Файл: Gurevich_P_S__Klinicheskaya_psikhologia.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.11.2020

Просмотров: 3576

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Шизоид способен функционировать, но его действия эксцент¬ричны, неадекватны. Так может, по-видимому, вести себя автомат, in 11 (>рый не реагирует на жизненные обстоятельства... Аналитики т. йот, что шизоидная защита — это чрезвычайный механизм, ко-111| или предназначен для того, чтобы отвести угрозу смерти и сумас-|||ггтвия. Ради выживания шизоид мобилизует все умственные ре-»г| ты, он стремится поставить под контроль ума все телесные фун-> Klin. Он подчиняет тело уму...

Ми уже говорили о значении той слитности, в которой должны Находиться ум и тело. Стоит в теле возникнуть импульсу, как ум, если Нин ||)ить о норме, определяет смысл, приспосабливает его к реаль-Ииг i п. регулирует высвобождение этого импульса. Все высшие жи-

■ 11 .[с соотносят свои импульсы с реальностью. Схема нормы, на-

piMnuM: импульс рождает чувство, за ним следует мысль и соответ-ИИУ к и нее действие.

< >д 11ако шизоид жестко контролирует свои импульсы, поскольку Ифыпается от страха. Чувства, на которые может опереться мысль, НИ у н-твуют. Поэтому ум вместо эмоций подставляет мысль, что и • i нпмрует действие. Тело оказывается инструментом воли, оно ЦЫишшяет команды ума. Разве это плохо? Безусловно, психологи-i i [ормальный человек ест, потому что он проголодался, а ши-*нн/| i мчинает себя насыщать, потому что наступило время обеда.

386

387

Раздел III

В чем проявляется невротичность воли? Мы постоянно воспитыни ем это качество в людях. Воля не должна занимать первичной, щ минирующей позиции.

Когда некто говорит, что ему пришлось мобилизовать всю своя волю, чтобы вытащить себя из постели и приволочь на работу, М что здесь невротично? Именно то, что индивид поступает вопреки велениям тела. Преодолевая сопротивление, тащится на работу, ■ торая не доставляет ему удовольствия. Не случайно шизоид отли< чается своеволием, он упрям, непоколебим и непокорен. СильнаЛ воля помогает ему сохранить целостность своей личности.

А как поддерживает ощущение целостности и отождествленно¬сти здоровый человек? Он достигает этого единства, опираясь ия I мощь своих импульсов и чувств. Тело и ум у него действуют слажен но. Это обеспечивается интегративной силой наслаждения. Удоволь¬ствие — это голос тела, а ум только удостоверяет его и таким o6p;i зом подтверждает отождествленность с телом. Все это гарантиру ется связью с реальностью.

А что же в случае с шизоидом? Если человек перестает получа 11 удовольствие, он приобретает телесное заболевание. Распад воли I то же время вызывает умственное отклонение. Куда отступает ши зоид под воздействием этих новых реакций? Во-первых, он можс i усилить физическую и психологическую ригидность. Он попытает ся подавить чувство и удержать тело под контролем сознания. Сиг налы, идущие от внешнего мира, встречают у шизоида отвержение, горечь и разочарование.


Но есть еще одна стратегия поведения шизоида. Он покидап поле боя. Но ведь то же самое говорилось о нормальном человеке, который, обнаруживая здоровые реакции, бежит прочь. Однако ши¬зоид убегает поспешно, хаотично, бессмысленно. Шизоидная ригид¬ность — это защита против распада, отступление продиктовано кра¬хом былого сопротивления. Разумеется, нужен весьма значительный психотический срыв, чтобы распался шизоидный баланс.

§ 4. Шизофрения

Не стоит, разумеется, создвать образ шизоида в зловещих крас¬ках. Шизоид — это индивид, имеющий шизофренические черты. Все исследователи указывают на то, что в шизоидном характере можно обнаружить аффективное нарушение. Лоуэн сравнивает

388

Откуда берутся шизоиды?

