Файл: Anufrieva_L_P_-_Pravo_VTO_-_teoria_i_praktika_primenenia.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.11.2020

Просмотров: 4573

Скачиваний: 121

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

обязательств   прилагаются   к   настоящему

Соглашению

  и  составляют   его   неотъемлемую   часть...   Меры,

несовместимые как со

статьей XVI

, так и со

статьей XVII

, вносятся в колонку, относящуюся  к

статье XVI

. В этом

случае считается, что эта запись служит также указанием на условие  или  оговорку  по

статье XVII

"

(п. 2)

. Таким

образом, все зафиксированное в перечне и составляет содержание и объем обязательств члена.

При вступлении в ВТО Российская Федерация сформировала и согласовала с другими членами круг  своих

обязательств по торговле услугами в

Перечне

 специфических обязательств, составленном по методологии ВТО

на  основе  Классификатора  услуг  ВТО,  который  насчитывает  155  секторов  услуг  <1>.   В

Перечне

  указаны

обязательства,  гарантирующие  иностранным  услугам  и  поставщикам  услуг  уровень  доступа  на  российский

рынок и  национальный  режим  в  установленных  объеме  и  условиях.  С  момента  вступления  в  ВТО  Россия

принимает на себя обязательства по 116  секторам  услуг.  Этот  показатель  сопоставим  с  показателями  таких

присоединившихся к ВТО стран,  как  Китай,  Саудовская  Аравия,  однако  уровень  либерализации  российского

рынка  услуг  ниже,  чем  уровень  либерализации  рынка  услуг  этих  стран.  В   39   секторах   услуг   (например,

трубопроводный, железнодорожный, внутренний водный транспорт, большинство медицинских услуг,  услуги  по

организации культурных мероприятий,  большинство  услуг  в  области  НИР  и  др.)  Россия  не  связывает  себя

обязательствами. Это означает, что в будущем в этих секторах можно  будет  вводить  любые  ограничения  для

иностранцев, вплоть до полного закрытия  рынка.  Однако  такие  ограничения  должны  применяться  на  основе

принципа регионального торгового соглашения <2>.

--------------------------------

<1> В переговорах по доступу на российский рынок услуг было заинтересовано порядка 30 членов ВТО.

<2> См.: URL: http://www.economy.gov.ru.

Обязательства без ограничений принимаются по 30 секторам (например, услуги в области рекламы, услуги

по  исследованию  рынка,  услуги  консультационные,  услуги  в  сфере  управления  и   т.д.).   Однако   принятие

присоединяющейся    страной    обязательств    без    ограничений    не     означает     полное     дерегулирование

соответствующих  секторов  услуг.  После  присоединения  к   ВТО   Россия   (как   и   любой   другой   член   этой

организации) сохранит за собой  право  применять  недискриминационное  внутреннее  регулирование  в  сфере

услуг (например, регулирование, направленное на обеспечение качества услуг или  защиту  прав  потребителей,

такое как лицензирование, квалификационные требования, аттестация и аккредитация).

Фактически урезано будет только право применять ограничения, изменяющие условия конкуренции  между

иностранными и национальными поставщиками услуг  в  пользу  последних.  Кроме  действующих  в  российском

законодательстве  ограничений,  в

Перечне

 специфических  обязательств  Российской  Федерации  учитывалась

также необходимость сохранения  права  введения  новых  ограничений  в  наиболее  чувствительных  областях,

таких  как  услуги  в  сфере  энергетики,  телекоммуникации,  образования.  В  таких  секторах  режим  доступа  и

деятельности    в    России    иностранных    поставщиков    услуг,    предусмотренный    будущими    российскими

обязательствами в ВТО, является даже более жестким по сравнению с действующим режимом.

В

Перечне

    специфических    обязательств    Российской    Федерации     зафиксированы     также     меры

"горизонтального"  характера,  т.е.  распространяющиеся  на   все   сектора   услуг   (ограничения   в   отношении

собственности  иностранцев  на  землю;  требования  к  иностранным  инвесторам,  участвующим  в  реализации

соглашений о разделе продукции, основные требования по перемещению физических лиц - поставщиков услуг).

