Файл: Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В., Шпикс Т. А. Психическое здоровье xxi века психические отклонения в постмодернистском обществе.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 637
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
единственном числе. По мнению Crabtree (1985), утверждения типа: “я хочу сделать что-то”, “я пришел к какому-то решению” и прочие, по своей сути ошибочны, так как не существует единого “я”. В каждом из нас находятся сотни, тысячи маленьких “я’. Мы разделены на мельчайшие фрагменты, но не в состоянии распознать и осознать это.
И, если в одно из мгновений действует одно ”я”, то в следующий момент - другое “я”. Множественность “я” объясняет нашу противоречивость, непоследовательность, отсутствие психологической гармонии.
Аналогичной точки зрения придерживается Gurdjieff (1873-
1949): “Является величайшей ошибкой думать, что человек всегда один и тот же. Человек никогда не остается одним и тем же в течение длительного времени. Он постоянно изменяется. Он редко остается неизменным даже на полчаса. Мы думаем, что, если человека зовут Иван, то он всегда является Иваном. Ничего подобного. Сейчас он Иван, в следующую минуту он Петр, а минутой позже он Николай, Сергей, Матвей, Симон. Вы думаете, что он
Иван. Вы знаете, что Иван не может поступать таким образом. Он не может говорить неправду, и Вы удивлены, что он смог солгать. И, несомненно, Иван не может солгать. Это соврал Николай. И, когда предоставится такая возможность, Николай не сможет удержаться от лжи. Вы будете изумлены, когда осознаете, какое множество этих
Иванов и Николаев живет в одном человеке. Если Вы научитесь наблюдать за ними, у Вас исчезнет потребность ходить в кино”.
Crabtree полагает, что было бы целесообразно назвать ДРИ
“творческой болезнью”. Это обусловлено тем, что в случаях, когда индивидуум с ДРИ встречается с серьезной проблемой, или оказывается в конфликтной ситуации, он/она преодолевает
185
И, если в одно из мгновений действует одно ”я”, то в следующий момент - другое “я”. Множественность “я” объясняет нашу противоречивость, непоследовательность, отсутствие психологической гармонии.
Аналогичной точки зрения придерживается Gurdjieff (1873-
1949): “Является величайшей ошибкой думать, что человек всегда один и тот же. Человек никогда не остается одним и тем же в течение длительного времени. Он постоянно изменяется. Он редко остается неизменным даже на полчаса. Мы думаем, что, если человека зовут Иван, то он всегда является Иваном. Ничего подобного. Сейчас он Иван, в следующую минуту он Петр, а минутой позже он Николай, Сергей, Матвей, Симон. Вы думаете, что он
Иван. Вы знаете, что Иван не может поступать таким образом. Он не может говорить неправду, и Вы удивлены, что он смог солгать. И, несомненно, Иван не может солгать. Это соврал Николай. И, когда предоставится такая возможность, Николай не сможет удержаться от лжи. Вы будете изумлены, когда осознаете, какое множество этих
Иванов и Николаев живет в одном человеке. Если Вы научитесь наблюдать за ними, у Вас исчезнет потребность ходить в кино”.
Crabtree полагает, что было бы целесообразно назвать ДРИ
“творческой болезнью”. Это обусловлено тем, что в случаях, когда индивидуум с ДРИ встречается с серьезной проблемой, или оказывается в конфликтной ситуации, он/она преодолевает
185
затруднение, обращаясь к привычному способу психологической защиты, которым является диссоциация. На сцене появляется Альтер
(личностная структура), подходящий для решения трудной проблемы. Индивидуум с ДРИ создает инструменты в форме
Альтеров, способных эффективно функционировать в различных экстремальных ситуациях.
Во многих случаях такого рода Альтеры настолько
“отшлифованы” для выполнения конкретных заданий, что окружающие свидетели их действий не улавливают диссоциации и воспринимают Альтера как первичную личность (личность
“хозяина”).