ни юида с другими типами характера. Ригидной структуре свои¬ми 1 и 1ы прежде всего агрессивность, решительность и нечувстви-н.пость. Эту установку можно выразить словами: "Я хочу!" Это 11" мление может ослабеть или усилиться в зависимости от физи-и i кого состояния и витальности тела. Сила зависит от того, на-'•"II.ко человек свободен от догенитальныхвлечений, которые мо-i проступить в данной структуре. Мазохисту присущи сомнения, нерешительность и двойствен¬на м.. Эту установку можно выразить словами: "Ая не хочу!" Такой ■ н щек будет отчаянно стремиться к победе, но он все равно потер-ИИ1 неудачу. Агрессия мазохиста разрушительна, потому что она 1 '| мщена вовнутрь. У мазохиста она слабее, чему ригидного харак¬тера. Его генитальная функция менее надежна, а установка к ре-i п.мости отмечена нерешительностью.

У "оральника" слабое агрессивное влечение. Здесь девиз иной: "Я не могу!" Он не способен справиться с императивами действи-|сльности. Поэтому он их отвергает. Он вынашивает глубокую оби¬ду на несовершенство общественной системы. Его "Я" слабое, оно п.рушено оральными потребностями и отлучением от матери. Но ни "Я" — реальное... "Оральник" отождествляет себя с установкой ■ иоего "Я". Он воспринимает ее как основу своей личности.

А шизоид? В его структуре не проявляется ни одна из этихуста-|ц ток и в то же время обнаруживаются все до одной. Он может вес-i и себя решительно, но это продолжается недолго. Быстро улетучи-Ипется агрессия. Ощущая ее накаты, шизоид чувствует себя всемо-i ущим. Однако это самочувствие не поддерживается реальностью. Ihicoe всевластие агрессии не похоже на восторженность "оральни¬ка". И оно проявляется как сила действия, а не как сила мысли. Но¬ги гель орального характера в таких случаях не способен к сотворе¬нию из-за раздутого "Я". Не таков шизоид. Он способен преодолеть Парьеры реальности и прорваться к необычным чувствованиям и Поступкам. Об этом свидетельствует жизнь таких художников, как

I Ьген или Ван ГЪг...

Шизофрения—это психическое заболевание неясной пока при¬роды. Оно ведет к слабоумию, если не провести лечение на ранних ( г; t диях заболевания. Название произошло от двух греческих слов: jjehiso — дроблю, раскалываю и phren — сердце, ум, душа. В этих (ловах прекрасно схвачена суть болезни. Она выражается в том, что 1 юловек перестает быть самим собой, в нем проступают одновремен-


389

Раздел III

но две личности, с разным характером, поведением, привычками и интересами.

Слово "шизофрения" означает расщепление разума, раздвоение личности. Феномен характеризуется полным отходом от реаль¬ности. При этом обнаруживается эффект деперсонализации, те. рас¬пада личности. Шизофреник утрачивает свое тело. Это сопровожда¬ется ощущением чего-то странного и нереального. Индивид, заболеи ший шизофренией, становится замкнутым, необщительным, он об¬наруживает интерес к необычным вещам. Близкие, дом, работа ока* зываются для него незначащими объектами. Шизофреник объяс¬няется пространно, но путанно. Нередко шизофреник обнаруживает интерес к религии, эзотерике, мистике или философии.

Специалисты считают, что в теле шизофреника возрастает биоэнергетический заряд. Кожа становится теплой, меняется ев цвет, рождается блеск в глазах. Постепенно организм утрачивает привычное ощущение границ. Вот как описывает это А.Лоуэн: "Од< нажды этот ограничивающий барьер преодолевается, "Я" оказывМ ется переполненным и затопленным. Выражаясь психологически, в этот момент в непосредственный контакт вступает Оно. Об этом свидетельствуют чувства человека. Он оказывается во власти мо¬гущественных сил, ощущая себя пылинкой в воздухе или щепкой а океане. С биоэнергетической точки зрения речь идет о взаимодей ствии между ядром и космосом".

