Файл: Учебник по теории государства и права подготовлен в соответствии с.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 6093

Скачиваний: 209

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 2. Происхождение государства и права
План
1. Понятие и структура общества
2. Характеристика первобытного общества
3. Основные теории происхождения государства и права
4. Причины и пути возникновения государства и права
1. Понятие и структура общества
Понятие «общество» употребляется в узком и широком смысле. В узком смысле
под обществом понимают группу людей (организацию), объединенных по каким-либо признакам (интересам, потребностям, ценностям и т. д.), например, общество книголюбов, общество охотников, общество ветеранов войны и т. д.
В широком смысле под обществом понимается совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей на определенной территории, в рамках единой страны, единого государства. Однако надо иметь в виду, что общество возникло задолго до появления государства. Поэтому племенное (или родовое) общество существует в условиях отсутствия страны и государства.
Общество — это исторически сложившаяся на определенной территории
система отношений и форм жизнедеятельности людей. Общество состоит из отдельных индивидов, но не сводится к их сумме. Это системное образование,
представляющее собой целостный, саморазвивающийся социальный организм.
Системность общества обеспечивается особым способом взаимодействия и взаимозависимости его частей — социальных институтов, социальных групп и отдельных индивидов.
Основными признаками общества являются: наличие общей территории;
наличие социальной структуры; автономность и самодостаточность;
определенное социокультурное единство (общность культуры).
Территория — это определенное физическое пространство, на котором складываются и развиваются связи, отношения и взаимодействия между индивидами и социальными общностями. Территория с ее географическими и климатическими условиями оказывает существенное влияние на общественные отношения, на способы и формы жизнедеятельности людей, на обычаи, традиции, ценностные ориентации,
культивируемые в обществе.
Необходимо иметь в виду, что территория не всегда являлась одним из основных признаков общества. Первобытное общество в поисках пищи часто меняло территорию своего проживания. Но каждое современное общество как бы навечно «прописано» на
своей исторической территории.
Социальная структура (от лат. structura — строение) — совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных общностей, социальных институтов и отношений между ними.
Социальная общность — большая или малая социальная группа, обладающая общими социальными признаками. Например, рабочие, студенты, врачи, пенсионеры,
высший класс, средний класс, бедные, богатые и т. д. Каждая социальная общность занимает свое «индивидуальное» место в социальной структуре, обладает определенным социальным статусом и выполняет присущие ей функции в обществе.
Отношения между общностями регулируются социальными нормами.
Социальные нормы — исторически сложившиеся, устойчивые нормы, правила,
способы организации совместной деятельности в определенной сфере общества.
Социальные отношения — взаимоотношения между социальными общностями и социальными институтами (собственности, государства, семьи, производства,
образования, культуры, религии). Характер этих отношений зависит от положения,
которое занимает та или иная социальная общность в обществе, и от функциональной значимости того или иного социального института. Например, в тоталитарном обществе институт государства занимает доминирующее положение и навязывает всем свою волю, а господствующая элита преследует, прежде всего, свои личные интересы,
попирая интересы других социальных общностей.
Автономность и самодостаточность. Автономность — способность существовать самостоятельно и независимо от других обществ. Автономность означает, что общество обладает собственной территорией, собственной историей, собственной системой управления. Автономность — это также способность общества создавать в рамках своей функциональной системы относительно прочные социальные связи и отношения,
способные интегрировать все входящие в него социальные общности.
Самодостаточность – способность общества к саморегуляции, т. е. без вмешательства извне обеспечивать функционирование всех жизненно важных сфер,
например, воспроизводство численности, социализирование каждого нового поколения, обеспечивание преемственности своей культуры, удовлетворение материальных и духовных потребностей всех членов общества.
Социокультурное единство. Основными факторами социокультурного единства общества являются: общность основных социальных институтов (государства, семьи,
образования, финансов и т. д.), общность языка (в многонациональных обществах, как правило, существует язык межнационального общения — Россия, Индия, США и др.),
осознание принадлежности людей к единому обществу (например, все мы — россияне),
единство основных моральных ценностей и образцов поведения.
В порядке возрастания размеров и организационной сложности общества выделяются

