Файл: Gurevich_P_S__Klinicheskaya_psikhologia.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.11.2020

Просмотров: 3750

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Каждая культура не только вырабатывает определенную систе¬му ценностей, в которой осмысляются вопросы жизни и смерти. Она творит также определенный комплекс образов и символов, с помо¬щью которых обеспечивается психологическое равновесие челове¬ка. Человек не только располагает отвлеченным знанием о факте неотвратимой смерти, но и пытается сформировать из арсенала культуры определенную структуру наглядных представлений, кото¬рые делают возможным полноценную жизнь даже при ясном пони¬мании факта неизбежной гибели.

По мнению психологов, такая система начинает складываться и психике человека уже в раннем возрасте. Образ, который возни¬кает в подсознании человека в момент его рождения, когда плод от¬деляется от матери, позднее преобразуется в некий образ ужаса пе¬ред смертью. Индивид пытается преодолеть этот ужас. Он ищет спо¬собы ухода от тленья, стремится увековечить себя, постоянно ощу¬щая присутствие смерти.

447

Раздел IV

Писатель Андрей Платонов в одном из своих рассказов заметил, что смерть не однажды посещает человека и поэтому образ неотвра¬тимой судьбы многократно воздействует на психику. В результате даже в сознании одного человека система образов, поддерживаю¬щих земное существование, постоянно преображается, перестраи¬вается.

Выживание человека предполагает, что в его психике складыва¬ется определенная структура, позволяющая ему с помощью симво¬лических образов наполнить свое земное существование смыслом. Это психологическое равновесие приходится постоянно поддержи¬вать, подкреплять. Такая потребность присуща не только отдельно¬му человеку. Культура в целом может оказаться в состоянии разлада и сумятицы, разрушить присущее ей гармоническое восприятие жизни и смерти. Когда возникает опасность для жизни отдельного человека или целого народа, образы символического бессмертия становятся более выразительными.

Человек стремится к жизни, но ему же свойственна и тяга к раз¬рушению. Чем больше проявляется стремление к жизни, чем пол¬нее жизнь реализуется, тем слабее разрушительные тенденции. Чем сильнее подавляется стремление к жизни, тем больше обостряется тяга к разрушению. Э. Фромм отметил, что наша эпоха отрицает смерть, но вместе с тем отвергает и одну из фундаментальных сто¬рон жизни. "Вместо того, — писал он, — чтобы превратить осозна¬ние смерти и страданий в один из сильнейших стимулов жизни — в основу человеческой солидарности, в катализатор, без которого ра¬дость и энтузиазм утрачивают интенсивность и глубину, индивид вынужден подавлять это осознание. Но как при всяком подавлении, спрятать — не значит уничтожить. Страх смерти живет в нас, жи¬вет вопреки попыткам отрицать его..."

§ 5. Модусы бессмертия

Человечество выработало множество культурных традиций, ко¬торые помогают ему преодолеть страх смерти. Американский пси¬холог Р. Лифтон называет эти традиции модусами (образами) бес¬смертия. Символическое бессмертие может быть обеспечено разны¬ми способами. Назовем прежде всего биологическое увековечение. Человек знает, что он смертен, но в то же время он убежден в неис¬сякаемости человеческого рода. Его собственная жизнь может най-


448

Почему люди боятся смерти?

ти продолжение в потомстве. Такая форма психологического выжи¬вания через надежду на неугасание определенных генетических и иных свойств особенно отчетливо прослеживается в патриархаль¬ных и восточных культурах.

Рядовой представитель любой из этих культур стремится утвер¬дить себя в образе рода или племени. Он как бы растворяется в дру¬гом через кровные узы. Человек отождествляет себя не столько с самим собой, сколько с кланом, племенем, родом. Если он является частицей какой-то общности, то он не исчезнет, ибо не исчезнет об¬щность. Это мироощущение можно в известной степени выразить словами Наби Хазри:

"К морю стремятся реки, К звездам мечты взлетают, А человек в человеке Свою судьбу обретает..."

В таком варианте бессмертия человек оценивает себя как суще¬ство, без которого традиция иссякает. Ведь именно он является сегод¬ня носителем священных заветов, идущих от далеких предков. Здесь можно говорить, пожалуй, о форме биосоциального бессмертия...

Иным способом символического увековечивания жизни можно считать творческое бессмертие. Создание нерукотворного памят¬ника, стремление, умирая, воплотиться в пароходы, книги и другие полезные дела — во всем этом выражается идея продолжения жиз¬ни. Посвятить жизнь реализации общей цели, обрести себя в кол¬лективном сознании или в индивидуальном творчестве — вот сущ¬ность психологического состояния при попытке утвердить себя че¬рез собственные деяния.

Приведу стихи современного поэта Владимира Цыбина, кото¬рые, как мне кажется, выражают суть этого варианта бессмертия:

"Я хочу одного

И храню в своем сердце, как кладь,

Чтобы весь замурован в грозу,

Замурован в летящие версты,

Я себя, как морзянку

Мог грядущему дню передать."

