ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.11.2020
Просмотров: 3780
Скачиваний: 21
Ну, так кто тут "молодой и красивый"? Ясное дело не я, молод я, разумеется, был, относительно красивым, возможно, тоже, но вот высоким не был точно. Да это и не обо мне. "Моя" дочка — это сама пациентка. Она ведь вспомнила, как она лежала в больнице и тоск¬ливо смотрела в окно. А тот, о ком пишет моя чаровница, это проек¬тивный образ ее собственного отца. Обидно, конечно, не побывать в Париже с молодой и красивой женщиной, но что поделаешь?
Механизм проекции показывает, как раздражение или аффект, переживаемый кем-то, может получить ложную направленность. Вспомним А. С. Грибоедова: "Ах, этот человек всегда причиной мне ужасного расстройства!" Но действительно ли "этот" субъект служит источником тех или иных болезненных чувств? Или в силу различ¬ных психологических закономерностей в качестве виновника ока¬зывается совсем другое лицо или обстоятельство?
Помните, у советского писателя И. Ильфа в записной книжке рассказывается о некой старой деве, которая боялась выйти на ули¬цу, потому что там мужчины.
— Почему вы боитесь мужчин? — спрашивают у нее, — ведь они
одетые.
На что она непременно отвечает:
— Да, но под одеждой-то они голые. Вы меня не собьете...
104
105
Раздел I
Старая дева, одолеваемая эротическими видениями, приписы¬вает их другим людям. Ханжа обвиняет всех в распущенности. Тай¬ный растлитель подозревает, что все люди таковы. Основываясь на проекции, человек создает сложную сеть взаимоотношений, кото¬рые часто не имеют ничего общего с самой реальностью. Однако данный механизм, несмотря на свою иллюзорность, облегчает меж¬личностные отношения.
Вот что пишет одна их моих студенток: 'Теперь я понимаю, по¬чему некоторые мои однокурсники испытывают к вам смутно от¬рицательные чувства..." Прямо в точку! Когда я начинаю работать с пациентом, я предупреждаю его, что наши отношения будут дра¬матургически обостренными и различными: может возникнуть не¬приязнь, конфликт, отчуждение. Ведь в процессе работы я беру на себя множество проекций. Строго говоря, эти чувства не имеют от¬ношения ко мне лично. Работает безотказный механизм проекции. Меня воспринимают как отца и излагают мне детские обиды. Я могу оказаться в роли "отвергнутого любовника" или сладкой персони¬фикацией первой любви...
§ 6. Драматургия проекции
Допустим, сам я жаден, но я приписываю это качество своему деловому партнеру. Предположим, я завистлив, но это свойство вижу во всех, кроме самого себя. Наконец я захвачен сексуальным инстин¬ктом, но постоянно твержу, что молодежь стала совсем безнрав¬ственной. .. Разумеется, проекция бывает не только отрицательной. Вытеснив в себе мужество, я склонен воспринимать других людей как отчаянных храбрецов.
Перечитаем Н. В. 1Ъголя. Герой пьесы "Женитьба" страшно бо¬ится вступить в брак. Вот он расспрашивает своего слугу: "Был ли ты у портного?.. А не спрашивал ли портной, зачем барину новый кафтан? Не говорил ли он, не собирается ли, мол, барин жениться? Бьш ли ты у сапожника? Не спрашивал ли он, зачем барину вакса для сапог — не собирается ли барин жениться?" Сам барин решил¬ся на мужественный поступок, но он собственные чувства "переда¬ет" и портному, и сапожнику, которым, поди, нет никакого дела, женится барин или нет.
Проецировать можно не только отдельное качество личности. Не исключена проекция конкретного образа. Допустим, в вашем созна-
_^_____^_ 11аковы за1ЦИТНЬ1? механизмы психики?
нии сложился стереотип "идеальной жены" или "идеального мужа", "послушного ребенка" или "закадычного друга". И вот эти идеали¬зированные образцы вы проецируете на тех, кто вам встретился на жизненном пути. Понятное дело, здесь возможно разочарование...
