Файл: Учебник по теории государства и права подготовлен в соответствии с.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 6094
Скачиваний: 209
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Особенности социальных норм. Систему нормативного регулирования в первобытном обществе отличает:
— естественно-природный характер формирования. Нормы возникают не в результате целенаправленной человеческой деятельности, а спонтанно, в результате повторения людьми одного варианта поведения;
— они действуют на основе обычаев, которые отражают интересы всех членов общества, передаются из поколения в поколение и соблюдаются в силу привычки;
— нормы основаны на общности интересов, поэтому они исполнялись добровольно;
— нормы не имели предоставительно-обязывающего характера: их требования не расценивались как право или как обязанность. Доминировали запреты. Не существовало норм, гарантирующих индивидуальные свободы личности и деятельности. Запреты и обязанности препятствовали распаду коллектива, так как не выделяли отдельную личность;
— распространялись только на данный родовой коллектив (нарушение обычая —
«родственное дело»);
— специфические санкции — осуждение поведения нарушителя со стороны родового коллектива (общественное порицание, остракизм), изгнание из родовой общины.
Применялись телесные наказания и смертная казнь;
— правила поведения не имели какой-либо письменной фиксации. Они передавались в процессе общения, через предания, мифы.
3. Основные теории происхождения государства и права
Изучение процессов происхождения государства и права:
— позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты;
— дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития;
— позволяет четче определить свойственные государству и праву функции и их роль в жизни общества и политической системе.
Существует множество теорий происхождения государства и права: договорная,
инцеста, насилия, органическая, патриархальная, патримониальная, психологическая,
расовая, теологическая и др.
Такой плюрализм мнений обусловлен следующими обстоятельствами:
1. Различное время формирования теорий. Между первой теорией и современными концепциями прошло более 2000 лет. Мыслители, предлагавшие объяснение этому процессу, жили в разные исторические эпохи и, разумеется, использовали разный объем накопленных человечеством знаний.
2. Объясняя процесс возникновения государства и права, авторы этих теорий при объяснении причин, в первую очередь, ориентировались на тот регион, где они проживали, и свои выводы переносили на все другие регионы.
3. Авторы исходили из различных философских, мировоззренческих подходов. На их выводы сильно влияли идеологические, политические, нравственные, идеологические,
религиозные и иные пристрастия.
4. Различия в понимании государства и права.
5. Исследования проблем государства и права зачастую осуществлялись неспециалистами в этой области. Например, весьма талантливые ученые в естественных науках пытались объяснить процесс возникновения государства и права.
6. Сознательное искажение процесса возникновения государства и права в угоду политическим, идеологическим или иным интересам. Расовая теория, например,
использовалась апологетами уже отжившего способа ведения плантационного хозяйства в Новом Свете.
Рассмотрим некоторые теории происхождения государства и права.
Теологическая теория. Теория предполагает божественное происхождение
государства и права как продуктов божественной воли. Ее представители — Фома
Аквинский, Иоанн Златоуст, Блаженный Августин, Ф. Лебюфф, Ж. Маритен и др.
В современных условиях эта теория несколько видоизменилась, и выражается в христианско-демократической концепции государства.
Положительное в данной теории состоит в том, что она:
— поднимает престиж государства и права, наделяя их ореолом святости;
— способствует утверждению в обществе порядка, согласия, духовности.
Недостатки теологической теории проявляются в том, что она не признает влияние социально-экономических и иных отношений на государство и право; в принципе недоказуема, ибо построена на вере; не раскрывает конкретных путей, способов реализации божественной воли в процессе происхождения государства и права.
Патриархальная теория. Основное положение теории — государство есть
результат исторического развития семьи. Ее представители — Аристотель, Платон,
Н. Михайловский, Конфуций, Р. Фильмер и др. Данная теория была широко распространена в Древней Греции и рабовладельческом Риме, получила «второе
дыхание» в период средневекового абсолютизма и какими-то отголосками дошла до наших дней.
