Файл: Politicheskaya_globalistika_Vasilenko_I_A_Uch_pos_2000_-360s.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.11.2020
Просмотров: 4014
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
АКТУАЛЬНОСТЬ ГЛОБАЛЬНОГО ВИДЕНИЯ: В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОГО БУДУЩЕГО
Глава 1 ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИСТИКА НА ПУТЯХ ПОЗНАНИЯ
1.1. История возникновения науки о глобальном мире
1.2. Определение предмета и метода политической глобалистики
1.3. ГЛОБАЛЬНЫЙ МИР: ГОРИЗОНТЫ НОВОЙ ЛОГИКИ
Вопросы для обсуждения и дискуссии
ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ ПАРАДИГМА В СОВРЕМЕННОЙ ГЛОБАЛИСТИКЕ
2.1. Цивилизация как категория глобального политического
2.2. Мир современных цивилизаций в теоретических моделях
Вопросы для обсуждения и дискуссии
СТРАТЕГИИ МЕЖЦИВИЛИЗАЦИОННЫХ ГЛОБАЛЬНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ
3.1. Вызовы и ответы в глобальном мире
3.2. Возможно ли предотвратить столкновение цивилизаций?
Вопросы для обсуждения и дискуссии
Глава 4 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
4.1. Методологическая преамбула
4.2. Конфуцианско-буддийcкая цивилизация: путь золотой середины
4.3. Исламская цивилизация: путь воинов Аллаха
4.4. Индо-буддийская цивилизация: путь благоговения перед жизнью
4.5. Западная цивилизация: римский путь
4.6. Православно-славянская цивилизация: путь очарованного странника
Вопросы для обсуждения и дискуссии
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА
5.1. Политический партнер как представитель цивилизации
5.2. Герменевтический метод в политическом диалоге
5.3. Человек политический в мире культуры
5.4. Проблема социокультурной идентичности в политике
5.5. Социокультурное пространство политического диалога
Вопросы для обсуждения и дискуссии
Глава 6 ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ В ГЛОБАЛЬНОМ МИРЕ
6.1. Определение политического времени: хронос и кайрос
6.2. В поисках шкалы политического времени
6.3. Наступит ли вновь осевое время истории?
6.4. Время политики и время культуры: совпадения и различия в ориентации и перспективе
Вопросы для обсуждения и дискуссии
Глава 7 ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ГЛОБАЛЬНОГО МИРА
7.1. Иконография глобального пространства
7.2. Парадигмы политического пространства и социокультурная идентичность
Вопросы для обсуждения и дискуссии
Глава 8 АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПРОГРЕССА
8.1. Можно ли отказаться от идеи прогресса?
8.2. Классическая концепция прогресса и ее альтернативы
Вопросы для обсуждения и дискуссии
Глава 9 ОБРАЗЫ ГЛОБАЛЬНОГО МИРА В ДИАЛОГЕ КУЛЬТУР
9.1. Классическое видение глобализации человеческого общества
9.2. Современные концепции и образы глобального мира
Вопросы для обсуждения и дискуссии
ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНСЕНСУС В ГЛОБАЛЬНОМ ДИАЛОГЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
10.1. Возможности и пределы аналитических методов в политической конфликтологии
10.2. Гуманитарное искусство политического диалога
10.3. Конфликт ценностей как гуманитарная проблема
Вопросы для обсуждения и дискуссии
Прометеизм — установка культуры, восходящая к мифической фигуре Прометея, похитителя небесного огня; означает неограниченные дерзания человека, направленные на покорение природы и преобразование мира.
Психоанализ — созданный австрийским психологом З.Фрейдом психотерапевтический метод, связанный с расшифровкой неврозов как инфантильных травм сознания, полученных в результате столкновения наших природных влечений (принцип удовольствия) с общественными нормами и запретами (принцип реальности).
Радикализм — установка на крайние позиции и решительное, ни перед чем не останавливающееся претворение в жизнь тех или иных идейно-политических принципов.
Редукционизм — упрощающая трактовка тех или иных явлений и процессов, связанная со сведением высших форм к низшим (например, духовных факторов к экономическим, технологическим или биологическим).
Релятивизм—учение об относительности, условности и проблематичности всех законов и норм — от научных, связанных с познанием, до культурных и нравственных.
Реформация— религиозно-политическое движение XVI в. в Европе, родившее протестантизм. Ознаменовалось национализацией религии, избавившейся от опеки папского престола, и новыми, более независимыми отношениями верующих с клиром.
Секуляризация — процесс освобождения общества, различных сфер социальной жизни и институтов от религии.
Синкретизм— слитность, внутренняя недифференцированность, сопутствующая ранним стадиям развития биологических или культурных явлений.
Синкретика— отрасль современного методологического знания, связанная с мягкой привязкой и взаимной адаптацией разнородных начал вместо жесткого подчинения или ущемления прав одного в пользу другого.
