ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.11.2020
Просмотров: 3753
Скачиваний: 21
Итак, шизофреник—чужак, который подает весть о ином мире. Эта пустота, по словам Лэинга, населена сущностями, которые нам даже во сне не могут присниться. Когда-то их называли де¬монами и духами. Человек утратил ощущение самого себя. Мы не знаем, какие сигналы подает нам шизофреник, но мы пыта« емся привести его в соответствие с нашей нормой. Освободить,
очистить и излечить...
Сумасшествие—это, по словам Лэинга, необязательно крушение, Возможно, шизофрения есть и некий прорыв. Не исключено, что это некое обновление. Разум и дух в той же мере присутствуют в больной, как и в здоровой психике. Шизофреник, может быть, действителыш сошел с ума, но, утверждает Лэинг, он не болен. Некоторые формы психоза оказываются поведенческими нарушениями, которые вызы¬ваются ошеломляющим вторжением бессознательного.
§ 7. Критика цивилизации
Основоположник психоанализа 3 .Фрейд отмечал, что чем даЛЯ ше будет развиваться культура, тем несчастнее окажется челоисн Нарастание шизоидных и шизофренических тенденций показьпш ет, что невроз нашей культуры отчасти состоит в том, что ereneML безопасности измеряется материальным достатком. Для того что бы существовать в современной цивилизации, 1гужно затрачинас!
огромные усилия.
Наша жизнь имеет два аспекта — материальный и духош Мы стараемся заработать как можно больше денег, чтобы приоГц*" сти дары цивилизации. Материальные потребности — огромниЦ сила, которая удерживает человека в контакте с повседневной роищ ностью. Но с каждым днем эти затраты становятся все более и бот значительными. Вспомните, как вам жилось, скажем, несколыи i Щ > назад. Вы обнаружите, что для поддержки вашего социального <1JI туса, вашего уровня жизни вы теперь несете непомерные издериСИ
У каждого из нас есть духовные потребности. Это возможиогЦ
наслаждаться общением, любовью, нематериальными aciк
бытия.
394
Откуда берутся шизоиды?
Но эта сторона нашего личностного мира постоянно ужимает-III. Нет времени для созерцания, для общения с природой, для спон¬танного, неорганизованного общения. Разрыв между материальной п духовной жизнью с каждым годом становится все более значитель¬ным и очевидным. У нас фатально нет времени для реализации на¬шего духовного потенциала.
Дикие животные в природе живут иначе. Они вовсе не стремят¬ся к накоплению собственного достатка. Звери не оставляют своим питомцам норки, а птицы не передают по наследству гнезда. У животных нет богатств, но зато они чувствуют себя в безопасности. 111 >ирода— это их мир. Здесь они могут показать свою грацию, удов-■II торить свои потребности.
На заре человеческой истории сама мысль о накоплении бо-I мтств показалась бы людям странной. Работать, чтобы удовлетво¬ри i ь свои изначальные потребности, — так был устроен мир. Но III и ле Реформации (XVI в.) мир стал одушевляться накоплением, что цк-бует огромной всевозрастающей энергии. Рождается потреби-| Тульская цивилизация, которая повергает человека в мир тревоги Ион; юности. Похоже, что иметь то и другое — безопасность и благо-Лиитвие — невозможно.
11аша цивилизация такова, что она отлучает человека от духов-
и идеальной стороны бытия. Человек нашей цивилизации не
i возможности проникнуть в великую неизвестность — в мир
■fXii. Он выстраивает свою жизнь по иным лекалам. Надо поддер-
1и,п ь связь с реальностью, постоянно заботясь о приумножении
■ | шальных благ.
