Файл: Politicheskaya_globalistika_Vasilenko_I_A_Uch_pos_2000_-360s.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.11.2020

Просмотров: 4031

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Введение

АКТУАЛЬНОСТЬ ГЛОБАЛЬНОГО ВИДЕНИЯ: В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОГО БУДУЩЕГО

Глава 1 ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИСТИКА НА ПУТЯХ ПОЗНАНИЯ

1.1. История возникновения науки о глобальном мире

1.2. Определение предмета и метода политической глобалистики

1.3. ГЛОБАЛЬНЫЙ МИР: ГОРИЗОНТЫ НОВОЙ ЛОГИКИ

Вопросы для обсуждения и дискуссии

Глава 2

ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ ПАРАДИГМА В СОВРЕМЕННОЙ ГЛОБАЛИСТИКЕ

2.1. Цивилизация как категория глобального политического

анализа

2.2. Мир современных цивилизаций в теоретических моделях

Вопросы для обсуждения и дискуссии

Глава 3

СТРАТЕГИИ МЕЖЦИВИЛИЗАЦИОННЫХ ГЛОБАЛЬНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ

3.1. Вызовы и ответы в глобальном мире

3.2. Возможно ли предотвратить столкновение цивилизаций?

Вопросы для обсуждения и дискуссии

Глава 4 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

4.1. Методологическая преамбула

4.2. Конфуцианско-буддийcкая цивилизация: путь золотой середины

4.3. Исламская цивилизация: путь воинов Аллаха

4.4. Индо-буддийская цивилизация: путь благоговения перед жизнью

4.5. Западная цивилизация: римский путь

4.6. Православно-славянская цивилизация: путь очарованного странника

Вопросы для обсуждения и дискуссии

Глава 5

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА

5.1. Политический партнер как представитель цивилизации

5.2. Герменевтический метод в политическом диалоге

5.3. Человек политический в мире культуры

5.4. Проблема социокультурной идентичности в политике

5.5. Социокультурное пространство политического диалога

Вопросы для обсуждения и дискуссии

Глава 6 ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ В ГЛОБАЛЬНОМ МИРЕ

6.1. Определение политического времени: хронос и кайрос

6.2. В поисках шкалы политического времени

6.3. Наступит ли вновь осевое время истории?

6.4. Время политики и время культуры: совпадения и различия в ориентации и перспективе

Вопросы для обсуждения и дискуссии

Глава 7 ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ГЛОБАЛЬНОГО МИРА

7.1. Иконография глобального пространства

7.2. Парадигмы политического пространства и социокультурная идентичность

Вопросы для обсуждения и дискуссии

Глава 8 АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПРОГРЕССА

8.1. Можно ли отказаться от идеи прогресса?

8.2. Классическая концепция прогресса и ее альтернативы

Вопросы для обсуждения и дискуссии

Глава 9 ОБРАЗЫ ГЛОБАЛЬНОГО МИРА В ДИАЛОГЕ КУЛЬТУР

9.1. Классическое видение глобализации человеческого общества

9.2. Современные концепции и образы глобального мира

Вопросы для обсуждения и дискуссии

Глава 10

ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНСЕНСУС В ГЛОБАЛЬНОМ ДИАЛОГЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

10.1. Возможности и пределы аналитических методов в политической конфликтологии

10.2. Гуманитарное искусство политического диалога

10.3. Конфликт ценностей как гуманитарная проблема

Вопросы для обсуждения и дискуссии

Приложение

ПРОГРАММА КУРСА «ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИСТИКА»

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Тема 4. Сравнительный анализ мировых цивилизаций

1. Благоговение перед жизнью: индо-буддийская цивилизация. Аскетический человек индо-буддийского мира, его мистицизм, пластичность и духовная терпимость. Индо-буддийская сакральная политическая культура с сильной коллективистской доминантой, где решающее значение имеют обязанности человека, а не его права. Этика ненасилия и благородное миротворчество в политике. Противоречие между широтой и многоплановостью духовного кругозора и догматизмом в вопросах социально-политической организации (кастовость, иерархичность, замкнутость, сегментарность политической культуры). Индо-буддийская цивилизация в XXI веке: возможности и пути развития.