Синод—учрежденный Петром I административный орган, ведающий церковными делами. Учреждение с. означало устранение автономии церкви, прежде воплощаемой независимой от светской иерархии фигурой Патриарха.
Синология— комплекс научных дисциплин, посвященных изучению Китая.
Системно-функциональный подход в социальных науках — рассмотрение общества в целом и отдельных сфер общественной жизни как взаимозависимых элементов, каждый из которых действует в качестве функции целого. Этот подход, с одной стороны, противостоит представлениям об обществе как механической сумме или конгломерате элементов, с другой — представлениям о безыскусном органическом единстве, которое не нуждается в умышленном упорядочении со стороны власти. Система есть такой тип социальной целостности, который представляет собой проблему власти и управления.
Скептицизм— зародившаяся в Греции вместе с движением скептиков (X в. до н.э.) философия. Установка на сомнение в надежности наших знаний и наших верований. «Подвергай все сомнению и воздерживайся от категорических суждений» — вот кредо скептицизма.
Социализация— процесс усвоения личностью в ходе взросления социальных ролей, норм и ценностей того общества, к которому она принадлежит.
Социальное государство—государство, ответственное за состояние социально незащищенных граждан, имеющее соответствующие социальные программы и институты, смягчающие последствия рыночной конкуренции.
Софизм— сознательная подмена тезисов в споре или при доказательстве сомнительных истин. Название ведет свое происхождение от школы софистов в Древней Греции, расшатавших не только идеал достоверного объективного знания, но и многие нравственные ценности.
Социал-дарвинизм—перенесение на общество биологической теории естественного отбора и выживания сильнейших.
Сциентизм— мировоззренческая позиция, считающая научное знание высшей ценностью, а науку— центральным, нормообразующим элементом общества, с рекомендациями которого все должны сверять свое поведение. Сциентизм, с одной стороны, преувеличивает социальные возможности науки и ее самостоятельность, с другой — недооценивает другие формы общественного сознания и связанные с ними социальные институты.
Танатос — персонифицированный образ смерти или сил, несущих смерть.
Темология— религиозно-философское учение о высших целях мироздания, которым подчинена его видимая историческая динамика.
Теократия— форма правления, при которой глава духовенства, церкви одновременно является и фактическим правителем государства.
Трайбализм — архаичная идеология племенного мышления, эноцентризма и этносепаратизма.
Унитарное государство— государство, не предоставляющее автономии входящим в него регионам и сосредоточившее все решения в центре как единственном носителе суверенитета.
Фатализм — учение о царстве непреложной необходимости или предопределении, не оставляющем места ни случайным вариациям, ни альтернативам и связанной с ними свободе человека.
Фаустовский человек — сформировавшийся в недрах западной культуры тип человека, ориентированный на «выпытывание» последних тайн природы с целью окончательного ее покорения.
Формационная теория— теория о закономерной смене фаз общественного развития, представляющего своего рода лестницу восхождения человечества от низших ступеней к высшим.
Хартленд (от англ, heartland) — разработанное в геополитике понятие «центральной земли», несущего континента планеты, овладение которым открывает возможность господствовать над миром.
Ценности культурные — разделяемые в обществе убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основные средства достижения этих целей.
Центризм— политическая установка на то, чтобы избегать крайностей левого и правого радикализма и стремиться к сближению позиций различных политических сил на основе реформистской умеренности.
Цивилизация— общество, достигнувшее определенной целостности благодаря единству религии, языка, культурных традиций.
Эвристика— отрасль научного знания, изучающая пути и методы решения различных познавательных задач и пытающаяся оптимизировать сам процесс познания.
Эзотерический—тайный, предназначенный для посвященных.
Экзотерический—явный, открытый, предназначаемый для общего пользования.
Экоцид—убивание природы, Земли как геобиосистемы—носительницы жизни.
Экономика-центризм — воззрение, согласно которому высшей ценностью и центром общественной жизни является экономика, предопределяющая все остальные характеристики человеческого бытия.
Характеризуется недооценкой автономной роли других факторов: моральных, культурных, политических и т.п.
Экуменизм — движение за объединение церквей.
Эмпиризм — установка на наблюдаемые факты, на чувственный опыт, а не на умозрительные концепции и поспешные обобщения.
Эндогенный— внутренний, внутренне обусловленный (в противоположность экзогенному — вызванному внешними влияниями).
Энтропия— понятие, заимствованное из термодинамики и обозначающее характерный для замкнутых систем процесс превращений всех видов энергии в тепловую; в более общем виде — стихийный процесс возрастания хаоса как наиболее вероятного состояния.
Эпоха Просвещения — XVIII век в Европе, когда сложилась идея общественного устройства, основанного на разуме, а не на традиции, и разумного переустройства общества. Все докапиталистические порядки были объявлены пережитками.
