ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.11.2020
Просмотров: 4020
Скачиваний: 20
— 269 —
законодатель сЬтуетъ не одинъ. Вся греческая литература того
времени—одинъ общШ хоръ жалобъ. «Богачъ великШ человекъ,
а беднякъ ничего не стоюпцй негодяй», *) говорить Алкей—
«Да погибнетъ тотъ, кто первый воз люби лъ деньги, этотъ
низгай металлъ!» восклицаетъ Анакреонъ. «Иаъ-за него нетъ
более братьевъ, изъ-за него нетъ более родныхъ. Онъ порож-
даетъ войны и убШства» 2) . —Эврипидъ говорить: «О, драгоцен
ное золото! Ростокъ, вышедшШ изъ земли! Какою любовью вос
пламеняешь ты смертныхъ!.. Земля, моря, всепокоряющШ богъ
войны идутъ ва тобой, повинуются тебе» 3).—Въ своей речи
противъ Мидаса, Демосеенъ говорить въ тонъ съ поэтами: * Го
ворить ли, аеиняне! Мы, бедные граждане, разве пользуемся
мы теми правами и привиллепями, какими пользуются богатые?
Нетъ, мы ими не пользуемся». И действительно, въ этомъ са-
момъ деле великШ ораторъ не могъ добиться суда противъ своего
противника, богача Мидаса, который однако ударилъ его при
исполненш имъ церковной (liturgique) должности хорега. Но бег
лый обзоръ исторш Грецш дастъ намъ больше, чемъ все эти
цитаты, въ сущности для насъ довольно банальныя.
После Солона экономическая организащя аеинской семьи
приблизилась къ организацш семьи въ Китае. Былъ допущенъ
разделъ наследства между сыновьями, отцовская-же усадьба
переходила къ старшему сыну не въ счетъ, т. е. сверхъ на
следственной части 4). Личная собственность утвердилась со
всеми ея преимуществами и неудобствами. Конкурренщя, воз
буждаемая любовью къ деньгамъ, возымела свое обычное
дей-
ств1е. Солонъ не поставилъ никакихъ преградъ обогащение, если
оно было результатомъ труда; 5) но очень трудно определить
съ точностью, что надо понимать подъ словомъ т р у д ъ . Какъ
мы видели, древше греки не делали ра8лич1я между ссудой
на проценты и ростовщичествомъ, и во всехъ древнихъ обще
ствахъ такса процента была громадна. Хотя поэты и философы
и бичевали ростовщичество, это не помешало ему заполонить
всю Грещю, а если взять въ придачу морскую торговлю, то
станетъ понятнымъ, что въ Грецш образовались настояпця
О А1сёе VI.
а) Апасгёоп. O d e s , XLVI.
3) Euripide, B e l l e r o p h o n .
*) Меу. et Ardant, Q u e s t , a
g
г., 47.
I b i d , 47.
денежный олигархш. Во времена Агиса Ш -го Л акотя принад
лежала ста человекамъ !). По словамъ Аристотеля населете ея
распадалось на два класса, весьма неравные по численности—
на богатыхъ и бедныхъ; все богатство сосредоточивалось въ
рукахъ немногихъ лицъ. По всей Грецш воцарилась плутокра-
м я, и скоро отъ когда-то горячаго, почти свирепаго патрю -
тиэма эллиеическихъ городовъ не осталось и следа. Сберечь
свое имущество—въ этомъ заключалась вся забота правящихъ
классовъ и везде почти они были за одно съ чужеземными
завоевателями. Въ пелопонезскую войну чернь была на сто
рон* аеинянъ, богачи на сторон* Спарты. Такъ было и въ
эпоху вторжешя македонянъ: богачи, «оптиматы», склонились
на сторону Филиппа. Наконецъ поздн*е, когда явились рим-
CKie
легшны, аристократическая пария опять вошла въ согла-
шеше съ завоевателями а).