Окончательный пакет договоренностей по условиям присоединения  к  документам  ВТО  включает  в  себя

следующие  основные  элементы,   касающиеся   финансовых   услуг:   1)   запрет   на   деятельность   филиалов

иностранных банков ("прямых" филиалов) в России; 2) допуск в Россию "прямых" филиалов страховых компаний

через длительный переходный  период  при  условии  соблюдения  требований  лицензирования  и  финансовой

устойчивости; 3)  сохранение  50-процентной  квоты  иностранного  участия  в  совокупном  капитале  российских

банков  и  страховых  компаний.  Однако

Перечнем

  специфических  обязательств  Российской   Федерации   не

предусмотрено каких-либо ограничений на  отдельные  виды  банковских  операций.  Иными  словами,  в  случае

получения необходимых лицензий  банки  с  иностранными  инвестициями  смогут  работать  во  всех  сегментах

российского банковского рынка без ограничений <1>.

--------------------------------

<1> См.: URL: http://www.economy.gov.ru.

В соответствии со

ст. XIX

 ГАТС для достижения  целей

Соглашения

 члены ВТО вступают в  последующие

раунды переговоров, которые должны периодически проводиться для постепенного достижения более  высокого

уровня  либерализации.  Такие  переговоры  должны  быть  направлены  на  сокращение  или   устранение   мер,

отрицательно влияющих на торговлю услугами, в целях обеспечения эффективного доступа на рынок. Оценивая

плюсы и минусы участия России в ВТО, в том числе применительно к кругу ее  обязательств  и  действующих  на

переходный период ограничений по торговле услугами,  некоторые  авторы  высказывают  вполне  оправданные

опасения   о   том,   что   указанный   процесс   либерализации    торговли    услугами    на    практике    "ведет    к

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница  75 из 271

Документ предоставлен

КонсультантПлюс

Дата сохранения: 06.02.2017

"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"

(под ред. Л.П. Ануфриевой)

("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)


background image

коммерциализации  общественных  благ   (public   goods)   в   важнейших   для   населения   секторах   экономики

(образование,    здравоохранение,    жилищно-коммунальное    хозяйство,    энергетика,    транспорт,    культура),

разрушению  модели  социального  государства  и  навязыванию   неолиберальной   модели   экономики.   Таким

образом, ограничительные меры, которые вступающие в  ВТО  государства,  в  том  числе  Россия,  закрепили  в

своих перечнях специфических обязательств, -  это  не  постоянные  условия  вступления  в  ВТО,  а  временные

ограничения; в перспективе они должны постепенно устраняться в рамках упомянутых выше переговоров" <1>.

--------------------------------

<1> Еременко В.И.

Указ. соч.

 С. 40.

В связи с присутствием  в  праве  ВТО  видов  и  классификаций  услуг,  а  также  перечней  специфических

обязательств в практике международной  торговли  услугами  имеет  место  существенный  момент,  на  который

оправданно обращается внимание в правовой литературе.  В  частности,  в  отношении  ряда  услуг  специально

разработаны   отдельные   приложения   (финансовых,   транспортных   и   др.).   Так,   существует   специальное

приложение в отношении телекоммуникационных услуг (

Приложение

 по телекоммуникациям), которое является

неотъемлемой частью  ГАТС

(ст. XXIX)

, но не имеет первостепенной цели  по  либерализации  торговли  такими

услугами. "Будучи основным способом передачи  данных,  телекоммуникации  являются  важнейшим  средством

поставки  финансовых  услуг,  различных  видов  экспертных  (консультационных)  и  иных  услуг,  особенно   при

трансграничной  поставке.  Таким   образом,

Приложение

  призвано  обеспечить  свободную  торговлю   другими

услугами, которые нуждаются в телекоммуникационных технологиях как средстве их поставки,  и  сродни  общим

обязательствам применяется ко всем членам ГАТС без исключения, даже  если  государство-участник  не  взяло

на  себя  специфических  обязательств  в  секторе  телекоммуникационных   услуг.   Основным   обязательством

Приложения   является   доступ   к   телекоммуникационным   сетям   и   услугам    общего    пользования    и    их

использование  (

ст. 5

 Приложения). В  соответствии  с  ним  каждый  участник

ГАТС

 должен  обеспечить  доступ

поставщика услуг любого другого участника к телекоммуникационным сетям  и  услугам  общего  пользования,  а

также к их использованию на основе  разумных  и  недискриминационных  требований  и  условий  для  поставки

услуг, включенных в его

Перечень

" <1>.