Данная теория выдвигает следующие положения:
1) государство — это результат развития и разрастания семьи;
2) власть государства, государя есть продолжение власти отца в семье;
3) власть «патриарха» имеет божественное происхождение.
Положительное в данной теории состоит в том, что она связывает возникновение государства и права с демографическим фактором, ростом населения, усложнением общественной жизни.
Недостатки патриархальной теории проявляются в том, что она:
— упрощает процесс происхождения государства, по сути дела, ставя знак равенства между государством и семьей, отождествляет категории «отец», «члены семьи» с категориями «государь», «подданные»;
— не учитывает того, что семья как социальный институт, по свидетельству историков, возникла с появлением государства в процессе разложения первобытнообщинного строя.
Патриархальную теорию критиковали многие и в разное время. В частности, еще Дж.
Локк писал, что вместо научного подхода мы находим в ее положениях «детские побасенки». Ее называли «доктриной прописей», антинаучной биологизацией такого сложного явления, как государство.
Договорная теория утверждала, что государство и право возникают в силу
договоренности людей (Дж. Локк, Г. Гоббс, Ж. Ж. Руссо, С. Спиноза, Д. Дидро,
Радищев, П. Пестель и др.). Если договор заключается между уже правящими и остальной частью населения, то это — договор подчинения; если между населением,
то это — договор объединения. Эта теория предполагает социальное предназначение государства и права.
Она выдвигает следующие положения:
1) основанием государства и права служат договоры и соглашения;
2) в результате общественного договора образуется ассоциация равных и свободных индивидов: свобода и равенство участников договора обеспечивают объединение народа в неразрывное целое;
3) суверенитет и законодательная власть принадлежат народу, он является источником власти;
Данная теория выдвигает следующие положения:
1) государство — это результат развития и разрастания семьи;
2) власть государства, государя есть продолжение власти отца в семье;
3) власть «патриарха» имеет божественное происхождение.
Положительное в данной теории состоит в том, что она связывает возникновение государства и права с демографическим фактором, ростом населения, усложнением общественной жизни.
Недостатки патриархальной теории проявляются в том, что она:
— упрощает процесс происхождения государства, по сути дела, ставя знак равенства между государством и семьей, отождествляет категории «отец», «члены семьи» с категориями «государь», «подданные»;
— не учитывает того, что семья как социальный институт, по свидетельству историков, возникла с появлением государства в процессе разложения первобытнообщинного строя.
Патриархальную теорию критиковали многие и в разное время. В частности, еще Дж.
Локк писал, что вместо научного подхода мы находим в ее положениях «детские побасенки». Ее называли «доктриной прописей», антинаучной биологизацией такого сложного явления, как государство.
Договорная теория утверждала, что государство и право возникают в силу
договоренности людей (Дж. Локк, Г. Гоббс, Ж. Ж. Руссо, С. Спиноза, Д. Дидро,
Радищев, П. Пестель и др.). Если договор заключается между уже правящими и остальной частью населения, то это — договор подчинения; если между населением,
то это — договор объединения. Эта теория предполагает социальное предназначение государства и права.
Она выдвигает следующие положения:
1) основанием государства и права служат договоры и соглашения;
2) в результате общественного договора образуется ассоциация равных и свободных индивидов: свобода и равенство участников договора обеспечивают объединение народа в неразрывное целое;
3) суверенитет и законодательная власть принадлежат народу, он является источником власти;
4) народ имеет право расторгнуть общественное соглашение и вновь возвратить себе естественную свободу.
Положительное в данной теории состоит в том, что она способствовала развитию демократической традиции в теории и на практике. Под влиянием теории общественного договора формировалась, в частности, государственность Соединенных
Штатов Америки; она была крупным шагом вперед в познании государства, ибо порывала с религиозными представлениями о происхождении государственности и политической власти.
