Файл: Сборник статей под редакцией членакорреспондента ран, профессора С. С. Алексеева статут москва 2000.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 269
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
жившихся в связи с этими вещами. Иными словами, возможно ли признать имущественным комплексом и, следовательно, самостоятельным объектом гражданского права предприятие только в составе одних вещей или только в составе одних имущественных прав?
Решение этой проблемы кроется, на наш взгляд, в особенностях исследуемого объекта гражданских прав, глубинных основах его проявления в предпринимательском обороте в качестве самостоятельного объекта. Признавая основным смыслом предприятия понятия «дело», «бизнес», следует признать определенную возможность относительно стабильного пополнения имущества, получения дополнительных материальных благ, сохранения за собой определенного места, ниши в экономическом обороте его, предприятия, главенствующей сутью, единственным назначением как имущественного комплекса.
В этом аспекте вещное содержание предприятия - это статичное состояние комплекса, а возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся вокруг вещей отношения- это динамика, внутреннее и внешнее самодвижение, саморегуляция, саморазвитие, самовоспроизводство организованной совокупности предметов материального мира
1
. Вычлененный из предприятия вещный момент сам по себе лишен потенции «возрастать», самостоятельно приносить собственнику все большую и большую материальную пользу. Это вытекает из природы вещей - постепенная утрата свойств, старение, что особенно значимо для предметов, задействованных в хозяйственном обороте. Оборудованный по последнему слову техники хлебопекарный цех с запасом сырья - по сути «мертвая» сложная вещь с принадлежностями; и, возможно, только в будущем она станет материальной основой предприятия и приобретет в его составе иную экономическую и правовую окраску.
Имущественные же отношения или их интерпретация в виде действий других лиц в отличие от вещей по своему гражданско-правовому характеру «заряжены» на приобретение и приумноже-
1
Наличие в рамках предприятия интеллектуальной собственности (фирменного наименования, торговой марки и т.д.) придает описанным со- стояниям статики вещей и динамики действий других лиц (имущественным отношениям) определенную направленность, некую вектор- ность (если следовать технической терминологии), подчеркивая суть имущественного комплекса.
52 ние материальных благ и, следовательно, в состоянии (и даже обязаны) самостоятельно выполнять основную функцию предприятия.
Если хлебопекарный цех арендован у иного лица на достаточно длительный срок и право аренды вместе с группой длящихся имущественных правоотношений (без вещных объектов!) обеспечивают стабильную поставку сырья, переработку его и сбыт с прибылью готовой продукции, то уже можно вести речь о предприятии как имущественном комплексе. Более того, ряд правоведов, рассматривая понятие обособленного имущества в определении юридического лица (ст. 48 ГК РФ), приходят к выводу о возможности создания и участия в экономическом обороте юридического лица, вовсе не обладающего какими-либо вещными правами. Так, В.А. Рахмилович пишет: «Имущество юридического лица далеко не исчерпывается вещными объектами и вещными правами... Оно вообще может не иметь ни одного из вещных прав, перечисленных в п. 1 ст. 48, и это не может служить основанием для непризнания его юридическим лицом и отказа в регистрации в качестве такового». И далее: «Имущество юридического лица может состоять в деньгах на счетах, в правах так называемой интеллектуальной собственности и т.п., а оборудование (инвентарь) и помещение оно может арендовать»
1
. Не обсуждая изложенные выводы относительно имущественного обособления юридического лица, следует отметить, что приведенная характеристика «безвещного» имущества больше соответствует отдельным видам предприятий, более бесспорно и корректно «накладывается» на понятие «имущественный комплекс» как механизм для извлечения из оборота материальных благ. Следовательно, предприятие может выступать в качестве объекта гражданского права либо как имущественный комплекс, объединяющий вещи и имущественные права, либо как имущественный комплекс, существующий только как определенная совокупность имущественных прав
1
. Предприятие как имуще-
' Рахмилович В.А. О достижениях и просчетах нового Гражданского кодекса Российской .Федерации // Государство и право. 1996. № 4. С. 122.
' Изложенное относится, скорее, к вновь возникающим имущественным комплексам. Предприятиями в понимании Гражданского кодекса все же остаются имущественные комплексы и, в первую очередь, с приоритетностью вещно-правового момента в их имуществе - с вещными правами на землю, здания, сооружения и т.д.
53
ственный комплекс, состоящий только из вещей, ни теоретически, ни практически невозможно.
2.