Фрейд рассматривал механизм переноса как феномен, прису¬щий всем человеческим отношениям. Он действует безостановоч¬но и неукоснительно, причем люди часто об этом не догадываются. Цель анализа заключается в том, чтобы показать пациенту действие этого механизма, помочь ему разобраться в своих связях с "ближ¬ними" и "дальними". Проекция, как правило, проистекает из эроти¬ческих источников. Пациент склонен перенести на личность тера-11евта свои эмоциональные переживания, которые сложились у него с родителями, наставниками, любимыми, друзьями, коллегами.
Любое идеологически ангажированное искусство стремится пер¬сонифицировать "благородную" или, наоборот, "пагубную" силу. Со¬ветская культура воспитывала молодежь в духе революционных иде¬алов. Идеальные качества проецировались на героев истории. Так возникал перенос благородных и возвышенных чувств — самоот¬верженности, любви, подвижничества и самоотречения.
В нацистской Германии было немало причин для общественно¬го неудовольствия. Гитлер персонифицировал зло, он назвал винов¬никами всех болезненных процессов, происходящих в стране, евре¬ев и коммунистов. Анализ его политических речей показывает, что, назвав однажды своих антиподов, он обычно говорил о них, прибе¬гая к местоимению "они". "Они — вы знаете о ком я говорю" — эта излюбленная формула неизменно вызывала реакцию аудитории. "Знаем" — кричала в ответ толпа.
Американский президент Р. Рейган, искавший социальную базу для неоконсервативной программы в период первого президентс¬кого марафона, объявил носителями зла безработных. В самом деле, (к-зработный в Америке той поры жил неплохо и вовсе не переби¬вался с хлеба на кока-колу. В результате в американском обществе сложился определенный социальный слой людей, которые сошли с д< >роги потребительской гонки. Обращаясь к избирателям, которым приходилось нести на себе бремя социальных расходов, Р. Рейган изобличал тех, кто, пользуясь общественным пирогом, не участво¬вал в процессе его создания.
А ведь такое поведение противно духу капиталистического об¬щества, где ценность представляют инициативные, предприимчи-
106
107
Раздел I
вые. Телевидение США мгновенно подхватило эту установку поли¬тического лидера. В спектаклях появились персонажи безработных, воплощающих в себе все пороки бездельников. Обозревая телеви¬зионную продукцию тех лет, американские социологи подчеркива¬ли: Америка не может обеспечить былую динамичность развития из-за безработных... Так работал механизм проекции. Политичес¬кому деятелю удалось переключить психическую энергию и пустить ее по ложному руслу. Режим объявил войну социальной сфере. На¬чался курс, который получил название "неоконсерватизм". Имелось в виду возрождение ценностей раннего капитализма—инициатив¬ности, предприимчивости, высокой ответственности.
А вот еще один пример из американской действительности. В Америке получила распространение расистская пропаганда. Неко¬торые политики утверждали, что США—страна предельного дина¬мизма. Однако в ней живут негры, пуэрториканцы, которые оли¬цетворяют собой отсталость, нежелание приспособиться к темпу перемен. Так общественное негодование было перенесено на опре¬деленные слои населения, якобы ответственные за то, что в Амери¬ке возникли конкретные трудности.
С началом перестройки в нашей стране тоже чрезвычайно ак¬тивизировались поиски "виновных" в серьезных трудностях ее раз¬вития. Одни в числе таковых называли диссидентов, другие — ком¬мунистов (большевиков), третьи — империалистов и т. д. Первые годы реформ породили новых "злодеев": у одних ими оказались "красно-коричневые", у других — "демократы", у третьих — "наци¬онал-фашисты"... Позже, уже в наши дни, родились дополнитель¬ные персонажи — "олигархи", "террористы", "лица кавказской на¬циональности" .
Как видим, проекция может быть и общей причиной враждеб¬ности, и единственным источником жизненной энергии...
