Файл: Учебник по теории государства и права подготовлен в соответствии с.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 6096

Скачиваний: 209

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
издавать законы, осуществлять правосудие, распространять власть на все население и др.;
3) неотчуждаемое верховное право.
Суверенитет имеет две стороны: внутреннюю — верховенство внутри страны и
внешнюю — независимость на международной арене.
Верховенство государства внутри страны проявляется: в исключительном праве представлять все общество, а не отдельные его части; в универсализме — власть в государстве распространяется на все население; в прерогативе — государство обладает правом издавать законы и тем самым определять масштаб свободы всех субъектов права.
Независимость государства проявляется: в признании данного государства международным сообществом в качестве субъекта международных отношений; в осуществлении самостоятельной внешней политики; в невмешательстве других государств во внутренние и внешние дела суверенного государства.
Виды суверенитета. Теории и практике известны три разновидности понятий суверенитета: народный, национальный, государственный.
Народный суверенитетэто само содержание демократии, основа
народовластия, право народа самому, своей волей определять свою судьбу.
Под национальным суверенитетом понимается верховное неотчуждаемое
право нации на самоопределение, т. е. право определять свою судьбу,
самостоятельно избирать ту или иную форму национально-государственного
устройства, решать вопросы политического, экономического, социально-
культурного, национального и иного характера с учетом объективных
экономических условий, прав и интересов совместно проживающих наций и
народностей, а также мнения других субъектов федерации.
Абсолютен ли суверенитет государства? В мире всегда существовали и существуют государства с формальным или ограниченным суверенитетом. Формальным суверенитет считается тогда, когда он юридически и политически провозглашается, а фактически, в силу распространения влияния других государств, диктующих свою волю,
не осуществляется.
Частичное ограничение суверенитета может быть
принудительным и добровольным.
Принудительное ограничение суверенитета может иметь место, например, по отношению к побежденному в войне государству со стороны государств-победителей.
Добровольное ограничение суверенитета может допускаться самим государством,
например, ради достижения определенных, общих для нескольких государств целей.
Добровольность ограничения суверенитета наблюдается также тогда, когда государства

вступают в федерацию и передают часть своих суверенных прав федерации.
6. Право (законодательство)
Право — это система общеобязательных норм, закрепленных в
законодательстве, а также в иных, признаваемых государством источниках и
являющихся общеобязательным критерием правомерно-дозволенного, а также
запрещенного и предписанного поведения.
Государство реализует свою власть, функции путем издания обязательных для всех законов либо санкционированием установившихся обычаев и созданием судебных прецедентов, получивших название «право» («позитивное право»). Без права государственная власть функционировать не может.
7. Сущность государства
«Сущность» как философская категория характеризует то главное в явлении, что определяет его природу, делает явление самим собой: при изменении сущности объект перестает быть тем, что он есть, и становится другим явлением.
Главным, основополагающим в государстве является государственная власть.
Государственная власть является одновременно и основным содержанием сущности государства, и важнейшим его признаком.
Общепризнанными считаются два критерия определения сущности государства:
принадлежность власти, т. е. кто ею обладает (формальная сторона), и интерес,
защищаемый государственной властью, т. е. чьим интересам служит государство
(содержательная сторона).
Чаще всего сущность государства определяется тем, чьим интересам служит
государственная власть. Исходя из этого критерия, сущность государства может быть:
1) классовой — в ее рамках государство рассматривается как организация политической власти, закрепляющая интересы определенного класса, политической силы;
2) общесоциальной — в ее рамках государство определяется как организация политической власти, обеспечивающая общественные интересы, концентрирующая интересы различных классов и слоев, большинства населения страны.
Узкоклассовый подход к определению понятия государства и к его сущности является крайностью. Однако, другой крайностью является и «общечеловеческий» подход к определению этого понятия. Отказываясь от одной, «чисто» классовой крайности,
осознанно или неосознанно авторы, приверженцы общечеловеческих ценностей и интересов, впадают в другую, не менее искажающую реальную действительность,
крайность.

В реальной жизни нет ни чисто классовых, ни чисто общечеловеческих государственных институтов, а следовательно, соответствующих им определений понятия государства. Истина, как это нередко случается, находится где-то на «золотой»
середине, т. е. сущность государства носит двойственный характер.
Третий подход к сущности (двойственный характер) представляется наиболее верным. Обе характеристики свойственны любому государству, но удельный вес того или иного начала неодинаков в различных государствах и на разных этапах его развития. Это обусловлено множеством факторов. Очевидно, что у демократически устроенного государства общесоциальные начала будут доминировать. У государства противоположной ориентации (например, тоталитарного) тоже будут присутствовать общесоциальные начала, но их удельный вес невелик, а основное содержание власти составляет выражение интересов и воли социальных слоев, стоящих у власти.


