Файл: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Научный консультант доктор педагогических наук, профессор Е. Н. Шиянов Карачаевск 2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 535

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Деятельность научного студенческого общества возможна при прак­тической реализации системы научно-исследовательской работы студентов в вузе и осуществляется поэтапно, основываясь на следующих принципах:

  • системности научно-исследовательской работы студентов, которая характеризуется целостностью, наличием связи между видами исследова­тельской деятельности и образовательным процессом, комплексным подхо­дом в развитии исследовательской функции у студентов;

  • оптимальности НИРС, базирующейся на диалектическом единстве и оптимальном сочетании теории и практики, репродукции и творчества, сложности и проблемности исследовательской деятельности, деятельност- ного и личностного подходов;

  • развития научно-исследовательской деятельности студентов через переход обучения в самообучение (самообразование) личности, новизну и разнообразие организуемых исследований студентов;

  • управления научно-исследовательской деятельностью студентов, так как эффективность ее функционирования и развития тем выше, чем эф­фективнее осуществляется ее управление на разных этапах исследователь­ской деятельности и реализуется через целеполагание, планирование, стиму­лирование, нормирование, учет, контроль, коррекцию;

  • информативности НИРС, так как ее результативность зависит от эффективности осуществляемого поиска, передачи, преобразования, рас­пределения, хранения, использования информации; учета общественной и личной значимости информации, ее надежности, достоверности, дозирова­ния; достаточного разнообразия средств, форм, методов поиска, передачи, сбора, хранения, обработки, преобразования, распределения и использова­ния информации;

  • социализации результатов научно-исследовательской деятельно­сти, предполагающей единство научно- исследовательской и общественной деятельностью студентов;

  • индивидуализации научно-исследовательской деятельности сту­дентов, строящейся на индивидуальных формах работы как эффективном средстве развития личности студента и реализуемого через учет индивиду­альных особенностей, уважения к личности в сочетании с разумной требо­вательностью, оптимизма, веры в силы и способности студента, поощрение успеха и доброжелательной критики недостатков;

  • диалектического единства и перехода педагогического управления в самоуправление, так как выполнение исследовательских работ студентами невозможно без опоры на резервы самоуправления;

  • периодической- мобилизации, базирующейся на закономерности развития творческих способностей личности: периодическая мобилизация предполагает напряжение, преодоление затруднений в различных видах научно-исследовательской деятельности студентов;

  • сотворчества педагога и студента в процессе научно- исследовательской деятельности, основанного на постоянном развитии пе­дагогом собственных творческих способностей и педагогического мастерст­ва, демократическом стиле общения, приобщении студентов к решению на­учных проблем, лично значимых для педагога;


. - теоретической и практической значимости научных исследова­ний, основанных на практико-ориентированном (контекстном) обучении.

На основании вышеизложенных принципов можно выделить этапы реализации системы НИРС в вузе:

I этап - разработка и утверждение системы НИРС в вузе;

П этап - создание нормативно-правовой базы и методической докумен­тации, закрепляющей цели, задачи, виды, содержание, требования к творче­ским работам студентов научного характера;

  1. этап - определение критериев эффективности системы НИРС и подбор диагностирующих методик;

  2. этап - организация функционирования системы учебно- исследовательской и научно-исследовательской деятельности студентов;

  3. этап - осуществление мониторинга эффективности профессиональ­ного и личностного становления будущего педагога в процессе реализации системы НИРС, а также коррекция нормативно-правовых, методических до­кументов и процесса функционирования исследовательской деятельности в вузе.

На I этапе особое внимание уделяется установлению органической связи образовательного процесса, научно-исследовательской работы вуза и системы НИРС. Для этого необходима выработка единой цели и приорите­тов образования: подготовка целостной личности, творческого, мобильного и адаптивного к изменяющимся экономическим условиям будущего спе­циалиста, владеющего педагогической и исследовательской функциями профессионального труда, осуществляющего свою деятельность на диагно­стической основе, способного к самообразованию, саморазвитию и самосо­вершенствованию. Такое взаимопроникновение, выше перечисленных сис­тем, обеспечит возникновение интеграции образовательного процесса и его новое содержание.

II этап характеризуется деятельностью, направленной на разработку локальных актов на основе инструктивных писем и методических рекомен­даций по организации руководства научно-исследовательской деятельно­стью студентов системы высшего профессионального образования.

Работа III этапа реализации НИРС состоит в определении критериев эффективности системы НИРС как средства развития способности у буду­щего педагога к выполнению исследовательской функции профессиональ­ной деятельности. Основным критерием эффективности НИРС является показатель качества выполнения исследовательских проектов, курсовых и выпускных квалификационных работ студентами.



    1. этапом реализации системы НИРС является организация методи­ческой помощи педагогам в руководстве исследовательской деятельностью студентов. Описанная нами выше система знакомства с методологией ис­следовательской деятельности в педагогике требует дополнительного пе­речня форм организации, повышения теоретических и практических знаний и умений в области профессиональной деятельности преподавателей.

    2. этап представлен определением специфики организации НИРС в педагогическом вузе, эффективность которой, зависит от ряда факторов: уровня развития познавательных навыков и учебных умений у студентов, готовности студента осваивать содержание профессионального обучения самостоятельно, степени подготовленности студента к выполнению иссле­довательской работы, уровня развития способностей к выполнению иссле­довательской функции, осознание студентом себя субъектом профессио­нальной деятельности.

