Файл: Учебное пособие 2014 г. Удк 000(000. 0) Ббк 00. 000 00000 Б00 Рецензенты.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 979
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основная форма работы–дебаты. Оптимальным представляется количество участников в 15-20 человек (но возможно и больше, главное — грамотно распределить роли).
Дебаты можно провести за 1 час 20 минут, но если есть возможность увеличить время, например, до 2-х часов для более детального и глубокого разбора проблемы – это будет продуктивно и интересно для участников «Дебатов».
Предварительная работа. Желательно перед началом занятия провести предварительную работу со студентами, чтобы предоставить им информацию о сути дебатов, технологии и регламенте проведения. Возможно раздать информационные материалы.
Тема дебатов: употребление любых наркотических и токсических веществ опасно для здоровья и жизни.
Информационный материал к дебатам по теме (распечатывается и раздается командам): термин «наркомания» этимологически связан с понятием «наркотик» (от греч. narkotikos — усыпляющий). В настоящее время термин «наркотическое вещество» (наркотик) применяется по отношению к тем ядам или веществам, которые способны вызвать при их употреблении эйфоризирующее, снотворное, болеутоляющее или возбуждающее действие.
Кроме того, в литературе, посвященной проблеме наркомании, встречается точка зрения, что наркотик — это вещество, удовлетворяющее 3 критериям:
1. Медицинский критерий: вещество оказывает специфическое (седативное, стимулирующее, галлюциногенное и др.) влияние на ЦНС.
2. Социальный критерий: немедицинское употребление вещества имеет большие масштабы, и последствия этого приобретают социальную значимость.
3. Юридический критерий: данное вещество признано законодательством наркотическим.
Наркомания определяется как группа заболеваний, вызываемых систематическим употреблением наркотиков и проявляющихся синдромом измененной реактивности, психической и физической зависимостью, а также некоторыми другими психотическими и социальными феноменами.
Что касается причин начального приема наркотиков, то это проблема скорее психологическая, нежели медицинская.
1. Глобальные причины
-
Сформировавшаяся наркотическая субкультура и «мода» на наркотики среди молодежи. -
Сложная социально-экономическая ситуация в стране (экономическая нестабильность, обнищание населения, безработица и др.). -
Относительная доступность наркотиков «на черном рынке» (сравнительно невысокая цена, большое количество наркоторговцев). -
Несовершенство антинаркотического законодательства. -
Наличие значительной собственной сырьевой базы, химических препаратов, оборудования, а также специалистов для незаконного производства наркотиков. -
Сверхвысокая доходность наркобизнеса.
2. Частные причины
-
Недостаточная воспитательная работа среди детей и молодежи, ограниченные возможности у молодежи для культурного досуга. -
Отсутствие эффектных методик лечения наркоманов. -
Отмена уголовной и административной ответственности за немедицинское потребление наркотиков. -
Недостаточный контроль за перемещением и нахождением на территории Российской Федерации иностранных граждан, многие из которых занимаются торговлей наркотиками.
В 1975г. Х. Костерлиц и Р. Хьюз обнаружили в экстрактах мозга вещество (а точнее вещества), обладающие опиатной активностью.
В нормальном организме опиоидные нейропептиды выполняют чрезвычайно важную функцию — соблюдение баланса между старт- и стоп-зонами головного мозга, баланса между системами «наказания» (отрицательные эмоции) и «удовольствия» (положительные эмоции). В дозе любого наркотика содержится в сотни или тысячи раз больший объем естественной продукции этих нейропептидов. Мощное эйфоризирующее действие наркотика резко сдвигает баланс эмоционального состояния в сторону позитивной эмоции. Человек хорошо запоминает свои ощущения, но изменение психофизиологического гомеостаза хорошо «запоминает» и система эмоциональных центров. А далее возможно замыкание цепи патогенетических механизмов наркомании.
В зависимости от принимаемого наркотического вещества выделяют несколько видов наркоманий, однако важно отметить, что этапность патологических процессов, определяющая их формирование, имеет много общих черт. Каждая наркомания начинается со стимуляции позитивно-эмоциональных реакций, за счет чего вначале возникает привыкание и пристрастие. Следом идет психическая зависимость, сопровождаемая такими явлениями, как абстиненция и толерантность к наркотику. Завершают цикл патологических изменений в организме физическая зависимость от наркотика и органические изменения органов и тканей.
Далее, необходимо разделить академическую группу на 3 команды:
Первая команда — Команда «Утверждение». Задача в дебатах: спикеры утверждающей стороны пытаются убедить судей (экспертов) в правильности своих позиций (внутри команды выбираются 3 человека, которые будут спикерами).
Вторая команда — Команда «Отрицание». Задача в дебатах: спикеры отрицающей стороны доказывают судьям (экспертам), что позиция утверждающей стороны неверна или что интерпретация темы и аргументация своей позиции (аспекты, поддержка и доказательства) спикерами утверждающей стороны имеет недостатки (внутри команды выбирается 3 человека, которые будут спикерами).
Третья команда – эксперты. Задача в дебатах: после того, как эксперты выслушивают аргументы обеих сторон по поводу темы, они заполняют «судейские протоколы», в которых фиксируют решение, какой команде по результатам дебатов отдано предпочтение (аргументы и способ доказательства которой были более убедительными).
