Файл: Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В., Шпикс Т. А. Психическое здоровье xxi века психические отклонения в постмодернистском обществе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 493

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
идентичностей даже в тех случаях, когда последние не имеют разительных отличий.
Наряду со сравнительно мало демонстративными вариантами, встречаются случаи, характеризующиеся значительными изменениями, когда появляется “Другой”, совершенно не похожий на предшествующую идентичность.
В подобных вариантах идентичность, сменившая предшествующую, отличается от последней по возрасту, полу, манере поведения, выразительности движений, мимике, жестикуляции и др.
Иллюстрацией наличия таких вариантов является пример из популярного фильма по повести "Три лица Евы", в котором главная героиня выступала в трех ипостасях. Одна идентичность – Ева Белая, представляла собой стрессированную заботами домохозяйку. Вторая –
Ева Черная – женщину легкого поведения, посещающую бары и вступающую в связи со случайными мужчинами. Третья идентичность – Джейн, возникает позже и представлена здоровой, непосредственной женщиной, лишенной каких бы то ни было комплексов. Причиной развития расстройства, согласно сценарию, явился тяжелый психотравмирующий эпизод в детстве Евы, когда ее заставили поцеловать умершую бабушку.
Известный американский социолог Anderson (1997) имел возможность через 40 лет после появления фильма встретиться с женщиной, которая явилась прототипом Евы. Настоящая Ева по фамилии Chris Sizemoore рассказала автору о своих переживаниях того периода. Она показала свои рисунки, выполненные в различных личностных состояниях в разнообразных стилях, отражающих креативные проявления ее различных идентичностей. В последующем
Sizemoore написала книгу, в которой сообщила о наличии у нее до
176
выздровления большего количества идентичностей, чем те три, отраженные в повести и фильме.
Общий рисунок поведения каждой новой личностной структуры характеризуется наличием
“стремления” каким-то образом приспособится к той ситуации, в которой она оказалась. Эти попытки не всегда эффективны.
У лиц, переживающих такие состояния, возникают значительные затруднения, связанные с фактором потери времени, так как время функционирования предыдущей идентичности обычно не воспроизводится и в памяти отсутствует. При этом в осознании сохраняется ощущение «белого пятна», ассоциирующегося с каким-то периодом из предшествующего данному состоянию времени.
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   20

Непосредственно после переключения пациентки/пациенты чувствуют обычно выраженный психологический дискомфорт, стеснение, боятся “потерять лицо”. Внешне это выражается в том, что они озираются вокруг, потирают лицо, стараются произвести впечатление, что они чем-то озабочены, испытывают какое-то физическое недомогание (отсидели ногу, онемели конечности, возник болевой синдром и др.) Для обретения большей уверенности в себе они могут ощупывать свое тело, прикасаться к близ лежащим предметам, что-то записывать, пробовать позвонить по мобильному телефону и пр.
Если амнезия была относительно кратковременной, лица с ДРИ часто придумывают сравнительно простое объяснение своего невнимания к происходящему. Они говорят, что о чем-то задумались, отвлеклись на мысли о своих проблемах и извиняются перед присутствующими. В случаях более длительного периода отсутствия
177
иногда ссылаются на усталость и повышенную сонливость после умственного перенапряжения или бессонной ночи.
В некоторых случаях доминирующая личностная структура может присутствовать на сцене очень долго, в течение нескольких месяцев или лет. Такая личность обнаруживает лишь незначительную амнезию или ее полное отсутствие и подозрение о множественности не возникает.
Примером длительного ДРИ является следующее наблюдение.
Пациент Н. молодого возраста "пришел в себя" на вокзале и обнаружил, что рядом с ним сидит какая-то женщина, которая проявляет к нему участие и говорит о необходимости обращения в медпункт. Вначале он не понимал, где находится, но вскоре по окружающей обстановке разобрался, что это вокзал. Как оказался на вокзале вспомнить не мог. Возникло состояние ужаса, так как "не мог сообразить кто он", не знал своего имени, фамилии, места жительства, вообще ничего, что с ним было до момента "прихода в себя". "Вся предшествующая жизнь исчезла".
Осознавал необычность, странность, ситуации.
При поступлении в клинику был коммуникабелен, просил помочь ему "найти себя".
При психологическом обследовании обнаружил отсутствие нарушений немедленной и короткой памяти, на события после "прихода в себя" на вокзале, достаточно высокий интеллектуальный уровень. По MMPI-II устанавливались черты, характерные для пограничного личностного расстройства. Через несколько дней на привокзальной территории был найден его паспорт и таким образом установлены его формальные данные (возраст 21 год) и место жительства. При встрече с матерью и братом проявлял сдержанность в поведении, их не узнал. Домой уехать отказался, объяснив, что "ему
178

