ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.11.2020
Просмотров: 3769
Скачиваний: 21
Существует еще немало бихевиористски ориентированны! исследований проблемы агрессивности, но единственной обцЦН теорией агрессии и насилия является теория фрустрации. Этим понятием обозначают состояние, которое возни каст при появлении препятствия, при расстройстве планов или разочарованиях. ХВ мысли здесь таков: возникновение агрессивного поведения всвИ обусловлено наличием фрустрации, и, наоборот, наличие фрустЯ ции всегда влечет за собой какую-нибудь форму агрессивности.
Итак, согласно представлениям инстинктивистов человек шн вет прошлым человеческого рода. Бихевиористы же полагают; <Ш человек живет нынешним днем своего общества. В первом < человек — это машина, в которую заложены лшпьупаследов.иим модели прошлого, во втором — машина, способная воспроизводив только социальные модели современности. Обе теоретические Щ
Зачем нужно губить жизнь?
г i стации опираются на общую предпосылку: человек не имеет души с ее особой структурой и специфическими законами.
Рассматривая обе концепции, Э.Фромм отмечал: поведение хищ¬ников не следует путать с воинственным поведением. Хищник не проявляет гнева и четко направлен на свою добычу; его напряжен-i к >сть проходит, только когда цель — пища — достигнута.
Инстинкт хищника нисколько не похож на оборонительный реф-некс, который существует практически у всех животных, инстинкт м т i цника относится только к добыванию пищи и присущ определен-iM.iM видам животных. Поведение хищников агрессивно, но эта аг¬рессивность отличается от яростной и злобной агрессии, которая называется наличием угрозы. Ее можно было бы назвать инстру¬ментальной, ибо она служит достиженисо желаемой цели. Уживот-иых-нехищников тассой агрессивности не встречается.
Распространенное представление об агрессивности животных и шачительной степени возникло под влиянием понятия "террито¬риальные претензии". Р.Ардри своими книгами 'Территориальный императив" и "Адам и его окружение" произвел такое огромное впе-•1,1 тление на широкого читателя, что развеял все сомнения относи-11 иьно утверждений, будто человек унаследовал инстинкт охраны i ■ I 'I «итории от своих дочеловеческих предков. Теперь этот инстинкт их раны территории преподносят как один из главных источников «I рсссивности и человека, и животного. Люди любят проводить ана-|"1 пи, и многим кажется очень удобной идея о том, что причины Инйп коренятся во власти именно этого инстинкта.
Можно полагать, что механизм оборонительной агрессии "вмон-
Шрован" в мозг человека и животного и призван охранять их жиз-
Ипшо важные интересы от угрозы. Если бы человеческая агрессив-
•Ии-i с. находилась на том же уровне, что и других млекопитающих
(Например, у наших ближайших родственников — шимпанзе), то че-
■йгческое общество было бы сравнительно миролюбивым. Но это
W гак. Можно утверждать, что в противоположность большинству
■Мпотных человек — настоящий убийца.
< )боронительная агрессия является фактом биологической адап-; Цции. Мозг животного запрограммирован таким образом, чтобы ■Аилизовать все наступательные и оборонительные импульсы, Pin возникает угроза его витальным (жизненным) интересам. На¬пример, когда животного лишают жизненного пространства или ИВймичивасот доступ к пище, сексу или когда возникает угроза для
372
373
Раздел III
его потомства, все в нем направляется на то, чтобы устранить воз¬никшую опасность.
Цель оборонительной агрессии состоит не в разрушении, а в со¬хранении жизни. Если эта цель достигнута, то исчезает и агрессив-ность животного.
§ 5. Заменяемость личности
Человек, обладающий даром предвидения и фантазией, ре рует не только на сиюминутную угрозу, но и на возможную опасно в будущем, и на свое представление о вероятности угрозы. Ина говоря, человек может выдать агрессивную реакцию на свой с ственный прогноз.
