Файл: 1. Теоретический анализ проблемы развития памяти учащихся младшего школьного возраста 6.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретический анализ проблемы развития памяти учащихся младшего школьного возраста

1.1. Понятие памяти, типы, виды и механизмы работы памяти

1.2. Особенности развития памяти младших школьников в процессе учебной деятельности

1.3. Особенности коррекция и развития памяти младших школьников

2. Организация экспериментального исследования по развитию памяти младших школьников

2.1. Организация исследования, описание выборки и диагностических методик

2.2. Результаты эмпирического исследования особенностей развития оперативной памяти школьников до формирующей работы

2.3. Ход экспериментальной работы по развитию оперативной памяти младших школьников и оценка ее эффективности

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Приложение А Индивидуальные показатели результатов исследования динамики развития памяти учащихся контрольной группы до и после коррекционной работы

ПРИЛОЖЕНИЕ Б Индивидуальные показатели результатов исследования динамики развития памяти учащихся экспериментальной группы до и после коррекционной работы



Для развития слуховой памяти Т.В. Габай считает целесообразным использование упражнений, с применением вместо наглядного образца словесного описания или инструкции предлагаемой деятельности. Например, вы просите ребенка выполнить с помощью конструктора предложенное задание без обращения к образцу, а по памяти; воспроизвести какой-либо рисунок по словесному описанию и т.д.

Наиболее приемлемой основой развития логической памяти является использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. Такая память основана на понимании.

Для развития такой памяти в качестве мыслительных приемов М.В. Матюхина рекомендует использовать смысловое соотнесение, классификацию, выделение смысловых опор и составление плана и др. Исследования ученых показывают, что обучение мнемическому приему, в основе которого лежит умственное действие, должно включать два этапа20.

Во - первых, это формирование самого умственного действия, и, во- вторых, использование его как мнемического приема, средства запоминания. Поэтому, прежде чем использовать, например, прием классификации для запоминания материала, необходимо овладеть классификацией как самостоятельным умственным действием.

Несомненно, процесс развития логической памяти у младших школьников должен быть специально организован. Дело в том, что в подавляющем большинстве дети этого возраста пока самостоятельно (без специального обучения) не используют приемы смысловой обработки материала и с целью запоминания прибегают к испытанному средству – механическому повторению.

Для развития логической памяти Дж. Арденн рекомендует использовать также следующие задания и упражнения. Например, рекомендуется читать ребенку набор слов, которые можно разбить на группы по различным признакам (посуда, одежда, животные и т.д.), а затем просите назвать слова, которые он запомнил. При этом, характер воспроизведения будет свидетельствовать о том, насколько сформированы у ребенка механизмы обобщения, являющиеся базой для развития логической памяти.

Дж. Арден отмечает, что если обнаруживается, что ребенок не сумел выделить смысловые группировки в называемых словах, а старается запомнить механически, то можно ему объяснить и показать, что для запоминания целесообразно объединять слова в группы по смыслу. Вскоре он сам убедится, что так запоминать легче.


Аналогичный способ запоминания предлагает детям при запоминании различных предметов, цветов, последовательности событий Дж. Брунер. Можно такое задание усложнить, заменив отдельные предметы для запоминания каким-либо рассказом с четко выделенными смысловыми блоками. В случае возникающих трудностей, если ребенок не улавливает последовательности событий и связь между ними, то ему следует помочь, показав на примере, каким образом можно запомнить сюжет с опорой на смысловые компоненты.

Дж. Брунер рекомендует для облегчения запоминания смысловых блоков использовать простые, схематические рисунки-памятки. Что касается смысловой памяти, то она основана на понимании, на деятельности мышления, и связана с развитием языка. В первую очередь в процессе смыслового запоминания создаются пригодные для запоминания связи, т.е. крупные структурные единицы припоминания, так называемые мнемические опоры. Это позволяет преодолевать ограничения кратковременного запоминания. Связи, используемые для запоминания, носят вспомогательный характер, они служат средством, помогающим что-либо вспомнить. Дж. Брунер выявил также, что наиболее эффективными являются мнемические опоры, отражающие главные мысли какого-либо материала. Они и представляют собой укрупненные смысловые единицы. Для детей со слаборазвитой памятью основные пути ее компенсации лежат в развитии смысловой памяти: умении обобщать материал, выделять в нем главные мысли21.

Наиболее эффективная обучающая методика по созданию мнемических опор разработала В.В. Нуркова, которая получила название «Смысловые единицы». Она может быть использована начиная со 2 класса для школьников всех в возрастов, испытывающих трудности в мнемической деятельности. Наиболее целесообразно использовать эту обучающую методику в начальной школе.

Суть методики в том, что перед учеником ставят задачу выделить главное в тексте (создать мнемические опоры) и указывают путь анализа текста. Вычленяя главное, ученик должен последовательно отвечать на два вопроса: «О ком (или о чем) говорится в этой части?» и «Что говорится (сообщается) об этом?» Ответ на первый вопрос позволяет выделить главное в той части, к которой он относится, а второй вопрос подтверждает правильность этого выделения. Обучающая методика имеет две части. Первая часть – выделение смысловых опор, вторая часть методики – составление и использование плана как смысловой опоры мнемической деятельности школьника.