Американские социологи Д.Белл, Э.Тоффлер, характеризуя ци-|цию будущего, называют ее "информационной", "постинду-
ной". Они пишут о том, что масштабные и интенсивные
11л:ювания касаются теперь не только сферы хозяйства, эко-н, политики и культуры. Меняются и фундаментальные ос-'' >< производства человека как биологического и антрополо-i ■ но типа. Иной становится практика образования и мышле-I* иствителыю, начинается новая эпоха. Существующие се-i i ш[некультурные институты и технологии управления дол-(чи i гн.ггь радикально реконструированы. Таков, скажем, общий к хледней работы Тоффлера "Метаморфозы власти". иi.iко такого рода социальные модели совершенно не зат-iHiT глубинных основ человеческой природы. По прежне-
395
Раздел III
му предполагается, что человек будет львиную часть своей энер гии затрачивать на приумножение достатка. Мы сегодня не зна ем, сможет ли человек жить внутри "информационного npocTpai i ства", как новая эра отразится на психическом здоровье людей XX век называют веком мощи. Но изменится ли отношение лю дей к духовной стороне бытия?
А теперь представим себе, что происходит с шизофреником. Ко г да психика под влиянием огромных перегрузок доходит до предела, исчерпывает все ресурсы, шизофреник ломается. Его существовав ние расщепляется на телесную и духовную часть психики. Свое тело он рассматривает как нечто чужое, а себя отождествляет с духом ной стороной личности. С этой точки зрения он здоров, он указыпа ет человечеству на те факторы, которые рождает безумие совремеч i • ного мира. Что делает терапевт? Он старается вернуть шизофрени ка к нашей обычной реальности, где верховенствует не духовное, ц материальное начало.
Фундаментальное расщепление личности шизофреника I это расщепление агрессивных влечений и эроса, духовных сил, Рождается парадокс — именно шизоид в своем сознании отож дествляет себя с духовными чувствами. Здесь рождается возм<»и ность радикальной критики всего современного цивилизациоп
ного проекта.
Уже сегодня зреет иная идея — создать такой мир, в котором ог¬ромное значение приобретут древние и современные методы цело» стного и духовного совершенствования человека. Уже сегодня мин лионы людей практикуют те или иные пути самопознания и само совершенствования.
***
Во внешнем облике сумасшедшего человека есть нечто стран ное и экстравагантное. Он рассогласован с реальностью. Однаин что нас привязывает к этой действительности? Отчего шизофр( ник отождествляет себя с духовными аспектами бытия и отверг|И материальный аспект? Возможно, здесь кроются аргументы )щ пересмотра основ нашей цивилизации. Современные психотехнН' ки дают возможность прорваться через физическую реальность. 11| исключено, что именно таким образом есть шанс освободить чем века от вечного конфликта природы и культуры.
396
Откуда^^я цдвоиды?
Вопросы для повторения
Что такое шизоидное отклонение? Как понимать выражение "расщепление личности"? Каковы признаки шизоидности? Что вызывает распад тождественности у шизоида? Каковы признаки шизофрении? Как Юнг оценивал шизофрению? Что означает слово "субличность"?
Почему Лэинг считает, что шизофреник безумен, но не болен? Как сочетаются два аспекта нашего бытия — материальный и (уховный?
В чем смысл нового культур-цивилизационного проекта?
Упражнение I Осознание смерти
Садитесь прямо, закройте глаза, дышите свободно, спокойно. I |сред вами огромное белое полотно, на котором огромными циф-1<-«ми обозначен ваш возраст. Сейчас вы будете отсчитывать свои 111Д1 л вперед. Миг — и цифра вашей жизни увеличилась на год. Так 111 н уюлжается до тех пор, пока на полотне не появится тот год, ког-• i ни, как вам кажется, умрете.
Итак, сегодня день вашей смерти. Вы проснулись утром. Каково
ie самочувствие? Что происходит в вашем теле? Есть ли у вас
■ к знь? Она ли причина вашей смерти? Возможно, вы умираете in и млепой случайности? В результате несчастного происшествия?
Осознаете ли вы, что умираете? Восстановите все события это-h> последнего дня. Подумайте о людях, которые вас окружают. Близ¬ки ни они вам или, наоборот, чужды в этот миг?
11опробуйте представить, как может выглядеть реквием. Воз-"• una ли эпитафия, которая выражает память о вас? Нет ли у
ремления поделиться своими мыслями или переживания-
кем-то? Не хотите ли вы, чтобы кто-нибудь из людей, кото-
i '' истретились вам на жизненном пути, был сейчас рядом с
in?
