Файл: Anufrieva_L_P_-_Pravo_VTO_-_teoria_i_praktika_primenenia.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.11.2020
Просмотров: 4586
Скачиваний: 121
прав долгое время, вплоть до принятия в 1961 г. Римской
об охране исполнителей, производителей
фонограмм и вещательных организаций <2>. Конвенция признала права организаций эфирного вещания на
собственные трансляции, тем самым решив проблему их незащищенности.
--------------------------------
<1> Подробнее об этом см.: Goldstein P. Op. cit. P. 10 - 11, 198 - 200.
<2> Отдельные страны осуществили деление на авторские и смежные права в своем национальном
законодательстве задолго до принятия Конвенции (например, Австрия - с 1936 г.). См.: Dutfield G., Suthersanenu
Global Intellectual Property Law. Cheltenham, 2008. P. 72.
Вместе с тем это породило новое противоречие, которое до сих пор не разрешено: в отдельных случаях
крайне сложно определить, где пролегает граница между аудиовизуальным произведением и трансляцией
вещательной организации. Представляется, что это зависит от степени творческого вклада отдельных лиц. При
прямой (без изменений) передаче (трансляции) событий, происходящих перед камерой, это трансляция, а при
наличии монтажа это может становиться и аудиовизуальным произведением. В любом случае "степень
творческого вклада" - понятие оценочное и поэтому не может существовать абстрактно, в отрыве от конкретного
аудиовизуального ряда.
Отдельный комплекс проблем в сфере смежных прав связан с различиями в концепциях droit d'auteur и
copyright. В рамках характерной для стран англосаксонской правовой семьи теории о copyright права на объекты
интеллектуальной собственности не делят на авторские и смежные. Соответственно, для ученых из этих стран
не характерны дискуссии, описанные выше, так как вопрос об особом положении автора и второстепенном иных
лиц не стоит столь остро. На исполнения, фонограммы, трансляции (а сегодня еще и иные объекты) у их
создателей точно так же возникает copyright, как у писателей на книги, у художников - на картины и т.д. То есть
объекты смежных прав, типичные для стран романо-германской правовой системы, в странах англосаксонской
системы права попросту включаются в состав объектов, на которые существует copyright.
Однако, как отмечает один из ведущих современных исследователей проблем международного авторского
права, американский ученый П. Голдстейн, отнесение объектов смежных прав в некоторых странах к объектам,
на которые действует copyright, носит символический характер. Их экономическая ценность вряд ли может
существовать в течение сроков охраны смежных прав, а тем более ее не хватит на длинные сроки охраны
copyright <1>.
--------------------------------
<1> См.: Dutfield G., Suthersanen U. Op. cit. P. 11.
В качестве главной проблемы различий в концепциях droit d'auteur и copyright П. Голдстейн отмечает их
реализацию в международных обязательствах стран. Он приводит пример: если страна "А" не относит к
литературным и художественным произведениям (в смысле Бернской
) исполнения, фонограммы и
трансляции, то она не обязана устанавливать минимальные стандарты охраны уровня Бернской
и
принцип национального режима в отношении данных объектов из страны "Б". Страна же "Б", предусматривая
copyright на указанные объекты как типы литературных и художественных произведений, обязана предоставлять
минимальный уровень защиты в соответствии с Бернской конвенции для исполнений, фонограмм и трансляций
из страны "А" <1>.
--------------------------------
<1> Ibid. P. 11.
С П. Голдстейном в целом стоит согласиться, не забывая, однако, что последствия различий теории droit
d'auteur и copyright проявляются не только в сфере деления на авторские и смежные права, но и в иных сферах,
например в сфере моральных прав.
Другая существенная проблема в области классификации объектов авторских и смежных прав в
современной науке, международном праве и национальных законодательствах большинства членов ВТО
заключается в том, что некоторые новые объекты не выделяются нигде, кроме частноправовой практики. Среди
таких объектов следует назвать формат аудиовизуального произведения <1>.