Эксперты создают критерии оценки уверенного поведения участников и подводят общие итоги дебатов.
Для проведения дебатов необходимо раздать каждой команде задание:
Первой команде «Утверждение» – выдать информационные материалы, чтобы студенты ознакомились с проблематикой.
Второй команде «Отрицание» – выдать информационные материалы, чтобы студенты ознакомились с проблематикой.
Третьей команде «Экспертов» – выдать информационный материал об уверенном поведении, чтобы студенты ознакомились с основными понятиями и могли выработать собственные критерии уверенного поведения.
Информационный материал, выдаваемый Экспертам:
Уверенность в себе — это способность человека предъявлять требования к окружающему миру, умение добиваться своих целей. Уверенность в себе проявляется в трех сферах жизнедеятельности человека: поведении, эмоциях и познании.
Поведение человека можно разделить на уверенное, агрессивное, неуверенное, каждое из которых характеризуется специфическими проявлениями.
1. Уверенный в себе человек знает, что он имеет определенные права, умеет точно определить и выразить свои желания, потребности и чувства так, чтобы это не затронуло окружающих.
Существует ряд характеристик уверенного поведения:
-
эмоциональность речи, открытость в выражении чувств; -
прямое и честное выражение собственного мнения, без оглядки на окружающих; -
использование местоимения Я, отсутствие попыток спрятаться за неопределенными формулировками; -
принятие похвалы, отказа без самоуничижения и недооценки своих сил и качеств; -
импровизация как спонтанное выражение чувств и потребностей.
2. Агрессивность, в отличие от уверенности, никогда не учитывает интересов другой стороны. Агрессивный человек, как правило, действует только в собственных интересах, не заботясь о других людях, их чувствах и представлениях.
3. Неуверенность как третий компонент в системе проявляется на самых разных этапах процесса регуляции поведения: при постановке цели, при планировании действий, при выполнении действий. Главная особенность неуверенного в себе человека состоит в том, что в социальной деятельности такой человек стремится в максимально возможной степени избегать любых форм самопроявления. Любая форма презентации своего мнения, достижений, желаний и потребностей либо крайне неприятна (вследствие чувств страха, стыда, вины, связанных с самопроявлением), либо невозможна (вследствие отсутствия соответствующих навыков), либо не имеет смысла в рамках их системы ценностей и представлений.
В дебатах имеет важное значение оценка деятельности спикеров. Результаты оценок могут быть зафиксированы в протоколах (студенты могут сами разработать протокол). Пример готового протокола:
Пример экспертного протокола оценки спикеров
Критерий | Спикеры | |||||
У1 | У2 | У3 | 01 | 02 | 03 | |
Содержательность выступлений | ||||||
Полнота | | | | | | |
Конкретность | | | | | | |
Осознанность | | | | | | |
Содержательность ответов на вопросы | ||||||
Оперативность | | | | | | |
Гибкость | | | | | | |
Структурированность | ||||||
Системность | | | | | | |
Логичность | | | | | | |
Рациональность использования времени | | | | | | |
Формулировка вопросов | ||||||
Проблемность | | | | | | |
Конкретность | | | | | | |
Четкость | | | | | | |
Культура общения | ||||||
Выразительность речи | | | | | | |
Манера обращения к собеседникам | | | | | | |
Умение уважительно отвечать | | | | | | |
Свободное владение материалом | | | | | | |
Примечание:для того, чтобы дебаты прошли более эффективно, и у студентов не возникало вопросов к экспертам и претензий к их деятельности, необходимо в начале занятия очень коротко представить студентам информацию о том, кто такой уверенный человек.
Проведение Дебатов:
Участникам каждой команды необходимо раздать инструкции по ролям.
Инструкции по ролям:
Команда «Утверждение» Роль: Спикер 1 | |
Задача | Речевые модули |
1. Представить участников команды | «Представляю Вам участников нашей команды…» |
2. Обозначить понимание темы командой и аспекты, выносимые на обсуждение | «Мы считаем, что…» «Нам кажется, что сегодня следует обсудить…» |
Предложить ввести в игру ключевые понятия | «Когда мы говорим…, то это значит…, и мы имеем в виду…» |
Назвать три важнейших аргумента в защиту своего тезиса | «Итак, основные аргументы в защиту нашего тезиса: первый…, второй..., третий….» |
В конце дебатов Сделать резюме выступления своей команды. Назвать аргументы своих спикеров, которые наиболее ярко подчеркивают преимущества позиции команды | «Таким образом, наша команда считает….» «Это повреждают выдвинутые нами аргументы. Первый…» и т.д. |
Команда «Утверждение» Роль: Спикер 2 | |
Задача | Речевые модули |
Дает развернутые аргументы всех тезисов, названных первым спикером своей команды | «Итак, первый аргумент….; мы понимаем/считаем /думаем…..» |
Команда «Утверждение» Роль: Спикер 3 | |
Задача | Речевые модули |
Опровергнуть доводы и аргументы команды соперников | «Мы против высказывания…., так как считаем, что…» и т.д. «Мы считаем точку зрения... ошибочной, так как… » |
Завершить свою речь повтором позиции своей команды | «Таким образом, что бы ни говорили наши соперники, мы считаем…» |