Эсхатология— религиозное учение о конечных судьбах мира и человечества, о конце света и страшном суде.
Этатизм — превознесение государства как высшей ценности, стремление поставить под контроль все сферы общественной жизни.
Язычество — религиозные верования, характеризующиеся обожествлением сил природы. Впоследствии были вытеснены монотеистическими религиями (христианство, магометанство, буддизм), но сохранились как рудимент культуры, связанной с эстетизацией и одухотворением природного начала.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 3
Введение 4
АКТУАЛЬНОСТЬ ГЛОБАЛЬНОГО ВИДЕНИЯ: В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОГО БУДУЩЕГО 4
Глава 1 ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИСТИКА НА ПУТЯХ ПОЗНАНИЯ 10
1.1. История возникновения науки о глобальном мире 10
1.2. Определение предмета и метода политической глобалистики 15
1.3. ГЛОБАЛЬНЫЙ МИР: ГОРИЗОНТЫ НОВОЙ ЛОГИКИ 19
Вопросы для обсуждения и дискуссии 28
Глава 2 31
ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ ПАРАДИГМА В СОВРЕМЕННОЙ ГЛОБАЛИСТИКЕ 31
2.1. Цивилизация как категория глобального политического 31
анализа 31
2.2. Мир современных цивилизаций в теоретических моделях 38
Вопросы для обсуждения и дискуссии 47
Глава 3 50
СТРАТЕГИИ МЕЖЦИВИЛИЗАЦИОННЫХ ГЛОБАЛЬНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ 50
3.1. Вызовы и ответы в глобальном мире 50
3.2. Возможно ли предотвратить столкновение цивилизаций? 61
Вопросы для обсуждения и дискуссии 66
Глава 4 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ 67
4.1. Методологическая преамбула 67
4.2. Конфуцианско-буддийcкая цивилизация: путь золотой середины 73
4.3. Исламская цивилизация: путь воинов Аллаха 89
4.4. Индо-буддийская цивилизация: путь благоговения перед жизнью 104
4.5. Западная цивилизация: римский путь 123
4.6. Православно-славянская цивилизация: путь очарованного странника 134
Вопросы для обсуждения и дискуссии 170
Глава 5 179
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА 179
5.1. Политический партнер как представитель цивилизации 179
5.2. Герменевтический метод в политическом диалоге 186
5.3. Человек политический в мире культуры 194
5.4. Проблема социокультурной идентичности в политике 205
5.5. Социокультурное пространство политического диалога 214
Вопросы для обсуждения и дискуссии 217
Глава 6 ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ В ГЛОБАЛЬНОМ МИРЕ 221
6.1. Определение политического времени: хронос и кайрос 221
6.2. В поисках шкалы политического времени 224
6.3. Наступит ли вновь осевое время истории? 226
6.4. Время политики и время культуры: совпадения и различия в ориентации и перспективе 230
Вопросы для обсуждения и дискуссии 233
Глава 7 ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ГЛОБАЛЬНОГО МИРА 235
7.1. Иконография глобального пространства 235
7.2. Парадигмы политического пространства и социокультурная идентичность 240
Вопросы для обсуждения и дискуссии 244
Глава 8 АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПРОГРЕССА 246
8.1. Можно ли отказаться от идеи прогресса? 246
8.2. Классическая концепция прогресса и ее альтернативы 247
Вопросы для обсуждения и дискуссии 254
Глава 9 ОБРАЗЫ ГЛОБАЛЬНОГО МИРА В ДИАЛОГЕ КУЛЬТУР 256
9.1. Классическое видение глобализации человеческого общества 256
9.2. Современные концепции и образы глобального мира 259
Вопросы для обсуждения и дискуссии 263
Глава 10 265
ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНСЕНСУС В ГЛОБАЛЬНОМ ДИАЛОГЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ 265
10.1. Возможности и пределы аналитических методов в политической конфликтологии 265
10.2. Гуманитарное искусство политического диалога 269
10.3. Конфликт ценностей как гуманитарная проблема 273
Вопросы для обсуждения и дискуссии 278
Приложение 281
ПРОГРАММА КУРСА «ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИСТИКА» 281
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 285
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ 288
1 *Гомогенность—однородность, приверженность одним и тем же ценностям в культуре.
2 * Бодисатва— «существо просветления», святой подвижник.
3 * Цит. по: Гусейнов А.А. Великие моралисты. М.: Республика, 1995.
4 * Ригоризм — строгое настаивание на определенных правилах.
5 * Прометеев человек — образ, восходящий к мифической фигуре Прометея, похитителя небесного огня; означает неограниченные дерзания человека, пытающегося покорить природу и преобразовать мир.
6 * Теократия — форма правления, при котором глава церкви, духовенства одновременно является и фактическим правителем страны.