будет трудно играть роль члена семьи, которая ему незнакома".
Узнавал себя на семейных фотографиях, но не мог идентифицировать своих близких. Со слов близких, было установлено, что пациент имеет высшее образование, увлекается Интернетом, тенденции к злоупотреблению алкоголем или другими веществами не проявлял.
Отмечались обидчивость, неуравновешенность, смена увлечений. В девятилетнем возрасте после семейного конфликта уходил из дома и вернулся лишь на следующий день (не ночевал дома). Пациент находился в клинике более двух месяцев и согласился вернуться "домой" без восстановления нарушения.
В качестве иллюстрации кратковременного ДРИ приведем случай пациентки С., 19 лет, которая была доставлена "скорой помощью" в психиатрическую больницу. Она пришла в себя, лежа в траве на обочине дороги недалеко от Коммунального моста через реку
Обь. Утверждала, что рядом с ней лежали еще двое неподвижных мужчин. Поднявшись с земли, не могла понять, как оказалась на этом месте и кто она.
Остановила одну из проходящих машин и была доставлена в поликлинику, а оттуда в больницу.
Вспомнила, что накануне вечером познакомилась с двумя молодыми мужчинами, выпила с ними небольшое количество алкоголя, после чего молодые люди предложили ей пойти к ним в гости, на что она согласилась. В этом месте произошел, по ее словам, "обрыв ленты" воспоминаний о событиях. Помнила только, что каким-то образом оказалась со своими знакомыми на проезжей части дороги, где их всех сбила машина. В воспоминаниях пациентки о рассказанных ею событиях присутствовала дезориентировка в собственной личности –
179
не знала: кто она, где живет, где учится или работает, кто ее родственники и знакомые. Потеря ориентировки в собственной личности продолжалась около 2-х суток. Затем вспомнила свое имя, фамилию и место проживания. Высказала беспокойство о судьбе знакомых, которых сбила машина, плакала, говорила, что они, наверное, погибли. Наличие дорожного инцидента, о котором рассказала пациентка, не подтвердилось.
Пациентка смогла сообщить о себе следующие анамнестические данные. В шестилетнем возрасте потеряла родителей, мать умерла от болезни, а отец погиб в автокатастрофе. Воспитывалась в детском доме, в дальнейшем работала по отделке квартир. Жила у подруги, приютившей ее. Вела свободный образ жизни, быстро разрывая контакт со знакомыми. Курила, употребляла алкоголь в умеренных дозах, с регулярностью 1-2 раза в неделю. Имевшее место состояние потери идентичности оценивала как "странное", никогда прежде не испытанное состояние, в причине которого она не в состоянии разобраться.
Можно предположить, что временной потере идентичности в данном случае предшествовало психотравмирующее переживание, содержание которого было вытеснено (репрессировано) из сознания и трансформировано в более приемлемую для ego-состояния фабулу.
Имеющие место травматические переживания детского возраста, особенности последующей жизни привели к нарушению формирования достаточно спаянной идентичности, что явилось "почвой" для феномена потери идентичности после очередной, предположительно серьезной, психической травмы.
По данным Kluft (1985), приблизительно 15% взрослых с ДРИ диагностируется впервые только тогда, когда у них возникает
180