Kampman (1976) приходит к заключению, что лица, способные к продукции “вторичных личностей” (Альтеров), “клинически более здоровы и адаптивны, чем те, кто к этому не способен”. Автор высказывает предположение, что возможность продуцировать множественные личностные структуры “является творческой способностью эго”.
Анализ жизненной карьеры лиц с ДРИ показывает, что последняя может складываться по разному. Некоторые из них достигают успеха в различных областях: в литературе, искусстве, технике, науке. В тоже время значительная часть ведёт антисоциальный образ жизни, совершает правонарушения, злоупотребляет наркотиками, алкоголем, занимается проституцией.
Возможно сочетание двух или более противоположных друг другу стилей жизни, в которых каждый участник имеет своё собственное имя. В книге Sineson'а (2002) приводятся соответствующие наблюдения. Например, Джейн, читающая успешно лекции в университете и пользующаяся авторитетом среди студентов,
186
(личностная структура), подходящий для решения трудной проблемы. Индивидуум с ДРИ создает инструменты в форме
Альтеров, способных эффективно функционировать в различных экстремальных ситуациях.
Во многих случаях такого рода Альтеры настолько
“отшлифованы” для выполнения конкретных заданий, что окружающие свидетели их действий не улавливают диссоциации и воспринимают Альтера как первичную личность (личность
“хозяина”).
Kampman (1976) приходит к заключению, что лица, способные к продукции “вторичных личностей” (Альтеров), “клинически более здоровы и адаптивны, чем те, кто к этому не способен”. Автор высказывает предположение, что возможность продуцировать множественные личностные структуры “является творческой способностью эго”.
Анализ жизненной карьеры лиц с ДРИ показывает, что последняя может складываться по разному. Некоторые из них достигают успеха в различных областях: в литературе, искусстве, технике, науке. В тоже время значительная часть ведёт антисоциальный образ жизни, совершает правонарушения, злоупотребляет наркотиками, алкоголем, занимается проституцией.
Возможно сочетание двух или более противоположных друг другу стилей жизни, в которых каждый участник имеет своё собственное имя. В книге Sineson'а (2002) приводятся соответствующие наблюдения. Например, Джейн, читающая успешно лекции в университете и пользующаяся авторитетом среди студентов,
186
в диссоциативном состоянии, под именем Иния, выступает в качестве хозяйки садомазохистского дома свиданий; как Мил совершает мелкие кражи; как Джанет работает программистом и как Аннет является химическим аддиктом. Каждая из этих персонажей имеет свой стиль поведения, одежду и отдельную квартиру (дом).
Colin Wilson (1983) писал, что, когда сознание человека передвигается от self’а к self’у, чувство кем она/он является изменяется. Эти изменения идентичности, по мнению автора, случаются с людьми постоянно, но они редко задумываются об этом.
Wilson описывает диссоциацию с возникновением функционального Альтера на собственном примере. Автор анализирует переживание, вызванное появлением внутри себя
Альтера ”школьной учительницы”, которая имела обыкновение появляться в критические моменты и наводить необходимый порядок, что сопровождалось возникновением паники от ощущения невозможности справиться с ситуацией.
Известный американский психолог William James в своих
“Принципах психологии” писал, что, в процессе проживания своей обычной жизни нас охватывают и нами овладевают множество self’ов, которые составляют наше эмпирическое «Я» (empirical me). Подобно
Wilson’у, James считал, что эти множественные self’ы формируются в психике в восходящем порядке. В основании этой линейной модели
James располагает “соматический self”, а на верхушке self спиритуальный. Все множественные self’ы служат выполнению специфических целей и совместно формируют спаянную целостность, которую мы называем индивидуальностью.
В последнее время в литературе активно обсуждается вопрос о дифференциации различных видов диссоциации и
187
Colin Wilson (1983) писал, что, когда сознание человека передвигается от self’а к self’у, чувство кем она/он является изменяется. Эти изменения идентичности, по мнению автора, случаются с людьми постоянно, но они редко задумываются об этом.