Недостатки договорной теории проявляются в том, что она:
— дает схематическое, идеализированное и абстрактное представление о первобытном обществе, которое якобы на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и правителями;
— недооценивает объективные факторы, оказывающие влияние на процесс возникновения государства (прежде всего, социально-экономические, военно- политические и пр.), и преувеличивает субъективные.
Органическая теория происхождения государства и права. Ее представители (Г.
Спенсер, Вормс, Прейс, И. Блюнчли и др.) утверждают, что государство и право
возникают и развиваются по законам биологии, так как человек — часть природы;
государство и право возникают одновременно с людьми и существуют, пока есть люди.
Достоинства органической теории состоят в том, что она связывает возникновение государства и права с законами развития природы.
Недостатки органической теории заключаются в том, что она переносит законы развития природы на общественную жизнь, игнорируя социальные законы, особенности общества, его закономерности; отрицает революционные переходы от одного качества к другому.
Психологическая теория. Она объясняет возникновение государства и права
особыми свойствами человеческой психики (Цицерон, Л. И. Петражицкий,
Фрейд, Фромм, Н. М. Коркунов и др.). Теория обосновывает происхождение государства и права врожденной потребностью жить вместе; осознанием массой своей зависимости от власти; деятельностью той или иной «сильной» личности;
агрессивными и другими импульсами, которые можно подавлять только с помощью принуждения, т. е. государства.
Положительное в данной теории состоит в том, что она показывает те субъективные факторы, которые воздействуют на существование государства и права. Действительно,
социальные закономерности реализуются через человеческое поведение, деятельность.
Недостатки психологической теории состоят в том, что она считает свойства
человеческой психики решающими в образовании государства и права, не учитывая того, что сама человеческая психика формируется под влиянием соответствующих экономических, социальных и иных внешних условий, которые играют главную роль.
Теория насилия (Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и др.) утверждает, что
государство возникло путем насилия одних членов общества над другими внутри одной социальной общности; насилия одних обществ над другими (завоевание,
порабощение, колонизация); насильственного присвоения материальных благ и средств производства сильным (вооруженным) меньшинством (сбор дани дружинниками, сгон крестьян с земли и присвоение их угодий, расширение территорий и иные формы насилия).
Насилие бывает двух видов: внутреннее (Дюринг, Каутский) и внешнее
(Гумплович). Но многие ученые придерживаются мнения, что навязать государственность никакой силой невозможно, если само население еще «не созрело».
Положительное в данной теории в том, что она подтверждается практикой государственного строительства. Многие государства были созданы путем насилия
(преодоление раздробленности в Германии (Бисмарк), собирание русских земель вокруг
Москвы в период Ивана III и Ивана IV).
Недостатки теории проявляются в том, что она доказывает возникновение государства только одними военно-политическими факторами, отрицает экономические и другие обстоятельства; никак не объясняет возникновение самого насилия; оправдывает агрессию, войны, расизм; провозглашает социальное, классовое неравенство как естественное и вечное.
Материалистическая теория (Ф. Энгельс, К. Маркс, В. И. Ленин). Основные
положения данной теории следующие: государство и право возникают как результат развития экономики, усложнения общественных отношений, требующих специального аппарата для их регулирования; возникновение государства и право обусловлено расколом общества на два класса с противоположными интересами и непримиримой
классовой борьбой.
Данная теория имеет ряд рациональных положений, а именно: признание обусловленности государства и права материальными условиями жизни общества,
взаимодействие государства и экономики; признание в обществе групп с различными
(или противоположными) интересами — классов; появление государства лишь на определенной стадии развития общества.
К недостаткам теории следует отнести увлечение экономическим детерминизмом и классовым антагонизмом при одновременной недооценке национальных, религиозных,
психологических, военно-политических и иных причин, влияющих на процесс происхождения государственности.
4. Причины и пути возникновения государства и права
Теория насилия (Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и др.) утверждает, что
государство возникло путем насилия одних членов общества над другими внутри одной социальной общности; насилия одних обществ над другими (завоевание,
порабощение, колонизация); насильственного присвоения материальных благ и средств производства сильным (вооруженным) меньшинством (сбор дани дружинниками, сгон крестьян с земли и присвоение их угодий, расширение территорий и иные формы насилия).
