ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.11.2020
Просмотров: 3757
Скачиваний: 21
Литература
Адлер А. О нервическом характере. — М., 1997.
Адлер А. Понять природу человека. — СПб., 2000.
Бейли А.А. Душа и ее механизм. — М., 1999.
Бондаренко Л. И. .ТаглинС.А. Психоанализ и культурология.—Харь» ков, 1991.
416
I юродюк Н.Р. Духовность как фактор успешной социальной адапта¬ции человека: Биоэнергетические механизмы приспособительных реакций. —М., 2000.
I |асилюк Ф.Е. Психология переживания. — М., 1984.
I tc-ккер Л.М. Мир психической реальности: Структура, процессы и механизмы. —М., 2000.
Пмтакер Д.С. Группа как инструмент психологической помощи. —
М., 2000. Мольная Л. Преобрази себя. — СПб., 2000. Воспитание детей и психоанализ: Сб./Сост. Н.Ф.Калинина. — М.,
•2000.
11< кхождение к Дао/ Сост. В.В.Малявин. —М., 1997.
I Уревич П.С. Философия изысканного сладострастия // Маркиз де < ад. Соперница собственной дочери. —М., 1993.
I Уревич П.С. Методы групповой терапии. — М., 1999.
|У|>евичП.С. Современный гуманитарный словарь-справочник, М.,
1999. Н'рсвичП.С. Обществознание.—М., 1999. Дерюгин П.П. Диагностика межличностных отношений. — СПб.,
•.'.000. ДжонсонР. 40упражнений — НЛП.—М., 2000. J (у ховный кризис: Когда преобразование личности становится кри-
шсом. / Под ред. Станислава Грофа и Кристины Гроф. —М., 1998.
i.ixcp-Мазох. Венера в мехах. Демонические женщины.—М., 1993.
||'||снскийВ.В. Аналитическая психология. Словарь. — СПб., 1996.
Им iсгральнаяйогаШриАуробиндо. —М., 1992.
11111 < тральняя индивидуальность человекаи ее развитие. — М. 1999.
К имт-Зинн Джон. Куда бы ты ни шел: Медитация полноты осозна¬ния в повседневной жизни. — М., 1998.
i 11< тории человеческого существования: Страдание и счастье. — М.. 1992.
i l Юнг и современный психоанализ: Хрестоматия по глубинной п< пхологии. — М., 1997.
Кглли Д.А. Теория личности. — СПб., 2000.
417
Раздел III Как справиться с душевным недугом?.
Кернберг О.Ф. Отношения любви. Норма и патология. — М., 2000. Клауд Г., Таунсенд Д. Барьеры: Когда говорить "Да". Когда говорить
"Нет". Как управлять своей жизнью. — СПб., 2000. Лакан Ж. Стадия зеркала и другие тексты. — М., 1994. Лекции по юнговской типологии. — СПб., 1998.
Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатии у подрост¬ков. — М., 1999.
Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. — М. 1995.
Лоулн А. Физическая динамика структуры характера. — М., 1996.
ЛоуэнА. Страдание. —Минск. 1999.
Марков В.В.Философская антропология. —М., 1997.
Методические проблемы исследования культуры: Культура и крити ка психоанализа. — М., 1987.
Минделл А. Работа со сновидящим телом / / Моск. Психотерапевта ческий журнал. — 1993. № 1—4.
Минделл Э.Психотерапия как духовная практика. — М., 1997.
Никитин Е.П., Харлампенкова Н. Феномен человеческого самоуг-верждения. — СПб., 2000.
Перлз Ф. Опыты психологии самопознания: Практикум по гешт терапии.—М., 1993.
Пинт А. А. Понимание себя: Введение в практику самоисследои ния. — М., 1999.
Проблемы общественного сознания и социальной психологии в I рубежной литературе. — Вып. IV. — М., 1974.
Психоанализ детской сексуальности. — СПб., 1998. Психотерапия — что это? Современные представления. — М., 200 Райх В. Характероанализ: Техника и основные положения для с ч | чающихся и практикующих аналитиков. — М., 1999.
Рейнустер Д. Это в ваших силах. Как стать психотерапевтом. М 1992.
