Файл: Anufrieva_L_P_-_Pravo_VTO_-_teoria_i_praktika_primenenia.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.11.2020

Просмотров: 4430

Скачиваний: 120

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

--------------------------------

<1> См.: Report of the Study Group of the International  Law  Commission  "Fragmentation  of  International  Law:

Difficulties Arising from the Diversification and Expansion of International Law". Paras. 199, 215 - 217.

В  рамках  каждого  из  специальных   режимов   создается,   как   правило,   собственный   инструментарий

обеспечения взаимодействия с другими режимами, причем как оригинальным, своеобразным порядком,  так  и  с

помощью средств, известных общему международному праву.  Среди  них  юридические  максимы  "позднейший

закон отменяет предыдущий", "специальный закон отменяет  общий",  "императивные  нормы  ius  cogens  имеют

приоритет над всеми остальными нормами международного права" и т.д.

Право ВТО принадлежит к  категории  функциональных  договорных  режимов.  Однако  именно  в  нем  как

имманентная его  особенность  существует  вбирание  в  себя  взаимосвязей  с  рядом  различных  специальных

режимов:  правом   международной   ответственности,   правом   охраны   окружающей   среды,   региональными

режимами, в числе которых главным выступает право ЕС. Особенности соотношения  права  ВТО  с  правом  ЕС

проистекают как из специфики природы права ЕС, так и из предметной ориентированности самой организации  и

выработанной ею системы норм - права ВТО. В  частности,  ВТО  -  международная  институция,  созданная  для

обеспечения  функционирования  многосторонней   торговой   системы.   Европейский   союз   -   интеграционное

региональное  образование.  Европейскому  союзу  предоставлены  отдельные  полномочия  в  сфере  "внешних

отношений" объединения, а именно по поддержанию отношений с третьими  государствами  и  международными

организациями  (

ст. ст. 11

,

133

,

300

 -

304

,

310

 Договора о Европейском  сообществе).  Как  указывают  немецкие

авторы, Суд ЕС расширил указанную сферу компетенции посредством признания  предполагаемых  полномочий

(implied powers) <1>.  Таким  образом,  государства-члены  утратили  право  на  заключение  договоров.  Важным

считается полномочие  на  заключение  торговых  соглашений  (

ст. 133

 Договора  о  Европейском  сообществе).

Поэтому наряду с  государствами-членами  Европейское  сообщество  относится  к  договаривающейся  стороне

соглашений ВТО и других международных ключевых соглашений <2>.

--------------------------------

<1> См.: Витцтум  В.Г.  и  др.

Указ.  соч.

 С. 30. Суд  ЕС  в  деле  AETR  (AETR  -  Европейское  соглашение,

касающееся работы экипажей  транспортных  средств,  производящих  международные  перевозки),  отвечая  на

вопрос о правовой основе способности международной  организации  заключать  договоры,  вышел  за  пределы

положений учредительного Договора Европейских сообществ и отметил, что указанная способность вытекает из

положений учредительного договора в случаях, если они содержат  конкретные  указания  на  это  (например,

ст.

ст. 133

,

300

,

310

 Договора о Европейском сообществе), приняв во внимание внутреннюю компетенцию и  сделав

вывод о существовании "параллельных внешних  полномочий"  (см.:  решение  Суда  ЕС  по  AETR  //  EuGH,  Rs

22/70, Slg 1971, 263 (AETR)).

<2> См.: Витцтум В.Г. и др.

Указ. соч.

 С. 30, 393, 394.

2.1. Право ВТО и право ЕС

Европейский  союз  является  объединением  28  европейских  государств,  при  этом  есть  третьи  страны,

намеревающиеся   вступить   в   ЕС   в   ближайшем   будущем,   а   также   третьи   страны,   создавшие   тесные

экономико-правовые связи с ЕС. Расширение ЕС представляет  собой  одну  из  тенденций  в  его  историческом

развитии. Сегодня в ЕС входят следующие  государства-члены:  Австрия,  Бельгия,  Болгария,  Великобритания,

Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Республика  Кипр,  Латвия,  Литва,  Люксембург,

Мальта, Нидерланды,  Польша,  Португалия,  Румыния,  Словакия,  Словения,  Финляндия,  Франция,  Хорватия,

Чехия, Швеция, Эстония.