Насилие бывает двух видов: внутреннее (Дюринг, Каутский) и внешнее
(Гумплович). Но многие ученые придерживаются мнения, что навязать государственность никакой силой невозможно, если само население еще «не созрело».
Положительное в данной теории в том, что она подтверждается практикой государственного строительства. Многие государства были созданы путем насилия
(преодоление раздробленности в Германии (Бисмарк), собирание русских земель вокруг
Москвы в период Ивана III и Ивана IV).
Недостатки теории проявляются в том, что она доказывает возникновение государства только одними военно-политическими факторами, отрицает экономические и другие обстоятельства; никак не объясняет возникновение самого насилия; оправдывает агрессию, войны, расизм; провозглашает социальное, классовое неравенство как естественное и вечное.
Материалистическая теория (Ф. Энгельс, К. Маркс, В. И. Ленин). Основные
положения данной теории следующие: государство и право возникают как результат развития экономики, усложнения общественных отношений, требующих специального аппарата для их регулирования; возникновение государства и право обусловлено расколом общества на два класса с противоположными интересами и непримиримой
классовой борьбой.
Данная теория имеет ряд рациональных положений, а именно: признание обусловленности государства и права материальными условиями жизни общества,
взаимодействие государства и экономики; признание в обществе групп с различными
(или противоположными) интересами — классов; появление государства лишь на определенной стадии развития общества.
К недостаткам теории следует отнести увлечение экономическим детерминизмом и классовым антагонизмом при одновременной недооценке национальных, религиозных,
психологических, военно-политических и иных причин, влияющих на процесс происхождения государственности.
4. Причины и пути возникновения государства и права
Причины возникновения государства весьма разнообразны. К ним относят следующие.
Экономический фактор — потребность, необходимость руководства масштабными работами, управления группами людей. Накопление знаний, овладение новыми трудовыми навыками привело к тому, что люди перешли к оседлому образу жизни,
вследствие чего человеческий труд начал специализироваться, т. е. начался процесс общественного разделения труда. Начинают формироваться скотоводство и ремесло,
которые отделяются от земледелия, появляются различные категории людей, которые оказывают какие-либо услуги.
Социальный фактор — происходит социальная дифференциация. Ранее монолитное общество начинает распадаться, интересы людей начинают конкурировать друг с другом. Предмет конкурирования — производимый продукт. Социальное расслоение общества, деление общества на классы, сословия вызывают необходимость умерять,
сглаживать социальные (классовые) столкновения, противоречия. Происходит становление человека как личности; человек начинает осознавать то, что ему присущи собственные интересы, которые не совпадают с общественными.
Названные основные факторы генезиса государства в конкретно-исторических условиях проявляли себя по-разному и дополнялись в каждом конкретном случае целым рядом специфических обстоятельств.
Называются и другие причины возникновения государства и права: необходимость воспроизводства человека, необходимость в управлении порабощенными народами,
ведение войн, экологический кризис.
К достоверно установленным обстоятельствам, связанным с происхождением государства, можно отнести то, что государство:
— существовало не всегда (первые государства возникли около 5 тыс. лет назад: до этого в течение 1,5 млн лет существовала первобытная организация общества);
— возникло как продукт общественного развития;
— возникло в ходе длительного исторического процесса;
— возникло под влиянием целого ряда факторов: географического, экологического,
национального, психологического и др.
Пути возникновения государства. Государства формировались в различных условиях. Но их стоит выделить в отдельные группы по образу разрушения родоплеменной организации, возникновения социального расслоения и организации публичной политической власти. Воспроизводство общественной жизни может осуществляться различными путями
На сегодня в научном плане выделяются две основные формы, два пути
возникновения государства: восточный (азиатский) путь и западный (европейский)
путь.
