Файл: Зудин А. Введение в политический анализ.Учебное пособие.2007(1).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.11.2020

Просмотров: 3830

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Анализ публичного поведения

Потенциальные опасности для имиджа

Рекомендации по оптимизации публичного поведения

Поза. По-прежнему Заказчик скованно себя чувствует в публичном пространстве. Это проявляется не только в речи и жестах, но и в позе. В течение всей передачи Заказчик сидел, «как на портрете», ни разу не изменив положения тела. Извне это воспринимается как проявление несвободы и признак неуверенности. Было одно исключение, но оно было очень неудачным: находясь «в камере» и во время разговора, Заказчик вдруг опустил голову и какое-то время продолжал ее держать опущенной, как будто что-то искал на столе. Создалось впечатление, что Заказчик на какое-то мгновение полностью утратил интерес к разговору, а значит – и уважение к аудитории.

Речь. По-прежнему речь не сфокусирована: не выделено главное, которому следует подчинить все остальное. Как и раньше, речь тонет в совершенно не нужных деталях. Заказчик слишком подробно и в не самом выгодном для себя свете объяснял, почему ПРОПУСК.

Интонация. По-прежнему речь должным образом и в должной мере не окрашена интонационно.

Жесты. Жесты практически отсутствовали.

СЦЕНА №5

КОММЕНТАРИИ К ВИДЕОМАТЕРИАЛУ

Неудачи

Общее впечатление

Ближайшие задачи


ПРИЗНАКИ ТЕКСТА. Текст отличает целостность, т.е. смысловая завершенность. Согласно стандартному определению, «текст» (лат. textum — связь, соединение) — всякая записанная или напечатанная речь (Школьный словарь иностранных слов. М., Просвещение, 1983). Для литературоведов и культурологов текст – это отграниченное, замкнутое в себе конечное образование. Одним из основных его признаков является наличие внутренней структуры, что влечет за собой высокую значимость категории границы ("начала", "конца", "рампы", "рамы", "пьедестала", "кулис" и т.п.). Понятие текста тесным образом связано с понятием «кода»: если нечто воспринимается как текст, это предполагает, что он определенным образом «закодирован». Простейший код – «естественный язык», на котором написан текст, и который доступен для понимания только тем, кто им владеет.


Есть и более широкая трактовка понятия текст, где он определяется через другое понятие – «язык». Язык мыслится как некоторая первичная сущность, которая получает материальное инобытие, овеществляясь в тексте. «Текст — это язык в действии». Язык предшествует тексту, текст порождается языком. Поскольку в понятие текста включена осмысленность, текст обязательно подразумевает закодированность. (ТЕРМИНЫ киносемиотики.)


К настоящему времени сложилось много дисциплин, которые в той или иной степени занимаются проблемами интерпретации текстов: текстология, нарратология, герменевтика, майевтика, социолингвистика, психолингвистика, психосемантика, дискурсивный анализ, риторика. Политических аналитиков тексты интересуют исключительно прагматически, т.е. с точки зрения оперативного извлечения содержащейся в них информации и ее адекватной интерпретации. Социологи предпочитают говорить о методах анализа документов. Документ определяется как «специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи или хранения информации». По способу фиксирования информации различают рукописные и печатные документы; записи на кино- или фотопленке, на магнитной ленте.


ФУНКЦИИ ТЕКСТА. Принято различать две функции текста – информационную и «суггестивную» (внушение, убеждение)


СТРУКТУРА ТЕКСТА. В структуре текста выделяют две части – внешнюю и внутреннюю. «Внешняя» структура определяются разделами, главами, абзацами, а также курсивом. Во «внутренней» структуре выделяются собственно текст и подтекст. Содержание текста двуслойно - верхний и нижний. Верхний слой содержит объективные значения, нижний – смысл или подтекст, доступный для понимания более узкому кругу по сравнению с тем, который воспринимает только верхний слой содержания текста.


ЧТО ТАКОЕ ЧТЕНИЕ ТЕКСТА?

