Файл: Тема диссертации Формирование готовности будущих педагогов к организации учебно исследовательской деятельности школьников в историко культурном пространстве региона План глава i..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 278
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
адекватные для решения задачи методы исследования, хотя знали кое – что о них. Вряд ли они смогут включиться в экспериментальную или инновационную деятельность в образовательном учреждении.
Для сопоставления результатов по всем компонентам и определения степени расхождения между двумя распределениями студентов выпускных курсов (таблица 5) использован критерий х2 Пирсона. Проведённые
2 2
расчёты показали, что значение % эмп. меньше % кр. (оно равно 7, 815 для р = 0,05 и 11, 345 для р = 0,001). Следовательно, есть основания для принятия нулевой гипотезы о том, что различия между двумя эмпирическими распределениями студентов выпускных курсов (2017 год) статистически не значимы.
Обобщая полученные по всем компонентам результаты готовности выпускников ВО и СПО 2017 года, мы пришли к выводу, что в целом они слабо подготовлены к самостоятельному осуществлению исследовательской деятельности. В таблице 8 представлены результаты интегральной оценки их готовности к решению профессиональных исследовательских задач.
Таблица 8
Сводные данные интегральной оценки готовности студентов выпускных
курсов к исследовательской деятельности до начала эксперимента (2015 – 2000 учебный год)
Полученные данные итогового состояния готовности выпускников
педвузов в 2017 году к исследовательской деятельности представлены в диаграмме 1.
Диаграмма 1
Сводные данные интегральной оценки готовности студентов выпускных курсов к исследовательской деятельности до начала эксперимента 2017 – 20022 у.г.
□ ВО(%) ■ СПО (%)
В целом и данные таблицы 6, и диаграммы 1 наглядно демонстрируют, что лишь у 3% студентов ВО и 4% – СПО два компонента готовности к исследовательской деятельности находятся на высоком уровне, а два других на среднем. А у некоторых студентов один компонент находится на высоком уровне, а три других на среднем. На этом основании они отнесены к уровню готовности к исследовательской деятельности выше среднего.
К среднему уровню целостной готовности отнесено 21% студентов ВО и 22% – СПО. У них либо все компоненты готовности к исследовательской деятельности находятся на среднем уровне, либо один компонент находится на низком уровне, а три других на более высоком.
На уровне выше среднего смогут осуществлять исследовательскую деятельность 30% выпускников ВО и 28% – СПО. У многих из них два компонента готовности к исследовательской деятельности находятся на низком уровне, а два других на более высоком. Но у части студентов три компонента готовности находятся на низком уровне, а один на более высоком.
Как показано выше, различия в распределениях студентов выпускных курсов (2017 года) на момент окончания ими вуза статистически незначимы как по отдельным компонентам, так и по интегральной оценке. Это означает одинаковость состояния их готовности к исследовательской деятельности. Такое сходство вполне закономерно для реализуемой на момент диагностики в обоих вузах системы репродуктивно – ассоциативного обучения педагогов.
Для сопоставления интегральной оценки между распределениями студентов выпускных курсов ВО и СПО в 2000 году (таблица 6) нами также использован критерий Пирсона х2 – Проведённые расчёты показали,
О О
что значение % эмп. (оно равно 0, 301) существенно меньше % кр. (его значение равно 11, 070 для р = 0,05 и 15, 086 для р = 0,001). Следовательно, нами и в
этом случае принимается нулевая гипотеза, и подтверждается достоверность вывода о том, что статистически значимых различий между „ двумя эмпирическими распределениями нет.
Процедура изучения готовности студентов нового набора (ВО и СПО) к исследовательской деятельности и обработка полученных результатов аналогична представленной ранее. В таблице 9 приведены результаты оценки готовности студентов первого курса ВО и СПО к исследовательской деятельности (2000 – 2001 учебный год).
Таблица 9
Обобщённые результаты готовности студентов первых курсов ВО и СПО к исследовательской деятельности (в %)
Анализ полученных результатов по когнитивному компоненту готовности к исследовательской деятельности показал, что первокурсники обоих вузов не понимают роли и значения решения исследовательских задач в профессиональной деятельности педагога. Большинство из них (93% – ВО и 92% – СПО) не знакомы с типами исследовательских задач, решаемых педагогами в своей профессиональной деятельности, совершенно не знают требований к результатам их решения. При этом незначительное число студентов: 7% – ВО и 8% – СПО (таблица 9, столбцы 2,3) знали небольшой круг требований, предъявляемых к исследовательским проектам, программам. Поверхностно знакомы с отдельными методами решения исследовательских задач и условий их применения (анкетирование, беседа).
