Файл: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Научный консультант доктор педагогических наук, профессор Е. Н. Шиянов Карачаевск 2009.doc
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 534
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
С позиции организации НИРС, данный вид деятельности студентов определяется нами как комплексная, целенаправленная органически стройная система повышения уровня готовности студентов к педагогической деятельности и воспитания будущего педагога-исследователя.
Она отражает органическое единство учебных и внеучебных форм исследовательской работы студентов и ориентирована на максимальное развитие творческого мышления, индивидуальных способностей студентов, осуществление подготовки инициативных специалистов, развитие их научной интуиции, глубины педагогического мышления, творческого подхода к восприятию знаний и практическое их применение для решения организационных, процессуальных и прикладных профессиональных задач, научных проблем современного образования.
Основными целями научно-исследовательской работы студентов являются:
-
привитие всем студентам навыков постановки и проведения самостоятельных научных исследований, выработка творческого подхода к решению стоящих перед ними педагогических проблем, освоение методов самостоятельной работы с научной литературой, углубление и развитие исследовательских знаний, их практическое применение; -
воспитание еще в стенах учреждения высшего профессионального образования педагога-исследователя - резерва педагогов-ученых, формирование потенциального будущего педагогической науки; -
интенсификация процесса формирования готовности студентов к будущей профессиональной педагогической деятельности и т.д.
Система научно-исследовательской работы студентов может быть представлена следующими направлениями:
-
учебно-исследовательская работа (УИРС), осуществляемая в воспитательно-образовательном процессе, предусмотренная учебным планом, с предоставлением специально отведенного в учебном расписании времени; -
научно-исследовательская работа во внеаудиторной деятельности, осуществляемая студентами на добровольных началах, в сотрудничестве с преподавателями кафедр, педагогами-исследователями колледжа, вузов и общеобразовательных школ, являющихся базой педагогической практики студентов; -
научно-техническое творчество (НТТ) и организационно- массовые мероприятия научного характера.
Первое направление НИРС - учебно-исследовательская работа студентов представляет собой включенную и органически связанную с учебным процессом работу, и по существу является составной частью данного процесса и его логическим продолжением.
Научно-исследовательская работа студентов, осуществляемая во внеаудиторной деятельности, в нашей экспериментальной работе была представлена следующими компонентами:
-
участие в работе научного студенческого общества (НСО); -
участие в научно-практических конференциях, педагогических чтениях в учреждениях высшего педагогического образования; -
совместная работа с педагогами-исследователями над темами их исследовательской, опытно-экспериментальной работы; -
участие в конкурсах рефератов, статей, научных сообщений студентов колледжа; -
участие во Всероссийских, региональных, областных конкурсах научных работ студентов учреждений высшего профессионального образования.
Развитие навыков научно-исследовательской деятельности - это целенаправленный процесс формирования научного стиля мышления и деятельности будущего педагога, охватывающий весь период обучения студентов в педагогическом вузе. В силу этого, в научно-исследовательскую работу вовлекаются студенты, начиная с первого курса.
Структурно организация научно-исследовательской работы студентов выглядит следующим образом:
-
планирование БИРС; -
методика разработки тематики научного поиска студентов; -
работа совета научного студенческого общества, целью которого является организация научного творчества студентов; -
работа научно-методического совета вуза, определяющего основные направления научно-исследовательской работы в единстве преподаватель - студент; -
работа кафедр, являющихся центрами научно-исследовательской работы преподавателей и студентов;
I
-
деятельность цикла спецкурсов по организации научно- исследовательской работы студентов педагогического вуза; -
работа проблемных групп, творческих лабораторий, экспериментальных педагогических мастерских; -
публикации методических рекомендаций по организации научно- исследовательской работы студентов, по технологии выполнения курсовых и дипломных работ; -
защита студентами своих исследовательских работ; -
контроль организации НИРС и др.
Конкурсы исследовательских работ студентов - рефератов, научных статей и сообщений проводились нами в рамках студенческих научно- практических конференций. В задачи данных конкурсов мы определяли: -развитие интеллектуального творчества студентов; -привлечение широкого круга студентов к исследовательской, проектной и творческой деятельности;
-стимулирование научно-исследовательской работы студентов и др. Работа каждой секции научно-практической конференции сопровождалась материалами стендового характера - рефератами и научными статьями студентов-исследователей. Защиту конкурсной работы мы рассматривали, как соответствующую выступлению по проблемам конференции, что позволяло расширить число участников научно-практической конференции.
Для оценивания конкурсных работ нами были созданы комиссии педагогов и студентов. В состав студенческой комиссии входили студенты из числа участников секционной работы конференции, что позволяло студентам сменить вид деятельности с защиты научных работ на их оценивание, по заранее разработанным нами критериям.
На наш взгляд, конкурсы исследовательских, научных работ, в которых студенты участвовали из года в год, во многом способствовали реализации оптимальной стратегии развития начинающих исследователей. Для этого было необходимо, чтобы оценка работ стимулировала студентов- исследователей и их научных руководителей к дальнейшему поиску и совместному творчеству.
В процессе разработки системы критериев оценки исследовательских работ студентов мы стремились реализовать следующие положения:
-
система критериев оценки работ должна быть четко определенной и заранее известной всем участникам конкурса; -
результаты оценки работ должны носить открытый характер; -
система критериев оценки должна изменяться в зависимости от возраста участников и уровня их профессиональной и исследовательской подготовки; -
система критериев оценки должна давать преимущество тем участникам конкурса, работы которых имеют наиболее значимый характер для процесса формирования личности будущего педагога-исследователя и ДР.
