Файл: Учебное пособие 2014 г. Удк 000(000. 0) Ббк 00. 000 00000 Б00 Рецензенты.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 978
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задача: разработать комплекс профилактических мероприятий с данной семьей и систему помощи в воспитании ребенка
Задания с 19 по 27 составлены на основе работы Р.У. Арифулиной1.
92. Практическое задание: «Анализ случая, вариант 10».
Условие задачи: Женщина средних лет, мать-одиночка жалуется на отсутствие психологической близости с дочкой 14 лет, снижение успеваемости у дочери. Дочь требует одежду, которую мать не одобряет, тайком от матери курит.
Задача: предложите алгоритм работы с данным случаем. Изложить возможные профилактические меры.
93. Практическое задание: «Анализ случая, вариант 11».
Условие задачи: Родители в разводе, и мать пытается сделать всё, чтобы сын не чувствовал себя ущербным. Мать растит его одна, она всячески нежит и холит сыночка, испортила его вседозволенностью, всепрощением, неразумной любовью. Он вырос ленивым с большими запросами. Учится плохо, заносчив, управляет матерью. Попал в плохую компанию, с которой принял участие в ограблении квартиры.
Задача: проанализировать ошибки матери в воспитании сына. Как можно было предупредить эти ошибки? Изложить возможные методы и способы оказания воздействия. предложить программу работы с данным случаем.
94. Практическое задание: «Анализ случая, вариант 12».
Условие задачи: К специалситу за помощью обратилась семья из пяти человек: отец, мать и трое детей. Отец – не родной для всех троих детей (отчим). Родители поженились несколько лет назад. Поступили жалобы из школы на дочь (14 лет), причина - периодическое воровство. Причины собственного импульсивного воровства девочка объяснить не может. Она из благополучной семьи, достаточно материально обеспеченной. Отчетливая ориентация всех членов семьи на культуру, высокие духовные ценности. Отец не может понять: «Чего же ей не хватает? Попросила бы – и так дали. Зачем же ворует?».
Задача: предложить программу работы с данным случаем. Изложить возможные причины воровства, методы и способы оказания воздействия.
95. Практическое задание: «Анализ случая, вариант 13».
Условие задачи: Два наркомана, Дима и Петя, пятнадцати лет. Дима - из благополучной высокообеспеченной семьи. Отец - генерал. Мать - дочь генерала, всю жизнь посвятила сыну, семье. Никогда не работала, занималась домом, воспитанием Димы. Ребенка держала в строгости и очень заботилась о его развитии: английский, музыка, математика - этим мальчик занимался дополнительно с учителями, остальные уроки мать контролировала сама. И, конечно, организация свободного времени Димы: чем заняться, с кем дружить, куда пойти, какие передачи по телевизору смотреть - все решала мама. И все было хорошо - до 13 лет. А потом Дима «как с цепи сорвался».
Петя отца своего не знал. Мать работает проводницей, часто в отъезде. Петя до пятого класса был в интернате, а потом мать забрала его домой и отдала в обычную школу. Уж очень обижали его в интернате мальчишки: дразнили, отнимали еду, били. Петя безответный был, не умел постоять за себя. Дома ему сначала было страшно одному оставаться, он чувствовал себя заброшенным и никому не нужным. Но потом понравилось. Когда мама уезжала, к Пете приходили старшие ребята со двора. Они приносили еду, выпивку; курили, играли в карты, смеялись. Весело было, хорошо! Потом и Дима стал приходить к Пете. Даже ночевать оставался, когда в очередной раз с родителями поругается и из дома сбежит. А однажды кто-то из старших ребят принес «начинку» для сигарет. Всем было интересно узнать, что такое кайф. Пустили по кругу «косячок»…
Задача: чем объяснить, что мальчики из таких разных семей оказались в одной компании, где стали употреблять наркотики? Какой тип воспитания был в семье Димы и какой у Пети? Какие сходные черты характера, свидетельствующие о личностной предрасположенности к аддиктивному поведению, сформировались у Димы и Пети в силу особенностей их воспитания? Предложить программу работы с данным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.
Задание № 28-31 составлены на основе Методические рекомендации для преподавателей. - Н. Новгород: ННГАСУ, 2009 г. - 22 с.1
2.2. Профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде
96. Ролевая (деловая) игра: «Давай закурим товарищ по одной».
Игра позволяет приобрести навыки принятия ответственных и безопасных решений в жизни. В ролевой игре участник исполняет роль какого-нибудь персонажа, а не свою собственную. Проигрывание ролей помогает человеку свободно экспериментировать и не бояться, что его поведение будет глупым.
Студентам предлагается проигрывание ситуации, когда компания друзей уговаривает молодого человека попробовать закурить.
Для проигрывания ситуации отбирается 6-7 человек. Продолжительность такого взаимодействия 5-7 минут. Важно, чтобы участие принимали как юноши, так и девушки.
При разыгрывании данной ситуации студентам не предоставляется детальный сценарий.
Актеры получают общую легенду и задачу. Детальные реплики и действия продумываются самими актерами или импровизируются на ходу.
Легенда: группа подростков – учеников 11 класса встретились перед вечеринкой, которую устраивал их класс в школе. Один из представителей группы курит уже один год (даже родители ему не запрещают), другие участники группы тоже курят, но скрывают это от взрослых и родителей.
Один молодой человек из компании не курит.
