Файл: Тема диссертации Формирование готовности будущих педагогов к организации учебно исследовательской деятельности школьников в историко культурном пространстве региона План глава i..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 267
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Под готовностью к исследовательской деятельности мы будем понимать комплекс качеств человека необходимых ему, чтобы выполнять функции субъекта этой деятельности. Мы выделяем четыре группы таких качеств - компонентов готовности, мотивационный, когнитивный, профессионально-деятельностный).
Мотивационный компонент готовности – это личностный смысл, который исследовательская деятельность имеет не вообще, а для конкретного человека. Если она не имеет смысла ценности, т.е. участие в ней не воспринимается человеком как значимое, привлекательное для себя, то это означает его неготовность к этой деятельности с точки зрения ценностной ориентации. Он может знать о том, зачем нужно заниматься исследовательской деятельностью, уметь решать какие-то исследовательские задачи, но не хотеть этого делать. Без осознания участия в исследовательской деятельности, как ценности для себя лично, не может быть и высокой готовности к этой деятельности. Высокому уровню готовности к исследовательской деятельности соответствует зрелая мотивационная структура, в которой ведущую роль играют ценности самореализации и саморазвития. Направленность педагога на развитие своих профессиональных способностей и на достижение как можно лучших результатов - необходимое условие приобретения исследовательской деятельностью смысла ценности.
Показателями мотивационной готовности служат:
-
интерес к освоению методов исследовательской деятельности; -
активность участия в исследовательской деятельности во время обучения в вузе; -
самостоятельность в выборе исследовательских задач; -
стремление участвовать в конкурсах исследовательских работ, выступать на научных конференциях, семинарах; -
активное, заинтересованное участие в обсуждениях результатов реализации исследовательских проектов, выполненных другими студентами; -
настойчивость в преодолении затруднений при решении исследовательских задач. -
активность в саморазвитии, стремление узнать освоить больше, чем предлагают учебные программы.
Когнитивный компонент готовности — это совокупность знаний и понятий, которые необходимы педагогу, чтобы ставить и решать исследовательские задачи в своей профессиональной деятельности.
Показателями уровня когнитивной готовности к исследовательской деятельности служат:
-
понимание роли и значения решения исследовательских задач в профессиональной деятельности педагога; -
знание типов исследовательских задач, решаемых педагогами в своей профессиональной деятельности и требований к результатам их решения; -
знание требований, предъявляемых к исследовательским проектам, программам; -
усвоение и понимание специфики методов решения исследовательских задач и условий их применения.
Профессионально-деятельностный компонент готовности к исследовательской деятельности - это совокупность умений человека выполнять исследовательские действия, необходимые для решения исследовательских задач в педагогической деятельности. В отличие от умений, входящих в ориентировочный компонент готовности, обеспечивающих построение образа того, как будет проводиться исследование, и какие результаты ожидается получить, умения, входящие в технологический компонент
-
это умения применять на практике знания о методах исследования.
Показателями готовности служат умения применять основные исследовательские методы: наблюдение, опрос, анкетирование, эксперимент, статистическая проверка гипотез, функциональный анализ, корреляционный анализ.
Особым моментом при разработке эффективной модели формирования готовности педагогов к организации учебно – исследовательской деятельности явились условия, которые, согласно определению Н.М. Борытко, сознательно создаются в образовательном процессе и обеспечивают эффективное протекание процесса [сноска]. Организационно-педагогические условия отражают специфику организации образовательного процесса для решения определенного круга задач.
Если рассматривать процесс формирования готовности педагогов к организации учебно – исследовательской деятельности как целостное педагогическое явление, то необходимо обозначить соответствующие организационно-педагогические условия.
Анализ научных трудов по педагогике и психологии, научно-методических разработок и учебно-методических материалов по теме исследования дал возможность предложить следующие организационно-педагогические условия реализации разработанной модели:
-
формирование у будущих педагогов позитивной мотивации и интереса к организации учебно - исследовательской деятельности школьников;
– включение в содержание учебных планов дисциплин - отдельных тем, направленных на систематизацию, углубление и расширение знаний об историко – культурном пространстве региона;
– включение в образовательный процесс дисциплины «Проблемы сохранения исторической памяти: теория, история, практика», нацеленной на формирование единого культурно-исторического пространства Российской Федерации;
– обеспечение единства теоретической и практической подготовки будущих педагогов с целью формирования компетенции на всех этапах обучения посредством включения в программы практик различных заданий, направленных на организацию учебно- исследовательской деятельности.