Оно— так называют в психоанализе бессознательную часть НИ шей психики. О нем можно тоже говорить как о некоей реальное! и Это реальность наивысшего и глубочайшего сексуального оргазме мощнейших религиозных переживаний. Но к какой реалыюсти 111 и i рывается шизофреник? Поскольку само заболевание имеет неод! Щ родные симптомы, по-видимому, под этим названием может скры¬ваться множество различных отклонений.

В каких случаях может возникнутьпереживание, близкое кит зофрении? Во-первых, в результате воздействия наркотиков. :>'Щ препараты также разрушают контакт с реальностью. Во-вторьи психопатический срыв может вызвать бессонница. Она ослабли, i контроль ума над телом. В-третьих, оно может проступить в крн тические периоды жизни: отрочество и менопауза. У подрос мчи. обнаруживается резкий подъем сексуальных импульсов. В-че i иг|| тых, предпосылкой такого состояния может быть эмоционально» напряжение.

Откуда берутся шизоиды?

Во всех этих вариантах индивиды перестает контролировать гнои чувства и поступки. Психиатры называют общие элементы новых состояний.

1. Смятение и чувство тревоги, которое граничит с ужасом.

2. Отчуждение — состояние нереальности, когда человек с тру¬дом различает сон и бодрствование.

3. Деперсонализация — когда теряется ощущение собственного Тела.

4. Возвращение на инфантильный и архаический уровень че¬ловеческого бытия ради выживания.

Отрицая реальность, шизофреник находит себе новое убежище и устраняет боль. Если я "не здесь", если это тело не мое, — значит мне не угрожает ни боль, ни уничтожение. У больного оживают пред-. пиления тех периодов жизни, когда он по тем или иным причи-ii.iM ощущал себя могучим, великолепным, непобедимым. И если он i гйчас Александр Македонский, что может ему угрожать?


§ 5. Субличности

К.Г.Юнг обнаружил интерес к этой таинственной болезни еще в . i уденческие годы. Позже исследования позволили ему открыть феномен коллективного бессознательного, совокупного бессозна-i. 111 ,ного человеческого опыта. Юнг стремился ответить на вопрос: HI куда берется новая личность, которая выступает во всеоружии Иных запросов и интересов?

Предположение Юнга свелось к тому, что в душе каждого чело¬чки уживается множество разных "Я", их Юнг назвал субличнос-1ПМИ. Здоровый человек способен управлять одной из субличнос-Я|й. Можно сказать так: одно из многочисленных "Я" находится в Ноне сознания нормального человека, остальные заключены в бес-Щмплтельном. Разумеется, они рвутся на поверхность .Шизофре¬нии, по Юнгу, это тот случай, когда одна из субличностей захваты-Инг г место в сознании.

Казалось бы, что в этом плохого? Но ведь ворвавшаяся сублич-

i. совершенно не адаптирована к условиям жизни этого челове-

. . I'.; (том и исток умоисступления, о котором можно сказать слова-

... Шекспира: "Какая смесь! Бессмыслица и смысл. Все вместе..."

ступки и мысли шизофреника наделаны смыслом, который

Щом только ему самому. Окружающим он непонятен. Но прежняя

390

391

Раздел III

субличность не устраняется: просто шизофреник мечется мпи \\ ними, то он в одной роли, то в другой. В результате рождается му»||0 тельный конфликт. Шизофреник не знает ни покоя, ни мира...

Секрет шизофрении до сих пор не разгадан. У Юнга возникж * ■ к • колько версий. Учитель Юнга Э.Блейлер, который собственно и при думал это слово, считал, что тело больного вырабатывает некий i пи \ син, который и вызывает заболевание. Как и почему начинает ДРЦ| ] ствовать этот токсин? По мнению Юнга, таким импульсом оказыни ются преображения и напряжения в душевной жизни человека.

