Файл: Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В., Шпикс Т. А. Психическое здоровье xxi века психические отклонения в постмодернистском обществе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 540

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
компонент отчетливо преобладает над глубоко интимным. В этом отношении эти лица обнаруживают черты, свойственные аддиктам избегания. Они не стремятся к открытости, стараются не раскрывать себя, не показывать партнеру/партнерше свои слабые стороны, соблюдают инкогнито. Одним из предпочтительных способов контакта является сообщение о себе вымышленных данных, конструирование ложных сюжетов с целью произвести положительное впечатление.
Разрыв любовных отношений не вызывает серьезных переживаний, что отличает их от любовных аддиктов и аддиктов избегания (у последних на бессознательном уровне присутствует страх покидания, не свойственный лицам с теневой формой АСЛР).
Лица с данным видом нарушения умеют планировать свои действия и достаточно последовательно их реализовывать, несмотря на то, что этому периодически могут мешать прорывы неконтролируемой импульсивности.
Анализ поведения в производственной обстановке показывает, что их действия характеризуются определенной последовательностью, которая имеет четкую тенденцию к повторению на каждом новом месте работы, во взаимодействии с новым коллективом. Наиболее типичным является следующая последовательность событий.
При поступлении на новое (обычно перспективное в плане карьеры) место работы лица с теневой формой АСЛР внимательно оценивают общую обстановку, “присматриваются” к общей ситуации и, в первую очередь, стараются установить наилучшие отношения с начальством, выбирая для этого наиболее подходящую фигуру. Не исключены попытки установления неформальных, в том числе сексуальных отношений, с избранным, перспективным в качестве
195
помощника/помощницы в осуществлении карьерных замыслов функционером.
В дальнейшем происходит дифференциация членов коллектива на несколько категорий: на лиц, с которыми реально установление
«дружеских» отношений; лиц, которые зачисляются в категорию конкурентов и “зарабатывают” ярлык “врагов”, и нейтральных индивидуумов, которые просто игнорируются.
C “друзьями” / “подругами” лица с теневой формой АСЛР стараются наладить доверительные отношения. Для этого используется целый арсенал подходов, ориентированных, прежде всего, на “точки наименьшего сопротивления”, слабые места в структуре личности избранных индивидуумов. Эффективность достижения поставленной тактической цели на данном этапе обеспечивается предшествующим наблюдением, развитой эмпатией и интуицией.
После установления достаточно доверительных “дружеских” отношений лица с теневой формой АСЛР начинают распространять сведения, дискредитирующие конкурентов.
При передаче дезинформации все большему количеству лиц, они рассчитывают на эффект “снежного кома”. Особое значение придается сообщению неверной информации административно-управленческому персоналу.
При этом следует иметь в виду, что сообщаемые о конкурентах сведения обычно содержат в себе какие-то действительно имевшие место факты, однако последние всегда освещаются в невыгодном для конкурентов свете и к ним добавляется спланировано придуманная дезинформация.
Практика показывает, что в динамику этого социального процесса, наряду с непосредственными “друзьями”, вовлекаются и
196

