Файл: Учебное пособие 2014 г. Удк 000(000. 0) Ббк 00. 000 00000 Б00 Рецензенты.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 973
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
77. Практическое задание: «Соседи».
Цель упражнения применение теоретических знаний в решение практических задач и формирования навыка решения проблем.
На первом этапе студентам для обсуждения представляются следующие информационные факты:
-
Риск заражения вирусом иммунодефицита человека существует в любой ситуации, когда возможно попадание инфицированной крови в открытую рану или на слизистые оболочки незараженного человека. -
СПИД – болезнь наркоманов, проституток и лиц нетрадиционной сексуальной ориентации. -
СПИД возникает в организме человека самостоятельно в результате окислительно-восстановительной биохимической реакции под воздействием химически-активных веществ (например, наркотиков). -
Для предупреждения стадии СПИДа только у одного ВИЧ-инфицированного необходимо потратить от 8 до 12 тысяч долларов в год.
Каждый факт обсуждается участниками на предмет его справедливости. Каждое мнение, высказываемое студентом должно быть аргументировано.
На следующем этапе участникам предоставляется описание конкретной жизненной ситуации
Витя возвращался домой. На лестничной клетке он увидел своего соседа с приятелем, держащим в руках пузырек. Когда через десять минут Витя вышел в магазин, парней уже не было. На месте, где они стояли, мальчик увидел два использованных одноразовых шприца и пустой пузырек. Витя подумал, что парни кололись наркотиками, и решил выбросить грязные шприцы в мусоропровод, чтобы их не подобрали малыши. Витя поднял шприцы и, когда стал открывать мусоропровод, нечаянно уколол палец.
Задание студентам по описанной ситуации:
1. Выявить, есть ли риск заражения ВИЧ в данной ситуации для соседа Вити и его приятеля? Обосновать, почему?
2. Описать алгоритм действий Вити в данной ситуации?
78. Практическое задание: «В гости».
Цель упражнения применение теоретических знаний в решение практических задач и формирования навыка решения проблем.
На первом этапе студентам для обсуждения представляются следующие информационные факты:
-
ВИЧ может передаваться через слезы, пот, укусы насекомых, бассейны и бытовые контакты. -
СПИД возникает в организме человека самостоятельно в результате окислительно-восстановительной биохимической реакции под воздействием химически-активных веществ (например, наркотиков). -
Для поздних стадий прогрессирующей ВИЧ-инфекции характерна анергия кожи и слизистых оболочек. -
У людей с гетеросексуальной ориентацией не бывает ВИЧ. -
СПИД – болезнь наркоманов, проституток и лиц нетрадиционной сексуальной ориентации. -
Для предупреждения стадии СПИДа только у одного ВИЧ-инфицированного необходимо потратить от 8 до 12 тысяч долларов в год.
Каждый факт обсуждается участниками на предмет его справедливости. Каждое мнение, высказываемое студентом должно быть аргументировано.
На следующем этапе участникам предоставляется описание конкретной жизненной ситуации
Друзья пригласили Сашу на вечеринку. Он с радостью согласился, потому что давно не виделся с ними. За день до вечеринки до Саши дошел слух, что в компании будет молодой человек, который недавно выписался из больницы, где лежал, потому что у него обнаружили ВИЧ. Никто точно не мог сказать, как его зовут и как он выглядит. Отказываться от предложения не хотелось, да было уже и неудобно. Саша решил, что пойдет, но постарается не общаться с незнакомыми ребятами, ничего не есть и не пить за столом
Задание студентам по описанной ситуации:
1.Определите. правильность принятого решения Саши, обоснуйте ответ.
2. Разработайте механизм действий Саши в данной ситуации
79. Ролевая (деловая) игра: «Степень риска».
Цель: закрепление полученной информации на лекционных занятиях за счет самостоятельной оценки риска заражения ВИЧ-инфекции при различных формах сексуальной активности и бытовых контактах.
Для проведения беседы на обозначенную тему для обсуждения предлагаются следующие вопросы:
1. Как функционирует иммунная система?
2. Что происходит в организме при заражении?
3. Как ВИЧ воздействует на иммунную систему?
4. Что определяет тест на ВИЧ?
5. Всегда ли отрицательный результат теста на ВИЧ означает, что человек не инфицирован?
6. Что такое «период окна»?
7. Когда следует сдавать анализ?
Во время проведения беседы предполагается рисование поясняющих схем: «Иммунная система», «Течение ВИЧ-инфекции».
80. Практическое задание: «Виды профилактики»
Цель задания – контроль знаний.
Проводиться в виде самостоятельной письменной работы, по сравнению первичной, вторичной и третичной видов профилактик.
Формулировка задания:
1. Сравните цели, задачи, средства и инструменты первичной, вторичной и третичной видов профилактики.
2. Каковы особенности каждой из видов профилактики.
81. Тестовое задание: «Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения Вариант 1».
