Файл: Politicheskaya_globalistika_Vasilenko_I_A_Uch_pos_2000_-360s.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.11.2020
Просмотров: 4035
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
АКТУАЛЬНОСТЬ ГЛОБАЛЬНОГО ВИДЕНИЯ: В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОГО БУДУЩЕГО
Глава 1 ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИСТИКА НА ПУТЯХ ПОЗНАНИЯ
1.1. История возникновения науки о глобальном мире
1.2. Определение предмета и метода политической глобалистики
1.3. ГЛОБАЛЬНЫЙ МИР: ГОРИЗОНТЫ НОВОЙ ЛОГИКИ
Вопросы для обсуждения и дискуссии
ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ ПАРАДИГМА В СОВРЕМЕННОЙ ГЛОБАЛИСТИКЕ
2.1. Цивилизация как категория глобального политического
2.2. Мир современных цивилизаций в теоретических моделях
Вопросы для обсуждения и дискуссии
СТРАТЕГИИ МЕЖЦИВИЛИЗАЦИОННЫХ ГЛОБАЛЬНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ
3.1. Вызовы и ответы в глобальном мире
3.2. Возможно ли предотвратить столкновение цивилизаций?
Вопросы для обсуждения и дискуссии
Глава 4 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
4.1. Методологическая преамбула
4.2. Конфуцианско-буддийcкая цивилизация: путь золотой середины
4.3. Исламская цивилизация: путь воинов Аллаха
4.4. Индо-буддийская цивилизация: путь благоговения перед жизнью
4.5. Западная цивилизация: римский путь
4.6. Православно-славянская цивилизация: путь очарованного странника
Вопросы для обсуждения и дискуссии
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА
5.1. Политический партнер как представитель цивилизации
5.2. Герменевтический метод в политическом диалоге
5.3. Человек политический в мире культуры
5.4. Проблема социокультурной идентичности в политике
5.5. Социокультурное пространство политического диалога
Вопросы для обсуждения и дискуссии
Глава 6 ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ В ГЛОБАЛЬНОМ МИРЕ
6.1. Определение политического времени: хронос и кайрос
6.2. В поисках шкалы политического времени
6.3. Наступит ли вновь осевое время истории?
6.4. Время политики и время культуры: совпадения и различия в ориентации и перспективе
Вопросы для обсуждения и дискуссии
Глава 7 ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ГЛОБАЛЬНОГО МИРА
7.1. Иконография глобального пространства
7.2. Парадигмы политического пространства и социокультурная идентичность
Вопросы для обсуждения и дискуссии
Глава 8 АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПРОГРЕССА
8.1. Можно ли отказаться от идеи прогресса?
8.2. Классическая концепция прогресса и ее альтернативы
Вопросы для обсуждения и дискуссии
Глава 9 ОБРАЗЫ ГЛОБАЛЬНОГО МИРА В ДИАЛОГЕ КУЛЬТУР
9.1. Классическое видение глобализации человеческого общества
9.2. Современные концепции и образы глобального мира
Вопросы для обсуждения и дискуссии
ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНСЕНСУС В ГЛОБАЛЬНОМ ДИАЛОГЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
10.1. Возможности и пределы аналитических методов в политической конфликтологии
10.2. Гуманитарное искусство политического диалога
10.3. Конфликт ценностей как гуманитарная проблема
Вопросы для обсуждения и дискуссии
И.А. ВАСИЛЕНКО
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИСТИКА
Рекомендовано Министерством образования Российской
Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших
учебных заведений
Москва • Логос • 2000
Федеральная программа книгоиздания России
Рецензенты:
Доктор исторических наук профессор К.С.Гаджиев
Доктор философских наук профессор А.С.Панарин
Василенко И.А.
Политическая глобалистика: Учебное пособие для вузов. - М.: Логос, 2000. - 360 с.
