Файл: Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В., Шпикс Т. А. Психическое здоровье xxi века психические отклонения в постмодернистском обществе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 479

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Это приводит, в частности, к спутанности между психическим и физическим компонентами активности. Возникающее желание требует немедленной разрядки в форме той или иной моторной компульсии.
В контексте теории Fonagy (1993), у индивидуумов с ОКППО
“пре-рефлексивный self” преобладает над “рефлексивным self’ом”.
Пре-рефлексивный self представляет физическое тело, рефлексивный self - это внутренний наблюдатель за психической жизнью.
Имеет место бессознательная тенденция к репрезентации психических процессов в соматических терминах. Психика и отношение к ней приравниваются к соме и определяются характеристиками физических процессов.
Данная особенность психики лиц с ОКППО непосредственно связана с присущей им сниженной способностью к эмоциональному реагированию, состраданию, искреннему сочувствию к другим людям. Эти эмоциональные процессы не достаточно ментализируются и репрезентируются в психике.
Тем не менее, на уровне глубинной бессознательной системы разума различные отрицательные эмоциональные воздействия фиксируются и накапливаются, проявляясь, порою неожиданными и причинно неосознаваемыми “приступами” сниженного настроения, раздражительности, дисфории.
Нами консультировались лица, обеспокоенные наличием у них безпричинных внезапных, кратковременных и непонятных изменений настроения. Они, например, проявлялись в возникновении чувства стыда, вины без определенного содержания, снижении самооценки.
Выявлялась потребность в необходимости вспомнить о чем-то существенно важном и, вместе с тем, неприятном, унижающем,
80
случившемся в давнем прошлом. Пациенты относились к этим явлениям настороженно, объясняли их переутомлением, недосыпанием, перенесенным инфекционным заболеванием. Их интересовало наличие связи этих непривычных для них состояний с каким-то конкретным вредным внешним воздействием, например, интенсивным употреблением кофе, ночной работой на компьютере, изменившимися условиями профессиональной деятельности. У обратившихся к нам лиц отсутствовали признаки нарушений, достигающих уровня диагностируемых в качестве синдромов психических расстройств, согласно современным классификаторам
(DSM-IV-TR, ICD-10), но выявлялись повреждающие дисфункции, характерные для ОКППО.
В процессе психоаналитической терапии устанавливалось наличие выраженного психологического сопротивления по отношению к раскрытию репрессированных негативных эмоций и связанных с ними ассоциаций. Выявлялась фрагментарность памяти.
В воспоминаниях обнаруживался разрыв между чувствами, мыслями, концепциями, событиями, паттернами поведения. Отсутствовала репрезентация себя как целостной интегральной личности.
Лицам с ОКППО свойственно постоянное эмоциональное напряжение, сочетающееся с недостаточной волевой активностью, неспособностью плавно переключать внимание, отвлекаться, продуктивно взаимодействовать с другими людьми. По существу, их психическая деятельность характеризуется наличием феномена активного невнимания к любым внешним влияниям, к новым подходам, идеям и концепциям.
В то же время эти индивидуумы способны к интенсивной работе, которая, как правило, занимает в их жизни центральное
81

место. У данной категории лиц имеет место отчетливая предрасположенность к формированию работоголизма в его наиболее жесткой форме. Фиксация на работе позволяет полностью отвлекаться от эмоционального участия в жизни наиболее близких людей, приобретая часто гротескный характер. Работа используется в качестве способа психологической защиты, выступая как социально акцептируемое оправдание своей отстраненности, безучастности в решении серьезных семейных проблемах, воспитании детей, в принятии экзистенциально важных решений.
Одной из особенностей таких личностей является преднамеренность. Течение их жизни исключает спонтанность. В ней постоянно присутствует усилие, психологическое напряжение. Они фактически неспособны к получению истинного удовольствия, так как последнее всегда ассоциируется с ощущением необходимости решения какой-то задачи, исполнения долга, разыгрывания определенной роли.
Лица с ОКППО постоянно озадачены необходимостью постановки перед собой определенных целей с фиксированным сроком их достижения. Этот процесс зачастую мучителен, поскольку он подчиняет себе человека, заставляя проживать жизнь в состоянии постоянного эмоционального напряжения под гнетом необходимости решения в установленный самим же собою срок той или иной задачи, что мешает расслабиться и получить удовольствие даже во время развлечений, в свободное время.
Состояние хронического психологического прессинга и долженствования является обязательным компонентом структуры психики индивидуума с
ОКППО. Формула “ я должен/должна” может проявляться в разных содержаниях: как непосредственная директива, императив,
82
периодически возникающее, навязчивое воспоминание, эмоционально назойливое напоминание о своей необязательности, несовершенстве, неполноценности, как назидательное увещевание.
Индивидуум с ОКППО живет в своеобразном состоянии отсутствия свободы волеизъявления, волевого напряжения, лишения себя возможности свободно выбирать маршрут своей жизни. Ему присуща интеллектуальная скованность. Эти психологические проявления пронизывают фактически всю структуру его переживаний. Выбор формы активности, принятие решения, изменение привычного стереотипа даются с трудом, происходят не спонтанно, а требуют напряжения, связанного с ощущением постоянного преодоления какого-то серьезного препятствия.
Ситуацию осложняет наличие чрезвычайно выраженного сопротивления любому влиянию со стороны, отсутствие реактивности, невозможность отклониться от стереотипного стиля мышления, привычек и ритуалов.
В социальных контактах и структуре психики человека с
ОКППО большую роль играет персона. Персона, согласно Jung’у, является маской, ролевым поведением, соответствующим исполняемой в данный момент социальной роли, профессиональной деятельности, общественной позиции. Персона у лиц с ОКППО полностью захватывает территорию аутентичной личности, она, по существу, съедает личность. В результате человек перестает быть самим собой, теряя свое настоящее Я. Лица с ОКППО нередко производят впечатление “живых машин”, действующих в рамках определенных заданных программ различного содержания. “Я являюсь чиновником, и я должен вести себя так, как ему подобает”,
“Я врач, и я веду себя так, как должен вести себя врач”. Влияние
83

