Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 266
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.2 Методы аудита финансовых вложений
1.3 Планирование аудита финансовых вложений
1.4 Итоговая аудиторская документация
2.Проведение аудиторской проверки финансовых вложений (на примере ОАО «Газпром»)
2.1 Характеристика финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Газпром»
2.2 Анализ положения на рынке ценных бумаг
Карта предварительной экспертизы предприятия заказчика
- правильность применения налогового законодательства по операциям приобретения ценных бумаг.
Для цикла использования финансовых вложений в ценные бумаги в программе могут быть следующие основные моменты:
- оценка организации аналитического учета;
- проверка организации документооборота и хранения ценных бумаг;
- проверка правильности формирования учетной стоимости финансовых вложений в ценные бумаги;
- проверка наличия признаков ухудшения финансовых вложений в ценные бумаги;
- при наличии таких признаков - проверка правильности расчета сумм резерва под обесценение финансовых вложений;
- правильность отражения доходов по финансовым вложениям в ценные бумаги, а также налогов по ним.
Для цикла выбытия ценных бумаг основными вопросами программы аудита являются следующие:
- правильность расчета стоимости выбывающих финансовых вложений в ценные бумаги;
- правильность начисления доходов по выбывающим финансовым вложениям в ценные бумаги;
- правильность оформления в учете операций по выбытию;
- правильность расчета налогов.
При разработке плана и программы аудита необходимо, чтобы они полностью соответствовали целям аудита и минимизировали затраты на проведение проверки.
1.4 Итоговая аудиторская документация
Итоговой документацией проведения аудита ценных бумаг является составление аудиторского заключения. Порядок его составления регламентирован ФСАД 1/2010, в соответствии с которым заключение может быть моцифицированным и немодицифицированным.
В ФСАД 1/2010 приведены примеры немодифицированных мнений:
- помимо аудита бухгалтерской отчетности, нормативные правовые акты не предусматривают обязанность аудитора провести дополнительные процедуры в отношении этой отчетности;
- помимо аудита бухгалтерской отчетности, нормативные правовые акты предусматривают обязанность аудитора провести дополнительные процедуры в отношении этой отчетности (например, при выявлении нарушений требований законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем);
- заключение о консолидированной отчетности;
3) вводят ответственность аудитора (в самой форме заключения разграничена ответственность аудитора и аудируемого лица);
4) расширяют ответственность уполномоченных аудируемым лицом лиц.
В частности, п. 5 ФСАД 1/2010 четко предусмотрено, что в разделе "Ответственность аудируемого лица за бухгалтерскую отчетность" должно содержаться указание на уполномоченных аудируемым лицом лиц, отвечающих за бухгалтерскую отчетность. Кроме того, в отличие от ранее действовавшего ФПСАД 6, здесь конкретизировано, что данные лица несут ответственность за:
- составление и достоверность бухгалтерской отчетности;
- систему внутреннего контроля, необходимую для составления бухгалтерской отчетности, не содержащей существенных искажений, допущенных в результате недобросовестных действий или ошибок;
5) вносят изменения в части ответственности аудитора (п. 6 ФСАД 1/2010):
- выражение мнения только о достоверности бухгалтерской отчетности (устранена ссылка на "соответствие порядка ведения бухгалтерского учета");
- проведение аудита в соответствии с Федеральными стандартами аудиторской деятельности плюс соблюдение требований профессиональной этики;
- ссылка на аудиторские Стандарты допустима только в случае, если
были выполнены все требования этих Стандартов;
6) содержат требование сообщить об обстоятельствах, приводящих к модификации аудиторского заключения, представителям собственника (п. п. 39, 40 ФСАД 2/2010).
Соблюдение данной нормы должно найти отражение в рабочей документации аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов - предпринимателей (письма в адрес собственников аудируемого лица или протоколы встреч с представителями собственника). Одновременно с этим п. 20 ФСАД 2/2010 требует информировать "соответствующих адресатов", установленных законодательством РФ, об отказе от проведения аудита.
