Файл: Gurevich_P_S__Klinicheskaya_psikhologia.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.11.2020

Просмотров: 3759

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эта работа, как это понятно, требует профессиональной подго¬товки. Терапевт обладает способностью видеть различные блоки, которые мешают свободным движениям тела, он предугадывает те диижения, что предполагают ненужное, избыточное напряжение. Так пациенты научаются во время активности или отдыха действо-мать интегрирование собранно и эффективно.

Во время урока по системе Александера ученики обычно сидят, стоят или ходят. Предполагается также "работа за столом". Ученик ножится и в руках учителя испытывает ощущения энергетического 11 <)тока, который удлиняет и расширяет тело. Ученик ощущает свобо-; гу и простор во всех связках. Такой опыт позволяет людям расстаться I ижимами и напряжениями. Техника Александера получила особую популярность среди артистов и танцоров. Она дает значительный и | >фект при лечении некоторых увечий и хронических заболеваний.

§ 6. Метод Фельденкрайза

Метод Моше Фельденкрайза предназначен для восстановления -1 i ественной грации и свободы движений, которыми обладают все

408

409

Раздел III

маленькие дети. Он работает с образцами мышечных движений,

помогая человеку найти более эффективный способ движения, уст¬ранить ненужные мышечные напряжения.

Фельденкрайз получил докторскую степень по физике во Фран¬ции и 40 лет работал физиком. Он серьезно заинтересовался дзюдо и основал первую в Европе школу дзюдо, внеся в нее многие соб¬ственные элементы. В разных местах земли издавна складывались системы работы с телом, которые предлагают так называемое "не¬деяние", тело должно само действовать естественно и легко. Релак¬сация учит человека уменьшить привычное напряжение в теле.

Но есть ли различия в этих системах? Каждая из них ориенти¬рована на определенную область физического функционирования. Райхианская и биоэнергетическая работа связана с эмоционально нагруженными блоками в теле, рольфинг восстанавливает струк¬туру частей тела, которая могла быть нарушена в связи с физичес¬кой травмой или по другим причинам. Метод Александсра занима ется использованием тела в повседневной жизни, так же как и ме¬тод Фельденкрайза, однако упражнения последнего содержат зил чительно более сложные паттерны поведения, восстанавливающие физическую эффективность и грацию. Метод Шарлотты Селвер и метод сенсорной релаксации концентрируются на ощущениях, при косновениях, на лучшем осознавании тела и мира вокруг нас.

Наши движения отражают состояние нервной сие темы. Кажд,( >г действие, в том числе смотрение, говорение и даже слушание, вклн i чает мышечную деятельность. Вот почему важно научиться рас* слабляться и находить собственный ритм, избавляясь от неверный привычек в использовании тела.

По мнению Фельденкрайза, всякая человеческая деятельности проходит три стадии. Первая — естественный способ, н ai фиме) >, ТО как ребенок учится говорить, ходить, драться, танцевать. Зачч М начинается индивидуальная стадия, когда тот или иной челомИ развивает собственный, особый, только ему присущий способ ис¬полнения действия. Он рождается естественно. Наконец, наступи ет третья стадия, на которой действие выполняется в соответ< тииИ с системой или особым методом и перестает быть естественным


Веда нашей цивилизации состоит, по Фельденкрайзу в том, ЧТ§ она внедряет профессионализм в те области, которые были естс< i ными во все времена человеческой истории. Сконструированньи • I знательные системы заняли место индивидуального, интуитш

Как справиться с душевным недугом?.

научения. Действия, которые выполнялись естественно, становятся профессиями для специалистов. Многие люди отказываются, к при¬меру, рисовать, ссылаясь на то, что они этому не обучены. Но во мно¬гих культурах рисование без обучения считалось естественным.

