Файл: Билеты Налоговое право (полный).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.11.2020

Просмотров: 2025

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

1.Основные причины возникновения налогов и сборов.

Причины возникновения налогов и налогообложения

2.Главные этапы исторического развития теории налогового права.

3.Предмет налогового права. Основные особенности предмета налогового права.

Предмет налогового права

4. Метод налогового права.

Метод налогового права

5. Основные признаки и виды налоговых правоотношений.

Признаки налоговых правоотношений

Структура налоговых правоотношений

6. Публично-правовая природа налогового права.

7. Сравнение налогового права с другими отраслями права.

8. Общие принципы налогообложения.

Принципы налогообложения

9. Распределение налоговых полномочий между Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями.

10. Налогово-правовая норма. Основные признаки. Ст. 5 Конституции – структура нормы.

Особенности норм налогового права

Особенности норм налогового права:

Виды норм налогового права

11. Система законодательства о налогах и сборах и ее соотношение с налоговой системой.

Законодательство о налогах и сборах

Система налогов и сборов, юридический состав налогов

12. Основы налогово-правового статуса кредитных организаций.

Содержание правового статуса кредитной организации

13. Легальное понятие налога. Основные признаки и сущность налога.

Налог как правовая категория: понятие, признаки, сущность

14. Императивно обязательный характер налогов.

15. «Индивидуальная безвозмездность» налога.

16. Основные различия налогов и сборов.

О каких отличиях между налогом и сбором идет речь в законодательстве

17. Основания классификации налогов и сборов.

Виды налогов:

18. Соотношения понятий «субъект налогового права» и «участник налогового правоотношения».

Понятие и классификация субъектов налогового права

19. Участники налоговых правоотношений. Особенности их правового статуса.

Субъекты налоговых правоотношений: общая характеристика.

Субъекты налоговых правоотношений и их правовой статус

20. Основные элементы налогообложения.

Обязательные (основные) элементы

Факультативные элементы

Вспомогательные элементы юридического состава налога

21. Определение объекта налогообложения и налоговой базы по различным налогам.

НК РФ Статья 376. Порядок определения налоговой базы

Объект налогообложения

22. Налоговые льготы – факультативный элемент налогооблажения.

23. Порядок предоставления инвестиционного налогового кредита.

Инвестиционный налоговый кредит. Порядок и условия его предоставления

Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется:

Прекращение действия отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита

24. Основания возникновения, изменения и прекращения налоговой обязанности.

Понятие налоговой обязанности и ее исполнения

Основания возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налогов и сборов

Основания возникновения налоговой обязанности

Основания для прекращения налоговой обязанности

Взыскание налога или сбора за счет имущества налогоплательщика или налогового агента

25. Основные способы обеспечения исполнения налоговой обязанности.

Требование об уплате налогов и сборов

Содержание требования об уплате налога:

Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов

Залог имущества

Поручительство

Пеня

Приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей

Арест имущества

26. Налоговый контроль. Формы, виды и методы налогового контроля.

Понятие и значение налогового контроля

Цель налогового контроля:

Объекты налогового контроля:

Предмет налогового контроля:

Субъекты налогового контроля:

Формы и виды налогового контроля

Основные формы налогового контроля:

Виды налогового контроля:

Определение кредитной организации – это основа правового статуса кредитной организации. В нем концентрируется главное, что отличает правовой статус кредитных организаций как субъект права от всех других хозяйственных обществ.

Дальше мы будем еще рассматривать вопрос о понятии и определении кредитных организаций.

Содержание правового статуса кредитной организации

Правовой статус кредитной организации включает следующие три элемента: а) основные ее свойства как субъекта права, которые образуют понятие и определение кредитной организации; б) правоспособность кредитной организации (способность быть участником определенных правоотношений); в) права, обязанности, носителями которых является кредитная организация, а также адресованные ей запреты и ограничения.

Первый элемент правовою статуса кредитной организации - это указание на те признаки, т.е. ее характеристики, которые предусмотрены законом для данного субъекта права, например, на организационно-правовую форму кредитной организации, на то, что только ей предоставлено право указывать в своем наименовании слово "банк", на повышенные требования к ней, к се учредителям, менеджменту, уставному капиталу и к ее прозрачности.

Второй элемент правового статуса кредитной организации – ее правоспособность. Правоспособность кредитной организации предусматривается федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

Правоспособность включает:

во-первых, виды деятельности, предусмотренные Законом о банках и зарегистрированным уставом кредитной организации;

во-вторых, те банковские операции, которые указаны в выданных ей Банком России банковских лицензиях;

в-третьих, это те права и обязанности, носителем которых по закону является кредитная организация.

Между правоспособностью, предусмотренной учредительными документами и банковской лицензией, может быть временно́е несовпадение. Например, кредитная организация зарегистрирована как банк[1], а получить лицензию, позволяющую привлекать вклады физических лиц, сможет только через два года, в течение которых поработает на банковском рынке, потому что право привлечения во вклады денежных средств физических лиц может быть предоставлено банкам, с даты государственной регистрации которых прошло не менее двух лет. (При слиянии банков указанный срок рассчитывается по банку, имеющему более раннюю дату государственной регистрации; при преобразовании банка указанный срок не прерывается.)

