Файл: Anufrieva_L_P_-_Pravo_VTO_-_teoria_i_praktika_primenenia.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.11.2020
Просмотров: 4594
Скачиваний: 121
б) заключение тарифных и торговых соглашений, относящихся к торговле товарами и услугами;
в) торговые аспекты интеллектуальной собственности;
г) прямые иностранные инвестиции;
д) придание единообразного характера мерам по либерализации;
е) экспортная политика и меры торговой защиты, включая те, которые должны приниматься в случае
демпинга и субсидий.
Проведение общей торговой политики подразумевает комплекс мер многостороннего, двустороннего и
одностороннего характера. В то же время осуществление полномочий, предоставленных в сфере общей
торговой политики, не затрагивает разграничения компетенции между Союзом и государствами-членами и не
влечет за собой гармонизацию законодательных или регламентарных положений государств-членов в той мере,
в какой договоры исключают подобную гармонизацию.
Предмет общей торговой политики предполагает особую важность взаимодействия ЕС с ВТО, членом
которой являются как ЕС, так и все его государства-члены <1>. Для участия в ГАТТ/ВТО ЕС и
государствами-членами была избрана особая формула смешанности, подразумевающая совместное
исполнение обязательств по ГАТТ/ВТО государствами в рамках ЕС как региональной организации
экономической интеграции. Вместе с тем Суд ЕС отказался придать положениям ВТО, обязывающим ЕС и
государства-члены, характер прямого действия в правопорядке ЕС <2>.
--------------------------------
<1> См.: Leal-Arcas R. Unitary Character of EC External Trade Relations // Columbia Journal of European Law.
2001. Vol. 7. P. 6.
<2> Case 70/87,
de l'industrie de l'huilerie de la CEE (Fediol) v. Commission // ECR [1989] 01781;
Case C-69/89, Nakajima All Precision Co. Ltd v. Council // ECR [1991] I-02069.
Участие в мероприятиях в рамках ВТО является основным видом реализации общей торговой политики в
рамках многостороннего сотрудничества. Кроме того, важны усилия ЕС в развитии торгово-экономического
сотрудничества в рамках G20.
К двусторонним мерам в рамках общей торговой политики следует отнести проведение международных
переговоров и заключение международных соглашений, предусмотренных
положения носят специальный характер по отношению к нормам о ведении переговоров и заключению
соглашений, перечисленных в
Особое внимание
уделяет практике ведения переговоров и заключения соглашений в следующих
сферах:
а) торговли услугами и торговых аспектов интеллектуальной собственности, а также прямых иностранных
инвестиций, когда в данных соглашениях содержатся положения, в отношении которых единогласие требуется
для принятия внутренних правил;
б) торговли культурными и аудиовизуальными услугами, когда подобные соглашения рискуют нанести
ущерб культурному и языковому разнообразию Союза;
в) торговли социальными, образовательными услугами и услугами по здравоохранению, когда подобные
соглашения рискуют серьезно нарушить организацию данных услуг на национальном уровне и нанести ущерб
ответственности государств-членов за их предоставление;
г) транспорта, когда подобные соглашения учитывают специфику положений об общей транспортной
политике ЕС.
Положения
об общей торговой политике создают основу для заключения секторных двусторонних
соглашений ЕС с третьими странами по конкретным сферам торгового сотрудничества <1>. Кроме того, именно
реализация положений
об общей торговой политике лежит в основе создания углубленных форм
экономических связей между ЕС и третьими странами, которыми являются зона свободной торговли,
таможенный союз, экономическое пространство. Такие формы экономических связей между ЕС и третьими
странами оформляются, как правило, на основе международных соглашений.
--------------------------------
<1> См.: Maresceau M. Bilateral Agreements Concluded by the European Community // Collected Courses.
Hague Academy of International Law. Vol. 309(2004). The Hague. 2006. P. 166 - 168.
