Файл: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Научный консультант доктор педагогических наук, профессор Е. Н. Шиянов Карачаевск 2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 534

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С позиции организации НИРС, данный вид деятельности студентов определяется нами как комплексная, целенаправленная органически стройная система повышения уровня готовности студентов к педагоги­ческой деятельности и воспитания будущего педагога-исследователя.

Она отражает органическое единство учебных и внеучебных форм исследовательской работы студентов и ориентирована на максимальное развитие творческого мышления, индивидуальных способностей студентов, осуществление подготовки инициативных специалистов, развитие их на­учной интуиции, глубины педагогического мышления, творческого подхо­да к восприятию знаний и практическое их применение для решения орга­низационных, процессуальных и прикладных профессиональных задач, на­учных проблем современного образования.

Основными целями научно-исследовательской работы студентов яв­ляются:

  • привитие всем студентам навыков постановки и проведения самостоятельных научных исследований, выработка творческого подхода к решению стоящих перед ними педагогических проблем, освоение мето­дов самостоятельной работы с научной литературой, углубление и разви­тие исследовательских знаний, их практическое применение;

  • воспитание еще в стенах учреждения высшего профессиональ­ного образования педагога-исследователя - резерва педагогов-ученых, формирование потенциального будущего педагогической науки;

  • интенсификация процесса формирования готовности студентов к будущей профессиональной педагогической деятельности и т.д.

Система научно-исследовательской работы студентов может быть представлена следующими направлениями:

  • учебно-исследовательская работа (УИРС), осуществляемая в вос­питательно-образовательном процессе, предусмотренная учебным планом, с предоставлением специально отведенного в учебном расписании времени;

  • научно-исследовательская работа во внеаудиторной деятельно­сти, осуществляемая студентами на добровольных началах, в сотрудни­честве с преподавателями кафедр, педагогами-исследователями коллед­жа, вузов и общеобразовательных школ, являющихся базой педагогиче­ской практики студентов;

  • научно-техническое творчество (НТТ) и организационно- массовые мероприятия научного характера.


Первое направление НИРС - учебно-исследовательская работа сту­дентов представляет собой включенную и органически связанную с учеб­ным процессом работу, и по существу является составной частью данного процесса и его логическим продолжением.

Научно-исследовательская работа студентов, осуществляемая во вне­аудиторной деятельности, в нашей экспериментальной работе была пред­ставлена следующими компонентами:

  • участие в работе научного студенческого общества (НСО);

  • участие в научно-практических конференциях, педагогических чтениях в учреждениях высшего педагогического образования;

  • совместная работа с педагогами-исследователями над темами их исследовательской, опытно-экспериментальной работы;

  • участие в конкурсах рефератов, статей, научных сообщений сту­дентов колледжа;

  • участие во Всероссийских, региональных, областных конкурсах научных работ студентов учреждений высшего профессионального обра­зования.

Развитие навыков научно-исследовательской деятельности - это це­ленаправленный процесс формирования научного стиля мышления и дея­тельности будущего педагога, охватывающий весь период обучения сту­дентов в педагогическом вузе. В силу этого, в научно-исследовательскую работу вовлекаются студенты, начиная с первого курса.

Структурно организация научно-исследовательской работы студен­тов выглядит следующим образом:

  • планирование БИРС;

  • методика разработки тематики научного поиска студентов;

  • работа совета научного студенческого общества, целью которого является организация научного творчества студентов;

  • работа научно-методического совета вуза, определяющего ос­новные направления научно-исследовательской работы в единстве препо­даватель - студент;

  • работа кафедр, являющихся центрами научно-исследовательской работы преподавателей и студентов;

I

  • деятельность цикла спецкурсов по организации научно- исследовательской работы студентов педагогического вуза;

  • работа проблемных групп, творческих лабораторий, эксперимен­тальных педагогических мастерских;

  • публикации методических рекомендаций по организации научно- исследовательской работы студентов, по технологии выполнения курсо­вых и дипломных работ;

  • защита студентами своих исследовательских работ;

  • контроль организации НИРС и др.


