Файл: Тема диссертации Формирование готовности будущих педагогов к организации учебно исследовательской деятельности школьников в историко культурном пространстве региона План глава i..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 278

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
адекватные для решения задачи методы исследования, хотя знали кое – что о них. Вряд ли они смогут вклю­читься в экспериментальную или инновационную деятельность в образо­вательном учреждении.

Для сопоставления результатов по всем компонентам и определения степени расхождения между двумя распределениями студентов выпуск­ных курсов (таблица 5) использован критерий х2 Пирсона. Проведённые

2 2

расчёты показали, что значение % эмп. меньше % кр. (оно равно 7, 815 для р = 0,05 и 11, 345 для р = 0,001). Следовательно, есть основания для принятия нулевой гипотезы о том, что различия между двумя эмпирическими рас­пределениями студентов выпускных курсов (2017 год) статистически не значимы.

Обобщая полученные по всем компонентам результаты готовности выпускников ВО и СПО 2017 года, мы пришли к выводу, что в це­лом они слабо подготовлены к самостоятельному осуществлению иссле­довательской деятельности. В таблице 8 представлены результаты инте­гральной оценки их готовности к решению профессиональных исследова­тельских задач.

Таблица 8

Сводные данные интегральной оценки готовности студентов выпускных

курсов к исследовательской деятельности до начала эксперимента (2015 – 2000 учебный год)

Интегральный уровень готовности к ИД

ВО(%)

СПО (%)

Высокий (8 – 9) уровень

0

0

Выше среднего (6 – 7) уровень

3

4

Средний (4 – 5) уровень

21

22

Ниже среднего (2 – 3) уровень

30

28

Низкий (0 – 1) уровни

36

37

Не сформирован (0 уровень)

10

9

Значение критерия согласия распределений (х )

I2 = 0,301

Уровень значимости(р)

Р> 0,05



Полученные данные итогового состояния готовности выпускников

педвузов в 2017 году к исследовательской деятельности представлены в диаграмме 1.

Диаграмма 1


Сводные данные интегральной оценки готовности студентов выпускных курсов к исследовательской деятельности до начала эксперимента 2017 – 20022 у.г.





ВО(%) ■ СПО (%)




В целом и данные таблицы 6, и диаграммы 1 наглядно демонстри­руют, что лишь у 3% студентов ВО и 4% – СПО два компонента го­товности к исследовательской деятельности находятся на высоком уровне, а два других на среднем. А у некоторых студентов один компонент нахо­дится на высоком уровне, а три других на среднем. На этом основании они отнесены к уровню готовности к исследовательской деятельности выше среднего.

К среднему уровню целостной готовности отнесено 21% студентов ВО и 22% – СПО. У них либо все компоненты готовности к иссле­довательской деятельности находятся на среднем уровне, либо один ком­понент находится на низком уровне, а три других на более высоком.

На уровне выше среднего смогут осуществлять исследовательскую деятельность 30% выпускников ВО и 28% – СПО. У многих из них два компонента готовности к исследовательской деятельности находятся на низком уровне, а два других на более высоком. Но у части студентов три компонента готовности находятся на низком уровне, а один на более высоком.

Как показано выше, различия в распределениях студентов выпускных курсов (2017 года) на момент окончания ими вуза статистически незначи­мы как по отдельным компонентам, так и по интегральной оценке. Это оз­начает одинаковость состояния их готовности к исследовательской дея­тельности. Такое сходство вполне закономерно для реализуемой на мо­мент диагностики в обоих вузах системы репродуктивно – ассоциативного обучения педагогов.

Для сопоставления интегральной оценки между распределениями сту­дентов выпускных курсов ВО и СПО в 2000 году (таблица 6) нами также использован критерий Пирсона х2 – Проведённые расчёты показали,

О О

что значение % эмп. (оно равно 0, 301) существенно меньше % кр. (его значе­ние равно 11, 070 для р = 0,05 и 15, 086 для р = 0,001). Следовательно, на­ми и в
этом случае принимается нулевая гипотеза, и подтверждается дос­товерность вывода о том, что статистически значимых различий между „ двумя эмпирическими распределениями нет.

Процедура изучения готовности студентов нового набора (ВО и СПО) к исследовательской деятельности и обработка полученных ре­зультатов аналогична представленной ранее. В таблице 9 приведены ре­зультаты оценки готовности студентов первого курса ВО и СПО к исследовательской деятельности (2000 – 2001 учебный год).

Таблица 9

Обобщённые результаты готовности студентов первых курсов ВО и СПО к исследовательской деятельности (в %)

Компоненты

Уровни

Когнитивный

Мотивационный

Ориенти

ровочный

Технологический

1

2

3

4

5

6

7

8

9




ВО

СПО

ВО

СПО

ВО

СПО

ВО

СПО

Высо­кий

0

0

0

0

0

0

0

0

Средний

0

0

0

0

0

0

0

0

Низкий

7

8

0

0

3

4

2

2

Не сфор­мирован

93

92

100

100

97

96

98

98

х2

Х2=0,07

* =0

X2 =0,14

х2

Р

Р> 0,05

Р> 0,05

Р>0,05

Р> 0,05



Анализ полученных результатов по когнитивному компоненту го­товности к исследовательской деятельности показал, что первокурсники обоих вузов не понимают роли и значения решения исследовательских за­дач в профессиональной деятельности педагога. Большинство из них (93% – ВО и 92% – СПО) не знакомы с типами исследовательских задач, решаемых педагогами в своей профессиональной деятельности, совершен­но не знают требований к результатам их решения. При этом незначитель­ное число студентов: 7% – ВО и 8% – СПО (таблица 9, столбцы 2,3) знали небольшой круг требований, предъявляемых к исследовательским проектам, программам. Поверхностно знакомы с отдельными методами решения исследовательских задач и условий их применения (анкетирова­ние, беседа).

В ходе обработки результатов тестов, бесед со студентами и анализа их личных дел выяснено, что на низкий уровень когнитивной готовности к исследовательской деятельности вышли студенты, которые до поступле­ния в вуз были участниками конкурса «Шаг в будущее» и других школь­ных и внешних конкурсов ученических творческих работ по отдельным предметам. Но даже эта группа респондентов испытывала большие за­труднения при решении даже простых исследовательских задач. Они тоже слабо понимали роль и значение решения исследовательских задач в про­фессиональной деятельности педагога, поверхностно знали отдельные ме­тоды исследования. Но эти знания позволяли студентам решать отдельные исследовательские задачи. По результатам опросов студентов первых кур­сов в 2000 году было установлено, что большинство из них (93% – ВО и 92% – СПО) не знали типов исследовательских задач, решаемых педагогами в профессиональной деятельности и требований к результатам их решения, не имели опыта проведения исследования в области гумани­тарных наук и, естественно, сфере педагогической деятельности. Исклю­чение составляли 7 человек в ВО и 8 человек в СПО. До поступле­ния в вузы они имели опыт участия в различных конкурсах, олимпиадах, конференциях. Установлено, что бывшие выпускники общеобразователь­ных учреждений, имели поверхностные представления о требованиях, предъявляемых к исследовательским проектам, программам, о характере и направленности исследовательской деятельности педагогов, инновацион­ных процессах в образовании