Файл: Anufrieva_L_P_-_Pravo_VTO_-_teoria_i_praktika_primenenia.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.11.2020

Просмотров: 4420

Скачиваний: 120

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

будущее, т.е. для компенсации потерь, которые может понести  сторона  в  период  действия  меры,  признанной

несовместимой, с момента такого признания и  до  ее  отмены.  Это  своеобразная  индульгенция,  позволяющая

государству   "оттянуть"   отмену   несовместимой   меры.   По   сути,   она   применяется   не   для    возмещения

причиненного ущерба, а для балансировки экономических интересов и торговых потерь обеих сторон <1>.

--------------------------------

<1> А.С. Исполинов приводит два наиболее  известных  примера  компенсации:  единовременная  выплата

3,3 млн. долл. США, произведенная в 2003  г.  США  после  проигранного  спора  с  ЕС  в  отношении  ст.  105  (5)

Закона США об авторских правах (эта выплата покрывала лишь период до 31 декабря 2004 г., и стороны  до  сих

пор продолжают консультации по поводу исполнения решения: United States - Section 110 (5) of US Copyright Act.

Report of the Panel, WT/DS160/R, 15.06.2000), и компенсация в виде ежегодной выплаты 147,3 млн. долл. США  в

рамках соглашения между США и Бразилией после проигранного США спора по "хлопковому" делу (United States

-  Subsidies  on  Upland  Cotton,  WT/DS267),  см.:  Исполинов  А.С.  Вопросы  прямого  применения  права  ВТО  в

правопорядке России. С. 70, 71.

Одна  из  ключевых  особенностей  ответственности  по  праву  ВТО  -  запрет  применения  односторонних

контрмер  потерпевшим  государством.  "Приостановление  уступок  и  иных  обязательств"  возможно  только   с

предварительного   разрешения   ОРС,   получаемого   в   порядке

п. 6  ст.  22

  ДРС,  и  только  в  случае,  когда

рекомендации  и  решения  не  выполняются  в  течение  разумного  периода  времени.  С  одной   стороны,   эта

особенность   сужает   возможности   потерпевшего   государства,   с   другой   -   направлена    на    обеспечение

пресловутой предсказуемости и устойчивости торговой многосторонней торговой системы - главной  цели

ДРС

 и

ВТО в целом. Система разрешения споров в рамках ВТО - примечательная  попытка  "юридизировать"  торговые

войны,   если   не   исключить   их,   то   подчинить   четким   и   жестким   правилам,   поставив   под    "присмотр"

"организованного сообщества государств".

Какой термин  наиболее  предпочтителен  для  использования  в  отношении  предусмотренных

ст. 22

 мер

("приостановление  уступок  и  иных  обязательств")?  В  литературе  наиболее  распространенными   терминами

являются  "санкция"  и  "контрмеры",  причем  выбор   зависит   от   предпочтений   автора   <1>.

ДРС

 и

ГАТТ

 не

используют термины "санкция" и  "контрмеры",  однако  последний  термин  можно  встретить  в  Соглашении  по

субсидиям  и   компенсационным   мерам   (

ст. ст.  4

,

7

).  Третейские  группы  также   часто   используют   термин

"контрмеры",  причем  не  только  в  делах,  где  затрагивается

Соглашение

  по  субсидиям  и  компенсационным

мерам, например, им именуют  предусмотренное

ст. 22

 ДРС приостановление уступок и иных обязательств  <2>.

В своем докладе 2000 г. "United States -  Import  Measures  on  Certain  Products  from  the  European  Communities"

группа отметила, что приостановление уступок или других обязательств, санкционированное ОРС, "по существу,

носило характер ответной меры". В сноске она далее сослалась на условия,  устанавливаемые  для  контрмер  в

проекте Статей КМП,  принятом  в  первом  чтении:  "...В  общем  международном  праве  ответные  меры  (также

называемые  репрессалиями  или  контрмерами)  в  XX  веке  претерпели  существенные  изменения,  конкретно

говоря, в результате запрещения применения силы

(jus ad bellum)

. В международном праве эти виды контрмер

в настоящее время подчинены требованиям, например установленным Комиссией международного  права  в  ее

работе по теме об ответственности государств (соразмерность и т.д.  <...>  см.  статью  (49)  проекта).  Однако  в

ВТО контрмеры, ответные меры и репрессалии четко регламентированы и могут  иметь  место  только  в  рамках

Договоренности о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров" <3>.