Действительно ли шизофрения — психосоматическое заболпт ние? Правда ли, что причины его надо искать в сфере психики. a IM физиологии? Эти вопросы остаются пока без ясных ответов. Но пи тересно, что Юнг стремился найти смысл в бессвязных, путаны высказываниях.

Получается опять-таки по Шекспиру:

"Смежая веки, вижу я острей, Открыв глаза, гляжу, не замечая..."

Ведь мир шизофреника замкнут, зачарован. Он решительно от личается от обыденных, реалистических представлений людей •• том, что происходит в мире, как надо вести себя, общаться, МЫ1 лить и переживать...

Как реагируют люди на поведение шизофреника? Он вызывас i насмешку и издевательства. Это заставляет шизофреника замы каться и еще дальше дрейфовать в собственный мир. Как нужно и этом случае заботливое, понимающее внимание психотерапевты Юнг обратил также внимание на то, что душевные заболевания ли¬няют свой характер вместе с преображениями в культуре и обще ственной жизни. Но в таком случае не является ли данное отклоне¬ние болезнью нашего века?


§ 6. Миф душевной болезни '

Любопытную экспертизу шизофрении находим в работах анг лийского психиатра и психотерапевта Рональда Лэинга (1927-1994). Онполагал, что психиатр должен почувствовать парадоксаль ный и одновременно логичный мир шизофреника. Он протестовал против того, чтобы лечить психозы биологическими средствами, и настаивал на немедицинских стратегиях лечения. Одну из своих ра

392

Откуда берутся шизоиды?

|вт Лэинг назвал "Расколотое Я". Автор предложил пересмотреть об-■ принятое представление о шизофрении.

По мнению Лэинга, психозы вообще не могут быть разгаданы с N14ки зрения аномальных биологических процессов в организме И човека. Они являются результатом нарушения в межчеловечес-иих связей, мезкчеловеческого общения. Психотики не так безум-'^■Г— вот вывод Лэинга. Современное общество основано па от¬рицании души и субъективного опыта. Оно оспаривает ценность индивидуального переживания. Именно поэтому психотики не мо-|уг приспособиться к современной реальности.

Жизненный опыт психотика фатально расщеплен, у него скла¬дывается неудовлетворительная связь с миром, с человеческим об¬ществом. Психотики бегут от реальности, которую не могут при¬нц ть. Вот почему они погружаются в мир отчаяния, одиночества, Изоляции. Они оторваны от здравого смысла и от собственного Тела. Самотождественность и автономность у психотиков всегда

Иод вопросом.

Лэинг считал, что патологичен прежде всего наш собственный Мир. Мы убегаем в норы, статусы, идентичности, чтобы преодолеть страх и одиночество. Шизофрению надо, следовательно, рассмат¬ривать как симптом неблагополучия в обществе. Лэинг выступал против современной психиатрии, которая лечит больных медика¬ментами. Психиатрия возникла как медицинская дисциплина, ко¬торая имеет дело с физиологическими поломками в организме и Лечит их психические следствия. Однако психиатры стали лечить И те заболевания, которые не имеют медицинских причин. Счита¬лось, что со временем биологическая подоснова психических откло¬нений будет выявлена.

Точка зрения Лэинга иная. Он полагает, что шизофрения, ма¬ниакально-депрессивный психоз и инволюционная (предстар-ческая) депрессия вообще не связаны с органическими повреж¬дениями. Переживание кажется безумным, когда оно выходит за пределы нашего усредненного, здравого, т.е. общепринятого смысла. Однако это вовсе не означает, что это чувство не отра¬жает какой-то другой реальности.

В мире той психической реальности обычные различия между Воображением, сновидением и внешним восприятием кажутся бо¬лее неприемлемыми. Внешние события могут казаться магически вызванными в воображении. Сны могут восприниматься как пря-

393

Раздел III

мые сообщения. Само воображение представляется объективной ре¬альностью. Шизофреник погружается в пучину неподвижности. Ему не за что уцепиться, не на что опереться. Мирское время становит¬ся для него лишь сюжетным, только Вечное имеет значение.