В характеристике предприятия как объекта права особое место занимает еще одна составляющая имущественного комплекса -права на результаты интеллектуальной деятельности. В ст. 132 ГК РФ они сформулированы следующим образом: права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работу и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права. Этот компонент имущественного комплекса придает предприятию завершенный вид как своеобразному и единому объекту. Выше отмечалось, что если вещное содержание предприятия это своего рода его статика, а имущественные права - динамика, то присутствие в составе комплекса прав на результаты интеллектуальной собственности в виде наименования, торговых марок и т.п. есть, во-первых, определенная направленность, векторность его (предприятия) движения в предпринимательском обороте, во-вторых, одна из важнейших оценочных категорий данного объекта гражданских прав и, в-третьих, что наиболее важно, характеризующая, сущностная черта, особенность предприятия. Права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, рассматривать в отрыве от других элементов имущественного комплекса можно только теоретически, с известным изъяном, поскольку наименование, торговая марка, в известных случаях не только «пронизывает» весь имущественный комплекс и становится своего рода «стержнем предприятия», но зачастую может предопределять, «подчинять» себе его иные составляющие и распространять свое значение и на отношения, выходящие за рамки (если их, эти рамки, можно определить) имущественного
Решение этой проблемы кроется, на наш взгляд, в особенностях исследуемого объекта гражданских прав, глубинных основах его проявления в предпринимательском обороте в качестве самостоятельного объекта. Признавая основным смыслом предприятия понятия «дело», «бизнес», следует признать определенную возможность относительно стабильного пополнения имущества, получения дополнительных материальных благ, сохранения за собой определенного места, ниши в экономическом обороте его, предприятия, главенствующей сутью, единственным назначением как имущественного комплекса.
В этом аспекте вещное содержание предприятия - это статичное состояние комплекса, а возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся вокруг вещей отношения- это динамика, внутреннее и внешнее самодвижение, саморегуляция, саморазвитие, самовоспроизводство организованной совокупности предметов материального мира
1
. Вычлененный из предприятия вещный момент сам по себе лишен потенции «возрастать», самостоятельно приносить собственнику все большую и большую материальную пользу. Это вытекает из природы вещей - постепенная утрата свойств, старение, что особенно значимо для предметов, задействованных в хозяйственном обороте. Оборудованный по последнему слову техники хлебопекарный цех с запасом сырья - по сути «мертвая» сложная вещь с принадлежностями; и, возможно, только в будущем она станет материальной основой предприятия и приобретет в его составе иную экономическую и правовую окраску.
Имущественные же отношения или их интерпретация в виде действий других лиц в отличие от вещей по своему гражданско-правовому характеру «заряжены» на приобретение и приумноже-
1
Наличие в рамках предприятия интеллектуальной собственности (фирменного наименования, торговой марки и т.д.) придает описанным со- стояниям статики вещей и динамики действий других лиц (имущественным отношениям) определенную направленность, некую вектор- ность (если следовать технической терминологии), подчеркивая суть имущественного комплекса.
52 ние материальных благ и, следовательно, в состоянии (и даже обязаны) самостоятельно выполнять основную функцию предприятия.
Если хлебопекарный цех арендован у иного лица на достаточно длительный срок и право аренды вместе с группой длящихся имущественных правоотношений (без вещных объектов!) обеспечивают стабильную поставку сырья, переработку его и сбыт с прибылью готовой продукции, то уже можно вести речь о предприятии как имущественном комплексе. Более того, ряд правоведов, рассматривая понятие обособленного имущества в определении юридического лица (ст. 48 ГК РФ), приходят к выводу о возможности создания и участия в экономическом обороте юридического лица, вовсе не обладающего какими-либо вещными правами. Так, В.А. Рахмилович пишет: «Имущество юридического лица далеко не исчерпывается вещными объектами и вещными правами... Оно вообще может не иметь ни одного из вещных прав, перечисленных в п. 1 ст. 48, и это не может служить основанием для непризнания его юридическим лицом и отказа в регистрации в качестве такового». И далее: «Имущество юридического лица может состоять в деньгах на счетах, в правах так называемой интеллектуальной собственности и т.п., а оборудование (инвентарь) и помещение оно может арендовать»
1
. Не обсуждая изложенные выводы относительно имущественного обособления юридического лица, следует отметить, что приведенная характеристика «безвещного» имущества больше соответствует отдельным видам предприятий, более бесспорно и корректно «накладывается» на понятие «имущественный комплекс» как механизм для извлечения из оборота материальных благ. Следовательно, предприятие может выступать в качестве объекта гражданского права либо как имущественный комплекс, объединяющий вещи и имущественные права, либо как имущественный комплекс, существующий только как определенная совокупность имущественных прав
1
. Предприятие как имуще-
' Рахмилович В.А. О достижениях и просчетах нового Гражданского кодекса Российской .Федерации // Государство и право. 1996. № 4. С. 122.
' Изложенное относится, скорее, к вновь возникающим имущественным комплексам. Предприятиями в понимании Гражданского кодекса все же остаются имущественные комплексы и, в первую очередь, с приоритетностью вещно-правового момента в их имуществе - с вещными правами на землю, здания, сооружения и т.д.
