Файл: Зудин А. Введение в политический анализ.Учебное пособие.2007(1).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.11.2020

Просмотров: 3834

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Анализ публичного поведения

Потенциальные опасности для имиджа

Рекомендации по оптимизации публичного поведения

Поза. По-прежнему Заказчик скованно себя чувствует в публичном пространстве. Это проявляется не только в речи и жестах, но и в позе. В течение всей передачи Заказчик сидел, «как на портрете», ни разу не изменив положения тела. Извне это воспринимается как проявление несвободы и признак неуверенности. Было одно исключение, но оно было очень неудачным: находясь «в камере» и во время разговора, Заказчик вдруг опустил голову и какое-то время продолжал ее держать опущенной, как будто что-то искал на столе. Создалось впечатление, что Заказчик на какое-то мгновение полностью утратил интерес к разговору, а значит – и уважение к аудитории.

Речь. По-прежнему речь не сфокусирована: не выделено главное, которому следует подчинить все остальное. Как и раньше, речь тонет в совершенно не нужных деталях. Заказчик слишком подробно и в не самом выгодном для себя свете объяснял, почему ПРОПУСК.

Интонация. По-прежнему речь должным образом и в должной мере не окрашена интонационно.

Жесты. Жесты практически отсутствовали.

СЦЕНА №5

КОММЕНТАРИИ К ВИДЕОМАТЕРИАЛУ

Неудачи

Общее впечатление

Ближайшие задачи


5. Любая система создает границы в отношении собственных системных единиц, отделяясь, таким образом, от внешнего окружения.


6. В отношениях системы и внешнего окружения действует прин­цип энтропии (в рамках второго закона И. Ньютона), в соответствии с которым система стремится выровнять свое состояние (энергия, ресур­сы и т.д.) с внешним окружением.


7. Любая система иерархична, т.е. в ней существуют системные единицы различных уровней. При этом невозможно говорить о системе самого высокого уровня (предельной системе) и системе предельно малого уровня.


Принципы, на которых строится общая теория систем, описывают лишь самые общие свойства и принципы построения систем независи­мо от их характера и предназначения. При общесистемном подходе нет принципиальной разницы между биологическим организмом, техни­ческой, личностной, информационной или организационной система­ми. Обоснование общих системных принципов еще не дает в руки исследователя инструмент для практического применения системного подхода при управлении конкретной системой.


Подведем предварительные итоги: Два основных свойства системных объектов: открытость/закрытость и устойчивость/изменчивость. Если отталкиваться от теории систем, можно представить себе четыре «идеальных» (чистых) типа системных объектов: 1.закрытые системы; 2.открытые системы; 3.стационарные системы; 4.нестационарные системы


Литература

  • Ритцер Д. Современные социологические теории (Глава 5. Теория систем, стр. 215 – 237)

  • Штомпка П., раздел «Системная модель как порождение концепции социальных изменений» …

  • Спицнадель В. Н. Основы системного анализа. Учебное пособие. «Издательский дом «Бизнес-пресса», Санкт-Петербург, 2000

  • Истон Д. Категории системного анализа политики // Политология: хрестоматия / Сост. проф. М.А. Василик, доц. М.С. Вершинин. М.: Гардарики, 2000. C.319-331.* Или// Антология мировой политической мысли: В 5 т. М.: Изд-во РАГС, 1997. Т. II. С. 630—642.

  • Луман Н. Почему необходима «системная теория»?// Проблемы теоретической социологии/ Под ред. А.О.Бороноева. СПб., 1994. С. 25-34.

  • Парсонс Т. Современное состояние и перспективы систематической теории в социологии// Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академический проект, 2000. С. 381-414.

  • Политический процесс: основные аспекты и способы анализа/ Под ред. Е.Ю.Мелешкиной. М.: ИНФРА-М, Весь мир, 2001. С.20-47.