Человек обладает способностью не только предвидеть реаль опасность в будущем, но он еще позволяет себя уговорить, допусЯ^^ ет, чтобы им манипулировали, руководили, убеждали в возможной угрозе. Он готов увидеть опасность там, где ее в действительности нет. Сфера витальных интересов у человека значительно шире, нЛ у зверя. Человеку для выживания необходимы не только физичви кие, но и психические условия. Среди разнообразных витальны)! интересов человека ecu, еще одна сфера, которую можно считай! самой главной — сфера свободы личности и общества.
По мнению Фромма, еще одним серьезным источником оЬ нительной агрессии является реакция человека п a i ю 11 ытку л и ш и 1Ь его иллюзий.
Это бывает, когда кто-то пытается "вытащить на свет божий вытесненные влечения и фантазии. Фрейд назвал такую реакЦЯ защитой (сопротивлением), а психоанализ сделал этот феи объектом систематического наблюдения. Фрейд обнаружил, <Я пациент "сопротивляется" любым терапевтическим усилиям. 11 тика, как только тот касается "вытесненных" проблем.
К конформистской (пассивной) агрессии относя гея различи! I агрессивные действия, которые обусловлены не разрушится11 устремлениями нападающего, а тем, что ему предписано деи вать именно так, и он сам считает своим долгом подчиняты казу. Во всех иерархических социальных системах подчпн-послушание, возможно, самый укоренившийся способ повел ■
Другой вид биологического приспособления состпмДЯ инструментальная агрессия, которая преследует опред<
374
Зачем нужно губить жизнь? _____
цель: обеспечить (достать) то, что необходимо или желательно. Раз¬рушение само по себе не является целью, оно служит лишь вспомо гптельным средством достижения подлинной цели. Важнейшим < | к'дством инструментальной агрессии выступает война.
Другая существенная разновидность агрессии — злокачествен¬ная, если человек привержен мучить и убивать и при этом он может шнытывать удовольствие. Такая агрессивность присуща только 'киовеку. Он — единственное живое существо, способное уничто-ц пь себе подобных без всякой для себя пользы или выгоды. М'к (качественная агрессия свойственна исключительно человеку. 1111.11 ie порождается животными инстинктами. Это одна из тех стра-• Гей, которые в отдельных культурах или у отдельных индивидов имм i тирует, а у других вовсе отсутствует.
§ 6. Некрофил
11скрофил — это человек, одержимый глубинным влечением к ■Мгрти.
1|>сческое слово nekros — означает "труп", "нечто мертвое", in ' иное" (имеются в виду жители загробного мира). Первоначаль¬но под некрофилией подразумевалась страсть к совокуплению или ," социальному контакту с трупом. Медики называли некрофи-Мимн людей, которые обнаруживают желание находиться вблизи •{•уип. разглядывать его, прикасаться к нему. Некрофилами счита-|Н1 Iшоке людей, испытывающих страсть к расчленению мертвого Ихш ('< юбщения о фактах некрофилии встречались во многих пуб-i ми их, особенно в криминологической литературе о половых из-N пнях.
II современном психоанализе (главным образом после работы
' "Анатомия человеческой деструктивности") понятие "не-
|)ин|||| inш" употребляется для обозначения глубинной подструкту-
1<| i 'нпмости, той страсти, которая коренится в самом человечес-
' | >а ктере и является, по словам Фромма, почвой для произра-
" 1111 (и шее явных и грубых проявлений некрофилии.
■ " i о быть, выражение "некрофильский" было употреблено пер-
i ■ и.но для обозначения не черты характера, ахарактеристи-
"i ■ ■ 111(снных действий. Впервые это слово произнес испанский
|i Мигель де Унамуно в 1936 г. Отвечая на речь испанского генерала
375
он сказал: 'Только что я услышал бессмысленный некро-
Раздел III
фильский возглас: "Да здравствует смерть!" В 1961 г. Фромм заим¬ствовал данное понятие у М. де Унамуно и занялся изучением ха¬рактерных особенностей некрофилии.