Правда, из этого правила есть исключение. Право на привлечение во вклады денежных средств физических лиц может быть предоставлено вновь регистрируемому банку либо банку, с даты государственной регистрации которого прошло менее двух лет, если:

1) размер уставного капитала вновь регистрируемого банка либо размер собственных средств (капитала) действующего банка составляет величину не менее 3 млрд 600 млн руб.;


2) банк соблюдает установленную нормативным актом Банка России обязанность раскрывать неограниченному кругу лиц информацию о лицах, под контролем либо значительным влиянием которых находится банк.

Третий элемент правового статуса кредитной организации. Кредитная организация может вступать в правоотношения и приобретать определенные законом права и обязанности.

Федеральные законы предусматривают также и ряд запретов для кредитной организации. Например, помимо прочего, в ст. 5 Закона о банках указаны запреты для кредитной организации. Кредитная организация не вправе заниматься производственной, страховой деятельностью, а за некоторыми там же указанными исключениями, – торговой деятельностью. Возможные запреты и ограничения как санкции указаны, помимо прочего, и в ст. 74 Закона о Банке России. Некоторые запреты и ограничения для кредитных организаций в качестве возможных и вводимых Банком России мер предупреждения банкротства предусмотрены, в частности, в Законе о банкротстве кредитных организаций.

13. Легальное понятие налога. Основные признаки и сущность налога.

Налог как правовая категория: понятие, признаки, сущность

Налоги - одно из древнейших изобретений человечества. Они появились вместе с государством и использовались им как основной источник средств для содержания органов государственной власти и материального обеспечения последними своих функций. С тех пор в мире многое изменилось, новые черты приобрели задачи и функции государства. Однако главное назначение налогов как источника средств, обеспечивающих функционирование государства, сохранилось, хотя их роль стала многозначной.

Пи одно государство не может нормально существовать без взимания налогов; в свою очередь налоги - это один из признаков государства. Тесная взаимосвязь и взаимообусловленность обязательных платежей и государства придают налогу комплексное содержание. В основе налогов лежат экономические и юридические понятия, соотношение которых зависит от политических процессов, происходящих в государстве. Относительно комплексной структуры термина "налог" русский экономист М. М. Алексеенко еще в XIX в. отмечал: "С одной стороны, налог - один из элементов распределения, одна из составных частей цены, с анализа которой собственно и началась экономическая наука. С другой - установление, распределение, взимание и употребление налогов составляет одну из функций государства".

Налог как правовая категория имеет свое определение, содержание и сущность, нормативное закрепление которых служит необходимым условием для осуществления государством и муниципальными образованиями своей финансовой деятельности.

Налог является основной системообразующей категорией налогового права. Именно от сущности налога, от внутреннего его содержания зависят определение предмета налогового права, конструирование его Общей и Особенной частей, деление на институты.


Не менее важную роль выполняет категория "налог" и для уяснения места налогового права в системе финансового права Российской Федерации.

Особую значимость юридическая характеристика налога имеет для урегулирования конфликта между частной и публичной формами собственности.

Точная формулировка налога способствует определению круга прав и обязанностей субъектов налоговых правоотношений, правильному практическому применению всего налогового законодательства.

Дефиниция налога претерпела длительную и сложную эволюцию, характер которой еще раз доказывает правильность вывода о неотделимости процессов развития государства и налогообложения. В общих чертах история взглядов на понятие налога отражена в работе Э. Селигмана и Р. Стурма "Этюды по теории обложения", в которой авторы выделили семь ступеней понимания рассматриваемой категории. "Вначале господствующей является идея дара. В Средние века индивидуум делает подарок правительству... На второй ступени правительство смиренно умоляло или просило народ о поддержке... На третьей стадии мы встречаемся с идеей помощи, оказываемой государству...

На четвертой стадии проявляется идея о жертве, приносимой индивидуумом в интересах государства. Он теперь отказывается от чего-либо в интересах общественного блага... На пятой стадии у плательщика развивается чувство долга, обязанности... Лишь на шестой стадии встречаем идею принуждения со стороны государства... На седьмой, и последней, стадии мы видим идею определенной доли или определенного оклада, установленных или исчисленных правительством, вне всякой зависимости от воли плательщика ".

На всех этапах своего развития налог определялся по-разному в зависимости от различных условий: уровня товарно-денежных отношений, господствующих в определенном государстве; воззрений научной школы, представителем которой являлся тот или иной автор; разработанных на данный период времени теорий происхождения и сущности государства и т.д. Русским финансистам было свойственно рассматривать налоги как "принудительные денежные взносы частных хозяйств" (С. И. Иловайский), "односторонние экономические пожертвования граждан или подданных" (И. И. Янжул), "принудительные сборы постоянного характера" (Л. В. Ходский).