Про субъектно-ориентированные подходы см. в разделе Приложение: Штомпка, Петр. Социология социальных изменений/Пер, с англ, под ред. В.А.Ядова.—М.: Аспект Пресс, 1996. (Раздел 13. История как человеческий продукт: развитие теории действия)


Глава 4. Работа с первичными сообщениями

Основные типы источников политической информации. Феномен первичных сообщений. Факт и интерпретация. От сообщений – к событиям.


Политический мир предстает перед политаналитиком как поток первичных сообщений. Что они из себя представляют? На какие категории делятся? В какой форме дают о себе знать? Итак, разновидности первичных сообщений или формы, в которых они поступают политическому аналитику. Это - визуальные образы, живая речь, тексты, цифры. Интерпретация текстов, цифр и визуальных образов будет рассмотрена отдельно.



ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ИНФОРМАЦИИ

Первичные сообщения содержат два основных типа информации: 1.тематическая информация («прямая» информация); 2. «фоновая» информация («косвенная» информация). Что такое «прямая» информация более или менее понятно. Это информация, непосредственно касающаяся интересующего нас предмета, в том числе и исходящая непосредственно участников событий. Любая информация, не относящаяся непосредственно к предмету исследования, будет считаться «фоновой». Это информация о контексте, в котором происходят события, разворачивается интрига и т. д. Эта информация важна, поскольку позволяет понять реальный смысл происходящих событий. Мы понимает смысл событий через контекст, в котором они разворачиваются.


Главное требование к сбору первичной информации: самостоятельность политического аналитика. Сбор информации должен вестись целенаправленно, он должен быть подчинен какой-то определенной цели, в противном случае аналитик попадет под власть стихийного информационного потока. Сбор и первичная обработка информации осуществляются одновременно. Невозможно отделить элементарное ознакомление с информацией от ее первичной, самой предварительной обработки. По мере сбора и первичной обработки информации постоянно происходит конкретизация цели, ради которой осуществляется сбор и постоянно уточняется рабочая гипотеза, в рамках которой работает аналитик.


МЕТОДЫ СБОРА ПЕРВИЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ

1.Статистические и социологические исследования (опросы, фокус-группы, экспертные интервью (интервьюирование); 2.Биографический метод (особенно важен при изучении элит и неформальных группировок в верхах); 3.Метод «включенного наблюдения» (или этнографические, полевые методы); 4. Метод «кейс-стади» (изучение конкретных случаев); 5.Сообщения в СМИ; 6.Составная часть информационного потока - личные впечатления аналитика о происходящем. Необходима фиксация и анализ личных впечатлений, включая эмоции, свои и окружающих.


Проблемы манипуляции информацией и значениями (пропаганда), а также проблема дезинформации и намеренной фальсификации источников специально нами рассматриваться не будут. В той мере, в которой эти проблемы имеют значение для политического аналитика, они уже были рассмотрены в Главе 1: для политического аналитика возможно использование любых видов информации, включая намеренно искаженные. Более подробно с проблемой фальсификации исторических источников можно ознакомиться в специальной работе (См.: В.П.Козлов. Обманутая, но торжествующая Клио (Подлоги письменных источников по российской истории в XX веке).


ФЕНОМЕН «ПЕРВИЧНЫХ СООБЩЕНИЙ»

Исходный пункт политического анализа (ПА) - поток сообщений. Поэтому первый этап ПА – это анализ первичных информационных сообщений. Два исходных вопроса политического анализа. Вопрос первый: «что это такое»? Вопрос второй: «что это означает»? Эти вопросы каждый раз обязан задавать себе аналитик, сталкиваясь с сообщениями.



Политический мир состоит из событий. Но что такое событие? Сообщение не тождественно событию: это не то, что сообщили, и даже не то, о чем сообщили, это то, что еще надлежит установить. Событие: это то, что всегда существует только в «интерпретации». По словам великого русского мыслителя М. М. Бахтина, «главное действующее лицо события - свидетель и судия». Без «свидетелей» и «судий», т. е. тех, кто фиксирует и оценивает факты, событий не существует. Более того, далеко не все факты наделяются статусом событий.


