Файл: Gurevich_P_S__Klinicheskaya_psikhologia.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.11.2020

Просмотров: 3571

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§ 2. Психология тела

Уже говорилось о том, что В.Райх обращал значительное вним^ ние на физические аспекты терапевтической работы. Он учил сг мать мускульные зажимы, которые он называл телесным панцирел Райх обнаружил, что хронические мышечные зажимы блокиру три основных биологических возбуждения: тревожность, гнев и сей суальное возбуждение. Когда происходит освобождение хроничес ки зажатых мыщц, возникают особые физические ощущения -ство тепла или холода, покалывание, зуд или эмоциональнь подъем. Именно эти ощущения рождаются высвобождением веге тативной и биологической энергии.

По мнению Райха, накапливание и высвобождение биоэнергии-важнейшие стадии в процессе сексуального возбуждения и оргаа ма. Он назвал это "формулой оргазма", четырехчастным процессол который присущ всем живым организмам. Вот эти стадии: механ* ческое напряжение, биоэнергетический заряд, биоэнергетически разряд, механическое расслабление.

Для того чтобы помочь пациенту в высвобождении задавленнс энергии, мало знать технику распускания панциря. Терапевт дол жен сам пройти необходимый процесс личностного роста. Ему не обходимо прежде всего самому избавиться от страхов, которые ми гут возникнуть в связи со свободным движением энергии в тел Известный актер Орсон Вин в своей книге "Я и оргон" рассказын; \й об опыте райхианской терапии у д-ра Элсворта Бейкера, наиболе известного ортодоксального райхианского терапевта в США.

"Д-р Бейкер сел за свой стол и указал мне на стул напротии "Ну, — сказал он, — раздевайтесь, посмотрим-ка на вас". С остекл невшими глазами я встал и начал раздеваться. — "Вы можете ос

402

таться в шортах и носках", — сказал Бейкер к моему облегчению. Я сложил одежду аккуратной стопкой на стул у стены. — "Ложитесь ил кушетку", — сказал доктор.

Он начал щипать мускулы мягких частей плеч. Мне хотелось ( I.ездить его по его садистской физиономии, одеться и дать деру. Иместо этого я выдавил из себя "о-о-о". Потом я промычал: "Боль¬но".— "Недумаю, чтобы было больно",—сказалон. "Больно", — ска-tiiui я и продолжал мычать свои "О-о-о". 'Теперь глубоко вдохните и i нубоко выдохните", — сказал он, положив ладонь одной руки мне ми грудь и придавив ее второй рукой с большой силой. Боль была шлчительной. Что, если кушетка проломится?—думаля. Что, если Мой позвоночник лопнет или я задохнусь?"

Некоторое время я вдыхал и выдыхал, пока Бейкер нащупал мои ребра и начал их прощупывать и давить... Потом он тыкал и при-н.пшивал мой живот, нащупывая мышечные зажимы и узлы... Он диннулся ниже, милосердно обойдя мои жокейские шорты, и начал щипать и тыкать мышцы внутренней стороны бедер. Теперь я по¬мин, что плечам, ребрам и животу было совсем не больно. Боль была ошеломляющей, в особенности потому, что в этой области я никак не ожидал боли...

"Повернитесь",— сказал Бейкер. Я повернулся. Он начал с моей нип и двигался вниз, безошибочным инстинктом находя каждый за-IIUIM, каждый напряженный мускул..." Теперь снова повернитесь, — < казал д-р Бейкер, и я повернулся." Хорошо, — сказал он, — вды-Кийте и выдыхайте так глубоко, как вы только можете, и в то же вре-ми иращайте глазами, не двигая головой. Попробуйте посмотреть HOI >чередно на каждую из четырех стен, переводите глазные яблоки пи троны в сторону так далеко, как можете. Я начал вращать гла-ымн, чувствуя себя довольно глупо, но довольный уже тем, что он о.. 11 ,i не не мучает мое тело. Мои глаза вращались и вращались. "Про-ннысайте дышать", — сказал Бейкер. Я почувствовал нечто стран¬но приятное в глазах, легкий туман, похожий на эффект выкурен¬ной палочки марихуаны. Этот туман начал распространяться по ЯИцу. голове, потом по всему телу. "Хорошо, — сказал Бейкер,—те-Пгрь продолжайте дышать и ударяйте ногами кушетку велосипед¬ными движениями".— Я начал ритмично поднимать и опускать Hoi и, ударяя кушетку икрами. Бедра начали болеть, я ждал, когда Щи кажет, что достаточно, но он молчал. Я продолжал и продолжал, i мои ноги не начали отваливаться. Тогда постепенно я перестал


