Файл: Учебник по теории государства и права подготовлен в соответствии с.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 6095
Скачиваний: 209
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
походов в руках вождя и его дружины скапливались богатства, обеспечивая им единство власти и собственности. Рабский труд не получил здесь широкого распространения в силу прочности общинных порядков, а также своей экономической неэффективности.
Одновременное складывание политического и имущественного неравенства стало основой формирования институтов раннефеодального государства. Разорившиеся общинники попадали в экономическую зависимость от богатых общинников, которые прибирали к своим рукам общинную землю и становились правящим классом феодалов. Так формировалось государство у германских племен, Древней Руси,
Ирландии и т. д. Следовательно, на процесс формирования государства в данном случае влияли прочность сельской общины, внешняя опасность и завоевательные войны. Немаловажное значение имело влияние опыта других государств, который они активно заимствовали. Так, например, германские племена в государственном строительстве использовали опыт и институты Древнего Рима. А восточные славяне оказались сначала под культурным влиянием варягов, а затем византийского государства, заимствовав у него государственную религию, институты и принципы их строительства и функционирования
45
Пути возникновения права. Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство. Однако между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства.
Правовые нормы складываются двумя путями:
— путем перерастания мононорм (первобытных обычаев) в нормы обычного права и санкционирования их в этой связи силой государства (обычное право);
— правотворчества государства, которое выражается в издании специальных документов, содержащих юридические нормы, — нормативных актов (законов, указов и т. п.) (статутное право); и правотворчества, состоящего из конкретных решений
(принимаемых судебными или административными органами и приобретающих характер образцов, эталонов для решения аналогичных дел) (прецедентное, судебное
право).
Также выделяют восточный и западный путь возникновения права.
Восточный путь происхождения права характерен для тех стран, в которых господствующее положение занимала государственная собственность. Основной источник (способ фиксирования правовых норм) — сборники нравственно-
религиозных положений. Нормы носят здесь казуальный характер и дополняются в случае необходимости другими обычаями или установлениями монарха.
На Востоке, где очень велика роль традиций, право возникает и развивается под воздействием религии и нравственности, а основными его источниками становятся религиозные положения (поучения) — Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских
Одновременное складывание политического и имущественного неравенства стало основой формирования институтов раннефеодального государства. Разорившиеся общинники попадали в экономическую зависимость от богатых общинников, которые прибирали к своим рукам общинную землю и становились правящим классом феодалов. Так формировалось государство у германских племен, Древней Руси,
Ирландии и т. д. Следовательно, на процесс формирования государства в данном случае влияли прочность сельской общины, внешняя опасность и завоевательные войны. Немаловажное значение имело влияние опыта других государств, который они активно заимствовали. Так, например, германские племена в государственном строительстве использовали опыт и институты Древнего Рима. А восточные славяне оказались сначала под культурным влиянием варягов, а затем византийского государства, заимствовав у него государственную религию, институты и принципы их строительства и функционирования
45
Пути возникновения права. Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство. Однако между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства.
Правовые нормы складываются двумя путями:
— путем перерастания мононорм (первобытных обычаев) в нормы обычного права и санкционирования их в этой связи силой государства (обычное право);
— правотворчества государства, которое выражается в издании специальных документов, содержащих юридические нормы, — нормативных актов (законов, указов и т. п.) (статутное право); и правотворчества, состоящего из конкретных решений
(принимаемых судебными или административными органами и приобретающих характер образцов, эталонов для решения аналогичных дел) (прецедентное, судебное
право).
Также выделяют восточный и западный путь возникновения права.
Восточный путь происхождения права характерен для тех стран, в которых господствующее положение занимала государственная собственность. Основной источник (способ фиксирования правовых норм) — сборники нравственно-
религиозных положений. Нормы носят здесь казуальный характер и дополняются в случае необходимости другими обычаями или установлениями монарха.
На Востоке, где очень велика роль традиций, право возникает и развивается под воздействием религии и нравственности, а основными его источниками становятся религиозные положения (поучения) — Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских
странах и т. д. Правовая норма здесь, за редким исключением, имела религиозное обоснование. Правонарушение — это одновременно нарушение норм религии и морали.
Основным источником права древневосточных государств на протяжении веков оставались обычаи, которые, являясь продуктом общинного творчества, в течение длительного периода времени не записывались, а сохранялись в устной традиции и памяти соплеменников. Обычай, наполняемый новым социальным содержанием,
санкционированный государством, оставался главным источником права и тогда, когда появились письменные судебники, брахманские компиляции и пр.