– организация работы студенческого научного объединения по указанной проблематике.
Таким образом, на начальных этапах нами был определен методологический блок, в рамках которого были отражены вышеизложенные подходы, принципы, организационно-педагогические условия реализации модели.
Подробное раскрытие указанных условий нашло отражение в содержательно-технологическом блоке. Он включает этапы, содержание, методы, формы и средства формирования у будущих педагогов готовности к организации учебно - исследовательской деятельности школьников в историко – культурном пространстве региона.
Структурно–содержательная характеристика готовности будущих педагогов к организации учебно - исследовательской деятельности позволила выделить основные этапы содержательно-технологического блока: мотивационный, когнитивный и профессионально-деятельностный.
.
Подходы: компетентностный, аксиологический, системный, деятельностный, личностно ориентированный, социально – педагогический
Цель: формирования готовности будущих педагогов к учебно – исследовательской деятельности школьников в историко – культурном пространстве региона.
Методологический блок
Принципы: интерактивности, ориентации на самообразование и саморазвитие студентов, свободного выбора студентом образовательной траектории, креативности, мультимедийности; научности, связи теории с практикой и сотрудничества.
Организационно – педагогические условия:
1) единство теоретической и практической составляющих подготовки будущих учителей к учебно – исследовательской деятельности;
2) использование метода проектов в качестве формы самостоятельной работы студентов;
3) применение личностно – ориентированного подхода при отборе содержания, форм и методов подготовки студентов к учебно – исследовательской деятельности;
4) организация деятельности субъектов педагогического процесса на основе позитивного межличностного взаимодействия;
5) активное применение в учебном процессе информационно – коммуникационных технологий.
Этапы формирования готовности к учебно – исследовательской деятельности
Профессионально-деятельностный
Когнитивный
Мотивационный
Содержание: производственная практика образовательного модуля «Без срока давности»
Методы и формы: круглые столы, беседы, лекции, семинарские занятия
Содержание: профильные дисциплины, факультатив;
научно-исследовательская работа студентов
Методы и формы: лекции (проблемные, бинарные и др.), практические занятия: брейн – ринг, аукцион знаний, дискуссии, проекты
Содержание: профильные дисциплины, учебная практика;
Методы и формы: интерактивные лекции, практические занятия, исторические вечера
Содержательно – технологический блок
Средства: рабочие программы, методические рекомендации по проведению практических занятий, игр, учебная и учебно – методическая литература, компьютеры
Критерии
Уровни: низкий, базовый, повышенный
Показатели
РЕЗУЛЬТАТ:
готовность будущих педагогов к учебно – исследовательской деятельности школьников в историко – культурном пространстве региона.
Аналитико – результативный блок
Рисунок 1 – Структурно – содержательная модель, формирования т готовности будущих педагогов к учебно – исследовательской деятельности.
Таким образом, представленная модель формирования готовности будущих педагогов к учебно – исследовательской деятельности является универсальной, так как ее компоненты взаимосвязаны, модель динамична и изменение одного компонента влечет неизбежно изменение других, при неизменности структуры модели. Также при построении модели мы исходили из того, что что она должна учитывать изложенное нами в параграфе 1.1. учебно – исследовательская деятельность школьников в историко – культурном пространстве региона., а также готовность будущих педагогов к организации учебно – исследовательской деятельности, рассматриваемой нами педагогические условия, раскрытое в параграфе 1.2. диссертационного исследования. Модель формирования готовности будущих педагогов к учебно – исследовательской деятельности обеспечивает рейтинговую систему оценивания знаний, умений и навыков студентов. Блоковое строение разработанной нами модели придает процессу формирования поэтапный характер и позволяет производить педагогический мониторинг.