другие лица, которые становятся на сторону сотрудников с АСЛР и поддерживают их.
Индивидуумы с теневой формой АСЛР обладают удивительной способностью вызывать к себе бескорыстную симпатию недостаточно хорошо знающих их людей.
В связи с этим Herve, Yuille (2007), анализируя поведение лиц с
АСЛР многими незаинтересованными наблюдателями со стороны, приводят в качестве примера следующие интерпретации: импульсивность и отсутствие страха объясняется энергичностью и смелостью; поиск стимуляции и потрясений – способностью выполнять большое количество самых разнообразных заданий; антисоциальные поступки рассматриваются в контексте заслуживающих одобрения лидерских качеств.
Параллельно с появлением «группы поддержки» лиц с теневой формой АСЛР формируется и осуждающая их группа лиц. Так происходит разложение, распад прежде целостного, спаянного коллектива. Если лица с теневой формой АСЛР “выводятся на чистую воду”, они покидают место работы, устраиваются на новом месте, где стараются применить ту же тактику и стратегию, избирая новые жертвы.
В процессе осуществления намеченных планов лицам с данным видом нарушения часто удается создать у части знакомых с ними людей имидж добросовестных и бескорыстных.
Поэтому применяемые по отношению к ним различные административные меры наказания воспринимаются как незаслуженные, как проявление социальной несправедливости.
Характерным симптомом АСЛР является “сенсорная афазия”
(Checkley, 1976), выражающаяся в неполном распознавании
197
эмоционального состояния другого человека с одновременно проявляющейся способностью хорошо имитировать умение распознавать и сочувствовать. Создается впечатление, что при теневой форме остаются нераспознанными, прежде всего, состояния грусти, тревоги и страха. В то же время идентифицируются гнев и агрессия, а также чувство радости. В этом плане представляют интерес данные о легко возникающих при теневой форме реакциях гнева. Эти реакции бывают неожиданными для окружающих, так как возникают по незначительным поводам и не вписываются в привычную мимикрическую форму поведения.
Обычно принято считать, что при АСЛР имеет место отчетливая слабость суперэго при относительной сохранности эго.
Тем не менее, Blatt и Shickman (1981) утверждали, что проблема заключается не в дефиците суперэго, а в “повреждении развития базисных эго функций”. Той же точки зрения придерживались Dorr и
Woodhall (1986). Авторы обнаружили, что индивидуумам с АСЛР свойственны особенно тяжелые нарушения в таких эго функциях, как тестирование реальности; суждение; регулирование и контроль над драйвами и аффектами; регулирование объектных отношений, адаптивная регрессия в интересах эго; функции синтеза.
В данном контексте лица с теневой формой АСЛР не обнаруживают каких-либо признаков, свидетельствующих о дефицитарности эго функции. В то же время у этих лиц устанавливается нарушение Механизма Подавления Насилия (МПН), который был описан и проанализирован Blair (1995). Автор выделял в качестве причины неразвитости моральных качеств при АСЛР отсутствие этого механизма. В нормальных условиях МПН включается автоматически как реакция на страдание, дистресс
198

другого живого существа. В случаях АСЛР система реализации МПН нарушена и дистресс жертвы не активизирует запуск данного механизма.
Лица с теневой формой АСЛР лучше всего чувствуют себя в нестабильных организациях, разъедаемых коррупцией. Такие организации находятся в состоянии нарастающего хаоса и являются благоприятной почвой для проявлений характерного для различных форм АСЛР поведения, и, прежде всего, теневого варианта.
У большинства наблюдавшихся нами пациенток/пациентов с теневой формой АСЛР обнаруживалось наличие выраженных нарцисстических установок.
В содержании их воображения доминировал не столько характерный для нарцисстического личностного расстройства имидж собственной грандиозности, связанный с представлениями об особом таланте, природном превосходстве над другими, сколько имидж победы над конкурентами любой ценой, включая обман, провокации, распространение дезинформации.
Своеобразие нарцисстического радикала у лиц с теневой формой АСЛР заключалось в том, что он мог без заметного сопротивления содержать в себе ряд отрицательных качеств с отсутствием претензий на завышенную самооценку.
Практической иллюстрацией проявлений АСЛР является следующий пример.
Мужчина 34-х лет, трижды разведен, в настоящее время холост, работает в составе административно-управленческого аппарата одного из учебных заведений. Предъявляет жалобы на неумение контролировать свои эмоции, «непонятные» ему самому поступки, заставляющие вскоре после заключения брака «убегать от одной
199
жены, чтобы наступать на те же грабли» и жениться снова. Хочет
«остановиться на каком-то одном варианте», но боится, что новый брак распадется так же быстро, как и три предыдущих. Женился в 23,
27 и 32 года. Страстное отношение к женам быстро проходило, наступала скука и пресыщенность отношениями, которые прекращались по его инициативе без серьезных сожалений и раскаяния. В перерывах между женитьбами имел большое количество непродолжительных «сексуальных» романов без доверительных любовных отношений. В женщинах ценит красоту и сексуальность, их личностные особенности и переживания его «мало волнуют». Любит
«вскружить им голову», с легкостью сочиняя о себе героические рассказы и убеждая их в «неземной любви».
Отмечает перемены настроения. Позитивнее отношение к окружающим, входящим в круг значимых лиц, часто меняется на противоположное, но скрывается от них из-за боязни испортить дружеские и деловые контакты.
Считает себя энергичным, смелым, красивым, умным, воспитанным, деловым, целеустремленным, харизматичным, обаятельным, привлекающим внимание лидером. Имеет степень кандидата наук, финансово состоятелен.
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   20