§ 7. Идентичность
Мы уже обратили внимание на тот факт, что механизм пере¬носа рождает конкретный человеческий образ. Действительно, психическая энергия "лепит" определенную персонификацию. Процесс отождествления одного человека с другим Фрейд назвал идентификацией. У каждого из нас есть представление об иде¬альном человеке. Оно рождается в результате эмоциональной
. Каковы защитные механизмы психики?
привязанности к другому лицу. Рождается желание походить на избранника, боготворить его.
Вот строчки из дневника: "Содержание сна я абсолютно не по¬мню, за исключением того чувства, которое испытала. Я пережила то ощущение, которое всегда было у меня, когда был жив отец. При¬чем это не просто любовь, а любовь, когда можно назвать другого человека самым любимым и дорогим существом. Я всегда понима¬ла, что "испытываю слабость" к людям, которые выделяют меня с особенным вниманием, находят что-то редкое, индивидуальное. Это чувство, вероятно, от папы. Не скажу, что обделена любовью со сто¬роны родных людей, но папа меня очень любил, мы много времени проводили вместе, я никогда об этом не забываю..."
А вот пример из терапевтической практики. Молодая семья под угрозой распада. Муж — предприниматель, закончил Институт меж¬дународных отношений. Жена—дочь дипломата, выпускница того же вуза. Драма семьи, если говорить упрощенно, в том, что молодая женщина видит в качестве образца мужчины своего отца. Ей нра¬вится его выражение лица, манера общаться, утонченная речь, по¬ходка, стиль поведения, образ жизни. Она невольно подражает отцу и... с этой позиции смотрит на мужа с явным разочарованием. Речь простая, грубая. Походка чуть в раскачку. На изысканность нет и намека.
Я пытаюсь обратить внимание молодой женщины на достоин¬ства мужа. Да, он приехал из провинции, но он сумел, что называ¬ется, без блата поступить в элитарный вуз. Он состоялся как пред¬приниматель, хотя, разумеется, бизнес — это не дипломатический раут. Несомненно, он общается с людьми, которые лишены изощ¬ренного вкуса, но кто может соответствовать идеальному образцу? И еще непраздный вопрос: нет ли у женщины следов обыкновенной детской идеализации своего отца? Ведь в детстве всегда кажется, что "мой отец самый сильный и умный, а мама — самая нежная и добрая". Впрочем, в подробностях рассказа моей пациентки о дет¬стве возникают несколько сниженные представления об идеальном отце.
В классическом психоанализе идентификация — это понятие, которое выражает рождение изначальных ранних эмоциональных связей. Это относится не только к отцу или матери, но и к другим людям, которые оказываются значимыми. Моя пациентка Светла¬на Васильевна росла без отца. В детстве она была безумно привяза-
108
109
Раздел I
на к кузену Николаю, который был старше ее на восемь лет. Личная жизньу Николая не сложилась. Света однажды сказала ему: "Никто так сильно не любил тебя, как я". Надо ли указывать на некоторые подробности судьбы самой Светы? Она вышла замуж за человека, которого тоже зовут Николай. Он моложе ее на восемь лет. В бессоз¬нательном Светы к моменту встречи с будущим мужем жил образ
юного кузена...
Идентификация — процесс противоречивый и сложный. В нем проступает двойственность чувств. Мальчик, к примеру, любит сво¬его отца, хочет во всем походить на него. Но в глубинах его психики гнездится и враждебность к родителю. Ведь мальчик нежно отно¬сится к матери и хотел бы устранить соперника...
Однако не следует думать, будто можно отождествлять себя лишь с любимым человеком. Возможно уподобление нелюбимому созда¬нию. Скажем, девочка абсолютно поглощена своим отцом, но она понимает, к слову, что отец любит мать, и поэтому старается походить на нее. Девочка может, скажем, даже придумать себе ка¬кой-нибудь недостаток, станет прихрамывать или кашлять. А смысл? В том, чтобы привлечь внимание отца...
Идентификация тесно связана с феноменом персонификации. Так называется процесс осмысления своего «Я» в процессе социали¬зации, поиска образца.