Зона свободной торговли используется для углубления торгово-экономических связей ЕС с третьими
странами чаще остальных. В соответствии с
ГАТТ-1947 под зоной свободной торговли понимается
группа из двух или более таможенных территорий, в которых отменены пошлины и другие ограничительные
меры регулирования торговли (за исключением в случае необходимости мер, разрешаемых
и
ГАТТ) для практически всей торговли между составляющими территориями в отношении товаров, происходящих
из этих территорий. Следует отметить также, что зона свободной торговли, учреждаемая ЕС с третьей страной,
как правило, касается не только движения товаров и полной или частичной либерализации движения лиц, услуг
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
Страница 160 из 271
Документ предоставлен
Дата сохранения: 06.02.2017
"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"
(под ред. Л.П. Ануфриевой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)
и капиталов. В этом смысле зоны свободной торговли ЕС с третьими странами выходят за определение, данное
в
<1>. Использование такой формы углубленного экономического сотрудничества, как зона свободной
торговли в отношениях, зачастую вызывает нарекание специалистов, так как создание таких зон происходит, как
правило, на двусторонней основе, не синхронизировано и бесконтрольно по отношению к возможности
определения такой зоны для третьей стороны с другими контрагентами <2>.
--------------------------------
<1> Например, с ЮАР или Израилем. Agreement on Trade, Development and Cooperation between the
European Community and its Member States, of the One Part, and the Republic of South Africa, of the Other Part // OJ
L 311. 04.12.1999. P. 3; Euro-Mediterranean Agreement Establishing an Association between the European
Communities and Their Member States, of the One Part, and the State of Israel, of the Other Part // OJ L 147.
21.06.2000. P. 3.
<2> См.: Leal-Arcas R. The EU and Russia as Energy Trading Partners: Friends or Foes? // European Foreign
Affairs Review. 2009. Vol. 14. P. 342, 343.
Другой формой, определенной в
, является таможенный союз. Согласно
ГАТТ-1947 под
таможенным союзом понимается замена двух или нескольких таможенных территорий одной таможенной
территорией таким образом, что:
1) пошлины и другие ограничительные меры регулирования торговли (за исключением, в случае
необходимости, мер, разрешаемых
и
ГАТТ) отменяются в отношении практически всей
торговли между составляющими территориями союза или, по крайней мере, в отношении практически всей
торговли товарами, происходящими из этих территорий, и
2) при условии соблюдения положений
ГАТТ практически те же пошлины и другие меры
регулирования торговли применяются каждым членом союза по отношению к торговле с территориями, не
включенными в союз.
На сегодняшний день ЕС создал таможенный союз с Турцией <1>.
--------------------------------
<1> Decision N 1/95 of the EC-Turkey Association Council of 22 December 1995 on Implementing the Final
Phase of the Customs Union // OJ L 35. 13.02.1996. P. 1.
Оригинальной формой углубленного экономического сотрудничества ЕС с третьими странами является
экономическое пространство. Экономическое пространство подразумевает сближение сторон по всем
элементам экономических отношений. Такое Европейское экономическое пространство было создано со
странами ЕАСТ в 1994 г. на основе
о Европейском экономическом пространстве 1992 г. <1>.
Примечательно, что
было заключено не с ЕАСТ, а со странами-участницами (сегодня Исландия,
Норвегия, Лихтенштейн, Швейцария). Кроме того, для Швейцарии
отношениях с Россией на основе Дорожной карты, подписанной в Москве 10 мая 2010 г., было провозглашено
создание общего экономического пространства Россия - ЕС. Целью общего экономического пространства
является создание открытого и интегрированного рынка между Россией и ЕС.
--------------------------------
<1> Agreement on the European Economic Area // OJ L 1. 03.01.1994. P. 3.
Кроме того, анализ практики создания углубленных форм экономического сотрудничества ЕС с третьими
странами говорит о явной тенденции в общей торговой политике ЕС на создание таких форм не с другими
региональными экономическими объединениями, а с их отдельными странами-участницами.