Руководство по предупреждению насилия над детьми. — М., 19'
СайсонК.П. Экстаз дыхания. Практика ребефинга.—М., 1999,
Сандлер Д., Дэр К., Холдер А. Пациент и психоаналитик: Основы пси¬хоаналитического процесса. — Воронеж. 1998.
Трынкин В.В. Душа и бездны. — Н.-Новгород. 2000.
Фельденкрайз М. Осознавание через движение. — М.—СПб. ,2000.
Франц М. Лекции по юнговской типологии. — СПб., 1998.
Фрейд А., Фрейд 3. Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов. —М.,1997.
Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. — М., 1998.
Хорни К. Невротическая личность нашего времени: Самоанализ.— М.,1993.
Хрестоматия по телесноориентированной психотерапии и психотех¬нике. /Ред.-сост. В.Ю.Баскаков. — М.,1997.
Цветков Э. Мастер самопознания, или Погружение в "Я". — СПб., 1999.
11то такое дзэн? — Львов—Киев. 1994.
11 lapn Дарел. Тины личности: Юнговская модель типологии. Воро¬неж, 1994.
! )i исельманн Н.Б.Харизма. — М., 2000.
: )|)иксон М. Стратегия психотерапии. — СПб., 2000.
К )нг К.Г. Один современный миф. О вещах, наблюдаемых в себе — М.,1999.
К )i i г К. Г. О психологии восточных религий и философий. — М., 1994.
1< )нг К. Г. Проблемы души нашего времени. — М., 1994.
И >i и К.Г. Психоз и его содержание.—СПб., 1999.
U )i и К.Г. Либидо, его метаморфозы и символы. — СПб., 1994.
К 1нг К.Г. Тэвистоксия лекции.—М., 1994.
и чп К.Г. Психологические типы. — М., 1995.
418
419
ГЛАВА 1
ВСЕ ЛИ ЛЮДИ ИСПЫТЫВАЮТ
СТРАХ?
Мне звонит незнакомая женщина. Она просит принять ее дочь и оказать ей помощь. Рассказывает без эмоций, тоном безнадежно разуверившегося человека. Девушка уже много лет сидит на таблет¬ках. Она плохо спит, все время пребывает в состоянии повышенной тревожности. И так с самого детства. Девушка находится в плену у страха.
§ 1. Страх как феномен
Верно ли, что страх владеет каждым человеческим существом без исключения? Что он обладает всепроникающей мощью? ЧтЗ он — глубочайшая бездна, в которой гибнут люди и народы? Haw > нец можно ли преодолеть это чувство или человечество пожизнен но обречено влачить вериги многоликого ужаса?
Люди начали размышлять о страхе, едва задумавшись о миро, i дании. Какая леденящая тайна заключена в звездном небе? Пощ му так величествен и грозен просверк молнии? Отчего неумолим огнедышащий вулкан? Можно ли умилостивить вездесущих дух< и г,'
Позже, обратив взор на самого себя, человек стремился раз1 .> дать собственные наваждения. Какая неодолимая сила приковал! меня к земле, когда появились враги? Отчего ужас заставляет тр#« петать сердце? Почему рождается странное, неотвязное искупим шг, побуждающее разглядывать лик ужаса?
Многие мудрецы, от античного философа Демокрита до сонр< менного мыслителя Ж.-П. Сартра, пытались проникнуть в природу страха. Художественная литература коснулась разных граней »тн го феномена человеческой природы. Предположим, однако, что HIM неизвестны никакие философские постижения этого чувства, п< и<
Все ли люди испытывают страх?
домы ни интуиция древних, ни прозрения писателей. Попробуем поразмышлять, что называется, от Адама.
Не вооруженные опытом поколений, разглядываем недавний газетный снимок. Перед нами мальчик — жертва чернобыльской катастрофы. Нога, похожая на обрубок, однорукое тело... Но насто¬ящий страх мы ощущаем лишь в то мгновение, когда видим глаза ребенка — осмысленные, чистые, страдальческие.