Символически сохранить себя человеку позволяет не только на¬учное или художественное творчество. По существу разные, но глав-

449

Раздел IVПочему люди боятся смерти?

ное, нужные людям виды деятельности обеспечивают такое бессмер¬тие — и создание новых материальных и духовных ценностей, и передачу унаследованных традиций и знаний, и исцеление боль¬ных... Но обессмертить себя можно и бесславным поступком. Из истории известен Герострат, который сжег храм Артемиды, где рас¬полагалась богатейшая библиотека, чтобы хоть как-то остаться в памяти людей ("Геростратова слава").

Своеобразную версию увековечения предлагает религия. Теоло¬гическое бессмертие — исторически самая значительная его фор¬ма. Свою неиссякаемую энергию жизни, волю к сохранению соб¬ственной уникальной сущности человек издавна стремился выра¬зить с помощью религиозной символики. В различных религиях эта идея получила разное истолкование: в одних предполагалось бес¬смертие души, в других — воскрешение тела, в третьих — перево¬площение.


В религиозных представлениях жизнь оценивалась лишь как роковая пауза на вечном пути к небесному. Желание увековечить жизнь в реальных проявлениях нередко фактически оборачивалось ее принижением.

Чрезвычайно широко распространена во многих культурах и натуралистическая версия бессмертия. Она исходит из возвеличе¬ния природы, ее вечной силы. В японской культуре, например, стремление увековечить себя через единение с природой выражено отчетливо и обостренно. Вспомним и пушкинские строки:

"И пусть у гробового входа Младая будет жизнь играть..."

Современное экологическое движение наглядно свидетельству¬ет о том, что натуралистическое бессмертие сохраняет свою значи¬мость как форма психологического самоутверждения. Многие люди хотят стать земледельцами или лесоводами, стараясь подчинить себя природным ритмам, изменить образ жизни...

Во многих странах самостоятельной формой символического бессмертия стали попытки обрести себя в измененных формах со¬знания. Психологи изучают сейчас необычные состояния сознания, которые могут появиться у человека с помощью медитации и дру¬гих средств. Предтечей такой формы бессмертия, обретаемой пу¬тем духовного самоотречения, экстаза, в патриархальных культу¬рах были празднества, фестивали, карнавалы, шествия. Онисозда-

450

вали своеобразное психическое подкрепление тем, кто хотел бы "по¬хоронить смерть".

Из многообразного арсенала образов, которые помогают инди¬виду сохранить психологическое равновесие перед угрозой соб¬ственной гибели, важно уберечь наиболее ценные и жизнестойкие. Древние учили: "Помни о смерти!" Мы убеждаемся сегодня в мудро¬сти этого завета. Помни и не почитай себя бессмертным, ибо вы¬тесненные страхи все равно прорвутся и окажут воздействие на со¬знание человека.

Итак, ресурсы психологического выживания многообразны. Но означает ли это, что "проблема исчерпана"? Выбирай из арсенала культуры собственные варианты — и страх смерти отступит... На самом деле проблема, разумеется, много сложнее... Сталкиваясь с угрозой смерти, люди ищут все новые и новые способы психичес¬кой защиты.

§ 6. Образы смерти

История человеческой цивилизации содержит волнующую ле¬топись многочисленных попыток древнейших культур сохранить жизнь и избежать смерти. Во многих культурах предполагалось, что каждый может должным образом подготовиться к смерти, если при¬обретет при этом нужное знание о процессе умирания. В литера¬турных памятниках, известных как "Книги мертвых", излагается детализированное описание смерти и руководства по поводу того, как сделать процесс умирания более полным (неподготовленный че¬ловек сопротивляется смерти и оказывается в промежуточном со¬стоянии) и последовательным. Наиболее известные из этих произ¬ведений — египетская "Книга мертвых" и тибетская "Книга мерт¬вых". Однако подобные тексты существовали и в индийских, мусуль¬манских и других культурах.


В культурах, где индивид еще не выделился из племени, рода, конец индивидуального существования не оценивается как пробле¬ма, поскольку слабо развито само ощущение индивидуального су¬ществования. Смерть еще не воспринимается как нечто радикаль¬но отличное от жизни.

Совсем иначе оценивается смерть в тех культурах, где осознает¬ся ценность, суверенность и уникальность личности. Здесь хруп¬кость земного бытия воспринимается трагически, пронизывает всю

451

Раздел IV

человеческую субъективность, т. е. мир переживаний, внутренних состояний. Однако на Востоке, где личность не воспринималась как некая обособленность, тем не менее фиксируется предельное духов¬ное сосредоточение на проблеме смерти. Почему так произошло?

Как правило, взгляды на смерть тесно связаны с религиозными воззрениями. Нельзя, например, представить античного, индуист¬ского, мусульманского, христианского человека и его воззрения на смерть, не выяснив предварительно, что являли собой верования египтян, греков, мусульман, индусов и христиан.