Wilson описывает диссоциацию с возникновением функционального Альтера на собственном примере. Автор анализирует переживание, вызванное появлением внутри себя
Альтера ”школьной учительницы”, которая имела обыкновение появляться в критические моменты и наводить необходимый порядок, что сопровождалось возникновением паники от ощущения невозможности справиться с ситуацией.
Известный американский психолог William James в своих
“Принципах психологии” писал, что, в процессе проживания своей обычной жизни нас охватывают и нами овладевают множество self’ов, которые составляют наше эмпирическое «Я» (empirical me). Подобно
Wilson’у, James считал, что эти множественные self’ы формируются в психике в восходящем порядке. В основании этой линейной модели
James располагает “соматический self”, а на верхушке self спиритуальный. Все множественные self’ы служат выполнению специфических целей и совместно формируют спаянную целостность, которую мы называем индивидуальностью.
В последнее время в литературе активно обсуждается вопрос о дифференциации различных видов диссоциации и
187
посттравматического стрессового расстройства
(ПТСР).
Дифференциация вызвана трудностями, отчасти связанными с различным пониманием терминов, применяемых для определения симптомов при ДРИ и ПТСР в DSM-IV-TR. При этом может происходить формальное приравнивание некоторых симптомов двух нозологий. Подробный анализ отношений между диссоциацией и
ПТСР проводит Simeon (2007). Автор подчеркивает, что дифференциация диссоциации и ПТСР является областью неразрешенных противоречий и требует проведения дальнейших интенсивных исследований.
Simeon предлагает четыре модели рассмотрения вопроса: модель коморбидности, модель разделяемых между диссоциацией и
ПТСР факторов риска, модель общего патогенеза и, наконец, модель эквивалентности двух нарушений.
Нами (Короленко, Дмитриева, 2006) описывались наблюдения особой формы патологической диссоциации. Пациентки/пациенты внезапно непонятным для себя образом оказывались в незнакомом месте, в другом районе или чужом городе. Они обнаруживали тотальную (за исключением гендерной) амнезию своей прошлой идентичности, включая свое имя, фамилию, место жительства, профессию. Не могли вспомнить своих родителей, где проходило их детство, обучение, состоят ли они в браке, есть ли у них сестры и/или братья, имеют ли они детей. В то же время у них были сохранены многие, в том числе и сложные, навыки. Пациенты/пациентки могли не только читать и писать, но и обращаться с обычным и мобильным телефоном. Некоторые из них умели работать на компьютере, ездить на велосипеде, водить машину, не зная, где и когда они этому обучились. Наряду с кратковременными (до нескольких суток), эти
(ПТСР).
Дифференциация вызвана трудностями, отчасти связанными с различным пониманием терминов, применяемых для определения симптомов при ДРИ и ПТСР в DSM-IV-TR. При этом может происходить формальное приравнивание некоторых симптомов двух нозологий. Подробный анализ отношений между диссоциацией и
ПТСР проводит Simeon (2007). Автор подчеркивает, что дифференциация диссоциации и ПТСР является областью неразрешенных противоречий и требует проведения дальнейших интенсивных исследований.
Simeon предлагает четыре модели рассмотрения вопроса: модель коморбидности, модель разделяемых между диссоциацией и
ПТСР факторов риска, модель общего патогенеза и, наконец, модель эквивалентности двух нарушений.
