Файл: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Научный консультант доктор педагогических наук, профессор Е. Н. Шиянов Карачаевск 2009.doc
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 535
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Деятельность научного студенческого общества возможна при практической реализации системы научно-исследовательской работы студентов в вузе и осуществляется поэтапно, основываясь на следующих принципах:
-
системности научно-исследовательской работы студентов, которая характеризуется целостностью, наличием связи между видами исследовательской деятельности и образовательным процессом, комплексным подходом в развитии исследовательской функции у студентов; -
оптимальности НИРС, базирующейся на диалектическом единстве и оптимальном сочетании теории и практики, репродукции и творчества, сложности и проблемности исследовательской деятельности, деятельност- ного и личностного подходов; -
развития научно-исследовательской деятельности студентов через переход обучения в самообучение (самообразование) личности, новизну и разнообразие организуемых исследований студентов; -
управления научно-исследовательской деятельностью студентов, так как эффективность ее функционирования и развития тем выше, чем эффективнее осуществляется ее управление на разных этапах исследовательской деятельности и реализуется через целеполагание, планирование, стимулирование, нормирование, учет, контроль, коррекцию; -
информативности НИРС, так как ее результативность зависит от эффективности осуществляемого поиска, передачи, преобразования, распределения, хранения, использования информации; учета общественной и личной значимости информации, ее надежности, достоверности, дозирования; достаточного разнообразия средств, форм, методов поиска, передачи, сбора, хранения, обработки, преобразования, распределения и использования информации; -
социализации результатов научно-исследовательской деятельности, предполагающей единство научно- исследовательской и общественной деятельностью студентов; -
индивидуализации научно-исследовательской деятельности студентов, строящейся на индивидуальных формах работы как эффективном средстве развития личности студента и реализуемого через учет индивидуальных особенностей, уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью, оптимизма, веры в силы и способности студента, поощрение успеха и доброжелательной критики недостатков; -
диалектического единства и перехода педагогического управления в самоуправление, так как выполнение исследовательских работ студентами невозможно без опоры на резервы самоуправления; -
периодической- мобилизации, базирующейся на закономерности развития творческих способностей личности: периодическая мобилизация предполагает напряжение, преодоление затруднений в различных видах научно-исследовательской деятельности студентов; -
сотворчества педагога и студента в процессе научно- исследовательской деятельности, основанного на постоянном развитии педагогом собственных творческих способностей и педагогического мастерства, демократическом стиле общения, приобщении студентов к решению научных проблем, лично значимых для педагога;
. - теоретической и практической значимости научных исследований, основанных на практико-ориентированном (контекстном) обучении.
На основании вышеизложенных принципов можно выделить этапы реализации системы НИРС в вузе:
I этап - разработка и утверждение системы НИРС в вузе;
П этап - создание нормативно-правовой базы и методической документации, закрепляющей цели, задачи, виды, содержание, требования к творческим работам студентов научного характера;
-
этап - определение критериев эффективности системы НИРС и подбор диагностирующих методик; -
этап - организация функционирования системы учебно- исследовательской и научно-исследовательской деятельности студентов; -
этап - осуществление мониторинга эффективности профессионального и личностного становления будущего педагога в процессе реализации системы НИРС, а также коррекция нормативно-правовых, методических документов и процесса функционирования исследовательской деятельности в вузе.
На I этапе особое внимание уделяется установлению органической связи образовательного процесса, научно-исследовательской работы вуза и системы НИРС. Для этого необходима выработка единой цели и приоритетов образования: подготовка целостной личности, творческого, мобильного и адаптивного к изменяющимся экономическим условиям будущего специалиста, владеющего педагогической и исследовательской функциями профессионального труда, осуществляющего свою деятельность на диагностической основе, способного к самообразованию, саморазвитию и самосовершенствованию. Такое взаимопроникновение, выше перечисленных систем, обеспечит возникновение интеграции образовательного процесса и его новое содержание.
II этап характеризуется деятельностью, направленной на разработку локальных актов на основе инструктивных писем и методических рекомендаций по организации руководства научно-исследовательской деятельностью студентов системы высшего профессионального образования.
Работа III этапа реализации НИРС состоит в определении критериев эффективности системы НИРС как средства развития способности у будущего педагога к выполнению исследовательской функции профессиональной деятельности. Основным критерием эффективности НИРС является показатель качества выполнения исследовательских проектов, курсовых и выпускных квалификационных работ студентами.
-
этапом реализации системы НИРС является организация методической помощи педагогам в руководстве исследовательской деятельностью студентов. Описанная нами выше система знакомства с методологией исследовательской деятельности в педагогике требует дополнительного перечня форм организации, повышения теоретических и практических знаний и умений в области профессиональной деятельности преподавателей. -
этап представлен определением специфики организации НИРС в педагогическом вузе, эффективность которой, зависит от ряда факторов: уровня развития познавательных навыков и учебных умений у студентов, готовности студента осваивать содержание профессионального обучения самостоятельно, степени подготовленности студента к выполнению исследовательской работы, уровня развития способностей к выполнению исследовательской функции, осознание студентом себя субъектом профессиональной деятельности.