такие его формы, как род, племя, союз племен и государство.
Исторически первой формой существования человеческого рода как общности людей явилась родовая община. Она возникает из естественных отношений. Здесь кровно- родственные отношения всегда оказываются наиболее общими и самыми естественными узами, связывающими людей. В процессе исторического развития общества менялись, прежде всего, основные формы общности людей — от родовой и соседской общинной, сословной и социально-классовой до современных социокультурных сообществ.
Сферы общества. Общество является сложной системой специально организованной человеческой жизнедеятельности. Как и любая другая сложная система, общество состоит из подсистем, крупных элементов человеческого общества, важнейшие из которых называют сферами общественной жизни.
Сфера жизни общества – определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами. Сферы общественной жизни представляют собой
крупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой
деятельности.
Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:
— социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т. д.);
— экономическую (производительные силы, производственные отношения);
— кратологическую, политическую (государство, партии, общественно- политические движения);
— духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование).
Социальная сфера — это отношения, которые возникают при производстве непосредственной человеческой жизни и человека как социального существа. Она включает в себя различные социальные общности и отношения между ними. Человек,
занимая определенную позицию в обществе, вписан в различные общности: он может быть мужчиной, рабочим, отцом семейства, городским жителем и т. д.
Социальная сфера — это сфера взаимоотношений имеющихся в обществе социальных групп, в том числе классов, профессиональных и социально-демографических слоев населения (молодежи, лиц пожилого возраста и др.), а также национальных общностей по поводу социальных условий их жизни и деятельности.
Экономическая сфера включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Это сфера функционирования производства. Для того,
чтобы произвести нечто, необходимы люди (рабочая сила), инструменты, станки,
материалы и т. д., т. е. производительные силы. В процессе производства, а затем обмена, распределения, потребления люди вступают в разнообразные отношения друг с

другом и с товаром, т. е. производственные отношения. Производственные отношения и производительные силы в совокупности составляют экономическую
сферу жизни общества. Здесь реализуется деятельность институтов управления экономикой. В экономической сфере осуществляется взаимодействие всех объективных и субъективных факторов развития экономики. Значение данной сферы для развития общества является основополагающим.
Духовная сфера — это область идеальных, нематериальных образований,
включающих в себя идеи, ценности религии, искусства, морали и т. д.
Структура духовной сферы жизни общества в наиболее общих чертах такова:
религия — форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественные силы;
мораль — система нравственных норм, идеалов, оценок, поступков; искусство
художественное освоение мира; наука — система знаний о закономерностях существования и развития мира; право – совокупность норм, поддерживаемых государством; образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения.
Кратологическая сфера. Это отношения власти, отношения, связанные с управлением отдельными людьми, их группами и обществом в целом. Взаимодействие отношений требует определенного согласования, упорядоченности, опирающейся на власть. Если ее нет, то невозможен процесс социализации (наступит хаос и пойдет процесс возвращения к первобытному обществу). Любое общество нуждается во власти,
примиряющей, улаживающей разногласия в обществе.
Политическая сфера является более узким понятием, чем кратологическая сфера,
которая связана с наличием государства и права. Политическая сфера есть пространство политической деятельности государства, классов, других социальных групп,
национальных общностей, политических партий и движений, разного рода общественных организаций. Их деятельность происходит на почве сложившихся политических отношений и направлена на осуществление их политических интересов.
Сферы общества не равнозначны. Согласно материалистическому подходу, выделяют
основополагающую сферу и подчиненные ей сферы. В любом обществе базисом
является экономическая сфера (индивид не может жить без обеспечения своего существования, это осуществляется с помощью производства). Производственные отношения входят в экономическую сферу — экономический базис.
Экономический базис определяет характер всех иных отношений в обществе. Те отношения, которые включены в остальные сферы, объединены термином
«общественная надстройка» (надстроечные отношения). Особенности надстроечных элементов, отношений состоят в том, что:
— они идеологичны (перед тем, как сложиться, они проходят через сознание людей);
— их содержание, в конечном счете, определяется экономическим базисом (не могут быть более развитыми, чем экономический базис);