Задача участников группы уговорить попробовать покурить некурящего товарища.
Задача для товарища привести аргументы и отказаться.
Главным условием для участников является избегание повторов в аргументах с обеих сторон.
Остальные студенты, не попавшие в число актеров – являются зрителями. Их задача внимательно наблюдать за действиями актеров.
По результатам разыгрывания ситуации, происходит обсуждение увиденного по вопросам:
1. Кому из актеров было легче играть роль и почему?
2. Чьи аргументы были значимее?
3. Какие чувства и эмоции переживал каждый студент (и актер и зритель) в процессе разыгрывания ситуации?
4.Какие ошибки были допущены актерами?
97. Ролевая (деловая) игра: «Новая компания. Вариант А»
Игра позволяет приобрести навыки принятия ответственных и безопасных решений в жизни. В ролевой игре участник исполняет роль какого-нибудь персонажа, а не свою собственную. Проигрывание ролей помогает человеку свободно экспериментировать и не бояться, что его поведение будет глупым.
Разыгрывается ситуация «Новая компания».
Вариант А (5 человек). В компанию друзей подруга/друг привела/-л свою/-его подругу/друга. Решили пойти в кафе. Сев за столики и сделав заказ, все достали по пачке сигарет, закурили и начали общаться. Спустя некоторое время кто-то обратился к новенькой/новенькому: «А ты чего не куришь? Давай присоединяйся!».
Задача новенькой/-кого: отказать, используя для этого всевозможные аргументы и приводя доводы о вреде курения. Вы не курите и не пробовали курить.
Задача компании: уговорить покурить вместе с ними, «за компанию», используя для этого всевозможные аргументы и приводя доводы в пользу курения.
Задача наблюдателей: по окончании ситуации активные наблюдатели дают «обратную связь»:
Новенькой/-кому: благодаря каким аргументам она/он была/-л убедительна/-ен и смогла/-г произвести на компанию курящих людей положительное впечатление (с учетом интонации, жестов, мимики). Что было неубедительным и почему?
Компании, которая уговаривала новенькую/-кого покурить вместе с ними, благодаря каким аргументам они были убедительными. Что было неубедительным и почему?
Продолжительность такого взаимодействия 5-7 минут. Важно, чтобы участие принимали как юноши, так и девушки.
Для создания обстановки «кафе» необходимо трансформировать пространство. Если академическая группа большая, то можно поделить на две микрогруппы наблюдателей. Наблюдателей перед началом ролевой игры необходимо ознакомить с маркерами, на которые они должны обращать внимание. Маркеры можно взять из «обратной связи».
По окончании активные наблюдатели дают «обратную связь». В завершении преподаватель подводит итог.
Вывод: иногда, чтобы принять решение, нужно совсем немного времени. Способствует этому аргумент собеседника, заявление собственного мнения или позиции.
Завершение ролевой игры – высказывания участников.
-
Какая роль тебе досталась? -
Было ли тебе комфортно играть роль? -
Знакомы ли тебе проигрываемые ситуации? Ты или твои друзья сталкивались с ними? -
Что внутри вас помогало отказаться? -
Как ты чувствовал себя в роли «уговорщика»? -
Что ты вынес для себя из этой ролевой игры?
98. Ролевая (деловая) игра: «Новая компания. Вариант Б»
Игра позволяет приобрести навыки принятия ответственных и безопасных решений в жизни. В ролевой игре участник исполняет роль какого-нибудь персонажа, а не свою собственную. Проигрывание ролей помогает человеку свободно экспериментировать и не бояться, что его поведение будет глупым.
Разыгрывается ситуация «Новая компания. Вариант Б»
Вариант Б (5-6 человек).
В компании, которая образовалась в вашей в группе, практически все девушки и юноши курят. Однажды парень из компании предлагает Вам покурить (он Вам очень нравится).
Задача юноши – предложить девушке начать курить с ним, так как, по его мнению, это их будет объединять. При этом можно приводить различные аргументы и использовать разные методы (угроза, компромисс, игнорирование и т.д.).
Задача девушки – Вы не курили ранее и не очень-то хотите начинать, но Вы стремитесь понравиться парню и не потерять его симпатии.
Задача компании — поддерживать позицию парня и добавлять свои аргументы.
Задача наблюдателей — по окончании ситуации активные наблюдатели дают «обратную связь»:
-
Какие варианты отказа были для вас наиболее убедительными и почему (поведение, речь, мимика, жесты)? -
Какие варианты уговоров были наиболее убедительными и почему (поведение, речь, мимика, жесты)?
Продолжительность взаимодействия 5-7 минут. Важно, чтобы участие принимали как юноши, так и девушки.
Для создания обстановки «кафе» необходимо трансформировать пространство. Если академическая группа большая, то можно поделить на две микрогруппы наблюдателей. Наблюдателей перед началом ролевой игры необходимо ознакомить с маркерами, на которые они должны обращать внимание. Маркеры можно взять из «обратной связи».
По окончании активные наблюдатели дают «обратную связь». В завершении преподаватель подводит итог.
Завершение ролевой игры – высказывания участников.
-
Какая роль тебе досталась? -
Было ли тебе комфортно играть роль? -
Знакомы ли тебе проигрываемые ситуации? Ты или твои друзья сталкивались с ними? -
Что внутри вас помогало отказаться? -
Как ты чувствовал себя в роли «уговорщика»? -
Что ты вынес для себя из этой ролевой игры?