--------------------------------

<1> Батура О.В.

Указ. соч.

С учетом возрастающего участия в торговле развивающихся  стран  ст.  IV  ГАТС  устанавливает  льготные

положения  для   наименее   развитых   из   них:   "...особый   приоритет   предоставляется   наименее   развитым

странам-членам.  Особенно  принимаются  во  внимание  серьезные  трудности  наименее  развитых  стран   при

принятии ими в ходе переговоров специфических обязательств, учитывая их особое экономическое положение и

потребности в области развития, торговли и финансов"

(п. 3)

.

Для достижения поставленных в этом плане  целей  с  момента  развертывания  многосторонних  торговых

переговоров  в  ходе  Дохийского  раунда  в  качестве  предмета   была   сформулирована   задача   обеспечения

облегчения доступа на рынки товаров и услуг развивающихся государств <1>.

--------------------------------

<1> Речь идет  о  "Балийском  пакете  соглашений".  Подробнее  см.:  Провал  Соглашения  по  упрощению

процедур торговли: значение для будущего  ВТО  //  Информационно-аналитический  бюллетень  "Мосты".  2014.

Сент. Вып. 6 (дата обращения: 19.11.2014).

Согласно статистике в  настоящее  время  развитые  страны,  бесспорно,  доминируют  на  мировом  рынке

торговли  услугами:  на  них  приходится  66%   мирового   экспорта.   В   то   же   время   экспортный   потенциал

развивающихся стран постепенно увеличивается: их доля в  мировой  торговле  услугами  повысилась  с  23%  в

2000 г. до 31% в 2012 г.  Как  пишут  аналитики,  туризм  и  транспорт  по-прежнему  являются  двумя  основными

статьями экспорта для  развивающихся  стран,  составляя  половину  их  совокупного  экспорта  услуг.  Однако  в

последнее   время   доля   этих   отраслей    сокращается    в    результате    более    быстрого    роста    экспорта

нетрадиционных услуг, в частности связанных с компьютерными  системами  и  информационными  услугами  из

некоторых государств. Так, благодаря  большому  числу  англоязычных  выпускников  университетов  и  хорошей

инфраструктуре информационных технологий Индия стала вторым  по  величине  экспортером  компьютерных  и

информационных  услуг  в  мире  после  ЕС.  Все  больше  развивающихся  стран  присоединяется  к  процессам

экспорта услуг через  аутсорсинг.  Имея  недорогую  англоязычную  рабочую  силу,  Кения,  Индия  и  Филиппины

расширяют свои конкурентные позиции как международные центры обработки звонков <1>.

--------------------------------

<1>  См.:  Расширение  торговли  услугами:  потенциал  для  развития   //   Информационно-аналитический

бюллетень "Мосты". 2014. Сент. Вып. 6 (дата обращения: 19.11.2014).

Тем не менее, рассматривая развивающиеся страны в целом, приходим к выводу: сфере  услуг  отводится

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница  76 из 271

Документ предоставлен

КонсультантПлюс

Дата сохранения: 06.02.2017

"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"

(под ред. Л.П. Ануфриевой)

("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)


background image

меньшая  доля  внимания  по  сравнению  с  сельским   хозяйством   и   промышленностью,   что   выражается   в

недостаточности государственной поддержки, в частности экспортных кредитов  и  других  стимулирующих  мер,

для развития торговли в данной области. Требуется расширение  межведомственного  взаимодействия,  так  как

регулирование сферы услуг в большинстве случаев связано с деятельностью разных министерств, иных органов

и служб. Велика роль международных организаций в пропаганде, просвещении и стимулировании партнерства в

этой сфере. Такую деятельность проводит, например, ЮНКТАД, рупором которой  является  Глобальный  форум

по услугам <1>.

--------------------------------

<1> Там же.

