Файл: Тема диссертации Формирование готовности будущих педагогов к организации учебно исследовательской деятельности школьников в историко культурном пространстве региона План глава i..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 271

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ВЫВОДЫ

Анализ педагогической литературы, проведенный в теоретической части нашего диссертационного исследования, позволил прийти к следующим выводам:

    1. Проблема исследовательской педагогической деятельности относится к числу тех, разработка которых требует синергетического и системного подходов. Как показало наше исследование, глубокое знание аналитических возможностей этих подходов является непременным условием формирования основ анализа педагогического процесса, подготовки специалиста нового типа – педагога – исследователя.

    2. Исследовательская педагогическая деятельность – это специально организованный процесс познания, суть которого выражается, в конечном счете, в продвижении или преобразовании, которое он вносит в педагогическую науку или практику. Исследовательская деятельность педагога отличается от нормативной педагогической деятельности своими целями, методами и результатами. Все это убедительно подчеркивает необходимость разработки и описания целостной системы подготовки будущих педагогов к исследовательской деятельности, основанной на современных достижениях науки и практики.

    3. Специфика исследовательской деятельности педагога определяется спецификой цели, объекта, средств педагогического труда, реализацией ее в педагогическом коллективе и своеобразием диагностики готовности учителя к творческому поиску, обусловленного взаимодействием трех ее подсистем:

1)профессиональной культуры педагога;

2)уровнем педагогического мастерства;

3)эффективностью творческой исследовательской педагогической деятельности.

Предпринятый нами анализ специфики исследовательской деятельности позволяет отметить отсутствие сложившейся системы подготовки педагогов в данном направлении и наличие существенных нереализованных возможностей.

Специфика различных педагогических моделей определяется особен­ностями их целей, способов их достижения, способов контроля и оценки результатов. Т.е. каждая особенная педагогическая система имеет опреде­лённое строение компонентов и структуру их связей.


ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ИСТОРИКО – КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РЕГИОНА.

2.1. Диагностика готовности будущих педагогов к организации учебно – исследовательской деятельности школьников в историко – культурном пространстве региона.

Целью экспериментальной стадии нашего исследования была про­верка эффективности описанной в предыдущей главе системы подготовки будущих педагогов к исследовательской деятельности. Так, федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года № 287) (далее – ФГОС ООО) предполагает формирование у обучающихся личностных результатов освоения программы в области ценности научного познания, в том числе, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. Метапредметные результаты освоения программы основного общего образования предполагают овладение базовыми исследовательскими действиями, а именно: «использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента); самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах» [7].



Овладение обучающимися навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем, а также способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания как требование к метапредметным результатам освоения программы содержится и в федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413) (далее – ФГОС СОО).

Личностные результаты в области патриотического воспитания, в соответствии с ФГОС ООО, предполагают осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России.

При этом предметные результаты по учебному предмету «История» должны обеспечивать формирование умения соотносить события истории родного края и истории России; умения выявлять особенности развития культуры, быта и нравов народов в различные исторические эпохи; а также умения рассказывать на основе самостоятельно составленного плана об исторических событиях, явлениях, процессах истории родного края, истории России и мировой истории и их участниках, демонстрируя понимание исторических явлений, процессов и знание необходимых фактов, дат, исторических понятий.

Кроме того, предметные результаты должны обеспечить приобретение опыта взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; уважения к историческому наследию народов России.

В свою очередь Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы (далее -Концепция), на основе которой выстраивается преподавание истории в современной школе, к задачам изучения учебного курса «История России» относит приобретение первичного опыта исследовательской деятельности.

Базовыми принципами Концепции являются: обращение к истории всех народов, стран и территорий, которые входили в состав нашего государства в соответствующие эпохи; многофакторный (многоаспектный) подход к освещению всех сторон истории российского общества, государства, культуры и повседневности; а также применение историко-культурологического подхода.


Многоуровневое представление истории, в соответствии с Концепцией, предполагает сочетание «истории Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного села, города, региона). Такой подход призван способствовать осознанию обучающимися своей социальной идентичности в широком спектре: прежде всего как граждан России, а в связи с этим – жителей своего края, города, представителей определённой этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи. Необходимо обращение обучающихся к изучению локальной истории, истории своей семьи. Это способствует развитию умений применять полученные на уроках знания, приобретению опыта поисковой и аналитической работы на доступном и близком им материале».

Преподавание истории в школе, в том числе региональной, должно осуществляться на основе историко-культурологического подхода и способствовать: а) рассмотрению истории российской культуры как непрерывного процесса обретения национальной идентичности, тесно связанного с политическим и социальным развитием страны; б) формированию способности обучающихся к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию. «Образы культуры в историческом образовании являются важным ресурсом формирования мировоззрения и главным способом трансляции традиций и ценностей российского общества. Характеристика многообразия и взаимодействия культур народов, вошедших на разных этапах истории в состав многонационального Российского государства, помогает формировать у обучающихся чувство принадлежности к богатейшему общему культурно-историческому пространству, уважение к культурным достижениям и лучшим традициям своего и других народов. Это в свою очередь служит основой способности к диалогу в урочной и внеурочной деятельности, социальной практике. Важным в мировоззренческом отношении является также восприятие обучающимися памятников истории и культуры как ценного достояния страны и всего человечества, сохранять которое должен каждый» [6].

Таким образом, ФГОС ООО, ФГОС СОО и Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, не только нацеливают педагогов на формирование навыков исследовательской деятельности обучающихся, но и дают основание для использования в образовательном процессе ресурсов историко-культурного пространства региона и в первую очередь – региональной истории.


При этом результаты исследования «Портрет учителя истории в современной России», проводимого Рособрнадзором, демонстрируют достаточно низкий уровень знаний по региональной истории у учителей.



Рис. Результаты исследования «Портрет учителя истории в современной России»

В анализе результатов исследования указывается, что в тех субъектах, где разработаны учебные и методические материалы по региональной истории, выше и уровень знаний учителей истории.

Результаты исследования профессиональной компетентности учителей истории, проводимого в ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования» в 2019-2021 годах, также демонстрируют достаточно невысокий уровень знаний по истории Ставропольского края у учителей, участвовавших в исследовании.

Все вышеперечисленное способствовало тому, что с 2021/2022 учебного года в общеобразовательных организациях Ставропольского края, по инициативе губернатора Ставропольского края Владимирова В.В., реализуется отдельный учебный курс «История Ставрополья». Важнейшая функция данного учебного курса состоит не в простом расширении, дополнении содержания истории России, а в решении задач мотивации и организации исследовательской деятельности школьников на основе близкого, доступного, эмоционально окрашенного материала региональной истории, что должно способствовать разви­тию познавательной сферы, ценностных ориентиров и социализации личности школь­ников в целом. При этом одной из основных задач изучения истории Ставрополья является раскрытие своеобразия и неповторимости прошлого региона и его связи с ведущими процессами истории России. Рассмотрение ключевых событий региональной истории позволяет проследить, как в них переплетались политические и экономические интересы, нравственные, религиозные и иные мотивы участников.

Преподавание учебного курса «История Ставрополья» стало возможным после того, как был разработан и издан в издательстве «Просвещение» учебно-методический комплект «История Ставрополья» для 5-10 классов (далее - УМК), а министерством образования Ставропольского края было рекомендовано ввести в учебные планы школ учебный курс по истории края.