Файл: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Научный консультант доктор педагогических наук, профессор Е. Н. Шиянов Карачаевск 2009.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 532

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

НАУЧНОЕ СТУДЕНЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО


Цель: создание и развитие благоприятных условии для формирования востребованных специалистов путем интенси­фикации научно-исследовательской деятельности студентов, участия их в фундаментальных и прикладных; исследо­ваниях, проводимых в вузе




ЗАДАЧИ:

Диагностические

Прогностические

Организационные

Дсятечьностные

Оценочные

ПРИНЦИПЫ:

    1. Обшепедагошческие


ФОРМЫ:

  1. Лекции

  2. Практзанятия

  3. Спецкурсы

  4. Методические сечннары


ФАКТОРЫ:

I. Учебный ма­териал

  1. Обучаемость учащихся

  2. Время

Специфически


е












УСЛОВИЯ









Формирование цен­ностного отношения к исследовательской деятельности и ее результатам

Развитие творческой активности студента на основе свободы выбора тематики исследования

Создание исследова- тельско-творческой среды

Обучение научным методам познания и технологиям реше­ния исследователь­ских задач и проблем

Формирование конкурентоспособ­ности, готовности к динамичной, соци­альной и профес­сиональной мо­бильности












ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ




г

Подготовительным этап - выработка пла исследовательской деятельности Результат: формирование операционных нее

на, установок, моделей будущей педагогической едовательских умений


Организационным этап - определение на основе опыта и оценки предстоящих >словий деятельности наиболее вероятных и вспомогательных способов решения педагогических задач и выполнения требова­ний, предъявляемых к личности педагога-исследователя Результат: формирование тактических исследовательских учений

Практический этап предполагает самоконтроль, самоанализ собственной исследовательской деятель­ности, анализ и оценивание результатов самостоятельно проведенных исследований и экспериментов Результат: формирование стратегических исследовательских умений

РЕЗУЛЬТАТ:


П ЕДАГОГИЧЕСКОГО

Рис.1. Модель функционирования НСО в образовательном пространстве педаго­гического вуза


ВЫСОКИЙ


НИЗКИИ


СРЕДНИМ


В

Уровень сформированное™ исследовательских умени


й
моделей будущей исследовательской деятельности.

На данном этапе начинается формирование положительного отно­шения к исследовательской деятельности, понимание значимости педагоги­ческого труда, наличие собственного видения будущей профессиональной деятельности. На основе анализа ранее сформированных мотивов, устано­вок, знаний, умений, навыков и качеств личности, необходимых для реа­лизации исследовательской деятельности, а также имеющихся педагоги­ческих условий, целей, задач, содержания, форм и методов организации на­учно-исследовательской работы студентов составляется алгоритм пред­стоящей деятельности в рамках целостного образовательного процесса. На данном этапе мы можем говорить о формировании операционных исследова­тельских умений.

      1. Следующий - организационный этап - заключается в приобре­тении личностью знаний, умений и навыков научно-исследовательской ра­боты в педагогической исследовательской деятельности; коррекции ранее спланированной модели профессиональной деятельности, связанной со знанием специфики исследовательской деятельности, требований к лично­сти педагога-исследователя, овладением комплексом профессионально- педагогических, методических знаний и самообразовательных, тактических исследовательских умений.

      2. На завершающем этапе формирования исследовательских умений будущего учителя - практическом - осуществляется применение сформи­рованного комплекса знаний, умений и навыков непосредственно в само­стоятельной практической исследовательской деятельности.

Данный этап предполагает самоконтроль, самоанализ собственной деятельности, анализ и оценивание результатов проведенных исследова­ний и экспериментов в самостоятельной исследовательской деятельности и как результат - формирование стратегических исследовательских умений.

Структуру модели дополняют уровни сформированности исследова­тельских умений будущего учителя (высокий, средний, низкий), которые являют­ся результатом его деятельности в научном студенческом обществе.