1.Чтение – это движение по тексту. Движение по тексту можно уподобить простейшей схеме: «вопрос – ответ». Вы продвигаетесь по тексту в режиме диалога. В тексте вы встречаете какое-то утверждение, которое рождает у вас вопрос: «почему?», «как?» и т.д. Вы ищете ответ, находите его, принимаете, и идете дальше, или не принимаете, задаете новый вопрос – и т.д.



2.Если первоначальное знакомство с текстом говорит вам, что вы не находите в нем ответов на свои вопросы, это значит одно из двух: либо вы пока не готовы к чтению этого текста (он слишком сложен для вас), либо это плохой текст (в нем мало информации, эта информация плохо организована и т.д.).


3.Ваше дальнейшее решение зависит от степени важности для вас данного «трудного» текста: если он не обладает большой важностью, вы просто прекращаете общение с текстом, если же текст важен, тогда вы предпринимаете специальные усилия, чтобы вступить в диалог с «трудным» текстом: обращаетесь к словарям, консультируетесь с более компетентными людьми, знакомитесь с дополнительной литературой и т.д.


4.Внутреннее содержание и цель чтения – понимание смысла текста. Существует специальная наука о понимании текстов – герменевтика. Герменевтика сложилась как теория о предпосылках, возможностях и особенностях процесса понимания. Название "герменевтика" восходит к древнегреческому "hermeneia" - "толкование" и находится в символической связи с Олимпийским богом Гермесом, который вошел в мифологию как изобретатель языка и письменности, а также вестник богов; Гермес выполнял посредническую функцию между богами и людьми, между живыми и мертвыми, воплощая собой звено опосредования противоположностей. Традиции герменевтики были заложены еще в средние века при истолковании библейских текстов и способствовали разъяснению и истолкованию текстов, и лежали в основе перевода текстов с языка одной эпохи на язык другой эпохи. Основоположником философской герменевтики читается Ханс Георг Гадамер, ученик философа М.Хайдеггера.


5. Герменевтическое чтение текста подчиняется определенным правилам, суть которых выражена в краткой формуле: «постоянное набрасывание смысла». Герменевтическое правило состоит в том, что целое следует понимать, исходя из частного, а частное, исходя из целого. Такое движение мысли называют «герменевтическим кругом» (часть – целое).


6.Герменевтика также требует постоянно помнить о собственной предвзятости при чтении текста. Необходимо, насколько это возможно, максимально отрешиться от своей предвзятости: тот, кто стремится понять текст, готов его выслушать и позволяет ему говорить.


7.Понятным следует считать такой текст, который представляет собой законченное смысловое единство. Так, читая какой-либо текст, мы всегда предполагаем его смысловую завершенность, и только если это предположение оказывается неоправданным, т.е. текст непонятным, - лишь тогда мы сомневаемся в точности дошедшего до нас текста


8.При герменевтическом исследовании текста возникает так называемый герменевтический круг (часть - целое), при котором "предвосхищающее движение пред-понимания постоянно определяет понимание текста". Гадамер исходит из поставленного Хайдеггером вопроса о процессе понимания. Он пишет: "Тот, кто хочет понять текст, постоянно осуществляет набрасывание смысла. Как только в тексте начинает проясняться какой-то смысл, он делает предварительный набросок смысла всего текста в целом. Но этот первый смысл проясняется в свою очередь лишь потому, что мы с самого начала читаем текст, ожидая найти в нем тот или иной определенный смысл. Понимание того, что содержится в тексте, и заключается в разработке предварительного наброска, который, разумеется, подвергается постоянному пересмотру при дальнейшем углублении в смысл текста. Предвзятые мнения, не подтверждающиеся фактами, грозят сбить с верного пути того, кто стремиться к пониманию. Разработка правильных, отвечающих фактам набросков, которые в качестве таковых являются предвосхищениями смысла и которые еще только должны быть заверены "самими фактами", - в этом постоянная задача понимания». (См. Гадамер и философская герменевтика. - A.N.Suvorova. Introduction into modern philosophy).



