ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.11.2020
Просмотров: 3747
Скачиваний: 21
Отсюда вывод: "Как страх, так и тревога являются адекватны¬ми реакциями на опасность, но в случае страха опасность очевид¬на, а в случае тревоги она скрыта и субъективна. Иначе говоря, ин¬тенсивность тревоги пропорциональна тому смыслу, который для данного человека имеет данная ситуация. Причины же его тревоги, в сущности, ему неизвестны".
Можно ли убедить невротика в том, что его тревога беспочвен¬на? Увы, нет. Что же делает в этом случае терапевт? Он пытается выявить тот смысл, который имеет для невротика определенная ситуация. Обыкновенный человек в нашей культуре плохо представ¬ляет себе значение тревоги в своей жизни. Когда невротики гово¬рят о своей тревоге, то аналитики получают довольно пеструю кар¬тину.
Обнаружения тревоги многообразны. Она может проявляться в виде неясного чувства, в форме приступов страха. Она может быть привязана к определенным ситуациям или действиям, таким, как боязнь высоты, улиц, публичных представлений. Тревога может иметь определенное содержание, например, опасение сойти с ума. Помните у Пушкина: "Не дай мне Бог сойти с ума..." Невротик боит¬ся заболеть раком, проглотить иголку.
Другие осознают, что время от времени испытывают тревогу. Они могут знать, а могут и не знать про те обстоятельства, которые ее вызывают. Наконец, есть невротики, которые осознают лишь тот факт, что у них депрессия, чувство неполноценности, расстройства в сексуальной сфере. Но они не вполне отдают себе отчет в том, что испытывали когда-нибудь или испытывают сейчас чувство трево¬ги. Однако анализ помогает этим невротикам осознать свою тре¬вожность или воскресить в памяти тревожные сновидения и те си¬туации, которые вызвали у них чувство страха. Стало быть, мы мо¬жем испытывать тревогу, не зная об этом.
433
Раздел IV
§ 5. Корни тревоги
Если рассуждать последовательно, то можно прийти к мысли, что необоснованной тревоги нет вообще. То, что человек впал в не¬вротизм, имеет некую причину. Допустим, девочка в детстве пере¬жила сильный стресс из-за того, что ее родители были репрессиро¬ваны. В один миг жизнь изменилась, семье пришлось оставить род¬ные края и уехать в ссылку. Разумеется, все это оставляет страш¬ный след в психике. Появляется бессознательное ощущение хруп¬кости бытия, которое может быть разрушено в одночасье.
Теперь представим себе, что эта девочка уже взрослая женщи¬на. Жизнь ее сложилась в целом благополучно. Семья была реаби¬литирована. Сама она вышла замуж, сделала карьеру, у нее проч¬ная семья. Недостаточно одного маленького потрясения, чтобы эта женщина быстро впала в невротическое состояние тревоги. Ведь у нее есть опыт, как может неожиданно обрушиться жизнь. Аналити¬ку будет казаться, что страхи этой женщины преувеличены: ника¬кой объективной опасности нет. Повод, вызвавший тревогу, недо¬статочно основателен. Но так ли это на самом деле?
Ко мне обратилась одна женщина, которая с некоторых пор впа¬ла в состояние сильной тревоги. Она утратила сон, перестала нор¬мально есть. Все время находилась в напряжении. Психиатр, к ко¬торому она обратилась, назначил ей антидепрессанты. Однако все это мало помогало женщине. Она совсем извелась, потеряла дове¬рие к медицине. Никаких реальных причин для такой депрессии и тревожности не было. Преданный муж изо всех сил пытался ей по¬мочь. Да и вообще никаких событий, которые могли бы вызвать ощущение неблагополучия, в семье не было.
Когда я начал заниматься с этой женщиной, я обратил внима¬ние на ее слова, что ее чувство тревоги начинает расти иногда без всякого повода, по непонятным причинам, когда вроде все нормаль¬но. Например, она заметила, что иногда во время разговора, кото¬рый муж ведет по телефону, у нее вдруг резко возрастает чувство страха. Разумеется, это никак не связано для нее с содержанием разговора.
Однако у меня возникла догадка, что во время телефонной бесе¬ды мужа звучат какие-то слова, которые и рождают в душе моей пациентки смутные чувства. Эти слова просто знаки, рождающие далекие ассоциации. Я отменил антидепрессанты, которые прини
434
Все ли люди испытывают страх?
мала безрезультатно эта женщина, и начал аналитическую работу. В ходе бесед постепенно выяснилось, что когда моя пациентка была маленькой, она отправилась вместе с родителями в горы. Во время этого путешествия девочка потерялась. Она свернула не на ту тро¬пинку, пережила шок.
Забытое ощущение пережитого ужаса вернулось сравнительно недавно. Случайно кто-то из близких начал рассказывать историю о том, как соседская девочка не пришла домой после школы, а оста¬лась ночевать у подруги. Это сообщение подняло из глубины души давно пережитый страх. Возникла депрессия, тревожность. Во вре¬мя телефонных разговоров муж иногда говорил: "все равно есть вы¬ход", "не надо впадать в панику". Эти слова-сигналы рождали тре¬вогу и доводили мою пациентку до невменяемости.