Освещаются предмет и основные проблемы политической глобалистики. Раскрывается научное значение цивилизационной парадигмы в глобальном политическом анализе. Рассматриваются различные теоретические модели мира в концепциях ведущих ученых. Особое внимание уделяется сравнительному анализу современных мировых цивилизаций. Представлены прогнозные оценки мирового развития в XXI веке. Содержит вопросы для обсуждения, программу курса политической глобалистики, словарь терминов, обширную библиографию.
Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям и специальностям: «Политология», «Международные отношения», «Международная журналистика», «Социология международных отношений», «Экология» и «Мировая экономика». Представляет интерес для специалистов в области политологии, геополитики и международных отношений.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Политическая глобалистика — одно из самых молодых направлений современной политической науки. Предлагаемое вниманию читателей учебное пособие является первой в отечественной литературе попыткой представить политическую глобалистику в качестве учебного курса в высших учебных заведениях. Автор надеется, что с помощью этой книги студенты откроют для себя творческие перспективы глобального видения современных политических проблем.
Каково влияние процесса глобализации на культурный и духовный климат нашей эпохи? Какие новые опасности и риски сопутствуют этому процессу? Что собой представляет современное планетарное сознание: фикцию, созданную средствами массовой информации, или зародыш нового культурного феномена — человечества как планетарного субъекта, обретающего свою идентичность, свою коллективную волю, свой проект будущего?
Размышляя над этими сложными проблемами, автор попытался представить студентам политическую глобалистику как науку, стремящуюся найти новые нетрадиционные ответы на вызовы современности: политические, экологические, экономические, социокультурные, нравственные. Специфика авторского подхода состоит в том, что на страницах учебного пособия не просто перечисляются и описываются классические глобальные проблемы — ядерная, продовольственная, энергетическая и пр., а рассматривается сам процесс глобализации как результат творческого диалога мировых цивилизаций.
Автор видит свою задачу в том, чтобы институировать гуманистический глобализм—дать ему опору в широком общественном мнении, в молодежной аудитории, в новых гражданских инициативах. В противовес модным концепциям «столкновения цивилизаций», в данном учебном пособии отстаивается идея сохранения гуманной общечеловеческой перспективы — формирования нового глобального консенсуса в диалоге цивилизаций.
Автор надеется, что учебное пособие окажется полезным при подготовке профессиональных политологов, социологов, дипломатов, журналистов, экологов, а также заинтересует всех тех, кого волнует будущее человечества.
Введение
АКТУАЛЬНОСТЬ ГЛОБАЛЬНОГО ВИДЕНИЯ: В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОГО БУДУЩЕГО
Бесконечный дух человека претендует на абсолютный,
сверхприродный антропоцентризм,
он сознает себя абсолютным центром не данной замкнутой планетной системы, а всего бытия, всех планов бытия, всех миров.
Н.Бердяев
На рубеже третьего тысячелетия человечество пристально вглядывается в будущее, пытаясь определить контуры грядущего мира. Каким он будет — глобальный мир XXI века? — вот вопрос, который волнует народы всех континентов. Стремясь ответить на него, современные ученые создали новую науку — политическую глобалистику. В поисках созидательной общей цели эта наука попыталась использовать самые сильные аргументы, положив на чашу весов будущее планеты Земля.
Никогда еще ставки научной теории не были столь высоки: выдвигая и обосновывая научные гипотезы, ученые не просто оказываются «по ту сторону принципа удовольствия» (З.Фрейд) — по ту сторону добра и зла. Одну из главных задач политическая глобалистика видит в том, чтобы пронести через время новое «золотое правило», гласящее: «Поступай с будущими поколениями живых существ так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой». Дабы исцелить нашу цивилизацию, обеспечить справедливость, восстановить ресурсы Земли, необходимо коренным образом переосмыслить наше отношение к творению, к нашим собственным возможностям и задачам, к нашему общему будущему.
Горькая правда состоит в том, что путь рациональной научной теории, бурно развивавшейся в последние столетия, оказался во многом тупиковым. Классическую науку Нового времени создал «освобожденный от оков Прометей», олицетворяющий устремленность человека к вершинам рационализма, технологизма и прогрессизма. Агрессивный антропоцентризм долгое время был наиболее мощной нравственной парадигмой в международной политике, последовательно утверждая весьма категоричные максимы — человек есть не только мера всех вещей, но и единственный источник силы, обеспечивающий политическую стабильность и прогрессивное развитие.