Конкурсы исследовательских работ студентов - рефератов, научных статей и сообщений проводились нами в рамках студенческих научно- практических конференций. В задачи данных конкурсов мы определяли: -развитие интеллектуального творчества студентов; -привлечение широкого круга студентов к исследовательской, про­ектной и творческой деятельности;

-стимулирование научно-исследовательской работы студентов и др. Работа каждой секции научно-практической конференции сопровож­далась материалами стендового характера - рефератами и научными стать­ями студентов-исследователей. Защиту конкурсной работы мы рассмат­ривали, как соответствующую выступлению по проблемам конференции, что позволяло расширить число участников научно-практической конфе­ренции.

Для оценивания конкурсных работ нами были созданы комиссии пе­дагогов и студентов. В состав студенческой комиссии входили студенты из числа участников секционной работы конференции, что позволяло сту­дентам сменить вид деятельности с защиты научных работ на их оценива­ние, по заранее разработанным нами критериям.

На наш взгляд, конкурсы исследовательских, научных работ, в ко­торых студенты участвовали из года в год, во многом способствовали реа­лизации оптимальной стратегии развития начинающих исследователей. Для этого было необходимо, чтобы оценка работ стимулировала студентов- исследователей и их научных руководителей к дальнейшему поиску и со­вместному творчеству.

В процессе разработки системы критериев оценки исследовательских работ студентов мы стремились реализовать следующие положения:

  • система критериев оценки работ должна быть четко определен­ной и заранее известной всем участникам конкурса;

  • результаты оценки работ должны носить открытый характер;

  • система критериев оценки должна изменяться в зависимости от возраста участников и уровня их профессиональной и исследовательской подготовки;

  • система критериев оценки должна давать преимущество тем уча­стникам конкурса, работы которых имеют наиболее значимый характер для процесса формирования личности будущего педагога-исследователя и ДР.

Лучшие научные работы студентов по итогам научно- практических конференций, успешных защит на заседаниях кафедр, науч­ных кружков, творческих лабораторий выдвигались на городские конкурсы научных работ студентов высших и средне-специальных учебных заведе­ний. Это, на наш взгляд, являлось необходимым элементом стимулирования научно-исследовательской работы студентов, позволяло им увидеть пер­спективы своего научного поиска.


Таким образом, в ходе нашего исследования мы установили, что сис­тема научно-исследовательской работы студентов вуза имеет целенаправ­ленный и взаимопроникающий характер, основываясь на комплексном подходе к профессиональной подготовке будущего специалиста, творче­ском взаимодействии педагогов и студентов в процессе исследовательской деятельности. Одним из наиболее эффективных способов организации на­учно-исследовательской работы студентов, а также процесса формирова­ния личности будущего педагога-исследователя, на наш взгляд, является реализация дифференцированного и индивидуального подходов к данному виду деятельности.

Для того чтобы научно-исследовательская деятельность способство­вала достижению оптимальных результатов и стала средством профессио­нального совершенствования педагогов и развитием способностей к выпол­нению исследовательской функции у будущих специалистов, необходимо соблюдение ряда условий.

Так В. И. Андреев выделяет две большие группы условий, существен­но влияющих на интенсификацию научно-исследовательской деятельности студентов - это личностные и управленческие, которые включают в себя [8]:

  • применение эвристических методов в организации учебной и на­учно-исследовательской деятельности;

  • овладение методами и принципами научного познания в учебно- исследовательской и научно-исследовательской деятельности;

  • систематическое участие студентов в работе студенческого науч­ного общества, научных конференциях;

  • оптимальное стимулирование процедур научно- исследовательской деятельности;

  • насыщение образовательного процесса творческими заданиями, создание проблемных ситуаций на учебных занятиях;

  • комплексное применение дидактических, технических средств в исследованиях;

  • связь теории с практикой.