Большой стимул для расширения экспорта услуг из развивающихся стран  может  дать  изменение  правил

международной  торговли.  Либерализация  рынка  услуг  относительно  недавно   появилась   на   повестке   дня

переговоров в ГАТТ/ВТО, и успехи здесь более чем скромные.  Определенные  надежды  развивающихся  стран

связаны  с  Дохийским  раундом  -  в  том  случае,  если  будет  расширен  доступ  на  рынки   услуг   в   секторах,

представляющих интерес для их экспорта <1>. Ведущим, правда, одновременно  и  неоднозначным  явлением  в

современном развитии правового регулирования торговли услугами на базе  ВТО  с  акцентом  на  проблематику

развивающихся стран стал проект многостороннего  соглашения  (но  с  ограниченным  числом  участников),  так

называемого  плюрилатерального  Соглашения  по  торговле  услугами  -  Trade  in  Services  Agreement  (ТИСА),

планируемый к реализации в рамках Дохийского раунда, который тем не менее  может  стать  в  полном  смысле

слова многосторонним и всеохватывающим по участию.

--------------------------------

<1> Там же.

На  предшествующем  этапе,  когда  после  проведения  ряда  переговоров  стало   ясно,   что   отсутствует

динамика  в  создании  такого  документа,  5  июля  2012  г.  группа  членов  ВТО  (18  государств,   в   том   числе

Австралия, Канада, Китай, Евросоюз, Новая Зеландия, Норвегия, США, Швейцария и Япония),  участвовавших  в

обсуждении вопросов либерализации торговли  услугами,  заявила  о  готовности  к  продвижению  дискуссий  на

"новую стадию" для интенсификации переговорного процесса осенью 2012 г.,  подписав  совместное  заявление.

На обсуждениях присутствовали  также  другие  члены  организации,  но  они  не  успели  завершить  внутренние

согласования к моменту подписания совместного заявления.  Эти  члены  ВТО  могут  позднее  заявить  о  своем

участии в переговорном процессе. В заявлении указывается, "что настало время, чтобы направить этот  процесс

в Женеву для достижения конечной  цели  -  усиления  и  укрепления  основанной  на  правилах  многосторонней

торговой системы" <1>.

--------------------------------

<1>  Любопытны  оценки  этого  заявления  представителей  государств  -  членов   ВТО:   "Переговоры   по

услугам - это одно из самых конструктивных и продуктивных  мероприятий,  проходящих  сейчас  в  Женеве.  Это

обнадеживающее развитие в буксующих последние годы переговорах Доха раунда, и то,  что  они  продвигаются

вперед,  -  это  хорошая  новость",  -  заявил  торговый  представитель  США  Р.  Кирк  (URL:   http://bit.ly/Sn4RJE);

"заявление  отражает  цели  ЕС  по  активизации  либерализации  торговли  услугами  таким  способом,  который

одновременно и соответствует правилам ВТО, и является дополнением к ВТО", - полагает  посол  ЕС  в  ВТО  А.

Пангратис (URL: http://bit.ly/PeD7VC).

Неоднозначна оценка нового соглашения по услугам. С точки зрения  участвующих  в  переговорах  членов

ВТО,  оно  должно  быть  всеобъемлющим,  включать  в  себя  существенное  число  секторов   (без   априорного

исключения  какого-либо  сектора  или  способа  поставки  услуг).  Одни  представители   называют   соглашение

амбициозным, другие утверждают, что на данном этапе переговоров "отсутствуют красные линии", указывающие

на исключения. Кроме того, группа членов ВТО заявила, что участвующие в обсуждениях страны  должны  вести

переговоры по  обязательствам,  "которые  как  можно  ближе  отражают  их  реальную  практику,  обеспечивают

возможность для улучшения  доступа  на  рынки  и  предусматривают  новые  и  усовершенствованные  правила,

разработанные  в  ходе  переговоров".  Согласно  совместному   заявлению   будущая   договоренность   должна

опираться на  действующее

ГАТС

, а также на другие последующие положения  по  торговле  услугами,  которые

содержатся  в  заключенных  членами  ВТО  преференциальных  торговых   соглашениях.   В   заявлении   также

отмечается,  что  "новое  соглашение  будет  нацелено   на   сохранение   значительной   части   либерализации,

достигнутой  сторонами  в  рамках  других  переговоров   по   торговле   услугами",   и   что   "затем   достигнутые

результаты соглашения могут быть перенесены в многостороннюю систему" <1>.