В новейшем российском налоговом законодательстве налог всегда имел определение, однако содержание, научная обоснованность и практическая применимость его были различными. Закон о налоговой системе не отграничивал налог от иных платежей доходной части бюджета, устанавливая, что "под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами" (ст. 2). Данное определение вносило больше путаницы, чем показывало реальную сущность налога. Более того, нормативная дефиниция содержала только один из признаков налога - обязательность, что не позволяло нормально функционировать правоприменительной деятельности.


Следует отметить, что после принятия Закона о налоговой системе деятельность органов государства и местного самоуправления по применению налогового законодательства характеризовалась бессистемностью. Практика разрешения налоговых споров арбитражными судами и налоговыми инспекциями долгое время не систематизировалась, поскольку была противоречивой, а в сфере административного порядка рассмотрения дел зачастую шла вразрез с нормами федерального законодательства.

В такой ситуации нельзя не отметить важную роль Конституционного Суда РФ, который первый среди правоприменительных органов предпринял попытку выработать понятие категории "налог".

В своем Постановлении № 3-П Конституционный Суд РФ, исследовав порядок установления налогов, отметил, что "федеральные налоги и сборы следует считать законно установленными, если установлены федеральным законодательным органом, в надлежащей форме, то есть федеральным законом, в предусмотренном законом порядке и введены в действие в соответствии с действующим законодательством". Решение по данному делу не содержало развернутой характеристики налогов, однако факт попытки ответа на вопрос о соответствии какого-либо платежа Конституции (в частности, п. "з" ст. 71) оказался существенным вкладом в дальнейшее развитие дефиниции налога.

Впоследствии Конституционным Судом РФ были установлены и исследованы основные характеристики налоговых платежей. Так, в Постановлении от 01.04.1997 № 6-П "По делу о соответствии Конституции Российской Федерации пунктов 8 и 9 постановления Правительства РФ от 1 апреля 1997 года № 479 "Об отмене вывозных таможенных пошлин, изменении ставок акциза на нефть и дополнительных мерах по обеспечению поступления доходов в федеральный бюджет"" Конституционный Суд РФ осуществил анализ следующих основных элементов налогового платежа: плательщики, объект обложения, ставка и порядок ее дифференциации, включение в доход бюджета.

Большое значение для выявления юридической сущности налогов имеет Постановление № 16-П. В нем Конституционный Суд РФ указал, что, как правило, налоговые платежи при внесении их в бюджет не имеют целевого назначения. Суд отметил, что сущностью налогового платежа является основанная на законе денежная форма отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемого в том числе на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности.

Относительно выработки понятия налога как правовой категории правоприменительная практика Конституционного Суда РФ имела большое значение не только для защиты прав налогоплательщиков в порядке конституционного судопроизводства, но и в других государственных органах. Эволюция подходов Конституционного Суда РФ к определению налога отражает выравнивание баланса частных и публичных имущественных отношений, рациональное перемещение "центра тяжести" от приоритета государственной собственности в сторону компромисса между индивидуальными возможностями и общими потребностями.


Примечательно, что в период действия Закона о налоговой системе и в условиях законодательного хаоса в налоговой терминологии доктриной налогового права было предложено определение налога, почти полностью отражающее его экономико-правовую природу. Так, С. Г. Пепеляев, исследовав и суммировав необходимые признаки налогов, вывел следующее определение: "Налог - единственно законная (устанавливаемая законом) форма отчуждения собственности физических и юридических лиц на началах обязательности, индивидуальной безвозмездности, безвозвратности, обеспеченности государственным принуждением, не носящая характер наказания или контрибуции, с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти".

В настоящее время налог имеет законодательно установленное содержание, основанное на имеющихся достижениях правовой науки и практики и в значительной степени учитывающее взаимодействие частных и публичных имущественных интересов.

Согласно ст. 8 НК под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Из данного определения выводятся следующие основные признаки налога.

Обязательность. Бесспорным отличительным признаком налогов выступает их обязательный характер, означающий юридическую обязанность перед государством. Налог устанавливается государством в одностороннем порядке, без заключения договора с налогоплательщиком, и взыскивается в случае уклонения от его уплаты в принудительном порядке. Уплата налогов является важнейшей обязанностью каждого гражданина. Статья 57 Конституции установила обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы. Следовательно, налогоплательщик не имеет права отказаться от выполнения налоговой обязанности. Обязательность уплаты служит одним из главных критериев, отличающих налоги от иных видов доходов бюджетов, установленных ст. 41 БК.

Наиболее сложным и противоречивым элементом признака обязательности является форма уплаты налога. Налоговый кодекс не дает однозначного ответа на вопрос, в какой же форме выступает налог - добровольного платежа или принудительного взыскания. Критерий обязательности не означает государственного принуждения к уплате налога.

Так, в Постановлении № 20-П подчеркивается, что взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества - оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.

Принудительное взыскание каких-либо платежей характерно для административных отношений, а для имущественных (к числу которых относятся и налоговые) более приемлема уплата, т.е. первоначальное предложение со стороны публичного субъекта частному о добровольном исполнении обязанности. В налоговом праве взыскание применяется относительно недоимок и пеней в качестве меры ответственности за совершенное налоговое правонарушение.