Европейский   союз    в    качестве    правопреемника    упраздненного    Лиссабонским

договором

 2007  г.

Европейского сообщества  унаследовал  все  своеобразие  данного  объединения.  Европейский  союз  проводит

разветвленную  внутреннюю  и   внешнюю   политику.   О   повышении   роли   ЕС   в   универсальном   масштабе

говорилось  уже  давно  <1>,  однако  отправным  моментом  в  этом  отношении   следует   считать   Лаакенскую

декларацию, принятую по итогам заседания Европейского совета 15 декабря 2001 г. <2>,  наметившую  меры  по

реформе Союза и усилению его внешнеполитического  влияния  в  мире.  Итальянский  специалист  М.  Кремона

выделяет следующие черты ЕС как глобального субъекта:

--------------------------------

<1> См.: Egberink  F.  The  European  Union  as  a  global  actor.  Utrecht,  2009;  Mavrodis  P.  Introduction:  The

European Union as an International Actor //  The  Columbia  Journal  of  European  Law.  2000.  N  6(3).  P.  271  -  274;

Soetendorp B. The Evolution of the EC/EU as a Single Foreign Policy Actor // European Foreign  Policy  -  The  EC  and

Changing Perspectives in Europe / Eds. W. Carlsnaes, S. Smith. L., 1994. P. 61 - 83; Wessels W. EC-Europe: An  Actor

Sui Generis in the International System // The EC in the 1990s / Eds. B. Nelson, D. Roberts, W. Veit. N.Y., 1990. P. 44  -

49; Taylor P. The European Communities as an Actor in International Society // Journal of  European  Integration.  1982.

Vol. 6(2). P. 5 - 41.

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница  155 из 271

Документ предоставлен

КонсультантПлюс

Дата сохранения: 06.02.2017

"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"

(под ред. Л.П. Ануфриевой)

("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)


background image

<2> Laeken Declaration on the Future of the European Union // SN. 300/1/01. REN.

1)  ЕС  является  лабораторией  и  моделью  современных  интеграционных   процессов.   Интеграционные

тенденции в ЕС беспрецедентны в истории, они копируются интеграционными группировками государств  других

частей света;

2) ЕС - один из ключевых игроков на глобальном рынке;

3)  ЕС  выступает  в  качестве   своего   рода   генератора   общеевропейских   норм,   благодаря   наличию

собственной правовой системы, нормы которой обслуживают интеграционные процессы в рамках ЕС;

4) ЕС выступает в качестве фактора экономической и политической стабильности в регионе в целом;

5) ЕС благодаря неоспоримым выгодам от  экономической  интеграции  между  нациями  выступает  своего

рода  магнитом  для  одних  европейских  государств  и  миролюбивым  и  предсказуемым  соседом   для   других

европейских и прилегающих к Европе стран <1>.

--------------------------------

<1> См.: Cremona M. The Union  as  a  Global  Actor:  Roles,  Models  and  Identity  //  European  Foreign  Policy

Review. 2004. Vol. 41. P. 553 - 565.

В рамках внешней компетенции ЕС развивает общую торговую политику в  отношении  третьих  стран,  т.е.

государств, не являющихся членами ЕС.

В основе ЕС сегодня лежит несколько международных актов учредительного характера:

Маастрихтский

договор

 (официально - Договор о Европейском союзе), подписанный 7  февраля  1992  г.  и

вступивший в силу 1 ноября 1993 г. в редакции Лиссабонского

договора

 2007 г.;

Римский

договор

 (официально - Договор о функционировании Европейского союза), подписанный 25 марта

1957 г. и вступивший в силу 1 января 1958 г. в редакции Лиссабонского

договора

 2007 г. <1>;

--------------------------------

<1> Данный документ изначально учреждал Европейское экономическое сообщество,  переименованное  в

1993 г. в Европейское сообщество и упраздненное в 2009 г. Соответственно  изменялось  и  название  Римского

договора

.