Говоря об общих элементах правовой системы стран Древнего Востока, нельзя не видеть специфических черт и правовых принципов, институтов и норм, связанных с особенностями духовной культуры, религии, той или иной системы ценностей.
Так, в Древнем Китае религия и право изначально отвергали идею равенства людей.
Они исходили из признания различий между членами китайского общества в зависимости от пола, возраста, места в системе родственных отношений и социальной иерархии. Здесь исключалось создание предпосылок не только для развития гражданского общества, частной собственности, субъективных прав и свобод, но и частного права как такового. Китайское традиционное право — это, прежде всего,
уголовное право, включающее нормы брачно-семейного, гражданского права,
нарушение которых влекло за собой уголовное наказание.
Западный путь происхождения права. Он присущ странам, где явно доминировала частная собственность, которая закреплялась в нормах частного права. В европейских странах, наряду с обычным правом, развивалось обширное, отличающееся более высокой, чем на
Востоке, степенью формализации и определенности
законодательство и прецедентное право.
Основным источником права древневосточных государств на протяжении веков оставались обычаи, которые, являясь продуктом общинного творчества, в течение длительного периода времени не записывались, а сохранялись в устной традиции и памяти соплеменников. Обычай, наполняемый новым социальным содержанием,
санкционированный государством, оставался главным источником права и тогда, когда появились письменные судебники, брахманские компиляции и пр.
Говоря об общих элементах правовой системы стран Древнего Востока, нельзя не видеть специфических черт и правовых принципов, институтов и норм, связанных с особенностями духовной культуры, религии, той или иной системы ценностей.
Так, в Древнем Китае религия и право изначально отвергали идею равенства людей.
Они исходили из признания различий между членами китайского общества в зависимости от пола, возраста, места в системе родственных отношений и социальной иерархии. Здесь исключалось создание предпосылок не только для развития гражданского общества, частной собственности, субъективных прав и свобод, но и частного права как такового. Китайское традиционное право — это, прежде всего,
уголовное право, включающее нормы брачно-семейного, гражданского права,
нарушение которых влекло за собой уголовное наказание.
Западный путь происхождения права. Он присущ странам, где явно доминировала частная собственность, которая закреплялась в нормах частного права. В европейских странах, наряду с обычным правом, развивалось обширное, отличающееся более высокой, чем на
Востоке, степенью формализации и определенности
законодательство и прецедентное право.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 39
Тема 3. Понятие государства и его сущность
План
1. Понятие государства
2. Публично-политическая (государственная) власть
3. Государственная территория
4. Налоги
5. Государственный суверенитет
6. Право (законодательство)
7. Сущность государства
1. Понятие государства
Государство — властно-политическая структура общества, обладающая
государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и
принуждения, устанавливающая правовой порядок на определенной территории.
Государство представляет собой сложное явление. С древнейших времен предпринимались попытки определить понятие государства, однако и до настоящего времени отсутствует общепринятое, общепризнанное представление о нем.
Подходы к понятию государства.
1. Государство — особая публичная власть (аппарат), которая реализует функцию управления на профессиональной основе в социальном дифференцированном обществе
(узкий подход).
2. Государство — универсальная форма организации общества, приходящая на смену первобытной форме ее организации (широкий подход).
3. Государство — политически и экономически обособившаяся часть человеческого общества, самостоятельно определяющая формы своего существования (страна,
выступающая как участник международных отношений).
Узкий
подход
(его называют еще
организационно-структурным,
институциональным) выделяет государство из общества и связывает его с централизованной группой, монополизирующей властные функции и опирающейся в их осуществлении на административный аппарат, а также нормы права.
Основоположником данного подхода был французский юрист Ж. Боден (1529–1596).
Узкий подход подчеркивает структурный характер организации государства, т. е.
наличие системы государственных органов, посредством которых осуществляется управление обществом. Вместе с тем, такой подход является односторонним и неполным, так как характеризует государство исключительно в виде механизма,
осуществляющего публичную власть.
Его сторонники представляют государство как: 1) совокупность различных органов,
стоящих над обществом; 2) особый слой людей, осуществляющих управленческие функции; 3) организацию, выделившуюся из общества, отчуждающуюся от него.
Широкий подход (его называют еще коммуникативным) связан с именем древнегреческого философа Аристотеля (384–322 гг. до н. э.). Государство воспринималось им как «самодовлеющее общение граждан, ни в коем другом общении не нуждающееся и ни от кого другого не зависящее», как форма политического сообщества, общения.
С позиций этого подхода государство:
1) это само общество, организация или ассоциация всех членов общества;
2) это общество, объединенное в целое политическими отношениями;
3) не выделяется из общества и не отчуждается от него, это модель общества,
государственно-организованная общность.