В пору стремительного развития телевидения американские зрители полюбили цикл мультипликационных фильмов, главным героем которых был Микки Маус. В начале этой фантастической серии серому мышонку все время не везло. Всюду его подстерегали невероятные опасности. Но однажды, совершенно случайно, Мик¬ки отведал некоего снадобья, придающего тому, кто съест его, нео¬быкновенную силу. С той поры все изменилось. Обретя могущество, он стал верным защитником всех гонимых и обездоленных. Разгля¬дев с небесной высоты какое-нибудь бедствие, Микки, словно ме¬теор, обрушивался на злодеев и спасал жертв в самых, казалось бы,
безнадежных ситуациях.
Разумеется, в этой серии обыгрывался нехитрый набор одина¬ковых ситуаций: лукавые коты, кровожадные волки получали ш заслугам всякий раз, как только намеревались обидеть мышат илх овец. В каждой программе действие достигало остроты за счет од ного и того же приема — злоумышленники были предельно близю к цели, но вездесущий Маус... Однако, несмотря на стереотипност
ПО
Каковы защитные механизмы психики?
■■—»"••"" '" ' ' ' "и' ■ ii '"• '• '
образов и сюжетов, зрители не могли оторваться от зрелища.
Почему зрители с такой инфантильностью (детской непосред¬ственностью) погружаются в фантастическое действие? Отчего они столь доверчивы, так безмерно сочувствуют любимым персонажам? Чем объяснить, что картины справедливой мести, заслуженного воз¬даяния доставляют аудитории острое чувство возбуждения и радо¬сти? Что, вообще говоря, заставляет зрителей переживать за гони¬мых и злорадно торжествовать победу над наказанным притесни¬телем? За исследование сюжета известного мультсериала взялся психоаналитик Эрих Фромм.
Конечно, популярность серии мультфильмов, противоречивость восприятия зрелища (причудливое сплетение сочувствия и ненави¬сти у зрителей), потребность в постоянном продолжении цикла мож¬но было бы объяснить и так: рядовой индивид, сталкиваясь с суро¬вой действительностью и переживая психологическое напряжение, ищет в массовой культуре иллюзорное воплощение своих побужде¬ний. Ощущая себя песчинкой, человек стремится раствориться в с >Г>разе Микки, почувствовать себя, хотя бы в воображении, всесиль-i ii.iM и удачливым. Вместе с тем он жаждет реванша, т. е. расправы и.|д теми, кому завидует, кого считает "счастливчиком". Таким об¬разом, человек избавляется от болезненных напряжений либо пу-км фиктивного воплощения своих влечений (грезы), либо путем
и |>ессивного акта (фанатизм).
Но Фромм делает следующий шаг Он обращает внимание на все-ис шможные персонификации, порожденные психологическими меха-iпимами, в частности, потребностью индивида в идентификации. I 'с ib идет о том, что человек воспринимает мир как поток персонали-
иЧитанных образцов, постоянно соотносит себя с другими людьми,
■ их индивидуальными свойствами, обликом, характером. Индивид,
гвенно говоря, и формируется, отождествляя себя с конкретным
< ii '| >пзом, персонажем, реальным или выдуманным кумиром.
***
Нам трудно разобраться в клинических историях пациентов без viira глубинных закономерностей психики. В самом деле, общаясь
■ аналитиком, невротик развертывает целую систему защитных
i ■ и гизмов. Он способен сублимировать собственную психическую
IHC] пню и направить ее на неожиданный объект. Он может проде¬
монстрировать двойственность переживаний, сложный замес люб-
110
111
Раздел I
ви и ненависти, страха и бесстрашия, корысти и бессребреничества, эгоизма и альтруизма. Наконец, может выясниться, что ориенти¬ром поведения индивида является некий идеализированный обра¬зец. Но аналитик в данном случае выступает не только как просве¬титель, объясняющий действие психологических механизмов. Он прибегает к тонким способам разрушения той психологической за¬щиты, которая служит покровом невротического отклонения.