Нами (Короленко, Дмитриева, 2006) описывались наблюдения особой формы патологической диссоциации. Пациентки/пациенты внезапно непонятным для себя образом оказывались в незнакомом месте, в другом районе или чужом городе. Они обнаруживали тотальную (за исключением гендерной) амнезию своей прошлой идентичности, включая свое имя, фамилию, место жительства, профессию. Не могли вспомнить своих родителей, где проходило их детство, обучение, состоят ли они в браке, есть ли у них сестры и/или братья, имеют ли они детей. В то же время у них были сохранены многие, в том числе и сложные, навыки. Пациенты/пациентки могли не только читать и писать, но и обращаться с обычным и мобильным телефоном. Некоторые из них умели работать на компьютере, ездить на велосипеде, водить машину, не зная, где и когда они этому обучились. Наряду с кратковременными (до нескольких суток), эти
1 ... 7 8 9 10 11 12 13 14 ... 20
188
состояния могли продолжаться неопределенно долго, без тенденции к возвращению в прежнее личностное состояние.
Дальнейшие наблюдения и анализ этих состояний позволяет сделать заключение, что специфика психодинамики наблюдаемых форм диссоциативных расстройств состоит в избирательном стирании энграмм памяти, содержанием которых является все, относящееся к сфере межличностных отношений. Имеет место элиминация всех отношений как с наиболее близкими, так и со всеми остальными, встретившимися на жизненном пути людьми. На этом фоне остаются достаточно сохранными приобретенные знания в области общего образования, факты из истории, географии, произведения литературы.
Можно предположить, что подобная избирательность связана с активностью глубинного бессознательного разума, филогенетически древней психической структуры, функцией которой является обеспечение адаптации и выживания в сложных условиях, не поддающихся рациональной оценке и требующих максимально быстрой и наиболее экзистенциально целесообразной реакции. В анализируемых случаях диссоциации глубинный бессознательный разум “дал внезапную команду” выключения целой системы памяти межличностных отношений. Описываемый феномен, очевидно, обусловлен накоплением в сознании многочисленных вариантов и структур ролевого поведения, выраженным и нарастающим отрывом от своей аутентичности.
Этот отрыв по своей сущности антибиологичен, он противоречит тому, что в глубоком религиозном и философском смысле является основным предназначением человека. На сознательном уровне содержание такого противоречия не понимается.
189
Дальнейшие наблюдения и анализ этих состояний позволяет сделать заключение, что специфика психодинамики наблюдаемых форм диссоциативных расстройств состоит в избирательном стирании энграмм памяти, содержанием которых является все, относящееся к сфере межличностных отношений. Имеет место элиминация всех отношений как с наиболее близкими, так и со всеми остальными, встретившимися на жизненном пути людьми. На этом фоне остаются достаточно сохранными приобретенные знания в области общего образования, факты из истории, географии, произведения литературы.
Можно предположить, что подобная избирательность связана с активностью глубинного бессознательного разума, филогенетически древней психической структуры, функцией которой является обеспечение адаптации и выживания в сложных условиях, не поддающихся рациональной оценке и требующих максимально быстрой и наиболее экзистенциально целесообразной реакции. В анализируемых случаях диссоциации глубинный бессознательный разум “дал внезапную команду” выключения целой системы памяти межличностных отношений. Описываемый феномен, очевидно, обусловлен накоплением в сознании многочисленных вариантов и структур ролевого поведения, выраженным и нарастающим отрывом от своей аутентичности.
Этот отрыв по своей сущности антибиологичен, он противоречит тому, что в глубоком религиозном и философском смысле является основным предназначением человека. На сознательном уровне содержание такого противоречия не понимается.
189
Оно вызывает лишь чувство не осознаваемого постоянно присутствующего психического дискомфорта.
На уровне глубинного бессознательного разума отрыв от аутентичности воспринимается как экзистенциальная угроза, от которой нужно освободиться наиболее радикальным образом, устранив всю прежнюю громоздкую систему социальных обязательств, ролей, условностей, зависимостей от прежних межличностных отношений на различных уровнях.
Антисоциальное личностное расстройство и Нарушение
Поведения
Антисоциальное личностное расстройство (АСЛР) относится к кластеру B DSM-IV-TR и, наряду с пограничным личностным расстройством, широко распространено в постсовременном мире.