Такое понимание практически отождествляет понятие «государство» с термином «страна».
Широкий подход к пониманию государства представляется более верным, чем узкий.
В международном праве государство понимается как единство территории,
населения и власти. В литературе он часто определяется как самостоятельный подход к понятию государства и получил название арифметического, или классического.
Государство — это народ, юридически организованный на своей территории.
Раскрывая смысл государства через анализ образующих его народов, территории и власти, мы неизбежно убеждаемся в том, что имеем дело с общефилософской взаимозависимостью формы и содержания. Территория предполагает некую обязательную форму существования государства, народ — содержание этой формы, а власть — силу, скрепляющую форму и содержание в единое целое.
В целом понятийную характеристику государства следует проводить по двум
направлениям:
1) «по вертикали» — отличие государства от органов власти общинно-родового
строя;
2) «по горизонтали» — отличие государства от других политических
организаций общества.
Государство «по вертикали» отличает:
1) признак «публичности власти» — это организация публичной политической власти;
2) признак государственной казны, с существованием которой связаны такие явления, как налоги, займы, государственные кредиты, долги государства, т. е. все то,
что характеризует экономическую деятельность.
Государство «по горизонтали» отличает:
1) суверенитет (он обусловливает другие признаки государства);
2) распространение власти на всю территорию страны, обозначенную государственной границей;
3) наличие устойчивой юридической связи с населением (в виде подданства или гражданства);
4) наличие права издавать властные общеобязательные веления (юридические нормы);
5) монополия на легальное применение силы (в том числе и физического принуждения) в отношении населения;
6) наличие таких средств воздействия, какими другие политические организации не обладают: армии, полиции, органов безопасности, тюрем и т. п.
Рассмотрим наиболее распространенные, общепризнанные признаки государства:
публичная политическая власть (государственная власть), территория
(административно-территориальное деление), налоги, суверенитет и право
(правовая система, законодательство).
2. Публично-политическая (государственная) власть
Государственная власть — это публично-политическое отношение господства и
подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.
Особенности государственной власти. Государственная власть:
1) распространяется на все общество, на всю территорию государства;
2) опирается на легальное государственное принуждение;
3) осуществляется специальными лицами (государственными служащими,
чиновниками, политиками и т. п.);
4) отличается двойственностью осуществления функций: общесоциальных и
политических (классовых).
Публичной, т. е. общественной, является всякая власть, но в данном случае в этот термин вкладывается специфический смысл, а именно то, что государство как субъект,
носитель власти функционально отделено от своего объекта (общества), отчуждено от него (власть организована по принципу «субъект-объект»).
Этот момент находит отражение в существовании профессионального государственного аппарата. Органы же власти первобытного общества были организованы по принципу самоуправления и находились как бы внутри самого общества, т. е. субъект и объект власти совпадали (полностью или частично). Ф. Энгельс по этому поводу замечал, что родовой старейшина «стоит внутри общества», тогда как монархи и другие государственные деятели «вынуждены представлять собой нечто вне его и над ним»
46
3. Государственная территория
Государственная территория — это часть земного шара, находящаяся под суверенитетом (юрисдикцией) государства.
Особенности государственной территории. Территория как признак государства характеризуется тем, что представляет собой:
1) пространство, часть поверхности планеты, земли: суши, воздушного и водного пространства, недр;
2) политическое пространство, арену властной деятельности государства;
3) экономическое пространство, собственность государства (с позиции международного права). Как собственность государства, ее территория нераздельна,
неприкосновенна (для других государств), неотчуждаема;
4) пространство ограниченное, очерченное государственной границей.
Она включает в себя:
1) часть суши с внутренним водным пространством в пределах границ государства;
2) внутренние территориальные воды в пределах 12 морских миль (1 морская миля равна 1852 м);
3) воздушный столб над сухопутным и водным пространством государства (высотой до 35 км);
4) воздушные и морские суда военного и гражданского флота, находящиеся в открытом море или воздухе под флагом и гербом государства;
Публичной, т. е. общественной, является всякая власть, но в данном случае в этот термин вкладывается специфический смысл, а именно то, что государство как субъект,
носитель власти функционально отделено от своего объекта (общества), отчуждено от него (власть организована по принципу «субъект-объект»).
Этот момент находит отражение в существовании профессионального государственного аппарата. Органы же власти первобытного общества были организованы по принципу самоуправления и находились как бы внутри самого общества, т. е. субъект и объект власти совпадали (полностью или частично). Ф. Энгельс по этому поводу замечал, что родовой старейшина «стоит внутри общества», тогда как монархи и другие государственные деятели «вынуждены представлять собой нечто вне его и над ним»
46
3. Государственная территория
Государственная территория — это часть земного шара, находящаяся под суверенитетом (юрисдикцией) государства.