Таким образом, функционирование и развитие модели формирования исследовательских умений будущего учителя рассматривается нами в ус­ловиях образовательного пространства педагогического вуза. Содержание образовательного пространства представляет собой единую систему совре­менного профессионального образования, включающую развитие педаго­гической компетенции и актуализация исследовательской функции профес­сиональной деятельности будущего педагога. В основе нашего исследова­ния лежит личностно ориентированный подход, который обеспечивает взаимодействие на качественно новом уровне психолого-педагогической и специально-методической подготовленности студента к будущей профес­сиональной деятельности. Такое взаимодействие осуществляется на осно­вании личностного развития студента и способствует обретению им интел­лектуальной самостоятельности, нравственной стойкости, индивидуальной исследовательской позиции. Благодаря вхождению научно- исследовательской работы в структуру образовательного процесса создают­ся условия для развития способностей у будущих педагогов к выполнению исследовательской функции, позволяющих умело использовать научное содержание педагогики и предметных методик в качестве методологиче­ского средства для решения междисциплинарных профессиональных задач и выбора личностно-значимых ценностей в профессиональной и личной индивидуальной жизни.

2.2. Особенности организации и функционирования НСО в обра­зовательном пространстве педагогического вуза

Научное студенческое общество (НСО) СГПИ - организация, объе­диняющая на добровольных началах студентов СГПИ, активно участвую­щих в научно-исследовательской работе, членов студенческих научных объединений и кружков кафедр, а также молодых исследователей из числа аспирантов СГПИ.

Основной целью НС О является создание и развитие благоприятных условий для формирования востребованных специалистов путем интенси­фикации научно-исследовательской деятельности студентов, участия их в фундаментальных и прикладных исследованиях, проводимых в вузе; обес­печение возможности для каждого студента (аспиранта) реализовать свое право на творческое развитие личности в соответствии с его способностя­ми и потребностями.

- Достижение данной цели осуществлялось посредством:

  • приобщения студентов к исследовательской работе в области учебной дисциплины;

  • воспитания творческого подхода к решению учебных и научных про­блем;

  • привития навыков самостоятельной работы и научного мышления (са­мостоятельного отбора источников, изучения и анализа специальной лите­ратуры и документальных материалов, изучения и обобщения передового педагогического опыта, умения делать устные и письменные сообщения о результатах исследования и т.д.).

Основными задачами НСО являются:

  • содействие в повышении уровня научной подготовки студентов и ка­чества приобретаемых знаний;

  • обеспечение формирования конкурентоспособности, готовности к ди­намичной, социальной и профессиональной мобильности студентов;

  • повышение качества подготовки молодых специалистов;

  • помощь студентам в самостоятельном научном поиске и организаци­онное обеспечение их научной работы;

  • привлечение студентов к участию во внутривузовских, региональных, всероссийских и международных студенческих мероприятиях, а также в организации и проведении подобных мероприятий в СГПИ;

  • привлечение студентов к участию в выполнении студенческих науч­ных программ, проектов, формируемых Министерствами РФ и зарубежных стран;

  • организация и координация работы студентов по приоритетным на­правлениям научных исследований СГПИ;

  • содействие использованию результатов студенческих исследований в учебном процессе;

  • привлечение студентов к инновационной деятельности, развитие уме­ния доводить научно-исследовательскую работу до уровня ее реализации;

  • содействие осуществлению международного сотрудничества по на­правлениям деятельности университета в области науки и образования;

  • своевременное информирование студентов о запланированных науч­ных конференциях, конкурсах, выставках и т.д. и о возможности участия в них;

  • установление и развитие сотрудничества с НСО других высших учеб­ных заведений с целью совместной научной деятельности и обмена опы­том;

  • освещение деятельности НСО в средствах массовой информации и интернет.

В организации работы научного студенческого общества нами были определены следующие этапы:

  1. Выявление студентов, наиболее заинтересованных и способных к научно-исследовательской работе в области учебной дисциплины, вовле­чение их в работу научного студенческого общества.