Формулированию односторонних мер в рамках общей торговой политики посвящены
ДФЕС. Они прежде всего касаются законодательных мер Союза в сферах, составляющих предмет общей
торговой политики.
Меры, определяющие правовые основы осуществления общей торговой политики, в соответствии с
ДФЕС принимаются на основе регламентов. Так, специальные положения относительно
экспорта товаров из Союза в третьи страны установлены
Совета (ЕС) от 19 октября 2009 г. N
1061/2009, регулирующим общие положения в отношении экспорта <1>.
--------------------------------
<1> Council Regulation (EC) N 1061/2009 of 19 October 2009 Establishing Common Rules for Exports // OJ L
291. 07.11.2009. P. 1.
Односторонние меры ЕС в рамках общей торговой политики различаются в зависимости от того,
направлены они на регулирование добросовестной торговли или на защиту внутреннего рынка ЕС от
недобросовестной торговой практики.
К регулированию добросовестной торговли в рамках общей торговой политики относятся следующие
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
Страница 161 из 271
Документ предоставлен
Дата сохранения: 06.02.2017
"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"
(под ред. Л.П. Ануфриевой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)
меры:
общая система тарифных преференций, предусмотренная Регламентом (ЕС) N 732/2008 <1>;
--------------------------------
<1> Council Regulation (EC) N 732/2008 of 22 July 2008 Applying a Scheme of Generalised Tariff Preferences
for the Period From 1 January 2009 to 31 December 2011 and Amending Regulations (EC) N 552/97, (EC) N 1933/2006
and Commission Regulations (EC) N 1100/2006 and (EC) N 964/2007 // OJ L 211. 06.08.2008. P. 1.
количественные ограничения на импорт из третьих стран, которые запрещены по общему правилу на
основании
ГАТТ, но применяются в виде исключения по отдельным категориям продукции (например,
текстильная продукция, изделия из стали, автомобили и т.д.) <1>;
--------------------------------
<1> См.: Eeckhout P. The European Internal Market and International Trade: a Legal Analysis. Oxford, 1994. P.
149.
защитные меры, принимаемые на основе
(ЕС) от 26 февраля 2009 г. N 260/2009 об общих
правилах в отношении импорта <1>,
ГАТТ и
ВТО о защитных мерах 1994 г.
--------------------------------
<1> Council Regulation (EC) N 260/2009 of 26 February 2009 on the Common Rules for Imports (Codified
Version) // OJ L 84. 31.03.2009. P. 1.
К мерам в рамках общей торговой политики, направленным на защиту внутреннего рынка ЕС от
недобросовестной торговой практики, следует отнести:
антидемпинговые меры на основе
Совета (ЕС) от 30 ноября 2009 г. N 1225/2009 о защите от
демпингового импорта из стран, не являющихся членами Европейского сообщества <1>;
--------------------------------
<1> Council Regulation (EC) N 1225/2009 of 30 November 2009 on Protection Against Dumped Imports from
Countries Not Members of the European Community // OJ L 343. 22.12.2009. P. 51.
антисубсидийные меры на основе
Совета (ЕС) от 11 июня 2009 г. N 597/2009 о защите от
субсидируемого импорта из стран, не являющихся членами Европейского сообщества <1>;
--------------------------------
<1> Council Regulation (EC) N 597/2009 of 11 June 2009 on Protection Against Subsidised Imports from
Countries not Members of the European Community // OJ L 188. 18.07.2009. P. 93.
торговые барьеры, вводимые на основе Регламента N 3286/94 <1>.
--------------------------------
<1> Council Regulation (EC) N 3286/94 of 22 December 1994 Laying Down Community Procedures in the Field
of the Common Commercial Policy in Order to Ensure the Exercise of the Community's Rights under International Trade
Rules, in Particular Those Established Under the Auspices of the World Trade Organization // OJ L 349. 31.12.1994. P.
71.