Подробное описание АСЛР приводилось нами в предыдущих работах
(Короленко, Дмитриева, 2006).
В данной монографии мы остановимся на характеристике личностного отклонения, в структуре которого имеются симптомы
АСЛР, однако их количество недостаточно для диагностики последнего.
Более того, наблюдаемые нами индивидуумы со свойственными АСЛР отклонениями в совершенстве владели навыками их маскировки в различных ситуациях межличностного общения, в течение длительного времени они производили на окружающих положительное впечатление, завоевывали их симпатию и получали действенную социальную поддержку наиболее нужных и значимых людей.
190
Они отличались целеустремленностью, обладали достаточно сильной эго структурой, что позволяло им в случаях необходимости откладывать на достаточно длительный срок удовлетворение актуализированных желаний, сдерживать бессознательные импульсы и использовать, когда это необходимо, такие сложные психологические защиты, как интеллектуализация и сублимация.
Мы предлагаем называть эту форму нарушения теневым вариантом (формой) антисоциального личностного расстройства
(АСЛР). Выделение данной формы АСЛР имеет особое значение, в связи с той потенциально присутствующей опасностью, которую эти лица представляют для находящихся с ними в деловых и личностных контактах людей.
В анамнезе наблюдаемых нами лиц с теневым вариантом АСЛР выявлялись общие характеристики, касающиеся, например, того, что эти индивидуумы чаще имели высшее, реже – среднеспециальное образование. Как правило, они хорошо учились в школе и институтах, обращали на себя внимание преподавателей умением выглядеть в выгодном свете, быть конкурентоспособными в сложных ситуациях и выходить «сухими из воды», в случае возникновения подозрений в совершении тех или иных (порою серьезных) нарушений. При этом появляющиеся у окружающих подозрения рассеивались, так как всегда находились достаточно авторитетные, заслуживающие доверия лица, которые их убедительно и искренне защищали.
Следует добавить, что контролировать поведение лиц с теневой формой АСЛР на длительную дистанцию во время обучения обычно оказывалось невозможным, так как через некоторое время они покидали прежний коллектив, в связи с окончанием школы, переходом в другую группу в институте или окончанием последнего.
191
Кроме того, каждая возникшая ситуация возможного разоблачения не проходила для этих лиц бесследно. Они приобретали опыт, становились более осторожными и не допускали повторения старых ошибок.
Умение приспосабливаться к сложным социальным ситуациям у лиц с теневой формой АСЛР поражает, они обладают удивительной способностью находить выход из, казалось бы, безнадежных ситуаций. Это достигается за счет чрезвычайно развитой функции, которую Adler (1954) называл социальным интересом. Индивидуумы, входящие в данную группу лиц, считают себя ”чемпионами межличностных отношений” и испытывают своего рода нарцисстическую гордость после очередной успешно проведенной операции, удачного обмана, реализации тщательно продуманной и эффективно реализованной интриги, дискредитации избранной жертвы.
Лица с теневой формой АСЛР постоянно проявляют социальную активность, у них отчетливо выражена мотивация к достижению успеха, которого они стараются добиться любой ценой, полностью игнорируя интересы, чувства и систему ценностей других людей, находящихся в непосредственной зоне их интересов.
Анализ эмоциональных состояний этих лиц обнаруживает, что у них часто присутствуют симптомы легкой эйфории. Эйфория особенно характерна во время осуществления задуманной интриги, удачной дезинформации, дискредитации, устранения очередного противника/противницы. В то же время для лиц с теневой формой
АСЛР не характерно сколько-нибудь длительное сохранение эйфорического настроения после достижения желаемого успеха.
Очевидно, это обусловлено той особенностью их психического
192
функционирования, которая заключается в возникновении психологического дискомфорта в состоянии психофизической пассивности. В отличие от лиц с нарцисстическим личностным расстройством, размышления на тему о недопустимости “почивания на лаврах” в связи с непрекращающейся деятельностью конкурентов для этих индивидуумов значительно менее типичны.