Происходит множество вещей, которые фиксируются, но не оцениваются – потому, что им не придается какого-либо значения. Таким образом, дело не только в том, какую именно оценку получило то или иное событие – высокую или скромную, положительную или отрицательную, - дело еще и в том, что какой-то факт вообще был удостоен оценки. Только то, что получило развернутую оценку, попадает в разряд событий. Множество фактов не попадает в разряд событий: о них известно, они могут быть даже где-то зафиксированы, но они не оцениваются, потому, что не воспринимаются как важные, как значимые, а значит, достойные внимания. В разряд событий попадают только факты, которые наделяются значением. Это означает, что в различные периоды времени самые разные факты могут наделяться статусом события.


Для официальной советской историографии своего времени принятие, допустим, программы мелиорации сельского хозяйства, - событие исключительной важности и исключительного значения. А для современного историка советского общества – это факт может быть вполне рутинным, и не достойным статуса «события». Когда какую-то историческую эпоху или просто период времени начнут анализировать историки, политологи и культурологи, они обнаружат там множество не совпадающих друг с другом событий: событие, вполне достойное внимания и оценки с точки зрения политолога, может и не быть таковым на взгляд историка или культуролога, и наоборот. И дел совсем не в разнице вкусов или пристрастий, хотя и это играет важную роль. Дело в том, что каждая из гуманитарных наук обладает собственными критериями значимости и собственной сеткой значений.


Повторяем: событие - это то, что всегда существует только в «интерпретации». Событие – это то, что надлежит реконструировать. Почему слово «интерпретация» мы употребляем в кавычках? Проблема в том, что таких реконструкций может быть не одна. Кавычки подчеркивают условность интерпретации. Об этой условности чужих и собственных интерпретаций следует постоянно помнить.


ИНТЕРПРЕТАЦИЯ (лат. interpretatio — истолкование, разъяснение) — в обще-научном смысле — истолкование. Под И. в широком (здесь: в формально-логическом — А.А.) смысле понимают приписывание значений исходным выражениям исчисления, в силу чего получают смысл все правильно построенные выражения данного исчисления. Интерпретированное исчисление является, таким образом формализованным языком, в котором формулируются и доказываются различные высказывания, имеющие смысл. (Филос. словарь).



Не забывая про кавычки, запишем формулу события: «политический факт» + «политическое значение». «Сообщение» от «события» отделяет известная интеллектуальная дистанция, определенное расстояние, которое надлежит пройти в ходе реконструкции этого события. Реконструкции события осуществляется в два этапа. Путь к «реальному» событию начинается с выделения «факта» или фактической стороны события. Первый этап реконструкции можно записать при помощи простейшей формулы: «сообщение – интерпретация = факт».


Интерпретация – это наделение значением. Интерпретация включает в себя неосознанные и прагматические компоненты. Реконструкция «реального» события предполагает идентификацию интересов и установок всех тех, кто наделяет конкретный факт значением, т. е. самих участников, «свидетелей» и «судий». После того, как эта операция проведена, можно провести «очищение» сообщения от выделенной интерпретации. Формула «факта»: «сообщение» - «интерпретация».


ПОНЯТИЕ «ФАКТА»: это компонент, указывающий или называющий (но не интерпретирующий) некий фрагмент действительности с четкими границами во времени и пространстве. Факт – это субстрат исторического события (Ю.Л. Троицкий).


  • факт должен быть зафиксирован (=выделен из всего остального)

В.Тюпа: Всякий процесс - не только природный, но и культурный, исторический, ментальный - есть закономерная временная протяженность: цепная последовательность состояний (ситуаций). Каждое состояние может приобрести статус факта, если будет зафиксировано и тем самым условно вычленено из процесса. То или иное состояние бытия является субстратом факта: без наличного, наблюдаемого состояния чего-либо присутствующего в мире не может быть и факта.