--------------------------------
<1> Подробнее об этом см.: Горчаков А.В. Правовая природа формата аудиовизуального произведения:
Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013.
Истоки системы норм об охране прав авторов и иных правообладателей в праве ВТО, как отчасти
показано ранее, были заложены в международно-правовом регулировании XIX в., базисом которого, в свою
очередь, явилось долго формировавшееся национальное законодательство. По этой причине в настоящее
время положения национальных законодательств стран - членов ВТО в целом не противоречат
несмотря на то что интерпретация его положений в отдельных государствах кардинально различается.
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
Страница 95 из 271
Документ предоставлен
Дата сохранения: 06.02.2017
"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"
(под ред. Л.П. Ануфриевой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)
Однако международная торговля в сфере прав на аудиовизуальные произведения основывается не только
на нормах об охране прав авторов и иных правообладателей. Иной массив норм ограничивает возможности
протекционизма государств. Как рассмотрено в предыдущих главах, борьба с протекционизмом (либерализация)
в международной торговле - главная задача ВТО. Однако в определенной степени протекционизм допускается,
а аудиовизуальная сфера в этом смысле является особым примером.
Дело в том, что в остальных направлениях права ВТО друг другу противостоят развитые и развивающиеся
страны. Здесь же фактически сталкиваются интересы значимых экспортеров аудиовизуальной продукции, с
одной стороны, и США - с другой. Повторим, эта область занимает важное место в экспорте США, а в последние
десятилетия и в большинстве стран - участниц ВТО, так как показ американских аудиовизуальных произведений
приносит им в среднем более 60% всех доходов в данной сфере <1>. Поэтому остальные государства (прежде
всего европейские страны и Канада) еще с момента переговоров о
, и особенно в рамках Уругвайского
раунда, заявляли о необходимости защитить национальную культурную самобытность и допустить
определенную степень протекционизма. Переговоры в этой части провалились, и до сих пор эта тема остается
одной из наиболее сложных в рамках ВТО.
--------------------------------
<1> Более подробно и со ссылками на множество торгово-статистических исследований об этом см.:
Drechsler C.
audiovisueller Medien zwischen Welthandel und Anspruch auf kulturelle Vielfalt.
Frankfurt am Main, 2009. P. 54, 55.
Европейскому союзу и Канаде пришлось вывести деятельность в данном направлении за рамки ВТО, что
привело к подписанию в 2005 г.
об охране и поощрении разнообразия форм культурного
самовыражения
под эгидой ЮНЕСКО. Цель создания данного соглашения - предоставление его участникам
возможности применять меры по защите национального производства в "сфере культуры", которые могли бы
расцениваться как ограничения в торговле <1>. В итоге в документ вошла нейтральная формулировка о
необходимости участников "добросовестно выполнять свои обязательства по Конвенции и всем другим
международным договорам, участниками которых они являются".
--------------------------------
<1> См.: Schorlemer von S. Die Harmonisierung von GATS und dem
zur
kulturellen Vielfalt als
Herausforderung // UNESCO heute. 2005. N 5. P. 49.
Данный международный договор не входит в категорию "право ВТО", поэтому положения документа не
обязательны для государств - членов этой организации, его не подписавших. Так, во взаимоотношениях с США,
которые отказались в нем участвовать, другие члены ВТО не могут оправдывать протекционистские меры,
ссылаясь на него. К данному выводу приходят и специалисты, подробно анализирующие
взаимодействия с правом ВТО <1>. В настоящее время она во многом носит декларативный характер, ведь
именно противодействие экспансии медиапродукции из этой страны было основной мотивацией при подготовке
текста. Однако ее наличие упрощает дальнейшие шаги в этом направлении.
--------------------------------
<1> Ibid. P. 54, 55; см. также: Krajewski M. Auswirkungen des GATS auf Instrumente der Kulturpolitik und
in Deutschland. Potsdam, 2005. P. 35, 36.