И сегодня все современные международные организации активно пропагандируют политические ценности, которые генетически и структурно порождены менталитетом Просвещения: свободу, равенство, права человека, достоинство личности... В определенном смысле наш век стал эпохой невиданного торжества идеологии Просвещения и... началом ее заката. Поднявшись на вершины рационализма, прогрессизма и технологизма, человек увидел, наконец, такие «бездны» прогресса, которые заставили его содрогнуться и переосмыслить весь пройденный путь.
Никогда за всю историю человечества не были столь разительными контрасты между богатыми и бедными странами, между господствующими и обездоленными классами, между информированными и неинформированными структурами, допущенными и исключенными персоналями. Вера в спасительную силу «морали успеха», поразительная терпимость к неравенству во всех его формах, к личному своекорыстию, к необузданному утверждению агрессивного эгоизма изрядно запятнали высокие идеалы прогресса, благоразумия и индивидуализма.
Драма прометеева человека, захваченного идеей рациональности, состоит в том, что ему удалось одержать пиррову победу над «нерациональным» миром природы и человеческой культуры. Технологический энтузиазм адептов Просвещения, забывших о том, что природа — это все-таки храм, а не мастерская, сегодня ведет человечество к экологической катастрофе. Технический прогресс неуклонно пожирает пространство природы и культуры, производя в них опустошения. Возрастающее технологическое могущество прометеева человека сочетается с духовной пустотой порожденного им потребительского общества: сформировался катастрофический дисбаланс между технологическим активизмом и внутренней, духовной культурой «одномерного человека».
И вот сегодня предельно поляризированное человечество, наконец, пришло к выводу, что необходимы поиски новой глобальной этики, существенно отличающейся от прогрессистской модели эгоистической заинтересованности и конкурентности: «мы должны перестать думать, что рост обещает быть безграничным, а источники энергии — неистощимыми. Разрушительный характер светского гуманизма коренится... в его антропоцентризме... исключительное внимание к человечеству как мере всех вещей или как к обладателю неоспоримой духовной власти над природой низводит духовность до неадекатного ей уровня и низводит природу до статуса объекта потребления»1.
Слишком долго идеология Просвещения видела в духовной неангажированности политических практик и учреждений залог человеческой свободы и гарантию человеческой терпимости в мире политики. Сам всемирно-исторический процесс политической эмансипации интерпретировался как неуклонное расширение сферы нейтральных значений, где человек избавлен не только от внешней духовно-религиозной цензуры, но и от цензуры собственной совести, рождающей у него слишком сложные и весьма нерациональные комплексы.
В результате политическое пространство «неотчуждаемых прав человека» стали понимать как ценностно нейтральное, в котором человек политический любой цивилизации свободен жестко дистанцироваться от каких бы то ни было социокультурных норм и учреждений. Предполагалось, что такая рационализация политического пространства будет вести к возрастанию человеческой свободы. Однако реальная политическая практика показала, что нейтральные политические пространства, отданные во власть человеческой рациональности, подвержены неминуемому разрушению. Непомерная озабоченность политическими правами человека при дефиците его обязанностей в отношении окружающего мира привела к возрастанию сил хаоса и энтропии в мире политики.
Сегодня международные миротворческие организации остро ощущают, что наметившийся дисбаланс между политическими правами и обязанностями человека в мире грозит достичь катастрофических значений. В условиях, когда все члены мирового сообщества склонны рассуждать о своих правах и никто не торопится брать на себя обязанности, мир на глазах превращается в «войну всех против всех», где торжествует политика сильных и бесцеремонных. Становится очевидным, что человечество не может уже ограничиваться только Всемирной декларацией прав человека, принятой ООН в 1948 г. Эта Декларация обеспечивает лишь некоторые внешние нормы политического поведения, оставляя без внимания внутреннюю духовную позицию.