Немаловажное значение для развития общей торговой политики имеет практика Суда ЕС, который в
рассматриваемой сфере выступает не только как институт конституционного контроля и толкования права ЕС,
но и как орган разрешения международных торговых споров <1>.
--------------------------------
<1> См.: Petersmann E.-U. Multi-Level Judicial Trade Governance without Justice? On the Role of Domestic
Courts in the WTO Legal and Dispute Settlement System // EUI Working Paper, LAW. 2006. N 44. P. 21, 22.
В заключение следует отметить, что ЕС - это полноценный субъект международного права,
персонифицирующий беспрецедентные в истории интеграционные процессы в Европе и имеющий значительное
влияние на процессы глобального масштаба. Однако Союзу предстоит еще большая работа по
реформированию внутренней структуры, компетенции и механизма согласования интересов государств-членов.
Еще до появления ВТО Европейские сообщества выражали свои амбиции в отношении особого статуса в
рамках
. Современный ЕС, представляющий не просто единую таможенную территорию, но
специфическую интеграционную организацию с собственной правосубъектностью, действует в рамках ВТО в
качестве субъекта, выражающего коллективную волю государств-членов.
Изначально сторонами
были отдельные государства-члены, создавшие в 1950-е гг. Европейские
сообщества. Опираясь на положения Римского
1957 г. относительно общей торговой политики, ЕЭС
постепенно стало участвовать в деятельности ГАТТ, формально не являясь договаривающейся стороной.
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
Страница 162 из 271
Документ предоставлен
Дата сохранения: 06.02.2017
"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"
(под ред. Л.П. Ануфриевой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)
Возрастающая роль экономической интеграции и создание общего рынка потребовали от стран
напрямую проводить переговоры с ЕЭС, а не с его отдельными членами уже в 1960-е гг. С начала 1970-х гг.,
следуя прецедентным решениям Суда ЕЭС, большинство соглашений стали приниматься ЕЭС в целом, без
одобрения данного шага его членами. Принятый на этой основе Женевский протокол 1979 г. признал за ЕЭС
статус договаривающейся стороны
.
Появление ЕС, в который Европейские сообщества вошли в качестве его составной части, увеличило
значение интеграционных процессов в Европе для всего глобального рынка. Основываясь на сложившейся
ситуации, при которой общая торговая политика переходила в исключительную компетенцию ЕС, во время
Уругвайского раунда переговоров ЕС настоял на расширении собственного статуса и признании его
de jure
полноправным членом ВТО. Несмотря на неоднозначную позицию США, стороны Уругвайского раунда одобрили
просьбу ЕС. 15 апреля 1994 г. ЕС и его государства-члены в лице своих представителей совместно поставили
свои подписи под Заключительным актом Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров и
о создании Всемирной торговой организации. Европейское экономическое сообщество, дольше
всех остававшееся частью ЕС, стало членом организации с 1 января 1995 г.
наделяет как государства-члены, так и ЕС статусом первичных членов ВТО.
Вопрос о возможности сообщества представлять коллективный голос государств-членов в международных
торговых отношениях был рассмотрен Судом ЕС в его заключении 1/94 <1>. Комиссия запросила Суд
подтвердить эксклюзивность европейской компетенции по заключению многосторонних торговых соглашений в
рамках Уругвайского раунда. Ныне в связи с принятием Лиссабонского
понятия "сообщество",
"сообщества" утратили свое былое значение. Однако текст Марракешского
наименованием "Европейские сообщества".
--------------------------------
<1> Opinion 1/94 on the WTO Agreements (GATS and TRIPS) [1994] ECRI-5267.
Суд исследовал компетенцию ЕС заключать
,
и четко определил два момента в своем
Заключении 1/94:
1) компетенция ЕС в области общей торговой политики, и в частности в сфере заключения
международных торговых соглашений, носит исключительный характер;
2) ЕС и его государства-члены участвуют в
Суд подробно исследовал соответствие мер ЕС по реализации свободы предоставления услуг
положениям
.