Мир, вообще говоря, полон уродств. Вселенная перенаселена эксцентричными созданиями. Но разве эти существа способны вну¬шить ужас самой равнодушной природе? Она многолика и затей¬лива. Страх рождается только тогда, когда окрест брошен челове¬ческий взгляд. Только человеку заповедано поразиться потрясаю¬щей рассогласованности мира, испытать жуткое несоответствие желаемого и реального. Наш первый вывод: страх возникает вмес¬те с человеком. Это удостоверяет наше сознание. Уже говорилось, человек — особый род сущего. Вез него некому содрогнуться от того, что сотворила природа и сам он, Адамов потомок.
Было сказано: в пустыне нет красоты, красота в сердце бедуина. I \ той же мере в грандиозной вселенской драматургии, в ее взрывах и протуберанцах, в угасании звезд и космическом сжатии нет ни¬какого ужаса. Страх живет только в душе грешного, чувствую¬щего, отверженного и смертного человека. Это он соразмеряет не¬исчислимые обнаружения бытия с собственной участью. Он при¬лагает ко всему окружающему человеческие мерки и ужасается без¬душию Вселенной.
Человек — песчинка мироздания. Его окружают грозные при¬родные стихии. Небо шлет к земле кометы. Недра земли извергают in 11снную лаву. Человек постоянно испытывает предательство зем-i и >й тверди. Однако источник страданий, как можно полагать, вов-ге не в игре природных смещений. Он только в помышлении чело-|ека о них. Миг прозрения рождает оцепенение.
Уменьшение слоя озона над планетой угрожает прорывом смер-п и юсных излучений. Ужас не в самом этом природном катаклизме, а н человеческом осознании неотвратимых последствий содеянного. В ниши дни из рукотворных сооружений человека вырывается поток i ю| >ажающих все живое частиц. И вот уже страх настигает нас, когда мы ](идим всеведущие глаза младенца, изуродованного смертоносной i 111\ией, когда боимся сорвать ягоды с куста, поднять упавший плод. I li и тижение кошмара пронизывает все наше существо.
422
423
Но ведь и другие земные создания не глухи к смертной душера.н дирающей тоске. Лебедь, потерявший подругу кидается оземь. ']!)• мимые неясным инстинктивным порывом, киты выбрасываются n.i берег Чует смертный час, судя по всему, любая живая особь. Нет ли преувеличения в том, что человек возведен в ранг уникального су щества? Может быть, страх ведом всей живой материи?
§ 2. Глубинное влечение
Но правомерно ли назвать страх глубинным, трудноутолимым побуждением человека? Неужели, преодолевая его, человек сам бес сознательно устремляется к нему? Какие тайны человеческого суще¬ства открываются при этом? Люди отнюдь не пытаются отогнать пе¬реживание страха. Напротив, они хотят изведать его в полной мере. В патриархальных, языческих культурах существовали особые культы страха. Древние мистерии предлагали участникам испытать ужас символических событий прошлого. Так почему люди хотели еще раз пережить то, что безвозвратно ушло? По мнению Ф. Ниц ше, античного грека особо привлекал "чудовищный ужас, который охватывает человека". Человек античной культуры прекрасно знал о таких эмоциональных состояниях экстатического восторга, когда страх переживался как опьянение.
Ответственно за это, по мысли Ницше, дионисийское начало (восходящее к богу Дионису) в человеке. Страхдревнего человека был метафизическим, а не возникающим из-за реальной сиюминутной опасности. "Грек знал и ощущал страхи и ужасы существования: чтобы иметь возможность жить, он вынужден был заслонить себя от них блестящим порождением грез — олимпийцами. Необычай¬ное недоверие к титаническим силам природы, безжалостно царя¬щая над всем познанным Мойра. Коршун великого друга людей — Прометея, ужасающая судьба мудрого Эдипа, проклятие, тяготею¬щее над родом Атрид ов и принудившее Ореста к убийству матери — короче, вся эта философия лесного бога со всеми его мифическими примерами, от которых погибли меланхолические этруски, — непре¬станно все снова и снова преодолевалась греками при посредстве того художественного междумирия олимпийцев или во всяком слу¬чае прикрывалась им и скрывалась от взоров".
424
По мнению Ницше, первобытный порядок, установленный бо¬гами ужаса — титанами, посредством начала красоты был преоб-
Все ли люди испытывают страх?