--------------------------------

<1> Например, термин "санкции" предпочитает использовать С. Чарновиц (см.: Charnovitz S. Op. cit. P.  792

-  832).  Другой  известный  исследователь  права  ВТО  Дж.  Паувелин  оперирует  термином   "контрмеры"   (см.:

Pauwelyn J. Enforcement and Countermeasures in the WTO: Rules are Rules - Toward a  More  Collective  Approach  //

AJIL  2000.  Vol.  94.  N  2.  P.   335   -   347).   Интересная   терминологическая   дискуссия   разгорелась   в   ходе

состоявшегося 28 февраля 2014 г. в МГУ им. М.В. Ломоносова круглого стола на тему "Санкции в ВТО: правовая

природа,          специфика          и          практика          применения".          Краткий          отчет           см.:           URL:

http://il-msu.ru/component/content/article/1-latest-news/193-wto2.

<2> См., например: European Communities - Regime for  the  Importation,  Sale  and  Distribution  of  Bananas  -

Recourse  to  Arbitration  by  the  European  Communities   under   Article   22.6[...]U   -   Decision   by   the   Arbitrators,

WT/DS27/ARB, 9 April 1999. Para. 6.3.

<3> United States - Import Measures on Certain Products  From  the  European  Communities,  WT/DS165/R.  17

July 2000. Para. 6.23.

В двух решениях, принятых в 2009 г., арбитр <1> в деле "United States - Subsidies on Upland Cotton"  принял

к  сведению  ссылку  на  "соответствующие  контрмеры"  согласно

п. 10 ст.  4

 (и  отдельно  согласно

п. 10 ст.  7

)

Соглашения о субсидиях и компенсационных мерах и заявил, в частности, следующее:

--------------------------------

<1> Арбитраж  по

ст. 22 (6)

 Договоренности ВТО  о  правилах  и  процедурах,  регулирующих  разрешение

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница  205 из 271

Документ предоставлен

КонсультантПлюс

Дата сохранения: 06.02.2017

"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"

(под ред. Л.П. Ануфриевой)

("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)


background image

споров, и

ст. ст. 4 (11)

 и

7 (10)

 Соглашения о ВТО о субсидиях и компенсационных мерах.

"4.40. Мы отмечаем, что термин "контрмеры" является общим термином, употребляемым КМП в  контексте

проекта

Статей

  об  ответственности  государств  для   обозначения   временных   мер,   которые   потерпевшие

государства могут принимать в ответ на нарушения обязательств по международному праву.

4.41. Мы согласны с тем, что значение этого термина  в  международном  публичном  праве  вполне  может

способствовать нашему пониманию значения того же  термина  в  соглашении  СКМ.  Мы  полагаем,  что  термин

"контрмеры" в соглашении СКМ обозначает меры, которые, по сути, являются контрмерами, как они определены

в проекте

Статей

 КМП об ответственности государств.

4.42. Поэтому на данном этапе анализа мы считаем, что термин "контрмеры", по  существу,  характеризует

содержание  мер,  которые  должны  быть  санкционированы,  то  есть  временные  меры,  которые  в  противном

случае   будут   противоречить   обязательствам   по

Соглашению

  о  ВТО  и  которые  принимаются  в  ответ  на

нарушение обязательства  по

Соглашению

 по субсидиям и компенсационным мерам. Это также  согласуется  со

значением   данного    термина    в    международном    публичном    праве,    отраженным    в

Статьях

  КМП  об

ответственности государств" <1>.

--------------------------------

<1> United States - Subsidies on Upland Cotton, Recourse to Arbitration by the United States  under  Article  22.6

of the DSU and Article 4.11 of the SCM Agreement, Case N WT/DS267/ARB/1, Decision  by  the  Arbitrator,  31  August

2009. Paras. 4.40 - 4.42 and United States - Subsidies on Upland Cotton, Recourse to Arbitration by  the  United  States

under Article 22.6 of the DSU and Article 7.10 of the SCM  Agreement,  Case  No.  WT/DS267/ARB/2,  Decision  by  the

Arbitrator, 31 August 2009. Paras. 4.30 - 4.32.

