Файл: Учебное пособие 2014 г. Удк 000(000. 0) Ббк 00. 000 00000 Б00 Рецензенты.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 979

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Основная форма работы–дебаты. Оптимальным представляется количество участников в 15-20 человек (но возможно и больше, главное — грамотно распределить роли).

Дебаты можно провести за 1 час 20 минут, но если есть возможность увеличить время, например, до 2-х часов для более детального и глубокого разбора проблемы – это будет продуктивно и интересно для участников «Дебатов».

Предварительная работа. Желательно перед началом занятия провести предварительную работу со студентами, чтобы предоставить им информацию о сути дебатов, технологии и регламенте проведения. Возможно раздать информационные материалы.

Тема дебатов: употребление любых наркотических и токсических веществ опасно для здоровья и жизни.

Информационный материал к дебатам по теме (распечатывается и раздается командам): термин «наркомания» этимологически связан с понятием «наркотик» (от греч. narkotikos — усыпляющий). В настоящее время термин «наркотическое вещество» (наркотик) применяется по отношению к тем ядам или веществам, которые способны вызвать при их употреблении эйфоризирующее, снотворное, болеутоляющее или возбуждающее действие.

Кроме того, в литературе, посвященной проблеме наркомании, встречается точка зрения, что наркотик — это вещество, удовлетворяющее 3 критериям:

1. Медицинский критерий: вещество оказывает специфическое (седативное, стимулирующее, галлюциногенное и др.) влияние на ЦНС.

2. Социальный критерий: немедицинское употребление вещества имеет большие масштабы, и последствия этого приобретают социальную значимость.

3. Юридический критерий: данное вещество признано законодательством наркотическим.

Наркомания определяется как группа заболеваний, вызываемых систематическим употреблением наркотиков и проявляющихся синдромом измененной реактивности, психической и физической зависимостью, а также некоторыми другими психотическими и социальными феноменами.

Что касается причин начального приема наркотиков, то это проблема скорее психологическая, нежели медицинская.

1. Глобальные причины

  • Сформировавшаяся наркотическая субкультура и «мода» на наркотики среди молодежи.

  • Сложная социально-экономическая ситуация в стране (экономическая нестабильность, обнищание населения, безработица и др.).

  • Относительная доступность наркотиков «на черном рынке» (сравнительно невысокая цена, большое количество наркоторговцев).

  • Несовершенство антинаркотического законодательства.

  • Наличие значительной собственной сырьевой базы, химических препаратов, оборудования, а также специалистов для незаконного производства наркотиков.

  • Сверхвысокая доходность наркобизнеса.


2. Частные причины

  • Недостаточная воспитательная работа среди детей и молодежи, ограниченные возможности у молодежи для культурного досуга.

  • Отсутствие эффектных методик лечения наркоманов.

  • Отмена уголовной и административной ответственности за немедицинское потребление наркотиков.

  • Недостаточный контроль за перемещением и нахождением на территории Российской Федерации иностранных граждан, многие из которых занимаются торговлей наркотиками.

В 1975г. Х. Костерлиц и Р. Хьюз обнаружили в экстрактах мозга вещество (а точнее вещества), обладающие опиатной активностью.

В нормальном организме опиоидные нейропептиды выполняют чрезвычайно важную функцию — соблюдение баланса между старт- и стоп-зонами головного мозга, баланса между системами «наказания» (отрицательные эмоции) и «удовольствия» (положительные эмоции). В дозе любого наркотика содержится в сотни или тысячи раз больший объем естественной продукции этих нейропептидов. Мощное эйфоризирующее действие наркотика резко сдвигает баланс эмоционального состояния в сторону позитивной эмоции. Человек хорошо запоминает свои ощущения, но изменение психофизиологического гомеостаза хорошо «запоминает» и система эмоциональных центров. А далее возможно замыкание цепи патогенетических механизмов наркомании.

В зависимости от принимаемого наркотического вещества выделяют несколько видов наркоманий, однако важно отметить, что этапность патологических процессов, определяющая их формирование, имеет много общих черт. Каждая наркомания начинается со стимуляции позитивно-эмоциональных реакций, за счет чего вначале возникает привыкание и пристрастие. Следом идет психическая зависимость, сопровождаемая такими явлениями, как абстиненция и толерантность к наркотику. Завершают цикл патологических изменений в организме физическая зависимость от наркотика и органические изменения органов и тканей.

Далее, необходимо разделить академическую группу на 3 команды:

Первая команда — Команда «Утверждение». Задача в дебатах: спикеры утверждающей стороны пытаются убедить судей (экспертов) в правильности своих позиций (внутри команды выбираются 3 человека, которые будут спикерами).

Вторая команда — Команда «Отрицание». Задача в дебатах: спикеры отрицающей стороны доказывают судьям (экспертам), что позиция утверждающей стороны неверна или что интерпретация темы и аргументация своей позиции (аспекты, поддержка и доказательства) спикерами утверждающей стороны имеет недостатки (внутри команды выбирается 3 человека, которые будут спикерами).