Большое внимание В. И. Андреевым уделяется личности, творческому потенциалу и компетентности педагога, являющегося руководителем научно- исследовательской работой студентов. «Педагог и студент — соучастники творческого процесса, в котором происходит самосовершенствование того и другого» [8, с. 219].

При организации научно-исследовательской работы в педагогических колледжах, Л. С. Жданова особое внимание рекомендует уделить анализу условий, способных обеспечить ее эффективность. К таким условиям она относит [56]:


  • наличие научно-методического совета (центра), который плани­рует, организует и координирует научно-исследовательскую работу;

  • своевременное повышение квалификации педагогов;

  • внедрение в образовательный процесс новых педагогических тех­нологий, передового опыта;

  • проведение научно-практических конференций педагогов и студен­тов;

  • издание методических сборников;

  • создание атмосферы творческого поиска, новизны и оригинально­сти решения педагогических задач.

  • обучение педагогов и студентов методологии научного исследова­ния [56, с. 84].

Как видим, ученые и практики имеют схожие взгляды по вопросу оп­ределения условий эффективности научно-исследовательской работы в учебных заведениях. Но, разрабатывая и создавая условия организации на­учно-исследовательской работы в педагогических колледжах, Л. С. Жданова указывает на необходимо учитывать требования к педагогу, предъявляемые методологией научного исследования. То есть прежде, чем приступить к на­учной работе в области педагогики, преподаватель должен:

  • знать свой предмет, избранную область знаний, свою науку, исто­рию ее развития, определять в ней роль выдающихся деятелей науки и прак­тики;

  • уметь накапливать и анализировать научную информацию, обоб­щать, систематизировать факты, давать им теоретическое объяснение;

  • пользоваться библиотечными каталогами и справочно- информационными изданиями, делать выписки, используя специальные библиографические методики;

  • уметь формулировать тезисы своего выступления, писать реферат, принимать участие в научной дискуссии, конференции [56].

Наиболее стройную классификацию условий эффективности научно- исследовательской работы дает А. М. Новиков [110]:

  • мотивационные - стимулирование участников научно- исследовательской деятельности, публикации сборников авторских разрабо­ток, прикрепление к аспирантуре; а также создание атмосферы позитивного отношения к научной работе всего педагогического коллектива, даже тех,

114

которые не стремятся участвовать в исследовательской деятельности;

  • кадровые - подбор, переподготовка и, повышение квалификации педагогических кадров для успешного занятия научно-экспериментальной работой, привлечение научных работников ВУЗа, НИИ к руководству и со­вместным исследованиям; целенаправленное повышение квалификации пе­дагогов, занимающихся научной деятельностью, в системе научно- методической службы учебного заведения и соответствующих институтов повышения квалификации;

  • материально-технические — создание необходимой учебно- материальной базы, обеспечение коллектива педагогов, занимающихся на­учно-экспериментальными исследованиями необходимой аппаратурой, орг­техникой, ЭВМ и т.д.;

  • научно-методические - обеспечение научно-экспериментальной работы учебной документацией, учебниками, другими средствами обучения;

  • финансовые - финансирование новой необходимой учебно- материальной базы, оплата работников, привлекаемых к исследовательской деятельности как внутри учебного заведения, так и со стороны, проведение экспертизы разработанных проектов сторонними научными и другими орга­низациями, отдельными экспертами;

  • организационные - создание новых структур (отделений, факуль­тетов и кафедр), четкое распределение обязанностей членов научно- исследовательского коллектива, поиск и приглашение научных руководи­телей и консультантов;

  • нормативно-правовые - получение соответствующих лицензий и других документов, необходимых для реализации задуманных инноваций; обеспечение учебного заведения всеми действующими" законами, положе­ниями; а также создание всей необходимой документации внутреннего пользования - Устава образовательного заведения, правил внутреннего рас­порядка, должностных обязанностей и т.д.;

  • информационные — обеспечение научно-экспериментальной рабо­ты соответствующей информацией: книгами, журналами и газетами, мате­риалами передового педагогического опыта, базами и банками данных, пе­дагогическими программными средствами и т. д.