Арбитр,  утверждая,  что  "то  обстоятельство,  что  контрмеры...  призваны  побудить  стороны   выполнять

соглашение,  само  по  себе  не  содержит  конкретных  указаний  на  то,  какого  уровня  контрмеры  могут   быть

допустимы...", заявил,  что  такое  "разграничение  также  можно  обнаружить  в  общих  нормах  международного

права, отраженных в

Статьях

 КМП об ответственности государств". Затем он напомнил,  что  "

статья 49

 проекта

Статей определяет слова "побудить... выполнить" как единственный законный объект контрмер, в  то  время  как

вопрос о допустимом  уровне  контрмер  рассматривается  в  отдельном  положении

(статья 51)

, и этот  уровень

определяется в зависимости от соразмерности причиненному вреду с учетом тяжести нарушения" <1>.

--------------------------------

<1> Ibid. Paras. 4.113, 4.61.

С   точки   зрения   отмеченной   выше   дихотомии   "санкции   -   контрмеры",    существующей    в    общем

международном праве, приостановление уступок и  иных  обязательств  по  праву  ВТО  обладает  двойственной

природой: с одной стороны, такое приостановление применяется только потерпевшим государством (запрещены

коллективные  меры),  и   в   этом   смысле   оно   ближе   к   контрмерам,   поскольку   ограничено   ресурсами   и

возможностями потерпевшего государства; с другой стороны, приостановление уступок возможно  только  после

установления нарушения и только с предварительного разрешения ОРС, который определяет характер и  объем

таких мер. Санкционирование со стороны международной организации -  элемент,  присущий  санкциям,  однако

меры  по

ст. 22

  ДРС  не  носят  коллективного  характера.  Получение  предварительного  разрешения  ОРС  не

придает им многосторонней основы, а служит лишь

lex specialis

 в порядке обращения к принудительным мерам

по сравнению с общим международным  правом.  Кроме  того,  нельзя  забывать,  что  приостановление  уступок

предназначено  прежде  всего  для  обеспечения  выполнения  решения  ОРС,  в  этом  смысле  меры  по

ст. 22

предстают  также  в   качестве   средства   исполнения   решения   судебного   органа.   В   целом,   несмотря   на

значительную  специфику,  более  отвечающим  природе  мер  по

ст. 22

  представляется  термин   "контрмеры",

который к тому же нашел применение в практике ОРС.

Как показал проведенный анализ практики ОРС по имплементации  ответственности  за  нарушение  права

ВТО, "последняя возможность" - контрмеры - использовалась крайне редко. Согласно  статистике,  размещенной

на официальном сайте ВТО,  посвященном  разрешению  споров,  механизм

ДРС

 был использован в 482  делах

(данные приведены по состоянию на 8 сентября  2014  г.)  <1>.  Если  отбросить  193  дела,  разбирательство  по

которым имеет статус продолжающихся дел (149 дел - стадия консультаций,  в  том  числе  некоторые  дела  -  с

1995 г.; 21 дело - принято решение о создании третейской группы, но сама  группа  не  сформирована;  18  дел  -

группа создана, однако пока нет утвержденного доклада или апелляции либо соглашения о прекращении  спора;

3 дела - доклад группы готов, но еще не утвержден ОРС или не обжалован; 2 дела  находятся  на  рассмотрении

апелляционного  органа),  а  также  если  исключить  из  рассмотрения  11  дел,  в  отношении  которых   истекли

полномочия третейских групп, то остается 278 дел, по  которым  ОРС  утвердил  доклады  третейских  групп  или

апелляционного органа.

--------------------------------

<1>     World     Trade     Organization.     Dispute      Settlement.      Current      Status      of      Disputes.      URL:

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница  206 из 271

Документ предоставлен

КонсультантПлюс

Дата сохранения: 06.02.2017

"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"

(под ред. Л.П. Ануфриевой)

("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)


background image

http://www.wto.org/english/tratop_e/dispu_e/dispu_current_status_e.htm.

