Файл: Тема диссертации Формирование готовности будущих педагогов к организации учебно исследовательской деятельности школьников в историко культурном пространстве региона План глава i..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 267

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Под готовностью к исследовательской деятельности мы будем по­нимать комплекс качеств человека необходимых ему, чтобы выполнять функции субъекта этой деятельности. Мы выделяем четыре группы таких качеств - компонентов готовности, мотивационный, когнитивный, профессионально-деятельностный).

Мотивационный компонент готовности – это личностный смысл, который исследовательская деятельность имеет не вообще, а для конкрет­ного человека. Если она не имеет смысла ценности, т.е. участие в ней не воспринимается человеком как значимое, привлекательное для себя, то это означает его неготовность к этой деятельности с точки зрения ценностной ориентации. Он может знать о том, зачем нужно заниматься исследователь­ской деятельностью, уметь решать какие-то исследовательские задачи, но не хотеть этого делать. Без осознания участия в исследовательской дея­тельности, как ценности для себя лично, не может быть и высокой готовно­сти к этой деятельности. Высокому уровню готовности к исследователь­ской деятельности соответствует зрелая мотивационная структура, в кото­рой ведущую роль играют ценности самореализации и саморазвития. На­правленность педагога на развитие своих профессиональных способностей и на достижение как можно лучших результатов - необходимое условие приобретения исследовательской деятельностью смысла ценности.

Показателями мотивационной готовности служат:

  • интерес к освоению методов исследовательской деятельности;

  • активность участия в исследовательской деятельности во время обучения в вузе;

  • самостоятельность в выборе исследовательских задач;

  • стремление участвовать в конкурсах исследовательских работ, выступать на научных конференциях, семинарах;

  • активное, заинтересованное участие в обсуждениях результатов реализа­ции исследовательских проектов, выполненных другими студентами;

  • настойчивость в преодолении затруднений при решении исследователь­ских задач.

  • активность в саморазвитии, стремление узнать освоить больше, чем пред­лагают учебные программы.

Когнитивный компонент готовности — это совокупность знаний и понятий, которые необходимы педагогу, чтобы ставить и решать исследо­вательские задачи в своей профессиональной деятельности.

Показателями уровня когнитивной готовности к исследовательской деятельности служат:


  • понимание роли и значения решения исследовательских задач в про­фессиональной деятельности педагога;

  • знание типов исследовательских задач, решаемых педагогами в своей профессиональной деятельности и требований к результатам их решения;

  • знание требований, предъявляемых к исследовательским проектам, программам;

  • усвоение и понимание специфики методов решения исследователь­ских задач и условий их применения.

Профессионально-деятельностный компонент готовности к ис­следовательской деятельности - это совокупность умений человека выпол­нять исследовательские действия, необходимые для решения исследова­тельских задач в педагогической деятельности. В отличие от умений, вхо­дящих в ориентировочный компонент готовности, обеспечивающих по­строение образа того, как будет проводиться исследование, и какие резуль­таты ожидается получить, умения, входящие в технологический компонент

  • это умения применять на практике знания о методах исследования.

Показателями готовности слу­жат умения применять основные исследовательские методы: наблюдение, опрос, анкетирование, эксперимент, статистическая проверка гипотез, функциональный анализ, корреляционный анализ.

Особым моментом при разработке эффективной модели формирования готовности педагогов к организации учебно – исследовательской деятельности явились условия, которые, согласно определению Н.М. Борытко, сознательно создаются в образовательном процессе и обеспечивают эффективное протекание процесса [сноска]. Организационно-педагогические условия отражают специфику организации образовательного процесса для решения определенного круга задач.

Если рассматривать процесс формирования готовности педагогов к организации учебно – исследовательской деятельности как целостное педагогическое явление, то необходимо обозначить соответствующие организационно-педагогические условия.