  2. Организация деятельности научного студенческого общества и систематической помощи студентам-исследователям: индивидуальная ра­бота преподавателя-руководителя, консультации, занятия в библиотеках и т.д.

  3. Привлечение к работе со студентами-исследователями педаго­гов-ученых, педагогов-исследователей вуза.

4. Публикация лучших научных работ членов научного студенческого общества в сборниках творческих работ вуза, выдвижение работ на конкур­сы научного творчества студентов.

Работу в научном студенческом обществе студенты могут начинать с первого года обучения. Важными факторами эффективности деятельности научного студенческого общества являлись реализация принципа преемст­венности и постоянство его состава.

На заседаниях научного студенческого общества рассматривались те­кущие и организационные вопросы (распределение тем среди членов кружка, рекомендация студенческих работ на конкурс, подведение итогов работы, планирование и т.д.); заслушивались краткие сообщения студен­тов (обзоры монографий, журналов, сообщения о научной деятельности видных ученых), отчеты студентов о ходе работы над темой; организовы­вались встречи с педагогами-исследователями.

Успешное участие в научно-исследовательской работе позволяет любому студенту вуза вступить в научное студенческое общество.

В структуре организации научно-исследовательской работы студен­тов особое место занимают кафедры, которые являются своеобразными научными центрами, где формируется научное мировоззрение студента, будущего педагога-исследователя. В ходе проведения совместного заседа­ния кафедры, студенту отводилась роль полноправного участника научных дискуссий.

В основе научно-исследовательской работы кафедры лежат принци­пы системности, единства теоретического и практического, сочетание ис­следовательских интересов сотрудников кафедры с потребностями воспи­тательно-образовательного процесса вуза, принцип деятельностно- творческого подхода к процессу формирования готовности студентов к пе­дагогической деятельности.

С целью углубления исследовательских знаний и совершенствования исследовательских умений и навыков студенты вовлекались в работу соз


­

данных при кафедрах временных научно-исследовательских коллективов по изучению актуальных для воспитательно-образовательного процесса вуза проблем профессионального самоопределения студентов, формирования социально-профессиональной адаптации личности, нравственного воспи­тания, ценностных ориентации студентов вуза и др.

Как показали результаты нашего исследования, совместная работа с педагогами-исследователями над темами их исследовательской и опытно- экспериментальной работы была наиболее популярна среди студентов.




Рис. 2. Структура научного студенческого общества психолого- педагогического факультета СГПИ


/

Схематично структура научного студенческого общества психолого- педагогического факультета СГПИ представлена на рисунке 2

:
Координировал и направлял работу по совершенствованию научно- исследовательской работы студентов на всех отделениях вуза Совет НСО.

В состав совета НСО входили председатель, заместитель председате­ля, члены НСО, число которых определялось общим собранием (конфе­ренцией) общества. Председатель научного студенческого общества пред­ставлял интересы научной студенческой элиты в совете вуза.

Рассмотрение важнейших вопросов развития научно - исследова­тельской работы студентов и деятельности научного студенческого обще­ства проходило на общих собраниях (конференциях) членов НСО, на кото­рых планировалась работа общества и согласовывалась с деятельностью кафедр и других структурных подразделений вуза.

Научно-практические конференции студентов, являясь традиционной формой научно-исследовательской деятельности, обеспечивали общение и взаимодействие студентов-исследователей, их научных руководителей с педагогами-учеными, педагогами-исследователями региона, города, рай­она, способствовали развитию научного мировоззрения, общего кругозора, внутренней культуры и познавательной активности студентов.

Мы исходили из того, что научно-практическая конференция - это этап подведения итогов по всем направлениям НИРС.

Целью организации научно-практической конференции являлась инициация творческого развития и стимулирование научно- исследовательской работы студентов.

В ходе научно-практических конференций решались следующие за­дачи:


  • анализ деятельности студентов по проводимой ими научно- исследовательской работе;

  • введение студентов младших курсов в сферу современных науч­ных представлений;

  • формирование и развитие навыков углубленной самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности студентов колледжа;

- формирование понимания студентами научной этики и научных традиций и др.

