Файл: Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В., Шпикс Т. А. Психическое здоровье xxi века психические отклонения в постмодернистском обществе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 574

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
манипулировал Вами, ставил условия принятия Вас только в таком виде)?
3 шаг: Организация диалога клиентки с интроектором. «Скажи интроектору…».
Позиция клиентки в пространстве - клиентское место; психотерапевт предлагает поставить где-либо в пространстве «второй стул» - условное место интроектора.
На этом шаге клиентка обращается к своему интроектору (в данном случае к воображаемой матери) и высказывает ей со всей прямотой все, что думает о ней (все, что «наболело»).
Клиентке предлагается представить интроектора в том возрасте, в котором у нее произошло интроецирование. Задаем вопрос:
- «Сколько лет было маме (папе, бабушке), на тот момент, когда произошло интроецирование?».
Важно чтобы этот образ, например, молодой мамы (или бабушки), себя в том возрасте и др. появился в воображении клиентки. Это погружает женщину в кладовые ее памяти, актуализирует ее прошлое состояние.
Далее с помощью вопросов воссоздаем в воображении клиентки образ молодой мамы в период интроецирования.
- «Когда тебе мама это говорила, как она выглядела? Опиши ее».
Важно определить место положения в пространстве воображаемого интроектора, в данном случае – ее молодой мамы, какой она была в дни детства клиентки.
Оборудование: 3 стула: Первый стул - изначальное клиентское место. Второй стул - условное место интроектора, на который желательно поместить портрет матери, какую-либо из ее вещей, либо
263
оставить стул пустым, представляя при этом, что на нем в данный момент сидит мать. Третий стул пустой.
Клиентка рассказывает интроектору о своих чувствах, мыслях, переживаниях. Например: «Ты помнишь, мама, как ты говорила мне, что я должна, несмотря ни на что, всегда и во всем быть сильной, не доверять мужчинам и полагаться только на себя? Меня это злит.
Знаешь ли ты, сколько проблем возникло у меня во взрослой жизни в связи с твоим требованием и отсутствием отца? В детстве я хотела угодить тебе, демонстрируя такое поведение, но теперь меня это не устраивает. Мама, я испытывала по отношению к тебе злость и не любила тебя за то, что, с одной стороны, ты постоянно учила меня быть сильной, а, с другой, - тебя никогда не было рядом в те минуты, когда ты была мне особенно нужна. Ты всегда была на работе. И сейчас меня сжигает чувство обиды и ощущение «осадка» на душе, за то, что ты была такой жестокой, грубой, с хриплым голосом постоянно курящей женщины, оставляющей меня с дедушкой и бабушкой!».
На этом этапе клиентка должна полностью отреагировать свои чувства, высказать все, что было вытеснено в бессознательное. И последний вопрос этого шага:
- Какие чувства Вы теперь испытываете?
4 шаг: «Нейтральная позиция клиентки, или актуализация эго- состояния «Взрослый».
Просим клиентку пересесть на третий (пустой) стул, который был подготовлен на предыдущем шаге. Позиция клиентки в пространстве - «третий стул», пересаживаясь на который с клиентского места, она меняет свое эго-состояние с «Детского», в котором пришла на сеанс, на «Взрослое».
264


4. а) «Взрослый» - это условная позиция клиентки, в которой мы просим ее обсудить, что произошло с ней после обращения к интроектору. В позиции обсуждения женщина становится как бы сторонним наблюдателем, нейтральной стороной по отношению к только что состоявшемуся обращению (см. шаг 3). Позиция
«взрослый» - позиция человека «вне игры», который обсуждает ситуацию очень отстраненно. Психотерапевт, сам находящийся во взрослой позиции, обращается к взрослой позиции клиентки, задает ей вопрос, обращаясь к ее взрослому началу:
- Как Вы воспринимаете то, что сейчас произошло?
- Как Вы с позиции себя сегодняшней относитесь к тому, что сейчас произошло?
- Какие чувства Вы испытываете?
Далее мы просим взрослую часть клиентки выступить в роли третейского судьи. Желательно активизировать у нее состояние философской отстраненности, в котором необходимо не столько говорить о чувствах, сколько рассуждать и анализировать.
4. б)Формулирование клиенткой гипотезы о предполагемых мотивах интроектора. Терапевт обращается к клиентке с просьбой высказать, находясь в состоянии взрослого, эмпатические предположения о том, что побудило интроектора (мать) внушать ей подобные установки и интроецировать именно такие убеждения.
Клиентка отвечает на вопрос:
- Как Вы думаете, какие личные мотивы Вашей матери (интроектора) заставили ее внедрять в Ваше сознание именно эти, а не другие команды?
- Какие чувства Вы испытываете?
265