53
ственный комплекс, состоящий только из вещей, ни теоретически, ни практически невозможно.
2.
В характеристике предприятия как объекта права особое место занимает еще одна составляющая имущественного комплекса -права на результаты интеллектуальной деятельности. В ст. 132 ГК РФ они сформулированы следующим образом: права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работу и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права. Этот компонент имущественного комплекса придает предприятию завершенный вид как своеобразному и единому объекту. Выше отмечалось, что если вещное содержание предприятия это своего рода его статика, а имущественные права - динамика, то присутствие в составе комплекса прав на результаты интеллектуальной собственности в виде наименования, торговых марок и т.п. есть, во-первых, определенная направленность, векторность его (предприятия) движения в предпринимательском обороте, во-вторых, одна из важнейших оценочных категорий данного объекта гражданских прав и, в-третьих, что наиболее важно, характеризующая, сущностная черта, особенность предприятия. Права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, рассматривать в отрыве от других элементов имущественного комплекса можно только теоретически, с известным изъяном, поскольку наименование, торговая марка, в известных случаях не только «пронизывает» весь имущественный комплекс и становится своего рода «стержнем предприятия», но зачастую может предопределять, «подчинять» себе его иные составляющие и распространять свое значение и на отношения, выходящие за рамки (если их, эти рамки, можно определить) имущественного
комплекса, например, в трудовых отно-шеях права на результаты интеллектуальной деятельности составляют третий
элемент предприятия как имущественного комплекса, элемент необязательный, но неизбежно либо предполагаемый при
естественном развитии предприятия, либо существующий — как уже достаточно развитый для значимого в
имущественном комплексе места или как готовый к такому развитию.
54
Статья 132 ГК РФ, как отмечалось выше, дает не являющийся исчерпывающим перечень элементов, входящих в состав предприятия как объекта гражданских прав: земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье,' продукция, права требования, долги, права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, продукцию, работу и услуги, другие исключительные права.
Перечень достаточно полный, но не жесткий. В составе имущественного комплекса допустимы изменения и в сторону расширения, и в сторону сужения перечня входящих в предприятие элементов.
В юридической литературе элементы, составляющие предприятие как объект гражданского права, в основном подразделя- ются на две группы: а) собственно имущество и б) объекты интеллектуальной собственности
1
. В настоящем исследовании рас- сматривалось и несколько иное, более традиционное, разграничение составляющих предприятие элементов на две основные группы - материальные и нематериальные. Такая классификация не совпадает полностью с указанным делением элементов имущественного комплекса на имущество и объекты интеллектуальной собственности, но и не противоречит ей, поскольку используемый критерий деления в обоих случаях иной. Практически же к группе нематериальных элементов имущественного комплекса отходят все объекты интеллектуальной собственности и часть имущества, не имеющего материального, вещественного проявления, в частности, права и долги.
Если ограничить составляющие имущество двумя основными группами, то к предприятию относятся: а) вещи и б) имущественные права и имущественные обязанности. К вещам, составляющим предприятие, Гражданский кодекс РФ относит земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию. Ко второй группе - права требования и долги.
Каждый из этих перечисленных элемейтов был и может быть предметом крупного научного исследования, поэтому следует ограничиться лишь перечислением указанных составляющих,
'См.. напр.: Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: Научно-практический комментарий / Отв. ред. Г.Е. Абова, А.Ю. Ка- балкин, В.П. Мозолин. М.: БЕК, 1996. С. 229.
55 целостных в своем предназначении и внутренней взаимосвязанности, а также рассмотреть их отдельные аспекты, характеризующие сущность предприятия.
Из материальных элементов, предлагаемых Гражданским кодексом Российской Федерации в составе предприятия, следует особо выделить продукцию. Этот овеществленный элемент имущества лица, владеющего предприятием, на первый взгляд не выступает за невидимую грань, очерченную Гражданским кодексом РФ для состава имущественного комплекса, и, казалось бы, логически завершает коммерческую цепочку, характерную для производственной деятельности: сырье — оборудование - инвентарь - продукция (готовая продукция).
Вместе с тем продукция (если быть более точным - готовая продукция) является конечным результатом предпринимательской деятельности коммерческой организации (индивидуального коммерсанта), самостоятельным товаром, имеющим свою специальную цену на рынке (отличную от учетной в составе предприятия). Французское гражданское законодательство не только не предусматривает готовую продукцию в качестве элемента состава имущественного комплекса, но и прямо отвергает его присутствие в каких-либо сделках с предприятием'.