1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39

Тема 4. Государственный аппарат
План
1. Понятие государственного аппарата
2. Органы государства: понятие и виды
3. Принципы организации и деятельности государственного аппарата
1. Понятие государственного аппарата
Государственный аппарат — это система связанных между собой общими
принципами государственных органов, с помощью которых государство
выполняет свои задачи и функции.
Признаки государственного аппарата:
— государственный аппарат представляет собой целостную систему государственных органов, которая основана на общности целей и задач, единстве принципов его организации и деятельности. Его структурным первичным элементом являются государственные органы;
— органы, составляющие государственный аппарат, взаимодействуют как составные части строгой иерархической системы, основанной на подчинении нижестоящих органов вышестоящим, действующим в пределах своей компетенции;
— выражен, олицетворен в государственных служащих, чиновниках, т. е. состоит из особой группы людей, выделенных из общества и подготовленных для управления им,
осуществляющих эту деятельность профессионально и на постоянной основе;
— обладает монополией на легальное насилие;
— через него осуществляется государственная власть и выполняются функции государства;
— обладает необходимыми средствами для выполнения государственных задач и функций: материальными (например, деньги), информационными, организационными,
включая орудия принуждения;
— является официальным носителем государственного суверенитета.
Формы
деятельности
государственного
аппарата:
непосредственно-
управленческие и правовые. Они обусловлены содержанием его функций, которые он выполняет.
К правовым формам относятся: 1) правотворческая деятельность — издание
нормативных правовых актов, судебных прецедентов, нормативных правовых договоров; 2) правоисполнительная деятельность — реализация юридических норм;
надзор и контроль за соблюдением законов, привлечение виновных к юридической ответственности; 3) судебная деятельность.
Система государственного аппарата. Аппарат государства подразделяется на следующие крупные подсистемы.
Чаще всего, государственный аппарат делится на систему законодательных
органов, систему исполнительных органов и систему судебных органов.
Возможно подразделение государственного аппарата на две подсистемы (в
зависимости от места органа в государстве):
— подсистему высших органов государства (представительные органы, глава государства, правительство и т. д.);
— подсистему органов правопорядка (суд, прокуратура), а также силовые структуры (армия, полиция, разведка), которые выполняют решения высших органов государства.
2. Органы государства: понятие и виды
Орган государства — звено государственного аппарата, участвующее в
осуществлении определенных функций государства и наделенное в этой связи
властными
полномочиями.
Государственные органы
— своеобразный инструментарий осуществления власти.
Признаки государственного органа:
— представляет собой самостоятельный элемент государственного аппарата;
— деятельность направлена на удовлетворение общественных (пуб​личных)
интересов;
— образован и действует на основе правовых актов. Порядок его формирования и деятельности строго регламентирован нормативными правовыми актами
(конституцией, законами, подзаконными актами). Он может действовать по принципу:
можно только то, что предписано соответствующим нормативным правовым актом (в отличие от граждан, которые, в большинстве случаев, действуют по принципу: можно все, что не запрещено законом);
— деятельность носит публично-властный характер и оформляется, в подавляющем большинстве случаев, в виде формально-правовых решений, подлежащих опубликованию;
— наделен властными полномочиями, т. е. способностью осуществлять

государственную власть и принимать значимые для общества решения, обеспечивать их реализацию. Властные полномочия органа государства выражаются в его компетенциях (полномочиях);
— состоит из государственных служащих. Как уже отмечалось, деятельность чиновников (государственных служащих) в составе публично-властных органов носит,
преимущественно, профессиональный и, в силу этого, возмездный характер;
— имеет соответствующую материальную базу и финансовые средства, которые требуются для осуществления его компетенции;
— имеет свой предмет ведения (содержание деятельности), выполняет свойственные только ему задачи и функции, активно участвует в реализации функций государства;
— обладает определенной экономической и организационной обособленностью и самостоятельностью, структурно обособлен и юридически оформлен;
— образуется от имени государства и действует по его поручению.
Основным признаком органа государства считают его государственно-властные
полномочия — это юридически закрепленные возможности осуществлять
государственную власть, принимать от имени государства юридически значимые
решения и обеспечивать их реализацию. Данное явление конкретизируется в
понятии компетенции.
Компетенция — это содержание и объем властных полномочий, которые имеет
государственный орган, а также то или иное должностное лицо, которые
закрепляются в соответствующем юридическом документе. Компетенция судов,
других государственных органов (юрисдикционных), уполномоченных решать юридические дела, охватывается понятием юрисдикции.
Термин «юрисдикция» иногда используется для обозначения того, в чьем ведении
(какого государственного органа) находятся те или иные объекты, имущество.
Государственные органы реализуют свою компетенцию в форме: а) издания предписаний общего характера (нормативные акты), б) принятия предписаний индивидуального характера (акты применения).
Виды государственных органов.
— в зависимости от содержания и объема компетенции:
— общей компетенции, которая охватывает все вопросы, которые относятся к данному предмету ведения (например, правительство в области управления);
— специальной компетенции, в которую входят только точно поименованные в юридическом документе вопросы. В области управления органом специальной