Более углубленное знакомство со спецификой исследовательской деятельности, ее методикой и профессиональной направленностью происходит в процессе изучения дисциплины «Методология и методика психолого- педагогического исследования». Изучение содержания программы данной дисциплины позволяет приобрести как теоретические, так и практические знания, умения и навыки выполнения исследовательских работ в вузе и получить основы методологии исследования в педагогике, то есть в будущей профессиональной педагогической деятельности. Таким образом, происходит осознание важности реализации исследовательской функции в педагогической деятельности. Существенным является то, что в рамках данной дисциплины студенты начинают понимать значимость теоретических научных знаний и возможность их применения в обновлении содержания образования, стремление работать не по шаблону, обеспечивая этим свою конкурентноспособность на рынке труда.
Завершающим (VI) этапом реализации НИРС вуза выступает мониторинг эффективности профессионального и личностного становления будущего педагога.
С целью выявления условий НИРС, в рамках которой происходит формирование исследовательских умений и навыков, нами был проведен анализ организации и содержания данного вида деятельности студентов, в ходе которого были выявлены следующие психолого-педагогические условия ее успешности в течение всего срока обучения студентов:
-
организация научно-исследовательской работы студентов; -
содержание и методы научно-исследовательской работы студентов; -
реализация дифференцированного и индивидуального подходов к научно-исследовательской работе студентов.
В ходе исследования нами было установлено, что процесс формирования готовности студентов к педагогической деятельности средствами научно-исследовательской работы определяют следующие предпосылки:
-
непрерывность процесса НИРС; -
преемственность, основанная на тематическом единстве НИРС и совершенствовании исследовательских умений студентов; -
учет этапа обучения и уровня сформированности интеллектуальных и исследовательских умений студентов; -
взаимосвязь.индивидуальных, групповых и коллективных форм научно-исследовательской работы студентов; -
сотрудничество педагогов и студентов в процессе НИРС; -
приобретение опыта исследовательской работы в практической педагогической деятельности, внедрение результатов педагогических исследований студентов непосредственно в воспитательно-образовательный процесс.
На современном этапе развития системы высшего педагогического образования научно-исследовательская работа студентов приобретает все большее значение и превращается в один из основных компонентов профессиональной подготовки будущего педагога, в силу того, что ее эффективность в значительной степени зависит и определяется уровнем сформированности исследовательских знаний студентов.
Прежде всего, это объясняется тем, что овладение фундаментальными, элективными и интегративными учебными дисциплинами требует от студентов владения методами научного познания и исследовательскими умениями как умениями учебными.
Педагогическая деятельность - процесс творческий в силу того, что в ней постоянно решаются нестандартные задачи в процессе постижения истины и извлечения новых знаний.
Под творчеством принято понимать "деятельность, порождающую нечто качественно новое и отличающуюся неповторимостью и оригинальностью".
Исследовательские действия в процессе педагогической деятельности оригинальны и значимы в силу того, что их объектами являются педагогические системы и процессы (воспитание, образование, развитие, формирование личности, коллектива), характеризующиеся динамичностью и уникальностью.
Необходимо также отметить, что научно-исследовательская работа студентов является одним из средств гуманизации высшего профессионального образования, в процессе которой должны гармонично реализовывать- сяг как рациональность, так и эмоциональность личности,, доминировать личностная.значимость и самоценность будущего педагога.
Научно-исследовательская работа студентов определяется нами как деятельность, направленная на выработку нового знания: постановку проблемы, формулирование идеи и гипотезы, выбор и обоснование методов исследования, доказательное оформление полученных результатов;
От научно-исследовательской работы педагога она отличается характером и объемом решаемых проблем, а так же тем, что научно- исследовательская работа студентов всегда осуществляется под руководством преподавателя. В основу содержания научно-исследовательской деятельности студентов положена подготовка к поиску, постановке проблемы и ее решение теоретическими и эмпирическими методами научного познания и т.д.
Примечательно то, что непосредственно процесс исследования, поиска решения индивидуален и является ценностью, как в образовательном, так и в личностном смысле.
Образовательная ценность процесса исследования заключается в формировании способности студентов актуализировать и интегрировать все имеющиеся знания, видеть проблему, анализировать ее с разных позиций, генерировать и аргументировать процесс ее решения.
Личностное значение научно-исследовательской работы студентов заключается в том, что она призвана воспитывать самостоятельность и творчество, независимость и ответственность за свою позицию, критичность в оценке результатов своих и чужих исследований. Добросовестно выполненное исследование конструктивно по своей сути, и потому способствует утверждению личности исследователя, дает ей ощущение собственной значимости.
В силу того, что научно-исследовательская работа студентов является составной частью целостного воспитательно-образовательного процесса, с ее помощью происходит вооружение студентов методикой научного поиска, формирование творческого подхода к решению практических проблем, обеспечивается не только готовность к коллективному научному творчеству, но и готовность личности к будущей педагогической деятельности в целом. Посредством научно-исследовательской работы обеспечивается:
-
повышение продуктивности усвоения учебного материала и творческого применения его на практике; -
оптимальная подготовка к социальному взаимодействию в будущей педагогической деятельности; -
естественный переход от учебно-познавательной, учебно- исследовательской работы к самостоятельной научно-исследовательской деятельности в процессе профессионального труда.