В ходе обработки результатов тестов, бесед со студентами и анализа их личных дел выяснено, что на низкий уровень когнитивной готовности к исследовательской деятельности вышли студенты, которые до поступления в вуз были участниками конкурса «Шаг в будущее» и других школьных и внешних конкурсов ученических творческих работ по отдельным предметам. Но даже эта группа респондентов испытывала большие затруднения при решении даже простых исследовательских задач. Они тоже слабо понимали роль и значение решения исследовательских задач в профессиональной деятельности педагога, поверхностно знали отдельные методы исследования. Но эти знания позволяли студентам решать отдельные исследовательские задачи. По результатам опросов студентов первых курсов в 2000 году было установлено, что большинство из них (93% – ВО и 92% – СПО) не знали типов исследовательских задач, решаемых педагогами в профессиональной деятельности и требований к результатам их решения, не имели опыта проведения исследования в области гуманитарных наук и, естественно, сфере педагогической деятельности. Исключение составляли 7 человек в ВО и 8 человек в СПО. До поступления в вузы они имели опыт участия в различных конкурсах, олимпиадах, конференциях. Установлено, что бывшие выпускники общеобразовательных учреждений, имели поверхностные представления о требованиях, предъявляемых к исследовательским проектам, программам, о характере и направленности исследовательской деятельности педагогов, инновационных процессах в образовании
Для сопоставления результатов по всем компонентам и определения степени расхождения между двумя распределениями студентов выпускных курсов (таблица 5) использован критерий х2 Пирсона. Проведённые
2 2
расчёты показали, что значение % эмп. меньше % кр. (оно равно 7, 815 для р = 0,05 и 11, 345 для р = 0,001). Следовательно, есть основания для принятия нулевой гипотезы о том, что различия между двумя эмпирическими распределениями студентов выпускных курсов (2017 год) статистически не значимы.
Обобщая полученные по всем компонентам результаты готовности выпускников ВО и СПО 2017 года, мы пришли к выводу, что в целом они слабо подготовлены к самостоятельному осуществлению исследовательской деятельности. В таблице 8 представлены результаты интегральной оценки их готовности к решению профессиональных исследовательских задач.
Таблица 8
Сводные данные интегральной оценки готовности студентов выпускных
курсов к исследовательской деятельности до начала эксперимента (2015 – 2000 учебный год)
Интегральный уровень готовности к ИД | ВО(%) | СПО (%) |
Высокий (8 – 9) уровень | 0 | 0 |
Выше среднего (6 – 7) уровень | 3 | 4 |
Средний (4 – 5) уровень | 21 | 22 |
Ниже среднего (2 – 3) уровень | 30 | 28 |
Низкий (0 – 1) уровни | 36 | 37 |
Не сформирован (0 уровень) | 10 | 9 |
Значение критерия согласия распределений (х ) | I2 = 0,301 | |
Уровень значимости(р) | Р> 0,05 |
Полученные данные итогового состояния готовности выпускников
педвузов в 2017 году к исследовательской деятельности представлены в диаграмме 1.
Диаграмма 1
Сводные данные интегральной оценки готовности студентов выпускных курсов к исследовательской деятельности до начала эксперимента 2017 – 20022 у.г.
□ ВО(%) ■ СПО (%)
В целом и данные таблицы 6, и диаграммы 1 наглядно демонстрируют, что лишь у 3% студентов ВО и 4% – СПО два компонента готовности к исследовательской деятельности находятся на высоком уровне, а два других на среднем. А у некоторых студентов один компонент находится на высоком уровне, а три других на среднем. На этом основании они отнесены к уровню готовности к исследовательской деятельности выше среднего.
К среднему уровню целостной готовности отнесено 21% студентов ВО и 22% – СПО. У них либо все компоненты готовности к исследовательской деятельности находятся на среднем уровне, либо один компонент находится на низком уровне, а три других на более высоком.