§ 6. Степень осознания
Подчас наши чувства привязанности, гнева, подозрительности столь мимолетны, что едва достигают сознания, и столь преходя¬щи, что мы забываем о них. Однако за ними также может скрывать¬ся громадная динамическая сила. Степень осознания чувства абсо¬лютно ничего не говорит ни о его силе, ни о его значении. Тревога, замечает К. Хорни, может быть определяющим фактором нашей жизни, оставаясь в то же самое время неосознанной нами.
В действительности мы, по-видимому, делаем все возможное для того, чтобы избежать тревоги. Для этого имеется много причин, и самой общей из них оказывается та, что интенсивная тревога — чрезвычайно мучительный аффект. Пациенты, которые прошли через сильные приступы тревоги, нередко говорят, что лучше уме¬реть, чем пережить это заново. В состоянии тревоги человек чув¬ствует себя беспомощным.
Тревога часто усиливается именно потому, что она иррациональ-i ia. Для многих людей сама мысль, что такие внерассудочные факто¬ры могут руководить ими, оказывается просто непереносимой. Осо¬бенно это тяжело тем людям, которые смутно догадываются, что ка¬кие-то иные, противоположно направленные силы, которые действу¬ют внутри них, могут захлестнуть их. Они приучились осуществлять строгий интеллектуальный контроль над своими поступками.
"Однако чем безнадежнее ощущает себя человек, — пишет К. Корни, — опутанный паутиной своего страха и защитного механиз-
435
Раздел IV
ма, и чем сильнее ему приходится цепляться за иллюзию, что он во всем прав и совершенен, тем сильнее он инстинктивно отвергает всякий—даже самый отдаленный и глухой—намек на то, что с ним что-то не так и необходимо что-то изменить".
Хорни называет четыре основных способа избежать тревоги, которые существуют в нашей культуре. Первый способ — рациона¬лизация, наилучший способ оправдать свое уклонение от ответ¬ственности. Он заключается в превращении тревоги в рациональ¬ный страх. Скрытую тревожность рацио будет мотивировать реаль¬ными причинами. Аналитик будет изо всех сил доказывать, к при¬меру, матери, что ее тревожность не имеет фактических оснований. Но мама в ответ выставит батарею аргументов. Разве вы не слыша¬ли, что в одном из районов Москвы объявился сексуальный мань¬як? Нужно ли доказывать, что среди учителей много людей с раз¬личными отклонениями? Почему этот человек угощает детей сла¬достями? Какие у него намерения?
Мы постоянно сталкиваемся с яростной защитой иррациональ¬ных установок. Вместо того чтобы чувствовать себя беспомощно жертвой своих эмоций, такая мать считает, что она может активна действовать в данной ситуации. Она никогда не признается в ирра¬циональности собственных настроений. Напротив, она будет счи¬тать их абсолютно рациональными и обоснованными. Вместо того чтобы изменить себя, невротик будет продолжать переносить ответ¬ственность на внешний мир и, таким образом, уходить от сознания собственных мотивов тревоги.
Второй способ избежать тревоги состоит в отрицании ее суще ствования, то есть в устранении ее из сознания. Оказывается, моя но сознательно отрицать тревогу, пытаться умышленно ее преод леть. Хорни иллюстрирует это таким примером. Скажем, девушк которую вплоть до наступления полового созревания мучила тр вога (она особенно боялась грабителей), приняла сознательное ре¬шение не обращать на эту тревогу внимания. Первое сновидение, которое она предложила аналитику, открыло различные варианты
такого отношения.
Оно содержало в себе различные ситуации, которые в действи тельности ее пугали, но на которые она всякий раз храбро реагиро¬вала. В одной из них она услышала ночью шаги в саду, вышла n;i балкон и спросила: "Кто там?" Ей удалось избавиться от своего стра¬ха грабителей, но так как ничего не изменилось в факторах, вызы
436
Все ли люди испытывают страх?
вающих ее страх, остались другие проявления все еще сохраняю¬щейся тревожности. Она оставалась робкой, продолжала жить обо¬собленно, чувствовала себя лишней и не могла приняться ни за ка¬кую полезную работу.
Одна из моих пациенток рассказывала, что, стремясь преодо¬леть чувство страха, которое ее томит, она летом приступила к его "изживанию". Так, она заставила себя прыгнуть в речку с обрыва, хотя ей было страшно, пройти по карнизу дома. Она искренне счи¬тала, что эти меры помогут найти путь к исцелению. Броситься с обрыва ей удалось, но глубинные истоки тревожности остались. Мы еще долго шли с ней к их искоренению.