Из этих 278 дел 28 были разрешены без  необходимости  предпринятия  ответчиком  каких-либо  действий,

т.е.  по  сути  выиграны  ответчиком  (например,  установлено  отсутствие  нарушений  <1>  или   положения,   на

которые ссылался заявитель, были признаны неприменимыми к спору  <2>).  В  остальных  250  делах  решение,

принятое  ОРС,  так  или  иначе  состоялось  в  пользу  заявителя  (мера  была  признана  несовместимой,  было

рекомендовано привести ее в соответствие). В 26 делах отсутствует  информация  о  принятии  каких-либо  мер,

что в отсутствие инициированных процедур по имплементации ответственности может  быть  истолковано  и  как

невыполнение решения, и как урегулирование ситуации на иной основе. В 88  делах  ответчик  представил  ОРС

отчет о мерах по имплементации решения ОРС, который не вызвал  несогласия  со  стороны  заинтересованных

лиц (точнее, ими не были возбуждены процедуры по оценке  соответствия  принятых  мер  решению  -

п. 5 ст. 21

ДРС), что позволяет считать их удовлетворенными принятыми  мерами.  В  21  деле  между  заинтересованными

членами   было   заключено   взаимоприемлемое   соглашение   о    порядке    исполнения    решения.    Наконец,

возможность для сторон на любой стадии  рассмотрения  спора  заключить  взаимоприемлемое  соглашение  об

урегулировании спора нашла отражение в том, что в 92 делах заявление  было  отозвано,  мера  отменена  либо

дело прекращено на основании принятого сторонами взаимоудовлетворяющего решения  до  утверждения  ОРС

доклада третейской группы или апелляционного органа.

--------------------------------

<1> См.: United States - Rules of Origin for Textiles and Apparel Products, WT/DS243.

<2> См.: Brazil - Measures Affecting Desiccated Coconut, WT/DS22.

Приведенная  статистика  свидетельствует  о  высокой  эффективности  механизма

ДРС

. Всего лишь в  14

делах из 250 (5,6%) стороны разошлись в оценке того, насколько принятые  государством  меры  во  исполнение

рекомендации или  решения  им  соответствуют  (

п. 5 ст. 21

 ДРС). Разбирательства по  семи  таким  делам  еще

продолжаются,  в  двух  было  установлено,  что  решения   исполнены   надлежащим   образом,   в   пяти   делах

установлено обратное.

Наконец, согласно  данным  официальной  статистики  о  текущем  статусе  дел  девять  дел  находятся  на

стадии рассмотрения вопроса о приостановлении уступок или иных обязательств: в трех делах такие процедуры

были отложены по просьбе сторон, поскольку  после  возбуждения  разбирательства  по

п. 6 ст. 22

 ДРС стороны

вступили  в  переговоры,  в  одном  деле  рассмотрение   еще   не   закончено,   в   пяти   делах   разрешение   на

приостановление уступок или иных обязательств было получено <1>.

--------------------------------

<1> Подробнее см.

§ 3 гл. VI

 настоящей книги.

Подход к механизму разрешения споров в рамках ВТО,  к  предложениям  по  его  совершенствованию  и  к

ответственности    за    нарушение    права    ВТО    исходя    из    классического    ретроспективного    понимания

ответственности  по  общему  международному   праву   (восстановление   нарушенного   положения   и   полное

возмещение   ущерба)   представляется   малопродуктивным.   Цель

ДРС

  -  безопасность  и   предсказуемость

многосторонней торговой системы, эффективное функционирование ВТО  и  сохранение  надлежащего  баланса

между правами и обязательствами членов, их взаимными уступками  и  преимуществами.  Отсюда  -  постоянная

нацеленность на поиск взаимоприемлемого решения, компромисса на всех стадиях разбирательства, начиная  с

консультаций и заканчивая  порядком  исполнения  решения.  Однако  неправильным  представляется  и  другая

крайность - утверждать, что "правила ВТО просто не являются "обязательными"  в  традиционном  смысле"  <1>.

Специфические  цели  и  методы  системы  разрешения  споров  в  рамках  ВТО  придают  имплементационному

механизму свои особенности, но не делают его необязательным <2>, поскольку, как отметила третейская группа

в одном из дел, целью контрмер является обеспечение соблюдения обязательств по праву  ВТО  <3>,  а  значит,

право ВТО - это  именно  юридические  обязательства.  В  целом,  как  показывает  анализ,  система  достаточно

эффективно справляется со своими функциями, хотя, конечно же, не свободна от недостатков.