Хартия Европейского союза об основных правах, принятая

7 декабря 2000 г.

 и адаптированная

12 декабря

2007 г.

Договоры являются одинаковыми по юридической силе в  соответствии  со

ст. 1

 ДЕС и

ст. 1

 ДФЕС.

Хартия

по своей юридической силе приравнена к договорам на основании

ст. 6

 ДЕС.

Эти три документа вместе с приложениями и многочисленными протоколами к ним  составляют  категорию

учредительных договоров в узком  смысле.  Указанные  договоры  носят  конституирующий  характер  для  ЕС  и

часто именуются конституцией ЕС <1>. Кроме  перечисленных  выше  актов,  к  учредительным  документам  ЕС

также следует относить все международные договоры, изменяющие и дополняющие договоры <2>.

--------------------------------

<1> См.: Schwok R. Theories de l'integration europeenne.  P.,  2005.  P.  12;  Weiler  J.H.H.  The  Constitution  of

Europe. Cambridge, 2002. P. 12.

<2>  К  таким  договорам  относится  Лиссабонский

договор

,  изменяющий

ДЕС

,  договоры,   учреждающие

Европейские сообщества, 2007 г.

Европейский союз - это объединение государств на основе международного права. Это прямо вытекает из

параграфа 1  ст.  1

  ДЕС,  где  устанавливается,  что  государства-члены  учреждают  ЕС  и  предоставляют   ему

компетенцию для  достижения  своих  общих  целей.  Вместе  с  тем

параграф 2  этой  же  статьи

 дополняет  эти

положения спецификой, определяя ЕС как союз народов Европы, что ярко отражается в институте  европейского

гражданства и прямых выборах в Европейский парламент.

Европейский союз основывается на основополагающих принципах  современного  международного  права,

нормах

jus cogens

, и его деятельность всегда была направлена  на  расширение  сотрудничества  и  сплочения

между  миролюбивыми  суверенными  государствами.   Это   вытекает   из

ст. ст.  3

 и

4

  ДЕС  и  подтверждается

решениями Суда ЕС по делу Kadi <1>.

--------------------------------

<1> См.: Para. 291 of the  Joint  Cases  C-402/05  P  and  C-415/05  P,  Yassin  Abdullah  Kadi  and  Al  Barakaat

International Foundation v. Council and Commission // ECR  [2008]  I-06351;  para.  124  of  the  Case  T-85/09,  Yassin

Abdullah Kadi v. Commission (еще не опубликовано). Ранее  Суд  ЕС  также  высказался,  что  основополагающие

принципы международного права  связывают  деятельность  институтов  ЕС.  См.:  Case  T-306/01,  Yusuf  and  Al

Barakaat International Foundation v. Council and Commission // ECR [2005] II-3533.

Европейский союз имеет собственные цели,  направления  деятельности  и  принципы  функционирования,

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница  156 из 271

Документ предоставлен

КонсультантПлюс

Дата сохранения: 06.02.2017

"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"

(под ред. Л.П. Ануфриевой)

("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)


background image

которые определены в договорах. Общие цели деятельности ЕС закреплены в

ст. 3

 ДЕС:

"1. Союз ставит целью содействовать миру, своим ценностям и благосостоянию своих народов.

2.  Союз  предоставляет   своим   гражданам   пространство   свободы,   безопасности   и   правосудия   без

внутренних  границ,  в  рамках  которого   обеспечивается   свободное   передвижение   лиц   во   взаимосвязи   с

соответствующими мерами по вопросам  контроля  внешних  границ,  предоставления  убежища,  иммиграции,  а

также предотвращения преступности и борьбы с этим явлением.

