пли совершенно скрыто отъ насъ, или известно намъ очень
смутно. Впрочемъ, последовательность первыхъ стадШ эволюцщ
у сравнительно цивилиэова нныхъ народовъ мы могли наметить
съ достаточнымъ правдоподоб1емъ, основываясь на сближешяхъ,
аналопяхъ, часто наведен^яхъ. Теперь, въ эллиническомъ пе-
ршде, передъ нами въ первый разъ проходятъ фазы истори-
ческаго развитая собственности, и мы видимъ, что фазы эти
согласуются съ теми общими взглядами, къ которымъ привела
насъ совокупность фактовъ.
У народовъ, имеющихъ истордо, самая темная сторона ихъ
( исторш — это ея начало, первые века жизни народа. То же
| можно сказать и о Грец1и; но въ ея историческомъ першдЪ
I сохранилось достаточно укавашй, достаточно следовъ ея до-
; историческаго прошлаго, чтобы мы могли утверждать, что, со-
] гласно общимъ законамъ сощальной эволюцш, первой фазой
ея жизни была фаза клановъ съ общиннымъ устройствомъ и
что, съ ра8вит1емъ семьи, эемли клана раздробились на Семейные
участки. Съ этого момента развипе собственности становится
историческимъ и—чего до сихъ поръ еще но случалось — мы
можемъ проследить его до такихъ его формъ, которыя можно
назвать уже новейшими. Въ самомъ деле, откынувъ въ сто
рону мелшя раэлич1я, вытекаюпця изъ свойствъ расы и условШ
местности, можно скааать, что положете собственности въ
Грещи въ последнее века какъ будто послужило образцомъддя
современной Европы. Это совпадете имеетъ важное теорети
ческое и практическое значеше. Совместно съ множествомъ
другихъ общихъ фактовъ оно приводить къ тому выводу, что
раввине человеческихъ обществъ подчинено одному общему
вакону; кроме того оно указываетъ намъ те подводные камни,
о которые могутъ разбиться такъ навываемыя цивилизованные
общества. Для Грещи такимъ подводнымъ камнемъ было чу
довищное развит1е индивидуализма и царство денегъ—его по-
рождеше: однимъ словомъ, плутокрапя.
— 276 —
Съ первыхъ временъ исторической жизни Грецш мы при
сутствует» при борьб* между богатствомъ и бедностью или,
какъ теперь выражаются, между капиталомъ и трудомъ. Дав-
леше перваго на последнШ вызвало необходимость и обусло
вило возможность реформъ Солона и Ликурга. Въ Афинахъ
зло достигло такихъ размеровъ, развитое индивидуализма зашло
такъ далеко, что законодатель долженъ былъ ограничиться та
кими палл1ативами, какъ уменыпеше или уничтожеше долго-
выхъ обязательствъ, прогрессивный налогъ, обязательное для
богатыхъ отправлеше убыточныхъ общественныхъ должностей,
стеснительныя меры противъ отчуждешя земель и пр. Отме
нить право завещашя онъ не решился. Въ Спарте, стояв
шей ближе къ первобытной цивилизацш, Ликургъ могъ воз-
становить весь общинный режимъ съ переделами земли и об
щественными трапевами. И этому Спарта была обязана своимъ
политическимъ значешемъ, своею силой, и въ окончательномъ
результате своимъ преобладашемъ. Но мы знаемъ, что доста
точно было эфору Эпидадш ввести свободу завещашя, чтобы
тотчасъ же возникло имущественное неравенство, промышлен
ный пролетар!атъ. Напрасно после того Агисъ и Клеоменъ
пожертвовали собой, пытаясь возстановить прежшй порядокъ:
было уже поэдно.
Гораздо хуже было въ Авинахъ, городе приморскомъ, тор-
говомъ и промышленном!, въ этой Англш грековъ, где развер
нулись во всей своей крас* ажштажъ, ростовщичество, денеж
ная спекуляция, а эа ними настало распадеше общественная
организма на два враждебные лагеря: на меньшинство, забрав
шее въ свои руки главную часть капиталовъ и вечно хлопо
тавшее о наивыгоднейшей его эксплоатацш, и на большин
ство, состоявшее изъ массы пролетар1евъ, ненавидевшихъ де
нежную аристократок). Остальное известно. Характеры измель
чали, старцниыя героичесюя добродетели изсякли, правящее
классы подчинили интересы города интересамъ своихъ денеж-
ныхъ сундуковъ. Тутъ явился Филиппъ Македонсюй. Всегда
найдется какой-нибудь Филиппъ, чтобы поработить выродив-
ш1яся Аеины. Потомъ, за скоропреходящимъ громомъ Алек-
сандровыхъ победь, настала эпоха политическаго деспотизма
и въ конце-концовъ славная Грещя превратилась въ римскую
провинщю.
Во всехъ этихъ событояхъ есть связь причинъ и следствШ,
наводящихъ на мнопя полезныя размышлешя. На такого же
—
277
—
рода размышлешя наведетъ насъ раввиие собственности въ
Риме, которое ны разсмотримъ въ следующей главе.
ГЛАВА XV.
Собственность въ древнемъ РимЪ.