Фельденкрайз стремился восстановить связи между двигатель¬ными участками коры головного мозга и мускулатурой, которые испорчены или сокращены дурными привычками, напряжениями И другими отрицательными влияниями. Важно создать в теле спо¬собность двигаться с минимумом усилий и максимумом эффектив¬ности, но не за счет мускульной силы, а через осознавание того, как i <-ло работает. Фельденкрайз считал, что возрастающее осознавание и подвижность могут быть достигнуты через уравновешивание рабо¬ты двигательных участков работы коры мозга. Чем более кора ак-i ивна, тем менее мы сознаем тонкие изменения в ее деятельности.

Каждый человек действует в соответствии с собственным обра-И1М. Этот образ обусловлен тремя факторами, которые выступают в различных соотношениях: наследственностью, воспитанием и само-■0С1 гитанием. Наследственный фактор меньше всего поддается изме-пгпиям. Биологические особенности индивида — особенности не-|нн1ой системы, костной структуры, мышц, желез, кожи, органов ч V11ств—обусловлены его физической наследственностью задолго до ни ■>, как он начинает осознавать себя. Но образ самого себя развива-« i ги из его действий и реакций в ходе обычного жизненного опыта.

Воспитание и образование дают человеку возможность овла-I- и. определенным языком и определяют паттерны его представ-и пий и реакций в соответстствии с обществом, которому он при¬надлежит. Эти представления и реакции не являются общими для •и отечества как вида, они зависят от конкретной среды. Воспи-i тис, по Фельденкрайзу, в значительной степени определяет на-Нранление самовоспитания и самообразования — наиболее актив-Ц| и < i злемента в нашем развитии.

I (оспитание и самовоспитание, образование и самообразование

юевязаны. В первые недели жизни воспитание сводится к впи-

11.1иапию окружающей среды, а самовоспитание практически от-

■ i чует. В этот период человек может отказываться лишь от того,

1111 uai кшально чуждо и неприемлемо для его наследственных осо-

- тик тей. По мере роста детского организма самовоспитание про-

11 рует. Ребенок постепенно обретает индивидуальные характе-

|М1> мши.

410

411

Раздел III

Как справиться с душевным недугом?.

По мнению Фельденкрайза, из трех факторов, определяющих наш образ, лишь самообразование до некоторой степени находит¬ся в нашей власти. Автор подчеркивает, что в самые ранние годы ребенка ценят, во многих случаях по крайней мере, не за его дости¬жения, а просто за то, что он такой, какой есть. В тех семьях, где это так, ребенок развивается в соответствии со своими индивидуаль¬ными склонностями и способностями. В тех семьях, где ребенка оце¬нивают по его достижениям, ребенок рано теряет спонтанность. Такие дети становятся взрослыми, не пережив отрочества. Такие взрослые дети время от времени бессознательно ищут отрочества, которого им не хватило, жаждут найти в себе инстинктивные спо¬собности, которым они не дали развиться в юности.


Фельденкрайз называет осознавание высшей стадией челоиг ческого развития. Когда оно является полным, оно поддерживап гармоничную "правильность" деятельности тела. Если человек СЯ лен, сильны и его страсти. Его способности и жизненность находи i ся на том же уровне. Совершенствование осознавания предпочти тельнее любых попыток преодолеть инстинктивные влечения. Ч«'М более полным становится осознавание в человеке, тем более сп<>со бен он удовлетворить свои желания... Каждое его действие стаио вится все более человеческим...

§ 7. Чувственное осознавание

Авторами этой системы являются Шарлотта Селвер и 4ap.ni. I Брукс. Смысл этого метода состоит в том, чтобы вернуться в дв1 ство. Это означает, что мы можем соприкоснуться с нашими тсли ■ ми и чувствами, со способностями, которыми мы располагали к дучи детьми. Ведь и Фельденкрайз подчеркивал, что формально* обучение заставляет нас забыть многое из того, что мы умели им стинктивно. Родители пытаются "социализировать" детей в coofd

ветствии со своими представлениями. Они даже не пытаюто

чувствовать, что может помочь реальному развитию ребенка. I рошим" считается тот ребенок, который все время отзывае i1 зов матери, прерывая свой естественный ритм, чаще находи к И I родителями, нежели на улице. Так утрачивается внутреннее • iу i ритма и ощущение ценности собственного опыта.