Къ ослаблешю патрютическаго чувства, им*вшему своимъ
естественнымъ посл*дств!емъ гибель Грецш, надо прибавить
еще внутреншя револющи, народныя возсташя, за которыми
сл*довало принудительное уничтожеше долговыхъ обяэательствъ,
конфискащя и разд*лы земель, изб1етя богатыхъ. Собъгия та
кого рода происходили въ Родос* въ 355 г., въ Мегар* въ
410-мъ, въ Самос* въ 412-мъ, въ Мессин* въ 411-мъ, и т. д. 8):
Прим*ръ Аеинъ типиченъ. Въ Аттик* первыхъ в*ковъ каждый
гражданинъ служилъ родин* лично; самый скромный и самый
известный одинаково рисковали жизнью на пол* брани въ .за
щиту общаго отечества. Но когда Аеины разбогат*ли благодаря
торговл*, мужество гражданъ ослабело, богатые поспешили от
делить свои личные интересы отъ интересовъ своего города,
армш все больше и больше пополнялись наемниками, когда-то
славившееся своей густотой населете стало редеть, площадь
возделанныхъ земель съ каждымъ годомъ уменьшалась, много
численные города исчезли, не хватало людей 4) ни для работы,
ни для войнъ. Въ большей или меньшей степени такъ шло
повсюду и въ конце-концовъ Грещя потеряла свою политиче
скую независимость. Само собою разумеется, что успехи инди
видуализма были не единственной причиной политическаго упадка
- 270 —
J) P o l i t i q u e , 1. I, ch. IV, 23.
2) Меу. et. Аг<1. Q u e s t , a g r . , 49—53.
а) Ib id ., 49, 50.
*1 I b i d . , 54.
— 271 —
Грецш: вс’Ькрупныя историческ1я собыпя бываютъпосл^дств1емъ
сложныхъ причинъ; но paspymeme той первобытной солидар
ности, которая, глубоко проникая нравы и будучи освящена
закономъ, дЗзлала изъ каждаго греческаго государства единый,
цельный организмъ, было безспорно главной причиной этого
упадка. Не М'Ьшаетъ поэтому свести въ одно все, что намъ
известно отъ общинной собственности въ древней Грецш.
VT Объ общинной собственности въ Грецш.
Даже не прибегая къ наведешямъ и не забираясь въ глубь
первыхъ в'Ьковъ существования Грецш, а только приводя вполнЬ
достоверные факты изъ греческой истор
1
я и литературы, мы
встр’Ьтимъ достаточно прим'Ьровъ, достаточно сл'Ьдовъ когда-то
существовавшаго въ Грецш общиннаго режима. Начнемъ со
Спарты, которая была преобразована Ликургомъ въ общин-
номъ дух*. Обыкновенный ходъ эволюцш и дроблете собствен
ности привели гражданъ Лакедемона къ крайнему имуществен
ному неравенству: «одни были такъ бЪдны, что не имЪла
и дюйма земли, друпе, которыхъ было гораздо меньше, такъ
богаты, что владели всЪмъ». Ликургъ уб’Ьдидъ своихъ сограж-
данъ соединить всё земли и раздЗзлилъ Лакоено на 30,000
равныхъ по величин* участковъ; каждая семья получила уча
стокъ. Каждый над1>дъ давалъ въ среднемъ 82 медимна'ячменя
(изъ которыхъ 70 приходилось на долю мужа, а 1. на долю
жены), кромъ того вино и друие продукты. Медимаъ равнялся
четыремъ четверикамъ *). Плутархъ разсказываетъ, какъ ра
довался Ликургъ, когда послЬ введешя новаго устройства, во
время уборки, поля покрылись копнами одинаковой величины.
Лакошя казалась ему отцовскимъ насл,£д1емъ, раздЬленнымъ
между братьями 2). Но такая реформа возможна только тогда,
когда имеешь д-Ьло съ населешемъ, еще пропитаннымъ об
щинными поняйями и привычками. Трудно представить, что
бы д’Ьлалъ Ликургъ въ нын’Ьшеихъ европейскихъ государ-
ствахъ, и не подлежитъ сомнЗшйо, что, вводя свою реформу
спартанскШ законодатель только вернулся къ обычаю передЬ-
*) P t u t a r q u e , L y c u r g u e , XXI.
») Ibi d, XII.
—
272
—
ловъ, воспом инаше о которомъ еще сохранялось въ умахъ
спартанцевъ.
Учреждеше общественныхъ трапеэъ, которыя были введены
въ Спарте одновременно съ переделомъ земли и такъ яге легко,
тоже можетъ быть разсматриваемо какъ воскрешеше общинной
жизни первобытныхъ клановъ. Въ самомъ д ел е, каждая за
стольная состояла изъ пятнадцати человекъ, соединявшихся
по взаимному соглашешю, и имела свое помещеше. Каждый
застольникъ вносилъ ежемесячно свою долю съестныхъ припа-
совъ: медимнъ муки, 28 пинтъ вина (по одной на каждый
день луннаго месяца), 5 фунтовъ сыру, 2 '/а фунта винныхъ
ягодъ и небольшую сумму денегъ «на покупку провизш» *).