3. Союз создает  внутренний  рынок.  Он  старается  обеспечить  устойчивое  развитие  Европы  на  основе

сбалансированного экономического роста и стабильности цен, наличие в высокой степени  конкурентоспособной

социальной рыночной экономики, стремящейся к полной занятости и социальному  прогрессу,  а  также  высокий

уровень охраны и улучшения качества окружающей среды. Он способствует научно-техническому прогрессу.

Он  борется   с   обездоленностью   и   с   дискриминацией,   содействует   социальной   справедливости   и

социальной защите, равенству женщин и мужчин, солидарности поколений и охране прав ребенка.

Он   содействует   экономическому,   социальному   и    территориальному    сплочению    и    солидарности

государств-членов.

Он уважает богатство своего культурного и языкового разнообразия и заботится о сохранении  и  развитии

европейского культурного наследия.

4. Союз создает экономический и валютный союз, денежной единицей которого является евро.

5. В своих отношениях с остальным миром Союз утверждает  и  продвигает  свои  ценности  и  интересы  и

содействует  защите  своих  граждан.  Он  способствует  миру,  безопасности,  устойчивому  развитию   планеты,

солидарности и взаимному уважению народов, свободной и  справедливой  торговле,  искоренению  бедности  и

защите  прав  человека,  в  том  числе  прав  ребенка,   а   также   неукоснительному   соблюдению   и   развитию

международного права, особенно соблюдению принципов

Устава

 Организации Объединенных Наций.

6. Союз достигает свои цели надлежащими средствами в пределах  компетенции,  которая  предоставлена

ему в Договорах" <1>.

--------------------------------

<1> Здесь и далее выдержки из

ДЕС

,

ДФЕС

 и

Хартии

 Европейского союза об основных правах приводятся

на русском языке в переводе  А.О.  Четверикова.  См.:

Европейский  союз

. Основополагающие акты  в  редакции

Лиссабонского договора с комментариями. М., 2008.

Данные  цели  являются  едиными  для  всего  Союза,  т.е.  охватывают  все  сферы  его  деятельности.   В

настоящее время Союз ставит перед собой четыре категории целей:

1) политические (

параграф 1 ст. 3

 ДЕС);

2) правоохранительные (

параграф 2 ст. 3

 ДЕС);

3) социально-экономические и культурные (

параграфы 3

 и

4 ст. 3

 ДЕС);

4) внешнеполитические (

параграф 5 ст. 3

 ДЕС).

Именно внешнеполитические цели определяют характер и рамки отношений  ЕС  с  третьими  странами,  в

том числе с Россией. Эти положения развиваются нормами о  внешней  компетенции  ЕС  и  нормами  об  общей

внешней политике и политике безопасности в качестве ее составной части. Кроме того, политика ЕС имеет  свои

специальные цели.

Реализация  внешнеполитических  целей  ЕС  является  предметом   заботы   различных   органов   Союза.

Необходимо    отметить,    что    ЕС    обладает    специфической    организационной     структурой     с     единым

институциональным механизмом (

ст. 13

 ДЕС). Основные органы Союза называются институтами, их всего семь:

Европейский   парламент,   Европейский   совет,   Совет,   Европейская   комиссия,   Суд   Европейского    союза,

Европейский  центральный   банк,   Счетная   палата   (

ст.  13

  ДЕС).  Именно  эти  структуры   обладают   общей

компетенцией  и  реализуют  публичную  власть,  делегированную  государствами-членами  <1>.   Роль   каждого

института в реализации внешнеполитических целей и задач ЕС различна.

--------------------------------

<1>  Институты  ЕС  расположены  в  столице  Бельгии   г.   Брюсселе   (Европейский   совет,   Европейская

комиссия),  в  столице  Люксембурга  г.  Люксембурге  (Совет  ЕС,  Суд,  Счетная   палата),   во   французском   г.

Страсбурге (Европейский парламент) и в немецком г. Франкфурте-на-Майне (Европейский центральный банк).

