Файл: Учебное пособие 2014 г. Удк 000(000. 0) Ббк 00. 000 00000 Б00 Рецензенты.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 977

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

99. Ролевая (деловая) игра: «Моноспектакль: история курильщика»

Цель задания является закрепление пройденного материала и на практике познакомится с конкретными технологиями профилактики аддиктивного поведения.

Перед проведением игры необходимо:

  • Поделить группу на две микрогруппы.

  • В каждой микрогруппе распределяются роли: актер и зрители.

Задача актера: озвучить предложенный текст, применяя актерские способности.

Задача наблюдателей (зрителей): согласно предложенным критериям, наблюдать за актерами. По завершении «спектакля» дать «обратную связь».

Содержание моноспектакля:

Сегодня у меня необычный день. Три месяца назад, 15-го февраля, я бросил курить.

Я начал курить в 2001 году. Как и многим, этому способствовала "плохая компания". Соответственно, я курил 9 лет. Понимаю, что это срок небольшой, но и немаленький. Кроме того, я знаю (как и все), что это вредно для здоровья, и я всегда рассчитывал на то, что рано или поздно должен буду с этим "завязать". И вот этот момент настал...

В первые 3-7 дня было трудно не закурить. Каждый по-своему борется с этим, лично я желание закурить запивал крепким чаем. Также в первые дни было тяжело нормально заснуть, ведь раньше я обязательно курил перед сном.

Пережил этот "период", и желание заметно поутихло. Однако ещё оставалась "психологическая зависимость", при которой хочется курить в определённых обстоятельствах, не связанных с потребностью в никотине. Например, когда нужно чего-то подождать или просто "убить" время, обычно в таких случаях куришь. Ещё я переживал, что закурю на вечеринке, после того как хлебну "немного" алкоголя. Но пронесло: не было сигарет, хотя закурить жуть как хотелось.

Однако я не говорю, что все эти 3 месяца не курил. Недавно на свадьбе друга я покурил, но потом пожалел об этом, ибо блевал дальше, чем видел. =))) Проще говоря, мой организм уже не принимает сигареты, курится как в первый раз.

Лично я выделяю 3 стадии в процессе "завязки" с курением:

  • Бросаю курить — стадия длится несколько месяцев: когда уже не куришь, но прошло ещё мало времени с момента последнего курения. На этой стадии высока вероятность закурить вновь, так как приходиться постоянно бороться с сильным желанием.

  • Бросил курить — ты давно не куришь, тебя уже не "тянет", и курение вызывает рвотный рефлекс. Однако иногда возникает желание покурить просто так, например, составить кому-то компанию.

  • Не курю — любое упоминание о курении ты не ассоциируешь с собой, и уже с неохотой веришь в то, что когда-то этим занимался.


Сейчас я нахожусь на стадии "Бросил курить". Вопреки общераспространённому мнению, каких-то положительных изменений в здоровье я не заметил. Хотя появились и другие «плюсы». Наконец-то избавился от постоянного запаха сигарет на одежде, теле, в квартире. Пропала необходимость носить с собой пачку с сигаретами и зажигалку (хотя зажигалку носить не помешало бы).

Вообще-то мне нравилось курить. Я наслаждался этим и сейчас в чём-то даже завидую тем, кто курит. Но это, конечно, не стоит угробленного здоровья.

Я горжусь собой! Горжусь тем, что у меня получилось бросить курить, ведь для многих — это большая проблема, за решение которой они готовы платить большие деньги.

ИМХО: Тот факт, что я бросил курить, является одним из немногих положительных качеств, которые есть во мне...

Вопросы для обсуждения:

  • Что помогло герою бросить курить?

  • Какие способы бросить курить вы знаете?

  • Благодаря чему актеру удалось передать чувства героя?


100. Ролевая (деловая) игра: «Моноспектакль: письмо к курящей женщине».