Более углубленное знакомство со спецификой исследовательской дея­тельности, ее методикой и профессиональной направленностью происходит в процессе изучения дисциплины «Методология и методика психолого- педагогического исследования». Изучение содержания программы данной дисциплины позволяет приобрести как теоретические, так и практические знания, умения и навыки выполнения исследовательских работ в вузе и по­лучить основы методологии исследования в педагогике, то есть в будущей профессиональной педагогической деятельности. Таким образом, происхо­дит осознание важности реализации исследовательской функции в педаго­гической деятельности. Существенным является то, что в рамках данной дисциплины студенты начинают понимать значимость теоретических науч­ных знаний и возможность их применения в обновлении содержания обра­зования, стремление работать не по шаблону, обеспечивая этим свою кон­курентноспособность на рынке труда.

Завершающим (VI) этапом реализации НИРС вуза выступает мони­торинг эффективности профессионального и личностного становления бу­дущего педагога.

С целью выявления условий НИРС, в рамках которой происходит формирование исследовательских умений и навыков, нами был проведен анализ организации и содержания данного вида деятельности студентов, в ходе которого были выявлены следующие психолого-педагогические ус­ловия ее успешности в течение всего срока обучения студентов:

  • организация научно-исследовательской работы студентов;

  • содержание и методы научно-исследовательской работы студентов;

  • реализация дифференцированного и индивидуального подходов к на­учно-исследовательской работе студентов.


В ходе исследования нами было установлено, что процесс формиро­вания готовности студентов к педагогической деятельности средствами на­учно-исследовательской работы определяют следующие предпосылки:

  • непрерывность процесса НИРС;

  • преемственность, основанная на тематическом единстве НИРС и совершенствовании исследовательских умений студентов;

  • учет этапа обучения и уровня сформированности интеллектуальных и исследовательских умений студентов;

  • взаимосвязь.индивидуальных, групповых и коллективных форм на­учно-исследовательской работы студентов;

  • сотрудничество педагогов и студентов в процессе НИРС;

  • приобретение опыта исследовательской работы в практической пе­дагогической деятельности, внедрение результатов педагогических иссле­дований студентов непосредственно в воспитательно-образовательный про­цесс.

На современном этапе развития системы высшего педагогического образования научно-исследовательская работа студентов приобретает все большее значение и превращается в один из основных компонентов профессиональной подготовки будущего педагога, в силу того, что ее эф­фективность в значительной степени зависит и определяется уровнем сформированности исследовательских знаний студентов.

Прежде всего, это объясняется тем, что овладение фундаментальны­ми, элективными и интегративными учебными дисциплинами требует от студентов владения методами научного познания и исследовательскими умениями как умениями учебными.

Педагогическая деятельность - процесс творческий в силу того, что в ней постоянно решаются нестандартные задачи в процессе постижения истины и извлечения новых знаний.

Под творчеством принято понимать "деятельность, порождающую нечто качественно новое и отличающуюся неповторимостью и оригиналь­ностью".

Исследовательские действия в процессе педагогической деятельности оригинальны и значимы в силу того, что их объектами являются педагоги­ческие системы и процессы (воспитание, образование, развитие, формиро­вание личности, коллектива), характеризующиеся динамичностью и уни­кальностью.

Необходимо также отметить, что научно-исследовательская работа студентов является одним из средств гуманизации высшего профессиональ­ного образования, в процессе которой должны гармонично реализовывать- сяг как рациональность, так и эмоциональность личности,, доминировать личностная.значимость и самоценность будущего педагога.


Научно-исследовательская работа студентов определяется нами как деятельность, направленная на выработку нового знания: постановку про­блемы, формулирование идеи и гипотезы, выбор и обоснование методов исследования, доказательное оформление полученных результатов;

От научно-исследовательской работы педагога она отличается харак­тером и объемом решаемых проблем, а так же тем, что научно- исследовательская работа студентов всегда осуществляется под руково­дством преподавателя. В основу содержания научно-исследовательской деятельности студентов положена подготовка к поиску, постановке пробле­мы и ее решение теоретическими и эмпирическими методами научного по­знания и т.д.

Примечательно то, что непосредственно процесс исследования, поиска решения индивидуален и является ценностью, как в образовательном, так и в личностном смысле.

Образовательная ценность процесса исследования заключается в формировании способности студентов актуализировать и интегрировать все имеющиеся знания, видеть проблему, анализировать ее с разных пози­ций, генерировать и аргументировать процесс ее решения.

Личностное значение научно-исследовательской работы студентов заключается в том, что она призвана воспитывать самостоятельность и творчество, независимость и ответственность за свою позицию, критич­ность в оценке результатов своих и чужих исследований. Добросовестно выполненное исследование конструктивно по своей сути, и потому способ­ствует утверждению личности исследователя, дает ей ощущение собствен­ной значимости.

В силу того, что научно-исследовательская работа студентов является составной частью целостного воспитательно-образовательного процесса, с ее помощью происходит вооружение студентов методикой научного поиска, формирование творческого подхода к решению практических проблем, обеспечивается не только готовность к коллективному научному творчест­ву, но и готовность личности к будущей педагогической деятельности в це­лом. Посредством научно-исследовательской работы обеспечивается:

  • повышение продуктивности усвоения учебного материала и творческого применения его на практике;

  • оптимальная подготовка к социальному взаимодействию в буду­щей педагогической деятельности;

  • естественный переход от учебно-познавательной, учебно- исследовательской работы к самостоятельной научно-исследовательской деятельности в процессе профессионального труда.