1. К способам социально-педагогической помощи относятся все нижеперечисленные за исключением:
а) социально-педагогического консультирования
б) социально-педагогической коррекции
в) социально-педагогической защиты
г) психотерапии в узком смысле
д) психотерапии в широком смысле
2. Способ социально-педагогической помощи, при котором происходит формирование «личностной позиции» называется:
а) социально-педагогическим консультированием
б) социально-педагогической коррекцией
в) социально-педагогической защитой
г) психотерапией в узком смысле
д) психотерапией в широком смысле
3. В рамках социально-педагогической коррекции происходит формирование:
а) личностной позиции
б) навыков адаптивного поведения
в) неврозоустойчивости
г) фрустрационной толерантности
д) стрессоустойчивости
4. Психотические психопатологические симптомы и синдромы требуют использования:
а) социально-педагогической консультирования
б) психологической коррекции
в) психотерапии в узком смысле
г) психотерапии в широком смысле
д) ни один из ответов неверен
5. Изменение психической реальности человека в соответствии с целями и задачами кого-либо или чего-либо называется:
а) манипулированием
б) управлением
в) воздействием
г) психокоррекцией
д) формированием
6. Информирование клиента является существенным методом социально-педагогической помощи при:
а) социально-педагогической консультировании
б) социально-педагогической коррекции
в) психотерапии в узком смысле
г) психотерапии в широком смысле
д) ни один из ответов неверен
Вопрос 7. При информировании возможны все нижеперечисленные методы фокусировки внимания клиента за исключением фокусировки на:
а) явных отклонениях функционирования организма и психики
б) всех имеющихся отклонениях в) отклонениях, которые индивид способен осмыслить и изменить
г) всем спектре проявлений — и нормальных и аномальных
д) все ответы верны
8. К вариантам социально-педагогической защиты относят все нижеследующие за исключением:
а) рационализации
б) идентификации
в) псевдофрустрации
г) проекции
д) вытеснения
9. Перевод одного вида «энергии» (например, сексуальной) в другой с формированием замещающей деятельности называется:
а) вытеснением
б) сублимацией
в) проекцией
г) переносом
д) канализацией
10. Терапевтической мишенью для использования социально-педагогического консультирования являются:
а) экзистенциальные проблемы человека
б) психопатологические симптомы непсихотического регистра
в) психопатологические симптомы психотического регистра
г) психосоматические проблемы
д) все ответы верны
11. Автором т.н. «патогенетической психотерапии» является:
а) З.Фрейд
б) В.Франкл
в) В.Мясищев
г) Д.Узнадзе
д) никто из перечисленных
12. Исправление «иррациональных мыслей и идей» является основой:
а) логотерапии
б) экзистенциальной психотерапии
в) поведенческой психотерапии
г) рациональной психотерапии
д) рационально-эмотивной психотерапии
13. Логотерапия - это:
а) суггестивная психотерапия
б) психотерапия с помощью поиска утраченного смысла бытия
в) метод лечения заикания
г) метод коррекции речи
д) метод глубинного психоанализа
14. Психотерапия «здравым смыслом» использует принцип:
а) отказа от претензий
б) отказа от фатальности
в) отказа от однозначности
г) выработки стратегии «антиципирующего совладания»
д) все ответы верны
15. Методика, построенная по принципу условно-рефлекторного закрепления навыка изменять свое соматическое состояние при контролировании его с помощью различных приборов называется:
а) логотерапией
б) прогрессивной мышечной релаксацией
в) суггестией
г) антиципационным тренингом
д) биологически обратной связью
16. Выделяются все нижеследующие типы биологически обратной связи за исключением:
а) электромиографической биообратной связи
б) электрореографической биообратной связи
в) электроэнцефалографической биообратной связи
г) электрокожной биообратной связи
д) температурной биообратной связи
17. Методика, при которой происходит погружение человека в ситуацию (воображаемую или реальную), вызывающую страх с формированием новой адекватной реакции на ситуацию и затуханием старой болезненной, называется:
а) парадоксальной интенцией
б) парадоксальной коммуникацией
в) систематической десенсибилизацией
г) систематической сенсибилизацией
д) несистематической сенсибилизацией
18. Методика «якорения» используется в:
а) антиципационном тренинге
б) позитивной психотерапии
в) логотерапии
г) когнитивной психотерапии
д) нейролингвистическом программировании
19. Анализируемость пациента — это:
а) способ оценки внушаемости
б) способ оценки гипнабельности
в) способ оценки пригодности к гуманистической психотерапии
г) способ оценки пригодности к психоанализу
д) ни один из ответов неверен
20. Видами девиантного поведения являются:
а) аддиктивное поведение
б) делинквентное поведение
в) одаренность
г) патохарактерологические расстройства
д) все варианты
82. Тестовое задание: «Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения Вариант 2»
1. Система поступков или отдельные поступки, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушениипроцесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением называется:
а) криминальным поведением
б) адциктивным поведением
в) делинквентным поведением
г) патохарактерологическим поведением
д) девиантным поведением
2. Выделяют все нижеследующие виды нарушения взаимодействие индивида с реальностью за исключением:
а) приспособление
б) противостояние
в) болезненное противостояние
г) уход
д) игнорирование
3. Признаками психической патологии и психопатологическими расстройствами обусловлен следующий вид нарушения взаимодействия с реальностью:
а) приспособление
б) противостояние
в) болезненное противостояние
г) уход
д) игнорирование
4. У людей с гиперспособностями, как правило, встречается следующий тип нарушения взаимодействия с реальностью:
а) приспособление
б) противостояние
в) болезненное противостояние
г) уход
д) игнорирование
5. Выделяются все нижеследующие типы девиантного поведения за исключением:
а) криминального
б) делинквентного
в) аддиктивного
г) на базе гиперспособностей
д) психопатологического
6. Основой для диагностики делинквентного поведения являются:
а) агравация
б) перверсии
в) девиации
г) проступки
д) преступления
7. Одна из форм девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния называется:
а) криминальной
б) делинквентной
в) аддиктивной
г) патохарактерологической д) психопатологической
8. Сниженная переносимость трудностей повседневной жизни, наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций является признаком