Цель задания является закрепление пройденного материала и на практике познакомится с конкретными технологиями профилактики аддиктивного поведения.

Перед проведением игры необходимо:

  • Поделить группу на две микрогруппы.

  • В каждой микрогруппе распределяются роли: актер и зрители.

Задача актера: озвучить предложенный текст, применяя актерские способности.

Задача наблюдателей (зрителей): согласно предложенным критериям, наблюдать за актерами. По завершении «спектакля» дать «обратную связь».

Содержание моноспектакля:

Натан Свердлов, Журнал «Свет», 2002 г.

«Я безумно люблю курящих женщин. В них есть что-то загадочное и романтичное от паровоза и простое, прозаичное от пепельницы. Не зря сам Чехов сказал, что целовать курящую женщину – все равно, что облизать пепельницу.

Правда, злые языки нагло утверждают, что курящая женщина не так молодо смотрится на фоне некурящей. Но зато как эффектно!.. Кругом дым, дым, дым. А в центре – она! Простая и деловитая, как одинокая фабричная труба посреди умирающей березовой рощи… А как влечёт её надсадный с туберкулезным надрывом кашель! Как радостно она плюется после каждой сигареты, словно ошпаренный верблюд. И какой от курящей женщины ядрёный приятный аромат перепрелой солдатской портянки. Нюхнешь и сразу возвращаешься в свою далёкую армейскую молодость! А если поцелуешь, так ещё и закачаешься, как Иван-царевич после встречи со Змеем Горынычем.



Есть, правда, испорченные до мозга костей сексуальные маньяки, которым больше нравится нежная бархатная кожа Василисы Прекрасной и манящий белый цвет её лица. Но меня лично этот белый цвет только раздражает!.. То ли дело зелёно-землистое лицо курящей женщины с редкими жёлтыми прокопченными зубами. Не надо даже вспоминать Бабу-Ягу. Вот она – рядом, в твоих объятиях. Пусть изнурённая, сморщенная и выгоревшая, как чинарик, до самого позвоночника, но зато какая близкая, своя, родная, никотиновая!

Правда, для неё почему-то не хочется всю белую ночь сочинять бессмертные стихи, искать первые цветы, нести на руках до самого Дворца бракосочетания! Нет, её просто хочется крепко обнять за плечи и тихо и нежно сказать в пожелтевшее ухо: «Кури, дорогая! Кури на здоровье. Лошади уже вымерли!»

Вопросы для обсуждения:

  • Какое впечатление производит на вас обращение к описанной девушке/описанная девушка?

  • Что привлекает в такой девушке и что отталкивает?

  • Благодаря чему актеру удалось передать чувства героя?


101. Ролевая (деловая) игра: «Суд над зависимостью»

Преподаватель просит всю группу поучаствовать в судебном процессе над зависимостью (можно конкретизировать вид зависимости, например, зависимость от психоактивных веществ). Он вызывает добровольца на роль судьи. Остальные участники делятся на защитников и обвинителей.

В роли зависимости выступает сам преподаватель. Задача группы - совместными усилиями решить, виновна ли зависимость в гибели людей? Для этого они должны собрать достоверную информацию и предоставить факты. Для уточнения информации по проблемам зависимого поведения приглашается эксперт – психолог (из числа студентов, который предварительно подготовился к выполнению этой роли).

Для выполнения задания участники придерживаются следующей схемы:

1. Команды адвокатов и обвинителей составляют коллективное определение зависимости методом мозгового штурма и изображают его на листе бумаги в образной форме.

2. Каждая из сторон на ватмане записывает факты, подтверждающие виновность или невиновность зависимости.

Затем дело выносится на рассмотрение суда.

В заключение игры все «снимают» с себя роли, проводится обсуждение. Ведущий делает обобщение.

Информация к проведению игры:

Зависимое поведение: механизмы возникновения, виды, последствия


Зависимое (аддиктивное) поведение - это одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций.