разован в олимпийский порядок богов гармонии и радости. Ужас и кипе были ограждены гармонией. Аполлон победил Тифона, а Пе-I к Химеру. Однако боги ужаса, низвергнутые в бездны Тартара, 'мши, ибо они бессмертны. И бездны эти — в душе человека, кото¬рым предстает, таким образом, существом катастрофическим, со-i рисаемым невиданными по силе страстями и желаниями.
Все в нем смешано. Человек в трактовке Ницше предстал как Крайне противоречивое существо. "Если бы мы могли представить eerie очеловечение диссонанса, — а что же иное и представляет со-вою человек? — то такому диссонансу для возможности жить по-||»бовалась бы какая-нибудь дивная иллюзия, набрасывающая перед ним покров красоты на собственное его существо".
Затаенная тяга к страху не растворилась в архаических культу-|i.ix. Она отчетливо обнаруживается и в христианстве. Не случай-пи, по-видимому, понятие грехопадения вызвало к жизни многочис-(II-иные варианты исторических описаний и всемирно-историчес¬ких перспектив от "Града Божия" Августина Блаженного до трудов современных теологов.
Христианство стремится разбудить в людях страх перед соб¬ственными прегрешениями, делая особый акцент на покаянии. Христианин буквально загипнотизирован ужасами ада, всеси¬лием демонических сил и эсхатологическими перспективами. Райское блаженство обретает смысл только на фоне адских му¬чений.
Да и у многих современных мыслителей, ученых, писателей от¬мечается тяга к эсхатологическим темам, мотивам вселенской ка¬тастрофы и гибели человечества. Что за причуда? Какая неприрод¬ная потребность рождает столь всепроникающее влечение? Чело¬век способен культивировать в себе страх, переживать такое состо¬яние, когда реальной причины для беспамятства нет. Страх как фан¬тазия, как обыкновенное состояние души — это, строго говоря, что-то неприродное.
Психология страха — неизбежный спутник западной цивилиза¬ции. Видный философ нашего времени Макс Шелер заметил: "В ис¬тории еще не появился такой великий психоаналитик, который ос¬вободил бы человека от этого смертоносного ужаса, не от мифоло¬гического грехопадения и вины, а от того конститутивного чувства страха, который является эмоционально-импульсивной основой этого специфически иудейско-христианского мира идей".
425
Раздел IV
Выходит, страх — пожизненный удел человека, бремя избран ной им свободы. Но почему тогда называем это чувство страсты<>7 Ведь многие мудрецы прошлого и современные ученые (сошлемщ хотя бы на книгу итальянца А. Моссо "Страх", изданную в Полташ 11 1887 г.) считали, что страх — это болезнь, которую надо лечить. И| давна такое состояние человека изучали психологи, толковавши! страх как отрицательную эмоцию, обнаруживающую себя при вол никновении реальной или мнимой опасности.
Плиний Старший (23 или 24—79 гг.) в "Естественной истории рассказывал, как из двадцати гладиаторов едва можно было найти двух, которые не моргнули бы при угрожающем жесте. Историк ир( > низирует: ничего себе храбрецы...
Страх парализует волю. Героем считали того, кто способен вну г ренней силой побороть в себе чувство ужаса. Страх представляли и виде демона или божества, для умилостивления которых приноси ли жертвы. Так, отправляясь на битву, Александр Македонский при носил жертвы демо1гу страха. В туринском музее и сегодня можно видеть римские медали, на одной из которых вычеканена женщш \: i в состоянии ужаса, а на другой — мужчина, объятый страхом. Они были отлиты консулами в подтверждение обетов, данных, чтобы умилостивить страх.
Позже этот феномен пытались объяснить, изучая человеческую физиологию. Первая такая книга принадлежит французскому фи лософу Рене Декарту (1596—1650). Утверждая, что древняя фило софия Аристотеля не решила ни одного вопроса, связанного с по стижением человеческой природы, Декарт приступил к физиологи¬ческому исследованию души. Онполагал, что страх имеет чисто фи¬зические причины, и поэтому искал в мозгу следы впечатлений от пережитого.