При этом в соответствии с п. 21 ФСАД 2/2010 отказ от проведения аудита может зависеть от стадии завершенности аудиторского задания на момент, когда руководство аудируемого лица устанавливает ограничение объема аудита.
Если аудит по существу оказывается близким к завершению, то аудитор может принять решение завершить его, насколько позволяют обстоятельства, отказаться от выражения мнения и описать ограничение объема аудита в части, содержащей основание для отказа от выражения мнения, которая предшествует части, содержащей отказ от выражения мнения. На начальной же стадии аудиторского задания аудитору следует отказаться от проведения аудита.
Аналогично на основании п. 14 ФСАД 3/2010 аудитор обязан сообщать собственникам о включении в заключение привлекающей внимание части (важных обстоятельств) или прочих сведений, а также о предполагаемом содержании этих частей.
Не сообщать собственникам о таких обстоятельствах можно лишь в случае сохранения соответствующих обстоятельств из года в год (можно ограничиться однократным сообщением);
7) предусматривают обязательность ссылки на использованные при подготовке бухгалтерской отчетности стандарты учета только при условии выполнения всех требований стандартов.
Данная норма вытекает из приведенных в Приложениях к Стандартам Примеров аудиторских заключений.
В Примерах немодифицированных мнений содержится формулировка: "Бухгалтерская отчетность составлена руководством аудируемого лица в соответствии с установленными правилами составления бухгалтерской отчетности".
В Примерах же модифицированных мнений подобной формулировки нет.
Пункт 13 ФСАД 1/2010 предусматривает, что аудитор должен установить, содержит ли бухгалтерская отчетность соответствующую ссылку на примененные при составлении отчетности требования правил отчетности или их описание.
Указание на то, что бухгалтерская отчетность составлена в соответствии с правилами отчетности, является надлежащим только в том случае, если бухгалтерская отчетность соответствует всем применимым требованиям правил отчетности, действовавшим в периоде, за который составлена бухгалтерская отчетность;
8) указывают на необходимость подписи аудиторского заключения (п. 22 ФСАД 1/2010):
- руководителем аудиторской организации или уполномоченным им лицом, имеющим квалификационный аттестат аудитора (подпись должна включать наименование аудиторской организации, должность, фамилию и инициалы лица, подписавшего аудиторское заключение);
- индивидуальным аудитором (фамилия и инициалы индивидуального аудитора).
Напомним, что ранее действовавший ФПСАД 6 требовал наличия в заключении подписи как руководителя аудиторской организации, так и руководителя аудиторской проверки (лица, непосредственно проводившего аудит);
9) предусматривают датирование аудиторского заключения (ФСАД 1/2010) не ранее даты завершения процесса получения достаточных надлежащих аудиторских доказательств, на основании которых аудитор выражает мнение, включая доказательства того, что:
- бухгалтерская отчетность подготовлена в полном объеме и включает соответствующее раскрытие информации;
- лица, обладающие соответствующими полномочиями, подтвердили, что они несут ответственность за данную бухгалтерскую отчетность.
Согласно же ФПСАД 6 аудиторское заключение должно было подписываться числом, когда был завершен аудит, под которым понималась дата выхода аудиторской группы от клиента, хотя четко это ни Законом об аудиторской деятельности, ни другими ФСАД определено не было.
Новые ФСАД не ограничивают аудитора в возможности датирования заключения и более поздней датой.
Таким образом, для повышения эффективности проверки финансовых вложений перечень процедур обзорной проверки финансовых вложений представляется выстраивать в рекомендуемой нами последовательности: запрос учетной политики, проверка правильности формирования первоначальной стоимости, проверка процедур переоценки по рыночной стоимости и обесценения финансовых вложений,
проверка получения доходов и отражения расходов, изучение организации учета выбытия финансовых вложений и их инвентаризации, формирование мнения о полноте отражения в отчетности информации о финансовых вложениях.