профессиональной персоны, профессионального Я распространяется на не связанные с профессией аспекты жизни: личные, семейные отношения, особенности общения со знакомыми, друзьями, все виды неформальных контактов.
Лица с ОКППО ведут себя так, как будто над ними давлеет какая-то высшая необходимость, какой-то “высший авторитет”, которому они вынуждены подчиняться. В основе ощущения вынужденной необходимости, очевидно, лежит необходимость следовать морально-нравственным ценностям, угроза внешнего или внутреннего осуждения и уничижающей критики за нарушение табу.
Табу может включать как конкретно формулируемые запреты, так и категории достаточно расплывчатых принципов, корни которых, по- видимому, следует искать в особенностях комплексов раннего периода развития.
Индивидуум с ОКППО находится в ловушке безостановочно создаваемой им/ею внутренней принужденности, необходимости выполнения бесконечных “обязанностей”, достигающих уровня ощущения особой ответственности, предназначения, миссии, своего рода священного долга.
Содержание таких относительно серьезных или малозначимых долженствований обычно сознательно не выбирается, оно ”приходит” из бессознательного, просто присутствует в психике, и воспринимается как неизбежность, как данность, как не подвергающаяся сомнению аксиома. Возникает необходимость функционирования в жестких рамках определенной программы.
Результат ее реализации, как правило, эффектен, впечатляющ, часто сопровождается достижением профессионального успеха. В то же время другие аспекты психической жизни, включая эмоции,
84
воображение, творчество, интуицию, эмпатию, сопереживание, значительно обеднены.
Еще в 1933 году W.Reich обратил внимание на существование особого психологического типа людей, лишенных наличия достаточной жизненной энергии (“оргонной” энергии). Автор назвал их “живыми машинами”, неспособными ощущать себя свободными людьми. В ситуациях необходимости принятия решения и сколько- нибудь свободного выбора у таких лиц возникает тревога, дискомфорт, ощущение собственной некомпетентности, неполноценности. Именно этим объясняется плохая переносимость лицами с ОКППО периодов отдыха, отсутствия загруженности работой, выходных дней, каникул, отпуска.
Представляет специальный интерес оценка особенностей суперэго индивидуумов с ОКППО. Их суперэго характеризуется особой жесткостью, отсутствием достаточной интеграции с другими психическими структурами, отчужденностью от собственных желаний. Суперэго живет как бы отдельной жизнью, в значительном отрыве от повседневной реальности, постоянно формируя цепочки условностей, ограничений, запретов. Парадоксальность ситуации заключается в том, что любое, даже кратковременное высвобождение от ига требований и запретов суперэго не только не приносит облегчения, а, наоборот, мгновенно вызывает психологический дискомфорт, свободно плавающее беспокойство, перерастающее в тревогу. Таким образом, желаемое освобождение от давления суперэго приводит больше к потерям, чем к приобретениям.
Лица с ОКППО испытывают постоянную потребность в наличии неисчезающей преднамеренности, задействованности, загруженности “задачами” и нацеленности на их выполнение. В
85