Представляется, что позиция ГК РФ, включающего продукцию в состав имущественного комплекса, более соответствует традиционному отечественному пониманию этой юридической категории. Г.Ф. Шершеневич вообще не разделял понятия сырья и готовой продукции, называя в качестве элемента предприятия обобщающее понятие «товары»: «к материальному составу предприятия относятся товары, равно запасенные для переработки или заготовленные к сбыту»
2
Более подробного рассмотрения заслуживает вторая группа составляющих предприятие как имущественный комплекс элементов — объекты интеллектуальной собственности (при делении состава предприятия на собственно имущество и на результаты творческой деятельности).
' См.: Основные институты гражданского права зарубежных стран: Сравнительно-правовое исследование / Рук. авт. колл. докт. юрид. наук
В.В. Залесский. М: НОРМА, 1999. С. 356.
2
Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. По изд. 1914 г. М., 1994. С. 71.
56
Следует отметить, что обозначение этих элементов как группы объектов интеллектуальной собственности не является достаточным и исчерпывающим, поскольку, например, не охватывает перечень некоторых нематериальных благ, которые могут не только в обязательном порядке входить в состав имущественного комплекса, но и быть в нем одним из центральных, ключевых звеньев.
Гражданский кодекс Российской Федерации прямо включил в состав имущественного комплекса только права на обозначения, индивидуализирующие предприятия, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслу живания). Безусловно, что фирменным наименованием и товар ным знаком перечень результатов интеллектуальной деятельно
элемент предприятия как имущественного комплекса, элемент необязательный, но неизбежно либо предполагаемый при
естественном развитии предприятия, либо существующий — как уже достаточно развитый для значимого в
имущественном комплексе места или как готовый к такому развитию.
54
Статья 132 ГК РФ, как отмечалось выше, дает не являющийся исчерпывающим перечень элементов, входящих в состав предприятия как объекта гражданских прав: земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье,' продукция, права требования, долги, права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, продукцию, работу и услуги, другие исключительные права.
Перечень достаточно полный, но не жесткий. В составе имущественного комплекса допустимы изменения и в сторону расширения, и в сторону сужения перечня входящих в предприятие элементов.
В юридической литературе элементы, составляющие предприятие как объект гражданского права, в основном подразделя- ются на две группы: а) собственно имущество и б) объекты интеллектуальной собственности
1
. В настоящем исследовании рас- сматривалось и несколько иное, более традиционное, разграничение составляющих предприятие элементов на две основные группы - материальные и нематериальные. Такая классификация не совпадает полностью с указанным делением элементов имущественного комплекса на имущество и объекты интеллектуальной собственности, но и не противоречит ей, поскольку используемый критерий деления в обоих случаях иной. Практически же к группе нематериальных элементов имущественного комплекса отходят все объекты интеллектуальной собственности и часть имущества, не имеющего материального, вещественного проявления, в частности, права и долги.
Если ограничить составляющие имущество двумя основными группами, то к предприятию относятся: а) вещи и б) имущественные права и имущественные обязанности. К вещам, составляющим предприятие, Гражданский кодекс РФ относит земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию. Ко второй группе - права требования и долги.
Каждый из этих перечисленных элемейтов был и может быть предметом крупного научного исследования, поэтому следует ограничиться лишь перечислением указанных составляющих,
'См.. напр.: Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: Научно-практический комментарий / Отв. ред. Г.Е. Абова, А.Ю. Ка- балкин, В.П. Мозолин. М.: БЕК, 1996. С. 229.
55 целостных в своем предназначении и внутренней взаимосвязанности, а также рассмотреть их отдельные аспекты, характеризующие сущность предприятия.
Из материальных элементов, предлагаемых Гражданским кодексом Российской Федерации в составе предприятия, следует особо выделить продукцию. Этот овеществленный элемент имущества лица, владеющего предприятием, на первый взгляд не выступает за невидимую грань, очерченную Гражданским кодексом РФ для состава имущественного комплекса, и, казалось бы, логически завершает коммерческую цепочку, характерную для производственной деятельности: сырье — оборудование - инвентарь - продукция (готовая продукция).
Вместе с тем продукция (если быть более точным - готовая продукция) является конечным результатом предпринимательской деятельности коммерческой организации (индивидуального коммерсанта), самостоятельным товаром, имеющим свою специальную цену на рынке (отличную от учетной в составе предприятия). Французское гражданское законодательство не только не предусматривает готовую продукцию в качестве элемента состава имущественного комплекса, но и прямо отвергает его присутствие в каких-либо сделках с предприятием'.
Представляется, что позиция ГК РФ, включающего продукцию в состав имущественного комплекса, более соответствует традиционному отечественному пониманию этой юридической категории. Г.Ф. Шершеневич вообще не разделял понятия сырья и готовой продукции, называя в качестве элемента предприятия обобщающее понятие «товары»: «к материальному составу предприятия относятся товары, равно запасенные для переработки или заготовленные к сбыту»
2
Более подробного рассмотрения заслуживает вторая группа составляющих предприятие как имущественный комплекс элементов — объекты интеллектуальной собственности (при делении состава предприятия на собственно имущество и на результаты творческой деятельности).