Кроме наблюдений за пациентами во время сеансов психоана¬лиза, Фромм использовал биографии исторических личностей (Гит¬лера, Сталина). Опираясь на идею Фрейда о том, что самые фунда* ментальные силы в структуре личности составляют два влечения: одно к жизни, другое — к смерти, Фромм описал два характера -J биофила и некрофила. Некрофильство в его определении, есть стра-стное влечение ко всему мертвому, больному, гнилостному, разлага¬ющемуся. Это страстное желание превратить все живое в неживое, тяга к разрушению ради разрушения.
Некрофил — антипод жизни. Его неудержимо влечет ко всему, что не растет, не меняется, ко всему механическому. Движет его пове¬дением не только тяга к омертвелому, но и стремление разрушить зеленеющее, жизнеспособное. Некрофил как бы стремится ускорить жизнь, побыстрее пройти ее бренную, земную часть и приблизим¬ся к смерти. Поэтому все жизненные процессы, чувства, побужде¬ния он хотел бы опредметить, превратить в вещи. Жизнь с ее внут ренней неконтролируемостью, поскольку в ней нет механического устройства, пугает и даже страшит некрофила. Он скорее расств нется с жизнью, нежели с вещами, поскольку последние облад;н<>1 для него наивысшей ценностью.
Некрофила влекут к себе тьма и бездна. В мифологии и пооанм его внимание приковано к пещерам, пучинам океана, подземель ям, жутким тайнам и образам слепых людей. Глубинное интимппг-гюбуждение некрофила — вернуться к ночи первоздания, к прат торическому состоянию, к неорганическому миру. Жизнь никш i. не является предопределенной, ее невозможно с точностью мр< > сказать и отрегулировать. Для того чтобы сделать жизненное у 11| »tH ляемым, подконтрольным, надо его умертвить...
Некрофилу присущ исключительный интерес ко всему мех ческому (небиологическому). Это страсть к насильственному раарМ1 ву естественных биологических связей. В самом бытии некр<»|"< I заложено мучительное противоречие: он живет, но тяготитси иии нью; он развивается как все биологическое, но тоскует по ра:ц нию. Некрофил ощущает творческое начало жизни, но глухо дебен всякому творению. Всновидениях ему предстают жуткт инр тины насилия, гибели и омертвления. Он видит совершении мг|Н
Зачем нужно губить жизнь?
ный город, полностью автоматизированное общество. В телевизи¬онном зрелище ему созвучны сцены смерти, траура, истязаний.
Некрофильские тенденции могут проявляться и в ненамерен¬ных, "незначительных" действиях (в "психопатологии повседневно¬сти"), которые Фрейд интерпретирует как вытесненные влечения. 11ередко мы встречаем людей, которые имеют привычку ломать и I тать на мелкие кусочки то, что под руку попадается: цветы, каран¬даши. Некрофильский характер может проявляться в убежденнос-ш, что единственный путь разрешения проблем и конфликтов—это нпсилие. Менее явное выражение некрофилия находит в особом интересе к болезни во всех ее формах, а также в смерти. Сравни-i г ш,но трудноуловимой чертой некрофильского характера считает-i и особая безжизненность при общении. Прямым проявлением ре-Ьввой некрофилии можно рассматривать преимущественное упот-i" i > пение слов, связанных с разрушением или с экскрементами.
В характере современного человека, по мнению Фромма, некро-
>|>п иьские тенденции нарастают. Его больше не интересуют другие
|И)ДИ, природа и все живое. Некрофильским Фромм считал сам ха-
1йк i ер тотальной техники. Мир живой природы превратился в мир
|" икизненный". Фромм выделяет и людей особого склада, из кото-
i' is вербуются палачи, террористы, истязатели, надсмотрщики.
Iбиологически некрофильские личности представляют серьезную
MiMciiocTb для окружающих. Это человеконенавистники, расисты,
|Цц)1сигатели войны, потрошители... Общество должно иметь пред-
Лимление о наличии среди населения потенциальных некрофилов.
Агрессия и разрушительность необязательно играют ведущую
Шии, и системе человеческих мотиваций. Даже генетически зало-
нииая биологическая агрессивность не является спонтанной, а
«in i v 11ает как зашита витальных интересов человека — его разви-
Ми и выживания как рода и вида. Эта оборонительная агрессия в
шик жизни первобытных народов была сравнительно незна-
и.пой.
