Файл: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук Научный консультант доктор педагогических наук, профессор Е. Н. Шиянов Карачаевск 2009.doc
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 532
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
НАУЧНОЕ СТУДЕНЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
Цель: создание и развитие благоприятных условии для формирования востребованных специалистов путем интенсификации научно-исследовательской деятельности студентов, участия их в фундаментальных и прикладных; исследованиях, проводимых в вузе
ЗАДАЧИ:
Диагностические
Прогностические
Организационные
Дсятечьностные
Оценочные
ПРИНЦИПЫ:
-
Обшепедагошческие
ФОРМЫ:
-
Лекции -
Практзанятия -
Спецкурсы -
Методические сечннары
ФАКТОРЫ:
I. Учебный материал
-
Обучаемость учащихся -
Время
Специфически
е
| УСЛОВИЯ | | ||||||
▼ | | |||||||
Формирование ценностного отношения к исследовательской деятельности и ее результатам | Развитие творческой активности студента на основе свободы выбора тематики исследования | Создание исследова- тельско-творческой среды | Обучение научным методам познания и технологиям решения исследовательских задач и проблем | Формирование конкурентоспособности, готовности к динамичной, социальной и профессиональной мобильности | ||||
| | |
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ | |
| г |
Подготовительным этап - выработка пла исследовательской деятельности Результат: формирование операционных нее | на, установок, моделей будущей педагогической едовательских умений |
Организационным этап - определение на основе опыта и оценки предстоящих >словий деятельности наиболее вероятных и вспомогательных способов решения педагогических задач и выполнения требований, предъявляемых к личности педагога-исследователя Результат: формирование тактических исследовательских учений
Практический этап предполагает самоконтроль, самоанализ собственной исследовательской деятельности, анализ и оценивание результатов самостоятельно проведенных исследований и экспериментов Результат: формирование стратегических исследовательских умений
РЕЗУЛЬТАТ:
П ЕДАГОГИЧЕСКОГО
Рис.1. Модель функционирования НСО в образовательном пространстве педагогического вуза
ВЫСОКИЙ
НИЗКИИ
СРЕДНИМ
В
Уровень сформированное™ исследовательских умени
й
моделей будущей исследовательской деятельности.
На данном этапе начинается формирование положительного отношения к исследовательской деятельности, понимание значимости педагогического труда, наличие собственного видения будущей профессиональной деятельности. На основе анализа ранее сформированных мотивов, установок, знаний, умений, навыков и качеств личности, необходимых для реализации исследовательской деятельности, а также имеющихся педагогических условий, целей, задач, содержания, форм и методов организации научно-исследовательской работы студентов составляется алгоритм предстоящей деятельности в рамках целостного образовательного процесса. На данном этапе мы можем говорить о формировании операционных исследовательских умений.
-
Следующий - организационный этап - заключается в приобретении личностью знаний, умений и навыков научно-исследовательской работы в педагогической исследовательской деятельности; коррекции ранее спланированной модели профессиональной деятельности, связанной со знанием специфики исследовательской деятельности, требований к личности педагога-исследователя, овладением комплексом профессионально- педагогических, методических знаний и самообразовательных, тактических исследовательских умений. -
На завершающем этапе формирования исследовательских умений будущего учителя - практическом - осуществляется применение сформированного комплекса знаний, умений и навыков непосредственно в самостоятельной практической исследовательской деятельности.
Данный этап предполагает самоконтроль, самоанализ собственной деятельности, анализ и оценивание результатов проведенных исследований и экспериментов в самостоятельной исследовательской деятельности и как результат - формирование стратегических исследовательских умений.
Структуру модели дополняют уровни сформированности исследовательских умений будущего учителя (высокий, средний, низкий), которые являются результатом его деятельности в научном студенческом обществе.
Таким образом, функционирование и развитие модели формирования исследовательских умений будущего учителя рассматривается нами в условиях образовательного пространства педагогического вуза. Содержание образовательного пространства представляет собой единую систему современного профессионального образования, включающую развитие педагогической компетенции и актуализация исследовательской функции профессиональной деятельности будущего педагога. В основе нашего исследования лежит личностно ориентированный подход, который обеспечивает взаимодействие на качественно новом уровне психолого-педагогической и специально-методической подготовленности студента к будущей профессиональной деятельности. Такое взаимодействие осуществляется на основании личностного развития студента и способствует обретению им интеллектуальной самостоятельности, нравственной стойкости, индивидуальной исследовательской позиции. Благодаря вхождению научно- исследовательской работы в структуру образовательного процесса создаются условия для развития способностей у будущих педагогов к выполнению исследовательской функции, позволяющих умело использовать научное содержание педагогики и предметных методик в качестве методологического средства для решения междисциплинарных профессиональных задач и выбора личностно-значимых ценностей в профессиональной и личной индивидуальной жизни.
2.2. Особенности организации и функционирования НСО в образовательном пространстве педагогического вуза
Научное студенческое общество (НСО) СГПИ - организация, объединяющая на добровольных началах студентов СГПИ, активно участвующих в научно-исследовательской работе, членов студенческих научных объединений и кружков кафедр, а также молодых исследователей из числа аспирантов СГПИ.