' См.: Основные институты гражданского права зарубежных стран: Сравнительно-правовое исследование / Рук. авт. колл. докт. юрид. наук
В.В. Залесский. М: НОРМА, 1999. С. 356.
2
Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. По изд. 1914 г. М., 1994. С. 71.
56
Следует отметить, что обозначение этих элементов как группы объектов интеллектуальной собственности не является достаточным и исчерпывающим, поскольку, например, не охватывает перечень некоторых нематериальных благ, которые могут не только в обязательном порядке входить в состав имущественного комплекса, но и быть в нем одним из центральных, ключевых звеньев.
Гражданский кодекс Российской Федерации прямо включил в состав имущественного комплекса только права на обозначения, индивидуализирующие предприятия, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслу живания). Безусловно, что фирменным наименованием и товар ным знаком перечень результатов интеллектуальной деятельно
сти, входящих в состав имущественного комплекса, далеко не ограничен. Впрочем и сам текст ст. 138 ГК РФ не содержит пе речня объектов исключительных прав, определяя лишь категории
(группы) таких объектов.
:
Таких категорий две: а) результаты интеллектуальной деятельности и б) приравненные к ним средства индивидуализации юри- дического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак об- служивания и т.п.). Более расширительно определяет перечень объектов интеллектуальной деятельности принятая 14 июля 1967 г. в Стокгольме Конвенция об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС). В этот перечень входят: а) литературные, художественные произведения и научные труды; б) исполнительская деятельность артистов, фонограммы, радиопередачи; в) изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, коммерческие наименования и обозначения, наименование мест происхождения товаров и т.д.
Первые две группы объектов, являющиеся продуктами интеллектуальной деятельности и предметом регулирования и охраны авторского и смежных прав, принципиально могут входит в состав имущественного комплекса (например, в состав имущест- венных комплексов коммерческих зрелищных предприятий), однако, скорее, являются здесь исключением, чем правилом, по- скольку в значительной степени сориентированы личностной
57 х интеллектуальной творческой деятельностью человека. Более присуща предпринимательской деятельности, экономическому обороту приравненная к указанным объектам интеллектуальной деятельности третья группа. Нельзя не согласиться с В.А.
Рассу-довским, который, рассматривая ст. 138 ГК РФ, отмечает: «В комментируемой норме различаются типичные объекты интеллектуальной собственности как результаты интеллектуальной деятельности, творения человеческого разума и приравненные к ним средства индивидуализации, где творческий элемент хотя и присутствует, но менее заметен. Однако содержащаяся в средствах индивидуализации товаропроизводителя или самого товара информация чрезвычайно важна для рынка, для потребителя и нуждается в защите с помощью исключительных прав»
1
Конкретный круг объектов интеллектуальной деятельности, входящих в состав предприятия - имущественного комплекса, не может быть определен достаточно полно в теоретическом отношении. Объекты интеллектуальной собственности характерны и специфичны для каждого участника предпринимательского оборота, зависят от предмета деятельности субъекта, занимаемого им места в экономической сфере, характера и оснований отчуждения от него в качестве предмета какой-либо гражданско-правовой сделки части имущества в виде предприятия.
Наиболее распространенные результаты интеллектуальной деятельности, права на которые могут следовать за имуществен- ным комплексом в качестве его компонента, следующие: а) фирменное наименование, позволяющее конкретизировать коммерческую организацию (в том числе и предприятие) в предпринимательском обороте; б) товарный знак и знак обслуживания, являющиеся обозначениями, отличающие аналогичные товары и услуги одних производителей от иных; в) наименование места происхождения товара, «привязывающего» товар, работу или услуги к географическому, демографическому или иному происхождению; г) изобретение, являющееся новым, обладающее изобретательским уровнем и применимое на промышленной основе;
1
Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: Научно-:' практический комментарий. С. 235.
(группы) таких объектов.
:
Таких категорий две: а) результаты интеллектуальной деятельности и б) приравненные к ним средства индивидуализации юри- дического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак об- служивания и т.п.). Более расширительно определяет перечень объектов интеллектуальной деятельности принятая 14 июля 1967 г. в Стокгольме Конвенция об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС). В этот перечень входят: а) литературные, художественные произведения и научные труды; б) исполнительская деятельность артистов, фонограммы, радиопередачи; в) изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, коммерческие наименования и обозначения, наименование мест происхождения товаров и т.д.