Союз    обладает    масштабной    компетенцией    властного    характера,    наднациональными     чертами,

выражающимися  в  широком  объеме  прав  в  сфере  правотворчества,   следствием   чего   является   наличие

собственной  правовой  системы.  Компетенция  ЕС  носит  как  исключительный  характер,  так  и  совместный  с

государствами-членами. Союз обладает развитой внешней предметной компетенцией, при этом крайне сложной

и   чрезвычайно   запутанным   механизмом   ее   реализации   как   следствие   компромисса   в   отношениях    с

государствами-членами.  Это  позволяет  найти  юридическое  решение   многих   внутренних   экономических   и

социальных проблем, но нередко затрудняет оперативное реагирование на текущие  проблемы  международной

жизни, что, в свою очередь, ставит под сомнение реализацию глобальных амбиций ЕС.

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница  157 из 271

Документ предоставлен

КонсультантПлюс

Дата сохранения: 06.02.2017

"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"

(под ред. Л.П. Ануфриевой)

("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)


background image

В  соответствии  с  учредительными  документами  ЕС  обладает   собственными   целями   и   принципами

деятельности   на   международной   арене   и    имеет    широкие    возможности    по    проведению    различных

многосторонних и односторонних мероприятий внешнего характера.

Общие положения о внешнеполитической деятельности Союза содержатся  в

гл. 1 разд. V

 ДЕС.

Статья 21

ДЕС определяет цели, принципы и общие условия проведения внешнеполитической деятельности Союза.  Цели

внешней деятельности определены в

параграфе 2 ст. 21

:

а)  защита   своих   ценностей,   основополагающих   интересов,   своей   безопасности,   независимости   и

целостности;

б)   консолидация   и   поддержка   демократии,   правового   государства,   прав   человека    и    принципов

международного права;

в)   сохранение   мира,   предотвращение   конфликтов   и   укрепление   международной   безопасности    в

соответствии с целями  и  принципами

Устава

 ООН, а  также  принципами  хельсинкского  Заключительного

акта

1975  г.  и  целями  Парижской

хартии

 для  новой  Европы  1990  г.,  включая  те,  которые  относятся  к  внешним

границам;

г) поддержка устойчивого развития в экономическом, социальном и  экологическом  плане  развивающихся

стран, ставя основной целью искоренение бедности;

д) поощрение интеграции всех  стран  в  мировую  экономику,  в  том  числе  за  счет  постепенной  отмены

препятствий международной торговле;

е) содействие выработке международных мер по сохранению и улучшению качества окружающей среды  и

надежному управлению мировыми природными ресурсами для того, чтобы обеспечить устойчивое развитие;

ж)   оказание   помощи   населению,   странам   и   регионам,   которые    сталкиваются    с    катастрофами,

вызываемыми природными факторами или человеком;

з)  развитие  международной  системы,  основанной   на   усиленном   многостороннем   сотрудничестве   и

хорошем глобальном управлении.

Принципы    внешней    деятельности    излагаются    в

параграфе  1   ст.   21

.   Деятельность   Союза    на

международной арене осуществляется исходя из  принципов,  которыми  руководствовались  при  его  создании,

развитии и расширении и которые Союз стремится продвигать в остальном мире. Этими принципами являются:

демократия;

правовое государство;

всеобщность и неделимость прав человека и основных свобод;

уважение человеческого достоинства;

принципы равенства и солидарности;

соблюдение принципов

Устава

 ООН и международного права.

Очевидно, что принципы внешнеполитической деятельности ЕС  корреспондируют  с  общими  ценностями

организации, закрепленными в

ст. 2

 ДЕС, которая устанавливает:

"Союз  основан  на  ценностях  уважения  человеческого  достоинства,  свободы,  демократии,   равенства,

правового государства и соблюдения прав человека, включая права лиц, принадлежащих к  меньшинствам.  Эти

ценности  являются  общими  для  государств-членов  в  рамках  общества,  характеризующегося  плюрализмом,

недискриминацией, терпимостью, справедливостью, солидарностью и равенством женщин и мужчин".