Восточный путь возникновения государства. Понятие «Восток» используется не столько как географическое, сколько как историко-культурное, цивилизационное
(вначале Древний Восток, затем Африка, Америка, Океания). Этот путь отличается тем,
что:
— родоплеменная знать переросла, трансформировалась в государственные органы
(государственно-чиновничий аппарат). Разветвленный аппарат управления возник из родоплеменной знати, которая постепенно закрепляла за собой функции управления;
— общественная собственность превратилась в государственную. Частная собственность не имела существенного значения;
— политическое господство основывалось не на собственности на средства производства, а на управлении ими;
— административно-государственные структуры сложились прежде, чем возникла частная собственность (главным образом, на землю);
— государство возникло до появления классов. Это не классовое государство, а сословное государство. Степень материального благополучия социальных групп была связана с формальными рангами, которые они занимали в соответствующих властных иерархиях. Это ранги закреплялись формально-юридически, например, посредством чиновничьих табелей;
— основными причинами возникновения государства были: потребность в осуществлении масштабных ирригационных работ в связи с появлением поливного земледелия, необходимость объединения в этих целях значительных масс людей и больших территорий, необходимость единого, централизованного руководства этими массами.
Частная собственность была крайне не развита. Социальная дифференциация проходила не по линии частной собственности, а по принадлежности к лицам,
осуществляющим публичную власть, и по отсутствию такой принадлежности.
Земля находится в собственности государства, которой необходима сильная централизованная власть.
Для государства характерна восточная деспотия. Восточная деспотия как форма и одновременно как политический режим представляла собой единоличное правление монарха, власть которого была неограниченной. Он концентрировал в своих руках как политическую, так и законодательную власть, и экономическую власть, как светскую,
так и духовную (религиозную) власть.
Особенности европейского пути развития государства. Этот путь характеризуется
путь.
Восточный путь возникновения государства. Понятие «Восток» используется не столько как географическое, сколько как историко-культурное, цивилизационное
(вначале Древний Восток, затем Африка, Америка, Океания). Этот путь отличается тем,
что:
— родоплеменная знать переросла, трансформировалась в государственные органы
(государственно-чиновничий аппарат). Разветвленный аппарат управления возник из родоплеменной знати, которая постепенно закрепляла за собой функции управления;
— общественная собственность превратилась в государственную. Частная собственность не имела существенного значения;
— политическое господство основывалось не на собственности на средства производства, а на управлении ими;
— административно-государственные структуры сложились прежде, чем возникла частная собственность (главным образом, на землю);
— государство возникло до появления классов. Это не классовое государство, а сословное государство. Степень материального благополучия социальных групп была связана с формальными рангами, которые они занимали в соответствующих властных иерархиях. Это ранги закреплялись формально-юридически, например, посредством чиновничьих табелей;
— основными причинами возникновения государства были: потребность в осуществлении масштабных ирригационных работ в связи с появлением поливного земледелия, необходимость объединения в этих целях значительных масс людей и больших территорий, необходимость единого, централизованного руководства этими массами.
Частная собственность была крайне не развита. Социальная дифференциация проходила не по линии частной собственности, а по принадлежности к лицам,
осуществляющим публичную власть, и по отсутствию такой принадлежности.
Земля находится в собственности государства, которой необходима сильная централизованная власть.
Для государства характерна восточная деспотия. Восточная деспотия как форма и одновременно как политический режим представляла собой единоличное правление монарха, власть которого была неограниченной. Он концентрировал в своих руках как политическую, так и законодательную власть, и экономическую власть, как светскую,
так и духовную (религиозную) власть.