По мере того как личный опыт ребенка обогащается и расширяется, по мере того как ребенок узнает себя, свои возможности и силы, его активность из «реактивной» (ответы на воздействия каких-то сигналов, приказаний, идущих извне) становится «инициативной».

Школьники не только спрашивают о разных и необычных вещах, но они вступают в спор, делают опыты, исследуют, проверяют услышанное, роются в справочниках, наблюдают то, что их интересует. Их индивидуальный опыт нарастает с каждым днем, и каждое новое знание, которое ученик получает, каждый факт, с которым встречается в жизни, замечание учителя, проступок товарища, событие в классе доходит до него, воспринимается и оценивается уже иначе, чем это было в дошкольном возрасте.

Отечественный ученый А.Н. Леонтьев считает, что управлять психическим развитием не только можно, но и должно. Для этого он рекомендует организовать повседневную жизнь ребенка, создать психолого-педагогические условия и руководить его познавательной активностью.

Следует отбирать в качестве содержания его деятельности такой материал, работа над которым формирует знания, необходимые для дальнейшей деятельности способы действия, навыки, умения, развивает память и мышление, вызывает положительные эмоции и формирует черты характера, ценные для людей.

Необходимо обучать детей выбранной деятельности и внимательно контролировать все достигаемые результаты. Очень важно для педагога отношение самого ребенка к процессу деятельности, к достигнутым результатам.

П.И. Зинченко считает необходимым регулярно повышать требования к детям. Однако, при этом рекомендует учитывать зону актуального развития и грамотно планировать зону ближайшего развития. Учитывать достигнутые каждым учеником результаты и уровень развития. находить и использовать наиболее действенные формы (подкрепления» достигнутых ребенком результатов, превращая постоянно выполняемые ребенком действия в автоматические (полезные привычки, навыки, общий стиль поведения).

Следует обязательно выявлять зону ближайшего развития в конкретной предметной сфере. Успех ученику можно обеспечить, если только знать особенности каждого ученика, а также разумно и обоснованно применять к нему в процессе воспитания и развития общие законы педагогики и психологии.


Таким образом, наиболее эффективным в обучении школьников исследователи единодушно считают индивидуальный подход, который позволяет вдумчиво и обоснованно изменять форму руководства познавательной активностью каждого ученика, дифференцировать меру трудности для каждого из них.

Для успешного руководства психическим развитием учитель должен хорошо знать каждого своего воспитанника, его сильные и слабые стороны, потенциальные возможности, взаимоотношения с окружающими взрослыми и сверстниками. Начинать взаимоотношения с учащимися она рекомендует с выявления биографических данных и личностных характеристик.

Выводы по 1 главе

Анализ психолого – педагогической литературы по теме исследования позволяет нам сделать следующие выводы: Школа в настоящее время продолжает поиски новых форм педагогических воздействий в ходе организации и реализации содержания процесса учения, в осуществлении воспитательных воздействий, которые повысили бы эффективность занятий учащихся.

Основные направления поисков связаны с развитие мышления, памяти, познавательной активности, c повышением устойчивой внутренней учебной мотивации. В свою очередь, мотивация учения тесно связана с проявляемой ребенком познавательной активностью и опосредованно мышлением и процессами памяти.

Для качественного усвоения знаний, учащемуся не достаточно воспринимать их в готовом виде, ученик должен сам производить сложную умственную работу, проявить умственную активность. В разные периоды жизни ребенка активность его меняется. Она приобретает разную направленность и разные формы.

В данном исследовании мы предполагаем, что психологическим условием развития оперативной памяти младших школьников может явиться развитие познавательной активности и познавательных психических процессов.

Попытка решения проблемы развития памяти школьников, за счет комплексной работы по развитию познавательной активности, мышления и внимания школьников младших классов предпринята нами практически и описана во второй главе нашего исследования.



2. Организация экспериментального исследования по развитию памяти младших школьников

2.1. Организация исследования, описание выборки и диагностических методик


Организуя свое исследование по развитию оперативной памяти учащихся начальных классов обучения, мы ориентировались на психолого- педагогические положения о том, что если обучение ориентировано только на усвоение тех или иных знаний или способов действия, и без достаточного внимания остаются механизмы собственной активности учащихся, реализующей процессы усвоения, то высшие психические функции, в том числе - память, внимание, мышление и т.д., развиваются слабо, а если обучение специально будет направлено на формирование деятельности как особой формы активности личности, то создаются оптимальные условия для их развития. Предполагается, что любые попытки обеспечить развитие памяти введением в обучение тех или иных способов запоминания без реального формирования механизмов саморегуляции деятельности будут неизбежно давать неустойчивый и во многом случайный эффект. В данной экспериментальной работе намечалось развитие оперативной памяти детей за счет развития всех психических познавательных способностей и развития познавательной активности школьников.

Объектом исследования явилась память как психический познавательный процесс учащихся.

Предметом исследования - развитие оперативной памяти детей начальных классов обучения.

Цель экспериментальной работы – исследование возможностей развития оперативной памяти учащихся начальной школы.

Гипотеза исследования - развитие оперативной памяти младших школьников будет эффективным при условии, если процесс развития памяти будет сопровождаться развитием мышления, внимания и познавательной активности детей начальных классов обучения.

Этапы практического исследования