Союз ставит перед собой задачи укреплять сотрудничество с третьими странами, развивать партнерство с

ними  и  универсальными  международными   организациями   на   основе   обозначенных   принципов,   а   также

способствовать выработке многосторонних решений общих проблем, в первую очередь в рамках ООН.

Упомянутые цели и принципы являются основополагающими для всей внешнеполитической  деятельности

ЕС,  описанной   в

разд.   V

  ДЕС  и

ч.  V

  ДФЕС  (связь  с

разд.   V

  ДЕС   констатируется   в

ст.  205

  ДФЕС)  и

проявляющейся в иных направлениях. Это  условие  закрепляет

абз. 1 параграфа 3 ст. 21

 ДЕС. В отношениях с

Россией  это  выражается  в  определении  принципов  стратегического  партнерства  и  реализации   механизма

политического диалога и иных секторных диалогов ЕС - Россия.

Европейский  союз  проводит  комплекс  мероприятий   на   международной   арене   и   осуществляет   ряд

автономных политик в этой сфере, в частности общую торговую политику, общую внешнюю политику и  политику

безопасности, различные формы связей с третьими странами,  включая  европейскую  политику  соседства  (или

европейскую политику добрососедства, European Neighbourhood Policy).  Несмотря  на  разнородность  действий

ЕС на международной арене, Союз должен предпринимать все возможные шаги к обеспечению согласованности

внешних действий, а также мер в реализации внешней и  внутренней  компетенции.  Исполнение  этого  условия,

предусмотренного  в

абз. 2 параграфа 3  ст.  21

 ДЕС, возложено на Совет  и  Верховного  представителя  ЕС  по

иностранным делам и  политике  безопасности,  специального  должностного  лица  при  Европейской  комиссии,

статус которого впервые определен Лиссабонским

договором

.

Лиссабонский

договор

 2007 г. вслед за определением единой правосубъектности  Союза  сделал  попытку

преодолеть разобщенность внешней компетенции ЕС, введя общие положения относительно внешних действий,

более  четко  отразив  в  учредительных  договорах  ЕС  внешнюю  компетенцию  по  неполитическим  вопросам,

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница  158 из 271

Документ предоставлен

КонсультантПлюс

Дата сохранения: 06.02.2017

"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"

(под ред. Л.П. Ануфриевой)

("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)


background image

объединив с ними специальные нормы об общей торговой политике ЕС.  Однако  преодолеть  дуализм  внешней

компетенции  ЕС  Лиссабонский

договор

 так и не сумел - положения  об  общей  внешней  политике  и  политике

безопасности по-прежнему представляют собой автономный блок в рамках полномочий  ЕС  на  международной

арене.

Учредительные договоры ЕС закрепляют различные виды и формы построения отношений ЕС с  третьими

странами. В зависимости от характера и содержания соглашений  ЕС  с  третьими  странами  следует  выделить

такие формы,  как

сотрудничество,   партнерство

 и

ассоциация

. Эти формы определяются,  как  правило,  на

конвенциальной   основе,   т.е.   в   международных   соглашениях   ЕС,   и   исключительно   в    соглашениях    с

независимыми   государствами.   Эти   же   формы   существуют   и   в    отношениях    ЕС    с    международными

организациями.

Сотрудничество  представляет  собой  наиболее  простую  форму  отношений  ЕС  с   третьими   странами.

Соглашения ЕС о сотрудничестве  могут  заключаться  на  основе  предоставленной  ему  компетенции  с  любой

независимой третьей страной, они не содержат интеграционных целей и мер. Организационные структуры (если

такие учреждаются) подобных соглашений наделяются координационно-консультативными полномочиями.