Беспокоит часто возникающее желание «покурить травку или напиться», которое он удовлетворяет в компании друзей с периодичностью один раз в две-три недели. Отмечает, что делал бы это гораздо чаще, но характер работы, где он должен быть «всегда на высоте», не позволяет «оторваться по полной программе» тогда, когда он особенно этого хочет. С трудом сдерживает свои желания, скрывая их от руководства и других сотрудников.
200

Успешно окончил школу и институт, несмотря на то, что уделял учебе минимум внимания. С самодовольной улыбкой и нескрываемой гордостью сообщил, что как в школе, так и в ВУЗе был любимчиком у большинства преподавателей не из-за уровня знаний, а по причине «легкого, веселого характера, умения найти подход и общий язык» к каждому. С детства любил «повеселиться и поставить всех на уши». Старался делать это тайно, что, «к сожалению, не всегда удавалось».
При анализе детского периода жизни вспомнил случай побега из детского сада, закончившийся увольнением с работы воспитателя.
Родители пациента, «никогда особенно им не интересовавшиеся, сдавали его в детский сад, в котором он находился беспрерывно с понедельника по пятницу». Пребывание в саду было невыносимым и очень мучительным. Однажды вечером, когда воспитатель, уложила детей спать и о чем-то очень оживленно разговаривала с нянечкой, пациент, которому в тот период времени было 6 лет, подошел к ней и сказал, что за ним пришла мама, которая хочет его забрать, и сейчас ожидает его в прихожей у детских кабинок. «Хорошо, иди, до свидания», - ответила воспитательница, поверившая мальчику и не вышедшая его проводить. Пациент рассказал, как поздним холодным вечером он вышел на автотрассу, по которой шел замерзший и испуганный до тех пор, пока одна из проезжавших мимо машин не остановилась. Из нее вышел молодой мужчина, который, спросив кто он, откуда, куда и зачем идет, посадил его в свою машину и отвез обратно в детский сад. Пациент вспомнил, что, несмотря на то, что по возвращению в сад его никто не ругал, он, желая отомстить воспитательнице, утром следующего дня пошел к заведующей детского сада и все рассказал.
201