Другая проблема заключается в том, что родители обыч i и

раются "подстегивать" развитие ребенка. Они хотят, чтобы | >< i

412

сел, встал, пошел, разговаривал как можно раньше. Вместо есте¬ственной игры начинается научение. Дети привыкают "стараться". Это провоцируется неестественным использованием детского лепе¬та, искусственных жестов и шумов для общения с ребенком.

Смысл чувственного сознания сводится к тому, чтобы научить человека отличать собственные ощущения и чувства от культурно и социально привитых образов, которые искажают непосредствен-11 ый опыт. Многие упражнения в системе чувственного осознавания основаны на лежании, сидении, стоянии, ходьбе. Именно через эти действия человек способен открыть свое отношение к окружающе¬му. Сидение позволяет ощутить силу тяжести и внутренние жизнен-

II ые процессы, которые происходят по отношению к этим и другим

шлам. Стояние также предлагает значительные возможности для

ощущений. Мало кто умеет стоять удобно, стоять ради самого сто-

и| 1ия. Большинство рассматривает стояние как паузу перед тем, как

i ЮЙти или побегать.

Оказывается, многим людям нужно учиться, как прикасаться друг и другу и как принимать прикосновение. Ведь оно, прикосновение, имеет разные формы и вызывает разные реакции. Легкий толчок,

III ненок, поглаживание или объятия—это нетождественные способы

мри косновения друг к другу. Качество прикосновения может обнару¬

жить застенчивость, агрессивность, вялость, беспокойство.


Свое тело и присущие ему позы мы можем принять безоговороч-(| и пассивно. Нам часто безразлично, как мы ходим, стоим или идим на стуле.

I I лесно ориентированный психоанализ предлагает ряд методик,

I >ые помогают изменить отношение к собственному телу. Мето-

in.ii iюзволяют человеку добиться свободы, естественности, выс-"'и.ждения эмоций. Но речь не о специфической физкультурной 1'и. гике. Цель такой терапии — помочь человеку обрести здоро-" июрческое, целостное "Я".

Вопросы для повторения

Что такое групповая терапия?

Чем она отличается от индивидуальной?

413

Раздел III

Когда был открыт феномен группового сознания?

Как можно работать с носителем оральной структуры характе ра, применяя биоэнергетику?

Зачем и как используются напряженные позы?

Что такое рольфинг?

В чем сущность техники Александера?

Как Фельденкрайз понимает осознавание?

Что такое чувственное осознавание?

Почему Фельденкрайз называет осознавание высшей стадие человеческого развития?

Какую цель преследует психология тела?

Упражнение I

О ком речь?

С некоторыми людьми мы все время находимся в контакт Некоторых постоянно видим на экране. Но можем ли мы набл! дательно, метко описать известных нам людей? Сейчас я прим ду отрывки из таких описаний, а группа постарается отгадать, ком речь.

"Мираж"— первый персонаж — самое говорящее о нем слово, нем все словно намечено пунктиром: кажется, что внятно, но Щ рез миг исчезает. Только что был здесь — и уже нет. Перемещае i11 будто вовсе не делая движений. Стремительная походка танцо| >l i мастера боевых искусств — подтянутая и "развинченная" однон| I менно. Легкий полупоклон, полуулыбка, движение руки навстре* и в тот же миг, как прекрасно отлаженная пружина, чуть откш iy шись назад, почти вытягивается по стойке "смирно",становитгп I рьезным.

Вслед за танцором появляется в образе фокусника, выхватим ющего нужную карту. А еще через миг перед нами колпак с бу( >< ■ чиками, которые звенят, отвлекая внимание, и колпак лихо сдпш ется вперед. Реален как галлюцинация, и призрачен, как хороЦ знакомая реальность. То ли мелькнувшая фея, то ли моль из шки бабушки. Легко, как из матрешки, извлекает из себя чуть-чуп> illII

лица, мнения — иные, но похожие на предыдущие, словно гц I

чивающие друг через друга. Это удивительное свойство пер< :водн картинки — то отпечатываться ярче, то становиться пастели К то исчезать..."