Даже с учетом всех ограничений в рамках права ВТО государства все же активно применяют
протекционистские меры для защиты национальных производителей и предметов культуры в аудиовизуальной
сфере. Но эта область, в отличие от охраны прав авторов и иных правообладателей, до появления
(частично -
) никогда не регулировалась международным правом. В свете этого в настоящее время
вопросы соответствия положений национальных законодательств в данных сферах регулирования праву ВТО
проработаны недостаточно, представляя особый интерес для анализа.
И.И. Дюмулен отмечает: "В общей системе государственных методов, с помощью которых осуществляется
регулирование внешней торговли, особое место занимают финансовые и валютные средства. Государственное
субсидирование и финансирование производства и сбыта товаров позволяет экспортерам, с одной стороны,
выходить на внешний рынок с товарами, цены которых ниже цен конкурентов, а с другой стороны, система
субсидий и финансовых льгот национальным производителям защищает внутренний рынок от иностранной
конкуренции, возводя менее заметные, но столь же эффективные барьеры, как и те, которые создаются
таможенными пошлинами и количественными ограничениями" <1>. Выводы, содержащиеся в приведенном
высказывании, смело можно распространить и на аудиовизуальную сферу.
--------------------------------
<1> Дюмулен И.И. Международная торговля. Тарифное и нетарифное регулирование: Учебник. М., 2011.
С. 470.
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
Страница 96 из 271
Документ предоставлен
Дата сохранения: 06.02.2017
"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"
(под ред. Л.П. Ануфриевой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)
Поддержка осуществляется в большинстве стран Европы (как членов ЕС, так и иных, например, в России),
а также в Канаде и др. Во Франции субсидии в национальную кинопромышленность составляют около 230 млн.
евро в год, за ней следуют Германия и Великобритания <1>. При этом в США субсидии в аудиовизуальной
сфере не осуществляются.
--------------------------------
<1> Подробнее об этом см.: Graber Ch.B. Audio-visual Policy: The Stumbling Block of Trade Liberalisation?
//The WTO and Global Convergence in Telecommunications and Audio-Visual Services / Eds. by D. Geradin, D. Luff.
Cambridge, 2004. P. 175, 176.
Обычно субсидии направляются на производство и последующее распространение национальных
фильмов, а также на финансирование общественного телевидения и радио. В первом случае, как правило,
порядок получения субсидий регламентирован национальным нормативным актом (или несколькими): например,
в Германии - Законом о мерах поддержки немецкого кинематографа 1979 г. <1>, в Великобритании - Законом о
кинематографии 1985 г. <2>. Ключевым моментом является определение "национальности" фильма. Так, в
Федерального закона 1996 г. "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" указано,
что фильм является национальным при наличии следующих критериев:
--------------------------------
<1> Gesetz
zur
des deutschen Films
.
<2> Films Act 1985.
продюсер фильма - гражданин РФ или юридическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке
на территории РФ;
большинство авторов фильма - граждане РФ;
в состав съемочной группы фильма (режиссеры-постановщики, операторы-постановщики, операторы,
звукооператоры, художники-постановщики, художники по костюмам, монтажеры, актеры - исполнители главных
ролей) входит не более чем 30% лиц, не имеющих гражданства РФ;
фильм снимается на русском языке или других языках народов Российской Федерации, за исключением
случаев, если использование иностранного языка является неотъемлемой частью художественного замысла;
не менее чем 50% общего объема работ в сметных ценах по производству, тиражированию, прокату и
показу фильма осуществляется организациями кинематографии, зарегистрированными в установленном
порядке на территории РФ;
иностранные инвестиции в производство фильма не превышают 50% сметной стоимости фильма;
в фильме не используется нецензурная брань.
В качестве национального фильма рассматривается также фильм, производство которого осуществляется
в соответствии с международными договорами Российской Федерации совместно с продюсерами фильма,
являющимися иностранными гражданами, лицами без гражданства, иностранными юридическими лицами.
(введен в 2009 г.) призван привести нормы данного
в соответствие с
международными договорами России. Ведь, например, в действующем до сих пор
сотрудничестве в области кинематографии между правительством СССР и правительством
Французской Республики 1967 г.