--------------------------------

<1> Позиции развивающихся стран  выражены  в  следующих  высказываниях:  "...важно  уточнить,  что  на

данный момент мы находимся в  поиске.  Что  нас  объединяет  -  это  стремление  к  большей  либерализации  в

торговле услугами и задача не навредить многостороннему процессу. Принимая это  во  внимание,  мы  изучаем

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница  77 из 271

Документ предоставлен

КонсультантПлюс

Дата сохранения: 06.02.2017

"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"

(под ред. Л.П. Ануфриевой)

("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)


background image

различные способы для достижения поставленной цели"  (Информационно-аналитический  бюллетень  "Мосты".

2012. Окт. Вып. 4. С. 7).

Как отмечает директор международных программ  и  академического  сотрудничества  Института  мировой

торговли университета в Берне (Швейцария)  П.  Сове,  "реальные  преимущества  от  заключения  ТИСА  можно

было  бы  только  приветствовать,  если  бы  переговоры  позиционировались  так,   что   новая   договоренность

потенциально станет крупнейшим преференциальным соглашением по торговле  услугами,  которое  когда-либо

было заключено в  рамках

статьи V

 Генерального соглашения по торговле услугами  (ГАТС).  Тем  временем  на

основании довольно ограниченного объема свободно доступной информации о плюрилатеральных  переговорах

возникают   закономерные   сомнения   (как    предметного,    так    и    процедурного    характера)    в    том,    что

разрабатываемое соглашение может быть легко инкорпорировано в архитектуру ВТО  в  обозримом  будущем  и

существовать наряду  с

ГАТС

 или, что наименее вероятно, заменить его. Тот факт, что в  истории  ГАТТ/ВТО  не

было прецедента такого сосуществования, уже должен вызывать озабоченность сторонников ТИСА" <1>.  Таким

образом,  переговорный   процесс   о   новой   договоренности   по   услугам   -   подготовке   плюрилатерального

соглашения  по  торговле  услугами  -  вызывает  у  членов  ВТО  разнообразную  реакцию,  но  в   то   же   время

существует надежда, что новые инициативы могут послужить важным импульсом для развития.

--------------------------------

<1> Сове П. Привлекательная проблематика: мысли вслух о плюрилатеральном  соглашении  по  торговле

услугами // Информационно-аналитический бюллетень "Мосты"; Sauve P. Towards a Plurilateral Trade  in  Services

Agreement (TISA): Challenges and Prospects // Journal of International Commerce, Economies and Policy. 2014. N  5  -

1.

Резюмируя  сказанное,  следует  подчеркнуть,   что

ГАТС

 не только  не  запрещает,  но  и  expressis  verbis

предусматривает  возможность  заключения  отдельных  -  региональных,  в  том  числе   интеграционного   типа,

торговых   соглашений:   "Настоящее

Соглашение

  не  препятствует  никому  из  его  членов  участвовать  в  или

заключать какое-либо соглашение, направленное на либерализацию торговли  услугами  между  сторонами  или

среди  сторон  такого  соглашения,  при  условии,  что  такое  соглашение:  a)  охватывает  существенное   число

секторов... и b)  не  допускает  дискриминации  или  устраняет  в  существенной  мере  всякую  дискриминацию  в

смысле

статьи XVII

 между сторонами или среди них в  секторах,  охватываемых

подпунктом "a"

, посредством: i)

устранения существующих дискриминационных мер и/или ii) запрещения новых  или  более  дискриминационных

мер,  либо  при  вступлении  в  силу  такого  соглашения,   либо   в   течение   разумного   периода   времени,   за

исключением  мер,  разрешенных  согласно

статьям  XI

,

XII

,

XIV

 и

XV-bis

"

(п. 1 ст.  V)

.  Главными  требованиями

здесь,  как  видно,  выступают   лишь   ненарушение   принципов   либерализации   международной   торговли   и

соблюдение     фундаментальных     опор     права     ВТО     -     принципов      недискриминации,      наибольшего

благоприятствования и национального режима.