Основной целью НС О является создание и развитие благоприятных условий для формирования востребованных специалистов путем интенсификации научно-исследовательской деятельности студентов, участия их в фундаментальных и прикладных исследованиях, проводимых в вузе; обеспечение возможности для каждого студента (аспиранта) реализовать свое право на творческое развитие личности в соответствии с его способностями и потребностями.
- Достижение данной цели осуществлялось посредством:
-
приобщения студентов к исследовательской работе в области учебной дисциплины; -
воспитания творческого подхода к решению учебных и научных проблем; -
привития навыков самостоятельной работы и научного мышления (самостоятельного отбора источников, изучения и анализа специальной литературы и документальных материалов, изучения и обобщения передового педагогического опыта, умения делать устные и письменные сообщения о результатах исследования и т.д.).
Основными задачами НСО являются:
-
содействие в повышении уровня научной подготовки студентов и качества приобретаемых знаний; -
обеспечение формирования конкурентоспособности, готовности к динамичной, социальной и профессиональной мобильности студентов; -
повышение качества подготовки молодых специалистов; -
помощь студентам в самостоятельном научном поиске и организационное обеспечение их научной работы; -
привлечение студентов к участию во внутривузовских, региональных, всероссийских и международных студенческих мероприятиях, а также в организации и проведении подобных мероприятий в СГПИ; -
привлечение студентов к участию в выполнении студенческих научных программ, проектов, формируемых Министерствами РФ и зарубежных стран; -
организация и координация работы студентов по приоритетным направлениям научных исследований СГПИ; -
содействие использованию результатов студенческих исследований в учебном процессе; -
привлечение студентов к инновационной деятельности, развитие умения доводить научно-исследовательскую работу до уровня ее реализации; -
содействие осуществлению международного сотрудничества по направлениям деятельности университета в области науки и образования; -
своевременное информирование студентов о запланированных научных конференциях, конкурсах, выставках и т.д. и о возможности участия в них; -
установление и развитие сотрудничества с НСО других высших учебных заведений с целью совместной научной деятельности и обмена опытом; -
освещение деятельности НСО в средствах массовой информации и интернет.
В организации работы научного студенческого общества нами были определены следующие этапы:
-
Выявление студентов, наиболее заинтересованных и способных к научно-исследовательской работе в области учебной дисциплины, вовлечение их в работу научного студенческого общества. -
Организация деятельности научного студенческого общества и систематической помощи студентам-исследователям: индивидуальная работа преподавателя-руководителя, консультации, занятия в библиотеках и т.д. -
Привлечение к работе со студентами-исследователями педагогов-ученых, педагогов-исследователей вуза.
4. Публикация лучших научных работ членов научного студенческого общества в сборниках творческих работ вуза, выдвижение работ на конкурсы научного творчества студентов.
Работу в научном студенческом обществе студенты могут начинать с первого года обучения. Важными факторами эффективности деятельности научного студенческого общества являлись реализация принципа преемственности и постоянство его состава.
На заседаниях научного студенческого общества рассматривались текущие и организационные вопросы (распределение тем среди членов кружка, рекомендация студенческих работ на конкурс, подведение итогов работы, планирование и т.д.); заслушивались краткие сообщения студентов (обзоры монографий, журналов, сообщения о научной деятельности видных ученых), отчеты студентов о ходе работы над темой; организовывались встречи с педагогами-исследователями.
Успешное участие в научно-исследовательской работе позволяет любому студенту вуза вступить в научное студенческое общество.
В структуре организации научно-исследовательской работы студентов особое место занимают кафедры, которые являются своеобразными научными центрами, где формируется научное мировоззрение студента, будущего педагога-исследователя. В ходе проведения совместного заседания кафедры, студенту отводилась роль полноправного участника научных дискуссий.
В основе научно-исследовательской работы кафедры лежат принципы системности, единства теоретического и практического, сочетание исследовательских интересов сотрудников кафедры с потребностями воспитательно-образовательного процесса вуза, принцип деятельностно- творческого подхода к процессу формирования готовности студентов к педагогической деятельности.
С целью углубления исследовательских знаний и совершенствования исследовательских умений и навыков студенты вовлекались в работу соз
данных при кафедрах временных научно-исследовательских коллективов по изучению актуальных для воспитательно-образовательного процесса вуза проблем профессионального самоопределения студентов, формирования социально-профессиональной адаптации личности, нравственного воспитания, ценностных ориентации студентов вуза и др.
Как показали результаты нашего исследования, совместная работа с педагогами-исследователями над темами их исследовательской и опытно- экспериментальной работы была наиболее популярна среди студентов.
Рис. 2. Структура научного студенческого общества психолого- педагогического факультета СГПИ
/
Схематично структура научного студенческого общества психолого- педагогического факультета СГПИ представлена на рисунке 2
:
Координировал и направлял работу по совершенствованию научно- исследовательской работы студентов на всех отделениях вуза Совет НСО.