Первые две группы объектов, являющиеся продуктами интеллектуальной деятельности и предметом регулирования и охраны авторского и смежных прав, принципиально могут входит в состав имущественного комплекса (например, в состав имущест- венных комплексов коммерческих зрелищных предприятий), однако, скорее, являются здесь исключением, чем правилом, по- скольку в значительной степени сориентированы личностной
57 х интеллектуальной творческой деятельностью человека. Более присуща предпринимательской деятельности, экономическому обороту приравненная к указанным объектам интеллектуальной деятельности третья группа. Нельзя не согласиться с В.А.
Рассу-довским, который, рассматривая ст. 138 ГК РФ, отмечает: «В комментируемой норме различаются типичные объекты интеллектуальной собственности как результаты интеллектуальной деятельности, творения человеческого разума и приравненные к ним средства индивидуализации, где творческий элемент хотя и присутствует, но менее заметен. Однако содержащаяся в средствах индивидуализации товаропроизводителя или самого товара информация чрезвычайно важна для рынка, для потребителя и нуждается в защите с помощью исключительных прав»
1
Конкретный круг объектов интеллектуальной деятельности, входящих в состав предприятия - имущественного комплекса, не может быть определен достаточно полно в теоретическом отношении. Объекты интеллектуальной собственности характерны и специфичны для каждого участника предпринимательского оборота, зависят от предмета деятельности субъекта, занимаемого им места в экономической сфере, характера и оснований отчуждения от него в качестве предмета какой-либо гражданско-правовой сделки части имущества в виде предприятия.
Наиболее распространенные результаты интеллектуальной деятельности, права на которые могут следовать за имуществен- ным комплексом в качестве его компонента, следующие: а) фирменное наименование, позволяющее конкретизировать коммерческую организацию (в том числе и предприятие) в предпринимательском обороте; б) товарный знак и знак обслуживания, являющиеся обозначениями, отличающие аналогичные товары и услуги одних производителей от иных; в) наименование места происхождения товара, «привязывающего» товар, работу или услуги к географическому, демографическому или иному происхождению; г) изобретение, являющееся новым, обладающее изобретательским уровнем и применимое на промышленной основе;
1
Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: Научно-:' практический комментарий. С. 235.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 31
58
д) полезные модели, промышленные образцы, программы, базы данных, микросхемы, селекционные достижения, штаммы микроорганизмов и т.д.; е) секреты производства (ноу-хау).
В состав имущественного комплекса может (а в некоторых случаях- должна) быть включена и предусмотренная ст. 139 ГК РФ служебная и коммерческая тайна. Обладая определенными свойствами (неизвестность третьим лицам, недоступность и охраняе- мость со стороны владельца), служебная и коммерческая информация может не только выступать в гражданском обороте само- стоятельным объектом, но и включаться в состав предприятия.
Среди перечисленных результатов интеллектуальной деятельности особое место ввиду особой значимости этого составляюще- го для имущественного комплекса в целом и дискуссионности вопроса о правомерности включения в компоненты предприятия (а не отнесения к признакам юридического лица) занимает фирменное наименование.
Определенная научная и практическая сложность и законодательная неоднозначность понятия «фирменное наименование» на- шли отражение в содержании двух статей ГК РФ. Статья 54 характеризует фирменное наименование как наименование субъекта, юридического лица- коммерческой организации: «Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование». Статья 132 включает фирменное наименование в состав предприятия как имущественного комплекса, следовательно, относит его в состав объекта гражданских прав.
В юридической литературе указанное внешнее противоречие в определении Гражданским кодексом сущности фирменного наименования в некоторых случаях расценивается как обстоятельство, исключающее признание фирменного наименования не только в качестве самостоятельного объекта гражданского права, но и в качестве элемента имущественного комплекса. Так, по мнению Г.Е. Авилова, «законодательное определение фирменного наименования в качестве наименования юридического лица исключает возможность законодательно включить его в состав предприятия и, соответственно, признать отчуждаемым объектом гражданских прав»
1
Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) / Под ред. О.Н. Садикова. М., 1996. С. 135.
59
Более обоснованной представляется точка зрения других авторов, относящих фирменное наименование в состав имущественного комплекса и признающих тем самым возможность его участия (и самостоятельного, и в составе предприятия) в предпринимательском обороте. Наиболее показательно суждение Г.Ф. Шершеневича, что «ценность предприятия заключается не столько в помещении, находящемся, может быть, на самом бойком месте, не в количестве сложенных в его подвалах и складах товаров, сколько в известности фирмы»
1
К аналогичному заключению приходит и В.В. Голофаев: «В итоге следует констатировать, что фирменное наименование юридического лица безусловно является средством, которое наряду с другими используется юридическим лицом в предпринимательской деятельности и потому является неотъемлемым нематериальным элементом предприятия, принадлежащего данному юридическому лицу. Как элемент предприятия фирменное наименование увеличивает стоимость предприятия, выводя ее за пределы общей стоимости отдельно взятых составных частей предприятия, т.е. дает излишек дохода, обусловленный в конечном счете формированием клиентуры, спросом на результаты деятельности юридического лица»
2
Вместе с тем неоправданны и преувеличение значимости фирменного наименования (фирмы) как элемента в составе иму- щественного комплекса, постановка знака равенства между фирмой и предприятием. Даже В.В. Розенберг, возвышая фирменное наименование над всеми другими составляющими предприятия, тем не менее пояснял, что «предприятие есть сложный комплекс, и, если фирма является носителем идеи целого предприятия и там, где правоотношения касаются всего предприятия, они непременно связаны с фирмой, то мыслима и возможна в отдельных случаях обширная сфера правоотношений из предприятия, ' касающаяся только отдельных его частей»
3
' Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. С. 185.