диссоциация в клинических условиях при непосредственном наблюдении профессионалов. Автор констатировал, что в 40% случаев ДРИ раскрывается случайно (терапевтом или пациентом) в связи с отсутствием классических симптомов нарушения.
Создается впечатление, что многие Альтеры существуют в психике в течение очень длительного периода, ничем не проявляясь в поведении, не захватывая контроль над телом. По-видимому, все это время они взаимодействуют с другими Альтерами, также находящимися в скрытом состоянии.
Braude (1995) считает, что такие интеракции могут принимать форму “совещательных встреч” для осуществления супервизии за возникновением новых Альтеров. Какой-то Альтер может появиться лишь один раз для выполнения специфической задачи или миссии, в дальнейшем оставаясь в “дремлющем” состоянии или вообще устраняясь из психики. В то же время дремлющий Альтер влияет каким-то образом на психическое состояние человека с ДРИ. Это выражается, по мнению Braude, в индуцировании галлюцинаций у
Альтера, контролирующего психику, способного предупредить какие-то действия и высказывания (Prince, 1978).
Переключение из одной личностной структуры на другую
(смена Альтеров) помогает индивидууму с ДРИ справляться с состояниями психофизического истощения, избавляться от возникающих отрицательных эмоций, от физической боли.
Например, если один из Альтеров испытывает боль, сменивший его
Альтер не чувствует никакой боли. Боль может также передаваться от одного Альтера к другому, обладающему иными характеристиками.
Случаи появления на сцене детского Альтера у взрослого человека с
ДРИ возможны в ситуациях, когда этот феномен, по мнению его
181
обладателя, не должен вызвать шокирующей реакции у окружающих, и поэтому обычно случается в приватной домашней обстановке или в одиночестве.
Kluft (1985) считает важным признаком ДРИ (в то время называемого множественным личностным расстройством) отсутствие осознания пролонгированной идентичности, выражающееся в том, что такой человек не способен заявить о себе, что она/он “всегда, в прошлом, настоящем и будущем являлся, является и будет являться одной и той же личностью”.
Лица с ДРИ часто страдают нарушениями сна, для них типично наличие кошмарных сновидений и ночных страхов. Содержание кошмарных сновидений обычно отражает психическую травму детского возраста. В таких сновидениях происходит регрессия в возрастной период, связанный с травмирующим событием.
Обострение кошмарных сновидений отмечается при проведении терапии, когда у индивидуума с ДРИ происходит активация психических процессов и появляется возможность отреагировать психическую травму, вернуться к моменту первого развития множественности в другом возрасте и в благоприятной терапевтической ситуации. В то же время, если пациентки/пациенты оказываются не готовыми к повторным переживаниям ранее вытесненных в бессознательное последствий травматических событий, у них возникают трудности засыпания, вызванные страхом появления кошмарных сновидений.
Таким образом, здесь имеет место возникновение особой формы страха – страха перед сновидениями. Усиливающаяся бессонница в подобных случаях приводит к развитию психического и физического истощения, что, в свою очередь, ослабляет психологические защиты.
182


В результате создаются условия, благоприятствующие прорывам в сновидения репрессированных материалов с устрашающими содержаниями.
У лиц с ДРИ часто развиваются депрессивные состояния.
Существует точка зрения, согласно которой депрессия является в подобных случаях одним из способов ухода от более тяжелой эмоциональной боли (Bryant, Kessler, Shirar, 1992) и др. Если депрессия присуща одному из “Альтеров”, она может быть устранена применением антидепрессантов, однако у другого/других Альтеров депрессия может вообще не проявляться.
Практика показывает наличие встречающегося при ДРИ феномена, заключающегося в том, что препараты, которые помогают одному Альтеру, оказываются совершенно не эффективными или даже вредными для другого.
В последнее десятилетие становятся популярными так называемые патографии, представляющие собой литературно обработанные описания пациентками/пациентами хронологии своих болезненных состояний. Получили известность, например, описания пациенток, страдающих нервной анорексией, синдромом мягкого аутизма, работоголизмом и др. Патографии не обошли стороной и
ДРИ. К числу таких описаний относится патография Cameron West
(1999), названная “Первое лицо множественного числа”. Автор данной патографии – доктор психологических наук, защитил диссертацию в Saybroke Institute, где и написал эту книгу. В ней излагается подробное описание поврежденных частей личности, которые длительное время были «запечатаны» в бессознательном и изолированы от сознательной памяти.
183

В тридцатилетнем возрасте West был преуспевающим бизнесменом, имеющим счастливый брак. Вскоре после рождения сына у него появились голоса. Один из голосов принадлежал Davy, первому из 24-х различных личностей, которые стали возникать одна за другой в течение нескольких месяцев. Голоса рассказывали об ужасном насилии в детстве, которое было скрыто в бессознательном на протяжении всей предыдущей жизни. На сцене возникал всегда напряженный и заикающийся 8-летний Clay. Появлялся вежливый и добросердечный 12-летний Dusty, легкомысленный и поддерживающий Bart и другие личности с различными манерами поведения, характеристиками и отдельным багажом воспоминаний.
В этом же контексте представляет интерес описание своей множественности Oxnam (2005). Oxnam в реальности - известный спикер на американском телевидении, специалист по истории Китая, часто сопровождавший таких знаменитостей, как Билл Гейтс, бывший президент США - Джордж Буш старший, Барбара Буш. Во время визита к психиатру в 1999 году Oxnam обнаружил, что из его сознания выпало 45 минут времени. Он даже не подозревал, что в этот период с психиатром беседовал один из его Альтеров, озлобленный мальчик Боб, который появился в его жизни в 60-е годы (автор родился в 1942 г.). Несмотря на столь длительное (в течение 30-ти лет) присутствие Альтера в его жизни, Oxnam не осознавал его существования.
Анализ феномена ДРИ не ограничивается клиническими нейробиологическими, психоаналитическими и психологическими подходами, он затрагивает также и экзистенциально философский аспект. На этот факт обращает внимание Crabtree (1985). Автор считает ошибочной позицию, при которой люди говорят о себе в
184