I. П ер вы е в е к а Р и м а. — Землед!ше и скотоводство.—
Общность земель.—Семейная собственность.—Ager publicus.—
Родъ (g e n s ).—Права главы семьи ( p a te r fa m ilia s ).—Обога-
щ ете войной. — Сотологичесюя аналогш.
II. З а к о н ъ д в е н а д ц а т и т а б л и ц ъ .—Царство обычая.—
Происхождеше Закона двенадцати таблицъ. — Отецъ—собствен-
никъ семьи. — Отцовская власть (p o te s ta s ). — Сббина.—Соб
ственность вл а д е н1я.—Недвижимая частная собственность.—
Чудовищныя права кредитора въ Риме, въ Кабилш, въ 1удее.—
Заклады земель.—Законные способы пршбретешя.—R es m an-
c ip i e t пес m a n c ip i.—Манципащя.—Право за в е щ а т я .—Его
раэвипе въ Риме.—F a m ilia e em p to r.
III. Развит1е п р а в а со б ствен н о сти въ Р и м е .—Законъ
двенадцати таблицъ и эдикты преторовъ.—Прогрессивная мо-
билизащя земель.—Ослаблеше отцовской власти.— Моральный
последств1я права завещ атя. — Его ограничете. — Обязатель
ность приданаго.—Имущество женщинъ.—Л ати ф у н д 1 я.—Ли-
цишевы законы.—ТиверШ Гракхъ.—Невольникъ заменяетъ сво-
боднаго работника. — Обезлюдеше. —'Законы изданные Виван-
тШскими императорами.— Прикреплеше къ земле.—Варвары-
колоны.
IV. Р а б с т в о въ Р и м е. — Рабъ въ первые века Рима.—
З^воевашя и рабство.—Рабъ есть вещ ь.— Экспропр1ащя мел
кихъ собственннковъ. — Обработка земли рабами. — S erv i a d
scrip ts—Крепостной арендаторъ или колонъ.—Положеше ко
лона. —Эмф итеотъ.
V. Ч то было причиной п а д е ш я Р и м а .—Почему первые
римляне были патрмтами. — Ослаблеше патрштиэма.—Его при
чины.
I. Первые века Рима.
Если бы собрать все, что написано по поводу римскаго
права юристами, комментаторами, толкователями и пр., соста
— 278 —
вилась бы огромная библютека. Не осталось ни одной строчки,
ни одного слова этого стариннаго сборника, которыя не были
бы взвешены и разобраны. Но большая часть ученыхъ работъ
по римскому праву составлялась или съ исключительно юриди
ческой точки 8р*шя, или съ научными целями, а главное, почти
неизменно съ тою мыслью, что римское право есть творете
единственное въ своемъ род*, не имеющее предшественниковъ,
ни съ ч*мъ не связанное. При изученш эволюцш собственно
сти точка зр*шя должна быть совершенно иная. Въ этой книг*
меня эанидтетъ не юриспруденщя. а сощолопя. Я отнюдь не
им*ю нел*паго притязашя дать на этихъ немногихъ страни-
цахъ полную исторпо собственности въ Рим*; моя задача—
указать главныя фазы ея развитая и въ особенности связать
ихъ съ однородными фактами, наблюденными или могущими
быть наблюденными въ другихъ странахъ и у другихъ расъ.
При такомъ метод*
И 8 у ч е т я ,
раввиие собственности въ Рим*
получаетъ совершенно особый иптересъ; оно является какъ бы
въ новомъ св*т*, и гражданское законодательство теряетъ тотъ
исключительный характеръ, который былъ такъ неправильно
ему навязанъ. Мы еще разъ уб*ждаемся, что у вс*хъ наро-
довъ, къ какой бы рас* они ни принадлежали, социологиче
ское развитее шло приблизительно одинаково и что, наприм*ръ,
нравы и обычаи Китая могутъ бросить н*который св*тъ на об
щественную жизнь первобытнаго Рима.
Каковъ былъ первоначальный бытъ народностей Лащума, мы
не знаемъ и должны довольствоваться на этотъ счетъ одн*ми
догадками. Въ римскихъ предашяхъ и легендахъ говорится объ
эпох* дикости, не оставившей сл*довъ въ Исторш. Въ самую
отдаленную эпоху, въ какую только мы можемъ проникнуть
при помощи вс*хъ существующихъ
и8СЛ*дованШ,
римляне жили
варварскими кланами, были уже аемлед*льцами, но еще въ ши-
рокихъ разм*рахъ занимались скотоводствомъ. Скотъ—движи
мая ц*нность по преимуществу и, в*роятно, служилъ имъ мо
нетой, какъ и до сихъ поръ служить въ негритянской Африк*,
ибо одна иэъ первыхъ римскихъ монетъ называлась vocca, а
слово p e c u n ia очевидно происходить отъ слова pecus. «У рим-
лянъ земли долго оставались общими», говоритъ Моммзенъ, «и
были разд*лены только сравнительно недавно. Собственность
сначала совс*мъ не развивалась въ смысл* недвижимости, а
сосредоточивалась на невольникахъ и скот*, fa m ilia e pecu-
n ia e q u e» .