В 6-м классе, весной, устав учиться и обдумывая повод не ходить в школу «хотя бы несколько дней», купил в разных аптеках два десятка градусников, разбил их в нескольких школьных аудиториях, разлил находящуюся в них ртуть и сообщил об этом измененным голосом по телефону директору. С чувством нескрываемой радости и гордости за свою «изобретательность» пациент рассказал, что за эти несколько дней, пока школа не работала, он со старшими приятелями успел угнать несколько неосторожно припаркованных машин и покататься. Один из учителей, позитивно относящихся к нему, догадался о его причастности к
«ртутному делу» и, никому не сказав о своих догадках, несколько раз пытался «вправить ему мозги». Пациент с чувством нескрываемой обиды и нанесенного ему оскорбления отказывался продолжать разговор на эту тему.
В возрасте 16-17-ти лет, ночью, когда родители спали, он неоднократно брал ключи от гаража и машины родителей и катался с подружками по городу до утра. Ночные прогулки продолжались до тех пор, пока он в состоянии алкогольного опьянения «случайно не зацепил бок переходящего дорогу бомжа» и, испугавшись, скрылся.
Учась в институте, там практически не показывался, успешно занимаясь торговлей и посреднической деятельностью. Наладил неформальный контакт с несколькими молодыми преподавательницами (на одной из которых впоследствии женился), которые активно помогали ему сдавать экзамены.
Устроившись на престижную работу в ВУЗ, понял, что для дальнейшего продвижения по карьерной лестнице, ему необходима степень кандидата наук. С помощью заработанных ранее на незаконных сделках денег договорился с одним из работающих в этом
202

же ВУЗе профессоров, который быстро написал за него диссертацию и помог ему защититься.
Практически всегда пребывает в радостном, приподнятом настроении, реализуя очередной план намеченных действий.
Несмотря на неоднократно возникающие при этом проблемы, всегда
«выкручивается», отмечая, что только он один знает, «чего для него это стоит». Недолгая эйфория от победы сменяется грустью, тоской и желанием «замутить новое дельце». Так, например, защитив кандидатскую диссертацию, быстро заскучал и увлекся новой мечтой о «приобретении докторской степени».
В заключение отметим, что у нескольких наблюдавшихся нами женщин с теневым вариантом АСЛР в процессе психоанализа выявлялись признаки наличия синдрома фрагментаризации объектных отношений, непосредственно свидетельствующие о задержке психодинамического развития на ранней стадии детского эротизма.
Правомерность этого заключения подтверждало отношение пациенток к людям не как к личностям с их индивидуальным психическим миром, симпатиями, антипатиями, переживаниями и системой ценностей, а как к неодушевленным частичным объектам.
Характерные для ранней оральной фазы различные черты либидинозности выступали у них в гипертрофированном виде и постоянно проявлялись в социальном поведении.
Пациентки данной подгруппы воспитывались матерями, которые сочетали в себе качества авторитарности и индифферентности. Провозглашаемая ими цель воспитания дочерей состояла в том, чтобы любой ценой “обучить их предстоящим трудностям реальной жизни”, “не избаловать,” “не испортить
203
дочерей мягкосердечностью”. В поведении матерей отсутствовала спонтанность. Девочки не чувствовали искренней заботы, материнской любви и росли в атмосфере благоприятных условий для формирования преобладания базисного недоверия над базисным доверием по E. Erikson’у.
Матери пациенток не смогли убедить дочерей в том, что искренне любят их, что приводило к нарушению эмоционального контакта, и, в свою очередь, облегчало регресс к детскому периоду во взрослом возрасте. Отношения с людьми выстраивались по модели ранних отношений с плохой материнской грудью как с частичным плохим объектом.
Таким образом, теневая форма АСЛР в этих случаях сочеталась с регрессом к параноидно-шизоидной позиции (согласно концепции
Melanie Klein). Подобный вариант комбинации более характерен для выраженной формы АСЛР, так как регресс на параноидно- шизоидный уровень объективно затрудняет реализацию рассчитанных на длительную дистанцию амбициозных планов, предрасполагая к примитивно-вульгарному гедонизму с непоследовательностью и импульсивностью и общему психическому хаосу.
Подобный регресс обычно не устанавливается у индивидуумов с теневой формой АСЛР, что создает необходимые условия для осуществления ими далеко идущих социально деструктивных планов, с эффективным применением “отшлифованной “ мимикрии.
Нарушение дефицита внимания c гиперактивностью
Нарушение дефицита внимания (НДВ) впервые, согласно данным Kelly, Ramundo (2006), было описано доктором Still в 1902 году, который наблюдал детей с гиперактивностью, импульсивностью
204