403

Раздел III

чувствовать боль, и в то же время приятно-туманное ощущение ста л о распространяться по всему телу, но гораздо более сильное. Я чув¬ствовал себя так, будто ритм подхватил мои удары, которые уже не требовали от меня никаких усилий, чувствовал себя вознесенным, охваченным чем-то большим, чем я. Я дышал глубже, чем когда-либо до этого, и ощущал, что каждое дыхание проходит вниз по легким до таза. Постепенно я почувствовал восхищение: прямо из молом но-шоколадной бейкеровской комнаты в гармонию сфер. Я слился с астральным ритмом. Наконец, я почувствовал, что пора остапо виться...

На следующее утро после визита к д-ру Бейкеру утром в среду и проснулся, проспав всего около пяти часов и чувствуя себя бодрым. Кофе оказался вкуснее, чем когда-либо, и даже мусор, плывущий i и > Ист-Ривер, обладал легкостью и выстраивался в узоры. Это чувстЦ продолжалось весь день, чувство благополучия и единения с миром, Тело было легким, приятные мурашки бегали вверх и вниз по ру кам, ногам, туловищу. Когда я вдыхал, ощущение движения продол жалось до низа туловища, и это было приятно. Я ощущал легкое сей суальное возбуждение и нежность, мысль о женщинах наполнял меня любовью...

Я начал раскручиваться в другую сторону. Приятные мураш I' прекратились, начали преобладать чувства тревожности и возбух дения. Начали появляться коричневые пятна, которые потом при вратятся в синяки там, где Бейкер щипал и тыкал меня...

...В течение нескольких недель, по вторникам в два часа, я дм шал и бил ногами кушетку. Я понял, что грудь и дыхание прорап( тываются прежде всего для того, чтобы мобилизовать энергии> теле, что должно способствовать процессу распускания панци|м| Энергия накапливается посредством вдыхания воздуха. Теперь I >с<1 кер заставлял меня бить кушетку не только ногами, но и кулаки MI Я бил и лягал ее, и ритм возносил и восхищал меня...

Чтобы начать распускание панциря вокруг глаз. Бейке]) иш карандаш и велел мне неотрывно смотреть на него. Он начал бьи ро вертеть его перед моими глазами разнообразными кругами Ч заставило меня спонтанно смотреть в разные стороны. Это продс жалось минут 15—20, и результат был ошеломляющим. Глаза || чувствовали себя свободно в голове, я мог ощущать прямую i между ними и мозгом. Затем я вращал глазами, не двигая гол сосредоточивая взгляд по очереди на каждой стене, когда взгл:

Как справиться с душевным недугом?

сался ее. Все время, пока я это делал, я продолжал глубоко и рит-м ично дышать". Работа с телом предполагает снятие мышечных бло¬ков и энергетизацию тела.

§ 3. Биоэнергетика

Биоэнергетический метод групповой телесно-ориентированной i к пхотерапии был разработан американскими психиатрами А.Ло-уопом и Дж. Пьерракосом. Этот метод включает в себя райхианс-Мпо теорию дыхания. Он предлагает также прием эмоционального раскрепощения. Предположим, осуществляется терапия человека 11| >;шьной структуры. Ему предлагают лечь на пол и глубоко и часто 11.11 г 1ать. Если у пациента в области грудной клетки появляется боль, щи шитик использует каждый выдох, чтобы надавить на налряжен-II и с мышцы груди. Тем самым он поощряет пациента на разрядку усиливающейся боли и нарастающей агрессии, которые стимули¬руются произвольными ударами ногами, руками по полу, а также словесным выражением гнева.


Пациент в ходе работы призван выразить свой протест с макси¬

мальной силой. Он может вообразить себя обойденным ребенком,

|>"| орому не позволили выразить свои агрессивные чувства по от-

ениюкматери. Следующий этап — воздевание рук вверх. Под¬

нимая руки, пациент мысленно обращается к матери с вопросами:

I |i >чему ты не уделяла мне должного внимания? Почему не любила

МП ш?" Когда пациента захлестывает новая волна агрессии, его сно-

Ми пынуждают к эмоциональной разрядке.