Таким образом, у лиц с теневой формой АСЛР обнаруживается наличие отдельных признаков антисоциального нарушения в комплексе с социальным интересом и признаками нарцисстического имиджа грандиозности. Имидж грандиозности является активатором антисоциальных тактик и стратегий, свойственных лицам с АСЛР.
Развитый социальный интерес обеспечивает гибкость, изворотливость и совершенность ролевого поведения, обеспечивающую эффективность социальных взаимодействий и приспособления.
Ролевые функции у лиц с теневой формой АСЛР разнообразны, они не исчерпываются рамками одной профессии, выходят за границы строго лимитированных навыков и подходов. Характерным для них свойством является стремление к обучению, совершенствованию ролевого поведения, извлечению полезного опыта из допущенных промахов и поражений.
Лица с теневой формой АСЛР, в отличие от лиц с нарцисстическим личностным расстройством, глубоко не переживают по поводу поражений, у них не развиваются выраженные нарцисстические депрессии. Тем не менее, возможны периоды сниженного настроения, смешанного обычно с симптомами дисфории, злобностью по отношению к людям, входящим в сферу их непосредственного общения
193
Таким образом, у лиц с теневой формой АСЛР обнаруживается наличие отдельных признаков антисоциального нарушения в комплексе с социальным интересом и признаками нарцисстического имиджа грандиозности. Имидж грандиозности является активатором антисоциальных тактик и стратегий, свойственных лицам с АСЛР.
Развитый социальный интерес обеспечивает гибкость, изворотливость и совершенность ролевого поведения, обеспечивающую эффективность социальных взаимодействий и приспособления.
Ролевые функции у лиц с теневой формой АСЛР разнообразны, они не исчерпываются рамками одной профессии, выходят за границы строго лимитированных навыков и подходов. Характерным для них свойством является стремление к обучению, совершенствованию ролевого поведения, извлечению полезного опыта из допущенных промахов и поражений.
Лица с теневой формой АСЛР, в отличие от лиц с нарцисстическим личностным расстройством, глубоко не переживают по поводу поражений, у них не развиваются выраженные нарцисстические депрессии. Тем не менее, возможны периоды сниженного настроения, смешанного обычно с симптомами дисфории, злобностью по отношению к людям, входящим в сферу их непосредственного общения
193
Такие негативно окрашенные эмоциональные состояния воспринимаются лицами с теневой формой АСЛР как эго дистонные
(чуждые эго). Они критически относятся к этим состояниям, считают их болезненными, активно пытаются на уровне своих возможностей избавиться от отрицательных эмоций (занимаются физическими упражнениями, ограничивают себя в пище, принимают антидепрессанты или транквилизаторы). Наличие отрицательных эмоций всегда тщательно скрывается от окружающих, так как рассматривается как дискредитирующее и мешающее карьере.
Лица с теневой формой АСЛР не проявляют какой-либо благодарности к людям, которые объективно помогают им, поддерживают в трудных обстоятельствах, и, наконец, просто сочувствуют им. Проявляемые в их адрес акты внимания и положительное отношение воспринимаются настороженно
(подозревается обычно умысел для получения собственной выгоды) или имеет место сексуализация, то есть, возникает мысль о сексуальном интересе, ухаживании, стремлении вступить в сексуальные отношения.
В сексуальных отношениях лица с теневой формой АСЛР проявляют амбивалентность, они часто эмоционально дистанцированы, холодны. Типичны проблемы с достижением оргазма. Гармоничные сексуальные отношения крайне затруднены, им препятствует противоречие между потребностью в интимности и загруженностью психики на уровне вторичного процесса мотивациями, планами и схемами, входящими в основной спектр антисоциальных направленностей.
Любовные романы лиц с теневой формой АСЛР редки и кратковременны. В структуре любовных отношений сексуальный
194