Особенности европейского пути развития государства. Этот путь характеризуется
тем, что:
— родовая знать была вытеснена из государственных органов (государственно- чиновничьего аппарата). Они формировались исходя из имущественного положения человека;
— экономической основой государства была частная собственность (на землю, скот,
рабов). Государство было следствием деления общества на классы, в основе которого лежал процесс развития частной собственности на средства производства;
— политическое господство основывалось на богатстве, на частной собственности, а не на должности;
— государство возникло после появления классов. Это классовое государство, а не сословное. Общество делится на классы: родовую знать, свободных ремесленников,
крестьян, торговцев и др.;
— основными причинами возникновения государства были: рост производительности труда, появление частной собственности, классовая борьба.
На европейском континенте государство возникает в результате имущественного неравенства, бурного развития частной собственности, что обусловило дифференциацию на богатых (собственников имущества) и бедных. Это вылилось в классовую борьбу. Основное предназначение органов государственной власти в этой ситуации, с одной стороны, защита интересов частных собственников, с другой —
недопущение того, чтобы классовая борьба привела общество к гибели.
Ф. Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства»
выделял три основные формы возникновения государств «западного» типа:
«чистой», классической формой государства признаются Древние Афины, причины происхождения которого сложились в недрах древнеафинского общества; на возникновение Древнеримского государства большое влияние оказала борьба патрициев и плебеев; появление Франкского государства было обусловлено завоевательной политикой древнегерманских племен: варваров, гуннов, вандалов и др.
Выделяется и синтезный путь возникновения государства. Такой путь формирования государства был свойственен тем народам, которые переходили от родоплеменных отношений сразу к раннефеодальному государству под воздействием политического и имущественного неравенства одновременно. Расслоение различных групп, в первую очередь, происходило по их положению в системе властно- государственной иерархии, выполнению определенных управленческих функций.
Потребность в объединении значительных масс людей и больших территорий,
длительное сохранение общинной организации, органов племенной демократии было вызвано внешней угрозой, отражение которой возможно лишь при объединении усилий общинников. Военно-организаторские и управленческие функции в этих условиях закреплялись за военным вождем и его дружиной. Однако в результате завоевательных
— родовая знать была вытеснена из государственных органов (государственно- чиновничьего аппарата). Они формировались исходя из имущественного положения человека;
— экономической основой государства была частная собственность (на землю, скот,
рабов). Государство было следствием деления общества на классы, в основе которого лежал процесс развития частной собственности на средства производства;
— политическое господство основывалось на богатстве, на частной собственности, а не на должности;
— государство возникло после появления классов. Это классовое государство, а не сословное. Общество делится на классы: родовую знать, свободных ремесленников,
крестьян, торговцев и др.;
— основными причинами возникновения государства были: рост производительности труда, появление частной собственности, классовая борьба.
На европейском континенте государство возникает в результате имущественного неравенства, бурного развития частной собственности, что обусловило дифференциацию на богатых (собственников имущества) и бедных. Это вылилось в классовую борьбу. Основное предназначение органов государственной власти в этой ситуации, с одной стороны, защита интересов частных собственников, с другой —
недопущение того, чтобы классовая борьба привела общество к гибели.
Ф. Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства»
выделял три основные формы возникновения государств «западного» типа:
«чистой», классической формой государства признаются Древние Афины, причины происхождения которого сложились в недрах древнеафинского общества; на возникновение Древнеримского государства большое влияние оказала борьба патрициев и плебеев; появление Франкского государства было обусловлено завоевательной политикой древнегерманских племен: варваров, гуннов, вандалов и др.
Выделяется и синтезный путь возникновения государства. Такой путь формирования государства был свойственен тем народам, которые переходили от родоплеменных отношений сразу к раннефеодальному государству под воздействием политического и имущественного неравенства одновременно. Расслоение различных групп, в первую очередь, происходило по их положению в системе властно- государственной иерархии, выполнению определенных управленческих функций.
Потребность в объединении значительных масс людей и больших территорий,
длительное сохранение общинной организации, органов племенной демократии было вызвано внешней угрозой, отражение которой возможно лишь при объединении усилий общинников. Военно-организаторские и управленческие функции в этих условиях закреплялись за военным вождем и его дружиной. Однако в результате завоевательных