2
Голофаев В.В. Фирменное наименование коммерческих организаций. Канд. дисс. юрид. наук. Екатеринбург, 1999. С. 44.
J
Розенберг В.В. Торговое имя, фирма и торгово-промышленное предприятие // Вестник финансов, промышленности и торговли. 1913. № 19.
60
Кроме названных в ст. 132 ГК РФ средств индивидуализации индивидуального или коллективного предпринимателя
(фирменное наименование, товарные знаки и знаки обслуживания) в качестве элемента состава имущественного комплекса необходимо рассматривать иные словесные обозначения, служащие для дополнительной индивидуализации предприятия. Такие дополнительные средства принято именовать коммерческими обозначениями.
Коммерческие обозначения используются собственником имущественного комплекса как для всего юридического лица в целом, так и для вычленяемых из общего имущества предприятий. Наиболее характерны коммерческие обозначения для тор- говых коммерческих организаций, которые пользуются этими обозначениями наряду с фирменным наименованием для увели- чения экономической эффективности дела. Коммерческие обозначения могут выступать в составе имущественного комплекса
(а в определенных условиях - самостоятельно) дополнительно к товарным знакам (знакам обслуживания) в качестве самостоятельных средств индивидуализации.
3.
Рассмотрение нематериальных элементов состава предприятия как имущественного комплекса будет далеко не полным, если не обратиться к научным исследованиям прошлых лет, касающимся сущности изучаемого явления.
Ряд известных правоведов неоднократно обращались к проблемам сущности предприятия и составляющих его элементов в связи не только с особенностями и значимостью этого явления для цивилистической науки, но и с необходимостью практического применения в гражданском обороте такого комплексного и трудно поддающегося классификации объекта гражданских прав. Видные европейские ученые (Беренд, Штегеман, Геллер, Омейер, Писко, Исай, Валери и др.), российские правоведы (Г.Ф. Шерше-невич, В.А. Удинцев, А.И. Каминка и др.) неоднократно в своих исследованиях (хотя в отдельных случаях основные предметы научных изысканий касались иных тем) рассматривали предприятие - объект права с целью определения сути его компоновки и выявления из имущественного комплекса главенствующей, определяющей имущественную ценность «константы».
Общая посылка, определяющая предприятие как комплекс материальных и нематериальных составляющих, обеспечиваю-
61
щих в своем внутреннем и внешнем единстве самостоятельное и высокоэффективное участие этого явления в предпринимательском обороте, равно признается всеми авторами как отправная. Принципиальных расхождений нет и в определении сущности и: содержания материальной, овеществленной группы компонентов. Вопрос о конкретном составе и построении компонентов нематериального характера остро дискутировался и окончательно не определен до настоящего времени.
Кроме уже рассмотренных в настоящем исследовании нематериальных компонентов имущественного комплекса следует обратить внимание и на некоторые иные. В первую очередь это основанные на внешних коммерческих отношениях предприятия, его репутации и известности так называемые шансы, т.е. возможности благоприятных результатов (получение предпринимательского, имущественного дохода) торгово-промышленной деятельности в будущем (Беренд). «Шансы» как основной компонент могут определяться и несколько иным образом - организация предприятия, накопленный опыт и клиентура (Исай).
Отдельным признаком и элементом предприятия выделяется его «готовность» к предпринимательской деятельности, выраженная, преобладающим образом, в фирменном наименовании предприятия, дополнительных коммерческих обозначениях, торговых знаках, информации о собственнике и т.д. (Геллер). Называется и некий «трудноуловимый»,
«неосязаемый» элемент, «пронизывающий» комплекс, одновременно проявляющийся и в организации дела, и в фирменном наименовании, и в персонале, а в окончательном виде выводящий на основное назначение предприятия — клиентуру (Омейер,
Писко). Французские ученые также ставят на первое место среди составляющих предприятие элементов клиентуру и определяют основное звено имущественного комплекса как такое, которое обеспечивало бы переход клиентуры новому владельцу предприятия (Каталан, Валери).