--------------------------------

<1> Hippler Bello J. The WTO Dispute Settlement Understanding: Less is More // AJIL. 1996. Vol. 90. N 3. P.  416

- 417.

<2> См.: Jackson J.H. International Law Status of  WTO  Dispute  Settlement  Reports:  Obligation  to  Comply  or

Option to "Buy Out"? // AJIL. 2004. Vol. 98. N 1. P. 123.

<3> См.: European Communities - Regime for the Importation, Sale and  Distribution  of  Bananas  -  Recourse  to

Arbitration  by  the  European  Communities  under  Article  22.6[...]U  -  Decision  by   the   Arbitrators,   WT/DS27/ARB,

09.04.1999. Para. 6.3.

Подводя итоги, перечислим основные особенности международной ответственности  за  нарушение  права

ВТО: 1) институциализация и жесткая регламентация способов и порядка призвания к ответственности в  рамках

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница  207 из 271

Документ предоставлен

КонсультантПлюс

Дата сохранения: 06.02.2017

"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"

(под ред. Л.П. Ануфриевой)

("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)


background image

органа  с  обязательной  для  членов  ВТО  юрисдикцией;  2)  отсутствие   необходимости   доказывать   наличие

"правового интереса" для возбуждения дела; 3) основная цель механизма - поддержание надлежащего  баланса

между  правами  и  обязанностями  членов  ВТО;  4)   основное   содержание   ответственности   -   прекращение

противоправного   деяния;   5)   отсутствие   возможности   потребовать    возмещения    ущерба,    причиненного

противоправной мерой; 6) запрет односторонних контрмер, санкционирование  ОРС  конкретного  содержания  и

объема ответных мер.

Вместе с тем право ВТО - часть общего международного  права,  поэтому  принципы  и  нормы  последнего

применяются к отношениям в рамках ВТО в той части, в которой право  ВТО  не  предусматривает  специальных

правил и процедур, а также для толкования и уточнения содержания этих специальных правил и процедур.

4. Международная охрана окружающей среды и право ВТО

Торговля товарами и  услугами.

 Поощрение и либерализация свободной торговли товарами  и  услугами

стали определять развитие международного торгового права,  начиная  с  принятия

ГАТТ

 в 1947 г. Образование

ВТО в 1994 г. почти совпало с официальным признанием  концепции  устойчивого  развития  на  Конференции  в

Рио-де-Жанейро  в  1992  г.,  которая  стремилась  к  поиску  баланса  между  стабильной  и   открытой   торговой

системой  и  защитой  экологических  интересов.  Такой  поиск  связан   с   учетом   интересов   различных   групп

государств. Так, развитые страны придают большое политическое значение включению  вопросов,  связанных  с

окружающей средой и устойчивым развитием, в повестку торговых переговоров. Развивающиеся  же  страны  не

проявляют   большого   энтузиазма   по   данному   поводу.    Они    обеспокоены    возможностью    возрождения

протекционизма и использования односторонних мер под предлогом защиты  окружающей  среды  и  опасаются,

что попытки использования мер по ограничению торговли для достижения неторговых  целей  могут  перейти  на

другие  сферы,  к  примеру  такие,  как  стандарты   использования   рабочей   силы.   Они   также   считают,   что

предложения  индустриально  развитых   стран   концентрируются   на   принятии   мер,   которые   ограничивают

торговлю, а не на мерах, которые стимулируют развитие торговли <1>.

--------------------------------

<1> См.: Vossenaar R., Jha V.  Trading  Opportunities  for  Organic  Food  Products  from  Developing  Countries,

Paper Prepared under the UNCTAD/FIELD project. April, 2001.

Несмотря на разногласия между развитыми и развивающимися странами, никто  не  подвергает  сомнению

обоснованность  и  необходимость  улучшения  окружающей  среды.  Важно,   чтобы   на   вопросы,   волнующие

развивающиеся страны, также было обращено внимание. Если решать вопросы торговли и окружающей среды в

рамках ВТО, то их следует рассматривать в  контексте  более  широкого  круга  торговых  вопросов,  по  которым

пока не найдено справедливого решения <1>.

