Файл: Тема диссертации Формирование готовности будущих педагогов к организации учебно исследовательской деятельности школьников в историко культурном пространстве региона План глава i..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 274
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.2. Реализация педагогических условий формирования готовности будущих педагогов к организации учебно – исследовательской деятельности школьников в историко – культурном пространстве региона.
Всего диагностикой и тестированием на входе в эксперимент было охвачено 200 студента в возрасте от 17 до 23 лет, обучающихся на первых курсах среднего профессионального образования и по программам высшего образования государственного педагогического института (по 100 студентов в каждом отделении).
Обобщенные результаты их готовности к исследовательской деятельности по всем компонентам (таблица 7) реально отражают итоги всего процесса традиционной профессиональной подготовки будущих педагогов к исследовательской деятельности, демонстрируя как его плюсы, так и минусы.
Таблица 7
Обобщённые результаты изучения готовности студентов выпускных
Компоненты | |||||||||
Уровни | Когнитивный | Мотивационный | Ориентировочный | Технологический | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
| ВО | СПО | ВО | СПО | ВО | СПО | ВО | СПО | |
Высокий | 11 | 12 | 2 | 3 | 0 | 0 | 4 | 4 | |
Средний | 36 | 38 | 15 | 14 | 38 | 39 | 31 | 33 | |
Низкий | 49 | 46 | 69 | 67 | 49 | 49 | 58 | 56 | |
Не сформирован | 4 | 4 | 14 | 16 | 13 | 12 | 7 | 7 | |
х2 | %2 = | 0,192 | х2 = | 0,391 | У2 =0,052 | г2 = 0, 092 | | ||
Р | Р > 0,05 | Р > 0,05 | Р > 0, 05 | Р > 0,05 |
Сопоставление полученных по всем компонентам данных позволяет констатировать доминирование студентов с низким уровнем готовности к рассматриваемой деятельности. При этом мы обратили внимание на факт, что самые низкие результаты получены по мотивационному компоненту готовности: 69% студентов ВО и 67% – СПО. Большинство из них ответственно относятся к освоению способов решения исследовательских задач, но не уверены, что это значимо для их будущего. Они проявляют некоторый интерес к несложным исследовательским задачам и заданиям. Но отсутствие творческой активности и настойчивости при их решении не позволяет им достичь необходимых результатов. Некоторые из них эпизодично участвовали в реализации исследовательских проектов в составе группы или совместно с преподавателями, но самостоятельно такие проекты не разрабатывали. Не участвовали они и в конкурсах исследовательских работ. Но и в них не очень стремились участвовать. Не проявляют студенты, отнесённые к этому уровню, и активности в саморазвитии или она у них не высока.
У 14% студентов ВО и 16% – СПО мотивационная готовность к исследовательской деятельности оказалась на выходе из вуза не сформированной. Они пассивны, не проявляет интереса к освоению методов исследования, поскольку не считают исследовательскую деятельность важной для своего будущего. За время обучения в вузе никто из них не проявил интереса к разработке и реализации исследовательских проектов. Отсутствует у них и активность в профессиональном саморазвитии, они не стремятся узнать сверх того, что предлагают учебные программы в сфере профессиональной исследовательской деятельности. При выполнении исследовательских заданий и учебно – исследовательских работ у них доминировала привычка делать всё ради отметки. Такая позиция породила пассивность по отношению к профессиональной подготовке. Она явится и существенным препятствием в самостоятельном профессиональном становлении сегодняшнего выпускника.
Результаты сформированности когнитивного компонента несколько выше, о чём свидетельствует выход 11% студентов ВО и 12% – СПО на высокий уровень.
Эта группа студентов хорошо понимает роль и значение решения исследовательских задач в профессиональной деятельности педагога, знают требования к результатам их решения. Они имеют знания достаточные, чтобы решать исследовательские задачи практически всех типов. Ими хорошо усвоены требования, предъявляемые к исследовательским проектам, программам, к отбору и разработке диагностического материала. Прочно и осознанно усвоены знания о методах решения исследовательских задач и условиях их применения. У 36% студентов ВО и 38% – СПО выявлен средний уровень когнитивного компонента готовности к исследовательской деятельности. Они довольно хорошо понимают роль и значение решения исследовательских задач в профессиональной деятельности педагога; имеют достаточно полные, глубокие знания, чтобы решать исследовательские задачи большинства типов.