случае отсутствия работы, они чувствуют, что напрасно теряют время и должны, по крайней мере, хотя бы продумывать решение какой- либо проблемы, конструировать какие-нибудь планы, загружать себя вариантами решения различных задач. Любые виды активности, связанной с доставляющими удовольствие созерцанием, умиротворяющим наблюдением, любованием жизнью вызывают противоположный психологический эффект.
Перспектива избавления от прессинга суперэго сочетается также со страхом “потери контроля”, которое иногда воспринимается такими лицами как чувство “схождения с ума”.
Наличие ОКППО способствует появлению догматизма в оценках, мыслительных операциях, формируемых концепциях, взглядах на происходящие события, личностные качества и межличностные отношения.
К нам обратилась пациентка И., 25 лет, замужем, имеет пятилетнего сына и семилетнюю дочь. По специальности торговый работник, работает менеджером по продажам. В течение последних двух лет страдает навязчивым страхом оказаться несостоятельной в социальных отношениях, обнаружить свою беспомощность в ситуациях общения в присутствии значимых для нее людей. Боится выглядеть глупой по сравнению с коллегами, не ответить на задаваемые ей вопросы, не суметь активно участвовать в диалоге, в обсуждении вопросов производственного характера. В связи с социальными страхами перед ситуациями вынужденного общения часто принимает успокоительные средства, включая транквилизаторы, а иногда и небольшие дозы алкоголя.
Обратилась с просьбой избавить ее от навязчивого страха социального общения, так как последний мешает ее
86
профессиональной карьере, связанной с необходимостью присутствия на деловых встречах, презентациях, конференциях, различных обсуждениях.
Ригидность внимания приводит к значительному сужению воспринимаемой информации. Последняя, очевидно, уже на бессознательном уровне отвергается, так как молниеносно оценивается как содержащая угрозу потенциального разрушения привычного стереотипа, реализующегося в рамках сформированных ранее подходов.
С этим связано характерное для лиц с ОКППО отсутствие любознательности, сопротивление получению информации, выходящей за пределы узкой профессиональной направленности, и деятельности, связанной с практической реализацией актуализированной в данный момент текущей потребности.
Жесткая технократичность жизненного стиля мешает творчеству, препятствует возникновению инсайтов, появлению принципиально новых идей, рефлексии, критического отношения к собственному видению происходящего.
Структура переживаний лиц с ОКППО обнаруживает парадоксальное сочетание догматизма с мучительными сомнениями, внутренней неуверенностью, тщательно скрываемыми от окружающих. Сомнения затрагивают сферу технических деталей, возможности совершения ошибок при расчетах, конкретных действиях. Типично недоверие к себе, к эффективности собственных психических процессов, например, памяти. Отсюда возникают многочисленные трудности, касающиеся повседневных бытовых активностей: частая перепроверка выключения электроприборов,
87

закрытия помещений, утрированного соблюдения правил личной гигиены.
В ряде случаев происходит интенсификация сомнений, которые начинают доминировать в психической деятельности, что приводит к формированию обсессивно-компульсивного нарушения уже как клинической нозологической формы.
В психоаналитическом аспекте догматизм и сомнения лиц с
ОКППО можно рассматривать как формы психологической защиты по отношению к возможности возникновения спонтанного самоосуждения (Shapiro, 1965). Тенденция к формированию ритуалов также является видом психологической защиты, что непосредственно связано с отвлечением от постоянной опасности прорыва в сознание репрессированных содержаний бессознательного. Анализ ритуалов показывает их алогичность, бессмысленность и даже абсурдность.
Однако, для лиц с ОКППО они имеют особый герменевтический смысл, представляя собой замкнутую, изолированную от внешнего мира систему мыслительных операций с иногда интенсивными эмоциональными переживаниями.
К нам обратилась женщина 23 лет, не замужем, по специальности филолог (испанский язык).
Предъявляла жалобы на навязчивые мысли о возможности стать жертвой нападения со стороны «сексуально озабоченных» мужчин.
Сексуальную агрессию представляла в форме «уколов острыми предметами» в переполненном транспорте, в местах большого скопления людей. Несмотря на то, что на рациональном уровне пациентка понимала неадекватность страха агрессии или ее значительное преувеличение, тем не менее, содержание страха отражалось на ее каждодневном поведении. Женщина избегала
88
пользоваться общественным транспортом в часы пик, ездила на работу на такси, что вызывало финансовые проблемы, выходила на работу очень рано, когда транспорт еще не был переполнен. После работы сидела в кафе, пережидая период наибольшей загруженности общественного транспорта.
Обращению за профессиональной помощью предшествовал период усиления навязчивого страха сексуальной агрессии после ознакомления с информацией о случаях заражения ВИЧ - инфекцией после уколов зараженными иглами в транспорте.
В детстве, когда пациентке было 7 лет, она пережила эпизод сексуальной агрессии со стороны подростка, который угрожал ей
«зарезать ее или сделать инвалидом» в случае отказа пойти навстречу удовлетворения его сексуальным желаниям. Девочка вырвалась и убежала, но долго не могла прийти в себя. Через какое-то время появились сновидения, содержанием которых было преследование группой подростков. Когда они настигали ее, она в ужасе просыпалась, с трудом осознавая, что это - всего лишь сон. В одном из сновидений пациентка спаслась, прыгнув с моста и взлетев вверх как птица.
Усиление навязчивого страха агрессии в дальнейшем сопровождалось формированием защитных ритуалов в виде произнесения вслух определенных фраз-заговоров от внешней агрессии с включением в последние отрывков из молитв.
Таким образом, использование ритуалов является эффективным способом отстранения от многих ситуаций, способных вызвать негативные переживания, от нежелательных размышлений и воспоминаний. Индивидуум с ОКППО обычно имеет в своем арсенале
89