--------------------------------

<1> Подробнее  см.:  Jha  V.  Environmental  Regulation  and  WTO  //  Development,  Trade  and  the  WTO.  B.

Hoekman,            A.            Mattoo,            Ph.            English            eds.,            Washington,            2002.             URL:

http://www-wds.worldbank.org/servlet/WDSContentServer/WDSP/IB/2004/08/19/000160016_20040819140633/Rendere

d/PDF/297990018213149971x.pdf (дата обращения: 12.09.2014).

Вообще, отношения  между  торговлей,  развитием  и  окружающей  средой  являются  одной  из  наиболее

сложных проблем,  с  которой  сталкивается  многосторонняя  торговая  система  <1>.  Даже  само  определение

экологических интересов представляется весьма  непростым,  поскольку  приоритеты  разных  субъектов  в  этой

области  существенно  отличаются  друг  от  друга.  Оценка  роли  ВТО  в  плане  ее  влияния  на   экологические

проблемы не является однозначной. Некоторые  исследователи  полагают,  что  содействие  открытию  торговли

товарами  и   услугами   для   экономического   развития   государств,   а   также   формирование   стабильных   и

предсказуемых    финансово-экономических    условий,    которые    повышают     возможности     инновационных

технологий, "способствует эффективному распределению ресурсов, экономическому росту и повышению уровня

доходов, которые, в свою очередь, обеспечат  дополнительные  возможности  для  защиты  окружающей  среды"

<2>.  Более  реалистичной  представляется  позиция,   согласно   которой   поиск   баланса   между   интересами

эффективного  функционирования  торговой  системы,  необходимостью  развития  международной  торговли,  с

одной  стороны,  и  экологическими  интересами  -  с  другой,  представляет  собой  сложный  и   противоречивый

процесс.

Принцип  4

  Рио-де-Жанейрской  декларации  по  окружающей  среде  и  развитию   1992   г.,   отражая

взаимозависимость    между     экологическими     стандартами     и     экономической     конкурентоспособностью,

устанавливает,  что  "для  достижения  устойчивого  развития  защита  окружающей  среды  должна   составлять

неотъемлемую часть процесса развития и не может рассматриваться  в  отрыве  от  него".  Это  проблема  стала

одной  из  центральных  в  Повестке  дня  на  XXI  век,  которая  обозначила  следующие  цели   международного

сообщества.

--------------------------------

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница  208 из 271

Документ предоставлен

КонсультантПлюс

Дата сохранения: 06.02.2017

"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"

(под ред. Л.П. Ануфриевой)

("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)


background image

<1> См.: Calle M.-A. Environmental concerns and  trade  disputes:  an  overview  from  the  GATT  and  the  WTO

dispute                                               settlement                                                system.                                                URL:

http://www.corkonlinelawreview.com/editions/2012/EnvironmentalConcernsndTradeDisputesAnOverviewFromTheGATT

AndTheWTODisputeSettlementSystem.MariaAlejandraCalle.pdf (дата обращения: 12.09.2014).

<2> Пахомов А.П., Баласанян М.В. К вопросу  об  охране  окружающей  среды  в  деятельности  ВТО.  URL:

http://www.finansy.ru/st/post_1324032431.html.

В рамках международной экономики следует обеспечить благоприятный климат  для  достижения  целей  в

области окружающей среды и развития на основе <1>:

--------------------------------

<1> См.: Повестка дня на XXI век. Принята Конференцией ООН по окружающей среде  и  развитию  3  -  14

июня  1992  г.  Пункт  2.3.   URL:   http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/agenda21_ch2.shtml   (дата

обращения: 08.09.2014).

а) содействия устойчивому развитию путем осуществления либерализации торговли;

б) создания взаимодополняющих и взаимоукрепляющих условий в области торговли и окружающей среды;

в) предоставления адекватных финансовых ресурсов развивающимся странам и решения  международной

проблемы задолженности;

г) поощрения макроэкономической политики, способствующей охране окружающей среды и развитию.