2. Путь «золотой середины»: конфуцианско-буддийская цивилизация. Гармонический человек конфуцианско-буддийского мира, его этикоцентризм и социально-нравственная ангажированность. Конфуцианско-буддийская политическая культура консенсуса и долга, в которой торжествуют лояльность, гармония, коллективизм, иерархия. Гибкость конфуцианско-буддийской цивилизации, способность к реинтеграции традиционных ценностей в духе современности, к перманентному самообновлению, к творческому восприятию и адаптации инокультурных влияний с опорой на национальную традицию. Станет ли XXI век веком тихоокеанской эры?

3. Путь «воинов Аллаха»: исламская цивилизация. Имперский человек мусульманского мира, его пассионарность и культ харизмы. Исламская сакральная политическая культура с доминантой сильной централизованной власти. Демонстрация успеха и могущества, отсутствие аскетизма как жизненный принцип. Этика повиновения и покорности, традиционализм. Станет ли XXI век веком торжества исламского фундаментализма или возобладает гуманитарный потенциал мусульманской политической традиции?

4. Римский путь: западная цивилизация. Героический человек западного мира, его индивидуализм и культ морали успеха. Протестантская этика и ее роль в формировании основ западной цивилизации. Светская, прагматическая, плюралистическая, партиципативная политическая культура с доминантой критерия рациональности, благодаря которому преобладает значение инновационной, реформаторской, модернизационной деятельности в политике. Станет ли XXI век веком заката Европы?

5. Путь «очарованного странника»: православно-славянская цивилизация. Мессианский человек православно-славянского мира, его соборность и этикоцентризм, приоритет духовных мотиваций над материальными. Двузначный, амбивалентный код политической культуры: борьба языческого и христианского начал («дневной» и «ночной» культуры). Россия — странствующее царство: идея третьего Рима. Сакральность политической власти и апокалиптика политического времени. Политический радикализм и мистическое понимание истории. Возродится ли Россия «на дне отчаяния»?


Тема 5. Социокультурные проблемы политического партнерства

Социокультурное пространство политического диалога. Политический партнер как представитель цивилизации: проблемы интерпретации картины мира. Лейтмотив социокультурной идентичности в политике. Процесс глобализации как вызов идентичности. Герменевтический метод в политическом диалоге. Основные правила политической герменевтики. Герменевтический круг и проблема понимания. Искусство политического диалога как искусство интерпретации. Диалог как способ обретения единства в глобальном мире. Формирование системы глобальной безопасности в ее человеческом измерении. Социальная, духовная, этическая парадигмы действительно гуманного мироустройства человечества.

Тема 6. Политическое время в глобальном мире

Определение политического времени: хронос и кайрос. В поисках шкалы политического времени: линейность и цикличность. Миф «ускоренного» политического времени: иллюзии и катастрофы. Время политики и время культуры: совпадения и различия в ориентации и перспективе. Наступит ли вновь осевое время истории? Искушения глобализма и хронополитика. Пределы времени модерна в перспективе глобального мира. Время постмодерна и знаки будущего.

Тема 7. Политическое пространство глобального мира

Иконография глобального пространства: Суша и Море как соперничающие мироустроительные модели в глобалистике. Парадигмы политического пространства и социокультурная идентичность: «Дом versus Корабль». Тупики морской цивилизации и поиски иначе возможного. Угроза цивилизации на континенте. Восстановление прерогатив континента как программа будущего. Континентальная альтернатива виртуальному миру. Формационный проект континента и соблазны глобализации.

Тема 8. Альтернативные концепции прогресса

Можно ли отказаться от идеи прогресса? Теория катастроф как одна из возможных альтернатив прогрессизма, ее дестабилизирующее значение в глобалистике. Классическая концепция прогресса и ее современные альтернативы. Постмодернизм, конструктивизм, морфогенез как принципы современной западной прогрессистской альтернативы.

Этико-центричная концепция прогресса в российской политической культуре, ее современное значение. Глобальный мир: ступени прогресса и регресса. Глобализация как усиление механизмов «естественного» рыночного отбора, кризис социальной идеи в глобальном мире. Новый разрыв между элитами и массами: элиты глобализуются (либеральный интернационал), массы маргинализируются (этническое местничество). Угроза заката общечеловеческой перспективы: концепция «золотого миллиарда».