В состав совета НСО входили председатель, заместитель председателя, члены НСО, число которых определялось общим собранием (конференцией) общества. Председатель научного студенческого общества представлял интересы научной студенческой элиты в совете вуза.
Рассмотрение важнейших вопросов развития научно - исследовательской работы студентов и деятельности научного студенческого общества проходило на общих собраниях (конференциях) членов НСО, на которых планировалась работа общества и согласовывалась с деятельностью кафедр и других структурных подразделений вуза.
Научно-практические конференции студентов, являясь традиционной формой научно-исследовательской деятельности, обеспечивали общение и взаимодействие студентов-исследователей, их научных руководителей с педагогами-учеными, педагогами-исследователями региона, города, района, способствовали развитию научного мировоззрения, общего кругозора, внутренней культуры и познавательной активности студентов.
Мы исходили из того, что научно-практическая конференция - это этап подведения итогов по всем направлениям НИРС.
Целью организации научно-практической конференции являлась инициация творческого развития и стимулирование научно- исследовательской работы студентов.
В ходе научно-практических конференций решались следующие задачи:
-
анализ деятельности студентов по проводимой ими научно- исследовательской работе; -
введение студентов младших курсов в сферу современных научных представлений; -
формирование и развитие навыков углубленной самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности студентов колледжа;
- формирование понимания студентами научной этики и научных традиций и др.
Каждая тематическая научно-практическая конференция имела свою проблему, положение и программу, для изучения и разработки, которых, нами создавались оргкомитеты студентов и преподавателей. Значимым, на наш взгляд, являлось то, что участник конференции, приобретая опыт публичной защиты своих позиций, точки зрения, оттачивал навыки ораторского искусства, культуру речи, что является профессионально значимым для педагога.
По итогам работы конференции вуз издавал материалы научно- практической конференции студентов.
Чтобы деятельность НСО носила скоординированный, необходимо характер необходимо наличие программы, значимой для каждого члена НСО, позволяющей объединить весь коллектив во имя достижения общей цели, является важным признаком функционирования НСО. При развитии программы происходит увязка и сближение функциональных связей «коллега - коллега» и «наставник - ученик». В проектно-исследовательском аспекте в НСО такой программой является программа по формированию исследовательских умений будущего учителя «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов», разработанная и апробированная диссертантом.
Программой реализации учебно-исследовательского аспекта НСО выступает совокупность программных документов, определяющих совместную деятельность педагога и студента (группа студентов) по проведению конкретного исследования. Очень важно, чтобы разработка этой программы стала результатом совместного труда будущего учителя и руководителя.
Внутренним стандартом оценки деятельности НСО является продукт этой деятельности - исследовательская работа студента (группы студентов). Качество этой работы определяется ее соответствием определенным требованиям, зафиксированным нормативными документами и локальными актами НСО. Степень этого соответствия определяется с помощью критериев, разработанных нами на основе критериев оценки научно- исследовательских работ, а также на основе анализа и обобщения опыта оценивания исследовательских работ студентов на различных конкурсах и конференциях.
Критерии оценки учебного исследования:
-
актуальность исследования, определяющая его важность для решения реальных проблем и характеризующая потенциальную ценность его результатов; -
практическая значимость исследования; -
степень новизны исследования (нет новизны; субъективная новизна (под которой подразумевается неизвестное в индивидуальном опыте исследователя научное знание, но известное, как правило, в общественном опыте); объективная новизна); -
соответствие содержания сформулированной теме, цели, гипотезе и поставленным задачам исследования; -
аргументированность и доказательность в изложении материала, подразумевающая использование современных методов исследования, наличие достаточного фактического материала, его логическую обработку; -
степень раскрытия темы (тема не раскрыта, раскрыта частично, раскрыта полностью); -
культура оформления материала, требующая анализа источников, грамотного проведения эксперимента, ясности изложения.
Внутренним стандартом оценки деятельности НСО являются исследовательские умения студентов, успешность формирования которых определяется достигнутым уровнем.
Непосредственное общение коллектива также является важным атрибутом НСО. Российская педагогическая энциклопедия определяет общение как взаимодействие двух или более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности. С позиции деятельностного подхода общение в педагогическом процессе есть форма совместной учебной деятельности субъектов.
Эти определения согласуются с философским пониманием общения как процесса взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (классов, групп, личностей), при этом социально практический аспект общения как специфического субъект-субъектного отношения и взаимодействия, в котором объектом деятельности для каждого человека является другой человек, проявляется не только в формировании индивидуального, но и группового, коллективного субъекта деятельности. В процессе общения достигается необходимая организация и единство действий (интеграция) индивидов, входящих в группу, осуществляется рациональное, эмоциональное и волевое взаимоотношение и согласованность действий, сплоченность и солидарность, характеризующие групповую и коллективную деятельность. Исходя из этого утверждения общение в НСО можно представить как форму совместной исследовательской деятельности его членов.