— они обладают относительной самостоятельностью по сравнению с экономическим базисом, могут оказывать влияние на последний.
2. Характеристика первобытного общества
В марксизме первобытное общество обозначается термином
«первобытнообщинный строй», означающий самую первую общественно-
экономическую формацию. По мнению традиционных историков, марксистов и не только марксистов, все члены общества в это время находились в одинаковом отношении к средствам производства, и способ получения доли общественного продукта, который принято называть «первобытный коммунизм», был единым для всех. Для него характерен ряд особенностей.
В экономической сфере это проявилось в том, что:
— экономика имела присваивающий характер, т. е. люди довольствовались тем, что давала природа (охота и рыболовство, собирательство). Производительность труда была крайне низкой; все, что производилось, потреблялось. Естественно, что в таких условиях не могли возникнуть ни частная собственность, ни эксплуатация;
— разделение труда между людьми, его специализация осуществлялись на естественно-природной, половозрастной основе;
— распределение материальных благ, полученных в процессе труда, происходило на
уравнительных началах, независимо от вклада индивида в производство. При этом неукоснительно реализовывались два принципа (обычая): все, что производилось,
сдавалось в «общий котел»; все сданное перераспределялось между всеми, каждый получал определенную долю. На иных основах первобытное общество просто не могло существовать, оно было бы обречено на вымирание;
— отсутствовал систематический обмен произведенными материальными благами между людьми, так как не было прибавочного продукта, излишка материальных благ.
В социальной сфере — в отсутствии социальной дифференциации. Здесь индивид был поглощен полностью коллективом. Общественные интересы доминируют над личными.
В кратосфере: в первобытном обществе существует особый вид власти —
потестарная власть. Такая власть не оторвана от общества и не стоит над ним.
Социальная власть — это способность той или иной социальной общности — рода,
группы, класса, народа (властвующего субъекта) — подчинять своей воле людей
(подвластных), используя различные методы, в том числе и метод принуждения.
Особенности социальной власти в первобытном обществе. В догосударственный период социальная власть отличалась тем, что она:


— распространялась только в рамках рода, выражая его волю, и базировалась на кровных связях;
— была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, самоуправления, отсутствовали органы власти и управления, которые бы функционировали на профессиональной основе. Деятельность по управлению всегда сопровождается производством материальных благ. Должность старейшины не давала никаких привилегий, кроме уважения. Он работал вместе со всеми и получал свою долю, как и все. Власть старейшины основывалась исключительно на его авторитете,
уважении к нему других членов рода;
— не было потребности в профессиональных управленцах. Существовал один вид социальной власти — власть коллектива в целом;
— решения, принимаемые органами власти и управления, всегда отражали общие интересы, поэтому выполнялись без принуждения. Подчинение носило естественный характер;
— органами власти и управления выступали родовые собрания, старейшины,
военачальники и т. п., которые решали все важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества;
— носила личностный характер в том отношении, что распространялась на определенные личности, членов рода, не имея территориального характера.
В истории первобытного общества можно проследить такую социальную организацию власти: первобытное стадо — совет и вождь; родовая община — старейшина и совет, на время войны избирается вождь; племя — вождь, совет, старейшины, совет племени;
племенной союз — вождь союза, совет племенных вождей.
Все должности были выборными и сменяемыми, материально должность никак не поощрялась, должностные лица, по сравнению с остальными обладали лишь повышенным авторитетом.
Духовная сфера общества носила ярко выраженный мифологический характер,
поддерживаемый колдунами, жрецами, магами. Совершались обряды погребения,
охоты, задабривания богов. Появились зачатки неолитического искусства, в частности,
наскальная живопись, ритуальные танцы, песнопения, устные сказания.
Социальные нормы первобытного общества. Социальные нормы — это правила поведения, регулирующие отношения между людьми. Существовавшие в первобытном обществе социальные нормы называют мононормами. Мононормыэто
природообусловленные правила жизни, соединяющие в себе религиозные,
нравственные, эстетические, экологические начала, т. е. обязательные правила
поведения, в которых еще не дифференцировались различные нормы
социальной регуляции.