Партнерство   является   формой   отношений   более    высокого    уровня,    чем    сотрудничество.    Союз

устанавливает  партнерство  с  теми  третьими  странами,  которые  разделяют  принципы  деятельности  ЕС  на

международной   арене.   Соглашение   о   партнерстве    может    предусматривать    интеграционные    цели    и

преференциальный  режим  в  торговых  и  иных  отношениях  с  третьей  страной.  Соглашения   о   партнерстве

предполагают     наличие     организационной     структуры,     наделенной      координационно-консультативными

полномочиями.

Ассоциация  является  самой  сложной  формой  отношений  ЕС  с  государствами,  не   являющимися   его

членами.  Ассоциация  характеризуется  взаимными  правами  и  обязанностями,   совместными   действиями   и

особыми процедурами. Суд ЕС в  своей  практике  специально  подчеркивает,  что  "соглашение  об  ассоциации

создает специальные, привилегированные связи с государством,  не  являющимся  членом,  которое  должно  по

крайней мере в определенной степени участвовать в системе ЕС". В отличие от  сотрудничества  и  партнерства

установление ассоциации возможно только на основе соглашения. Соглашение об ассоциации предусматривает

интеграционные  цели  вплоть  до  вступления  третьей  страны  в  ЕС,  создание  зоны   свободной   торговли   и

максимальную либерализацию движения лиц, услуг и капиталов между ними. Соглашение об ассоциации всегда

имеет организационную структуру и может наделять  ее,  кроме  координационно-консультативных  полномочий,

полномочиями по изданию обязательных актов, которые будут иметь прямое действие в правопорядке ЕС.

Европейский  союз  в  соответствии  со

ст. 8

  ДЕС  проводит  в  отношении  сопредельных  стран  политику

добрососедства. Россия не входит в круг стран, охватываемых европейской политикой  добрососедства.  Вместе

с  тем  данная  политика  включает  западные  республики   СНГ   и   страны   Закавказья,   что   предопределяет

переплетение интересов России и ЕС при проведении данных мероприятий.

В  соответствии   с

п.  "e"  параграфа  1  ст.  3

  ДФЕС   общая   торговая   политика   относится   к   сферам

исключительной компетенции ЕС. Общая торговая политика представляет собой комплекс действий,  связанных

с внешним измерением Таможенного союза, созданного в рамках ЕС и функционирующего на основе

ст. ст. 28

 -

32

 ДФЕС и Модернизированного таможенного кодекса ЕС 2008 г. <1>. Раздел II части пятой  ДФЕС  (

ст. ст. 206

 -

207

) специально посвящен общей торговой политике.

--------------------------------

<1> Regulation (EC) N 450/2008 of the European Parliament and of the Council of 23 April 2008 laying  down  the

Community Customs Code (Modernised Customs Code) // OJ L 145. 04.06.2008. P. 1.

Цели ОТП (

ст. 206

 ДФЕС):

гармоничное развитие мировой торговли;

постепенная отмена ограничений международной торговли;

постепенная отмена ограничений на прямые иностранные инвестиции;

снижение таможенных и иных барьеров.

Общая  торговая  политика   проводится   на   основе   общих   принципов   и   целей   внешнеполитической

деятельности ЕС. Общая торговая политика ЕС, хотя и реализуется на  основе  специальных  положений

ДФЕС

,

не  существует  отдельно  от  остальных  действий  ЕС  по  внешнему   выступлению   на   мировой   арене.   Она

теснейшим образом связана со всеми  сопутствующими  торговле  мероприятиями  ЕС  во  внешнеполитической

деятельности, международными мерами по защите окружающей среды, поддержке  развития,  здравоохранения

и т.д. <1>.

--------------------------------

<1> См.: Koutrakos P. EU International Relations Law. Oxford, 2006. P. 52.

В

параграфе 1 ст. 207

 ДФЕС приведены принципы общей торговой политики:

а) изменение тарифных ставок;

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница  159 из 271

Документ предоставлен

КонсультантПлюс

Дата сохранения: 06.02.2017

"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"

(под ред. Л.П. Ануфриевой)

("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)