Некоторые древние религии, как уже было сказано, допускали, что между земным и посмертным существованием нет никакой раз¬ницы. Однако в одном случае предполагалось, что здесь, в подлун¬ном мире, все так же, как в потустороннем. В другом (взгляд бросал¬ся как бы "оттуда") допускалось, что в том посмертном существова¬нии ничего не меняется по сравнению с земным. Иначе говоря, жизнь земная и последующая не разделялись, но изначальной точ¬кой отсчета в одном случае, был этот мир, в другом — тот ("там" так же, как "здесь", "здесь" так же, как "там").

В древнекитайском сознании, например, факт смерти оценивал ся как нечто не имеющее глубокого бытийственного значения. Иначе говоря, если человек умер, никакой трагедии в этом нет. Он все рав¬но остается среди живых, но уже как усопший. Здесь так же, как и там. Мертвый уходит от живых условно, в каком-то ограниченном смысле. Он нас не покидает. Мир плотно заселен "живыми мертвеца¬ми". Они перешли в другое состояние, но не ушли в другой мир. Вот почему в этой культуре символика смерти носила земной характер.


За императором Китая повсюду следовал гроб, который считал ся атрибутом его земного существования. Заблаговременная под готовка могилы для престарелых родителей считалась актом забо ты и милосердия. Покинув часть земного мира, усопший отправлял ся к другим людям, которые умерли раньше, но все же никуда Ж исчезли. Отсюда культ предков, который весьма характерен для этой культуры.

Не разделяли земной и потусторонний мир и египтяне. Но они скорее подчеркивали сходство загробного мира с подлунным: ш так же, как здесь. Смерть считалась прелюдией к загробному бы тию. Египтяне возлагали надежды на нетленность тела того чело века, власть которого была нерушимой при жизни. Телесность. ■ их представлениям, оставалась нерушимой. Культ мертвых соста


Почему люди боятся смерти?

лял важнейшую характеристику египетской культуры. Искусство бальзамирования и мумифицирования, строительство грандиозных гробниц, увековечение памяти ушедших—все служило одной цели: обеспечить символическое бессмертие. Еще в эпоху Древнего Цар¬ства (29—19 вв. до н. э.) египтяне полагали, что души умерших со¬единяются со звездами. Каждую ночь душа усопшего вновь поселя¬ется в теле, покидая ради этого звезду...

По имеющимся данным, в истории человечества две культуры обнаружили особый интерес к смерти и процессу умирания: егип¬тян и тибетцев. В древние времена разделяли глубокую веру в то, что сознание продолжает жить после физической смерти. Они пред¬лагали хорошо разработанные ритуалы, позволяющие как можно легче перейти в новое состояние, вычерчивали сложные схемы, в которых отражали странствия души.

Египетская "Книга мертвых" — коллекция молитв, магических звучаний и мифологических историй, которые относятся к смерти и загробной жизни. Материалы этих текстов разноречивы. Они от¬ражают исторический конфликт между двумя сильными религиоз¬ными традициями—жрецами бога Солнца и последователями Ози¬риса (в древнеегипетской мифологии бог умирающей и воскресаю¬щей природы).

Мудрецы древнего Тибета передавали из уст в уста накопленные человечеством знания о процессе умирания. В "Книге мертвых" со¬браны наблюдения многих поколений. Пропущенные через опреде¬ленную духовную традицию, эти сведения имеют огромную цен¬ность и для современной культуры. Тибетская "Книга мертвых" за¬писана около VIII в. В кругах индийского Востока она была извест¬на давно, но европейцы открыли ее только в нашем столетии.

"Книга мертвых" — свод универсальной практики, через кото¬рую должен пройти усопший, прежде чем возродиться духовно. Ти¬бетские тексты читали умирающему или тому, кто уже покоился на погребальном катафалке. Непосвященные доступа к "Книге" не име¬ли, тексты воспроизводил святой мудрец. Предполагалось, что горе, любовь и молитвы близких только задерживают переход человека п иной мир. Произнесение текста, напротив, позволяло перебрать¬ся в страну смерти освобожденным от телесных и других земных тягот.

Итак, в древнекитайской и древнеегипетской культурах жизнь и смерть в известной мере уравнены. Здесь нет и намека на то, что

452

453

Раздел IV

жизнь — это благо, а смерть — зло. Оба мира равноценны, хотя и разделены некоей чертой.

Иначе оценивается эта проблема в индийском религиозном со¬знании. По представлениям в буддизме, смерть лишь переход от низ¬шей ступени к высшей, продолжающейся до тех пор, пока дух не до¬стигнет той степени чистоты и совершенства, чтобы войти в миро¬вую душу, к чему стремится все существующее на Земле.

Однако достойны этого лишь те, кто откажется от всяких чувствен¬ных наслаждений, кто в своем стремлении к святости отрешится от материального мира, умертвит плоть, разобьет оковы, отягчающие его душу. А таковы одни брамины. Тот же, кто вопреки священным законам противится вечному, божественному, после смерти подверг¬нется адским мучениям. Душа его в зависимости от степени грехов¬ности соединится с более или менее низменным существом и принуж¬дена будет странствовать, не находя себе покоя в юдоли печали до тех пор, пока не обретет вечное успокоение в царстве Брамы.