АНАЛИЗ ЖИВОЙ РЕЧИ

Особой разновидностью текста можно считать зафиксированные (при помощи аудиосредств или письменно) версии «живой речи», которая доступна при включенном наблюдении и сопровождает поток визуальных образов (в том числе и во время просмотра ТВ). Аналоги «живой речи», с которыми практически имеет дело политический аналитик; это – материалы фокус-групп и интервью, которые хотя и зафиксированы в виде текстов, но представляют собою продукты живой речи. Ниже приводится пример анализа высказываний участников фокус-групп, проведенный в целях политического анализа.


"ВСЕ-ТАКИ ОН СТАРАЕТСЯ": ВЛАДИМИР ПУТИН И ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ ЛЕТОМ 2001 ГОДА

Основные составляющие имиджа В. Путина

Таким образом, данные количественных исследований позволяют охарактеризовать общий психологический фон и внешние рамки массового восприятия Путина. Кроме того, они дают возможность очертить приблизительный ареал распространения трех типов оценок, из которых складывается отношение к В. Путину в общественном мнении (позитивная, негативная, амбивалентная).


Более рельефное представление о носителях трех основных типов оценок ("сторонники", "колеблющиеся" и "противники") дают результаты исследований на основе качественных методов.


"Сторонники"


…………………….


"Сторонники": методы психологической защиты

Состав сторонников Путина не является постоянным. Изменения происходят в разных направлениях: одни покидают ряды сторонников Путина или сдвигаются на периферию позитивных оценок. Другие изменили свое отношение к Путину к лучшему.


Если я сначала относился к нему плохо, то сейчас можно сказать немного лучше.


Но по сравнению с весной 2001 г. появилось больше признаков того, что сторонникам становится труднее сохранять позитивное отношение к Путину. Главной причиной возникших психологических затруднений выступает отсутствие убедительных для общественного мнения позитивных результатов деятельности Путина на посту Президента.


Значительная часть опрошенных и в этих условиях сохраняет позитивное отношение к Путину. И это само по себе показательно. Но появляется потребность каким-то образом дополнительно обосновать позицию, которой они придерживаются. В результате эта позиция становится более внутренне сложной: внутрь позиции встраивается полемика с воображаемым оппонентом, но сама позиция остается не только позитивной, но и может становиться наступательной (ПОЗДНЕЕ ДОПОЛНЕНИЕ)


Сторонники избирают различные способы сохранения позитивного отношения к Путину. Чаще всего делается ссылка (прямая или скрытая) на объективное трудности (как правило, "ельцинское наследство").


Путин не развалил страну, он пришел к развалинам. И как только Путин изворачивается во всех этих ситуациях?


Я нормально отношусь к Путину. Хороший мужик. Он старается, но ему тяжело. Такая развалюха ему досталась!



Мне его жаль. Он на развалинах.


Уж больно много этих метастазов.


Он еще очень мало времени находится на посту президента. Я думаю, что он выведет Россию из такого состояния.


"Ельцинское наследство" может пониматься и как сопротивление "старых кадров". В этом же ряду стоят и упоминания о противодействии Путину неких неназванных сил.


Ему тяжело очень. Он дал слово Ельцину, что год не будет менять окружение, это очень осложняет ему работу.

Путин старается. Но палки в колеса суют многие. Ему мало помогают.


Другой прием: получение позитивных результатов отодвигается в отдаленное или совсем неопределенное будущее.


У меня его (т.е. Путина) вид ассоциируется со справедливостью - сейчас нет возможности зажать того же Чубайса, но когда-нибудь и над Чубайсом разразится гром.


Иногда различные приемы психологической защиты своей позиции комбинируются.


Результат от него будет, я считаю…но не за год. За год ни от кого результата не будет, тем более на такой большой территории.


Он карабкается, но окружение не дает. Изменения последуют еще. Надо ждать не один десяток лет, чтобы что-то кардинально изменилось.


Сторонники также пытаются объяснить отсутствие "быстрых" результатов особенностями политического стиля Путина: приписываемые ему постепенность и продуманность в реализации своих планов превращается в оправдание отсутствия больших достижений.


Постепенно он всех заменит, не беспокойся, но сразу он это не может сделать.


Он делает все очень продуманно и постепенно, я отношусь к нему с большим уважением и большой надеждой. Я думаю, он сменит это Правительство Ельцина, и, соответственно, изменится экономическая политика.