Каждая тематическая научно-практическая конференция имела свою проблему, положение и программу, для изучения и разработки, которых, нами создавались оргкомитеты студентов и преподавателей. Значимым, на наш взгляд, являлось то, что участник конференции, приобретая опыт пуб­личной защиты своих позиций, точки зрения, оттачивал навыки ораторско­го искусства, культуру речи, что является профессионально значимым для педагога.

По итогам работы конференции вуз издавал материалы научно- практической конференции студентов.

Чтобы деятельность НСО носила скоординированный, необходимо характер необходимо наличие программы, значимой для каждого члена НСО, позволяющей объединить весь коллектив во имя достижения общей цели, является важным признаком функционирования НСО. При развитии программы происходит увязка и сближение функциональных связей «колле­га - коллега» и «наставник - ученик». В проектно-исследовательском аспек­те в НСО такой программой является программа по формированию иссле­довательских умений будущего учителя «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов», разработанная и апробированная диссертантом.

Программой реализации учебно-исследовательского аспекта НСО выступает совокупность программных документов, определяющих совмест­ную деятельность педагога и студента (группа студентов) по проведению конкретного исследования. Очень важно, чтобы разработка этой программы стала результатом совместного труда будущего учителя и руководителя.

Внутренним стандартом оценки деятельности НСО является продукт этой деятельности - исследовательская работа студента (группы студентов). Качество этой работы определяется ее соответствием определенным тре­бованиям, зафиксированным нормативными документами и локальными ак­тами НСО. Степень этого соответствия определяется с помощью критериев, разработанных нами на основе критериев оценки научно- исследовательских работ, а также на основе анализа и обобщения опыта оценивания исследовательских работ студентов на различных конкурсах и конференциях.


Критерии оценки учебного исследования:

  • актуальность исследования, определяющая его важность для решения реальных проблем и характеризующая потенциальную ценность его результатов;

  • практическая значимость исследования;

  • степень новизны исследования (нет новизны; субъективная но­визна (под которой подразумевается неизвестное в индивидуальном опыте исследователя научное знание, но известное, как правило, в общественном опыте); объективная новизна);

  • соответствие содержания сформулированной теме, цели, гипоте­зе и поставленным задачам исследования;

  • аргументированность и доказательность в изложении материала, подразумевающая использование современных методов исследования, нали­чие достаточного фактического материала, его логическую обработку;

  • степень раскрытия темы (тема не раскрыта, раскрыта частично, раскрыта полностью);

  • культура оформления материала, требующая анализа источников, грамотного проведения эксперимента, ясности изложения.

Внутренним стандартом оценки деятельности НСО являются иссле­довательские умения студентов, успешность формирования которых опре­деляется достигнутым уровнем.

Непосредственное общение коллектива также является важным ат­рибутом НСО. Российская педагогическая энциклопедия определяет обще­ние как взаимодействие двух или более людей с целью установления и под­держания межличностных отношений, достижения общего результата со­вместной деятельности. С позиции деятельностного подхода общение в пе­дагогическом процессе есть форма совместной учебной деятельности субъ­ектов.

Эти определения согласуются с философским пониманием общения как процесса взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (классов, групп, личностей), при этом социально практический аспект обще­ния как специфического субъект-субъектного отношения и взаимодействия, в котором объектом деятельности для каждого человека является другой че­ловек, проявляется не только в формировании индивидуального, но и груп­пового, коллективного субъекта деятельности. В процессе общения достига­ется необходимая организация и единство действий (интеграция) индиви­дов, входящих в группу, осуществляется рациональное, эмоциональное и во­левое взаимоотношение и согласованность действий, сплоченность и соли­дарность, характеризующие групповую и коллективную деятельность. Исхо­дя из этого утверждения общение в НСО можно представить как форму со­вместной исследовательской деятельности его членов.