3.2. Торговые аспекты прав интеллектуальной собственности

В  настоящее  время  экономики  всех  развитых  и  многих  развивающихся  стран   напрямую   зависят   от

регулирования использования и охраны прав на объекты интеллектуальной собственности.  Значимость  данной

сферы торговли, а соответственно,  и  ее  правового  регулирования  сегодня  приобрела  общенациональный  и

межнациональный, т.е. международный, масштаб. Например, в структуре экономики  США  те  области,  которые

особенно зависят от данного регулирования (так называемые IP-Intensive), занимают более  70%.  А  доход  этой

страны от внешней торговли только в сфере объектов авторских и смежных прав  ежегодно  превышает  десятки

миллиардов долларов.

Для рассматриваемой области регулирования характерны особые черты, отличающие ее от традиционной

торговли,  ведь  в  данном  случае  сам  объект  торговли  разнится  по  сравнению  с   традиционным   -   вещью.

Объектом   здесь   выступает   не   сама   вещь,   а   права   на   использование   результата    авторского    труда

(интеллектуальной  деятельности).  Уже  в  Древнем  Риме  как  на   определенном   этапе   развития   правового

регулирования и теории права наличию у кого-либо вещи - материального объекта,  обладающего  физическими

свойствами, сопутствовали и права на ее использование. Однако произведения графики, живописи, литературы,

музыкального  искусства,  театрального  искусства,  кинематографа,  товарные   знаки,   изобретения   обладают

общим  свойством,  отличающим  их   от   вещи:   все   они   являются   результатом   умственной   и   творческой

деятельности своих  создателей.  Они  могут  быть  воплощены  и  детально  описаны,  даже  существуя  лишь  в

мыслях  человека   (нематериально),   но   становятся   частью   правового   регулирования,   овеществляясь   на

каком-либо материальном носителе. Обладатель носителя физически  может  создать  бесконечное  количество

копий произведения или иного результата интеллектуальной деятельности механическим путем.

Процесс формирования отношения автора к такому творению, а также взаимоотношений между автором и

правообладателем, которые складывались на протяжении всей истории,  пусть  и  принимая  различные  формы

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница  78 из 271

Документ предоставлен

КонсультантПлюс

Дата сохранения: 06.02.2017

"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"

(под ред. Л.П. Ануфриевой)

("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)


background image

выражения, ускоряется в Новое время и приобретает особую динамику  в  XX  -  XXI  вв.  Если  применительно  к

предшествующим  столетиям   речь   может   идти   лишь   о   прогрессе   в   копировании   и   репродуцировании

оригинальных произведений и развитии относительно примитивных  методов  производства,  то  в  XX  -  XXI  вв.

речь идет о принципиально другом: как о возникновении  новых  технических  способов  создания  (фото-,  кино-,

видеосъемка, аудиозапись), так и об использовании произведения (радиотрансляция,  кинопоказ,  телевещание,

Интернет).

Соответственно,   расширилась   (или   должна   была   расшириться)   сфера   регулирования    названных

взаимоотношений,  что  и  поставило  специфический  комплекс  проблем  перед   международной   торговлей   и

внутринациональными  организациями  (как  производственными,  так  и  торговыми).  Можно  даже  сказать,  что

бурное развитие техники и "технических искусств", пики  которого  пришлись  на  рубеж  XIX  -  XX  вв.  (массовое

распространение фотографии, появление  телефона,  радио,  кино,  изобретение  телевидения)  и  XX  -  XXI  вв.

(компьютер   и   передача   данных,   цифровые   носители),    опередило    и    опережает    развитие    правового

регулирования в данной сфере.

Целый ряд проблем и вызвавших их обстоятельств, которые возникли сотни лет назад, до  сих  пор  имеют

принципиальное значение. Это утверждение во многом относится  как  к  совсем  давним  временам,  когда  речь

еще не шла о регулировании международной торговли в рассматриваемой сфере, так и к событиям конца XIX в.,

когда завязались многосторонние международные связи. Предпосылки нынешнего положения вещей сложились

значительно раньше XIX и тем более XX века.