111 юдставьте себе миг смерти. Каковы ваши ощущения? Кто это i и i л: умирание — это такое наслаждение? Смерть наступила, что i плтываете теперь?
397
Раздел III.
Восстановите в памяти все упражнение... Запиши те чувства, которые вы испытывали...
Упражнение 2
Благословенный миг
Остановитесь на пять секунд, на пять минут. Отпустите себя, расслабьтесь.. .Войдите в этот миг... Постарайтесь ничего не менять, дышите свободно... Пусть все идет своим чередом... Пусть все слу чится. Позвольте этому мигу царствовать, покрывать собою все... Нет желаний, нет тревоги. Просто расслабление... Растворение в этом миге, в этой секунде бытия.
398
ГЛАВА 8
КАК СПРАВИТЬСЯ С ДУШЕВНЫМ
НЕДУГОМ?
11редположим, у вас появились психологические проблемы. Вы по¬теряли уверенность в собственных силах. Вам кажется, что вы со-исршенно невостребованы. В личной жизни полный провал. Дело дошло до развода. Теперь возникли сложности и на работе. Недавно ик-ф предупредил вас о том, что будет проведена аттестация всех циботников фирмы. Кое-кому придется покинуть стены офиса. Дру-i ис сотрудники держатся уверенно. Это им помогает... Вы же выг-иидите угнетенной, жалкой. Что делать?
§ 1. Групповая терапия
Первый вопрос: с кем вы готовы поделиться собственными про-|л«"мами? Вариант первый — ни с кем. В самом деле, кому интерес¬но иыслушивать чужие стенания? Отношения с подругой чисто Прагматические. Вместе ходим в гости, если приглашают. Совету-•'"и, если нужно что-то купить. Рассказывать же про то, что скоро Могут прогнать со службы, это выше ваших сил. Может быть, сосед-■ ■ 'Mia, конечно, приветливая, участливая. Но ведь вам нужна пси-Ииюгическая помощь, а не отвлеченная благожелательность.
V нас в руках книга Кьела Рудестама "Групповая терапия". Обра-
fKii.cn за консультацией к психологу — казалось бы, чего проще?
i ко опыт показывает, что многим это нелегко. Сколько раз зна-
• i фосили меня, практикующего психоаналитика, опомощи, на-
i in время, откладывали сроки, но так и не приходили на встре-
' и' чно, совет психолога нужен. Но ведь придется рассказывать о
жизни, разговор может коснуться частностей, которые вам до-
| "' in пимных подробностей, это уже "душевный стриптиз".
М < жду тем—это мы знаем и без Рудестама—человек остро нуж-
i и сочувствии, в откровенности, в участии. К сожалению, со-
399
Раздел III
Как справиться с душевным недугом?.
временная культура далеко не всегда предоставляет человеку такую возможность.
Психолог и литератор Владимир Леви в одной из своих работ предлагает пристально посмотреть на людей, которые стоят на улич¬ном перекрестке. Они жестикулируют, хмурятся и торжествуют, на¬ходясь в состоянии внутреннего диалога. Им негде раскрыть свою душу, некому передать собственное состояние, огромный нерастра ченный запас невысказанности...
Итак, вы не хотите идти к психологу. Тогда вариант второй (пер¬вый— вам никому не хочется открываться), вы идете в церковь, к другу, к любимому. Плохо, когда ближайшее окружение равнодуш но к вам. Надо как-то "очеловечить" отношения между людьми Разумеется, все человеческое общество не может откликнуться па вашу беду. Да вам это и не нужно. Пусть отзовутся те, кто вам блиа ко знаком, кого вы знаете по имени, у кого с вами сложились дру жеские или полудружеские отношения. Здесь мы подходим к поня тию группы, как оно сложилось в социологии и психологии.
Собственно, феномен группового сознания известен уже с на¬чала века. Американский социолог Энтони Мэйо, изучая чисто ути литарные вопросы (влияние освещения станков на производитель¬ность труда), обнаружил, что в группе складывается особая психа логическая аура. Люди ведут себя совсем не так, как в одиночку.' I ■ • I же сегодня, в начале века, мы можем добавить к этим соображспи ям? В группе люди не только думают по-другому, они даже чув< ют себя иначе, чем вне коллектива. Более того, сама группа-— чти то вроде живого существа. Она рыдает, прозревает, влюбляем И скорбит и отвергает...