Особенности государственной территории. Территория как признак государства характеризуется тем, что представляет собой:
1) пространство, часть поверхности планеты, земли: суши, воздушного и водного пространства, недр;
2) политическое пространство, арену властной деятельности государства;
3) экономическое пространство, собственность государства (с позиции международного права). Как собственность государства, ее территория нераздельна,
неприкосновенна (для других государств), неотчуждаема;
4) пространство ограниченное, очерченное государственной границей.
Она включает в себя:
1) часть суши с внутренним водным пространством в пределах границ государства;
2) внутренние территориальные воды в пределах 12 морских миль (1 морская миля равна 1852 м);
3) воздушный столб над сухопутным и водным пространством государства (высотой до 35 км);
4) воздушные и морские суда военного и гражданского флота, находящиеся в открытом море или воздухе под флагом и гербом государства;
5) космические объекты, находящиеся под флагом или гербом государства;
6) так называемую квазитерриторию (территорию посольств или консульств,
пользующихся особым правовым режимом).
Значимость государственной территории огромна, ибо она является материальной основой государства, ареной его деятельности и условием его существования; устанавливает пределы государственной власти; определяет структуру государственной власти, государственного аппарата; олицетворяет государство на международной арене.
С территориальным признаком государства связаны три специфических государственно-правовых понятия: государственная граница, административно-
территориальное деление, гражданство и подданство.
Под государственной границей понимается линия и проходящая по ней
вертикальная поверхность, определяющая пределы территории суши, недр, вод,
воздушного пространства государства.
Вся территория государства разбивается на ряд
административно-
территориальных единиц. В разных странах они называются по-разному: округа,
провинции, области, края, дистрикты, графства, районы и др.
Гражданство — устойчивая правовая связь человека с государством,
выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и
ответственности.
Для гражданства характерны:
1) устойчивая правовая связь между физическим лицом и государством;
2) закрепление ее во взаимных правах, обязанностях, ответственности;
3) неограниченность в пространстве. Человек остается гражданином своего государства даже тогда, когда он находится не на его территории;
4) гражданство не ограничено во времени. Срок пребывания в гражданстве заранее не устанавливается.
Подданство — состояние индивида, определяющее его обязанности по
отношению к носителю государственного суверенитета — государю.
В отличие от гражданства, подданство предполагает: отсутствие обязательств государства перед индивидуумом; наличие меньшего, в сравнении с гражданами,
объема прав и свобод, в частности политических; запрет действовать во вред государству на его территории и за ее пределами.
4. Налоги
Налог — это сбор с населения, взыскиваемый в принудительном порядке, с
заранее установленными, как правило, размерами и сроками поступления. «В
налогах, — писал К. Маркс, — воплощено экономическое выражение существования государства. Чиновники и попы, солдаты и балетные танцовщицы, школьные учителя и полицейские, греческие музеи и готические башни... — все эти сказочные создания в зародыше покоятся в одном семени — в налогах»
47
Особенности налогов. Налоги как признак государства отличает:
1) принудительность — они исходят от государства и обеспечиваются им;
2) конкретность — они имеют конкретные размеры и сроки поступлений;
3) законодательное оформление — они устанавливаются представительными органами и закрепляются в законах.
Значение налогов. Налоги — экономическая основа государства. Конкретно это выражается в том, что они являются: главным источником содержания государственной власти, доходной основной частью бюджета страны, т. е. условием функционирования государства; средством регулирования общественных отношений
[сдерживание или стимулирование развития экономики, создание рабочих мест;
способом закрепления определенной политики государства (укрепление власти,
привлечение союзников и т. п.)].
5. Государственный суверенитет
Государственный суверенитет — это верховное неотчуждаемое право
государства самостоятельно решать вопросы внутреннего и внешнего характера,
соблюдая общепризнанные принципы и нормы международного права и
законность.
Понятие «суверенитет» имеет для государства такой же смысл, как и «права и свободы» для человека. Появилось оно в конце средних веков, когда потребовалось отделить государственную власть от церковной и придать ей исключительное,
монопольное значение. Ныне суверенитет — обязательный признак государства.
Страна, его не имеющая, — колония либо доминион.
Особенности государственного суверенитета. Суверенитет государства представляет собой:
1) юридическую природу осуществления государственной власти, юрисдикцию государства, его статус;
2) верховное право государства — право представлять все общество в целом, право