Этот процесс настолько захватывает человека, что начинает управлять его жизнью. Человек становится беспомощным перед своим пристрастием. Волевые усилия ослабевают и не дают возможности противостоять зависимости.

Желание изменить настроение по аддиктивному механизму достигается с помощью различных агентов. К таким агентам относятся вещества, изменяющие психическое состояния: алкоголь, наркотики, лекарственные препараты, токсические вещества.

Искусственному изменению настроения способствует также и вовлеченность в какие-то виды активности: азартные игры, компьютер, переедание или голодание, работа, длительное прослушивание ритмичной музыки и т.д.

Виды зависимого поведения имеют свои специфические особенности и проявления, они не равнозначны и по своим последствиям. Наиболее разрушительными являются такие формы зависимости как алкоголизм и наркомания.

Разрушительный характер зависимости проявляется в том, что в этом процессе устанавливаются эмоциональные отношения, связи не с другими людьми, а с неодушевленными предметами или явлениями. Эмоциональные отношения с людьми теряют свою значимость, становятся поверхностными. Способ аддиктивной реализации из средства постепенно превращаются в цель. Отвлечение от сомнений и переживаний в трудных ситуациях периодически необходимо всем, но в случае зависимого поведения оно становится стилем жизни, в процессе которого человек оказывается в ловушке постоянного ухода от реальной действительности.

Формы зависимости могут сменять одна другую, что делает иллюзию решения проблем еще устойчивее и сильнее. Это опасно не только для самого человека с зависимостью, но и для тех, кто его окружает. Аддиктивная реализация заменяет дружбу, любовь, другие виды активности. Она поглощает время, силы, энергию и эмоции до такой степени, что человек оказывается неспособным поддерживать равновесие в жизни, включаться в другие формы активности, получать удовольствие от общения с людьми, увлекаться, релаксироваться, развивать другие стороны личности, проявлять симпатии, сочувствие, эмоциональную поддержку даже наиболее близким людям.


Источник: Серия тренинговых упражнений для работы с подростками «Преодолевая трудности». Электронный ресурс/режим доступа/ http://semya-protiv-narkotikov.ru/seriya-treningovyh-uprazhneniy-dlya-raboty-s-podrostkami
102. Ролевая (деловая) игра: «Послание будущему поколению»

Задание направлено на формирование навыка формулировать и излагать свои мысли, осознание личной значимости и личного вкалада в решение проблем зависимости.

Описание выполнения задания: группа участников делится на подгруппы (две или три) по 3-5 человек.

Каждая подгруппа получает задание: подготовить проект «Предотвращение употребления наркотиков среди молодежи».

Задача участников - подготовить речь для будущего поколения используя лозунги, нарисованные плакаты и другие визуальные средства.

Затем каждая команда по очереди выступает со своими выступлениями – Посланиями»

Каждое выступление обсуждается всеми участниками, выделяя сильные стороны выступления и слабо проработанные моменты.
103. Ролевая (деловая) игра: «Достоинства и недостатки»

Задание направлено на развитие нестандартного мышления и диагностику пройденного материала.

Студенту предлагается проанализировать профилактику как один из методов решения проблемы девиантного поведения молодежи.

Для анализа предлагается заполнить матрицу.

Описав, достоинства, возможности, ограничения и недостатки профилактической работы необходимо аргументированно обосновать выделенные позиции в качестве ключевых в характеристиках.

Работы сдаются преподавателю для проверки. Общественное обсуждение возможно по усмотрению преподавателя.



Матрица для анализа
2.3. Интерактивные технологии ведения профилактической работы (тренинг, дискуссия, ролевая имитационная и деловая игра, интегративная выставка.
104. Ролевая (деловая) игра: «Дебаты: сценарий 1»1

Целью задания является способствование формированию навыков уверенного поведения и умения отстаивать свою позицию, формирование здорового жизненного стиля, личностных ресурсов, препятствующих злоупотреблению наркотическими и другими психоактивными веществами.