Ное это позволяет высвободить отрицательную энергию, кото-

I' in заблокирована в области груди. Воздевая руки вверх, пациент

рь не упрекает свою мать, а проситу нее помощи, участия, люб¬

им нежности, заботы, Участвующие в работе члены группы могут

in i и IIITH к пациенту, обнять его, прижаться к нему, чтобы выразить

и шь и сострадание. Как уже отмечалось, человек оральной струк¬

туры не способен отдавать энергию, но в ходе этого терапевтичес-

сеанса он приучается к новым моделям отношений — "прини-

iiii. энергию и отдавать ее".

11оследующая терапия предполагает выражение протеста уже на ypuiiiie взрослого человека. Пациент вооружается теннисной ракет-• "it ii Пьет по мату до полного изнеможения. Это сопровождается вы-|tiiiiui 1ием обиды на того, кто нанес ее в детстве, предположим, мать.

404

405

Раздел III

С помощью ярости пациент достигает эмоциональной разряд¬ки. Так достигается полное выражение ранее заблокированных эмо¬ций. Негативный образ детства полностью отыгрывается.

Биоэнергетическая терапия помогает концентрировать энергию в ногах и тазе. Лоуэн использовал при работе с пациентами напря» женные позы. Когда пациент длительное время находится в мало удобном положении, рождаются особые телесные ощущения, Hanpi i мер, дрожание, вибрация, покалывание. Это означает, что из мышсч> ных зажимов "исходит" энергия. Если при этом поддерживается глу бокое дыхание, то эффектусиливается. Напряженные позы — это сво* его рода аналог психологических стрессовых ситуаций.

"Почва под ногами" — одно из ключевых положений лоуэновв кой терапии. Важно добиться ощущения предельной заземлен! к н ти. Для этого используются наклоны до прикосновения к полу, сги» бание назад с кулаками на пояснице, наклоны назад через сидп i И) стула. Несколько упражнений, связанных с напряженными поз»» ми. Итак, встаньте ногами на ширине плеч, колени слегка согну ты. Теперь согнитесь, не перенапрягаясь, касаясь пола. Позволнг* своему телу и рукам свободно висеть. Сохраняйте эту позу в тев ние нескольких минут. Позволяйте себе сгибать ноги так, как ним удобно, затем, касаясь руками пола, пробуйте выпрямить ногИ медленно и постепенно. Ждите, когда ваши ноги начнут вибрири вать или дрожать. Нет ли других изменений в теле? СохраняЦИ свободное естественное дыхание...

Медленно поднимитесь из этого положения, ощущая как си выпрямляется, позвонок за позвонком. Возможна поза, котораи < И гнет позвоночник в обратном направлении.


Поставьте кулаки на поясницу и прогнитесь назад. Шея, как и II предыдущем упражнении, должна быть расслабленной, а голвЯ свободно свисать назад. Дышите свободно. Так можно добп 11

энергетизации тех частей тела, которые хронически напрял

Если появляется дрожание, это означает, что мышцы выхо;* плена защитного панциря.

§ 4. Структурная интеграция (рольфинг)

Структурной интеграцией называется такая методика, ко юр позволяет вернуть телу правильное положение и правильные: j i Это осуществляется с помощью глубоких и часто болезни пи.

, Как справиться с душевным недугом?

i игиваний мускульных фасций, то есть соединений тканей. Созда¬телем этой системы является Ида Рольф. В 1920 г. она защитила док-горскую диссертацию по биохимии и физиологии и 12 лет работала шеистентом по биохимии в Рокфеллеровском институте (США). Во-|К четырех десятилетий она совершенствовала свою систему, обу-■|.HI ей множество последователей.

Структурная интеграция призвана привести тело к идеально¬му мышечному равновесию. Оптимальная поза человека опреде-нистся в этой системе с помощью прямой линии, которая прово¬дится через ухо, плечо, бедренную кость и лодыжку. Таким образом у | >двновешивается распределение веса между основными частями • '•мп — головы, груди, таза и ног. Движения становятся более гра¬циозными и эффективными.

Фасции — это связующая ткань, которая поддерживает и свя-II.тает мускулы и скелетную систему. По мнению Рольф, любая пси-лоногическая травма и даже незначительное физическое повреж¬дение вызывают пусть небольшие, но постоянные изменения тела. Нос ти или мышечная ткань смещаются, а наращивание связующих 11МИСЙ не позволяет им вернуться на место. В результате правиль-

1ь линий нарушается. Причем это касается не только той части

I На, где произошло повреждение. Смещения происходят и в доволь-н" с и даленных точках в силу компенсации. Скажем, у человека по-npi ждено плечо, он всячески оберегает его. Но это отражается на щи и их участиях тела — шее, другом плече или бедре.