С точки зрения взаимосвязей между вопросами торговли, охраны окружающей среды  и  развития  следует

выделить два направления, которые не обязательно являются равнозначными. Первое относится  к  возможным

дискуссиям  в  Комитете  ВТО  по  торговле  и  окружающей  среде.  Второе  направление  связано  со   спорами,

касающимися взаимодействия торговли и окружающей среды, которые рассматриваются в  ВТО.  Именно  через

два обозначенных направления разрешается дилемма о том,  как  совместить  конкурирующие  экологические  и

экономические интересы.

Право ВТО и защита  окружающей  среды.

 Уругвайский раунд переговоров  привнес  в  международную

торговую  систему  определенное  признание  концепции  устойчивого  развития,  а  значит,  и  важности  защиты

окружающей  среды.

Преамбула

 к  Соглашению  о  ВТО  содержит,  в  противоположность

ГАТТ

, упоминание  о

необходимости достижения цели устойчивого развития и охраны окружающей  среды.  В  принципе  Соглашения

ВТО не должны пониматься "как препятствие любому члену принимать или применять  меры,  необходимые  для

защиты жизни или здоровья людей, животных или  растений"

(п. (b) ст. XIV

 ГАТС). При этом из всех  соглашений

пакета ВТО, как отмечает О.В. Кадышева, наиболее  близкими  к  экологической  теме  являются

Соглашение

 по

техническим барьерам  в  торговле  и

Соглашение

 по применению  санитарных  и  фитосанитарных  мер  <1>.  В

соответствии со

ст. 2

 Соглашения по применению санитарных и фитосанитарных мер государства имеют  право

вводить санитарные и фитосанитарные меры, необходимые для защиты жизни или  здоровья  людей,  животных

или  растений,  при  условии,  что  такие  меры   не   противоречат   положениям   настоящего

Соглашения

. Они

обеспечивают, чтобы любая санитарная или фитосанитарная мера применялась только в той степени, в которой

это необходимо для охраны жизни или здоровья людей, животных или растений,  и  была  основана  на  научных

принципах и не оставалась в силе без достаточного научного обоснования.  В  случаях,  когда  соответствующее

научное  обоснование  является  недостаточным,  любой  член  ВТО  может  временно  ввести  санитарные   или

фитосанитарные меры на основе имеющейся надлежащей информации, включая  информацию,  полученную  от

соответствующих международных организаций, а также информацию о санитарных или фитосанитарных  мерах,

применяемых другими членами. При подобных  обстоятельствах  следует  стараться  получить  дополнительную

информацию, необходимую для более объективной оценки риска, и, соответственно,  пересмотреть  санитарную

или  фитосанитарную  меру  в  течение   разумного   периода   времени

(п. 7 ст.  5)

.  При  этом  санитарные  или

фитосанитарные меры, которые соответствуют положениям  настоящего

Соглашения

, считаются находящимися

в  соответствии   с   обязательствами   членов,   предусмотренными   положениями

ГАТТ-1994

,  которые  имеют

отношение к использованию санитарных или фитосанитарных мер, в особенности положениям

ст. XX (b)

.

--------------------------------

<1> См.: Кадышева О.В. Экологические аспекты в деятельности ВТО // Евразийский  юридический  журнал.

2013. N 6. С. 62 - 66.

В

преамбуле

 соглашения ГАТТ также указывается,  что  члены  ВТО  стремятся  повысить  эффективность

глобального  производства   путем   "обеспечения   полного   использования   мировых   ресурсов"   посредством

снижения торговых барьеров и устранения практики дискриминации иностранных фирм, товаров и услуг.

Ядром режима ГАТТ/ВТО выступают два принципа, которые имеют значение при принятии мер  по  охране

окружающей   среды:   режим   наибольшего   благоприятствования   и   национальный   режим.   Общий    режим

наибольшего благоприятствования определен  в

ст. I

 ГАТТ: "В отношении таможенных пошлин и сборов  всякого

рода...  любое  преимущество,  благоприятствование,   привилегия   или   иммунитет,   предоставляемые   любой

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница  209 из 271

Документ предоставлен

КонсультантПлюс

Дата сохранения: 06.02.2017

"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"

(под ред. Л.П. Ануфриевой)

("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)