Встречаются и более сложные защитные реакции сторонников. Изложение позитивной позиции предваряется (или сопровождается) различными оговорками или обоснованиями, часто со ссылкой на позитивно маркированные намерения Путина. В одних случаях оговорки носят почти "ритуальный" характер и не играют большой роли в обосновании позиции.


Вообще Путин симпатичен как Президент, он на месте. Правда говорят, что там уже КГБ заполняет какие-то сферы и так далее. Вот это единственное, что мне как-то не симпатизирует. А так вообще это грамотнейший человек, он прекрасно разговаривает, общается.


В других случаях оговорки приобретают более важное значение: психологическая защита как бы встраивается внутрь позитивных оценок, которые в результате приобретают повышенную сложность и многослойность.


Все-таки он старается.


Мне кажется, что он хочет чего-то сделать, именно по глазам я вижу, по тому, как он старается.


Нравиться тем, что он старается держать слово. Это очень важно для руководителя. Сказал и пытается это сделать. Государево слово и дело.


Иногда признаки скептицизма и самооправдания проявляются в том, что позитивная оценка личности Путина начинает отделяться от возможности реализации приписываемых ему "благих намерений"



Он человек порядочный. Но другое дело, хватить ли у него сил, дадут ли ему это все…


Примеров такой "мягкой самообороны" достаточно много. Иногда оговорки делаются только для того, чтобы как следует обосновать сохраняющееся восторженное отношение к Путину: все-таки достаточно хороший политик …великолепно провел (переговоры) с Китаем …прекрасно теснит американцев.


Несмотря на отсутствие видимых улучшений в своей жизни за последний год, сторонники продолжают связывать с Путиным надежды на повышение уровня жизни. Но в их позиции чувствуется "мягкая укоризна": хотелось бы, конечно, улучшений в жизни, потому что все-таки жизнь не улучшается.


В других случаях, чтобы сохранить высокую оценку Путина, заранее задается беспроигрышный фон для сравнений. Иногда сравнения с крайне непопулярным Ельциным производят впечатление несколько демонстративных. Такого рода сравнения выполняют функцию своеобразных оговорок, только респондент из позиции "обороняющегося" переходит в наступление на оппонента.


Когда я говорю, что поддерживаю Путина, я сравниваю его с бывшим президентом. Это как небо и земля. Все. Этим все сказано.


Особую разновидность усложнившегося положительного отношения образуют оценки, свидетельствующие об условной поддержке. В этом случае в позицию встраивается уже не "мягкая", "извиняющая" оговорка, а психологическая дистанция. В этом случае нередко произносится слово "пока":


Пока отношусь положительно.


Пока чувствуется, что он хочет чего-то. Работает, работает…


Я к нему отношусь нормально. Пока. Я, в общем-то, люблю спортсменов, кстати, сам когда-то спортом занимался.


Периферию позитивных оценок занимают позиции, представители которых признают наличие у Путина определенных изъянов и не пытаются их оправдать. В этом случае поддержка сочетается с открытой критикой, окрашенной подчас в тона раздражения. Правда, это пока не влечет за собой пересмотра общего позитивного отношения.


Мне хочется, чтобы он активней еще работал, очень долго идет вся эта перестройка, эта болтовня, эти депутаты, гнать их надо палками всех оттуда.


Ему надо жестче быть, поменьше слушать этих прихлебателей, и все будет нормально.


Путин является для меня авторитетом. Но мне не понравилось то, что он сделал неприкосновенными всех бывших президентов.


Он, по-моему, лояльно относится к губернаторам, которые совсем не работают. Их можно даже записать в качестве врагов народа, например, в Приморье. Ему надо жестче относиться к таким губернаторам.


В других случаях, открытая критика сопутствует начинающемуся разочарованию. Симпатия остается, но общий "градус" поддержки заметно снижается. Одной из декларируемых причин начинающегося разочарования оказывается отсутствие решительных действий по борьбе с коррупцией, а фактически - с наиболее раздражающими символами дискредитированного старого политического режима (сам Ельцин, "семья", олигархи, Чубайс):