I 1д| 1ако со временем человек претерпел огромную трансформа¬
цию И все же садизм и некрофилия — эти злокачественные формы
i |м,, 1 и i — не являются врожденными. Можно в значительной сте-
1'шп пилить вероятность их возникновения, если изменить обсто-
|.ч социальной и экономической жизни людей. Важно со¬
мни, условия, при которых было бы возможным полное развитие
и п.IX способностей и потребностей человека, а развитие соб-
376
377
Раздел III.
ственно человеческой активности и творчества стало самоцелью. Ведь эксплуатация и манипулирование человеком вызывают не чт~ иное, как скуку, вялость и уныние, а все, что превращает полноцен¬ных людей в психологических уродов, делает из них также садисто и разрушителей.
§ 7. Акцентуации
Акцентуация означает чрезмерную выраженность отдельнь черт характера и их сочетаний. Это крайние варианты нормы, гра ничащие с психопатиями. Понятие было введено в литературу К.Ле онгардом. При акцентуации характера человек обнаруживает зави симость от определенных психотравмирующих воздействий. Эт проблема важна для индивидуального подхода к воспитанию дете и подростков, для профориентации, выбора соответствующих нор индивидуальной и семейной терапии.
Вероятно, социальная практика коммунизма, фашизма с Ц опытом геноцида и пыточных подвалов спровоцировала массов;" агрессию. Отчего иному политику кажется, что социальные пробл мы легко решить, направив танковые гусеницы против живой ч ловеческой массы? Отчего растет число садо-мазохистских преоту
лений?
.. .Вот и мой пациент. Его визит к психоаналитику—это явка с и винной. Он пока не преступник. Однако спазмы садизма одолеваг его. Мы продолжаем разматывать витки памяти. Отчего садистсн наклонности обнаружились внезапно, недавно? Нервный срыв? У тощение защитных ресурсов? Нечто дремлющее в сознании до q ка? Мой случайный вопрос, кажется, ухватывает некую нить.
— Домашних животных не держу! Не могу заставить себя нон
дить собаку.
—А в детстве?
— Была дворняжка...
Наша семья жила в оккупации. Рядом квартировал нема и
офицер. Он пристрелил собаку.
— Просто так?
— Он пришел к нам. Мама увидела его из окна. Испуг.им Затолкала под кровать меня и собаку. Там мы и сидели. Одп:п .. бака, тявкнув, обнаружила себя, а офицер ради забавы взял ми стрелил ее.
Зачем нужно губить жизнь?
Мы крутимся вокруг этого эпизода, обсуждаем детали. Неожи¬данно на лице пациента появляется улыбка.
— Кровь разлилась прямо у сапога. Образовалась такая лужи¬ца... Но я не испугался. Совсем другое. По телу разлилась истома. Я почувствовал прилив... радости. А ведь я любил собаку. Но то, что произошло, вдруг вызвало во мне что-то близкое к блаженству. Я иисрвые испытал то, что во взрослой жизни называется оргазмом.
Пациент замолчал. Я тоже сидел молча.
—Доктор, вы спрашивали меня о самом счастливом эпизоде дет-■ i на. Я колебался, рассказывать ли вам про гибель собаки. Какое превратное впечатление от детства, не правда ли? Три года назад i пучилось нечто, что заставило меня вспомнить про это...
Я встал со стула. Пожалуй, на сегодня хватит.
***
Человек обычно подавляет в себе иррациональные страсти — |Лгчение к разрушению, ненависть, зависть и месть. Что лежит в I" ионе этих пагубных комплексов? Бессилие и изоляция человека. И м (• i то в таких условиях человек может избавиться от чувства соб-I ми иного ничтожества, разрушая окружающий мир. Это после-иипн, отчаянная попытка человека не дать миру расправиться с Мим Деструктивность — это отклик человека на разрушение нор-•I i п. пых человеческих условий бытия. Люди должны осознать, что in 1данная ими техника пытается одолеть природную стихию. Ог¬ромную методологическую ценность имеет различение "доброкаче-