4. в) Клиентка все еще находится в эго-состоянии «Взрослый».
Далее выясняется, каким образом интроецированный материал мог привести к реальному развитию событий и что по этому поводу думает ее «Взрослая часть». Главный предмет исследования - эмпатические догадки о мотивах, побудивших интроектора выбрать именно этот вредоносный интроект.
Каждый шаг техники заканчивается вопросом о чувствах:
- Какие чувства Вы теперь испытываете?
5 шаг - «Клиентка в образе интроектора».
Позиция клиентки в пространстве – «второй стул», или место условного интроектора.
Задача клиентки на этом шаге - пересесть на стул интроектора, чтобы
«стать» ею, войти в образ матери. Со стула «Взрослого» клиентка пересаживается на условное место интроектора, перевоплощается, входит в его образ и «становится» мамой, бабушкой и др. авторитетным лицом. Задача женщины - не просто пересесть на другой стул, а войти в этот образ, вчувствоваться в него, начать проживать роль матери и сообщать психотерапевту о своих мотивах, своем душевном состоянии, в котором находилась мать клиентки в детстве, как и почему она именно так интроецировала своего ребенка, о чем она думала, каким образом и почему так говорила, сознательно или бессознательно интроецируя свою дочь.
В этот момент терапии критикующее начало клиентки преобразуется в понимающее. Возникает сочувствие, понимание, а, возможно, и жалость к интроектору. Это кульминационная точка
«размораживания» клиентки. После проживания роли интроектора клиентке открываются нюансы, позволяющие понять, принять и простить интроектора.
266


На этом шаге клиентке предлагается войти (перевоплотиться) в образ интроектора. Предложение формулируется примерно так:
- Чтобы узнать гораздо больше об истинных мотивах, заставивших интроектора (твою маму, бабушку, и.т.д) побуждать тебя в детстве вести себя именно так (или быть такой и.т.д.), ты сейчас можешь стать мамой (и.т.д.) и поговорить со мной от ее лица.
Далее клиентка в образе интроектора вступает в диалог с психотерапевтом (находясь уже на «втором стуле»). Диалог возможен в технике психодрамы:
- Терапевт: Представьтесь, пожалуйста. Как Вас зовут?
- Клиентка называется именем своей матери.
- Терапевт: Сколько Вам лет?
Далее следуют вопросы о социальном положении (чем занимается в данный момент, как воспринимает своего ребенка, что от него ждет, кем видит его в будущем? и др.).
Психотерапевт беседует со «Взрослой частью» матери клиентки, как бы знакомится с интроектором. Спрашивает ее имя, отчество, называя свое, задает интроектору вопросы о жизни («Как живете, что любите, чего боитесь, чем недовольны, как относитесь к своему ребенку, что думаете о его развитии, довольны ли ее полом, ребенка какого пола вы ждали в период беременности, чего ждете от нее, кем и какой видите ее в будущем» и др.).
Главный вопрос, на котором все время фокусируется психотерапевт:
- Что побудило Вас мыслить, чувствовать и говорить именно так? Что подтолкнуло Вас внушать…(формулировка интроекта, например,
«быть сильной» или «никогда не доверять мужчинам» и.т.д.), что
267
послужило конкретной причиной, заставившей мать именно так интроецировать своего ребенка?
- «Что в Вас самой побуждает настойчиво внушать Вашей дочери эту установку…?
Уточняющие вопросы для прояснения главной позиции задаются до наступления полной ясности.
Затем терапевт просит клиентку выйти из роли интроектора
(мамы) и пересесть на изначальное клиентское место. Задается вопрос о том, какие чувства здесь и теперь испытывает клиентка?
6 шаг: «Клиентка после выхода из роли интроектора».
Положение в пространстве – клиентка занимает изначальную клиентскую позицию и становится собой. Как правило, на этом этапе клиентка фрустрирована, она переживает «второе рождение». Ей дают возможность осмыслить происходящее, осознать, осмотреться, выйти из ступора. Наступает кульминационный этап техники.
1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   20

6. а) Спрашиваем Клиентку о чувствах (Как это было?), и обычно, сталкиваемся с бурей эмоций.
-«Я потрясена, я и не думала…, что это так, а оказывается…».
Клиентка настолько «вживается» в роль матери, что, вспоминая свое детство, повторяет ее мимику, пантомимику и поведенческие паттерны (как она сидела, ходила, во что была одета, как говорила в тот период и пр.).
6. б) Спрашиваем ее о намерениях.
- Что Вы будете делать теперь, когда Вы узнали, что все негативные, неэффективные ситуации (состояния и.т.д.), по поводу которых Вы испытывали дискомфорт, создавали не Вы, а «голос» Вашего интроектора (то есть мамы)? Этим вопросом мы приглашаем
«Взрослую» часть клиентки к внутреннему диалогу.
268