Лучшие научные работы студентов по итогам научно- практических конференций, успешных защит на заседаниях кафедр, научных кружков, творческих лабораторий выдвигались на городские конкурсы научных работ студентов высших и средне-специальных учебных заведений. Это, на наш взгляд, являлось необходимым элементом стимулирования научно-исследовательской работы студентов, позволяло им увидеть перспективы своего научного поиска.
Таким образом, в ходе нашего исследования мы установили, что система научно-исследовательской работы студентов вуза имеет целенаправленный и взаимопроникающий характер, основываясь на комплексном подходе к профессиональной подготовке будущего специалиста, творческом взаимодействии педагогов и студентов в процессе исследовательской деятельности. Одним из наиболее эффективных способов организации научно-исследовательской работы студентов, а также процесса формирования личности будущего педагога-исследователя, на наш взгляд, является реализация дифференцированного и индивидуального подходов к данному виду деятельности.
Для того чтобы научно-исследовательская деятельность способствовала достижению оптимальных результатов и стала средством профессионального совершенствования педагогов и развитием способностей к выполнению исследовательской функции у будущих специалистов, необходимо соблюдение ряда условий.
Так В. И. Андреев выделяет две большие группы условий, существенно влияющих на интенсификацию научно-исследовательской деятельности студентов - это личностные и управленческие, которые включают в себя [8]:
-
применение эвристических методов в организации учебной и научно-исследовательской деятельности; -
овладение методами и принципами научного познания в учебно- исследовательской и научно-исследовательской деятельности; -
систематическое участие студентов в работе студенческого научного общества, научных конференциях; -
оптимальное стимулирование процедур научно- исследовательской деятельности; -
насыщение образовательного процесса творческими заданиями, создание проблемных ситуаций на учебных занятиях; -
комплексное применение дидактических, технических средств в исследованиях; -
связь теории с практикой.
Большое внимание В. И. Андреевым уделяется личности, творческому потенциалу и компетентности педагога, являющегося руководителем научно- исследовательской работой студентов. «Педагог и студент — соучастники творческого процесса, в котором происходит самосовершенствование того и другого» [8, с. 219].
При организации научно-исследовательской работы в педагогических колледжах, Л. С. Жданова особое внимание рекомендует уделить анализу условий, способных обеспечить ее эффективность. К таким условиям она относит [56]:
-
наличие научно-методического совета (центра), который планирует, организует и координирует научно-исследовательскую работу; -
своевременное повышение квалификации педагогов; -
внедрение в образовательный процесс новых педагогических технологий, передового опыта; -
проведение научно-практических конференций педагогов и студентов; -
издание методических сборников; -
создание атмосферы творческого поиска, новизны и оригинальности решения педагогических задач. -
обучение педагогов и студентов методологии научного исследования [56, с. 84].
Как видим, ученые и практики имеют схожие взгляды по вопросу определения условий эффективности научно-исследовательской работы в учебных заведениях. Но, разрабатывая и создавая условия организации научно-исследовательской работы в педагогических колледжах, Л. С. Жданова указывает на необходимо учитывать требования к педагогу, предъявляемые методологией научного исследования. То есть прежде, чем приступить к научной работе в области педагогики, преподаватель должен:
-
знать свой предмет, избранную область знаний, свою науку, историю ее развития, определять в ней роль выдающихся деятелей науки и практики; -
уметь накапливать и анализировать научную информацию, обобщать, систематизировать факты, давать им теоретическое объяснение; -
пользоваться библиотечными каталогами и справочно- информационными изданиями, делать выписки, используя специальные библиографические методики; -
уметь формулировать тезисы своего выступления, писать реферат, принимать участие в научной дискуссии, конференции [56].
Наиболее стройную классификацию условий эффективности научно- исследовательской работы дает А. М. Новиков [110]:
-
мотивационные - стимулирование участников научно- исследовательской деятельности, публикации сборников авторских разработок, прикрепление к аспирантуре; а также создание атмосферы позитивного отношения к научной работе всего педагогического коллектива, даже тех,
114
которые не стремятся участвовать в исследовательской деятельности;
-
кадровые - подбор, переподготовка и, повышение квалификации педагогических кадров для успешного занятия научно-экспериментальной работой, привлечение научных работников ВУЗа, НИИ к руководству и совместным исследованиям; целенаправленное повышение квалификации педагогов, занимающихся научной деятельностью, в системе научно- методической службы учебного заведения и соответствующих институтов повышения квалификации; -
материально-технические — создание необходимой учебно- материальной базы, обеспечение коллектива педагогов, занимающихся научно-экспериментальными исследованиями необходимой аппаратурой, оргтехникой, ЭВМ и т.д.; -
научно-методические - обеспечение научно-экспериментальной работы учебной документацией, учебниками, другими средствами обучения; -
финансовые - финансирование новой необходимой учебно- материальной базы, оплата работников, привлекаемых к исследовательской деятельности как внутри учебного заведения, так и со стороны, проведение экспертизы разработанных проектов сторонними научными и другими организациями, отдельными экспертами; -
организационные - создание новых структур (отделений, факультетов и кафедр), четкое распределение обязанностей членов научно- исследовательского коллектива, поиск и приглашение научных руководителей и консультантов; -
нормативно-правовые - получение соответствующих лицензий и других документов, необходимых для реализации задуманных инноваций; обеспечение учебного заведения всеми действующими" законами, положениями; а также создание всей необходимой документации внутреннего пользования - Устава образовательного заведения, правил внутреннего распорядка, должностных обязанностей и т.д.; -
информационные — обеспечение научно-экспериментальной работы соответствующей информацией: книгами, журналами и газетами, материалами передового педагогического опыта, базами и банками данных, педагогическими программными средствами и т. д.