  • факт фиксируется текстуально с использованием знаковых средств

В.Тюпа: Но собственно о "факте" как единичном состоянии некоторого аспекта бытия нет возможности говорить или мыслить без фиксирующего это состояние текста. Процессуальная цепь бытия онтологически континуальна. Дискретные факты в ней обнаруживаются только вследствие вмешательства языка, текстопорождающей деятельности, дискурсии. Без дискурсивной артикуляции (текстуального освоения сознанием) фактов как таковых не существует. Факт есть не что иное, как референтная функция дискурса - высказывания о нем.


Фактография представляет собой дробление и локализацию процессуальности: фактом служит пространственно-временная единичность, которая может быть зафиксирована и может оказаться событийной. Но может таковой и не оказаться. Факт является субстратом события: без факта нет и события. Но далеко не всякий факт событиен.


Литература

  • Аверьянов Л.Я. Факт и его интерпретация. – В кн.: Аверьянов Л.Я. В поисках своей идеи. Ч. 1. – М., 2000.

  • Макинтайр А. "Факт", объяснение и компетенция // Девятко И. Модели объяснения и логика социологического исследования. М.: 1996.

  • Рикер П. Герменевтика и метод социальных наук (электронная версия)

  • Девятко И. Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1998.— 208 с.



ПОНЯТИЕ «СОБЫТИЯ» Каковы отличительные признаки «события»? Главным признаком события, можно считать нарушение инерции, создаваемой предшествующими состояниями какого-то феномена или предшествующим этапом (фазой) в развитии какого-то процесса. (Сравни: Ю.Л.Троицкий. Событие историческое: Признаками С.И. можно считать неизбыточность и нарушение инерции, создаваемой предшествующим ходом истории, а также неопределенность и слабая степень предсказуемости результатов в момент свершения С.И. Эпистемологическим признаком С.И., вероятно, является многозначность и несводимость к одному смыслу (по словам ребенка 2 класса школы диалога культур "это то, о чем спорят историки").


1. Дискретность: наличие отчетливых границ, достаточно четкая локализация во времени и пространстве, единство места и времени. Событие – это «точка» в пространстве-времени. Событие – это то, что имеет место, происходит, наступает в произвольной точке пространства-времени. Фактической стороне события присуща завершенность: после того, как событие произошло, его нельзя изменить, «переиграть».


2.Приводящее к переменам. Событие всегда приводит к переменам, и чем крупнее и значимее событие, тем более значимыми, масштабными и глубокими могут быть перемены. Событие сопряжено с изменением состояния мира, в котором оно происходит. Нечто различается до и после события. Совершаясь, событие отменяет прежние принципы наблюдения.


3.Связано с проявлением активного, деятельностного начала. Событие не может произойти, «случится» вне проявления активного, деятельностного начала. В событиях всегда есть действующие лица и действия. Событие – это то, что произошло, происходит или может произойти в определённой точке пространства-времени.


4.Значимость. Событие – это то, что всегда обладает повышенным значением, или важностью. Событие не может существовать без ценности. Значение, которым обладает событие, не является чем-то фиксированными или неизменным. Значению события присуща подвижность: со временем значения, приписывавшиеся событию первоначально, могут меняться и меняются – иногда – вплоть до противоположных. В отличие от фактической стороны события, его ценностная составляющая не является необратимой. Напротив, она подвижна, пластична и изменчива – бесконечно изменчива.


5.Уникальность. Каждое событие имеет индивидуальное, неповторимое лицо, одно событие никогда не похоже на другое. Событие происходит лишь однажды. После того, как событие совершается и отменяет прежние принципы наблюдения, оно индивидуализируется, становится уникальным. И тем не менее, политический аналитик обязан сводить события в определенные классы, каким-то образом группировать их. С уникальностью события связано другое его важное свойство – необратимость его фактической составляющей.