- Что Вы считаете наилучшим выходом из положения после того, как осознали истоки своих неудач, освободились от своего интроекта и пришли к заключению, что до этого во многих ситуациях Вы следовали команде интроектора?
Известно, что интроектор, находясь в периодически актуализированном детском эго-состоянии, бессознательно интроецирует своего ребенка, желая сделать его подобным себе. В этом состоянии мать идентифицирует себя с дочерью и как бы становится ею. Практика показывает, что многие матери хотят, чтобы их дочери были похожи на них. Детское начало стимулирует матерей вербализовать такие родительские предписания, которые помогут создать из дочерей их психологический клон. В результате усвоения материнских посланий многие дочери, достигая зрелого возраста, начинают бессознательно копировать не только манеры поведения, но и внешний облик матери (например, особенности фигуры). Они толстеют и не могут понять, почему это происходит. Между тем причина нарастания веса коренится в бессознательном стремлении быть такой, как мама. Мы наблюдали случаи, когда снижение веса матери приводило к похудению дочери. Включались интроекты «будь как я» и «я должна быть как ты». Анализ причины увеличения веса порождал закономерный вопрос: «Вы хотите сказать, что избыточный вес – это наследство моей матери?». Или в рассматриваемом нами случае: «Вы полагаете, что мои проблемы с интимностью – это результат воспитания моей матери?». Чтобы вывести клиентку из часто наблюдаемого при этом состояния ступора, предлагаем отделить установки матери от установок клиентки. Она должна разрешить себе не быть похожей на мать, жить своей жизнью и поступать в соответствии со своими желаниями.
269


7 шаг. «Обратная связь, отзеркаливание клиенту желаемых изменений».
Самым впечатляющим моментом терапии является перевоплощение клиентки в интроектора и его рассказ о мотивах, которые способствовали возникновению интроекта, усвоенного ею же в детском возрасте.
После отыгрывания роли интроектора интенсивность проявления первоначального чувства к нему снижается. В ответе на вопрос «Что Вы чувствуете по отношению к матери теперь?» в голосе клиентки проступают смягченные нотки, исчезают раздражение, гнев, обида. Тембр голоса становится мягким, теплым, сочувствующим, жалостливым. Это и есть первые желаемые изменения, за которыми должны последовать более значительные перемены в мыслях и поведении клиентки.
Таким образом, первое изменение, которое психотерапевт улавливает и отзеркаливает – фраза «…я уже не чувствую по отношению к маме такой острой обиды, как прежде. Мне ее жаль.
Отзеркаливание заключается в примерно таком обращении терапевта к клиентке:
– «Обратите внимание на то, каким стал Ваш голос, как исчезло напряженное выражение лица и глаз, какой расслабленной стала поза.
Ваши чувства к матери изменились. Ей было нелегко воспитывать Вас одной и у нее были свои мотивы, помогающие ей выживать в трудный для нее период». Внимание клиентки обращается на изменения, которые произошли как снаружи (невербалика), так и внутри
(чувства). Эффект психотерапии заключается в изменении понимания, осознавания, действий, чувств и мыслей.
270

«Отзеркаливание» желаемых изменений может заключаться, например, в такой фразе:
- «У Вас вид женщины, сочувствующей, понимающей и сострадающей своей матери».
На следующем этапе психотерапевт делится с клиенткой своими чувствами, высказывает свою точку зрения на произошедшее в процессе терапии, на возможные изменения в поведении клиентки после психотерапии. Возможен вариант, при котором терапевт поделится личным позитивным опытом преодоления какой-либо собственной психологической проблемы, связанной с освобождением от интроекта (как он/она в свое время избавлялся/избавлялась от родительских предписаний, что с ним/ней происходило при этом).
Такая поддержка помогает клиентке поверить в возможность избавления от проблемы, опираясь на личный опыт психотерапевта.
Далее психотерапевт высказывает свои искренние чувства и переживания.
Вывод, который делается после терапии, заключается в необходимости осознания того, что интроекты рождаются из страданий интроектора и адресуются ребенку с благой целью - защитить его (или свои) личностные границы от возможных проблем в будущем. Второй причиной появления интроекта является желание интроектора избавиться от внутреннего или внешнего дискомфорта, а, возможно, и от беспокойства, причиняемого ребенком.
Прощение, понимание и принятие матери будет означать принятие себя и жизни вообще.
В результате терапии пациентка осознала, что комфортные отношения с мужчинами требуют риска раскрытия, и проявления в
271