критерии несколько иные.
, в частности, устанавливает, что
пропорциональность взаимного участия продюсеров обеих стран для каждого фильма должна колебаться от 30
до 70% для того, чтобы он попадал под действие этого международного договора и тем самым автоматически
считался национальным в обоих государствах. Подобные соглашения Россия имеет также с Канадой,
,
и в рамках СНГ.
Далее системы субсидий государств в отношении национальных фильмов могут отличаться по форме: они
могут быть прямыми (полное или частичное финансирование производства и распространения
аудиовизуального произведения) и косвенными (прежде всего налоговые льготы). В России в настоящее время
применяются оба подхода - на основании
Правительства РФ "О предоставлении субсидий из
федерального бюджета на поддержку кинематографии" предоставляются субсидии, главным распорядителем
которых является Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии
<1>. Подобные нормативные акты и соответствующие распределительные организации существуют и во многих
других странах - членах ВТО <2>.
--------------------------------
<1> В рамках Федеральной целевой
"Культура России (2012 - 2018 годы)" на развитие и
поддержку кинематографии предусмотрены субсидии в размере в среднем около 750 млн. руб. в год (
данной Программы). Отдельными статьями предусмотрены субсидии на создание фильмов, на подготовку
остро необходимых кадров, на проведение кинофестивалей, на проведение мероприятий для поддержки
отечественных фильмов за рубежом. Интересно отметить, что основная часть прямых субсидий на поддержку
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
Страница 97 из 271
Документ предоставлен
Дата сохранения: 06.02.2017
"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"
(под ред. Л.П. Ануфриевой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)
кинематографии в Великобритании в период с 2012 по 2017 г. предусмотрена в размере в среднем около 47
млн. фунтов в год (примерно 2160 млн. руб.). См.: Film Forever. Supporting UK Film. BFI Plan 2012 - 2017. URL:
http://futureplan.bfi.org.uk/launch.aspx?pbid=62b10d3a-080b-4234-93d6-5fffb70b4509 (дата обращения: 10.04.2016).
<2> Например, в Великобритании это Закон о кинематографии Великобритании 1985 г. и Британский
институт кинематографии (точнее, фонд при данной организации), в Германии это Закон о мерах поддержки
немецкой кинематографии 1979 г. и Организация по поддержке кинематографии, а также несколько менее
значительных федеральных организаций и множество региональных.
Возникает вопрос: являются ли подобные действия государств нарушением обязательств по праву ВТО?
Для компетентного ответа необходимо понять, к какой сфере торговли может быть отнесена мера государства:
это товары или услуги?
Представляется, что в целом в данном случае стоит руководствоваться тем же подходом, что и при
решении проблемы применения
к торговле услугами. Если мера государства в отношении какой-либо
сферы услуг затрагивает и торговлю товарами -
компенсационным мерам, могут быть применены корреспондирующие положения указанных и иных соглашений.
Однако каждая конкретная мера требует отдельного анализа. Обращает на себя внимание мера поддержки
отечественного кинематографа, используемая в России, - освобождение от налога на добавленную стоимость
работ (услуг) по производству, сделок по передаче прав на использование (включая прокат и показ)
национальных фильмов (
Налогового кодекса РФ). Оценка соответствия подобного шага
праву ВТО - задача не столько для теории, сколько для практики, решить которую, скорее всего, удастся в ОРС,
как только ему поступят эвентуальные заявления от государств-членов.