"Групповая терапия" Рудестама вышла уже вторым издать . сокращенный вариант книги был издан в 1990 г. Дело не толп том, что здесь описаны самые разнообразные и невероятные (гр II пы танцевальной терапии!) методы групповой терапии. Здесь л 111 характеристика различных направлений в развитии психолш пи
гуманистической психологии, гештальт-психологии, социоме 11
психоанализа.
Теперь можно констатировать: групповая терапия — это фор | психологической помощи, в которой участвует более двух п.и тов. Рудестам отмечает, что уже на ранних этапах развитии ч<
ческого общества люди собирались в группы, чтобы обесш
свое выживание и развитие. Добавим к этому, что человеку
ственно анализировать свои душевные переживания. В каждой |сультуре есть некие механизмы, которые обслуживают эту челове¬ческую потребность.
Само собой понятно, что любая группа — это провокация кол¬лективной исповедальности. Какая-то женщина рассказывает о том, что она подверглась изнасилованию. Вы-то ни за что не стане¬те делиться таким переживанием. Однако постепенно "цензор" ник¬нет. Вы уже плачете, предавшись воспоминаниям, и группа утира¬ет ваши слезы.
Группа — усилитель и катализатор многих психических процес-(|>и. Она способна обеспечить душевный целебный взрыв, вызвать чувство надежной сплотки, реализовать психокоррекцию. Вот груп¬па деликатно пестует вас, ведет на помочах, утешает. Бессознательно ш.| воспринимаете ее как маму. Но этим не исчерпывается возмож¬на и персонификация. В группе вы отыгрываете свои эротические вож¬деления и сексуальные фантазии. Группа — ваш возлюбленный.
Итак, с песнею веселою пойдем в кружки? Не торопитесь... Груп-11н — целитель. Но она же обладает немалым разрушительным no¬il пциалом. Здесь ваша воля может оказаться парализованной, ■Ысли пойдут на чужом поводке. Слепое подчинение способно выз-и и I, деградацию личности. Книга Рудестама вытесняет из "цели-и 'I i .1 юго бизнеса" самовлюбленных дилетантов, агрессивных заст-I" Ш.1ЦИКОВ истероидных реакций, параноиков вождизма. Вести I руину ответственно и безумно трудно.
I! групповом сознании немало парадоксов. Несколько лет назад
||Ш1сти режиссер Олег Табаков создал студию молодого актера, она
i in основой его театра ('Табакерка").Он пригласил меня прочи-
i и i. i [есколько лекций о психологии творческого коллектива. И вот
и 11.H сказал ребятам, тогда еще безвестным студийцам Марине Зу-
Hiiiuii, Евдокии Германовой и другим, что если кто-то в группе объя-
)И11 i Г>я самым умным и талантливым, его могут осудить за зазнай-
I'IIHI. 11о групповые стандарты незаметно входят в сознание. При-
i мовек со стороны и спросит: "Кто тут у вас самый умный и та-
|ЙИ1 Н1ВЫЙ?" И все укажут на самозванца. Потом Олег Павлович
II м 1 и один студиец прямо-таки взял на вооружение мои практи-
. in-рекомендации.
11 > v и 1 ювая терапия начинает жить и в нашей стране, замечатель-
| ито i юявляются классические труды психологов и психоанали-
Хорошо бы перевести фундаментальный труд Ирвина Яло-
400
401
Раздел III.
Как справиться с душевным недугом?.
ма, работы Курта Левина, Якоба Морено. Не может быть шаблона ] методике. Ведь психотерапевт решает неожиданные задачи. Вь можете проиграть отношение к смерти в психодраме, укрепить ф^ кцию защиты в гештальт-терапии, развить спонтанность в танце вальном кружке.
Книга Кьела Рудестама, разумеется, охватывает не все мето,а ки. Здесь нет эриксоновской гипнотерапии, групп холотропног дыхания. Однако автор подробно рассказывает об основных мете диках, позволяющих войти в коллективный транс.