Судом ЕС в Заключении 1/94 впервые сформулировано положение о том, что эксклюзивность
компетенции ЕС не вытекает автоматически из полномочий ЕС в сфере внутренней политики, что было
подтверждено в дальнейшем в практике самого Суда ЕС и в процессе реформы Союза на основе
Амстердамского,
и
Со вступлением в силу Лиссабонского
в декабре 2009 г. и приобретением целостной
правосубъектности ЕС полноправно стал членом ВТО наряду со всеми его 28 государствами-членами. На
уровне ВТО интересы ЕС представляет Европейская комиссия.
Европейский союз является самым активным участником системы ВТО, не только использующим
действующие механизмы сотрудничества, но и активно прибегающим к системе разрешения споров в рамках
ВТО, выступая истцом, ответчиком и третьей стороной по нескольким сотням дел.
2.2. Право ВТО и право ЕврАзЭС/ЕАЭС
В проблеме соотнесения одного правового явления с другим, безусловно, исходное значение имеют
дефиниции и первого, и второго. Ранее мы подробно говорили о праве ВТО. Категории же "право ЕврАзЭС" и
"право ЕАЭС", несомненно, требуют подробного рассмотрения <1>.
--------------------------------
<1> Подробнее об этом см.: Ануфриева Л.П. Международные судебные органы в евразийской интеграции
(проблемы теории международного права).
Поскольку ЕАЭС является образованием, оформившим следующую ступень в развитии евразийской
интеграции и включившим в себя Таможенный союз и Единое экономическое пространство, при рассмотрении
проблем соотношения права ВТО и права евразийской интеграции приходится обращаться к документам,
которые в связи с фактом создания ЕАЭС утратили силу. При этом закономерно, что понятия "право ЕврАзЭС"
или "право ЕАЭС" должны рассматриваться через призму объективно существующих факторов, следовательно,
и через призму существования евразийской интеграции.
В свое время практикой Суда ЕЭС был заложен фундамент для зарождения и последующего развития
концепции права сообществ <1>. В упомянутых и иных решениях 1963 - 1964 гг. и 1991 г. по объединенному
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
Страница 163 из 271
Документ предоставлен
Дата сохранения: 06.02.2017
"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"
(под ред. Л.П. Ануфриевой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)
делу C-6/90 и C-9/90 "Франкович, Бонифаци и другие против Италии" проводилась идея автономности права
сообществ как самостоятельного правопорядка, отделенного от международного права, что, собственно, и
закладывается в основу концепции его существования в качестве якобы третьей системы права. В частности, в
решении 1964 г. Суд ЕЭС констатировал: "В противовес обычным международным соглашениям договор о ЕЭС
создает собственный правопорядок" <2>. Применительно к этому стал распространенным термин
"коммунитарное право" <3>. И сегодня, спустя более 50 лет, конструкция собственного правопорядка
поддерживается всеми имеющимися у Союза юридическими средствами, включая нормативные источники, их
применение и толкование <4>. Так,
ДФЕС, а ранее
ДЕС устанавливают исключительную
юрисдикцию Суда ЕС в спорах между государствами - членами Союза по вопросам права ЕС. Следуя этим
положениям, Суд ЕС в 2006 г. в деле MOX Plant указал, что только он имеет исключительную юрисдикцию по
вопросам применения и толкования права ЕС, включая те нормы международного права, которые стали частью
правопорядка ЕС <5>. Данное дело свидетельствует о титанических усилиях Суда обеспечить соблюдение этого
требования даже тогда, когда соответствующие международные договоры предусматривают, помимо судебных,
и иные механизмы разрешения споров. С другой стороны, в этом, как, впрочем, и в других делах, Суду так и не
удалось дистанцироваться от правовой основы интеграционного объединения, существующей объективно как
части
международно-правовой реальности
.