Российские цивилисты начала века, рассматривая состав предприятия, отрицали обоснованность включения в число его, элементов деловых связей, региона и направления сбыта и снабжения, поскольку, по их мнению, эти обстоятельства являлись фактом, а не правом (Г.Ф. Шершеневич', В.А. Удинцев).
На взгляд автора настоящей работы, те нематериальные явления, которые выше названы организацией сбыта и снабжения или
62 клиентуры не только заслуживают включения в состав имущественного комплекса, но и более детального рассмотрения их в этом статусе.
Действующее предприятие как объект гражданских прав подразумевает активное участие в предпринимательской сфере. Без- условно, что такое участие обеспечивается внешними правоотношениями, складывающимися между юридической сущностью
(носителем прав) предприятия и третьими лицами. Точно так же безусловно, что вся совокупность существующих правоотношений может быть рассмотрена как отдельные договорные и внедо-говорные отношения, влекущие для носителя прав на имущественный комплекс определенные права и обязанности. Такой подход к указанной части нематериальной группы составляющих предприятие компонентов не может дать возможность определенной комплексной оценки всего предприятия.
Внешние правоотношения в этом ракурсе, так же как и вещные составляющие имущественного комплекса, не могут рассматриваться по отдельности. Их единство, подчиненность основной предпринимательской задаче- методологическая основа рассмотрения внешнего нематериального проявления предприятия в целом. В связи с этим совокупность предпринимательских связей является неотъемлемой частью состава имущественного комплекса.
Понятие, выражаемое термином «совокупность устоявшихся предпринимательских связей», значительно шире по своему объему, чем понятие, обозначаемое термином «клиентура», применяемым в юридической литературе. По своему генезису понятие клиентуры ограничивает связи предприятия в основном сбытом продукции, товаров, работ, услуг. Совокупность же устоявшихся предпринимательских связей гарантирует не только сбыт (клиентуру) результатов хозяйственной деятельности предприятия, но и обеспечивает снабжение, организацию всего дела в целом, причем независимо от вещной принадлежности самого имущественного комплекса тому или иному собственнику.
Следует отметить, что не всякая предпринимательская связь предприятия может рассматриваться в качестве его обязательного компонента. В формулировке этого составляющего применено определение «устоявшиеся», следовательно, это правоотношения, которые стабильно существуют достаточно длительное время. Настолько, насколько этим правоотношениям необходимо авто-
63 номизироваться, стать экономически целесообразными (в отдельных случаях - необходимыми) для обеих сторон, чтобы про- должать существование при смене предпринимателя, владеющего предприятием. Длительность предпринимательских связей не может быть решающим признаком того или иного отношения. Более близкими к истине, на наш взгляд, будут критерий взаимной экономической эффективности отношений с третьим лицом (третьими лицами) и имущественная невыгодность изменения или прекращения предпринимательского отношения.
Кроме рассмотренного признака устоявшихся предпринимательских связей следует обратить внимание на присутствующий акцент «предпринимательский». Не всякая устоявшаяся связь, не всякое длящееся, пусть и очень значительное время, отношение могут быть отнесены к этому компоненту состава предприятия. Речь идет именно о связи предпринимательской, т.е. непосредственно (или опосредованно, но самым тесным образом) смыкающейся с коммерческой деятельностью предприятия. Ввиду этого, например, не могут быть отнесены к составу имущественного комплекса длительные отношения в некоторых факультативных сферах его деятельности - благотворительной, социально- культурной и т.п.
Признавая бесспорность включения в состав имущественного комплекса как объекта гражданских прав двух основных упомянутых категорий элементов - имущества и объектов интеллектуаль- , ной собственности, следует, на наш взгляд, рассмотреть, по край-
J ней мере, еще несколько существенных правовых явлений, представляющих определенный интерес как возможные (а в отдельных случаях необходимые) составляющие предприятие элементы.
В частности, в ст. 152 ГК РФ предусмотрено такое нематериальное благо, как деловая репутация.
В предпринимательском обороте, предполагающем свободные рыночные отношения, определенную конкуренцию, деловая репутация юридического лица- участника гражданских правоотношений имеет не только нематериальную ценность, но приобретает и ярко выраженный имущественный характер, непосредственную связь с получением в экономической деятельности реального дохода. «Введение категории «деловая репутация» является вполне обоснованным и логичным шагом законодателя в условиях рыночной экономики, когда каждый товаропроизводи-
64
тель, иной участник имущественных отношений заинтересован в поддержании и упрочении своего имиджа надежного партнера, добросовестного контрагента и т.д.»
1
,- справедливо отмечает Л.О. Красавчикова.
Более того, ГК РФ прямо предусматривает возможность внесения деловой репутации в качестве вклада в договор простого