Третья команда – эксперты. Задача в дебатах: после того, как эксперты выслушивают аргументы обеих сторон по поводу темы, они заполняют «судейские протоколы», в которых фиксируют решение, какой команде по результатам дебатов отдано предпочтение (аргументы и способ доказательства которой были более убедительными).

Эксперты создают критерии оценки уверенного поведения участников и подводят общие итоги дебатов.

Для проведения дебатов необходимо раздать каждой команде задание:

Первой команде «Утверждение» – выдать информационные материалы, чтобы студенты ознакомились с проблематикой.

Второй команде «Отрицание» – выдать информационные материалы, чтобы студенты ознакомились с проблематикой.

Третьей команде «Экспертов» – выдать информационный материал об уверенном поведении, чтобы студенты ознакомились с основными понятиями и могли выработать собственные критерии уверенного поведения.

Информационный материал, выдаваемый Экспертам:

Уверенность в себе — это способность человека предъявлять требования к окружающему миру, умение добиваться своих целей. Уверенность в себе проявляется в трех сферах жизнедеятельности человека: поведении, эмоциях и познании.

Поведение человека можно разделить на уверенное, агрессивное, неуверенное, каждое из которых характеризуется специфическими проявлениями.

1. Уверенный в себе человек знает, что он имеет определенные права, умеет точно определить и выразить свои желания, потребности и чувства так, чтобы это не затронуло окружающих.

Существует ряд характеристик уверенного поведения:

  • эмоциональность речи, открытость в выражении чувств;

  • прямое и честное выражение собственного мнения, без оглядки на окружающих;

  • использование местоимения Я, отсутствие попыток спрятаться за неопределенными формулировками;

  • принятие похвалы, отказа без самоуничижения и недооценки своих сил и качеств;

  • импровизация как спонтанное выражение чувств и потребностей.

2. Агрессивность, в отличие от уверенности, никогда не учитывает интересов другой стороны. Агрессивный человек, как правило, действует только в собственных интересах, не заботясь о других людях, их чувствах и представлениях.

3. Неуверенность как третий компонент в системе проявляется на самых разных этапах процесса регуляции поведения: при постановке цели, при планировании действий, при выполнении действий. Главная особенность неуверенного в себе человека состоит в том, что в социальной деятельности такой человек стремится в максимально возможной степени избегать любых форм самопроявления. Любая форма презентации своего мнения, достижений, желаний и потребностей либо крайне неприятна (вследствие чувств страха, стыда, вины, связанных с самопроявлением), либо невозможна (вследствие отсутствия соответствующих навыков), либо не имеет смысла в рамках их системы ценностей и представлений.


В дебатах имеет важное значение оценка деятельности спикеров. Результаты оценок могут быть зафиксированы в протоколах (студенты могут сами разработать протокол). Пример готового протокола:

Пример экспертного протокола оценки спикеров


Критерий

Спикеры

У1

У2

У3

01

02

03

Содержательность выступлений


Полнота



















Конкретность



















Осознанность



















Содержательность ответов на вопросы


Оперативность



















Гибкость



















Структурированность


Системность



















Логичность



















Рациональность использования времени



















Формулировка вопросов


Проблемность



















Конкретность



















Четкость



















Культура общения


Выразительность речи



















Манера обращения к собеседникам



















Умение уважительно отвечать



















Свободное владение материалом






















Примечание:для того, чтобы дебаты прошли более эффективно, и у студентов не возникало вопросов к экспертам и претензий к их деятельности, необходимо в начале занятия очень коротко представить студентам информацию о том, кто такой уверенный человек.

Проведение Дебатов:

Участникам каждой команды необходимо раздать инструкции по ролям.

Инструкции по ролям:


Команда «Утверждение» Роль: Спикер 1

Задача

Речевые модули

1. Представить участников команды

«Представляю Вам участников нашей команды…»

2. Обозначить понимание темы командой и аспекты, выносимые на обсуждение

«Мы считаем, что…»

«Нам кажется, что сегодня следует обсудить…»

Предложить ввести в игру ключевые понятия

«Когда мы говорим…, то это значит…, и мы имеем в виду…»

Назвать три важнейших аргумента в защиту своего тезиса

«Итак, основные аргументы в защиту нашего тезиса: первый…, второй..., третий….»

В конце дебатов

Сделать резюме выступления своей команды.

Назвать аргументы своих спикеров, которые наиболее ярко подчеркивают преимущества позиции команды

«Таким образом, наша команда считает….»

«Это повреждают выдвинутые нами аргументы. Первый…» и т.д.




Команда «Утверждение» Роль: Спикер 2

Задача

Речевые модули

Дает развернутые аргументы всех тезисов, названных первым спикером своей команды

«Итак, первый аргумент….; мы понимаем/считаем /думаем…..»




Команда «Утверждение» Роль: Спикер 3

Задача

Речевые модули

Опровергнуть доводы и аргументы команды соперников

«Мы против высказывания…., так как считаем, что…» и т.д.

«Мы считаем точку зрения... ошибочной, так как… »

Завершить свою речь повтором позиции своей команды

«Таким образом, что бы ни говорили наши соперники, мы считаем…»