Файл: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Научный консультант доктор педагогических наук, профессор Е. Н. Шиянов Карачаевск 2009.doc
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 533
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Анализируя в целом позитивные изменения в понимании сущности исследуемого педагогического феномена - образовательного пространства, необходимо всё же сделать вывод, что единства взглядов до сих пор не достигнуто.
Обобщая рассмотренные подходы к толкованию понятия «образовательное пространство», можно констатировать тот факт, что диапазон его определений колеблется от уяснения сущности до разработки механизмов системного управления и обоснования условий функционирования.
В нашем исследовании мы будем опираться на следующее определение образовательного пространства, а именно, образовательное пространство - специально организованная педагогическая среда, структурированная система педагогических факторов и условий становления личности, функционирование которой основано на принципах взаимодействия различных образовательных систем, порождённых той или иной культурой и осуществляется посредством создания условий и средств для всестороннего гармоничного развития личности обучающегося в целях повышения его
I
социальной и профессиональной мобильности. В рамках данного исследования категория «образовательное пространство» является содержательной характеристикой функционирования научного студенческого общества, выступающего средством формирования исследовательских умений будущего учителя, и процесса обучения в вузе в целом.
Функционирование образовательного пространства основано на принципах взаимодействия различных образовательных систем, порождённых той или иной культурой. Это взаимодействие осуществляется посредством создания условий и средств для всестороннего гармоничного развития личности обучающегося в целях повышения социальной и профессиональной его мобильности.
В нашем исследовании образовательная среда педагогического вуза выступает как основа функционирования научного студенческого общества, которое является средством формирования исследовательских умений будущего учителя. Данный процесс мы проследили в рамках модели формирования исследовательских умений будущего учителя в образовательном пространстве педагогического вуза. Используя моделирование как метод познания, можно раскрыть структуру процесса формирования исследовательских умений как сложноорганизованных объектов, процессов и явлений. Рассмотрим этот процесс более детально.
В педагогической науке в последние годы широко используется метод моделирования, обоснование которого дано в трудах В. Г. Афанасьева, Б. А. Глинского, И. Б. Новик, В. А. Штофф [10; 107; 108; 169].
Под моделью принято понимать искусственно созданный объект в виде схемы, чертежа, логико-математических формул, физической конструкции и т.п., который, будучи аналогичен (подобен, сходен) исследуемому объекту, отражает и воспроизводит в более простом, уменьшенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами исследуемого объекта. Модель - это аналитическое, знаковое или графическое описание рассматриваемого процесса, в данном случае процесса формирования исследовательских умений. Однако единства во взглядах ученых на это сложное понятие нет, что обусловлено многоаспектностью и возможностью изучения разнообразных сторон реальной действительности с помощью моделей.
И. Б. Новик дает следующее определение: «Модель - это искусственный объект (представляющий собой вещественный агрегат или знаковую систему), находящийся в объективном соответствии с исследуемым объектом, способным его замещать на определенных этапах познания, дающий в процессе исследования некоторую допускающую опытную проверку информацию, переводимую по установленным правилам в информацию о самом исследуемом объекте» [108].
А. А. Леонова под моделью понимает конкретную структуру объекта в единстве своего функционирования и развития [89, с. 20]. При этом моделирование рассматривается как процесс перехода от абстрактного к конкретному, а сама модель интерпретируется как понятие, выражающее органическое единство теоретического, эмпирического и системного подходов.
Е. В. Романов, конкретизируя понятие модели для педагогического исследования, определяет ее как «обобщенный абстрактно-логический образ конкретного феномена педагогической системы, который отображает и репрезентирует существенные структурно-функциональные связи объекта педагогического исследования, представленный в требуемой наглядной форме и способный давать новое знание об объекте моделирования» [136, с. 92].
«Моделирование в педагогике - материальное или мысленное имитирование реально существующей педагогической системы путем создания специальных аналогов (моделей), в которых воспроизводятся принципы организации и функционирования этой системы».
Рассмотрев различные трактовки, при определении понятия модели большинство авторов отмечают следующие ее признаки: отражение и воспроизведение изучаемого объекта, процесса в модели; способность к замещению познаваемого объекта, процесса; способность давать новую информацию (новое знание об объекте); наглядность; наличие точных условий и правил построения модели и перехода от информации о модели к информации об объекте.
С помощью моделирования процесса формирования исследовательских умений возможно сопоставление и прогнозирование требований, средств, условий и результатов процесса подготовки будущего специалиста.
При создании модели мы исходили из:
-
осознания стратегической важности готовности будущего педагога к исследовательской деятельности в целом и осуществления экспериментальных действий в ней; -
теоретических подходов к обоснованию деятельности педагога- исследователя и анализа практического опыта его подготовки в вузе; -
оценки готовности студентов педагогического вуза к будущей исследовательской деятельности, формируемой средствами научно- исследовательской работы.