Знают они и требования, предъявляемые к исследовательским проектам, программам, к отбору и разработке диагностического материала, но эти знания осознаны слабее. Прочностью отличаются знания о разных группах методов исследования и условиях их применения.
Но у 49% студентов ВО и 46% – СПО когнитивная готовность освоена на низком уровне. Они слабо понимают роль и значение исследования в профессиональной деятельности педагога, имеют знания, достаточные, чтобы решать лишь некоторые, наиболее простые исследовательские задачи. И по 4% студентов в каждом вузе остались на уровне несформированности когнитивного компонента готовности к исследовательской деятельности. Они не понимают роли и значения решения исследовательских задач в профессиональном труде педагога. Имеются у них отдельные бессистемные знания о методах исследования, но отсутствуют представления об условиях их применения. Выявленных знаний явно недостаточно для решения каких – либо исследовательских задач.
Результаты готовности выпускников по ориентировочному компоненту готовности к исследовательской деятельности практически аналогичны предыдущим. Высокий уровень не выявлен. На среднем уровне рассматриваемый компонент готовности сформирован у 38% студентов ВО и 39% – СПО. Они умеют самостоятельно или с незначительной помощью преподавателя ставить исследовательские задачи большинства типов, но не всегда определяют требования к результатам их решения. Могут самостоятельно планировать решение многих исследовательских задач, определяя структуру исследовательских действий, но в сложных случаях испытывают затруднения и не справляются с разработкой адекватного плана. В большинстве случаев они демонстрируют сформированность умения выбрать адекватные методы исследования. Их действия осознаны, но недостаточно самостоятельны. Однако в сложных случаях испытывает затруднения при оценке исследовательских программ или учебно – исследовательских работ. Крайне редко они выявляют даже часть имеющихся в них недостатков.
По 49% студентов в каждом вузе вышли по ориентировочному компоненту готовности на низкий уровень. Они смогли поставить только некоторые типы исследовательских задач; при планировании их решения использовали стандартные планы, т.е. его планирование их исследований репродуктивно. При необходимости строят план исследования в ситуациях, когда стандартные планы не могут быть применены, испытывает затруднения и редко справляется с этим. Во многих случаях не могут адекватно оценить качество исследовательских программ, совершенно не замечают в них даже явных недостатков.
А у 13% студентов ВО и 12% – СПО данный компонент не сформирован. Они на этапе завершения обучения в вузе не умеют ставить исследовательские задачи и планировать их решение. Имея какие – то знания об этом, т.е. иметь какой – то уровень когнитивной готовности, они не могут применить свои знания. Совершенно не готовы они оценивать качество исследовательских программ, проектов, работ.
При оценке состояния сформированности у выпускников 2017 года технологического компонента готовности к исследовательской деятельности выявлено, что по 4% выпускников в обоих вузах достигли высокого уровня готовности. Они умеют применять в соответствии с имеющимися условиями все основные методы исследования, которые требуются для решения исследовательских задач в педагогической деятельности: наблюдение, опрос, анкетирование, эксперимент, статистическая проверка гипотез, функциональный анализ, корреляционный анализ. Могут самостоятельно разработать недостающий диагностический инструментарий (анкеты, тесты), адаптировать имеющиеся диагностические методики. Делают это вполне осознанно и самостоятельно в любой ситуации.
31% студентов ВО и 33% – СПО отнесены к среднему уровню выполнения исследовательских действий, необходимых для решения исследовательских задач в педагогической деятельности. Способны самостоятельно разработать недостающий диагностический инструментарий (тесты). Они умеют применять в соответствии с имеющимися условиями часть основных методов исследования. Испытывают затруднения при проведении статистической проверки гипотез, функционального и корреляционного анализа.
Но более половины студентов (58% ВО и 56% – СПО) находились на низком уровне готовности к применению на практике знаний о методах исследования, могли применять в соответствии с имеющимися условиями некоторые методы исследования. Типичные затруднения возникали при проведении эксперимента, анкетирования, статистической проверке гипотез, функционального и корреляционного анализа и многих методов математической статистики. Студенты были не готовы самостоятельно разработать недостающий диагностический инструментарий.
По 7% студентов на каждом отделении оказались на уровне не сформированное™ технологического компонента готовности к решению исследовательских задач. Они не могли применить