Как справиться с душенным недугом?

Упражнение 2

Рассмотрение позы

Один из членов группы стоит в естественной для него позе. ()стальные пытаются истолковать его позу...

Не находится ли одно плечо выше другого? Уравновешена ли голова на шее или она склоняется вперед или назад? Втя1гута или мыпячена грудь? Не выше ли одно бедро другого? Выпячен ли таз 11азад? Находятся ли колени над ступнями? Ровно ли стоят ступни, или носками внутрь, наружу?


Внимательно рассмотрите человека с боков, сзади. Затем попро-с иге его медленно пройтись, рассмотрите его под всеми углами. 11аконец, попросите его постоять рядом с прямой горизонтальной пинией на стене (вполне годится дверная линия), чтобы более ясно рассмотреть линии позы.

Члены группы могут попробовать имитировать позу, походку, манеру держаться. При этом целесообразно менять испытуемых, меняться ролями. Не используйте упражнение для обидных заме¬чаний или критики члена группы. Постарайтесь быть объективны¬ми и участливыми. Исходите из убеждения, что никто не обладает i свершенной" или "идеальной" позой.

Упражнение 3

Контролирование тела (Техника Александера)

Возьмите в руки книгу, сядьте. Сознаете ли вы, как вы держите книгу, как ваши пальцы и рука принимают ее вес? Как вы сидите? I 'анномерно ли распределяется между ягодицами вес вашего тела? К a i с вы держите руки? Нет ли лишнего напряжения в груди, плечах, и I» дплечьях, во всем теле?

Не можете ли вы переменить позу на более удобную? Если так, • ю говорит о том, что ваши привычки в использовании тела не ■ i оль эффективны и удовлетворительны, как могли бы быть. Из-iа : >тих привычек мы обычно сидим, двигаемся или стоим не так, ii.nc было бы оптимально, удобно и полезно; Войдя в соприкосно-и( пне (то есть осознание) со своим телом, вы можете почувство-п пь это.

414

415

Раздел III Как справиться с душевным недугом?.

Упражнение 4


Раскачивание стоя (Метод Фельденкрайза)

Встаньте и попробуйте дать своему телу легко раскачиваться из 1 стороны в сторону, как будто это дерево на ветру. Обратите внима-Я ние на движения позвоночника и головы. Продолжайте, сделайтеЯ десять-пятнадцать таких небольших движений, пока вы не замети-Я те связи между движениями и вашим дыханием. Затем попробуйтеИ такие же движения взад—вперед. Вы скоро заметите, что движе-Я ния назад легче и больше, чем движения вперед, во время которых™ чувствуется некоторое напряжение в лодыжках.

Впрочем, точки напряжения могут быть весьма индивидуальв ными. Лишь в редких случаях встречается такая совершенная орга-И низация мышц груди, плеч, ключиц, затылка, ребер и диафрагмыЯ что удается почувствовать постоянную связь между раскачивани-Я ем взад вперед и процессом дыхания, как в предыдущем раскачив вании из стороны в сторону.

Теперь раскачивайте тело так, чтобы макушка головы очсрчи-' вала горизонтальные круги. Продолжайте, пока не почувствуете, что вся работа совершается нижней частью ног и все движения можно почувствовать в лодыжках. Попробуйте теперь снова покачаться из стороны в сторону, потом взад—вперед, потом кругами, в ту и дру-гую сторону, но теперь вес тела перенесите на правую ногу, в то вре¬мя как левая касается пола лишь большим пальцем и не принимает участия в движении, лишь помогает удерживать равновесие, увели-1 чивает точность движений и устраняет помехи, мешающие дыха¬нию. Потом повторите это движение с переносом веса тела на ле¬вую ногу. Повторите каждое движение от двадцати до тридцати pa:i, пока они не будут выполняться максимально плавно и удобно.