3.3. Регулирование связанных с торговлей инвестиционных мер
Правовое регулирование инвестиционных отношений в современном мире неизбежно должно нести на
себе печать отклика на общие (глобальные) проблемы, стоящие перед человечеством. Должный учет указанных
вызовов крайне важен для выработки научных и практических подходов к системе международно-правового
регулирования инвестиций. В этом смысле немецкая доктрина следует в нужном русле, отмечая следующее:
"Понятие "мировое хозяйство" отличается от понятий мировой торговли и международных инвестиций: оно
включает в себя области, выходящие за рамки обмена товарами, коммерческими услугами и интеллектуальной
собственностью, в частности валютную и социальную политику. Такая политика влияет на форму и объем
международных товаропотоков. Вследствие расширения участия развивающихся стран в мировом
хозяйственном обороте развитие конъюнктуры в этих странах приобретает большое значение и для
индустриальных государств. Последние, таким образом, в собственных интересах должны заботиться об
экономической и политической стабилизации развивающихся стран" <1>. Хотя с мнением западногерманских
юристов-международников не во всем можно согласиться, ряд высказываний можно поддержать. Так,
утверждения о том, что "вплоть до XX в. общее международное право не содержало сколь-нибудь значимых
положений об иностранных инвестициях", вызывают сомнения, ибо обычно-правовые правила,
устанавливающие, например, основы порядка национализации иностранной собственности, были известны еще
в XIX в. ("правило Халла", теории "минимального международного" и "минимального национального" стандарта).
В то же время констатации, касающиеся появления новых тенденций в международно-договорной практике,
которые выразились в массовом заключении двусторонних инвестиционных соглашений, в полной мере
соответствуют действительности: "До Второй мировой войны указанные положения входили в так называемые
договоры о дружбе, торговле и судоходстве, после войны - в двусторонние договоры о защите инвестиций,
учитывающие специфику инвестиционных проблем. Поскольку такие договоры оказались успешными... возникла
потребность в унификации правил в этой области посредством многостороннего соглашения о защите
инвестиций, которое могло бы стать наряду с
второй серьезной опорой общего порядка свободного
всемирного рынка" <2>. Таким образом, защита инвестиций в отличие от торговли пока основывается на
системе двусторонних договоров, которые выступают исторически первой формой урегулирования
инвестиционных отношений между государствами (ДИС, англ. BIT - bilateral investment treaties). Финансовые
вложения и иные материальные и нематериальные ценности - инвестиции <3> - наряду с торговлей составляли
предмет первых "комплексных" двусторонних международных договоров о торговле, рыболовстве и
мореплавании. В качестве одного из первых известных примеров подобного договора, относящегося к
современной эпохе, можно привести договор о дружбе, торговле и мореплавании, заключенный в 1778 г. между
США и Францией <4>. Со второй половины XX в. собственно инвестиционные соглашения стали развиваться
особенно активно. В период только 80 - 90-х гг. прошлого столетия возникло около 2600 инвестиционных
договоров, которыми регламентировались отношения как по прямым, так и по портфельным инвестициям <5>.
По данным ЮНКТАД за 2000 г., количество договоров по поощрению и защите иностранных инвестиций с конца
80-х гг. увеличилось с 385 договоров до 1857 договоров с участием 173 стран к концу XX в. <6>. В настоящее
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
Страница 98 из 271
Документ предоставлен
Дата сохранения: 06.02.2017
"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"
(под ред. Л.П. Ануфриевой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)
время межгосударственных двусторонних инвестиционных соглашений насчитывается более 2 тыс. <7>.
--------------------------------
<1> Витцтум В.Г. и др.
С. 631.
<2>
<3> Проблема определения понятий "инвестиции", "иностранные" или "международные инвестиции" еще
далеко не решена в юридической науке (о некоторых подходах и разграничении указанных терминов см.: Карро
Д., Жюйар П. Указ. соч. С. 331 - 342 и след.), вследствие чего приведенная формула никак не может
претендовать на формулирование дефиниции даже в самом общем виде.
<4> См.: Di Mascio N., Pauwelyn J. Non-discrimination in Trade and Investment Treaties: World Apart or Two
Sides of the Same Coin? // AJIL. 2008. Vol. 102. N 1. P. 51.
<5> Ibid. P. 48.
<6> См.: URL: http://investments.academic.ru/1146.
<7> См., например: Braun T.R. Investment Protection under WTO Law-New Developments in the Aftermath of
//
zum Transnationalen Wirtschaftsrecht, 2004. Paper 28. University of Halle-Wittenberg, 2004.