Очень часто у невротиков нет такого сознательного решения. Нередко этот процесс протекает непроизвольно. Однако отличие от нормы лежит не в степени осознания такого решения, а в достигае¬мом результате. Все, чего может достичь невротик, "беря себя в руки", — это устранять явные проявления тревожности, как в слу¬чае с девушкой, переставшей испытывать страх перед грабителя¬ми. По мнению Хорни, такой результат может иметь практическую ценность и может также обладать психологическим значением для повышения своей самооценки. Но — это очень важно — при этом остаются без изменения основные движущие силы личности и ут¬рачивается действенный стимул для их проработки.
Третий путь избавления от тревоги Хорни связывает с наркоти¬зацией. К ней могут прибегать сознательно, в буквальном смысле, принимая алкоголь или наркотики. Однако имеется множество пу¬тей и не столь очевидных. Одним из них является погружение в со¬циальную деятельность под влиянием страха одиночества. Ситуа-i (ия не меняется от того, осознается этот страх как таковой или пред¬стает лишь как смутное беспокойство. Чрезмерная погруженность и работу, преувеличенная потребность в сне, сексуальная актив-i юсть — вот формы такой наркотизации.
Четвертый способ уйти от тревоги наиболее радикален: он зак-шочается в том, чтобы избегать всех ситуаций, мыслей и чувств, ice >торые могут ее пробудить. Это может быть сознательный процесс. 11<ловек, который боится плавать, не лезет в море. Боящийся гор не |. и 1имается альпинизмом. Точнее говоря, человек может осознавать ишичие тревоги и даже то, что он ее избегает.
Однако он может также весьма смутно осознавать — или вооб-i и.< ■ не осознавать — наличие тревоги и способы избавления от нее.
437
Раздел IV Все ли люди испытывают страх?
Он может, не отдавая себе в этом отчета, откладывать принятие ре¬шения, избегать нужного разговора. Он также может "притворять¬ся", т. е. субъективно считать, что он отвергает то-то и то-то пред¬намеренно. Так, девушка, для которой посещение вечеринок связа¬но со страхом, что ее отвергнут, искренне думает, что такие меро¬приятия ей вообще не нравятся.
"Чем невротичнее человек, тем сильнее его личность пронизана и скована такими защитами и тем больше тех вещей, которые он не способен и не пытается делать, хотя в силу своей энергии, умствен¬ных способностей или уровня образования может их осуществить. Чем тяжелее невроз, тем больше присутствует внутренних запре¬тов, как скрытых, так и явных", — пишет Хорни.
***
Чем дальше уходил человек от архаических времен, тем более усложненной оказывалась символика страха. Углублялся экзистен¬циальный опыт человечества. Кошмаром становилась уже не толь¬ко непосредственная физическая угроза, но все, что несовместимо с человеческим разумом. Человек как бы пытается переконструи¬ровать мир по собственным меркам, все более ужасаясь несообраз¬ности окружающего.
Чем дальше развивалась цивилизация, чем полнее наращива¬лась интеллектуальная мощь человечества, тем кошмарнее оказы¬валась бездна, в которую скатывался род людской. У современного человека тревога за судьбы мира, сознание негарантированное™, хрупкости человеческой судьбы вылились в ощущение тотальной и неотвратимой катастрофы.
Вопросы для повторения
Почему каждый человек испытывает страхи?
Отчего страх считается человеческой страстью?
Как Ницше объяснял метафизический страх античного грека?
В чем проявляется патология страха?
В чем генезис апокалиптической культуры?
Как родилось различение причинного и беспричинного стр; »ха?
В чем различие страха и тревоги в трактовке К. Хорни?
Мнимы ли невротические страхи?
Какие четыре способа избежать тревоги называет К. Хорни? Действительно ли у беспричинного страха нет причин?
Упражнение 1
Феноменология страха
Закройте глаза. Дышите ровно, спокойно. Подумайте о том, что вас страшит. Есть ли у вас страхи? Вы боитесь — потерять любимо¬го человека, умереть, остаться одинокой, лишиться работы, встре¬титься с предательством. У вас есть страх — за себя, за ребенка, за родителей? Попробуйте выстроить иерархию ваших страхов, то есть определить, чего вы боитесь более всего.
А теперь подумайте, есть ли реальные основания для вашего страха? Вы боитесь потерять любимого человека, но ведь он с вами? Вы боитесь смерти, но ведь вы молоды и здоровы? Вы боитесь ос¬таться одинокой, но у вас есть близкие? Подумайте, можно ли счи¬тать ваш страх тревожностью, то есть безосновательным страхом?
Поразмышляем над вашей тревожностью. Нет ли в вашем дет¬стве оснований для тех страхов, которые вы испытываете?
Упражнение 2
Избегание тревожности
Внимательно прочитайте параграф, в котором говорится о че¬тырех способах избегания страха по Хорни. Приведите в группе при¬меры тревожности.
Порассуждайте вместе, не пытаетесь ли вы использовать в ва¬ших попытках преодолеть тревожность те способы, о которых гово¬рится в главе: рационализация, устранение тревоги из сознания, наркотизация, избегание ситуаций, связанных со страхом.