1 'астягивая фасциальную ткань, Рольф восстанавливает равно-||>' ис-и гибкость тела. Те ткани, которые разрослись и неестествен -и>| растолстели, 1гуждаются в удлинении и растяжке. "Чтобы до-Ш11.сяустойчивых изменений, — пишет Рольф, — обычно необхо-мимс), чтобы наличная поза или распределение мышечных воло-

I >ыли немного изменены. Это происходит спонтанно, когда ин-

111 ш 1 дуальные волокна растягиваются или фасциальные покрытия ' пльзят друг по другу, вместо того чтобы быть друг к другу при-i"i'' иными. Если такие изменения не происходят, тело восстанав-ЦМиаст свою первоначальную позу с ее ограничениями току жид-ИИ'тей, а также межличностному общению".

' Рольфинг обычно рассчитан на 10 сеансов. Последовательность Mnin следующая.

11с рвый сеанс рассчитан на то, чтобы охватить большую часть j ■ ' i специально сосредоточиваясь на тех мышцах груди и живота.


406

407


Раздел III

Как справиться с душевным недугом?.

которые управляют дыханием, а также на медленных связках, ко¬торые управляют подвижностью таза.

Второй сеанс предполагает концентрацию на ступнях, положе¬нии ног, лодыжек, выравнивании ног с туловищем.

Третий сеанс направлен на вытягивание боков, в особенности больших мышц между тазом и грудной клеткой.

Два последующих сеанса (4 и 5) посвящены в основном высвобождению таза. Рольф показывает, что многие люди удержи вают таз повернутым назад. Но именно таз важен для выработки правильной позы и движения.

Вот почему важно сделать таз более подвижным и вписанным м остальные линии тела.

Седьмой сеанс направлен на шею и голову, а также на мускулы лица. Завершается работа организацией и интеграцией тела в Щ лом. Работу с телом не следует рассматривать только как чисто те» лесную терапию. Нередко в ходе работы возникают воспомина1111|1 рождается глубокое эмоциональное высвобождение. Специалис 11.1 считают, что рольфинг чрезвычайно продуктивен для тех, у кого тела утратило "центровку" из-за физической или психологической т| >. i и мы. Те изменения, которые происходят с человеком, в результп. рольфинга оказываются весьма устойчивыми. Но полезность рощ. финга усиливается, если пациент осознает те изменения, которм* произошли в структуре и функционировании тела.

§ 5. Техника Александера

По профессии Ф.Матиас Александер — австралийский актгр шекспировского театра. Он создал свою систему в конце пропип и века. Формально этот человек начал создавать собственный мен по случайному поводу. Он часто терял голос без видимых орган ческих оснований. Тогда актер стал тщательно наблюдать за собв перед трехстворчатым зеркалом. Это продолжалось девять ле1

Что же обнаружил Александер? Оказывается, голос утрачип.п

ся из-за давящего движения головы назад и вниз. Актер стал бо|

ся с этим и совершенно избавился от ларингита. Но ослаблен н< i и

ления на шею оказало положительное воздействие на все ег

Так Александер задумался над созданием системы, которая

лила бы сохранить идеальное, уравновешенное соотношеши ду головой и позвоночником.

Александер показывал, как использовать тело в повседневной жизни. Многие люди неправильно и неэффективно используют свое тело, когда двигаются или, наоборот, когда находятся в покое. Нагла привычка держать тело оказывает воздействие не только на нашу телесность, но в известном смысле определяет нас умственно и эмо¬ционально. Предпосылкой свободных и естественных движений, по Александеру, оказывается предельное растяжение позвоночника. Но при этом имеется в виду его естественное вытягивание вверх. Нот знаковая формула: "Освободить шею, чтобы дать голове сдви¬нуться вперед и вверх".

Однако следует иметь в виду, что система не предполагает мы¬шечную активность как средство достижения нужного результата. Ученик старается дать возможность телу автоматически и есте¬ственно приспособиться к нужной позе, пока идет концентрирован¬ное повторение формулы. Во время сеансов прорабатываются дви¬жения, которые воспроизводят нашу обычную двигательную дея¬тельность. Равновесие между головой и позвоночником освобожда¬ет от физических напряжений и зажимов, улучшает линии позы и создает лучшую координацию мышц. В той же мере, если голова и i юзвоночник соотносятся не совсем правильно, возникают зажимы, искажаются линии тела, нарушается координация движений.