Одной  из  главных  задач  международно-правового  регулирования  и  наиболее  активным  двигателем  в

рассматриваемой  области  с  самого  начала  ее  формирования   стало   соблюдение   частных   экономических

интересов, прежде всего правообладателей (авторов - физических лиц, фирм и корпораций). А на  современном

этапе (вместе с созданием ВТО) регулирование данной области общественных отношений оказалось  напрямую

связано с соблюдением экономических интересов государств.

В середине XIX - начале XX  в.  результаты  интеллектуального  труда  стали  отвечать  многим  признакам

обычных  товаров.  Технические  средства  использования  произведений  и  область   применения   результатов

интеллектуальной деятельности в промышленности перестали ограничиваться территориями  отдельных  стран,

расширились  коммерческие  рынки.  Возникла   насущная   необходимость   в   преодолении   территориального

характера  признания  прав  и   межгосударственном   регулировании   всей   сферы   использования   и   охраны

исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности.

Лишь к Уругвайскому раунду ГАТТ развитие мировой торговли дошло до такого уровня,  который  позволил

целенаправленно рассмотреть и связать ее с интеллектуальной собственностью, т.е.  включить  регламентацию

использования объектов интеллектуальной собственности  в  систему  регулирования  международной  торговли

товарами и услугами. Интеллектуальная собственность на заре создания системы  ГАТТ  имела  иное  значение,

чем в системе  права  ВТО.  Положения

ГАТТ

  об  интеллектуальной  собственности  частично  перекликаются  с

соответствующими  нормами  Гаванской  хартии.  По

п. 3c (iii) ст.  XII

 ГАТТ (п. 3c (i) ст.  21  Хартии)  государства,

применяя  количественные  ограничения  в  целях  поддержания  платежного  баланса,   не   должны   применять

ограничения, которые препятствовали бы соблюдению положений о патентах, товарных знаках, авторском праве

или аналогичных процедур. То же условие должно быть  соблюдено  и  в  случае,  если  развивающиеся  страны

применяют количественные ограничения  для  поддержки  развития  (

п. 10 ст. XVIII

 ГАТТ).

Пункт (d) ст. XX

 ГАТТ

фактически разрешает странам - членам ВТО выстраивать систему  регулирования  использования  результатов

интеллектуальной деятельности на уровне национального законодательства. Можно сделать  вывод  о  том,  что

главная задача ГАТТ в области интеллектуальной собственности состояла  в  том,  чтобы  избежать  коллизий  и

несоответствий с давно существующими и относительно устоявшимися национальными системами защиты прав

на данную собственность.

Отдельного внимания в контексте развития  прав  интеллектуальной  собственности  в  системе  ГАТТ/ВТО

заслуживает рассмотрение вопроса о понятии нетарифных мер, ограничивающих торговлю. Впервые речь о  них

зашла  на  Кеннеди-раунде  (проходил  с  мая  1964  г.  по  июнь  1967   г.).   Участвующие   в

ГАТТ

   государства

договорились   <1>,   что   будут   уведомлять   Секретариат   ГАТТ   о   применении    указанных    мер    другими

государствами,  на  основании  чего  предполагалось  создать  сводный  реестр.  Уже  в  конце  1968   г.   первый

полностью систематизированный реестр, содержащий около 800 уведомлений <2>, был готов.  Правда,  в  числе

мер, связанных с интеллектуальной собственностью, были лишь  те,  что  относятся  к  правам  на  патенты  <3>.

Однако  США,  например,  уточнили,  что  включают  в  список  только  нетарифные  барьеры  торговли,  которые

непосредственно касаются импорта. Остальные нетарифные меры даже "равны или  превосходят  их  в  степени

влияния на замедление роста международной торговли" <4>.  Среди  таких  мер  США  указывают,  в  частности,

регулирование  получения  и  распределения  доходов  от  использования  художественных  фильмов,   а   также

патентные законы и нормы.

--------------------------------

<1> См.: Programme of Work of the Contracting Parties, BISD 15S/67.

<2>   Inventory   of   Non-Tariff   Barriers,   документ    ГАТТ    COM.IND/6    от    2    декабря    1968    г.    URL:

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница  79 из 271

Документ предоставлен

КонсультантПлюс

Дата сохранения: 06.02.2017

"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"

(под ред. Л.П. Ануфриевой)

("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)