--------------------------------
<1> В этом плане ключевое значение имели дело "Van Gend en Loos" (решение от 5 февраля 1963 г. -
Case 26/62 Van Gend en Loos v. Nederlandse Administratie der Belastigen [1963] ECR 95), дело "Costa v. ENEL"
(решение от 15 июля 1964 г. - Case 6/64 Costa v. ENEL [1964] ECR 585). См. также: Joined Cases C-6/90 и C-9/90
Francovich, Bonifaci and Others v. Italy [1991] ECR I-5357.
<2> Подробнее об этом см.: Капустин А.Я. Европейский союз: интеграция и право. М., 2000. С. 239 и след.
<3> Нельзя не отметить, что такого рода идеология и терминология не чужды и сегодняшней практике
евразийской интеграции. В частности, в
Суда ЕврАзЭС от 11 февраля 2014 г. "Об оставлении без
изменения решения Суда Евразийского экономического сообщества от 31.10.2013, которым отдельные
положения пункта 4 "Порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных
категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза", утв. решением Комиссии
Таможенного союза от 15.07.2011 N 728, признаны соответствующими
,
,
Таможенного кодекса Таможенного союза" говорится буквально следующее: "Апелляционная
палата Суда констатирует, что подобное регулирование возможно в интеграционных объединениях, особенно
на начальном этапе их существования, но таит в себе опасность разночтений этих нормоположений в
государствах-членах. Вместе с тем
об учреждении Евразийского экономического сообщества от 6
октября 2007 года предусмотрен
защитный механизм создания единообразного коммунитарного
толкования правовой нормы
(выделено нами. -
Л.А.
), части которой находятся в различных системах права.
Таким механизмом является единообразное прочтение
, акта КТС и национального закона исходя из
целей, задач и принципов интеграции и с учетом верховенства норм права ТС и Единого экономического
пространства" (Бюллетень Суда Евразийского экономического сообщества. 2014. N 1).
<4> Авторы немецкого учебника по международному праву указывают: "Самостоятельность права
Сообщества заложена в его наднациональном характере" (Витцтум В.Г. и др.
<5> ECJ. Case C-459/03 [2006]. ECR I-4635.
Невзирая на это, не только западноевропейская теория, но и российские специалисты, следуя в русле
судебной практики и доктрины ЕС, выступают зачастую в пользу наличия якобы третьей системы - права ЕС
<1>. Часть российских ученых, разделяя как упомянутые конструкции, так и идеи "наднационализма", пытаются
перенести их на почву евразийской интеграции. И хотя до объявления права ЕврАзЭС или права ЕАЭС третьей
системой права дело не доходит, иногда все же имеют место утверждения, направленные на отказ от
классической международно-правовой концепции применительно к основам объединения и в отношении ЕАЭС.
--------------------------------
<1> В учебнике по европейскому праву читаем: "В результате взаимодействия факторов
межнационального и наднационального порядка складываются новые по своим качественным параметрам и
правовым характеристикам образования, способные оказывать возрастающее воздействие на ход мировых
событий и эволюцию права" (Европейское право: Учебник для вузов / Под общ. ред. М.Л. Энтина. М., 2003. С. Х).
С.В. Бахин позитивно, по всей видимости, воспринимая данное суждение, отмечает три существенных момента
(по его мнению, "точно расставленных акцента"): 1) возникновение новых и своеобразных по своей природе
образований - интеграционных объединений; 2) формирование последних на стыке международного и
национального права (у М.Л. Энтина - "наднационального"); 3) существенное влияние этих образований на
политико-экономические процессы на нашей планете и постепенную эволюцию права (см.: Бахин С.В. Право
интеграционных образований: вопросы конкуренции систем права // Международные отношения и право: взгляд
в XXI век. Матер. конф. в честь профессора Л.Н. Галенской / Под ред. С.В. Бахина. СПб., 2009. С. 98).
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
Страница 164 из 271
Документ предоставлен
Дата сохранения: 06.02.2017
"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"
(под ред. Л.П. Ануфриевой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)