В нашем исследовании объектом моделирования является процесс формирования исследовательских умений у будущего учителя при включении его в работу научного студенческого общества.
Отметим, что в педагогической науке разработаны различные подходы к организации процесса формирования умений исследовательской деятельности и его содержанию. Так, С. П. Арсенова представляет модель процесса формирования исследовательских умений студентов как последовательность следующих этапов [9, с. 124]:
1) выявление исходного уровня развития "того или иного умения на основе результатов выполнения студентами специально разработанных
тестов-заданий;
-
мотивация деятельности студентов с целью принятия ими задачи по формированию соответствующего умения; -
ознакомление студентов с содержанием умения, способами осуществления действий (операциями и приемами деятельности), показ их выполнения в рамках программных курсов и, по возможности, в рамках спецкурсов. Здесь студенты получают ориентировку в организации исследовательской работы, приемах работы с научной литературой, структуре конкретных методов исследования); -
организация отработки (практического использования) умений. Студенты выполняют упражнения, аналогичные образцу, разработанные в разных вариантах и содержащие дополнительные условия. -
выполнение студентами заданий, требующих самостоятельной разработки способов решения поставленной задачи; -
оперативная проверка и корректировка деятельности студентов с использованием специальных заданий на контроль; -
закрепление умений, многократное выполнение усвоенных исследовательских действий обеспечивается посредством организации преподавателем ситуаций, требующих применения какого-либо одного или нескольких умений, и предложение студентам набора индивидуальных заданий; -
совершенствование умений посредством проведения студентами самостоятельного исследования; -
результативный контроль, оценка сформированности у студентов исследовательских умений и навыков.
В. Н. Литовченко отмечает, что формирование исследовательских умений студентов педагогического института есть системный, динамичный, активный процесс, детерминируемый такими педагогическими условиями исследовательской деятельности, как форма организации научно- исследовательской работы студентов (НИРС), адекватная уровню развития студента; социально-психологическая и функциональная готовность к НИРС; учет особенностей научной активности студентов; положительный стиль педагогического руководства [92, с. 15].
При этом- достаточно эффективным средством совершенствования процесса формирования исследовательских умений является включенность студентов? в работу научного студенческого общества, что отражается; в следующих положениях:
-
оптимизация приемов подготовки студентов к научно — исследовательской работе: -
включение в исследовательскую деятельность, соответствующую индивидуальным особенностям и научно-познавательным интересам студентов; -
обеспечение широкого научного общения; студентов; -
развитие студенческого самоуправления; в проблемных группах научного студенческого общества; „,-Д:,. -
формирование положительного стйля/взаимодействия студентов; иг научного руководителя при оптимальном сочетании самостоятельности1 и- активности студентов.
Н. В. Сычковой предложена модель процесса формирования учебно- исследовательской деятельности студентов в дидактической подготовке. Основными компонентами этой модели являются:
-
факторы эффективности процесса формирования учебно- исследовательской деятельности; -
педагогические условия; реализации, процесса формирования учебно-исследовательской; деятельности; -
этапы формирования учебно-исследовательской деятельности (мотивационно-целевой, этап теоретических, знаний, операционно- деятельностный, творческий) [156, с. 3 7]■
Необходимо отметить, что, несмотря на основательность проработки вопросов, касающихся проблемы формирования исследовательских умений, данные работы затрагивают ее решение лишь на одном из этапов непрерывного образования (этап вузовской подготовки).
Состав модели зависит от цели исследования и должен давать возможность проследить какие-либо стороны, характеристики объекта исследования. Содержание нашей модели обусловлено социальным заказом общества и требованиями Государственного образовательного стандарта к уровню подготовки выпускников.
В представленной нами модели заложена идея поэтапного формирования исследовательских умений будущего учителя, владеющего методикой научного исследования, способного решать исследовательские задачи, умеющего расширять и обновлять сферу профессиональной деятельности средствами специально организованной научно-исследовательской деятельности (см. рис.1).
Представленная модель функционирования научного студенческого общества в образовательном пространстве педагогического вуза, направленная на формирование исследовательских умений будущего педагога, представлена как органичное единство следующих блоков: цели и задачи научного студенческого общества; общепедагогические и специфические принципы формирования исследовательских умений; педагогические условия; организационные формы и факторы, образующие систему подготовки будущих педагогов к научно-исследовательской деятельности; результаты деятельности научного студенческого общества. Одним из структурных элементов модели являются этапы формирования исследовательских умений будущего учителя, которые реализуются через систему работы научного студенческого общества. Логика этапов формирования исследовательских умений будущего учителя представлена следующим образом:
1. Подготовительный этап формирования исследовательских умений будущего учителя включает в себя начальный период обучения в вузе (первый год обучения) и предполагает выработку плана, установок
,
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 13