Тема 9. Образы глобального мира

Классическое видение глобализации человеческого общества. Экономико-центричная парадигма в глобалистике: теория империализма, теория зависимости, теория мировой системы. Современные концепции и образы глобального мира. Глобализация и вестернизация: тупики «культурного империализма» (Ш.Айзенштадт, У.Ганнес). Концепции антиглобализма (Р.Робертсон). Пять проектов мирообщности (М.Чешков). Поиск новых стабилизационных стратегий глобализации (А.Панарин): геополитической (через полицентричную модель направляемого мира); экологической (через создание мягких технологий, способствующих гармонизации отношений человека и природы); социокультурной (через протекционистскую защиту национальных культур на путях формирования единого духовного пространства, нового экуменизма).


Тема 10. Политический консенсус в глобальном диалоге культур

Блеск и нищета царства рациональности: возможности и пределы аналитических методов в разрешении конфликтов глобального мира. Гуманитарное искусство политического диалога как альтернатива глобальным конфликтам. Столкновение ценностей как глобальная гуманитарная проблема. Эвристическое значение теории метафоры в конфликте цивилизаций. Философия цивилизационного партнерства в глобальном мире. Глобальная духовная реформация, ее основные измерения: экологическое (необходимость преодоления утилитарно-завоевательного отношения к природе); социально-нравственное (необходимость преодоления потребительско-гедонистической морали, психологии индивидуального и группового эгоизма). Проблема выработки новых гуманных принципов глобальной этики.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Афанасенко И.Д. Циклическая динамика русской цивилизации // Альманах центра общественных наук. 1998. № 9.

Бердяев Н.А. Судьба России. М.: Наука, 1990.

Бжезинский 3. Великая шахматная доска. М.: Международные отношения, 1998.

Бродель Ф. Время мира. М.: Прогресс, 1998.

Бурдье П. Социология политики. М.: Прогресс, 1993.

Василенко И.А. Диалог культур, диалог цивилизаций// Вестник РАН. 1996. Т. 66. № 5.

Василенко И.А. Диалог цивилизаций: социокультурные проблемы политического партнерства. М.: Эдиториал УРСС, 1999.

Вартанян А.А. Политика и мораль: к вопросу о мировом политическом порядке. М.: Гуманитарий, 1997.

Василенко И.А. Политические процессы на рубеже культур. М.: Эдиториал УРСС, 1998.

Василенко И.А. Православная этика и российская цивилизация // Новая Россия. 1999. № 1.

Васильев В.П., Религии Востока. Конфуцианство, буддизм, даосизм. СПб., 1873.

Вассоевич А.Л. Духовный мир народов классического Востока. СПб.: Алетейя, 1998.

Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994.

Гаджиев К.С. Геополитика. М.: Международные отношения, 1997.

Гачев Г. Национальные образы мира. М.: Академия, 1998.

Гвишиани Д.М. Римский клуб. История создания, избранные доклады и выступления. М.: Эдиториал УРСС, 1998.

Гелнер Э. Нации и национализм. М.: Прогресс, 1991.

ГенонР. Кризис современного мира. М.: Алтейя, 1991.

Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977.

Гефтер М.Я. От ядерного мира — к миру миров// М.Я.Гефтер. Из тех и этих лет. М.: Прогресс, 1991.

Гладкий Ю. Глобалистика: трудный путь становления // МЭИМО. 1994. № 10.

Глобализация и демократизация. Круглый стол в Горбачев-Фонде. М.: Горбачев-Фонд, 1997.

Глобальный мир: горизонты новой логики // Государственная служба. 1999. № 3(5).

Глобальный эволюционизм / Под ред. Л.В.Фесенкова. М.: ИФ РАН, 1994.

Григорьев О.В. Внутренняя геоэкономика современнной России // Бизнес и общество. 1997. № 1.

Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: Мысль, 1994.

Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философии // Вопросы философии. 1986. № 3.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Наука, 1991.

Долльфюс О. Система Мир // МЭИМО. 1995. № 6.

Зиновьев А.А. На пути к сверхобществу. М.: Центрполиграф, 2000.

Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Исторические корни и развитие обычаев. М.: Наука, 1993.

Кардозо Ф.Э. Социальные последствия глобализации // Латинская Америка, 1997. № 5.

Качалов Ю. Опыты о поле политики. М.: Мысль, 1994.

Кочанов Ю. Политическая топология: Структурирование политической действительности. М.: Политиздат, 1995.

Кинг А., Шнайдер Б. Первая глобальная революция. М.:Прогресс, 1991.

Колсон Ч., Сантилли Вон Э. Конфликт царств. М.: Прогресс, 1996.

Кондаков И.В. О диалогизме культур //Диалог в культуре. М.: Наука, 1989.

Косолапое Н.А. Геополитика как теория и диагноз // Бизнес и политика. 1996. № 4.

Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1977.

Кургинян С. Агенты политики // Россия XXI. 1998. №1,2.


Лейбин В.М. Дилеммы глобального моделирования// Системные исследования. 1986.

Лилеев И. Л. Новый мировой порядок и проблемы африканской безопасности. М.: Восточная литература, 1994.

Лихачев Д.С. Великое наследие. М.: Наука, 1987.

Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.: Наука, 1992.

Миркина З., Померанц Г. Великие религии мира. М.: РИПОЛ, 1995.

Мифы народов мира. М.: Сов. энциклопедия, 1987. Т. 1,2.

Моисеев Н. Как далеко до завтрашнего дня... М.: Аспект-Пресс, 1995.

Неклесса А. Творческий континент—Россия // Москва. 1999. № 8.

Новая постиндустриальная волна на Западе / Под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Академия, 1999.

Оля Б. Боги тропической Африки. М.: Наука, 1978.

Орлова И.Б. Евразийская цивилизация. М.: Наука, 1998.

Основы буддийского мировоззрения. Индия, Китай / Под ред. В.И.Рудого. М.: Наука, 1994.

Панарин А.С. Агенты глобализма // Москва. 2000. № 1-7.

Панарин А.С. Глобальное прогнозирование. М.: Алгоритм, 2000.

Панарин А.С. Реванш истории: российская стратегическая инициатива вXXI веке. М.: Логос, 1998.

Панарин А.С. Россия в циклах мировой истории. М.: МГУ, 1999.

Политическая наука: новые направления / Под ред. Р.Гудина, Х.Клингеманна. М.: Вече, 1999.

Россия в глобальном мире / Под ред. В.И.Толстых. М.: Апрель, 1997.

Россия и мир: Политические реалии и перспективы / Под ред. Е.П.Смирнова. М.: Автодидакт, 1998.

Россия в Евразии / Под ред. Г.Х.Шахназарова. М.: Горбачев-Фонд, 1998.

Сорокин К. Э. Геополитика современности и геостратегия России. М.: Наука, 1996.

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Наука, 1992.

Сравнительное изучение цивилизации: Хрестоматия / Сост. Б.С.Ерасов. М.: Наука, 1998.

Структура культуры и человек в современном обществе. М.: Ин-т философии, 1987.

Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. М.: Прогресс, 1995.

Философия истории / Под ред. А.С.Панарина. М.: Гардарика, 1999.

Цымбурский В.Л. Народы между цивилизациями // Pro et Contra. 1997. Т. 2. №3.

Цымбурский В.Л. Остров Россия. Перспективы российской геополитики // Полис. 1993. № 5.

Чешков М.А. Глобальное видение и новая наука. М.: ИМЭИМО, 1998.

Чешков М.А. Глобалистика: предмет, проблемы и перспективы // Общественные науки и современность. 1998. № 5.

Шахназаров Г.Х. Грядущий миропорядок. М.: Политиздат, 1981.

Шпенглер О. Закат Европы. М.: Наука, 1993.

Этносоциология / Ю.В.Арутюнян, Л.М.Дробижева, А.А.Сусколов и др. М.: Наука, 1998.

Этнология / Под ред. Г.Е.Макарова, В.В.Пименова. М.: Наука, 1994.

Этос глобального мира. Дискуссии в Горбачев-Фонде / Под ред. В.И.Толстых. М.: Восточная литература, 1999.

Яковец Ю. История цивилизаций. М.: Владос, 1997.