URL: http://www2.jura.uni-halle.de/telc/publikationen.html.
Второй этап регулирования инвестиций характеризуется попытками создать многосторонний уровень их
регламентации. Активизация указанных усилий относится ко второй половине XX в. Многостороннее соглашение
о защите инвестиций специалисты считают не просто соответствующим откликом на возникшую потребность в
унификации правил в этой области, а средством, которое могло бы стать наряду с ГАТТ второй серьезной
опорой общего порядка свободного всемирного рынка <1>. Как подметили исследователи, "амбициозная
попытка ОЭСР заключить такое соглашение не увенчалась успехом, и переговоры завершились в 1998 году.
Неизвестно, удастся ли достичь многостороннего консенсуса по этому вопросу в рамках ВТО" <2>.
Договоренность о возобновлении работ по Многостороннему инвестиционному соглашению Организации
экономического сотрудничества и развития была достигнута в 2001 г., однако до сих пор переговоры ни к чему
не привели, несмотря на существующее в литературе устойчивое мнение о потенциальной приемлемости
структуры ВТО для целей регулирования не только международной торговли, но и инвестиций <3>. Однако если
в некотором смысле и есть возможность говорить об определенных успехах в плане многостороннего правового
сотрудничества, то они характеризуют региональное взаимодействие государств (Андский пакт, НАФТА,
к Энергетической хартии 1994 г., Лиссабонский
(гл. 4 разд. IV), директивы и регламенты ЕС, ЕАЭС -
"Протокол о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций" к
Договору о Евразийском экономическом союзе). В глобальном же масштабе попытки оказались менее
результативными. В частности, сегодня нужно констатировать: и многостороннее инвестиционное соглашение
<4> Организации экономического сотрудничества и развития, и Конвенция по защите собственности так и
остались проектами. Имели место также попытки подготовки многостороннего соглашения по инвестициям,
предпринимавшиеся в рамках ВТО с проявлением инициативы со стороны ЕС <5>.
--------------------------------
<1> См.: Витцтум В.Г. и др.
<2>
<3> См., например: Kurtz J. The Use and Abuse of WTO Law in Investor-State Arbitration: Competition and its
Discontents // JIL. 2009. Vol. 20. N 3. P. 750; Collins D. New Role for the WTO in International Investment Law: Public
Interest in the Post-Neoliberal Period // Connecticut Journal of International Law. 2009. Vol. 25:1. P. 26.
<4> В литературе встречается несколько аббревиатур, обозначающих данное соглашение: МИС -
многостороннее инвестиционное соглашение, МСИ - многостороннее соглашение по инвестициям, МАИ -
multilateral agreement on investment, МИА - multilateral investment agreement.
<5> См.: Collins D. Op. cit. P. 9, 10.
Еще одним примером амбициозной цели в связи с разработкой многостороннего инвестиционного
регулирования служит Соглашение о Трансатлантическом торговом и инвестиционном партнерстве
(Transatlantic Trade and Investment Partnership) <1>, где инициативную роль уже играют США. В июле 2013 г. ЕС
предложил для него проект главы о торговле услугами, инвестициях и электронной торговле, где
сформулированы обязательства специального характера в отдельных секторах торговли услугами, среди
которых компьютерные, почтовые и курьерские услуги, морские перевозки, услуги электронной связи, а также
услуги, связанные с осуществлением электронной торговли. Согласно предложениям ЕС механизмы такого
"регуляторного сотрудничества" должны не только предусматривать обмен информацией и проведение
консультаций в процессе создания правил, но и устанавливать обязательные требования к содержанию таких
правил на основе специальной оценки возможного негативного влияния на торговлю. Несмотря на всю
интенсивность попыток со стороны ЕС добиться положительного эффекта, по результатам одного из последних
раундов переговоров, который состоялся в июне 2014 г., США отказались включить данную главу в текст
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
Страница 99 из 271
Документ предоставлен
Дата сохранения: 06.02.2017
"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"
(под ред. Л.П. Ануфриевой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)