Присутств1е въ общей столовой было обязательно. Безусловно
запрещалось наедаться или «откармливаться потихоньку и въ
потемкахъ, какъ откармливаютъ жадныхъ животныхъ». Этотъ-то
общШ столъ и встретилъ больше всего сопротивлешя, возбу-
дилъ неудовольств1е богатыхъ, и стоилъ Ликургу глаза, который
выкололъ ему одинъ изъ противниковъ его нововведешй, мо
лодой человекъ но имени Алькандръ. Однако волей-неволей
спартанцамъ пришлось покориться; даже цари должны были
подчиниться новымъ правиламъ. Такъ, царю Асису, по воэвра-
щеши его изъ победоноснаго похода противъ аеинянъ, не позво
лили отужинать дома съ женой, а когда на другой день раз-
серженный царъ не захотелъ принести жертву богамъ, какъ
это было въ обычае, полемархи присудили его къ пене а).
Но упомянутыя обшинныя учреждешя не составляли ис
ключительной принадлежности Спарты: въ Спарте они были
только кошей учреждешй Крита. У критянъ тоже были обпця
столовыя — андр1а — съ организованными группами по
не
скольку человекъ, гетер1ям и, где отцы семействъ ели вместе
со всеми. Надзоръ за каждой столовой и хозяйство поручались
одной иэъ женщинъ, которой давали въ помощь трехъ или
четырехъ рабовъ. За общимъ столомЪ присутствовали молодые
люди и дети, но ихъ порщи были меньше. Личныя васлуги
тоже принимались въ разсчетъ; распорядительница столовой
выбирала лучпйе куски и подавала темъ изь присутствующихъ,
4) I bi d, XVII.
а) I b i d , XVII.
'1
eto
былъ изв*€тедъ особенною храбростью въ сражен1яхъ
или
мудростью въ государственномъ совет* 1).
Первойачальныхъ 30,000 над*ловъ не надолго хватило бы
^ для удовлетворешя нуждъ постоянно воарастающаго населешя,
t
если бы не завоевашя, благодаря которымъ въ течете четы-
j рехъ или пяти стол*т1й можно было нар*зывать новые над*лы,
Вс* были довольны, народъ жилъ, конечно, просто, ибо бла
годаря громоэдской спартанской монет* предметы роскоши
были совершенно изгнаны, но въ общемъ счастливо и даже
весело. «Все время, которое не было эанято войной, проходило
i
въ пляск*, празднествахъ, играхъ, охот* или т*лесныхъ упраж-
I
нешяхъ и веселой бес*д*» 3).
Онъ такой жизни спартанцы много выиграли въ отношенш
общительности, сд*лавшейся какъ-бы врожденнымъ ихъ свой-
ствомъ: «Онъ (Ликургъ) такъ пр1училъ своихъ согражданъ,
что они не хот*ли и не могли оставаться одни, а были какъ-
бы связаны другъ съ другомъ и всегда были вм*ст*, точно
пчелы» в). Реформы Солона были далеко не столь радикальны,
какъ реформы Ликурга, такъ что аеинсюе пролетарш, мечтав-
mie о радикальной реформ*, 4) были противъ Солона, и кон
чилось т*мъ, что въ борьб* ва политическое существоваше
изн*женные аеивяне не устояли передъ своей саперниц<й
Спартой. Т*мъ не мен*е аеинсше законы были еще преиспол
нены заботой о нуждахъ большинства и опека ихъ была бла-
1 готворна.
^
Б*днымъ д*вушкамъ давали приданое; раздавали хл*бъ и
масло или даромъ, или по дешевымъ ц*намъ; всявдй день бы
вали даровыя представлен!я. Пролетар1ямъ раздавали мясо
жертвенныхъ животныхъ—овецъ, коэъ, телятъ, быковъ и въ
такомъ болыпомъ количеств*, что въ IV -мъ в*к* до P. X.
одн*хъ только кожъ съ этихъ животныхъ продавалось еже
годно на двадцать четыре таланта 5) Выходивппе отъ времени
до времени законы противъ роскоши обуздывали до н*которой
степени мотовство богатыхъ: моты не допускались на ораторскую
— 273 —
*) A th e n e D e i p n o s o p h , IV.
2) Plutarqne. L y c u r g u e , LIII.
*) I b id ., LIV.
*) I b i d . , Solon, XXVI.
4) M. Marigny. H i s t . e c on. p o l . , I l l , 214.