Анализ научных трудов по педагогике и психологии, научно-методических разработок и учебно-методических материалов по теме исследования дал возможность предложить следующие организационно-педагогические условия реализации разработанной модели:

  • формирование у будущих педагогов позитивной мотивации и интереса к организации учебно - исследовательской деятельности школьников;


– включение в содержание учебных планов дисциплин - отдельных тем, направленных на систематизацию, углубление и расширение знаний об историко – культурном пространстве региона;

– включение в образовательный процесс дисциплины «Проблемы сохранения исторической памяти: теория, история, практика», нацеленной на формирование единого культурно-исторического пространства Российской Федерации;

– обеспечение единства теоретической и практической подготовки будущих педагогов с целью формирования компетенции на всех этапах обучения посредством включения в программы практик различных заданий, направленных на организацию учебно- исследовательской деятельности.

– организация работы студенческого научного объединения по указанной проблематике.

Таким образом, на начальных этапах нами был определен методологический блок, в рамках которого были отражены вышеизложенные подходы, принципы, организационно-педагогические условия реализации модели.

Подробное раскрытие указанных условий нашло отражение в содержательно-технологическом блоке. Он включает этапы, содержание, методы, формы и средства формирования у будущих педагогов готовности к организации учебно - исследовательской деятельности школьников в историко – культурном пространстве региона.

Структурно–содержательная характеристика готовности будущих педагогов к организации учебно - исследовательской деятельности позволила выделить основные этапы содержательно-технологического блока: мотивационный, когнитивный и профессионально-деятельностный.

.

Подходы: компетентностный, аксиологический, системный, деятельностный, личностно ориентированный, социально – педагогический

Цель: формирования готовности будущих педагогов к учебно – исследовательской деятельности школьников в историко – культурном пространстве региона.







Методологический блок


Принципы: интерактивности, ориентации на самообразование и саморазвитие студентов, свободного выбора студентом образовательной траектории, креативности, мультимедийности; научности, связи теории с практикой и сотрудничества.



Организационно – педагогические условия:

1) единство теоретической и практической составляющих подготовки будущих учителей к учебно – исследовательской деятельности;

2) использование метода проектов в качестве формы самостоятельной работы студентов;

3) применение личностно – ориентированного подхода при отборе содержания, форм и методов подготовки студентов к учебно – исследовательской деятельности;

4) организация деятельности субъектов педагогического процесса на основе позитивного межличностного взаимодействия;

5) активное применение в учебном процессе информационно – коммуникационных технологий.





Этапы формирования готовности к учебно – исследовательской деятельности




Профессионально-деятельностный

Когнитивный


Мотивационный


Содержание: производственная практика образовательного модуля «Без срока давности»

Методы и формы: круглые столы, беседы, лекции, семинарские занятия

Содержание: профильные дисциплины, факультатив;
научно-исследовательская работа студентов

Методы и формы: лекции (проблемные, бинарные и др.), практические занятия: брейн – ринг, аукцион знаний, дискуссии, проекты

Содержание: профильные дисциплины, учебная практика;

Методы и формы: интерактивные лекции, практические занятия, исторические вечера




Содержательно – технологический блок



Средства: рабочие программы, методические рекомендации по проведению практических занятий, игр, учебная и учебно – методическая литература, компьютеры




Критерии


Уровни: низкий, базовый, повышенный
Показатели


РЕЗУЛЬТАТ:

готовность будущих педагогов к учебно – исследовательской деятельности школьников в историко – культурном пространстве региона.

Аналитико – результативный блок

Рисунок 1 – Структурно – содержательная модель, формирования т готовности будущих педагогов к учебно – исследовательской деятельности.

Таким образом, представленная модель формирования готовности будущих педагогов к учебно – исследовательской деятельности является универсальной, так как ее компоненты взаимосвязаны, модель динамична и изменение одного компонента влечет неизбежно изменение других, при неизменности структуры модели. Также при построении модели мы исходили из того, что что она должна учитывать изложенное нами в параграфе 1.1. учебно – исследовательская деятельность школьников в историко – культурном пространстве региона., а также готовность будущих педагогов к организации учебно – исследовательской деятельности, рассматриваемой нами педагогические условия, раскрытое в параграфе 1.2. диссертационного исследования. Модель формирования готовности будущих педагогов к учебно – исследовательской деятельности обеспечивает рейтинговую систему оценивания знаний, умений и навыков студентов. Блоковое строение разработанной нами модели придает процессу формирования поэтапный характер и позволяет производить педагогический мониторинг.