На уровне выше среднего смогут осуществлять исследовательскую деятельность 30% выпускников ВО и 28% – СПО. У многих из них два компонента готовности к исследовательской деятельности находятся на низком уровне, а два других на более высоком. Но у части студентов три компонента готовности находятся на низком уровне, а один на более высоком.
Как показано выше, различия в распределениях студентов выпускных курсов (2017 года) на момент окончания ими вуза статистически незначимы как по отдельным компонентам, так и по интегральной оценке. Это означает одинаковость состояния их готовности к исследовательской деятельности. Такое сходство вполне закономерно для реализуемой на момент диагностики в обоих вузах системы репродуктивно – ассоциативного обучения педагогов.
Для сопоставления интегральной оценки между распределениями студентов выпускных курсов ВО и СПО в 2000 году (таблица 6) нами также использован критерий Пирсона х2 – Проведённые расчёты показали,
О О
что значение % эмп. (оно равно 0, 301) существенно меньше % кр. (его значение равно 11, 070 для р = 0,05 и 15, 086 для р = 0,001). Следовательно, нами и в
этом случае принимается нулевая гипотеза, и подтверждается достоверность вывода о том, что статистически значимых различий между „ двумя эмпирическими распределениями нет.
Процедура изучения готовности студентов нового набора (ВО и СПО) к исследовательской деятельности и обработка полученных результатов аналогична представленной ранее. В таблице 9 приведены результаты оценки готовности студентов первого курса ВО и СПО к исследовательской деятельности (2000 – 2001 учебный год).
Таблица 9
Обобщённые результаты готовности студентов первых курсов ВО и СПО к исследовательской деятельности (в %)
Компоненты | |||||||||
Уровни | Когнитивный | Мотивационный | Ориенти | ровочный | Технологический | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
| ВО | СПО | ВО | СПО | ВО | СПО | ВО | СПО | |
Высокий | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
Средний | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
Низкий | 7 | 8 | 0 | 0 | 3 | 4 | 2 | 2 | |
Не сформирован | 93 | 92 | 100 | 100 | 97 | 96 | 98 | 98 | |
х2 | Х2=0,07 | * =0 | X2 =0,14 | х2 =о | |||||
Р | Р> 0,05 | Р> 0,05 | Р>0,05 | Р> 0,05 |
Анализ полученных результатов по когнитивному компоненту готовности к исследовательской деятельности показал, что первокурсники обоих вузов не понимают роли и значения решения исследовательских задач в профессиональной деятельности педагога. Большинство из них (93% – ВО и 92% – СПО) не знакомы с типами исследовательских задач, решаемых педагогами в своей профессиональной деятельности, совершенно не знают требований к результатам их решения. При этом незначительное число студентов: 7% – ВО и 8% – СПО (таблица 9, столбцы 2,3) знали небольшой круг требований, предъявляемых к исследовательским проектам, программам. Поверхностно знакомы с отдельными методами решения исследовательских задач и условий их применения (анкетирование, беседа).
В ходе обработки результатов тестов, бесед со студентами и анализа их личных дел выяснено, что на низкий уровень когнитивной готовности к исследовательской деятельности вышли студенты, которые до поступления в вуз были участниками конкурса «Шаг в будущее» и других школьных и внешних конкурсов ученических творческих работ по отдельным предметам. Но даже эта группа респондентов испытывала большие затруднения при решении даже простых исследовательских задач. Они тоже слабо понимали роль и значение решения исследовательских задач в профессиональной деятельности педагога, поверхностно знали отдельные методы исследования. Но эти знания позволяли студентам решать отдельные исследовательские задачи. По результатам опросов студентов первых курсов в 2000 году было установлено, что большинство из них (93% – ВО и 92% – СПО) не знали типов исследовательских задач, решаемых педагогами в профессиональной деятельности и требований к результатам их решения, не имели опыта проведения исследования в области гуманитарных наук и, естественно, сфере педагогической деятельности. Исключение составляли 7 человек в ВО и 8 человек в СПО. До поступления в вузы они имели опыт участия в различных конкурсах, олимпиадах, конференциях. Установлено, что бывшие выпускники общеобразовательных учреждений, имели поверхностные представления о требованиях, предъявляемых к исследовательским проектам, программам, о характере и направленности исследовательской деятельности педагогов, инновационных процессах в образовании